Сказка повествовательный фольклорный жанр, он характеризуется своей формой бытования. Это повествовательный жанр, а также жанр развлекательный. Сказка жанр необрядового фольклора icon

Сказка повествовательный фольклорный жанр, он характеризуется своей формой бытования. Это повествовательный жанр, а также жанр развлекательный. Сказка жанр необрядового фольклора


Смотрите также:
1 Выставка книг прототип Устное народное творчество...
Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого Тест...
Тема: Жизнь и творчество Л. Н. Толстого...
Сказка, представляющая собой ведущий жанр корейского фольклора...
Книга Александра Михайловича...
Сказка это удивительный жанр. Русский философ Ильин сказал: «Сказка это сон, приснившийся нации»...
В. А. Жуковский познакомил русского читателя с одним из наиболее любимых жанров...
Театральная рецензия в современной периодической печати спецсеминар Аннотация...
«доисследовать»...
Тема: «Былина фольклорный жанр»...
Программа курса «Сочинение жанр литературного творчества»...
Б. М. Лепешко Формальная логика и детективный жанр: единство эвристической достоверности...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать
1. Сказка - повествовательный фольклорный жанр, он характеризуется своей формой бытования. Это повествовательный жанр, а также жанр развлекательный. Сказка – жанр необрядового фольклора.

Сказка - рассказ, основанный на поэтической фантазии, в особенности из волшебного мира, история, не связанная с условиями действительной жизни. Жанр эпический, повествовательный. С. - произведение, которое имеет установку на вымысел. Самый известный собиратель и издатель сказок – А.Н. Афанасьев (запасы своих сказок он пополнял за счёт записей П.И. Якушина). Он разделял сказки на: 1 – С. о животных; 2 –С. новелестические; 3 – С. волшебные. Сейчас классификация сказок изменилась. Выделяют: 1 – С. кумулятивные; 2 - С. волшебные; 3 – С. о животных; 4 – С. авантюрные; 5 – С. бытовые; 6 – С. новеллистические; 7 – С. сатирические; 8 – С. детского драматического жанра; 9 – Анекдоты, небылицы. Сказки о животных – самые древние сказки. Сказки о животных выделяются по тому основному признаку, что их гл герои - животные. Особенно популярные были сказки «Лиса крадет рыбу с воза», «Кот, петух и лиса», «Кот и дикие животные», Волк-дурень». В сказках о животных сохранились следы того периода примитивного ведения хозяйства, когда человек мог только присваивать продукты природы, но еще не научился их воспроизводить. Лишь в небольшой своей части эти сказки представляют устойчивые сюжеты, в основном же отражены только мотивы. В центре сказки – хитрое животное. Излюбленным героем русских сказочных историй о животных, как, впрочем, и всех восточнославянских сказок, сделалась лиса. Её проделки и проказы стали основой многих сюжетов.

Волшебные сказки представляют наиболее определенную в жанровом отношении группу сюжетов устной народной прозы. Многие из них построены по единой композиционной схеме, имеют ограниченный набор персонажей со строго определенными функциями1. Но среди сюжетов волшебных сказок немало и таких, которые не укладываются в заданную схему и даже не имеют традиционного для сказки счастливого конца (“антисказки”)2. Основная особенность мира волшебных сказок – его членение на “наш” и “не наш” (“тридевятое царство” русских сказок). Герой отправляется в иной мир за невестой или чудесными предметами. Он вступает в контакт с дарителем, получает чудесный предмет или приобретает чудесного помощника, выполняет трудные задачи и благополучно возвращается в свой мир. Действие сказки протекает в неопределенно-прошлом времени. С одной стороны, указывается на его давность и полную неопределенность (“давным-давно”), с другой же – на вечность этого бесконечно длящегося действия (“стали жить-поживать и добра наживать, и теперь живут и нас переживут” в русских сказках).Герой волшебной сказки обычно подвергается двум испытаниям – предварительному (и за это получает волшебный дар) и основному (победа над драконом, змеем, Кощеем или иным чудесным противником, чудесное бегство с превращениями и бросанием магических предметов). В экспозиции он может быть представлен как эпический герой чудесного или благородного происхождения, необычной физической силы или как герой низкий, “дурак”. Но желанной цели добиваются равно и царевич, и дурак. Свойственный волшебным сказкам счастливый финал выражает веру в торжество идеалов добра и справедливости, мечту о том, что любой человек достоин счастья и может его добиться.

Бытовые сказки делятся на анекдотические( в основе кот. лежит уничтожение противника. Герой жанра - человек, униженный в обществе - крестьянин, работник…Противник - богатый мужик, барин. На одурачивании постороен конфликт большинства сюжетов анекдотич.с.) и новеллистические.Они внесли новое кач-во - -интерес к внутр. миру человека.Б.С. не возникает из литературной новеллы, а сама создала её, т.к. исторически её предшествовала. К наиб. распр. видам сказок-новелл относятся многочисл. сказки о супругах, их верности и неверности, о женитьбе героев, о ленивых хозяевах. Так же, к типичным новелл. сказкам стоит отнести сказки об одураченном барине, о богатом хозяине, о нанятом работнике, о барыне, обманутой хитрым работником. Третья основная тема бытовых сказок – тема осуждения духовенства. Поэтика и стиль бытовых сказок – сниженные. Сказка-новелла рассчитана на непрерывность и единство восприятия. В бытовых сказках выражен иной взгляд на человека и окружающий его мир. В основе их вымысла лежат не чудеса, а действительность, народный, повседневный быт. События Б.С. всегда разворачиваются в одном пространстве - условно реальном, но сами эти события невероятны. Худ. изысканность повествов. формы бытовым сказкам не свойственна: для них характерны краткость изложения, разг. лексика, диалог.


2. Былины – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым (1807–1863). Основные признаки: эпический характер, обязательное наличие сюжета, необыкновенные герои, чаще всего богатыри, развернутость, распространенность событийного повествования, специфический стиль, особая манера построения рассказа, описаний персонажей и т.д. Эпическая поэзия – всегда песенная, творилась, сохранялась и передавалась устным путем, в пении. Художественная цельность, содержательная полнота, поэтическая развитость былины поддерживалась единством словесного и музыкального начала. При пении былины сказитель лишь частично воспроизводил текст по памяти, передавая его заученные части и варьируя их, таким образом, он строил новый текст, опираясь на выработанные в ходе предшествующего обучения знания, правила, нормы. Часто результатом такого варьирования было изменение образного решения микротемы:

^ Серый зверь тут не прорыскиват,

Черный ворон не пролетыват…

-----------------------------------------

Да й пехотою никто не прохаживал,

На добром кони никто да не проезживал…

Наличие художественных стереотипов – важнейшая особенность былинного стиха (н-р обозначение Киева: стольный Киев-град, красен Киев-град, во славном городе во Киеве). В отличие от книжной, литературной поэзии, где усилия авторов направлены на избежание привычных способов выразительности, народный эпос строится на повторении и варьировании устоявшихся, многократно повторенных ранее поэтических стереотипов.

Звуковая организация былин включает в себя след. способы: внутренние рифмы, звуковые повторы, аллитерация, ассонансные созвучия, игра слов. Пример внутренней рифмы: А й говорил ему конь, да второй након…

Подчеркнуто торжественный стиль изложения былины определил необходимость замедления действия (ретардация). Для этого используется повторение, повторения тавтологические: из далече-далече, повторения синомимические: биться-ратиться, зачастую окончание одной строки является началом другой: А приехали они да на святую Русь, / На святую Русь да и под Киев град…, нередки троекратные повторения целых эпизодов, идущие с усилением эффекта, а некоторые описания предельно детализированы.

Каждая былина – это вполне самостоятельное, законченное отдельное произведение со своей темой, сюжетом и своими героями. Чаще всего былины прямо между собой не связаны, даже те, в которых действуют одни и те же персонажи (н-р, былины об Илье Муромце не м.б. поставлены во взаимную последовательность и сюжетную зависимость).

В былинах фантастическое и реальное тесно взаимосвязано, неотделимы друг от друга.

Для языка былин характерны гиперболы, при помощи которых сказитель подчеркивает черты характера или наружности персонажей, достойные особого упоминания. Эпитет (святорусский, славный богатырь и поганый), причем часто встречаются устойчивые эпитеты (буйна голова, кровь горячая, ноги резвые). Немалое место занимают ассонансы (повторение гласных звуков) и аллитерация (повторение согласных звуков), дополнительные организующие элементы стиха.

Былины, как правило, трехчастны: запев (обычно не связанный напрямую с содержанием), функция которого состоит в подготовке к прослушиванию песни; зачин (в его пределах разворачивается действие); концовка. Следует отметить, что те или иные художественные приемы, использованные в былине, определяются ее тематикой (так, для богатырских былин характерна антитеза).

^ Сюжеты былин. Количество былинных сюжетов весьма ограничено: их около 100. Выделяют былины, в основе которых сватовство или борьба героя за жену (Садко, Иван Годинович, Алеша Попович и Елена Петровична); борьба с чудовищами (Добрыня и змей, Алеша и Тугарин, Илья и Соловей-разбойник); борьба с иноземными захватчиками: Ссора Ильи с Владимиром, Былина о наезде литовцев.

Особняком стоят сатирические былины или былины-пародии (^ Дюк Степанович, Состязание с Чурилой).

Основные былинные герои. Представители русской «мифологической школы» делили героев былин на «старших» и «младших» богатырей. По их мнению, «старшие» (Святогор, Дунай, Волх, Потыка) являлись олицетворением стихийных сил, былины о них своеобразно отражали мифологические воззрения, бытовавшие в Древней Руси. «Младшие» богатыри (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) – обыкновенные смертные, герои новой исторической эпохи, в минимальной степени наделены мифологическими чертами. Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы.

Садко является одним из древнейших героев, кроме того, он, пожалуй, самый знаменитый герой былин новгородского цикла. Древний сюжет о Садко, где рассказывается, как герой сватается к дочери морского царя, впоследствии усложнился, появились удивительно реалистические детали, касающиеся жизни древнего Новгорода.

Былина о Садко членится на три относительно самостоятельные части. В первой гусляр Садко, поразивший мастерством своей игры морского царя, получает от него совет, как разбогатеть. С этого момента Садко уже не бедный музыкант, но купец, богатый гость. В следующей песне Садко бьется об заклад с новгородскими купцами, что сможет купить все товары Новгорода. В некоторых вариантах былины Садко выигрывает, в некоторых, напротив, терпит поражение, но в любом случае покидает город из-за нетерпимого отношения к нему купцов. В последней песне рассказывается о путешествии Садко по морю, во время которого морской царь призывает его к себе, чтобы женить на своей дочери и оставить в подводном царстве. Но Садко, отказавшись от красавиц-царевен, женится на Чернавушке-русалке, которая олицетворяет новгородскую реку, она и выносит его на родные берега. Садко возвращается к своей «земной жене», оставив дочь морского царя. В. Я. Пропп указывает, что былина о Садко – единственная в русском эпосе, где герой отправляется в потусторонний мир (подводное царство) и женится на потустороннем существе. Эти два мотива свидетельствуют о древности как сюжета, так и героя.


^ 3. «Слово о полку Игореве» «СОПИ» было открыто собирателем древнерусских рукописей А.И. Мусиным-Пушкиным в конце 80-х – начале 90-х гг. 18 в. В основе сюжета «СОПИ» лежат подлинные исторические факты: поход новгород-северского князя Игоря, который закончился страшным разгромом русских войск. Впервые в истории военных столкновений с половцами русские князья были захвачены в плен.

Задача автора состояла в том, чтобы дать политическую оценку событию, показать своим современникам, какое значение имеет неудача Игорева похода для исторической судьбы всей Русской земли.

В факте поражения русских войск на Каяле автор «СОПИ» увидел проявление негативных последствия феодальной раздробленности, отсутствие единения между князьями.

«СОПИ» открывается небольшим вступлением. Оно непосредственно не связано с ходом повествования. В нем автор размышляет о художественных принципах изложения материала и как бы ведет диалог с читателем. Вступление подчеркивает общий патетический, торжественный пафос произведения. Далее автор переходит к повествованию о событиях похода. В экспозиции дается лаконичная выразительная характеристика Игоря и подчеркивается, что его поход на половцев был предпринят во имя Русской земли. Выступление русских войск в поход составляет завязку сюжета «СОПИ».

Автор не говорит, когда и откуда выступил Игорь, каков был путь следования русских войск, зато вводит яркие картины природы, исполненные глубокого символического значения. По сравнению с летописной повестью события развиваются стремительно. Автор дает краткий эмоционально приподнятый рассказ о первом столкновении русских с половцами и о богатых трофеях, взятых русскими. Резким контрастом к этому эпизоду выступает символический пейзаж накануне второго сражения. Кровавые зори, тучи, идущие с моря, полны зловещих предзнаменований. В описании битвы автор сосредотачивает внимание на героической фигуре буй-тура Всеволода и ограничивается упоминанием об Игоре, который пытается вернуть на поле боя бегущих ковуев.

Поражение русских войск составляет кульминацию сюжета. Автор показывает, какие тягостные последствия это поражение имело для всей Русской земли.

Символом единой Русской земли является Киев и великий киевский князь. Поэтому действие «СОПИ» переносится в столицу Русской земли. Вводится символическая картина «мутного» сна, который видит Святослав. Этот сон истолковывают бояре: они сообщают о поражении Игоря. Чувство скорби, вызванное тягостной вестью, Святослав выражает в своем «златом слове». Монолог великого князя киевского перерастает в страстный публицистический призыв автора слова, обращенный к русским князьям, прекратить вековые междоусобные распри.

Публицистическое обращение автора к князьям сменяется лирическим плачем жены Игоря Ярославны, являющимся важным звеном в дальнейшем развитии сюжета; он предваряет развязку – бегство Игоря из плена. Игорь возвращается в Киев и тем самым как бы признает свою вину. Завершается «СОПИ» провозглашением «славы» в честь князей – Игоря, Всеволода, Владимира Игоревича и их дружины. «СОПИ» не дает последовательного рассказа о походе и даже отступает от ряда исторических фактов. Автор берет лишь самые значительные эпизоды, которые позволяют ему ярче высказать свое отношение к событиям, донести до своих слушателей основную идею. Именно гражданская патриотическая идея прочно цементирует в единое художественное целое все части произведения.

«СОПИ» состоит из трех частей: вступления, повествования эпилога – и обращено к слушателям – «братии», к которым автор постоянно апеллирует, пользуясь риторическими вопросами и восклицаниями.

В «СОПИ» рассказ распадается на ряд эпизодов, что присуще и житию, и исторической повести. Однако здесь перед нами иной тип автора –поэт. Он называет свое произведение «повестью» и «песней». Лихачев показал, что в «СОПИ» соединены два фольклорных жанра - «слава» и «плач» - прославление князей и оплакивание печальных событий.

«Слово» написано не стихами, но вместе с тем его ритмический строй находится в органическом единстве с содержанием. Исследователи ритмики «СОПИ» отмечают наличие ассонансов, консонансов, аллитераций. Его автор синтезировал песенный жанр дружинной поэзии с книжной традицией.

Установить имя создателя гениального произведения до сих пор не удалось, хотя автор постоянно заявляет о себе в «СОПИ», четко высказывает свои политические симпатии и антипатии, обнаруживает широкую осведомленность в событиях своего времени и прошлого, говорит о своих эстетических представлениях.



4. Классицизм - 30-е-50-е годы 18 века - появление классицизма. Рус. классиц. тесно связязан с западным. Первоначально это направление возникло во Франции, в середине 17 века. Идеологом к. Был Декарт. Философия Декарта –мышление первично, материя вторична («Подражание природе, следуя разуму»). Основные идеи классицизма - гражданский пафос, сатирико-обличительные линии, проповедь общегосударственных идей, просветительская тенденция. В основе К. как лит. явления лежит такой принцип оценки жизненных явлений, чтобы «мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего». «Образы без лиц», типичные собирательные образы. Характер, изображенный класс - ми должен был быть однолинейным и неизменным при любых обстоятельствах. Единство времени, места, действия. Мысль, а не чувство обеспечивает познание действительности. Сущ-ла строгая жанровая и стилевая регламентация, стеснявшая творческую свободу писателя. Классич. трагедия - не драма действия, а драма разговоров. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КЛАССИЦИЗМА: 1. культ государства, 2. в основе творческого метода – восприятие действительности с точки зрения разума абстрактного – отвлеч. хар-ра (сатира). 3. строгая нормативность жанров и стилей, 4. изображая хар-ры, не стремились через общее передать индивидуальное, 5. идеи просвещенного абсолютизма (Россия – образ Петра. Борьба за нац. госуд-ть и нац. культуру), 6. простота и ясность языка, 7. культ разума. Отличительные черты русского к.:1)Наиболее отчетливо выраженный гражданско-патриотический пафос,2)Ярко выраженная сатирико-обличительная тенденция,3)связь с фольклором.

Русский классицизм XVIII в. прошел в своем развитии два этапа. Первый из них относится к 30-50-м годам(Кантемир, Ломоносов, Сумароков). Это становление нового направления, когда один за другим рождаются неизвестные до того времени в России жанры, реформируется литературный язык, стихосложение. Второй этап падает на последние четыре десятилетия XVIII в. и связан с именами таких писателей, как Фонвизин, Херасков, Державин, Княжнин, Капнист. В их творчестве русский классицизм наиболее полно и широко раскрыл свои идеологические и художественные возможности.

Ода - обширное стихотв., состоящее из многих строф, причем каждая строфа также обширна (по 10 стихов). Ода объединяла в себе лирику и публицистику. Одам Лом-а свойственна условность, т.к. он исходит в своем тв. методе не из реальности жизненного факта, а из собственных рационалистических представлений о действительности. Поэту важно силой своего поэтического воображения вызвать у читат. определенные чувства, поэтому он использует метафоры, аллегории, яркость красок. Оды написаны по всем правилам риторической науки, изложенной самим поэтом в его «Риторике» (1744). Оды, имевшие своей целью восхвалить верховную власть, строились по единому композиционному плану - отсюда «повторяемость» од. Торжественный, приподнятый стиль соответствовал высокому содержанию его поэзии. Много славянизмов, роль которых - передать «пышность», «парение».

Начал с победно-патриотической «Оды на взятие Хотина»(1739 г.). В ней можно выделить три основные части: вступление, изображение военных действий и прославление победителей. Картины боя даны в типичном для Ломоносова гиперболизированном стиле с массой развернутых сравнений, метафор и олицетворений, воплотивших в себе напряженность и героику батальных сцен. Луна и змея символизируют магометанский мир; орел, парящий над Хотином, — русское воинство. Вершителем всех событий выведен русский солдат, «росс», как называет его автор.

Просветительская идеология настаивала на пользе науки, не только как силы, двигающей прогресс, но и как средстве улучшения чел-ка. В «Вечернем размышлении» ставится вопрос о происхождении северного сияния. Вместе с этим дано лирическое описание ночи, с кот-го начинается ода. В этой бездне звезд ночи чел-к кажется ничтожным, маленьким. И вдруг появ-ся чел-к, способный понять «книгу вечных прав», этот чел-к – ученый. Впервые в рус. Лит-ре появ-ся образ ученого – исследователя. Ода завершается обращением к великому Творцу. В этой оде, как и в «Утреннем размышлении» главная тема – тема науки.

Теме поэта и поэзии посвящен цикл стих-ний «Разговор с Анакреоном» (1758 - 1761), в нем сосредоточена эстетика Лом-ва, его понимание целей и задач поэзии. Цикл состоит из 4-х пар стих-ний, построенных по принципу диалога: 1-ое стизх-ние принадлежит Анакреону, 2-ое – Лом-ву.

В 1-ой паре стих-ний противопоставляется идейно-тематическое сод-ние твор-ва поэтов, во 2-ой – рассуждения о жизненной философии, в 3-ей паре Лом-в вводит ещё 1-го героя, кот-ый противостоит философии вечного праздника, проповедуемой Анакреоном, это исторический персонаж, гос. деятель Катон Утический, кот-ый призывал «стоять за вольность», «освободится от кесаря кинжала». Лом-в не принимает, но и не отрицает его позицию. В 4-ой паре Лом-в формирует свое мнение. Он предлагает худ-ку избрать портрет любимой, для Анакреона – это портрет прекрасной девушки, для Лом-ва – родина-мать, портрет зрелой женщины. Ее функция – защищать, давать законы миру, диктовать условия, просвещать. Т.о. идеал худ-ка для Лом-ва - тот, кто служит отечеству, чья поэзия отдана госуд-ву и просвещению.

«На день восшествия…» была изначально написана в честь 5-летия царствования Елизаветы Петровны, начинается с прославления мира и покоя на Российской земле:

^ Царей, и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!.

Образ тишины в оде имеет неск-ко значения: 1) мир без войны, 2) гражданский мир, 3) развитие наук и просвещение. Лом-в кратко упомянув о царствовании Екатерины I, Ломоносов вновь обращается к Елизавете, в ком ему хотелось бы видеть достойную дочь великого отца, такую же покровительницу науки и искусства. В оду вводится тема науки. Лом-в не ограничивал круг ученых рамками одного сословия, не считал образование и научную деятельность привилегией дворянства. В этом проявился демократизм мышления Ломоносова. Талантливых людей, "собственных Платонов" и "Невтонов", по его мнению, может "рождать" вся российская земля.

В центре оды гуманистическая идея о ценности человеческой жизни, о милосердии. Далее – пространственный образ России, ее природных богатств, но при этом подмечает, что главное богатство страны – знания.

Художественное своеобразие похвальной оды 1747 г. всецело определяется ее идейным содержанием. Ода представляет собой вдохновенный монолог поэта. Этот поэт, присутствующий во всех одах Ломоносова, — не сам Ломоносов; его образ лишен индивидуальных человеческих черт. Это как бы дух поэзии, дух государства и народа, выразивший себя в стихах. В авторскую речь вводятся типично ораторские приемы — вопросы, восклицания. Характер патетически-взволнованной речи придают оде многочисленные обращения автора к лире, к музам, к наукам, к российским "Невтонам" и "Платонам".

Важное место отводится всевозможным "украшениям": олицетворениям, метафорам, аллегориям и гиперболам.

^ Духовные оды создавались как философские произведения. Он использовал сюжеты псалмов для выражения философских размышлений, чувств общественного и даже личного характера. В жизни ему приходилось отстаивать свои взгляды в жестокой борьбе с псевдоучеными, с религиозными фанатиками (это стало содержанием, например, сатирического "Гимна Бороде"). Поэтому в духовных одах развиваются две основные темы: несовершенство человеческого общества, одиночество самого поэта и человека вообще во враждебном ему мире и величие природы, которым поэт не только восхищен, но перед которым испытывает "священный ужас". В переложении 70-го псалма Лом-в говорит о своем тяжелом положении, о том как мало у настоящего ученого единомышленников и много врагов, но нельзя жить без веры в победу. Очень большую популярность приобрело переложение 145-го псалма, в нем говорится о бренности земной власти. Земной владыка – всего лишь чел-к, а значит, «слабый и немилосердный».

Новаторство Державина: 1- соединение высокого и низкого стилей; 2- субъективное начало; 3 – расширяет тематику стих-ний: политическая, философ-ая, сатир-ая поэзия.

К филос-ой поэзии отн-ся ода «На смерть князя Мещерского», зд. смерть изобр-ся 1- в связи с жизнь (чтоб умереть - родимся), 2- связана с личными духовными утратами, 3- изобр-ся как бытовое понятие. Дер-н делает вывод о том, что страшна не смерть, а то, что чел-к считает, что управляет своей судьбой. Новаторство: гов. о конкретной личности, и это не гос. деятель, а обычный чел-к, Дер-н предлагает образ индивид-ный, личностный, автор гов-т и о себе, о своих переживаниях.

Ода «Фелица» отличается тем, что Дер-н по-новому изображает императрицу и власть, показывая прежде всего частного человека, ее личные кач-ва прямо взаимодей-ют с жизнью гос-ва.

В оде взаимодей-ют высокое и низкое: на уровне образов (гов-т об императрице и о себе), на уровне стиля (сочетает строку из Библии и просторечное выр-ие). Вельможи изобр-ся сатирически, также Дер-н вносит в оду реальный быт. Гл. вопрос оды – как пышно и праведно жить – как соединить удовольсвтие и совесть – адресуется власти. От русской власти Дер-н требует гуманности, милосердия, сострадания к людям. Дер-н не проводит параллели с Екат-ной, это некий идеальный образ, от кот-го Екат-на далека.

Гражданские оды Державина адресованы лицам, наделенным" большой политической властью: монархам, вельможам. Их пафос не только хвалебный, но и обличительный. Сближая поэзию с жизнью, смело нарушая каноны классицизма, Державин прокладывал новые пути в русской литературе.

^ Тема поэта и поэзии: задача худ-ка, по мнению Дер-на, - подражать природе, следовать нац-ым, истор-им особенностям, поэзия должна быть полезна и приятна. Поэтому основой иск-ва Дер-н наз-ет истину божественного происхождения, познать кот-ую дано не всем, поэт передает имтину людям, его роль велика. "Памятник", вольное подражание оде Горация "К Мельпомене". мысль этих стих-ния - мысль о праве поэтов на бессмертие.

Державин в "Памятнике" напоминает, что он первым рискнул отказаться от торжественного, высокопарного стиля хвалебных од и написал "Фелицу" в забавном, шутливом "русском слоге", и, обладая несомненной поэтической смелостью и гражданским мужеством, не побоялся "истину царям с улыбкой говорить".

В стих-нии «Лебедь» под образом поэта Дер-н видит сущ-во раздвоенное: земное и небесное. Самое главное для поэта – свобода, он никогда непонят своими современниками.


5. Сентиментализм - Лит направление зарод. на рубеже 50-60гг 18в. Расцвет приходится на 90е гг, а закат первое 10-летие 19в.1812г - верхняя граница сентиментализма. Многие писатели Екатер-ой эпохи начинали как классицисты, а заканчивали как сент-сты. Есть нек. общ черты м/у этими направлениями: они оба исходят из решения 1 проблемы - взаимодей-е человека и гос-ва, чел и цивилизации. Решают они эту проблему прямо противоположными способами. С точки зрения класс, чел имеет рацональное начало, страсти разрушительны, чел д. научиться подчинять страсти собственному рассудку путём приобщения к культуре и науке.(оды Ломоносова). С точки зрения сентименталистов естественная природа человека-это всё благое в нём, чел добрый, красивый. Цивилизация губит в человеке всё его природное начало. Принцип возвращения к природе. Положит. герой сент-зма - чел добрый и чувствительный, умеющий сострадать и совеселиться другим. Это простые по своему положению люди. Писатели: Херасков, Карамзин, Дмитриев. Причины зарождения сентиментализма:- сильное влияние оказ. евр сентиментализм. 20-30г 18в. Европей-их сент-их писателей начали активно переводить и подражать: Гёте, Ричардсон, Юнг, Стерн, Руссо, сформировался частный человек, эта мысль вдохновляла сентименталистов. Жанры: Ода, только теперь это лирическое стих-е разного, камерного содержания. –драматические жанры(комическая опера).-Эпистолярный роман, - жанр путешествия, повесть.

Образцом жанра повести для русского читателя стала “Бедная Лиза». Повесть написана от первого лица, за которым подразумевается сам автор. Перед нами рассказ-воспоминание. Печальная история Лизы рассказана устами автора-героя. Вспоминая о семье Лизы, о патриархальном быте, Карамзин вводит знаменитую формулу “и крестьянки любить умеют!”, которая по-новому освещает проблему социального неравенства. Грубость и невоспитанность душ — не всегда удел бедняков. Карамзин с полнотой и подробностями описывает смену настроений Лизы от первых признаков вспыхнувшей влюбленности до глубокого отчаяния и безысходного страдания, приведшего к самоубийству. Карамзин намеренно уравнял Эраста и Лизу в общечеловеческом плане, — они оба натуры, способные к богатым душевным переживаниям. Вместе с тем Карамзин не лишил героев индивидуальности. Заслуга Карамзина состояла в том, что в его повести нет злодея, а есть обыкновенный “малый”, принадлежащий к светскому кругу. Карамзин первым увидел этот тип молодого дворянина, в какой-то степени предшественника Евгения Онегина. Доброе от природы сердце роднит Эраста с Лизою, но в отличие от нее он получил книжное, искусственное воспитание, его мечтания безжизненны, а характер испорчен и нетверд. Не снимая вины с Эраста, писатель сочувствует ему. Пороки героя коренятся не в его душе, а в нравах общества, считает Карамзин. Социальное и имущественное неравенство разлучает и губит хороших людей и становится препятствием для их счастья. Поэтому повесть заканчивается умиротворяющим аккордом. Сентиментальная повесть содействовала гуманизации общества, она вызвала неподдельный интерес к человеку.

"Наталья, боярская дочь" - эта повесть явилась первым опытом художественного воспроизведения русского исторического прошлого. Как известно, исторический сюжет привлекал внимание Карамзина на протяжении всей его жизни, но подлинным историком писатель проявил себя в "Истории государства российского", в художественных же произведениях исторические события интересовали Карамзина прежде всего как фон, на котором наиболее отчетливо проявляется человек, его поступки, чувства. И в повести "Наталья, боярская дочь" центральное место занимает любовь героев, их внутренний мир действующих лиц. Безусловно, основной акцент делается Карамзиным на изображении главных героев, Натальи и Алексея Любославского. При создании портрета Натальи Карамзин использует различные художественные приемы: средства устного народного сказа, зрительные эпитеты, Наталья воспринимается читателем не древнерусской боярышней, а скорее сентиментальной барышней ХVIII века, "с чувствительной, тонко чувствующей душой, с тревожным сердцем. Появление Алексея, знакомство читателя с ним дается через восприятие героини.

В повести можно различить следы литературной традиции, направления, восходящего к классицизму: дидактическое противопоставление добродетели и чувства. Карамзин очень тонко изображает происходящую в душе Натальи борьбу между любовью к Алексею и долгом (и тоже любовью) по отношению к отцу. В повести Карамзина есть еще одно важное действующее лицо, вернее, наблюдатель, помогающий раскрыть психологию душевной жизни героев, – это автор.




^ 10. Борис Годунов – 1-ая в рус лит-ре реалистич. трагедия. Пушкин отказывается от требивания 3-х единств: дей-е длится около 6 лет (весь п-д царствования БГ), происходит и в крмлевских палатах, на площадях, и в Польше и т.д. Критика довольно холодно встретила эту трагедию, она б. опубл-на только через 6 лет.

Новаторство «БГ»: в ней совмещены принципы разных драматических систем, Пушкин многое берет от античной драмы (симметричностьв развитии дей-я: линия Бориса идет от власти к ослаблению этой власти, линия Гришки Отрепева – к восхождению к власти), элементы шекспировского театра (совмещение стиха и прозы, трагедии и фарса, глубокий психологизм), с традицией классицистической драмы связана линии Бориса, линия Гришки Отрепьева – с романтической традицией.

Главный конфликт пьесы – конфликт власти и народа. Конфликт Бориса-царя в том, что он, руководствуясь добрыми намерениями преобразовать Россию, должен пойти на насилие, ему нужно устранить сына Иоанна Грозного, Дмитрия Иоанновича. Народ обладает безошибочным этическим чутьем, не поддерживает Бориса, юродивый Николка не хочет молиться за Годунова: «Я не буду молиться за царя Ирода. Богородица не велит». Чтобы удержать власть, Борис должен стать тираном, деспотом.

Но Пушкин показывает и трагедию Бориса-человека, эта линия связана с темой нечистой совести, кот-ая является показателем ощущения Бога в душе чел-ка. Эта тема переосмысливается у Пушкина как тема высшей власти, кот-ая проходит ч-з всю трагедию. Борис же считает, что он высшая власть, в этом главная причина его трагедии.

Тема самозванничества связана с фигурой Гришки Отрепьева, кот-ый объявляет себя царем Дмитрием и невольно проживает его судьбу, он вынужден отказаться от своего лица – в этом его трагедия.

Трагедия народа, кот-ый сочувствует обиженному сироте, поддерживает восстание, и Дмитрий входит в Кремль. Но для того, чтобы стать царем, ему нужно устранить сына БГ – Федора, и ему придется стать тираном. Для народа круг замкнулся, снова будет править неправедный царь.


7. Романтизм. Под знаком ром-зма проходит вся первая треть, затронуло не только сферу иск-ств, но и жизнь. Зарождается в переходную эпоху, когда рушатся феодальный строй и складывается буржуазный. Соц-историч. предпосылка – Франц. Буржуазн. Револ-ия (1789). Эту рево-ию готовили философы-просветители, кот-ые считали, что, опираясь на разум, можно построить общество, основанное на свободе, равенстве и братстве. Но эта рев-ция была буржуазной, и романтики переживают острое разочарование в ее итогах, отрицают соврем-ую дейст-сть.

Эстетической основой послужила нем. филос-ия Шеллинга (натурфилос-ия), братьев Шлегелей, Фихте и др. Эстетика: а) ром-зм видит мир двойственным => двоемирие: они различ. духов. и материал. мир, свет и тень, добро и зло.; б) для ром-зма хар-ен субъективизм: роман-ое иск-во – иск-во, пересоздающее дейст-сть, мечта реальнее дейст-сти. Ром-ки части противопост. мечту и дейст-сть; в) ром-ки видят чел-ую душу противоречивой, двойственной, для них хар-ен индивидуализм, «чел-к – малая вселенная»

Поэтика: 1- исключительный герой в исключит. обст-вах (одинокий странник, мечтатель в экзотич. обст-вах) исход таких романт. скитаний и исканий, к.п, трагичен, поэтому часто с героем связаны мотивы разочарования, крушения идеала; 2- «я» автора и «я» героя предельно лситы, герой – рупор идей автора; 3- особая любовь к историческому прошлому и интерес к будущему привело к популярности жанров истор-го романа и утопий. Герой может бежать в свой внутр. мир, так прояв-ся субъективизм и индив-зм, или в мир родственной души, поэтому тема любви и дружбы получает широкое развитие. Ром-ки по-особому переживали любовь, для них это чув-во – стредство познания тайн мироздания и самого себя. Утрата возлюбленной восприним-ся как утрата связи со всем мирозданием («Молись, мы всходим к небесам, В любви же небо сходит к нам» Байрон).

Излюбленные жанры ром-ков: поэма, люб. лирика, элегия, друж. послание; в центре – романт. герой, часто носят исповед-ное начало.

Жуковский – 1-ый рус. ром-к. В его тв-ве сформ-сь новая жанровая система, его излюбл. жанры: песня, элегия, баллада. Песня из жанра легкой поэзии превращ-ся в жанр искренней, исповед-ной лирики. В лирике ром-зма вообще развито песенное начало ,что согласуется с филос-ми представлениями о музык-ом строении всего мироздания. Элегия – грустная песня, ром-ки видели мир несовершенным. В тв-ве Жук-го разв-мя медитативная элегия, в кот. весь комплекс филос. идей. В элегии «Невыразимое» (1819) говорится о невозможности выразить всё богатство и красоту вечной природы с помощью бедного, несовершенного человеческого языка. Природа полна великих тайн, доступных лишь глубокому чувству человека, живущего в единстве с породившим его бесконечным и загадочным миром. Вечное стремление несовершенного человека к этой величественной красоте нельзя с помощью одного бедного земного языка: Невыразимое подвластно ль выраженью?.. И лишь молчание понятно говорит.

В элегии «Море» (1822) Жук-й показ-ет пути познания мира: 1- опытный, 2- через созерцание, ром-ки выбирали второй путь – погружение в самого себя, внешне этот процесс пассивный, но внутренне – активный.

В балладах часто исп-ся исключит. ситуация (встреча с потусторонним, незаконная любовь), это дает возм-сть показать всю гамму чувств, часто противоречивых. Зачастую в балладах сталк-ся дневной (реальный) и ночной (ирреальный) миры.

Баллада «Людмила» переводная, им. подзаголовок «Бюргеровой «Леоноре», но для Жук-го оригинал стал лишь отправной точкой для создания своего произ-ия. Жук-й берет лишь сюжетную схему и разрабатывает ее в ином стиле, в ином эмоц-ом ключе. Он меняет хар-ры героев: страстная Леонора превращ-ся в грустную Людмилу, зловещий жених – в лирич. любовника. Всё это придает русский колорит, Жук. также включает разговорную лексику в речь героев. В балладе раскрывается романтич. двоемирие: сталкиваются мир любви, надежды, добра с миром зла, ч-з это столкновение Жук. показ-ет всю гамму чувств героини: тревожное ожидание, надежда, бунт, радостьЮ ужас, отчаяние. Балладу отличает глубокий психологизм. В балладе выявл-ся авторская установка: покорность, смирение яв-ся единств-ой защитой чел-ка перед судьбой; героиня наказана за бунт, это в своем роде авторское назидание.

Баллада «Светлана» (1813) погружает чит-ля в мир русской старины, это неслучайно т.к. для мировосприятия хар-но деление на бытие и инобытие. Гл. героиня разлучена со своим возлюбленным и страдает. Ей, как и Людмиле, предстоит испытание, кот-ое заключ-мя в столкновении с миром зла, кот-ый представлен в образах мертвеца, темного леса, вихрей, черных воронов. Но Светлана, в отличие от Людмилы, не бунтует, она покоряется судьбе, оттает себя во власть Бога, кот-ый за ее смирение посылает ей ангела-хранителя. Героиня пробуждается, и мир зла оказ-ся сном. Торжествует любовь и счастье, но авторская ирония ставит под сомнение земное счастье героини.


^ 8. «Горе от ума». А. С. Грибоедов вошел в рус. лит-ру как автор одного произ-ия – комедии «ГоУ». Задумана ещё в 1812 г. в ней подним-ся самые острые вопросы того времени: о крепост. праве, принципы воспит-я и образ-ия, расточительство помещиков, нац. самобытность русского народа.

Это первая в РЛ реалистическая комедия, хотя сочет-ет в себе эл-ты классицистич. драмы (ед-во места и времени, говорящие фамилии, деление на дей-я и акты, но дей-й 4, а не 5, как в класс-зме). Дей-е движет любовная интрига, люб. треугольник. Реализм: воссоздается атмосфера времени – сер. 10 – нач. 20-х гг. 19-го в. Конфликт взят из жизни: двор-во разделено на консерват. и прогрессивн.; подробно описан фон дей-я (дом Фамусова, есть георгафич. назв-ия), худ-ное простр-во расширено наличием ок. 70-ти внесценических персонажей, они также типизируют ситуацию, служат подтверждением в речи главных героев чаще всего Фамусова. Грибоедов создает соц-истор. типы (Фамусов – типичн. предст-ль консерват-го двор-ва, Молчалин – типичн. предст-ль карьериста, Скалозуб – узость кругозора, консерватизм)

И.А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» гов-т о наличии двух конфликтов: любовном, кот-ый ведет интригу, дей-е комедии, и социальный – столкновение Чац-го с фамусовским общ-вом – главный конфликт в комедии, так как жанр «ГоУ» - высокая комедия. Автор преследует цель не веселить чит-ля, а вызвать его негодование. Это соц-ая комедия, т. к. ведущий конфликт – общественный. Соц-политич. линия обрамляет любовно-бытовую.

Столкновение нового и старого, проблема отцов и детей яв-ся вечной проблемой, эти разногласия раскрыв-ся в спорах Чацкого и Фамусова по поводу:

- службы (Чацк.: ^ Служить бы рад, прислуживаться тошно. Кто служит делу, а не лицам…Скалозуб: Чтоб чины добыть, есть многие каналы…Молчалин: … и награжденья брать и весело пожить… Чац. …Смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа…)

- о воспитании и образовании (Фам: ^ Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений)

- о крепостн. праве (Фам. недоумевает, как мог Чац. отменить в своем имении креп. право, отпустить своих крестьян)

- главный спор – об уме (для Фам. ум – уменье жить, покойный дядя Максим Петрович упал перед правителем, вызвал его смех, после этого был повен в чинах, его состояние выросло; Чац. жаждет познания, т.к. знания делают человека свободным, достойным: Вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов).

Как пишет Гончаров, Чацкий сломлен кол-вом «старой силы», он наносит ей удар «качеством», будущее за Чацким, т.е. за прогрессом и просвещением.

Образы: Фамусов – век минувший, консерватор, не может задержать развитие новых идей, которые несут гибель его поколению. Молчалин – примыкает к фамус-му общ-ву, вопролощает особ-сти самодерж-крепостич. бюрократии. Образ Софьи – умна, но предпочитает Мол-на, желая отомстить за то, что Чац. нелестно о нем отзвался, объявляет Чац-го сумасшедшим, рассудительна, в какой-то мере независима. Чацкий мечтателен, как романтич. герой, выражает идеи автора, что также хар-но для ром-зма. Гриб-в сосредотачивает внимание на его чувствах, переживаниях – психологизм.

Обществ-бытов. среда – не только фон, но и почва для формир-ия хар-ов.

Новат-во пьесы- также и в языке, народно-просторечный язык яв-ся средством хар-ки героев (речь Фам-ва и ост. предст-лей века минувшего предст-ет собой сплав просторечности и литературности).



^ 9. Лирика Пушкина. П. замыкает эпоху 18-го в., во многом опираясь на трад-ции 18-го века, намечает пути дальнейшего развития РЛ. Тв-во П-на многожанрово: лирика, проза (повести, романы), драматург, пишет истор. труды («История пугачевского бунта») и т.д.

В лирике П-на выд-ся след.темы: 1- любви и дружбы («Я вас любил», «На холмах Грузии», А. Керн, «Под небом голубым», «Сожженное письмо», Дельвигу, Пущину («Мой первый друг, мой друг бесценный»); 2- поэта и поэзии («Поэту», «Поэт и толпа», «Пророк», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Памятник»); 3- гражданск. лирика (ода «Вольность», «К Чадаеву», «Деревня», «Во глубине сибирских руд…»); 4- философская лирика («Бесы», «Подражание Корану», «Когда за городом задумчив я брожу…», «Отцы пустыни и жены непорочны…»)





оставить комментарий
страница1/3
Дата02.11.2011
Размер0,65 Mb.
ТипСказка, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх