Анкета Литвинова Элла Сергеевна icon

Анкета Литвинова Элла Сергеевна


Смотрите также:
Чулкова Элла Сергеевна...
Опорный конспект лекций по курсу маркетинг образовательных услуг д э. н проф. Н. П. Литвинова...
Анкета Пояснения по заполнению анкеты...
Анкета по словам 21 Формальная анкета 21...
Анкета преподавателей вузов, учреждений среднего и начального профессионального образования....
Жибуль вера детская поэзия серебряного века. Модернизм...
«Лицей №1 Брянского района»...
Анкета клиента...
Анкета заявка
Анкета (Австралия)...
Анкета для определения стоимости бухгалтерской услуги...
Санкт-Петербургская региональная общественная правозащитная организация...



Загрузка...
скачать
Сладковский муниципальный район

Муниципальное образовательное учреждение

Лопазновская основная общеобразовательная школа








Сладковский район

село Лопазное

ул.Садовая 14

Автор: Литвинова Элла

Руководитель: Е.Е. Дубинина


Анкета



  1. Литвинова Элла Сергеевна




  1. 14 лет, 30. 08. 1995 года рождения.




  1. Тюменская область Сладковский район с. Лопазное, ул. Садовая 14, индекс – 627620 .

Телефоны: 83455548243 (домашний), 83455548191 (школа). Лопазновская ООШ., 7 класс.



  1. Да. Я занимаюсь в краеведческом, историческом кружке под названием «Клуб знатоков любителей истории».



5. А. Я умею: шить, вышивать, плести из бисера, лепить из солёного теста, глины, вязать крючком и спицами. Люблю готовить разные кулинарные блюда и печь пироги. Могу научить других вязать и лепить из солёного теста. Я принимаю участие во многих районных выставках.

^ Б. Умею: петь, рисовать, танцевать.


6. Я бы хотела заниматься в экспедиции: археологией, изготовлением

изделий из бисера и работой с глиной.

Мне бы хотелось поработать над докладом по теме:

« Культурно- исторические особенности родного края »


^ 7. Мой костюм ко дню племени называется « Мамонтёнок – 2010 »

(смотрим приложение)


8. Сидя у ночного костра, я поведаю историю о поездке в Кёльн в «музей шоколада»

Это замечательный музей! Здесь представлено большое многообразие экспонатов, самым "вкусным" несомненно, является трехметровый шоколадный фонтан, похожий на фантастический куст. Фонтан вмещает 200 кг сладкой шоколадной массы. Но самое большое искушение поджидало меня на выходе – это «шоколадный» магазин. Огромное количество всевозможных шоколадок, конфет в разноцветных фантиках, шоколадных наборов в оригинальных упаковках. В общем – рай для сладкоежек! То есть для меня! Это поездка в музей оставила у меня много фантастических воспоминаний и эмоций! В общем поездка была запоминающейся! Я надеюсь, что после моего рассказа участники экспедиции заинтересуются этой поездкой.








9. В экспедицию я бы хотела попасть, чтобы расширить свой кругозор, узнать много нового, найти себе верных друзей, принять участие в раскопках и, конечно же, весело провести остаток летних каникул.


^ I. Вопросы о МАМОНТАХ (Малая мамонтология)

1. «Откуда есть пошли» мамонты (предки, ближайшие родственники, потомки, места обитания)

Профессор Хендрик Пуанар из Макмастеровского университета в Онтарио, Канада, и его коллеги установили, что мамонты, найденные в Сибири, не были исконными жителями этих территорий. Шерстистые мамонты населяли просторы Поларктики – области, включающей в себя Северную Америку, Европу и Азию, во второй половине плейстоцена. Своими размерами они не превышали современных слонов, но, в отличие от них, были покрыты густой шерстью с подшерстком. Сильно изогнутые бивни служили им для добывания корма из-под снега. Канадские палеонтологи исследовали генетический материал, содержащийся в митохондриях 160 мамонтов возрастом до 40 тыс. лет. По словам профессора Пуанара, полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что в Сибири существовало два вида этих животных. Один из них был коренным, а другой пришел в Сибирь из Северной Америки через Берингов пролив, который в то время был покрыт льдом. Отличия в структуре ДНК, строении зубов и древность останков (встречаются образцы возрастом 900 тыс. лет) наводят ученых на мысль, что, возможно, сибирские мамонты являлись представителями более раннего и примитивного вида. Возможно также, что они являются предками и североамериканского вида, который первоначально мигрировал в Америку, а затем вернулся на «историческую родину» в Сибирь. Как бы то ни было, североамериканские мамонты сначала полностью вытеснили сибирских – это произошло около 38 тыс. лет назад, а спустя 28 тыс. лет вымерли сами. Ученые затрудняются назвать точную причину, по которой один вид возобладал над другим. Кроме биологических различий, этому могли способствовать климатические изменения и деятельность людей каменного века. В прошлом году генетики смогли выделить крупный фрагмент ДНК мамонта, найденного на Ямале в 2005 году. Животное, из шерсти которого извлекли ДНК, погибло в возрасте 30-40 лет от тяжелой формы неизвестного заболевания. В его кишечнике была обнаружена не существующая ныне популяция паразитов, вымерших, вероятно, вместе с мамонтами.  

Предки мамонтов когда-то жили на территории нынешней Брянской области. По заключению ученых Российской академии наук (РАН), останки древних животных, найденные летом на территории Брянской области, принадлежат предшественникам мамонтов. Такие выводы сделали старший научный сотрудник Московского палеонтологического института РАН, кандидат биологических наук Евгений Мащенко и старший научный сотрудник Санкт-Петербургского зоологического института РАН Михаил Саблин. В заключении сказано, что одна из находок — это нижняя челюсть, которая принадлежала предшественнику мамонта — трогонтериевому слону. Другая — рог самки первобытного быка-тура. Эти животные жили примерно 120 тысяч лет назад. Кроме того, согласно экспертизе, на роге тура были обнаружены следы, оставленные деятельностью человека. По словам ученых, до этого следы проживания неандертальцев в Брянской области находили только в одной местности — в поселке Хотылево. Останки древних животных минувшим летом обнаружили брянские старшеклассники в селе Юдиново Погарского района, однако исследования редкой находки завершились только сейчас. Археологические раскопки в селе Юдиново на Брянщине проводятся регулярно. Ученые обнаружили на его территории большое количество памятников разного времени — поселений, могильников. Сейчас археологи проводят исследования на дне местной реки Седость, отметил сотрудник пресс-службы главы обладминистрации. Шерстистый или евроазиатский мамонт населял Евразию от Британских островов до Чукотки, а также северо-западную часть Северной Америки. Мамонт не превосходил по размерам современных слонов, но обладал более массивным туловищем, короткими ногами, длинной шерстью и длинными изогнутыми бивнями. Окончательно шерстистый мамонт вымер 10-3 тысячи лет назад. По последним данным генетиков, вымирание мамонтов могло быть вызвано не внезапным катаклизмом, а постепенной, происходящей в течение нескольких тысячелетий потерей генетического разнообразия. Как - считает эволюционный биолог Ян Бернес из Лондонского университета, генетическое однообразие могло лишить мамонтов способности приспосабливаться к изменениям климата или болезням. Возможно, потепление климата привело к заболачиванию почв, болота не подходили мамонтам как место обитания, но они не смогли приспособиться к этому изменению. Не исключено, что охота человека на мамонтов еще больше способствовала уменьшению генетического разнообразия этих животных. Сторонники теории катастроф считают, что мамонты вымерли за короткий промежуток времени. В качестве доказательства они приводят большое количество найденных неповрежденных останков мамонтов. 


II. Вопросы о народах, проживающих на Земле Тюменской.
^

2. Пословицы и поговорки разных народов о счастье (сравнительный анализ).



Счастью не верь, а беды не пугайся!
Счастье с несчастьем двор об двор живут.
Счастья алтыном не купишь. (казахские)



Счастье не лошадь: не везет по прямой дорожке.
Счастье, что палка: о двух концах.
Не родился ни хорош, ни пригож, родился счастлив (татарские)






Кто нужды не видал, и счастья не знает.
Где нет доли, тут и счастье невелико.
Счастье бежит, а несчастье летит.





Счастье не в богатстве, а в труде.

Мудрецу и счастье к лицу.




Счастье достается тому, кто много трудится.

В дом, где смеются, приходит счастье.

Друзья по несчастью друг друга жалеют.


Счастье приходит в веселые ворота.

Счастливый скачет, бессчастный плачет.





Счастье в нас, а не вокруг да около.

У кого в чем счастье, а у свиньи в корыте.

Счастье не конь, его не зануздаешь.

(русские)





Счастье как стекло – очень легко разбивается.

(фламандская)

В горе - счастье ищи.

Слезами горю не поможешь.

( русские)


Если человека ужалила змея, значит он кого-то обидел. (индейская)

Не было бы счастья, да несчастье помогло. ( русские)





Сравнительный анализ:


Пословица - грамматически законченные (имеющие вид предложения) изречения с образной мотивировкой общего значения, т. е. требующие расширительного толкования.

Поговорка - грамматически незаконченные (не составляющие предложения) изречения с образной мотивировкой общего значения.


В русских пословицах и поговорках представление о счастье связано с самим человеком. Если человек не трудится, не совершает добрых поступков, то он не заслуживает счастья.

(Счастье не в богатстве, а в труде.)


Человек может стать счастливым только благодаря себе: всё зависит от его характера, от его отношения к окружающим и т.д.

(Счастье в нас, а не вокруг да около.)


Об этом же говорят и пословицы других народов. Если человек кого-то обидел или сделал что-то плохое, то зло вернется назад.

(Если человека ужалила змея, значит он кого-то обидел.)


У всех народов пословицы говорят о том, что к счастью нужно относиться бережно. Счастье недолговечно, оно зависит от самого человека.


Если человека ужалила змея, значит он кого-то обидел - индейская


Счастье не конь, его не зануздаешь – русская


Счастье не лошадь: не везет по прямой дорожке - татарская


^ III. Вопросы о людях Земли Тюменской (земляки о земляках)

3. Твои любимые эпизоды в произведениях В.П.Крапивина.


Владислав Петрович Крапивин - писатель фантаст.
Родился в городе Тюмени, 14 октября 1938 года, в семье педагогов Петра Федоровича и Ольги Петровны Крапивиных.

В 1956 году поступил на факультет журналистики Уральского государственного университета им. А. М. Горького. Во время обучения в университете был зачислен в штат газеты "Вечерний Свердловск". Несколько лет работал литературным сотрудником и заведующим отделом в журнале "Уральский Следопыт".

Позднее, в 1965 году, ушел на творческую работу.
В 1961 году Владиславом Крапивиным был создан детский отряд "Каравелла" (в 1965 году над отрядом взял шефство журнал "Пионер"). Профиль отряда - журналистика, морское дело, фехтование. Отряд существует до настоящего времени, ранее имел статус пионерской дружины, пресс-центра и парусной флотилии журнала "Пионер". Владислав Петрович руководил отрядом более тридцати лет, в настоящее время во главе "Каравеллы" молодые выпускники отряда.
Первая книга Владислава Крапивина "Рейс "Ориона"" вышла в 1962 году в Свердловске. Спустя два года автор был принят в члены Союза писателей СССР. В настоящее время у В. Крапивина около двухсот изданий на различных языках.
Его книги были включены в "Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества", "Библиотеку приключений и научной фантастики",

"Библиотеку мировой литературы для детей", в японскую 26-томную серию "Избранные сочинения русских писателей для подростков". Книги Владислава Крапивина неоднократно переиздавались в Польше, Чехословакии, Болгарии, Германии, Японии, Венгрии, переводились на английский, испанский, персидский и другие языки. Часть произведений Владислава Крапивина были экранизированы и показывались по Центральному телевидению. Нескольких премий был удостоен фильм "Колыбельная для брата" по сценарию Владислава Крапивина и Станислава Фурина.
Владислав Петрович Крапивин - лауреат премии Ленинского комсомола, премии "Аэлита" журнала "Уральский Следопыт" и Союза писателей РСФСР, премии имени А. Гайдара журнала "Пионер" и других литературных премий . За литературную и общественную деятельность награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, медалью "За доблестный труд", знаком ЦК ВЛКСМ имени А. Гайдара. Почетный гражданин города Екатеринбурга, в котором живет и работает более сорока лет.

«Мальчик со шпагой».

За всеми делами на маленького Аркашку, которого все зовут просто Кашкой, мало кто обращает внимание. И никому не ведомо, что есть у него свои переживания и тайны «Мальчик со шпагой». «Ребята, в этом романе рассказывается о мальчишке, который очень верил в дружбу, в честность и доброту. И считал, что все люди должны быть справедливыми друг к другу. А ещё он верил в свою сказку про всадников, которые приходят на помощь в очень трудные минуты. Верил так крепко, что не сказочные, а настоящие всадники в звёздных шлемах примчались ему на выручку, когда случилась беда». Это одна из самых известных книг Владислава Крапивина, заглавие которой в своё время читалось, как «программное». К сожалению, а может, к счастью, сейчас этот роман, скорее всего, покажется устаревшим или даже просто не вполне понятным — барабаны, пионеры, комиссары в пыль… (то есть, простите, «всадники в звёздных шлемах») и так далее. Иногда случается и так, что из звёздного крейсера, висящего в субпространстве, запросто можно шагнуть на удивительно знакомую, залитую солнечным светом и усыпанную одуванчиками поляну, память о которой сохранилась с детства.. С разведчиком Ярославом Родиным (Яром) приключилась именно такая история.

^ ЛЕТЯЩИЕ СКАЗКИ:

«Лётчик для Особых Поручений»

Маленький Алёшка отправился искать потерявшийся кораблик, а пришёл прямо в сказку… «Алёшка сразу поверил, что будет сказка. Ведь он был поэт, хотя и маленький. А все поэты — и маленькие, и большие — в глубине души верят в сказки».


«Ковёр-самолёт»

Если у вас есть старый чулан, куда все кому не лень сваливают ненужные вещи, немедленно исследуйте его! Вдруг вам повезёт, как Олежке с Виталькой, и вы отыщете ветхий, пыльный ковёр, который окажется волшебным ковром-самолётом…


«Дети синего фламинго»

«Мне надо, чтобы вы, Рыцарь Оленя, отправились со мной на остров Двид и сразились с Ящером. С тем чудовищем, которое много-много лет держит в страхе всех людей нашей страны». С такими словами обращается к юному Женьке случайно встреченный им в автобусе странный незнакомец в старомодном пиджаке и помятой широкополой шляпе…



«Возвращение клипера «Кречет»

«Про обычных гномов знают все. О них написаны сказки и даже есть кино. Эти гномы обитают в лесах и пещерах, они ведают подземными чудесами. Многие слышали про домашних гномов. Их попросту называют домовыми… Бывают и другие гномы: мельничные, вагонные, водопроводные (на старых водокачках) и даже стадионные — они водятся под трибунами. Но нас интересуют корабельные гномы». Гоша — типичный представитель этого славного племени — прежде обитал в трюме шхуны «Кефаль», а когда пришёл ей конец, переселился в башенку над библиотекой…


^ Творчество Крапивина Владислава Петровича:









^ IV. Вопросы о прикладном творчестве.

4. С чем связаны особенности национальной одежды?

Казахская национальная одежда имеет многовековую историю, отражает национальный опыт трудовой деятельности

На протяжении веков казахская национальная одежда отличалась простотой и рациональностью. Для нее были характерны общность форм для всех слоев населения, но с определенной социальной и возрастной регламентацией. Нарядность одежде придавали отделка мехом, вышивкой, украшения. Традиционными материалами для нее были кожа, мех, тонкий войлок, сукно, которые казахи изготовляли сами. Одежду шили и из привозных материалов – шелка, парчи, бархата, являвшихся своеобразным мерилом обеспеченности ее обладателей. Широко использовались также и хлопчатобумажные ткани.
Из мехов и шкур шили шубы, нагольных тулупы, головные уборы, безрукавки, зимние шаровары и нарядную верхнюю одежду. Пользовались в основном шкурами домашнего скота, козьими, жеребячьими, коровьими, овечьими, Снятую шкуру просушивали, затем смазывали кислым молоком (айраном), смешанным с отрубями или мукой, 'иногда просто заваренными отрубями. Зимой айран заменяли разведенным в воде казахским сыром (куртом). Потом шкуру свертывали мездрой внутрь, а через три-четыре дня обмывали ее и укладывали в крепко подсоленную воду. После очередной просушки мездру соскабливали специальным ножом, кожу разминали вручную, и она приобретала белый цвет.
Для придания большей белизны ее поливали разведенным в воде мелом.
Выделанная кожа использовалась в одежде в сочетании с тканями.
Для изготовления нагольных тулупов и шаровар кожу подвергали дублению и окраске с помощью различных красителей. Например, желтую окраску получали путем использования измельченного корня таранового растения, сваренного в кипятке, или корня ревеня, листьев и наплывов дикой яблони и др., красный
– из корня растения уйран бояу, оранжевый – из сушеных корок граната.
Большое место среди материалов для казахской одежды занимала шерсть домашних животных. Ее использовали в качестве утепляющей подкладки для верхнего платья (халатов, бешпентов) и головных уборов. Многие виды одежды шили из войлока. Для его изготовления шла преимущественно белая шерсть, особенно ценным считался тонкий пух с шеи овец.
'" Казахи издавна умели изготовлять и грубое сукно из верблюжьей или бараньей шерсти. Лучшая ткань получалась из шерсти молодых верблюдов. Сукно из овечьей шерсти употребляли для одежды неимущие люди. Использовалось оно и там, где мало разводилось верблюдов.
Наряду с домоткаными, изготовляемыми на примитивных горизонтальных станках, еще в древности в обиход казахов-кочевников вошли привозные хлопчатобумажные, шелковые и шерстяные ткани. Основным потребителем привозных тканей была феодальная знать. Остальная масса казахов довольствовалась меховыми, кожаными, самодельными шерстяными изделиями.
По мере сближения с Россией русские товары, в том числе и ткани, стали вытеснять среднеазиатские, фабричные материалы заменяли ткани домашнего производства, что было связано с общим процессом разрушения натурального хозяйства.,
В конце Х1Х – начале ХХ в. казахи в основном шили одежду из хлопчатобумажных тканей фабричного производства: ситца, бязи, кумача, коленкора, миткаля. Богатые покупали бархат, шелка, атлас, парчу, тонкие сукна. Использовались и среднеазиатские ткани ремесленного производства: мата, бязи, полушелковые ткани (адрас, бекасаб, падшаи и др.)

Женская одежда и головные уборы



Койлек (рубаха-платье) – древнейший вид нательной женской одежды туникообразного покроя (рис. 1). Позднее под койлек стали носить нижние рубашки без рукавов (иш койлек), которые шили из легкой белой ткани без рукавов, с узкими плечами и широким вырезом горловины, реже – с маленьким вырезом под горло и разрезом спереди, который завязывался тесемками.
Рубаху-платье шили из разных тканей: для повседневной носки из дешевых, праздничную – из дорогих . Платье выполнялось из цельного куска ткани сложенного пополам. От подмышек до линии низа оно сшивалось по боковым срезам. Иногда в них вшивали треугольные клинья. Рукава также выполнялись из прямоугольного куска ткани, сложенного пополам. Их делали прямыми, широкими. Платье имело глухой ворот, отложной или стоячий воротник и прямой разрез спереди, закрывающийся к рукавам и низу пришивали два-три ряда оборок.
К концу Х1Х в. возник новый покрой платья, постепенно вытеснивший старый.
Платье стали делать отрезным по линии талии. Лиф шили по прежнему туникообразным в ширину одного полотнища, и к нему пришивали прямую, очень широкую юбку, собранную в сборку или заложенную в складки, Горловина оформлялась стоячим воротником с разрезом, который иногда обшивали планкой и делали застежку на три-четыре пуговицы с прорезными петлями.
В начале ХХ в. в покрое платьев казашек появились новшества, характерные и для остальных видов одежды: скошенное плечо, выкройная пройма, манжет, на который собирался низ рукава, вытачки или складки на спине и плечах, делавшие лиф более облегающим фигуру, юбка из косых расширяющихся клиньев.
По новому покрою чаще шили нарядные платья для молодых женщин, а по- старому – платья для пожилых и повседневные.


5. Зачем шаману бубен?

В Мире Шамана предмет, который мы привычно называем бубном, представляет собой не обод, на который натянут кожаный лоскут, но живое существо. Относительно того, как именно происходит работа шамана при использовании бубна мнения расходятся. Часть источников упоминает музыку бубна как Зов для духов-помощников во время камлания. Другие исследователи полагают, что это просто способ создать вибрацию и погрузить себя и окружающих в транс. И, наконец, третьи упоминают о том, что, находясь в измененном состоянии сознания, шаманы видят бубен в виде иного предмета. Скорее всего, мы имеем дело с тремя аспектами одного и того же явления, описанного с разных точек зрения. Шаманский бубен является атрибутом сильных шаманов. Известны шаманы, не имеющие бубнов и всю жизнь камлающие при помощи варгана деревянного жезла. Материалом для изготовления бубна обычно служит лиственница, из которой делают обод. На обод с одной стороны натягивается шкура марала или оленя. Внутрь обода также прикрепляется деревянная резная рукоятка и поперечная планка, на которую вешаются железные подвески и ленты.

Для шамана бубен - это крылатый конь, на котором он совершает свои путешествия, которого он кормит молоком и аракой. Ускоряя бой колотушкой в бубен шаман подгоняет коня, заставляя его подниматься все выше и выше , замедляя бой, он возвращается обратно. В любом случае, путешествует шаман в верхний или в нижний миры, его путешествие связано с ощущением полета и прохождением сквозь некоторые "слои" реальности. Про некоторых шаманов говорят, что они за свою жизнь загнали шесть коней, т.е. сменили шесть бубнов. Когда шаман делает новый бубен, он проводит специальный обряд, называемый оживлением коня - бубна. Варган у шаманов называется маралом или малым конем, на нем нельзя летать в верхний мир, а только среди гор среднего мира. Шаманский бубен является прототипом для буддийского барабана. Отсюда исходят представления о магических способностях боннских лам летать верхом на барабанах. Для того, чтобы погонять коня шаман использует колотушку, часто считается, что хорошая колотушка важнее хорошего бубна. Колотушка делается из дерева, она обтягивается шкурой горного козла, оленя или медведя, и к ней привешиваются медные кольца, которые звенят при ударе в бубен.

          Бубен, как и все шаманские атрибуты, являлся "священным" предметом. Бубнами владели и пользовались немногочисленные избранники- шаманы, которые были заинтересованы в сохранении древних форм атрибутов культа. Шаманы сознательно консервировали, строго передавали из поколения в поколение традиции устройства и оформления своих бубнов. Бубен делали шаману такой же, какой имел его дед и прадед. Изменение устройства бубна шло очень медленно. Однако в ходе исторического развития народов Сибири, в процессе слияния различных этнических групп и культур бубны все же менялись. Таким образом, бубен является своеобразным историческим памятником, изучение которого может пролить свет на прошлое народов Сибири. Бубен являлся не только музыкальным и культовым инструментом, он в то же время, по представлениям сибирских народов, был и сложным символом, вещественным выражением шаманской идеологии. Помимо этого, бубен в известной степени отражал художественную культуру того народа, у которого он бытовал. Художественное выполнение бубна было обусловлено искусством не только самого шамана, но и мастерством его сородичей, на которых возлагалась обязанность устройства бубна.  Почти у всех народов Сибири не сам шаман делал для себя культовые атрибуты, а их изготовляли, "выдавали" ему сородичи. При этом часть работы выполняли женщины: они выделывали шкуру, натягивали и пришивали ее на деревянный обруч, украшали бисером, если этого требовала традиция. Мужчины заготовляли деревянные части бубна, вытесывали и выгибали обруч, выковывали железные подвески рисовали установленные традицией рисунки на бубне. Определение формы бубна может быть лишь приближенным. Особенно трудно определение некруглых форм бубнов, потому что в течение срока своей "службы" бубен значительно деформировался. При выполнении шаманского обряда (камлания) бубен для лучшей звучности неоднократно грели над открытым огнем костра, очага. Опытные, старые люди умели это делать без особого вреда для бубна. Они тщательно следили за тем, чтобы деревянный обруч и натянутая на нем кожа нагревались равномерно. Но все же частое нагревание деформировало бубен. Это положение нельзя рассматривать так, что у народов Сибири не было устойчивых форм бубнов. Наоборот, наблюдается постоянное повторение определенной формы бубна у каждого конкретного народа. Бубен состоит из деревянного обруча круглой или овальной формы, называемого "обечайкой".  Ширина обечайки варьирует у разных народов от 2. 5 до 20 см. Материалом для обечайки служили разные породы деревьев. Пластину, назначенную для обечайки, выгибали либо над открытым огнем, либо с помощью особого приспособления. Затем концы ее сшивали при помощи тонких корней кедра или черемухового лыка. Почти у всех народов Сибири обечайка на внешней и на внутренней сторонах имела определенные приспособления. На внешней стороне - ряды столбиков, выточенных из березового дерева, кости, березовой губы, на которые натягивали по длине всей окружности обечайки жильные нити, тонкие ремешки, шнурки и т. д. На некоторых бубнах по краям обечайки прикрепляли узкие саговые полосы (черемуховое лыко). При таком устройстве кожа, натягивающаяся на бубен, не прилегала плотно к обечайке, между обечайкой и кожей образовывались полости-резонаторы. Иногда в обечайке делали прорези-щели, посредству, которых указанные полости сообщались с внутренней полостью бубна.  Однако бубны большинства народов таких прорезей не имели. Резонаторные столбики были различной формы. Встречались бубны, имевшие столбики четырех различных форм (у якутов). Иногда выступы на внешней стороне обечайки, образованные столбиками, прикрывались железными круглыми "шапочками", предохранявшими кожу бубна от разрывов (кеты). На внутренней стороне обечайки прикрепляли рукоять, за которую держали бубен, и скобки с подвесками; исключение составляли чукчи и эскимосы, у которых рукоять прикреплялась к внешней стороне бубна, снизу. Материалом для изготовления рукояти служило дерево (почти всегда береза), олений рог, моржовый клык, железо и иногда ремни. По форме рукояти представляли собой либо вертикальную пластину, либо крестовину. На обечайку натягивали кожу животного. Чаще всего это была шкура дикого (реже домашнего) оленя, лося, марала и т. д. По-видимому, установившаяся традиция в выборе шкуры того или иного животного соответствовала древнему хозяйственному укладу каждого конкретного народа.   Некоторые народы употребляли для обтяжки женских и мужских бубнов разный материал. Обычно на мужской бубен брали шкуру самца, на женский -самки животного. На обтяжку использовали верхнюю часть шкуры, так как эта часть считалась "чистой". Выделывали шкуры с разной степенью тщательности. Одни народы брали невыделанную сырую шкуру, лишь состригая с нее шерсть; другие - выделывали ее до тонкой светлой кожи; некоторые народы продымливали шкуру, коптили ее над костром. Способы прикрепления кожи к обечайке были неодинаковы у разных народов. Так, чукчи и эскимосы кожу олененка или кожу желудка моржа привязывали к обечайке, а иногда приклеивали ее; амурские народы (нивхи), айны, а также буряты и маньчжуры только приклеивали; ханты, манси, ненцы продергивали в край обтяжки жильную нить и в нескольких местах прикрепляли кожу к обечайке деревянными гвоздями или пришивали ее; алтайцы, якуты, эвенки, кеты, селькупы и другие народы пришивали кожу к краю обечайки, оставляя при этом довольно широкий ее край свободным, собирая его на жильную нить. На многих бубнах красками наносились рисунки на внутреннюю и особенно на внешнюю сторону обтяжки бубна (у долганов, алтайцев), а иногда и на обе ее стороны (у алтайцев, энцев). Встречались бубны, у которых рисунки наносились на обе (или одну) стороны обечайки. Обычно для нанесения рисунков применялась красная краска, реже-белая и черная, а у некоторых групп эвенков -зеленая и желтая. По указаниям шамана мужчины наносили рисунки, передававшиеся по традиции от предков шамана; рисунки были строго определенны для каждого народа. Они были разной сложности: от простых кругов, повторявших форму бубна, до сложнейших композиций (алтайские и хакасские бубны) с большим количеством антропоморфных и зооморфных изображений, рисунков деревьев, небесных светил и т. д. Эти рисунки вскрывают одно из важнейших значений бубна как символа вселенной. Мы видим среди них изображение плоской земли, окаймленной горами и морями, опрокинутого над ней куполообразного неба, опирающегося в края земли, и другие изображения, отражающие представления о вселенной, о которых рассказывают устные мифы сибирских народов (алтайцы, кеты, селькупы). Многие рисунки отражают значение бубна как символа ездового животного; обычно на обтяжке изображалось в этом случае животное (олень) или только его голова.

  При бубне имелась колотушка. Колотушки менее разнообразны по форме, чем бубны. Обычно они представляли собой деревянную или костяную лопаточку разной ширины, иногда употребляли естественную развилку ветки (шорцы). Лопаточку обтягивали камусами самца оленя, козули, медведя или шкурой со лба оленя, медведя, а иногда кусочками шкуры с любой части тела животного. Помимо служебной роли при бубне, колотушка у всех народов Сибири являлась самостоятельным шаманским атрибутом, употреблявшимся при гадании и лечении. Приемы гадания и лечения колотушкой почти у всех шаманов были одинаковы. Таково в общих чертах устройство бубнов.




Скачать 218,91 Kb.
оставить комментарий
Дата05.11.2011
Размер218,91 Kb.
ТипАнкета, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх