Программа курса и методические указания для студентов специальностей 071401 «Социально-культурная деятельность» icon

Программа курса и методические указания для студентов специальностей 071401 «Социально-культурная деятельность»


Смотрите также:
Программа курса и методические указания для студентов специальности 071401 «Социально-культурная...
Программа курса и методические указания для студентов специальностей 071401...
Программа курса и методические указания для студентов специальности 071401 «Социально-культурная...
Программа курса и методические указания для студентов специальности 071401 «Социально-культурная...
Программа курса и методические указания для студентов специальности 071401 «Социально-культурная...
Программа курса и методические задания для студентов специальности 071401 «Социально-культурная...
071401 «Социально-культурная деятельность»....
Учебная программа для студентов очной и заочной форм обучения специальности 071401...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 071401...
Методическое пособие по написанию курсовых и дипломных работ для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного обучения специальности 071401...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 071401...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5
скачать
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Министерство культуры

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

_____________Фомичева И.Г.

______ _____________2010 г.


Литература

Программа курса и методические указания для студентов специальностей

071401 «Социально-культурная деятельность»

071301 «Народное художественное творчество»


^ «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»

Автор работы____________Барыкин А.В.


Рассмотрено на заседании кафедры культурологии

«___» _______________ 2010 г., протокол № ___

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

^ «РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТНОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 60 стр., тираж 50 экз.

Зав. кафедрой_______________________Васильева Е.Н.

«_____»_________________2010 г.


Рассмотрено на заседании УМК

(Институт сервиса и социально-культурных коммуникаций

«____»_____________2010 г., протокол №

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК____________Демьянова М.В.

«____»_____________________2010 г.


«СОГЛАСОВАНО»:

Начальник УМУ_____________Алямкина Н.Н.

«____»_____________________


«СОГЛАСОВАНО»:

Начальник ________ Соколова Н.П.

«___»______________________2010 г.


2010 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,2


Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины (выписка из стандарта основной образовательной программы),,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,4


Тематический план дисциплины,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,7


Рабочая программа,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,11


Темы семинарских занятий,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,46


Контрольные вопросы. Темы рефератов,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,.85


Рекомендуемая литература,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,95


Словарь понятий современной отечественной литературы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,97


Введение

Целью настоящего курса является рассмотрение теоретических положений литературоведения, а также закономерных особенностей становления мировой литературы от ее истоков до настоящего времени, исходя из эстетических и мировоззренческих концепций, определяющих тот или иной художественный метод, диалектической взаимосвязи традиции и новаторства, анализа творчества отдельно взятых художников, оригинальности их индивидуально-авторского подхода к изображению

Сложность представленного курса обусловлена многообразием литературных эпох, сменой художественных парадигм, обилием произведений. Осваивая основные вехи историко-литературного процесса, студенты знакомятся с некоторыми теоретическими аспектами литературы, ее категориальным аппаратом, понятиями, связанными с методологией анализа художественного текста.

В учебно-методическом комплексе основное внимание сосредоточено на изучении наиболее значимых литературных явлений, на именах тех писателей, чье творчество оказало существенное влияние на последующее развитие литературы.

Достижение заявленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. создание представлений о закономерностях развития литературы в целом и в отдельные периоды;

  2. анализ основных литературных тенденций, художественных принципов, стилевых особенностей;

  3. формирование умений и навыков разбирать произведения с учетом их идейно-тематического содержания, жанровой и композиционной специфики, поэтики, а также места в историко-литературном процессе;

  4. овладение рядом теоретических понятий, связанных с худо­жественными особенностями произведений, мировоззренческими и эстетическими представлениями эпохи их создания и самого автора.

Материал тематического плана расположен в строгой логической и хронологической последовательности. Практическая часть курса ориентирована на изучение произведений, разных по родовой принадлежности, направлениям, жанрам. Это способствует закреплению полученных сведений о сущности литературы как искусства в неразрывном единстве и целостности ее фундаментальных понятий.

Темы семинарских занятий предполагают обращение к различным методологическим подходам (культурно-историческому, сравнительно-типологическому, герменевтическому, мифокритическому) - что расширяет представление о путях анализа, альтернативных формах его проведения. Программой курса предусмотрены воспроизводящие семинарские занятия, требующие от студента репродуктивных действий, и аналитические, побуждающие к активному осмыслению материала, поиску вариативных решений поставленной задачи.

^ Умения и навыки, которые должны приобрести студенты в процессе изучения курса.

  1. Владеть основными литературоведческими понятиями в их системно-структурных связях.

  2. Уметь выделять идейно-тематическое содержание произведения, особенности художественной формы, функциональный аспект образа.

  3. Различать основные закономерности литературного процесса, типичные явления художественных направлений, традиционные и новаторские черты творчества определенного автора.

  4. Ориентироваться в основных этапах развития зарубежной и отечественной литературы.

  5. Применять различные методы анализа литературных произведений, приемы интерпретации художественных текстов.


Форма отчетности: в первом семестре – зачет, во втором – экзамен.


Курс рассчитан на следующее количество часов:

^ 071401 «Социально-культурная деятельность»:

ОДО. Всего 204 ч., из них: 68 лек., 34 сем, 102 с.р.с;

ОЗО (3,5). Всего 408 ч., из них: 12 лек., 10 сем, 386 с.р.с;

ОЗО (5). Всего 410 ч., из них: 16 лек., 8 сем, 386 с.р.с.

071301. «Народное художественное творчество»:

ОДО. Всего 350 ч., из них: 68 лек., 68 сем., 214 с.р.с;

ОЗО. Всего 380 ч., из них: 12 лек., 8 сем., 360 с.р.с.

^ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Выписка из стандарта основной образовательной программы

ОПД.Ф.01 Литература

Специальность 071301 «Народное художественное творчество»

Взаимосвязь литературы с устным народным творчеством. Слово и образ. Жанры и стили литературного творчества. Методы анализа литературного текста. История литературного творчества; происхождение устных и письменных форм словесности, художественной литературы.

История русской словесности и литературы. Понятие о русском устно-поэтическом народном творчестве; памятники литературы Древней Руси, русские летописания, апокрифы в русской письменности, русская духовная поэзия и проза. Русская классическая литература: эстетические, нравственные, философские, социальные ценности и идеалы. Творчество выдающихся деятелей отечественной и зарубежной литературы, знаменующее важнейшие фазы истории национальной и мировой художественной культуры. Особенности и проблемы современного литературного процесса в России.

Памятники литературы Древнего Востока; классические литературные жанры античности; литература европейского Средневековья и эпохи Возрождения; основные литературные направления Нового времени. Реализм, модернизм и постмодернизм в литературе ХХ – начала ХХI вв.; взаимодействие литератур различных культурных регионов.


^ ОПД.Ф.06. Литература

Специальность 071401 «Социально-культурная деятельность»

Предмет, задачи и структура курса. Слово и образ. Жанры и стили литературного творчества. Методы анализа литературного текста. История литературного творчества; происхождение устных и письменных форм словесности, художественной литературы. Памятники литературы Древнего Востока; классические литературные жанры античности; литература европейского Средневековья и эпохи Возрождения; основные литературные направления Нового времени. История русской словесности и литературы. Понятия о мифах древних славян и русском устнопоэтическом народном творчестве; памятники литературы Древней Руси, русские летописания, апокрифы в русской письменности, русская духовная поэзия и проза. Русская классическая литература: эстетические, нравственные, философские, социальные ценности и идеалы. Творчество выдающихся деятелей отечественной и зарубежной литературы, знаменующее важнейшие фазы истории национальной и мировой художественной культуры. Особенности и проблемы современного литературного процесса в России. Реализм, модернизм и постмодернизм в литературе ХХ – начала ХХI вв.; взаимодействие литератур различных культурных регионов.


^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Специальность 071301 «Народное художественное творчество»



Темы


Лекции

одо/озо

Семин.

одо/озо

СРС

одо/озо

Формы контроля


Взаимосвязь литературы с устным народным творчеством.

2




4 / 5

Проверка учебных материалов

Слово и образ.

2

2

4 / 5

Проверка конспектов по заданной литературе

Жанры и стили литературного творчества. Классические литературные жанры античности.

2

10

4 / 5

Собеседование по текстам сообщений

Методы анализа литературного текста.

2

4

8 / 5

Дискуссия

История литературного творчества; происхождение устных и письменных форм словесности, художественной литературы.


2




2 / 5

Мини-опрос по теме

Памятники литературы Древнего Востока.

2




4 / 5

Проверка знаний содержания худ. текстов

Литература европейского Средневековья и эпохи Возрождения

4 / 1

4

5 / 10

Проверка учебных материалов (конспекты, рефераты и др.)

Основные литературные направления Нового времени.

8 / 2

6

10 / 15

Собеседование по текстам сообщений

Реализм, модернизм и постмодернизм в литературе ХХ – начала ХХI вв ; взаимодействие литератур различных культурных регионов

10 / 3

8 4

15 / 25

Проверка учебных материалов (конспекты, рефераты и др.)

^ Итого за первый семестр

34 / 6

34 / 4

56 / 80




История русской словесности и литературы. Понятие о русском устно-поэтическом народном творчестве.

2




4

Мини-опрос по теме. Дискуссия.

Памятники литературы Древней Руси, русские летописания, апокрифы в русской письменности, русская духовная поэзия и проза.

4

2

4

Проверка учебных материалов (конспекты, рефераты и др.)

Русская классическая литература: эстетические, нравственные, философские, социальные ценности и идеалы. Творчество выдающихся деятелей отечественной литературы,

20 / 4

30 / 4

30

Проверка знаний содержания худ. текстов. Проверка учебных материалов (конспекты, рефераты и др.)


Особенности и проблемы современного литературного процесса в России.


8 / 2


2

20

Мини-опрос по теме. Дискуссия.

^ Итого за второй семестр

34 / 6

34 / 4

58 / 80





Специальность 071401 «Социально-культурная деятельность»


Темы


Лекции

одо/озо

Семин.

одо/озо

СРС

одо/озо

Формы контроля

Слово и образ.

2




2 / 5

Проверка учебных материалов

Жанры и стили литературного творчества. Классические литературные жанры античности.

2

2

5 / 28

Проверка учебных материалов (конспекты, рефераты и др.)

Методы анализа литературного текста.

2




6 / 15

Мини-опрос по теме. Дискуссия

История литературного творчества; происхождение устных и письменных форм словесности, художественной литературы.


2




2 / 18

Проверка знаний содержания худ. текстов.

Памятники литературы Древнего Востока.

2




4 / 10

Проверка учебных материалов

Литература европейского Средневековья и эпохи Возрождения

4/2 /1




8 / 20

Проверка учебных материалов (конспекты, рефераты и др.)

Основные литературные направления Нового времени.

10/2 /2

2

10 / 40

Мини-опрос по теме. Дискуссия

Реализм, модернизм и постмодернизм в литературе ХХ – начала ХХI вв ; взаимодействие литератур различных культурных регионов

10/4 /3

4/ 4/ 4

15 / 60



Проверка знаний содержания худ. текстов. Проверка учебных материалов (конспекты, рефераты и др.)

^ Итого за первый семестр

34/ 8 /6

16/ 4 / 4

52 / 196




История русской словесности и литературы. Понятие о мифах древних славян и русском устно-поэтическом народном творчестве.

2




4 / 10

Мини-опрос по теме. Дискуссия.

Памятники литературы Древней Руси, русские летописания, апокрифы в русской письменности, русская духовная поэзия и проза.

4

2

6 / 20

Проверка учебных материалов

Русская классическая литература: эстетические, нравственные, философские, социальные ценности и идеалы. Творчество выдающихся деятелей отечественной литературы.

20/ 4

14/4

24 / 90

Проверка знаний содержания худ. текстов. Проверка учебных материалов (конспекты, рефераты и др.)


Особенности и проблемы современного литературного процесса в России.


8 /2


2

16 / 70

Мини-опрос по теме. Проверка учебных материалов. Дискуссия.

^ Итого за второй семестр

34/ 6

18 /4

50 / 190





Примечание: в таблице простым шрифтом указаны часы для ОЗО – 5 л., курсивом – для 3,5 г.


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Содержание курса

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ


1. Слово и образ

Многозначность понятия «художественный образ». Образ как универсальная форма выражения содержания в художественной литературе. Образный характер мысли и чувства в литературном творчестве. Художественное произведение как система образов. Внутренняя структура образа. Неисчерпаемость, многозначность, условность, наглядность, общедоступность образной мысли. Типология образов людей (персонажи), приро­ды (пейзаж), вещей, обстановки (интерьер, экстерьер); услов­ность классификации. Ведущая роль образа человека. Понятия образа — персонажа, действующего лица, героя, характера, типа, образа автора, повествователя, рассказчика, лирического героя и пр. Типы образов: индивидуальные, характерные, типичные, образы-мотивы, архетипы, мифологемы, хронотопы. Многообразие форм художественной типизации. Художе­ственный образ как результат пос­ледовательных стадий творческого акта (отбора, оценки, обоб­щения и художественного воплощения), как результат диалектического единства типи­ческого и индивидуального. Понятие «тип» (с греч. «отпечаток», «форма», «образец»); тип как обоб­щенный образ человеческой индивидуальности, проявляющей себя в конкретном обществе в определенное время. Тип и два способа художественного мышления (реалистический и ро­мантический). От типа к характеру. «Характер – это присущий исторической обстановке, изображенный в произведении писа­телем тип человеческого поведения (поступков, мыслей, пере­живаний), преображенный соответственно эстетическим нормам писателя» (Л.И.Тимофеев). Общее и индивидуальное в художественном образе. Деталь как средство художественной индивидуализации. Типология деталей.

^ 2. Жанры и стили литературного творчества

Учение о литературном процессе. Родовое и жанрово-видовое деление художественной литературы

Художественная литература как динамическая, исторически изменяющаяся система. Соотношение понятий «род», «вид» и «жанр». Закономерности рождения, развития и упад­ка жанровых и видовых образований. Проблема их классификации. Система признаков родового членения: 1) пред­мет изображения; 2) отношение к нему речевой структуры; 3) спо­собы организации художественного времени и пространства (хро­нотопа). Предпосылки дальнейшего деления на виды и жанры. Род – «ряд литературных произведений, сходных по типу своей речевой организации и познавательной направленности на объект или субъект, или сам акт художественного высказывания: слово либо изображает предметный мир, либо выражает состояние говорящего, либо воспроизводит процесс речевого общения» (М.Эпштейн). А.Н.Веселовский о синкретизме древнейшей поэзии и начале дифференциации поэ­тических родов. Теория подражания («мимесис») и система лите­ратурных родов в трактате Аристотеля «Об искусстве поэзии» («Поэтика»). Три способа подражания в поэзии, членящие ее на три рода. Продолжатели формальной родовой дифференциации в немецкой эстетике на рубеже XVIII—XIX вв.: Гете, Шиллер, Авг. Шлегель и Шеллинг. Родовое и жанрово-видовое деление литера­туры в теории классицизма (Н. Буало). Содержательный принцип ро­дового членения у Гегеля: «триада»: объект – в эпо­се, субъект – в лирике, синтез – в драме. Учение В. Г. Белинского о жанровой систематизации литературных произведений. Современные учения о родовом и жанрово-видовом делении ху­дожественной литературы. Синтетические интерродовые образования: лиро-эпика, драма для чтения, лирическая драма и пр.


^ Эпос как род. Эпические жанры

Объективное отражение процессов общения человека с ми­ром, протекающих во времени и пространстве как основа эпичес­ких (и драматических) произведений. Предрасположенность к сю­жетности. Полная свобода эпического произведения в организа­ции хронотопа, выражении авторского сознания и способах повествования. Универсальность арсенала средств литературного изображения и выражения (монолог, в том числе внутренний, диалог, полилог, описание быта, природы, наружности, поведе­ния и душевных состояний героев, их действий, поступков и т. д.). Неограниченность объема, произвольная речевая структура. Не­исчерпаемые возможности в осуществлении познавательной фун­кции литературы. Основные виды и жанры эпоса. Сказка как веду­щий вид фольклора, основанный на повествовании с установкой на вымысел. Жанровые модификации сказки: волшебные, бога­тырские, бытовые, сказки о животных, докучные и пр. Специ­фика литературной сказки. Предание как легендарное сказание, основанное на воспоминании о подлинных исторических собы­тиях, преображенных народной фантазией. Разновидности геро­ического эпоса, бытующего в устной и письменной форме, повествования о подвигах героев-богатырей: былины, саги, руны, героические поэмы и пр. Эпопея – монументальное историко-героическое повествование о событиях, имеющих общенациональное значение. Эпи­ческая поэма — крупное повествовательное произведение, преимущественно в стихотворной форме. Роман – большая эпичес­кая форма, повествование о судьбе одного или нескольких геро­ев. Происхождение романа, его жанровые раз­новидности: авантюрный, исторический, психологический, са­тирический, фантастический (научно-фантастический), публи­цистический, семейно-бытовой, философский роман и пр. Осо­бенности романного построения. Повесть – средняя эпическая форма, где действие проходит через однотипные ситу­ации. Промежуточное положение повести между романом, рассказом и новеллой. Рассказ и новел­ла – малые эпические формы, где действие ограничено одной конфликтной ситуацией. Художественные свойства, обусловлен­ные их малым объемом. Очерк – разновидность малой эпической формы, основанная на реальном жизненном материале и тяготеющая к публицистике. Очерк документальный, публицистический и художественный. Басня – малая эпическая форма дидактической литературы. Ее жанровые характеристики: повествование, «мораль» (нравственный вывод, поучение), аллегоризм.


^ Драма как род. Драматические жанры

Воспроизведение человека и мира в действии, мысленно или реально представленном на сцене; сознательный отказ от пове­ствования. Синтез объективного и субъективного факторов лите­ратурного творчества в драме. Монологическая и диалогическая речь как основа драматического произведения. Игра актеров (ми­мика, жесты, интонации, эмоциональная окрашенность речи), деятельность режиссера, художника, костюмера, роль декораций, сценографии и других внешних факторов в построении сцени­ческого образа драматургического действия. Обостренность дра­матического конфликта как отражение социально-исторических противоречий. Действие внешнее и внутреннее. Хронотоп в художественном мире драмы. Мера услов­ности и правдоподобия. Основные виды и жанры драмы; их за­рождение и историческая эволюция. Народный театр и его фор­мы: раек, вертеп, балаган и пр. Античная драма; трагедия и коме­дия: их происхожде­ние и сущностные признаки. Трагедия как вид дра­мы, характеризующийся неразрешимым конфликтом, высоким социальным статусом действующих лиц и соответствующими сти­листическими средствами («значительная» тематика, обилие мо­нологов, преимущественно стихотворная речь, пафосный тон театральной декламации). Катарсис – душев­ное очищение как результат потрясения, которое испытывает зри­тель трагического спектакля, объятый ужасом и состраданием. Жанровые модификации трагедии. Комедия как вид драмы, проти­воположный трагедии, характеризующийся облегченным конф­ликтом, сниженными, демократическими персонажами, обили­ем смешных положений, остроумных диалогов, юмористической или сатирической направленностью. Происхождение комедии, ос­новные этапы ее развития. Жанровое многообра­зие комедии: комедия характеров, комедия нравов (бытовая), ко­медия положений, комедия интриги, комедия масок, комедия буфф (буффонада), лирическая комедия, сатирическая комедия, водевиль и пр. Драма как вид драматургического рода, характеризую­щийся формально-содержательными признаками промежуточного свойства; ее основной предмет – драматизм повседневной жиз­ни частного человека (не поднимающийся до неразрешимого тра­гического конфликта, но и не опускающийся до несообразности комических ситуаций). Широкий диапазон жанровых форм дра­мы, многообразие средств художественного изображения. Специ­фическая жанровая система средневекового театра: литургичес­кая драма, мистерия, миракль, моралите, фарс. Театр эпохи Воз­рождения, классицизма, романтизма, реализма, модернизма. Постепенное размывание жанровых границ.

^ Лирика как род. Лирические жанры


Отражение чувств, мыслей и переживаний лирического «я», самовыражение субъективного мировосприятия – основа лири­ки как литературного рода. Вторичность реалий внешнего мира, событийного плана и сюжетных коллизий. Гегель о совмещении в лирике субъекта и объекта в одном лице. Проблема лирического героя. Различные формы лирического высказывания: монологичес­кая, диалогическая, ролевая, объективная, «сюжетная» и пр. Ли­рическая медитация как выражение чистого лиризма. Первона­чальная связь с музыкой. Преимущественное тяготение к стихо­творной форме. Закономерности развития лирической темы; их органическая зависимость от речевых и версификационных уров­ней художественной структуры; «единство и теснота стихового ряда», механизм рифмы и т. п. Интонация как организующий фак­тор лирической композиции. Ассоциативность лирики. Текст и внетекстовые связи: их значение для творческого и воспринима­ющего сознания. Условность, ограниченность объема, концент-рированность лирического высказывания, многозначность слова в лирическом контексте. Генезис и историческая эволюция лири­ки. Песенная лирика в устной народной поэзии (песни обрядо­вые: свадебные, похоронные, рекрутские, игровые, хороводные). Античная лирика: декламационная и песенная; сольная и хоровая; элегия, ямбы, эпиграмма, ода, дифирамб, эпиталама, пеаны, призывные гимны. Средневековая лирика про­вансальских трубадуров: альба, пасторелла, сирвента, тенсона, плач; и северофранцузских труверов: ткацкие песни, песни о не­удачном замужестве, песни о крестовых походах. Лирика эпохи Возрождения и классицизма: канцона, мадригал, сонет, ода, са­тира, элегия, идиллия. Экспансия лиризма в эпоху романтизма. «Смешение и смещение жанров» (Б. Эйхенбаум) в реалистичес­кой лирике. Современная лирическая поэзия. Тематический прин­цип жанрово-видового деления: лирика любовная (интимная), гражданская, пейзажная, философская. Лиризм как составной элемент эпоса, драмы и смешанных форм (лиро-эпика: поэма, баллада и пр.).

^ Стили литературного творчества


Историзм категории «стиль». Возникновение индивидуальных стилей в русской литературе 18 века в рамках систем образного воспроизведения действительности. Теория «слога» («колорита») творчества в статьях В. Г. Белинского (каждый истинный художник творит «для своих идей свои формы»). Границы употребления термина (стиль национальный, стиль эпохи, направления, течения, стиль писателя) с точки зрения современного литературоведения. Стиль и язык. «Лингвистическая» концепция стиля (теория «общего» стиля А. М. Пешковского). Теория «литературного» (В. В. Виноградов) образного стиля. Современное литературоведение о «стилеобразующих факторах» в художественном творчестве. Различные определения и толкование понятия «стиль». Совокупность формальных средств, свойственных тому или иному направлению (И. Кон, В. Шкловский); содержательная форма (Г.Н. Поспелов, А.Н. Соколов), общность идейно-художественных свойств, соотнесенных с эпохой, «стиль эпохи» (И. Кон, Н. Винер, Б. Христиансен, П. Саккулин). Стиль писателя. Понятие неповторимости творческой индивидуальности. Стиль писателя и национальное своеобразие литературы. Литературный стиль – осуществление художественного метода, органичное, целенаправленное единство ведущих свойств содержания и формы отдельного произведения или творчества писателя в целом. Проблема рационального и интуитивного, сознательного и бессознательного в художественном творчестве. Стилевое своеобразие писателя. Стилеобразующие факторы. Стилизация. Субъективность и субъективизм, оригинальность и оригинальничание, манера и манерность.


^ 3. Методы анализа литературного текста

(Теоретико-методологические проблемы изучения литературы )


1. Биографический. Один из первых научных способов изучения литературы, разработанный в эпоху романтизма французским критиком, поэтом и писателем Ш.О. Сент-Бев. Отправным моментом в интерпретации произведения является эвристическая установка: литературное окружение автора, его психологическая биография и судьба. Биография и личность писателя ориентированы на отношение «автор – произведение», в котором «автор» – прежде всего конкретный живой человек с собственными мыслями, чувствами, живущий в свое время (что, несомненно, определяет выбор тем и сюжетов его произведений). Однако личность писателя как творца не тождественна его произведению. Для пользования этим методом необходимы энциклопедические знания и интуиция.


2. Культурно-исторический. Разработан во второй половине Х1Х века французским философом, историком и литературоведом И.-А. Тэном. Этот метод трактует литературу как запечатление духа народа в разные этапы его исторической жизни. Творчество писателя обусловливается мировоззренческими, религиозными, эстетическими принципами современности. Поиски общих причин появления художественного произведения позволяют рассматривать его как документ эпохи. Главным предметом культурно-исторического анализа является конкретно-историческое содержание художественного образа и его общечеловеческое значение.


3. Сравнительно-исторический. Сложился в России в последней трети Х1Х века. Родоначальником его стал А.Н. Веселовский. Базируется на изучении генетических литературных связей произведений, независимых типологических общностей. В центре внимания оказывается проблема литературных влияний, традиций, проблема «диалога» творческих индивидуальностей и национальных культур, а также типология художественных творений, близких друг другу своими формально-содержательными свойствами. Этот метод позволяет на примере одного произведения глубже понять жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные черты, художественные образы другого, обнажить духовное единство, «вечные» темы мировой литературы.


^ 4. Формальный метод. С этим методом прежде всего связывают работу Русской формальной школы (сер. 10-х по сер. 20-х гг.). Русские формалисты составляли две группы: ОПОЯЗ («Общество изучения поэтического языка») и «Московский лингвистический кружок». Члены этих групп: В. Виноградов, Е. Поливанов, Г. Винокур, Р. Якобсон, Ю. Тынянов, В. Шкловский, Б. Эйхенбаум, Б. Томашевский и др. Основополагающим в подходе к художественному произведению (как правило, поэтическому) было утверждение, что именно форма делает поэзию поэзией. Этим методом даже признавалась возможность саморазвития поэтической формы вне зависимости от содержания. Тезис В. Шкловского «искусство как прием»: «прием» как главный инструмент создания художественного произведения; именно с помощью различных поэтических приемов, сознательно применяемых авторами, предметы и явления реальности превращаются в факт искусства. Приемы могут быть традиционными и новаторскими. Один из важнейших приемов – «остранение» (от «странный) (В. Шкловский). Он связан с представлением в произведении знакомых вещей в неожиданном, «странном» свете; только таким образом можно привлечь внимание читателя, выводя его из «автоматизма восприятия» (это могут быть приемы иронии, парадокса и пр.).


5. Герменевтический (греч. hermeneutike — истол­кование). Основан на теории интерпретации текста; герменевтика – наука о по­нимании смысла. Этимологию герменевтики соотносят с именем бога торговли, покро­вителя дорог – Гермеса, который, согласно древнегречес­кой мифологии, передавал повеления олимпийских богов людям. Предметом литературной герменевтики, как и фило­софской, является интерпретация, понимание. Функция интерпретации состоит в том, чтобы научить, как следу­ет понимать произведение искусства в его абсолютной художественной ценности. Инструментом интерпрета­ции считается сознание воспринимающей произведение личности, т.е. интерпретация рассматривается как про­изводная от восприятия литературного произведения.

Герменевтический опыт характеризуется, с одной стороны, принадлежно­стью к традиции, с другой — осознаваемой историчес­кой дистанцией, разделяющей говорящего и интерпре­татора. Позитивная роль времен­ного интервала заключается в его способности служить фильтром; благодаря дистанции во времени снимаются частные познавательные интересы, что ведет к подлинно­му пониманию.

Художественное произведение является фактом куль­туры, и при его интерпретации необходимо реконст­руировать его место в духовной истории человечества. Главное в герменевтической интерпретации не толь­ко историческая реконструкция литературного текста и последовательное усреднение нашего исторического контекста с контекстом литературного произведения, но и расширение осведомленности читателя, помощь ему в более глубоком понимании себя. Поэтому понимание текста, постижение его значения — не просто чтение, но и исследование, которое, начинаясь с рационального осмысления, должно вести к осознанному восприятию. Осознание системы ценностей той или иной эпохи по­могает поместить произведение в его исторический кон­текст и оценить его во всем его своеобразии.


6. Структурный анализ ставит перед собой цель не столько выявить неповторимую уникальность художественного произведения, сколько определить внутренние закономерности его построения, универсальные принципы, присущие всем литературным текстам вне зависимости от их конкретного содержа­ния. Произведение рассматривается как некая целостность, состоящая из отдельных элементов, но изучаются не они, а отношения между ними, системы их взаимосвязей и взаимодействие самих этих систем (фонологических, ритмических, лексических и т.п.), так как структура и есть система внутренних взаимозависимостей художественного произведения. В связи с тем, что внимание структуралистов сосредоточено прежде всего на литературной форме, свою поэтику они именуют «морфологией» литературы.


^ 7. Психологическая школа сложилась в ев­ропейском и русском литературоведении к концу 19 в. В основе школы — исследование внутренней, душев­ной жизни человека, обусловленное идеей о том, что искусство выражает все то, что человек носит в себе: субъективные впечатления внешнего мира и собствен­ные переживания индивида. Общепринятому представлению о Божьем, высшем, даре противопоставлена реальная психология творческого процесса. Художник-творец в определенный момент своей жизни испытывает со­стояние, близкое к восторгу. Но подлинные шедевры создаются в моменты успокоения, ясности. Вдохнове­ние — это результат работы мысли, хотя сознательному действию ума действительно предшествует неосознан­ный порыв души, от которого художник «освобождает­ся» в творчестве. Особенно наглядно это проявляется в лирике. Лирическая «переработка чувств» содейству­ет раскрытию души автора. Художник, по мнению Психологической школы, выражает свои личные впечатления от действительности, создает историю своей души, а за­тем наступает самостоятельная жизнь его создания, и каждый раз образ наполняется в процессе восприятия новым содержанием. Свойство всякого художественного произведения состоит в неподвижности образа и измен­чивости содержания. Любое явление искусства по своей природе иносказательно; разнообразие жизни в нем сводится к концентрирующим смысл формулам. Читатель становится своего рода переводчиком, он переводит про­изведение на язык своей эпохи, на язык своего личного опыта и видоизменяет данное ему. Но все разнообраз­ные «переводы» восходят к единому оригиналу. Здесь про­является мера субъективного и объективного начал в пси­хологии восприятия.


^ ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА


4. Происхождение дописьменных и письменных форм словесности, художественной литературы


Дописьменные формы словесности. Возникновение письменности в результате становления первых цивилизаций Древнего Востока (4 – 2 тыс. до н. э. от Египта и государств Междуречья на Западе до Китая на Востоке. Египетские и китайские иероглифы, клинопись Шумер и Вавилонии, значки протоиндийской цивилизации. Синкретичность и неиндивидуальность древнего искусства. Мнемоническая функция письма, фиксация информации, в которой отражается мифологическое сознание. Особенности мифического миропонимания. Мифы и их разновидности (космогонические, календарные, эсхатологические и др.).


^ 5. Памятники литературы традиционного Востока

Литература Шумера и Вавилонии. «Сказание о Гильгамеше»: образы главного героя Уруки Гильгамеша и его друга Энкиду, тема тайны бессмертия и трагичности жизни человека. Литература Древнего Египта. Дидактизм «Книги мертвых»; миф об Осирисе в жанре мистерии. Литература Древней Индии. «Веды»: два типа текстов – шрути («услышанные», связанные с сакральной функцией) и смирити («запоминаемые», не носящие священного характера, написанные в афористическом жанре); поэтические эпопеи «Махабхарата» и «Рамаяна» как шедевры древнеиндийской литературы: особенности развития сюжетов. Литература Древнего Китая. «И Цзин» («Книга перемен»): связь книги с гадательной практикой, философское содержание – 64 гексаграммы, описывающие без исключения ситуации, из которых складывается судьба человека; жанровая разновидность древнейшей поэтической книги «Ши цзин» («Книги песен»).


^ 6. Литература европейского Средневековья

Раннехристианская литература. Трактаты писателей-апологетов. Трактат Августина Блаженного «О граде Божием» как учение об аскетизме; философско-религиозное осмысление жизни в «Исповеди» Августина Блаженного. Клерикальная (на лат. яз.) литература, ее жанровая равзновидность: видение, житие, чудеса, религиозный гимн, послание, комментарий к Святому Писанию, исповедь; «О небесной иерархии» и «О небесных именах» Псевдо-Дионисия Ареопагита как произведения клерикальной литературы. Поэзия вагантов. Средневековый героический эпос: связь с мифологией и фольклором; художественные особенности французского эпоса «Песнь о Роланде». Средневековая рыцарская литература: куртуазная поэзия трубадуров, жанр рыцарского романа. Поэтика и конфликтная основа «Романа о Тристане и Изольде».

Предвозрождение. Учение о величии разума и самоценности красоты Фомы Аквинского. «Божественная комедия» Данте Алигьери: замысел, проблема жанра, композиция, «смысловые уровни», особенности построения художественного мира, переход к ренессансному антропоцентризму. Композиция и художественные особенности «Кентерберийских рассказов» Дж. Чосера.


  1. ^ Литература эпохи Возрождения


Гуманизм и антропоцентризм Возрождения, культ универсального человека. Творчество Петрарки: «Книга песен» («Канцоньере») как лирическая исповедь поэта, образ Лауры. Гуманистическая концепция мира и человека в «Декамероне» Боккаччо, композиция и жанровые особенности этого цикла повестей. Преобразование народной смеховой традиции в произведении Э. Роттердамского «Похвала глупости». Роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»: теория гуманистического образования и воспитания в произведении, композиция, система персонажей, гротеск; М. Бахтин о романе. Периодизация творчества Шекспира, жанровое многообразие (трагедии, комедии, сонеты); конфликт и его разрешение в драматургии писателя, идейно-философское звучание трагедий. Персонажи и художественный мир романа Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий».


  1. ^ Литература Барокко


Концепция мира и человека в эпоху Барокко. Жанры (религиозно-философская драма, галантно-пасторальный роман, галантно-героический роман) и стилевые тенденции Барокко. Национальные разновидности барочной литературы (в Италии – маринизм, в Англии – «метафизическая школа», в Испании – гонгоризм и консептизм, во Франции – «прециозная литература»). Поэма Дж. Мильтона «Потерянный рай»: образ сатаны, художественное своеобразие осмысления ветхозаветного мифа. Метафизичность и усложненный метафоризм поэзии Дж. Донна. «Жизнь есть сон» Кальдерона как религиозно-философская драма; ее идейно-тематическое содержание, символика, особенности построения сюжета.


^ 9. Литература Классицизма


Эстетика Классицизма в трактате Н. Буало «Поэтическое искусство»; культ разума и следование античным образцам, конфликтная основа, жанровый характер мышления, принцип трех единств в классицизме. Творчество Лопе де Вега: манифест национальной драмы «Новое руководство к сочинению комедий», типы его комедий, специфика драматической интриги. Трагедия Корнеля «Сид»: система конфликтов, сюжет и композиция, характеры. «Трагическая вина» как основа развития характера в «Федре» Расина. Комедии Мольера: этапы творчества драматурга, идея «высокой комедии», галерея человеческих пороков, комедийные приемы и особенности композиций (на примере «Тартюфа», «Дон Жуана», «Мещанина во дворянстве»).


^ 10. Литература Просвещения


Отражение в литературе тенденций, связанных с развитием просветительской философии и науки. Соединение научного мышления и художественного творчества как характерная черта эпохи, новая система жанров: роман-трактат, философская повесть, философская поэма и др. Художественное воплощение идеи «естественного человека» в романе Дефо «Робинзон Крузо». Сатирическое, памфлетно-аллегорическое изображение действительности в сочетании с просветительской утопией в романе Свифта «Путешествие Гулливера». Вопрос о «просветительском реализме». Сентиментализм и культ «просвещенного чувства», анализ внутреннего мира человека, жизни его души и сердца в произведениях сентименталистов; специфика эмоционально-психологической структуры повествования. Просветительские тенденции в творчестве Вольтера, Дидро, Руссо.

^ 11. Литература Романтизма


Предромантические тенденции в творчестве Гете: «Страдания юного Вертера», лирика; трагедия «Фауст»: композиция, синтез художественных средств для выражения всеобъемлющего философского и художественного содержания. Эстетические основы романтизма: концепция двоемирия, романтического идеала, противопоставление героя миру, обществу, толпе. Этапы развития романтизма. Национальные особенности романтизма. Германия – «Йенский романтизм», роман Новалиса «Генрих фон Офтердинген»: характер главного героя, специфика «художественной реальности», многозначность символа голубого цветка; «Гейдельбергский романтизм», фольклорное начало в «Детских и семейных сказках» братьев Гримм; гротеск и ирония в повестях-сказках Гофмана. Англия – жанр исторического романа в творчестве В. Скота, поэмы Байрона: поэтика универсализма (сопоставление единичного со всеобщим), трагическая несовместимость идеала и действительности («мировая скорбь»), характер лирического героя. Франция – три периода творчества Гюго, поэтика гротеска в романе «Собор Парижской Богоматери»; жанровая особенность романа Жорж Санд «Консуэло» (синтез психологического, исторического, «неистового» и социального романтического романа).


^ 12. Литература Реализма


Закон социальной обусловленности человека (формирования типического характера типическими обстоятельствами), принцип психологизма, объективности и достоверности в изображении. Роман Стендаля «Красное и черное»: двойственность характера и механизм достижения цели (славы и власти) главного героя Жюльена Сореля, смысл названия произведения. Художественный мир цикла Бальзака «Человеческая комедия» (специфика художественного пространства, возвращающиеся персонажи), полифоничная структура романа «Отец Горио». Творчество Диккенса: глубина отображения всех слоев английского общества, раскрытие своеобразия менталитета британца, социальных конфликтов; несоответствие реальности идиллическим представлениям о ней в комической эпопеи «Посмертные записки Пиквикского клуба»; создание образа через наблюдение внешних пластов и постепенным постижением подлинной сущности в романе «Домби и сын». Роман Флобера «Госпожа Бовари»: типизация и психологизм изображения, образ главной героини, причины трагического финала. Обновление реалистической традиции в творчестве Хемингуэйя: принцип «айсберга», «обеднение» текста и предельная насыщенность подтекста, многозначительность образа, перерастающего в реалистический символ, повторы сюжетных ходов, мотивов, фраз. Реалистический анализ действительности в «эпическом театре» Брехта.


^ 13. Литература Модернизма


Символизм. Понятие символа. Концепция двоемирия, феномен как символ иной реальности, идея интуитивного прозрения, поэтика «суггестивного образа». Философия А. Шопенгауэра как идейная основа художественной системы символизма. Общая характеристика творчества французских символистов (Верлена, Рембо, Малларме, Метерлинка). Философия Ницше, теория относительности Эйнштейна, психоанализ Фрейда, интуитивизм Бергсона, аналитическая психология Юнга как философские и психологические основы модернизма. Проблема мифа и мифотворчества, «игровой» принцип в модернизме. Особенности поэтики: притчевая основа, эстетика сновидений и абсурда в произведениях Кафки, прием «потока сознания» в творчестве Пруста и Джойса. Усложненные формы повествования и психологического письма в романе Пруста «В поисках утраченного времени», мифологический код и принцип детального описания в романе Джойса «Улисс». Философия существования в творчестве Камю и Сартра. Интеллектуально-философская проза Т. Манна и Гессе. Авангардистские течения 1910 – 1920-х гг. в европейской литературе (общая характеристика, исходя из идейных установок и специфики создания художественного образа): дадаизм, экспрессионизм, футуризм, сюрреализм, экзистенциализм, «новый роман», «театр абсурда».


^ 14. Литература Постмодернизма


Идеи Р. Барта, Жака Деррида, Мишеля Фуко, Жана Лиотара, Ю. Кристевой в разработке постмодернистской концепции искусства. Абсолютизация понятий «текст» и «интертекст», кодированность литературы, многоуровневость «прочтения», принцип «ризомы», установка на принципиальную «вторичность». Концепция «смерти автора», дискретность художественного времени и мозаичность, фрагментарность художественного пространства в посмодернистских произведений. Ирония и игра в литературе. Поэтика «интертекста» в творчестве Х-Л. Борхеса. Роман У. Эко «Имя розы» как программное постмодернистское произведение, двуплановость сюжета (экзотерический и эзотерический), детективная линия и религиозно-философские вопросы в сюжете романа.


^ 15. Понятие о русском устно-поэтическом народном творчестве

Классификация мифов древних славян (космогонические, обрядовые, календарные и др.); мифические персоналии: Перун, Сварог, Стрибог, Хорс, Дажьбог, Симаргл, Род и Рожаницы, Велес, Ярило, Кострома, Морена, Мокошь, Лада, низшая демонология: домовой, леший, водяной, банник, кикимора, упыри, русалки и др. Сказочные персонажи: баба-яга, кащей, Змей Горыныч и др. Жанровая система устного народного творчества: обрядовый фольклор (ритуальные,заклинательные, величальные, корильные песни, причитания, приговоры, колядки, причитания), необрядовый фольклор (сказки, пословицы, поговорки, загадки, предания, бывальщины, былички, анекдоты, частушки, загадки, потешки, прибаутки и др.).


^ 16. Памятники литературы Древней Руси


Общая характеристика древнерусской литературы. Концепция мира и человека в средневековом сознании, связь мировоззрения с системой жанров. Богослужебная и деловая письменность. Принципы историзма и правдивости, публицистичность и дидактизм, единство нравственного и эстетического в литературе. Поэтика средневековых текстов: связь с фольклорной и христианской традициями, стилевые особенности Рукописный характер и анонимность древнерусской книжности. Типы письма, оформление рукописей. Проблема периодизации древнерусской литературы. Характеристика основных жанров с учетом их специфических (как содержательных, так и формальных) черт: житие (агиография), летопись, дидактическое и торжественное красноречие (на примере «Жития Феодосия Печерского», «Повести временных лет», «Поучения Владимира Мономаха», «Слово о Законе и Благодати»), апокрифы, духовная поэзия и проза. Художественное своеобразие «Слова о полку Игореве»; идейно-тематическое содержание, жанровая специфика, (книжные и фольклорные элементы, особенности художественного времени и пространства, характеристика персонажей, изобразительно-выразительные средства. Роль «Слова» в дальнейшем развитии отечественной литературы. Житие протопопа Аввакума» как произведение «переходной» эпохи 17 в.: отступления от «житийных» канонов, своеобразие композиции, принципы изображения главного героя, художественный стиль.


^ 17. Русская классическая литература


Русская литература ХVIII в.


Новаторский характер, повышенный интерес к познавательной и воспитательной функции литературы, вопрос о национальном самосознании русского народа Основные закономерности и динамика историко-литературного процесса, взаимодействие различных методов и стилей Становление новой жанрово-стилевой системы и пути ее эволюции; изменения в области стихосложения, ведущие тенденции в развитии русского литературного языка.

Классицизм. Онтолого-гносеологическая и идеологическая основы, этико-эстетическая программа, особенности художественного воплощения политического идеала, своеобразие классицистической поэтики. Национальные черты русского классицизма Теория трех стилей, жанровая иерархия и каноничность Общая характеристика основных жанров с учетом вклада русского классицизма в их развитие: трагедии, оды, стихотворной сатиры, комедии, басни. В. К. Тредиаковский. М В. Ломоносов и А. П. Сумароков как поэты и теоретики русского классицизма, их художественные и литературно-теоретические трактаты.

^ Г.Р. Державин. Анакреонтическая тема в творчестве поэта. Державин о назначении поэзии и призвании поэта («Храповицкому», «Памятник»), Предромантические тенденции в его творчестве. Вклад поэта в развитие русской лирики 19-20 в.в

^ Д.И. Фонвизин. «Недоросль»: новаторство комедии, смысл названия, проблематика. Своеобразие художественного метода, композиция и сюжет пьесы. Особенности образной системы, принципы ее построения. Конфликт и его разрешение.

Сентиментализм. Литературно-эстетическая программа, принцип свободы творчества, индивидуализации поэтической формы. Интерес к неповторимости человеческой личности, ее внесословной ценности; поэтизация любовного чувства. Выработка жанров дружеского послания, элегии, баллады, литературного дневника, языковые черты сентиментализма, богатство изобразительно-выразительных черт. Н.М. Карамзин. Философские, эстетические, политические воззрения писателя. «Бедная Лиза» как программное произведение русского сентиментализма.

^ Просветительский реализм. Проблема социальной и исторической обусловленности характеров, новое осмысление взаимосвязи литературы и действительности, гражданско-обличительньй пафос. И.А. Крылов. Тематическое многообразие басен, их идейная и художественная значимость, принципы поэтики. А.Н. Радищев. Эстетические и социально-политические взгляды. «Путешествие из Петербурга в Москву». История создания, идейно-содержательная основа.

^ Русская литература первой половины ХIХв. (1800-1830 гг.)

Романтизм первой четверти ХIХв. Онтолого-гносеологические воззрения романтиков, проблема эстетического идеала. Национальные особенности русского романтизма, его типология: «гражданский», «элегический», «философский», «байронический», «исторический», «славянофильский». В.А. Жуковский. Художественное своеобразие балладного мира: основные темы, мотивы, особенности хронотопа, символика образов, «суггестивность» стиля. К.Н. Батюшков. Мироощущение поэта, характер лирического героя в ранней и поздней периоды творчества, основные художественные принципы. Поэтика исторических элегий.

^ Зарождение реализма. А.С. Грибоедов. Художественное своеобразие комедии «Горе от ума», роль двух сюжетных линий, функция ремарок. Новаторство Грибоедова в построении речевой характеристики героев. «Басенная» ритмика стиха, элементы народно-языковой традиции, «крылатые выражения». Оценка комедии А.С. Пушкиным, В.Г. Белинским, И.А. Гончаровым.

^ А.С. Пушкин. Лицейский период (1814-1817). Жанры лицейской лирики; трансформация традиции Державина (ода), Жуковского (элегия), Батюшкова («легкая поэзия», жанр дружеского послания) Петербургский период (1817-1820). Вольнолюбивая лирика, связь с эстетикой и просветительской программой Союза благоденствия. Новый идеал гражданина. Поэма «Руслан и Людмила»: своеобразие жанра, сложность фабулы, классицистические и романтические черты. Образ автора: литературная игра различными стилевыми условностями. Языковые особенности. Период южной ссылки (романтический) (1820-1824). Романтическая элегия нового типа («Погасло дневное светило»). Пушкинский байронизм. Характер лирического «я». Романтический конфликт и его эволюция в южных поэмах. Влияние жанровой структуры «восточных поэм» Байрона, стилевое воздействие элегий Жуковского и Батюшкова. Период Михайловской ссылки (1824-1826). «Борис Годунов» как романтическая трагедия. Историческая концепция Пушкина, ее отражение в конфликте и сюжете произведения. Проблема «народного мнения». Значение финала и заключительной ремарки. «Евгений Онегин». Жанровая природа, особенности композиции, «зеркальный» принцип. Роль внесюжетных элементов (предисловие, письма, сон Татьяны, лирические отступления, песни девушек). Картины природы в романе. Онегинская строфа. Автор и его герои. Соотношение «сюжета автора» и «сюжета героев». Образ Татьяны как воплощение авторского нравственного императива. Евгений Онегин как тип «героя века». Эволюция главных персонажей. «Евгений Онегин» как «свободный роман», сочетание высокой и низкой лексики, вариативность стиля, реминисценции, авторская ирония. Творчество 1826-1829 гг. Общественно-политическая позиция Пушкина, ее отражение в лирике («Стансы», «В Сибирь», «Друзьям»). Тема свободы и милосердия, независимости поэта. Философская поэзия («Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Дар напрасный, дар случайный...», «Талисман» и др.) Творчество 1830-х гг. Переход к прозе, его идейно-эстетические предпосылки. Полемический характер «Повестей Белкина», травестийность классических сюжетов. Эксперименты с романной формой: «Дубровский», «Капитанская дочка». Эволюция пушкинского историзма. Жанр фантастической повести. Идейно-композиционная функция фантастики, мотив игры, система символических соответствий в «Пиковой даме» Эксперименты в области драматургии: цикл «маленьких трагедий» (жанрово-стилевое своеобразие, композиция и сквозные мотивы) «Медный всадник»: жанр и композиция, философский конфликт, мифологическая основа. Неоромантические тенденции в лирике («Бесы», «Элегия» и др.), мотивы «рока», «воли», «покоя». Проблематика и поэтика основных лирических циклов («Песни западных славян», «Каменноостровский цикл»). Вопрос о религиозности позднего Пушкина.

^ М.Ю. Лермонтов. Романтическое двоемирие юношеской лирики (1828-1836). Тема протеста одинокой личности, обреченной на гибель. Мотивы байронического индивидуализма, неприкаянности, странствия. Трагическое мироощущение как результат недостижимости идеала, абсолютной гармонии. «Демоническая» позиция поэта. Лирический конфликт как драма высших субстанциональных сил (добра и зла). Стихотворения-манифесты о судьбах поэта и поэзии («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк» и др.). Тема родины («Бородино», «Родина» и др.) и современного поколения («Дума», «И скучно и грустно» и др.). Рефлектирующий характер лирического «я» в поздней лирике как следствие конфликта между чувством и разумом. «Внелитературные» жанровые формы («Завещание», «Валерии»). Своеобразие «натурфилософской» лирики («Когда волнуется желтеющая нива...», «Выхожу один я на дорогу...» и др.). «Маскарад». Система персонажей. Символика карточной игры и маскарада Образ Евгения Арбенина и эволюция типа демонического героя в творчестве Лермонтова. Конфликт и художественные особенности его решения: подмена психологических мотивировок поступков героев мотивировками философскими. «Мцыри». Обобщенно-философский характер поэмы. Исключительность главного героя, романтическое противопоставление его и окружающего мира. Мотив бегства, символизм образов монастыря, природы и родины. «Демон». Связь с традицией западноевропейской и отечественной «демониады»: общее и особенное. Отражение в сюжете и системе образов диалектики добра и зла Идейное значение эпилога. «Герой нашего времени». Смысл заглавия романа. Особенности композиции. Несоответствие фабулы и сюжета Художественные средства типизации главного героя. Типы портретных характеристик. Прием двойничества как основной принцип построения системы образов романа. Диалектика противоречий: добра и зла чувства и рассудка, исключительного и типичного. Проблема судьбы в романе.

^ Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки» как прозаический цикл. Романтическое двоемирие и романтическая ирония. Проблема личности в ее соотношении с коллективной основой народного миросозерцания. Фольклорные мотивы, карнавальное начало, художественная функция фантастики. «Миргород» как прозаический цикл. Логика размещения повестей. Их идейный замысел, травестийный характер. Гоголевская оценка человека с точки зрения его возможностей и их реализации. Комическое и трагическое в «Миргороде». «Ревизор». Жанровое своеобразие комедии, конфликт и принцип «миражной интриги». Кольцевая композиция, система образов; символика художественной детали, приемы комического. «Мертвые души». Творческая история поэмы. Связь с «Божественной комедией» Данте. Метафизическое осмысление образа Чичикова Художественный метод (сочетание конкретности художественного анализа с философско-историческими обобщениями). Жанровое своеобразие, композиция, логика следования персонажей. Хронотоп дороги, его символическое значение. Роль лирических отступлений. Приемы комического, поэтика абсурда. «Петербургские повести». Тема Петербурга. Жанр фантастического гротеска Пародийный характер повестей. Особенности поэтики: роль анекдота в сюжетах, вещная метафора алогизм повествования, сквозные мотивы.






оставить комментарий
страница1/5
Дата05.11.2011
Размер1,1 Mb.
ТипПрограмма курса, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх