Учебное пособие для вузов icon

Учебное пособие для вузов


4 чел. помогло.
Смотрите также:
Учебное пособие для вузов > М.: Взфэи, 1990...
Учебное пособие для технических вузов Серия «Современное высшее образование»...
Учебное пособие для вузов Москва 2001 ббк...
Учебное пособие для студентов вузов в 2-х частях часть 1...
Повзнер Л. Д. Теория систем управления: Учебное пособие для вузов...
Учебное пособие для вузов Таганрог 2007...
Учебное пособие для вузов Таганрог 2007...
Учебное пособие для вузов...
Учебное пособие для модульно-рейтинговой технологии обучения Бийск...
Общий курс физики т-1 Механика: учебное пособие М.: Физматлит, 2002. Сивухин Д. В., Яковлев И...
Учебное пособие для вузов. Елисеев анатолий Леонидович...
Учебное пособие для высшей школы...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
скачать
А.И. Кравченко

(Учебное пособие для вузов


КУЛЬТУРОЛОГИЯ


Scanned by Bill G


Москва

«Академический Проект» 2002

УДК 0.08 ББК 71 К78


Кравченко А.И.

К78 Культурология: Учебное пособие для вузов.— 3-е изд. М: Академический Проект, 2002.— 496 с. Серия (Gaudeamus).

ISBN 5-8291-0167-Х

В учебнике рассматриваются предмет, метод и функции культуры, основные школы культурологии, ос­вещаются проблемы структуры и динамики культуры, межкультурного общения, развития и формирования субкультур, виды и формы культуры (народная, массо­вая, элитарная). Отдельный раздел посвящен изложению истории мировой культуры с древности до наших дней.

Для специалистов в области культурологии, препо­давателей и студентов непрофильных вузов.


УДК 0.08 ББК 71


© А.И. Кравченко, 2001.
© В.К. Петров, главы 1, 3 Раздела [, 2001.
© Академический Проект,
ISBN 5-8291-0167-Х оригинал-макет, оформление, 2002.

щ Предисловие

Автор настоящего учебного пособия не ставил перед собой задачи дать исчерпывающее знание обо всех сторо­нах культуры, т. е. написать книгу, которая была бы един­ственным руководством по культурологии. Подобная зада­ча не только невыполнима, но и бесполезна. В школьном курсе образовательных дисциши-ш по каждому предмету должен быть один учебник, но в цикле университетских знаний никогда нельзя полагаться па одну книгу. По любо­му предмету необходимо предоставить студенту и препода­вателю право выбора нескольких работ, с разных позиций освещающих проблему. К счастью, у нас в стране опубли­ковано достаточно много учебников и пособий, освещаю­щих историю искусства, философские проблемы культуры, антропологические аспекты и т. д.

Свобода мнений и широта дискуссий, обязательные и непременные атрибуты университетского знания, предпо­лагают, что обучающиеся и обучающие станут пользовать­ся многими пособиями, высказывая и защищая различные точки зрения. Фундаментальная особенность изучения куль­туры предполагает многообразие видения мира, возможность иначе и по-своему взгляпугь на знакомый предмет. Однако многообразие подходов должно иметь какую-то руководя­щую нить. Иными словами, для того чтобы не запутаться в различии позиций и видений, необходимо иметь учебное пособие, дающее систематический взгляд на вещи.

Автор поставил перед собой именно эту, как ему ка­жется, наиболее актуальную задачу — попытаться изложить систему знаний о культуре, свести к общему знамерттелю накопленные сведения, не претендуя на исчерпывающее изложение каждого отдельного вопроса.

Согласно замыслу, целостность при изложении культу­ры достигается при двух следующих условиях. Во-первых, культуру необходимо давать не только в статике, но и в динамике, поэтому в работе можно найти освещение тех и других вопросов. Во-вторых, классифицируя культуру на

Предисловие

высокую (элитарную), народную и массовую (популярную), автор старался не выделять одну из них за счет других, по­лагая, что учебное пособие не должно быть посвящено ис­ключительно истории мировой художественной культуре, т. е. по существу сводиться к изложению высокой культуры. Раз­дел по мировой художественной культуре получился более обширным только потому, что здесь наукой накоплено боль­ше материалов, чем по другим областям. И тем не менее он не охватывает всех форм и эпох, в частности, в книге почти ничего не говорится о китайской, латиноамериканской, ин­дийской и североамериканской культурах. Упущение умыш­ленное: автор стремился показать, прежде всего, то, что сыграло определяющую роль в становлении европейской культуры, а через нее — в российской. 11а русскую культу­ру, очевидно, оказали большее влияние византийская и ран­нехристианская, нежели древнекитайская или латиноамери­канская культуры. Культура Северной Америки, несомненно, повлиявшая на развитие советской культуры, отчасти рас­сматривается в разделе европейской культуры, в русле кото­рой она, как ее ответвление, формировалась.

Другой причиной, продиктовавший такой методологи­ческий выбор, служит понимание культуры, прежде всего, как образа жизни людей, который раскрывается через со­вокупность традиций, обычаев, верований, ценностей и норм поведения.

Учебник — лишь один из элементов стройной системы учебных пособий. Всего их три: Учебное пособие, Хрестома­тия и Словарь. И все они посвящены культурологии. Все они с разных сторон, в разной форме и манере говорят об одном. Но при этом никто не повторяется.

Базовым выступает Учебное пособие, которое кратко и систематично излагает основные сведения о культуре. Хрестоматия дает более широкий материал. В ней вы най­дете статьи и главы из книг серьезных ученых, рассуж­дающих о тех или иных сторонах культуры, полемизирую­щих между собой, предлагающих воззрения, отличные от тех, которые можно встретить в Учебном пособии. Но все это направлено на расширение кругозора читателя и фор­мирование вариативного мышления, способного видеть предмет с разных точек зрения.

Напротив, Словарь никуда в сторону вас не уведет. У него очень прагматическая функция. Словарь послужит прекрасной шпаргалкой в случае, если вы, осваивая новую слешу, |.|()1.1лн термины из старой. Да и вообще, если забыли...

РАЗДЕЛ I


^ ОБЩИЕ КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ


Глава 1

НАУЧНЫЙ СТАТУС И ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ *


1 § 1. Дискуссии о предмете культурологии

О предмете и месте культурологии в системе науч­ного знания не сложилось единого мнения. Существует дне точки зрения: изоляционисткая позиция, согласно которой у культурологии свой, непохожий на другие науки, подход, и интегративистская, в основании кото­рой лежит убеждение, что культурология — синтез со­циальных и 1умапитарных знаний о культуре.

Что касается первой, изоляционистской, точки зре­ния, то она заключается в редукции (сведении), а затем и подмене культурологии другой наукой, например, фило­софией культуры, искусствознанием, социологией куль­туры или антропологией. Многие учебники, выпущенные и 90-е годы под именем культурологии, представляют собой ι ia самом деле книги о мировой художественной культуре, излагающие историю искусства с первобытных времен д< > средневековья и Нового времени. Но мировая художе-(-тленная культура (МХК) — это самостоятельная дисци­плина, а будучи включенной в состав культурологии, она in.(ступает только одним из ее подразделов. Точно также п с >дразделам и являются философия кулыуры, антрополо­ги я и социология культуры. Ни одна из этих наук в отдель­ности не способна исчерпать предмет культурологии во псом его многообразии.

В Оксфордском словаре указывается на то, что сло-ио «Kulturologie» впервые использовал немецкий уче-


* Главы 1, 3 Раздела 1 написаны в соавторстве с В.К.Пет­ровым:.

ный В. Оствальд в 1913 году. Термин «cullurology» пер­вым употребил в 1949 г. американский антрополог Лес­ли Уайт (1900— 1975). После этого термин «культуроло­гия» встречался в литературе лишь несколько раз: в 1949, 1956, 1957 гг. В том же словаре культурология трактует­ся как наука или учение о культуре1. В авторитетном словаре Вебстера сказано буквально следующее: «Куль­турология — наука о культуре; более специальный смысл: некая методология, связанная с именем амери­канского антрополога Л. Уайта, который рассматривал культуру в качестве самодостаточного процесса, а куль­турные черты (институты, идеологии и технологии) — в качестве независимых от культуры факторов (от кли­мата, человеческого тела, наших желаний и целей)»5. Никаких имен, течений, научных школ и концепций, упоминаемых в разделах о более солидных и устоявших­ся дисциплинах, скажем, о социологии или психологии, ни в этом, ни в другом справочном издании мы не най­дем. Это свидетельствует, видимо, о том, что культуро­логия на Западе как наука не существует.

До недавнего времени не было культурологии и в России. Выразимся точнее: в СССР культурологии, об­ладающей собственным статусом, признанным среди других паук, своим предметом и объектом исследова-Н1#я, своей историей и традициями, не существовало. О ней в полный голос стали говорить только в начале 90-х годов. По существу, мы имеем дело с самой моло­дой, хотя и активно развивающейся отраслью знания.

Изоляционистский подход грешит еще одним не­достатком: он сводит культурологию только к циклу гуманитарных знаний, игнорируя другую составляю­щую — социальные науки.

В последнее время в нашей литературе все чаще высказываются в пользу другого, интеграционистско-го, подхода к культурологии. Пго сторонники понимают культурологию как синтетическую область знаний, воз­никшую на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, теологии культу-


1 The Compact Oxford English Dictionary. New Edition. Oxford: Clarendon Press, 1994.

' Webster's Third New International Dictionary of the En-
glish I ..nic|ii
ρι.ι, этнологии, психологии культуры, истории культу-I ч.1. Ео фундамент заложили В. Виндельбанд, Г. Риккерт, '). Кассирер, М. Вебер, Г. Зиммель, Р. Кропер, Э. Трельч, К. Манхейм, К. Ясперс, Т. Лессипг, Э. Гуссерль и др. 1 'овременныо последователи интеграционистского ичгляда против сведения культурологии исключитель­но к философии культуры или к истории искусства.

«Существует мнение, что культурология - это только теория культуры, а история культуры соотно­сится с ней как конкретная историческая наука с тео­ретическим знанием, и если история культуры иссле­дует преимущественно прошлое, то культурология — ■■.мание о текущей современной культурной жизни, структуре культуры, ее функциях, перспективах раз-пития. Но в действительности культурология ориенти­рована на познание того общего, что связывает раз­личные формы культурного существования людей... 11<:торический и теоретический способы рассмотрения форм культурного существования человека находятся г, культурологии в единстве. Исходя из такого понима-I и 1Я, культурологию можно рассматривать как знание

^ 0 прошлой и современной культуре, ее структуре и функциях, перспективах развития»1.

«Культурология — скорее, некоторое суммарное ■ >бозначение целого комплекса наук, изучающих куль­турное поведение человека и человеческих общностей на разных этапах их исторического существования»2.

Интеграционистский подход, на наш взгляд, име­ет определенные преимущества перед изоляционист­ским хотя бы уже потому, что, синтезируя разные нау­ки, он способен датьприрост нового знания. Напротив, изоляционистский подход опасен тем, что под вывес­кой культурологии будет повторяться то, что давно из-иостно в курсе антропологии, философии культуры или истории мировой художественной культуры. Интегра-м.ионистский подход, по всей видимости, заложен и в


' Левит С.Я. Культурология как иитегративная область знаний // Культурология. XX век: Антология. М., 1995. <'. 654—655.

2 Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Ί.Φ. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др.— М.:

1 1аука, 1995. С. 38.

«Государственном образовательном стандарте», где к циклу общепрофессиональных дисциплин по специа­лизации «Культурология» отнесены теория культуры, история культуры, философия культуры, социология культуры, эстетика, искусство, литература, религия, наука, материальная культура, этнология, семиотика, риторика, древний язык.

Культурология не является монодисциплиной в том смысле, что ее содержание не покрывается какой-либо одной наукой. Но если культурология несводима к ан­тропологии, философии или искусствоведению, то это вовсе не означает, что проблематика данных наук не вхо­дит в предметное поле культурологии. Напротив, все они, и не только они, активно питают ее своими метода­ми, теоретическими и эмпирическими достижениями.

Научное изучение культуры, осуществляемое эт­нографами, филологами, социологами (именно они могут претендовать сегодня в первую очередь на зва­ние культурологов), позволяет увидеть в культуре не одномерную величину, а сложное многомерное обра­зование. Полное знание о культуре возникает на пере­сечении антропологического, ι-уманитарного и социо­логического знаний1.

1 Культура: теории и проблемы: учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др.— М.: Наука, 1995. С. 42.

' Человек и общество. Культурология: Словарь-справоч­ник. Ростов-и/Д., 1996. С. 258—259.


В культурологии выделяют следующие подразде­лы: теория культуры (философия культуры), история культуры (мировая художественная культура), приклад­ная и эмпирическая культурология (антропология и со­циология культуры). Культурология находится еще в стадии становления, поиска своего предмета и мето­дов, ее научный статус до конца не определен2. Она принадлежит одновременно области социального зна­ния (этому способствуют социология культуры и ан­тропология), использующего количественные методы сбора данных, и гуманитарному знанию (благодаря искусствознанию и философии культуры), которое строится на ценностях и качественных методах иссле­дования.

j § 2. Определение культуры

Предметом культурологии выступает понятие куль-Ί-уры. Объектом культурологии являются живые люди, творцы и носители культуры, а также культурные явле­ния, процессы и учреждения. Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокуп­ность людей, то под культурой —- совокупность резуль­татов их деятельности.

К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколь­ко групп. В первую вошли описательные определения. Например, культура — это сумма всех видов деятельно­сти, обычаев, верований. Во вторую —те определения, которые связывают культуру с традициями или социаль-шлм наследием общества. Культура — социально унас­ледованный комплекс практики и верований, опре­деляющий основы нашей жизни. В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, органи­зующих человеческое поведение. В других случаях уче­ные понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчеркивали, что она — продукт деятельности людей. Иногда о ней гово­рят как о совокупности форм приобретенного поведе­ния, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение.

Такова палитра разногласий в определении куль­туры и понимании ее природы. Можно видеть, что в культуру включают все, что создано человеческим ра­зумом и руками,— одежду и книги, сигареты и прокат-тле станы, симфонии и обычаи, оружие и проездные билеты,— а также все, что делает человек как сущест­во разумное: манеру одеваться, передвигаться, питать­ся, трудиться, отдыхать, общаться и т. д.

В повседневной жизни понятие культуры употреб­ляется как минимум в трех значениях.

Во-первых, под куль-турой подразумевают опреде­ленную сферу жизни общества, получившую инсти­туциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специ­альные и высшие учебные заведения, готовящие спе­циалистов по культуре, журналы, общества, клубы, те­атры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей).

Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой соци­альной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная куль­тура, культура молодежи, культура рабочего класса и др.).

В-третьих, культура выражает высокий уровень ка­чественного развития духовных достижений («куль­турный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»). «Уровневый» смысл мы вносим в понятие «культура», когда культу­ру противопоставляем бескультурью — отсутствию культуры. Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры.

В Древнем Риме, откуда пришло это слово, под куль­турой (culture) понимали прежде всего возделывание земли. Окультуривание почвы, сельскохозяйственные культуры — понятия, связанные с трудом крестьяни­на. Только в XVIII—XIX веках для европейцев культу­ра приобрела духовный оттенок. Она стала обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утонченного в мане­рах поведения.

Хотя слово «культура» впервые зафиксировано в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова (1845), но широкого распространения в России в середине XIX века оно не получило. Вместо него упот­реблялись близкие по смыслу выражения «образован­ность», «просвещение», «разум», «воспитанность». К примеру, не пользовались им А.С. Пушкин, Н.Г. Чер­нышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, а И.В. Ки­реевский в понятие «просвещение» включал все то, что сегодня мы подразумеваем под словом «культура»: вопросы религии, науки, языка, государственности, об­разования. Только в 60-е годы XIX века новый термин входит в русские словари, а в 80-е утверждается в на­учной и художественной литературе.

Интересно, что в европейских языках — немецком, английском и французском — слово «культура» пона­чалу служило сельскохозяйственным термином (обра­ботка, культивирование земли), а в философской, науч­ной и художественной литературе употреблялось скорее

^ Глава 1. Варны» статус и предмет культурологии

как метафора. Многие десятилетия потребовались для того, чтобы из метафоры сделать строгое научное по­нятие и философскую категорию. И в России, куда оно проникло вместе с переводными книгами, поначалу от­носилось к сельскому хозяйству.

В Овропу слово «культура» пришло чуть ли не на столетие раньше, чем в Россию. В философский, а за­тем научный и повседневный обиход первым его за­пустил немецкий просветитель И.К. Аделунга, вы­пустивший в 1782 г. книгу «Опыт истории культуры человеческого рода». А спустя два года вышел в свет первый том книги его выдающегося соотечественника И.Г. Гердера (1744—1803) «Идеи к философии и исто­рии человечества», где слово «Ku.Hu.re» уже перестает служить метафорой, но наполняется теоретическим и философским содержанием. Гердер проповедовал на­циональную самобытность искусства, утверждал исто­рическое своеобразие и равноценность различных эпох культуры и поэзии. Он первым предложил упот­реблять термин «культура» во множественном числе, подчеркивая тем самым уникальность различных на­циональных культур.

В европейский научный оборот понятие культуры входило очень медленно. В конце XVIII века оно имело два оттенка: первый — господство над природой с по­мощью знания и ремесел, второй —духовное богатст­во личности. О том, что новый термин еще не успел прижиться, свидетельствует хотя бы тот факт, что два великих немецких философа, Кант (1724—1804) и Ге­гель (1770—1831), почти не употребляли слово «куль­тура». Гегель заменял его термином «Bildung» (образо­вание), а Кант, хотя изредка и пользовался им, сводил культуру к дисциплине ума. По Канту, суть культуры заключается в господстве морального долга над про­явлениями чувств.

В XX веке антропологи, изучающие примитивные пароды, придали этому слову новое значение. У авст­ралийских аборигенов или африканских бушменов, живущих по первобытным законам, нет ни оперного театра, ни картинной галереи. Но у них есть то, что объединяет их с самыми цивилизованными народами мира,— система норм и ценностей, выраженная через соответствующий язык, песни, танцы, обычаи, тради­ции и манеры поведения, с помощью которых упоря­дочивается жизненный опыт, регулируется взаимодей­ствие людей. В своей совокупности они характеризу­ют образ жизни либо всего общества, либо какой-то его части. А материальные памятники, окружающие лю­дей в повседневной жизни, составляют прошлую куль­туру, или культурное наследие. И обычаи, и памятники свято оберегаются, передаются из поколения в поко­ление.

«В современном языке термин "культура" упот­ребляется очень часто преимущественно в двух зна­чениях — "широком" и "узком". В широком смысле к культуре относят все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни ■— обычаи, нормы, институ­ты, включая государство и экономику. В "узком смыс­ле" границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, с искусством, нравственно­стью, интеллектуальной деятельностью»1.

Приверженцы более узкого подхода к пониманию культуры считают неправильным распространять ее на всю совокупность общественных явлений. В обществе много безобразного, отвратительного, которое никакие назовешь культурой. Наркомания, преступность, фа­шизм, проституция, войны, алкоголизм — все это ис­кусственно создано человеком и принадлежит к сфере общественных явлений. Но вправе ли мы относить это к сфере культуры?

Если нечто направлено на уничтожение создавае­мых человеком позитивных ценностей, то это нечто необходимо называть не культурой, а антикультурой. Критерием здесь выступает человек, мера его разви­тия. И тогда культура — только то, что содействует раз­витию, а не деградации человека.

1 Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культу­ры: Пособие для старшеклассников. М., 1994. С. 22.


Думается, что оба значения, широкое и узкое, име­ют равные права, а употреблять их следует в зависи­мости от ситуации и контекста. Разница между ними состоит вот в чем. В первом случае культура включает в себя социальные проблемы, в частности, социальные институт (религию, науку, семью, экономику, право).

^ Глава 1. Парный статус я предмет крырлпгни

Во втором — она ограничивается историей и теорией художественной культуры, искусства. В нервом случае больший акцент поставлен на социологических, антро­пологических, этнографических методах и данных, во втором — на искусствоведческих, философских и ли­тературоведческих.

Второй, узкий подход предполагает, что культура — это а) сфера общества, б) аспект общества или видов общественной деятельности. Это разные вещи. При «сферной» трактовке все общество разделяют на не­сколько сфер — социальную, экономическую, полити­ческую и культурную. Культурная сфера представляет один из сегментов общества. При «аспсктном» подхо­де общество также разделяют на сферы. Например, нижегородские культурологи выделяют восемь сфер: экономическая, экологическая, педагогическая, управ­ленческая, научная, художественная, медицинская, физкультурная. Но могут быть те же четыре главных сферы, указанные выше. Их количество здесь не так иажно, как качество: «В обществе существует столько культур, сколько существует сфер общественной жиз­ни»'.

Классическим считается определение культуры, которое в 1871 году предложил ^ Эдуард Тэйлор (1832— 1917)— выдающийся английский этнограф, один из основателей антропологии; хотя с тех пор в исходное определение добавляются все новые и новые черты, суть культуры остается неизменной. Ее можно сфор­мулировать так: .

Культура — комплекс, включающий знания, веро­вания, искусство, мораль, законы, обычаи, а так­же иные способности и навыки, усвоенные чело­веком как членом общества.

В этом определении органично соединились оба значения культуры — широкое и узкое..

Культура — совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов. В ней выражены харак­терные черты данного общества, нации, группы. Бла­годаря этому общества, нации и группы различаются


1 Зеленое Л.Α., Дахин А.В., Ананьев Ю.В., Кутырев В.А. Культурология: Учеб. пособие. Нижний Новгород, 1993. С. 7.

именно своей культурой. Культура народа — это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, ду­ховные представления, верования, язык и многое дру­гое.

В культуру входят также социально-бытовые уста­новки, принятые в обществе жесты вежливости и при­ветствия, походка, этикет, гигиенические привычки. Домашняя утварь, одежда, орнамент, фольклор — все это имеет этническую тональность и передается из поколения в поколение, образуя этнический стиль. Надписи в подъезде и на заборах, далеко не всегда со­ответствующие нормам литературного языка, также выражают определенную культуру, а точнее сказать, молодежную субкультуру. Впрочем, об этом речь пой­дет дальше.


1 § 3. Структура культуры

В культурологии, как и в социологии, выделяются две основные части — культурная статика и культур­ная динамика. Первая описывает культуру в состоя­нии покоя, вторая — в движении. К культурной стати­ке мы отнесем внутреннее строение культуры — совокупность базисных элементов или черт, и формы культуры — конфигурации, характерные сочетания таких элементов.

К динамике отнесем те средства, механизмы и про­цессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. Культура зарождается, распространяет­ся, разрушается, сохраняется, с ней происходит мно­жество всевозможных метаморфоз.

Если мы представим культуру в виде сложной сис­темы, а именно такой должна быть человеческая культу­ра, создававшаяся тысячами поколений людей, то обяза­тельно найдутся исходные клеточки, или первокирпичики. Такие базисные единицы культуры называют элемента­ми и чертами культуры. Они бывают двух видов — мате­риальными и нематериальными.

Большинство ученых сходится во мнении, что куль­тура имеет два измерения — материальное и нема­териальное. Материальные памятники культуры бо­лее долговечны. Археологи раскапывают стоянки древних людей, живших сотни тысяч и миллионы лет назад, обнаруживают костные останки, примитивные орудия труда (так называемые чопперы) и по ним вос­станавливают образ жизни, верования, обряды и идей­ный мир наших предков. О современной культуре можно судить по материальным и нематериальным элементам культуры, но о древней — только по мате­риальным. Таким образом, материальные памятники долговечнее и хранят больший объем информации, чем нематериальные.

^ Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека (их называют ар­тефактами): паровая машина, книга, храм, орудие тру­да, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют определенное символическое зна­чение, выполняют определенную функцию и пред­ставляют известную ценность для группы или обще­ства.

Нематериальную, или духовную культуру образу­ют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нор­мы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже результат деятельности людей, но сотворе­ны не руками, а скорее разумом. Нематериальные объекты нельзя слышать, видеть, осязать, они сущест­вуют в нашем сознании и поддерживаются человече­ским общением.

Мосты или храмы существуют очень долго, а це­ремонии или обряды — только то время, пока их со­блюдают. Церемония бракосочетания длится несколь­ко часов, хотя через нее неоднократно проходят люди. I (сремония, как и любой другой объект нематериаль­ной культуры, нуждается в материальном посредни­ке. Знания выражаются через книги, обычай привет­ствия — через рукопожатие или произнесение слов. I [ошение галстука — это тоже ритуальное или симво­лическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, если бы не участие материального посредника— галстука. Сам галстук является арте­фактом.

Традиционный для философии вопрос — что пер­вично: материя или дух — в культурологии решается иначе, чем принято. В культуре первично значение и символ, а не вещь и материал. Материал, из которого изготовлена книга, в культуре вторичен, а содержание передаваемой информации, рассуждений, мысли пер­вично. Их можно донести до аудитории и другим спо­собом, помимо книги, например воспользовавшись ра­дио, телевидением или Интернетом.

Но такое можно сказать, разумеется, не обо всех элементах культуры. К примеру, одежда выполняет две функции: физическую, так как защищает тело от холо­да, и культурную, поскольку служит украшением. Для северных народов важнее качество материала, из ко­торого изготовлена одежда. Шкура животного, даже никак не украшенная, вполне сгодится для утилитар­ных целей. У южных народов — все наоборот. Там на­столько тепло, что вполне можно обходиться без руба­шек, брюк и пальто. Некоторые дикие племена носят вместо одежды украшения из раковин и всевозмож­ные бусы. Здесь первичной была культурная функция, а вторичной — материальная.


1 § 4. Основные функции культуры

4.1. Защитная функция

Первой универсальной функцией надо считать за­щитную. Она состоит в том, что при помощи искусст­венно созданных орудий и приспособлений — орудий труда, лекарств, оружия, транспортных средств, ис­точников энергии — человек неимоверно увеличил свои возможности приспособления к окружающему миру, подчинения себе сил природы. Ему не страшны голод, наводнения, эпидемии.

Но на смену одним неблагоприятным факторам, устраненным техническим прогрессом, приходят дру­гие, порожденные им. Голод и чума побеждены, но истощается почва, вырубаются леса, отравляется вода, ухудшается экология, появляются новые болезни. И не только естественного происхождения (например,

СПИД), но и искусственного (скажем, лучевая бо­лезнь). Таким образом, материальная культура, тех­нический прогресс, с одной стороны, снижают угро­зу жизни и здоровью людей, а с другой — повышают ее. Функция сопровождается дисфункцией.


^ 4.2. Креативная функция

Вторая фундаментальная функция культуры — пре­образование и освоение мира. Ее еще называют креа­тивной функцией (отлат. creatio — созидание). Исследуя и каталогизируя виды растений и животных, система­тизируя типы элементарных частиц, экспериментируя над физическими явлениями, осваивая космическое пространство, человек расширяет среду обитания. Про­является его любознательность, а не желание защитить-гя. Овладение силами внешней природы идет рука об руку с овладением внутренними силами психики. На Иостоке выработаны сложные системы психотехники, медитации, боевых единоборств и концентрации воли, нетрадиционные методы медицины, техники владения своим телом и сознанием.


^ 4.3. Коммуникативная функция

Третья функция культуры — коммуникативная. Она включает передачу информации в любом виде: устное и письменное сообщение, общение людей, групп, наро­дов, использование технических средств связи и т. п. 1>ез общения с себе подобными невозможны ни общест­во, ни культура. Информационная изоляция от культу­ры наносит непоправимый ущерб человеческому су­ществу, особенно па ранней стадии социализации. 11римсром служат так называемые феральные люди.


^ 4.4. Сигнификативная функция

С коммуникативной тесно связана сигнификатив­ная функция культуры (от англ. sign — знак), букваль­но — функция приписывания значений и ценностей.

То, что но вовлечено в культурный оборот человечест­ва, как бы не имеет значения и ценности. Звездное небо над головой первобытного человека не имело никакого значения до тех пор, пока он не вовлек его в свой круг мифологических представлений, не составил небесных карт, помогающих в мореплавании, не создал астроно­мических теорий и не послал в космос спутники. С тех пор небо стало частью культуры. Каждое созвездие по­лучило наименование, легендарную историю, наиме­нование в научном каталоге, физико-химические харак­теристики.

Так происходило с любым естественным явлени­ем, которые друг за другом на протяжении сотен ты­сяч лет вовлекались в культурный оборот и получали наименование. Лес оставался скопищем деревьев, пока не стал укрытием, источником питания, обиталищем духов, охраняемым государством лесопарком, город­ским сквером. С этих позиций дерево в лесу и дерево под вашими окнами — разные деревья. Первое — часть зеленых насаждений, второе — элемент ландшафта. У них разные функции. Первое дает планете кислород, а животным пищу. Второе заслоняет от солнца, украша­ет прилегающую территорию, служит иным декоратив­ным целям.

Итак, расширяя сферу культурного освоения мира, человек одновременно расширяет область обозначае­мых предметов. В итоге объем культуры и объем пред­метов, приобретших ценность и значение, всегда сов­падают. Это равновеликие явления. Но дело этим не ограничивается. Охватив сеткой значений определен­ную область природы, человек постоянно переимено­вывает, переоценивает что-то внутри этой области. Одни и те же предметы у разных народов и в разные исторические эпохи получают разные значения и цен­ность. В результате мы можем встретить таких старо­жилов культурной ойкумены, которые имеют несколь­ко десятков, если не сотен, значений. В совокупности они составляют то, что можно назвать культурной (или исторической) биографией вещей.

Благодаря сигнификативной функции культура предстает как осмысленное представление о мире, не важно, в какой конкретной форме выражено это пред­ставление — в виде философской системы, стихотво­рения, мифа, научной теории.

Маленькими кирпичиками, из которых они, эти конкретные формы, создаются, выступают знаки, сим-иолы, метафоры, формулы, цифры, рифмы, имена, сло­на. Кирпичики складываются в более крупные объе­динения, и получаются сонеты, поэмы, гипотезы, эмпирические факты, математические уравнения, ста­тистические таблицы, легенды, эпос и т. п. Наконец, здания объединяются в поселки, города, мегаполисы, страны, континенты.


^ 4.5. Нормативная функция

Не менее важную роль выполняет нормативная функция культуры. Она проявляется в том, что имен­но культура ответственна за создание норм, стандар­тов, правил и рецептов поведения людей. Они имеют самое разное наименование: обычаи и традиции, при­казы, постановления, распоряжения, законы, консти­туционные акты, этикет, манеры, нравы. Их можно на­звать первокирпичиками нормативной функции. Из этих кирпичиков образуются здания — более крупные н сложные комплексы: право, мораль, идеология.

Всю совокупность существующих в обществе норм — а их великое число, мы даже не подозреваем, насколько много их в современном обществе, — ус­ловно можно расположить вдоль одной прямой, на одном конце которой расположатся нормы, сильно связанные с жизненно важными для общества ценно­стями, а на другом — слабо или вовсе не связанные с ними. Один полюс назовем ценностным, а другой ра­циональным (неценностным).

Ценностный Рациональный

полюс полюс

□ □

Рис. 1. Континуум культурных норм

Удивительно, но все известные нам комплексы норм — мораль, право, идеология — сконцентрирова­лись на ценностном полюсе. Рациональный остался голым. Непонятно, зачем он вообще нам понадобился. Но не будем спешить с решением.

Существует множество правил, норм, запретов, ко­торые никак не назовешь ни моральными, ни право­выми, ни идеологическими. Скажем, правило «обходи идущего навстречу справа» абсолютно внеоценочно. Трудно назвать его моральным, юридическим или идео­логическим. Оно прагматическое, утилитарно-практи­ческое, но не универсальное. В Англии движение авто­мобилей и пешеходов происходит в ином порядке. Не существовало этого правила и в традиционном, напри­мер племенном или сельском, обществе, где никакой уличной толпы просто нет.

Культуры и страны мира можно — опять услов­но — поделить на культуры интенсивного насыщения нормами и культуры неинтенсивного насыщения. Из европейских стран больше всего норм, правил, стан­дартов, законов, по единодушному мнению специали­стов, существует в современной Германии. В конце на­ходятся страны Восточной Европы, в том числе Россия.

Высока насыщенность нормами, обычаями и тра­дициями восточных культур. Условно выражаясь, ко­личество традиций и обычаев на квадратный километр территории наиболее высоко в Китае, Индии, Японии. Здесь почти всякое явление жизни, тем более культур­ное явление, как-то обозначено, нормировано, оцене­но. Именно здесь обнаружены наиболее тонкие и раз­работанные правила этикета.

^ Нормативную функцию можно измерять не толь­ко степенью насыщенности культуры обычаями и тра­дициями. Специалисты вводят в употребление термин «нормативная избыточность» для того, чтобы указать на другой аспект культурных норм — меру их жестко­сти. Считается, что чрезмерная регламентация пове­дения характерна для обществ с бедной культурой.

Противоположным состоянием общества является аномия — отсутствие каких-либо норм и законов (отлат. anomia — отсутствие норм). Эту проблему в свое время глубоко изучил Э.Дюркт'ейм, который, собственно гово­ря, и ввел в научный оборот сам термин. Оба крайних положения — нормативная недостаточность и норматив­ная избыточность, жесткость и слабость норм — одина­ково плохо сказываются на современном общество.

Регламентация поведения — и мягкая, и жесткая, — которая вытекает из нормативной функции, неизбеж­но накладывает ограничения на свободу действий че­ловека. Нормы, а их в окружающей жизни бесчислен­ное множество, по каждому пустяку говорят нам: это можно, а это нельзя. Пытаясь вписаться в круг обязан­ностей, мы обязательно что-то подавляем в себе. А вся­кое подавление связано с неудовольствием, напряже­нием, конфликтностью. 3. Фрейд разработал теорию, согласно которой культура — это нечто репрессивное, насильственное.

Возможно, великий психоаналитик впадал в край­ность, сводя культуру к подавлению и вытеснению. Но совершенно очевидно, что соблюдение культурных норм, часто вопреки желаниям и капризам, дается психике нелегко. Любое напряжение требует компен­сации, а таковой может служить только расслабле­ние -— отдых, ничегонеделание, переключение па дру­гое занятие, досуг.

И здесь на помощь человеку приходит культура. Досуг в современном обществе немыслим вне обще­ния с музыкой, театром, живописью, кино, всевозмож­ными развлечениями.


^ 4.G. Релаксационная функция

Следующая функция культуры — релаксацион­ная. Релаксация (от лат. relaxatio — ослабление) — ис­кусство физического и психического расслабления, разрядки. Естественные средства разрядки — смех, плач, приступы гнева, физическое насилие, крик, объяснение в любви, исповедь. Все они относятся к разряду индивидуальных. Они недостаточны для того, чтобы снять коллективное напряжение. Для подоб­ных целей служат стилизованные формы снятия на­пряжения — увеселения, праздники, фестивали, ри­туалы.

Праздники — особо торжественные моменты, ко­гда накопившееся напряжение снимается в возвышен­но-эстетической и эмоционально-восторженной фор­ме. Это моменты наибольшей радости, причем радости дозволенной, регламентированной, поскольку празд­ничныо дни заранее объявляю-т'ся и к празднику гото­вится все общество.

По мнению выдающегося отечественного культуро­лога М. Бахтина, в праздничные дни все переворачива­ется вверх ногами. Анализ «смеховой культуры» эпохи Возрождения убедил его, что в праздничные дни позво­ляется делать то, что под страхом смерти запрещается в обычные,—подвергаются осмеянию божества и патрио­тические чувства, идеологические идеи и политические кумиры. Это время дозволенной критики.

Сходную роль выполняет ритуал. Ему свойственна особая торжественность, ритмическая и интонацион­ная насыщенность. Средством релаксации выступает игра. Ее сущность заключается в удовлетворении вле­чений символическими средствами. Играя, дети одно­временно верят и не верят в реальность происходя­щего. Они осознают «ненастоящность» игры, но отдают ей все силы, как будто это реальное состязание или действо. Символика игры создаст особую психологи­ческую установку испытания человеческих возможно­стей: по-настоящему убить человека нельзя, а в игре можно. Игра не только расслабляет, она тренирует мас­терство, умение находить выход из критических си­туаций, усиливает мотивацию к достижению. Игра хороша тем, что вызволяет спрятанные внугри бессоз­нательные импульсы, тайные влечения и пристрастия, запрещаемые культурой. Таким образом, и во время игры можно обходить нормы. Через игру реализуют­ся скрываемые сексуальные мотивы и пристрастия (игры в бутылочку, «я садовником родился» и т. п.), мотивы смерти (игра в войну, гладиаторские бои, коррида).

Специальные средства релаксации — фильмы ужасов, эротические фильмы, фильмы катастроф, де­тективы, боевики, приключенческие романы. И они по­зволяют символически — вместе с героями — совер­шить те действия, которые запрещены культурой или невозможны из-за каких-либо условий. Последнее дос­тижение индустрии развлечений — приключения и пу­тешествия в виртуальных компьютерных мирах. Ту­ризм, дома отдыха, санатории, пансионаты, детские лагеря отдыха издавна служили еще одним источни­ком расслабления и отдыха.

Перечисленные средства релаксации по-разному воздействуют на личность человека. 11екоторые оказы­вают даже негативное или вовсе разрушающее дейст­вие. В частности, под влиянием криминального экрана число подростковой преступности во всех либо в боль­шинстве стран мира резко пошло в гору. Алкоголизм и наркомания служат массовым средством релаксации, по они осуждаются либо преследуются законом во всех цивилизованных странах.

Порнография во многих странах запрещена, как '.апрещена и проституция. Хотя никто не сомневается в том, что они — одно из средств расслабления и в пси­хологическом плане дают человеку много позитивного. 11од особый контроль государства в цивилизованном

< )бществе взяты азартные игры в карты, рулетка, кази­но. Доступ в них ограничен. В отличие от казино, дос­туп в которое ограничивается извне, в клубы по инте­ресам доступ ограничивается изнутри, т. е. членство в таких клубах специализированное.

На другом полюсе воображаемой шкалы нахо­дятся позитивные, одобряемые обществом средства релаксации, например, посещение театров, музеев, созерцание природы, отдых на природе и т. п. Приоб­щение к высокому искусству оказывает на личность не разрушающее, а созидающее влияние. Ему естьосо-|)ос название — катарсис (греч. natharsis — очищение).

< >по вошло в современную культуру с легкой руки ве­ликого древнегреческого философа Аристотеля, счи­тавшего, что целью трагедии выступает очищение духа при помощи страха и сострадания. Катарсис одно­временно означает и возвышение духа, освобожде­ние его от опеки суетного быта и сосредоточение на том, что единственно и заслуживает внимания,— на вечном.

Цивилизованное общество настойчиво ищет пути устранения отрицательных форм релаксации, каналы их вывода из культуры. В одних случаях для этой цели усиливают запретительные санкции и принимают ка­рательные меры. Например, в ряде стран Юго-Восточ­ной Азии к тем, кто распространяет наркотики, приме­няется смертная казньлибо пожизненное заключение. \'> других случаях им ищут функциональную замену. 15 частности, расширяют сеть развлекательных и науч­но-хюзнаватсльных учреждений, которые могли бы кон­курировать с пьянством и наркоманией как негативны­ми формами релаксации.


^ 4.7. Единство функций

Оно обнаруживается в любом культурном явлении. Действительно, хотя функций много, все они легко об­наруживаются в любом культурном явлении, событии, предмете. Например, миф для наших предков заменял науку, историю, религию, искусство, политику, а иногда и экономику. Не понимая, куда деваются души умер­ших, почему происходят засуха, гроза, наводнения, древний человек создавал совершенно правдоподобное с его точки зрения объяснение случившемуся. Придуман­ные боги служили заменителями первопричины всего сущего. Создание мифа успокаивало наших пращуров, делало мир более осмысленным, упорядоченным, по­нятным. Пели духи сердятся, значит, надо задобрить их жертвоприношением, молитвой или иным ритуальным действием.

Одновременно миф выполнял коммуникативную функцию, ибо на 70—90% жизнь первобытного чело­века вертелась вокруг мифологии: готовясь к охоте, люди отправляли охотничьи ритуалы и задабривали бога охоты, готовясь к пахоте, севу, родам, переезду на новое место, свадебной церемонии, возведению ир­ригационного канала и проделывая многое другое, первобытные люди обязательно касались мифов. А уж о роли мифа в социализации и обучении молодежи, в проведении досуга и говорить не приходится.

Сигнификативная функция подразумевает множе­ство знаков, дат, имен, выражений, жестикуляций, об­рядовых танцев, хороводов и коллективных танцев, ка­ждый из которых несет определенный смысл, значение, эмоциональный заряд. Благодаря мифу окружающая среда приобретала осмысленность и упорядоченность. Вся родословная племени фиксировалась только в мифе, передающемся изустно. Вся история племени, правила поведения, моральные наставления регистрировались в мифологической форме. В трудных жизненных ситуа­циях, когда люди не знали, как поступить, обращались за советом к мифу,

Постепенно миф из небольшой объяснительной схе­мы разрастался в стройную мировоззренческую систе­му, охватывающую все первобытное общество. В расши­рительном смысле его можно назвать протокультурой.


1




Скачать 10,82 Mb.
оставить комментарий
страница1/27
т. е. написать
Дата28.09.2011
Размер10,82 Mb.
ТипУчебное пособие, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
плохо
  1
средне
  1
отлично
  9
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх