Приказ от № Рассмотрено и рекомендовано Методическим советом моу «сош №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Котовска Тамбовской области icon

Приказ от № Рассмотрено и рекомендовано Методическим советом моу «сош №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Котовска Тамбовской области



Смотрите также:
Приказ от № Рассмотрено и рекомендовано Методическим советом моу «сош №3 с углубленным изучением...
Информационная карта инновационного управленческого опыта (иуо)...
Приказ № от 2010 г. Рабочая программа физическая культура 10 класс составитель: Семкин А. Г....
Рабочая программа по алгебре для 9 класса базовый уровень...
Доклад Директора моу «сош №34 с углубленным изучением отдельных предметов»...
С углубленным изучением отдельных предметов...
Публичный отчет моу сош №4 с углубленным изучением отдельных предметов 2009 Общая характеристика...
Публичный доклад о состоянии и результатах развития Муниципального общеобразовательного...
Перечень учебников...
Приказ № от 2010г...
Приказ № от 2011 Принято педагогическим советом моу «Школа №32»...
Приказ № от 2010 Принято педагогическим советом моу «Школа №32»...



скачать
«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ № 3

с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Котовска Тамбовской области

Приказ от №


Рассмотрено и рекомендовано Методическим советом МОУ «СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Котовска Тамбовской области

Протокол от

Рабочая программа

по учебному предмету «Литература»

для 5 класса (базовый уровень)

МОУ «СОШ № 3

с углубленным изучением

отдельных предметов»

на 2010-2011 учебный год


^ Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе. 5 – 11 классы (базовый уровень), полностью соответствующей Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года) и допущенной к использованию в работе Министерством образования и науки РФ (М., «Просвещение», 2005), с учётом Примерной программы по литературе, опубликованной на сайте Минобразования РФ.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5 – 9 и 10 – 11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы (5 – 6, 7 – 8 классы и 9 класс). Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения. Именно поэтому на уроках в 5 – 6 классах важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX и XXвеков, то есть историко-литературный принцип.

Программа включает в себя произведения, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.). Ведущая проблема в 5 классе – внимание к книге.

В средних классах предлагается три круга (уровня) чтения художественных произведений: для чтения и изучения; для самостоятельного чтения и обсуждения в классе; для внеклассного чтения (по выбору учителя).

Решив изучать произведение, учитель организует тщательную подготовку, а затем неторопливое и внимательное рассмотрение текста. Каждое слово в этом случае стоит подержать на руке как драгоценность: стихи и прозу Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Льва Толстого, Чехова и многое другое. Эти произведения не просто прочитываются – они именно изучаются, поскольку наше самое сокровенное желание – помочь ученику обогатить свою память, свою речь и, главное, мир мыслей и чувств тем, что несут авторы этих произведений.

Чтение и обсуждение предполагает более свободную форму общения с текстом. Тут царствует беседа – непринуждённая, подсказанная конкретной ситуацией, возникшей в классе в момент чтения и всегда насыщенная строками, фразами, словами, фрагментами художественного текста. Обращение к лирике предполагает повышенный пиетет перед текстом, стихом: чем больше времени займёт звучание стихотворного слова, чем большее наслаждение получат от этого ученики, тем удачней организован урок.

Самостоятельное чтение не регламентируется определённым количеством занятий. Уроки внеклассного чтения проводятся тогда, когда возникает потребность в обсуждении заинтересовавшего многих учеников текста.

Главное на уроке литературы – звучащий текст художественного произведения. Подготовив его восприятие, учитель (ученики) читает вслух и размышляет о прочитанном вместе с учениками и в своих вопросах и заданиях и в ответах учеников слышит строки, фразы, отдельные слова этого текста. Важно не только повторное, но и многократное звучание текста – ведь «…образы изменчивых фантазий, бегущие, как в небе облака, окаменев, живут потом века в отточенной и завершённой фразе…» (В.Брюсов). Эти отточенные и завершённые фразы могут и должны как можно полнее предстать на уроке, звучать в чтении учеников, чтобы «слова лились, как будто их слагала не память рабская, но сердце» (А.Пушкин). Они будут так звучать в том случае, если ученик полностью освоится с текстом, если текст будет рождать у него «умные эмоции». Присущие серьёзному общению с искусством. «Эмоции искусство – суть умные эмоции» (Л.Выгодский). Конечно, у внимательного читателя «умные эмоции» рождаются и при первом чтении (слушании) текста. Но чаще они рождаются и осознаются учеником при повторном чтении и обсуждении произведения, когда вновь и вновь звучат наиболее существенные фрагменты текста, в оборот включаются авторские слова.

Методический аппарат учебной хрестоматии – надёжный помощник учителя и учеников. Но вопросы и задания вовсе не должны строго использоваться в том порядке, который обозначен в хрестоматии. Из них нужно выбирать те, которые ближе всего данному классу и на данном уроке. При этом возможна любая форма работы: эвристическая беседа («поиск истины»), комментарии учителя или учеников, всяческие виды пересказов, размышление о том, как нужно исполнить данный текст, - все эти виды работы или любые иные не только помогают разобраться в содержании, но и обостряют восприятие произведения.

Изучение литературы в 5-м классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

-воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

-освоение текстов художественных и основных теоретико-литературных понятий;

-овладение умениями чтения и анализа художественных произведений.

Учитель должен поставить перед пятиклассниками вполне конкретные и понятные им задачи этого го – первого года изучения литературы как учебного предмета:

-стать читателем художественных произведений, умеющим понять, почувствовать и оценить по возможности художественное произведение;

-стать исполнителем тех художественных произведений, которые привлекли внимание;

-сознательно овладеть родным словом, используя для этого не только материал учебной хрестоматии и уроки литературы, но и самостоятельное чтение;

-применять полученные знания и умения в собственном творчестве, в проведении досуга – своего и своих друзей.

Для достижения поставленных целей и задач необходимо

-учитывать читательские интересы и возрастные особенности пятиклассников (активное восприятие ими прочитанного текста с преобладанием наивно-реалистического подхода и недостаточной подготовленностью к истолкованию прочитанного);

-больше внимания уделять чтению вслух, выразительному чтению художественных произведений – как лирических, так и эпических;

-развивать и укреплять стремление к знакомству с литературным наследием (как на уроках внеклассного чтения, так и во время работы с хрестоматийными произведениями) при помощи разнообразных творческих заданий;

-широко использовать тестовую форму проверки знаний.

Ведущей задачей курса литературы в 5-м классе названо внимание к книге. Поэтому на каждом уроке надо учить учащихся пользоваться справочным и методическим аппаратом учебника-хрестоматии и прочитанных книг.

Следует использовать элементы проблемного обучения, элементы ТРИЗ-технологии и элементы технологии развития критического мышления учащихся («чтение с остановками» художественных текстов, таблица «толстых» и «тонких» вопросов).


^ Требования к уровню подготовки пятиклассников

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/ понимать

-содержание изученных литературных произведений;

-изученные теоретико-литературные понятия

уметь

- воспринимать художественный текст;

-выделять эпизоды, устанавливать временную и причинно-следственную связь между событиями в изучаемом произведении;

-правильно, бегло, выразительно читать вслух знакомые художественные тексты (100 – 110 слов в минуту);

-пересказывать устно и письменно эпизод (или несколько эпизодов) из эпического произведения; составлять план небольшого эпического произведения;

-составлять устный рассказ о литературном герое;

-давать развёрнутый ответ на вопросы из учебника-хрестоматии;

-пользоваться справочным аппаратом хрестоматии прочитанных книг.


^ Учебно-методическое обеспечение


1.Коровина В.Я. и др. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2002

2.Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература. 5 класс. Методические советы. – М.: Просвещение, 2003

3.Ерёмина О.А.Поурочное планирование по литературе к учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной и др. «Литература. 5 класс». – М.: Экзамен, 2003

4.Турьянская Б.И., Комисарова. Литература в 5 классе. Книга для учителя. – М.: Русское слово, 2002

5.Карасёва И.В. Литература. 5 класс. Поурочные планы (по учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной). – Волгоград: Учитель, 2003

6.Беломестных О.Б. и др. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Программы Т.Ф.Курдюмовой (102 часа) и В.Я.Коровиной (68 часов). – М.: ВАКО, 2002

7.Висленко Л.П. Литература. 5 – 7 классы. Поурочное планирование. – СПб: Паритет, 2001

8.Кутейникова Н.Е., Сосновская И.В. Литература. 5 класс. Поурочные планы. – М.: Айрис-пресс, 2004

9.Шаталова О.В. Дидактические материалы по литературе к учебнику-хрестоматии «Литература. 5 класс». Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.: Экзамен, 2006

10.Савченкова Г.Ф. Литература. 5 класс. Тематическое и поурочное планирование. – М.: АСТ, Астрель, 2002

11.Миронова Н.А. Тесты по литературе к учебнику-хрестоматии «Литература. 5 класс». Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.: Экзамен, 2006

12.Аркин И.И. Уроки литературы в 5 – 6 классах. – М.: Просвещение, 1996


^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Дата

Тема урока

Теория литературы

Развитие речи

Требования к уровню подготовки учащихся

^ Знать / понимать

Уметь

1




Введение

Книга — твой друг. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.




Книга и ее роль в духовной жизни чело­века и общества. Литература как искусство слова

Особенности работы с учебной хрестоматией

2




Из мифологии

Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию ми­ра. Миф как явление эстетическое.

миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.




Рассказ о мифе и мифологии. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

3-4




Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на ос­трове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере.




подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выбороч­ное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

5-6




Из устного народного творчества

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в вол­шебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление пре­пятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказ­ка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от вол­шебной. Сказки народов России. «Падчерица».

загадки, пословицы, поговорки (разви­тие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпи­теты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.

работа со словарями, составление словар­ной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.


сказки и другие жанры фольклора.

Сюжеты и реальную основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия.

7-8




Из древнерусской литературы

Создание первичных представлений о древнерусской лите­ратуре.

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические собы­тия, факты жизни государства и отдельных князей и их отраже­ние в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерус­ского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.

начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.



пересказ текстов древнерусской литера­туры.


Сказки: «Лиса и журавль», «Ворона и рак», «Иван кре­стьянский сын и чудо-юдо», «Поди туда не знаю куда, при­неси то не знаю что».

Загадки, частушки, пословицы, поговорки.

9




Басни народов мира

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Ли­сица».

басня, притча, эзопов язык.


выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.


Раскрыть характеры персонажей басен: ум, хи­трость, сообразительность, глупость, жадность.

10




Русская басня

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравствен­ная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просве­щение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

^ В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».

АЛ. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Во­рона и Лиса».

басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.


различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсце­нирование басни.


^ Для домашнего чтения

Из литературы XVIII века

М.В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк...»


11-12




И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отно­шение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. И.А. Крылова.

СВ. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.




^ Для заучивания наизусть

И.А. Крылов. Басня — на выбор.


Те­матику басен Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

13




Вн. чтение










14-15




Из литературы XIX века

^ А.С. ПУШКИН

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Сти­хотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи бога­тырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народ­ной».

первое представление о пейзажной ли­рике; риторическое обращение; фольклорные элементы.


выразительное чтение, в том числе наи­зусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.

^ Для заучивания наизусть

А.С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и

о семи богатырях».


Краеведение: литературная викторина («Пушкинские ме­ста в Москве и Петербурге»).

Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее от­личия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, под­лость; отношение автора к героям.

16-17




Поэма «Руслан и Людми­ла» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.







^ Для домашнего чтения

Сказки братьев Гримм, Ш.Перро, Х.К.Анд ерсена (1—

2 по выбору).

18




Р. Речи. Классное сочинение










19-20




Поэзия XIX века о родной природе

А.А. Фет. «Чудная картина...»

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Весен­ние воды».

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..

И.З. Суриков. «В ночном».




^ Для заучивания наизусть

Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX века.


Для домашнего чтения

А.А. Фет. «Облаком волнистым...», «Печальная береза». И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь». Я.П. Полонский. «Утро».

А.Н. Майков. «Весна», «Осенние листья по ветру кру­жат...».

Ф.И.Тютчев. «Утро в горах».

А.В. Кольцов. «Осень», «Урожай».

21-22




^ М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворе­ние «Бородино ». История создания стихотворения. Бородин­ская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонто­ва. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.

эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.

^ Для заучивания наизусть

М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).


выразительное чтение наизусть, письмен­ный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Боро­динском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).

^ Для домашнего чтения

А.С. Пушкин. «Кавказ», «Выстрел».

М.Ю. Лермонтов. «Ветка Палестины», «Пленный рыцарь», «Утес».


23-24




^ Н.В. ГОГОЛЬ

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судь­бе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством».

мифологические и фольклорные моти­вы в художественном произведении; фантастика; сюжет; ху­дожественная деталь, портрет, речевая характеристика.

краткий выборочный пересказ, словесное рисование.

Отраже­ние в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

25




Контрольное тестирование










26-28




^ И.С. ТУРГЕНЕВ

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; об­раз Муму.

рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).

краткий выборочный пересказ, сопоставле­ние персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), чтение наизусть.

Тематика и социальная проблематика рассказа. Со­циальная несправедливость, бесправие, беззаконие, доброде­тельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе.

29-30




Р. Речи. Классное сочинение










31




И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».







Для домашнего чтения

А.Н. Островский. «Снегурочка».

32-33




^ Н.А. НЕКРАСОВ

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение авто­ра к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка ».

фольклорные элементы в художе­ственном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).

выразительное чтение, рассказ о герое, ра­бота со словарями.

^ Для заучивания наизусть

Н.А. Некрасов. Одно из стихотворений — по выбору.

Для домашнего чтения

Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника».


34




Вн. чтение










35-37




^ Л.Н. ТОЛСТОЙ

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Ясно­полянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедли­вость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жи­лин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке.

рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.


различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка выво­да, дискуссия.


Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. От­ношение писателя к событиям.

38-39




Р. Речи. Классное сочинение










40-41




^ А.П. ЧЕХОВ

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы созда­ния характеров и ситуаций; отношение писателя к персона­жам. Жанровое своеобразие рассказа.

^ Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), ко­мическая ситуация, ирония; роль детали в создании художе­ственного образа; антитеза, метафора, градация.

^ Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористическо­го произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».

^ Для домашнего чтения

Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке. Из ка­детских воспоминаний».

42




Из литературы XX века

^ И.А. БУНИН

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влия­ние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема при­роды и приемы ее реализации; художественное богатство стихо­творения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.

^ Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).


Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.

^ Для заучивания наизусть

И.А. Бунин. Одно из стихотворений — по выбору.


Для домашнего чтения

И.А. Бунин. «Щире, грудь, распахнись...», «Деревен­ский нищий», «Затишье», «Высоко полный месяц сто­ит. ..», «Помню долгий зимний вечер...».

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур­сия «Литературный Орел».

43-44




^ Л.Н. АНДРЕЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта).

тема, эпизод, финал.


пересказ краткий, выборочный; состав­ление вопросов; письменный ответ на вопрос.


Роль эпи­зода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

45




^ А.И. КУПРИН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух».

рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.


Тема, особенности создания образа.


46




Вн. чтение










47




А.А. БЛОК

Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово).

антитеза.


выразительное чтение, рассказ с использо­ванием ключевых слов, альтернативное изложение.

^ Для заучивания наизусть

А.А. Блок. «Летний вечер».

Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом... »: образная система, художественное свое­образие стихотворения.

48-49




^ С.А. ЕСЕНИН

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... » — по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.

эпитет, метафора, сравнение, олице­творение (развитие представлений о понятиях).


чтение наизусть, цитатный план.

^ Для заучивания наизусть

С.А. Есенин. Одно из стихотворений — по выбору.

художественное свое­образие стихотворений.

50-51




^ А.П. ПЛАТОНОВ

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Ни­кита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.

рассказ о писателе, художественный пере­сказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.

^ Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.


Для домашнего чтения Из литературы XX века

М. Горький. «Дети Пармы», из «Сказок об Италии».


52-53




^ П.П. БАЖОВ

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдох­новение). Приемы создания художественного образа.

сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.

пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.

54




^ Н.Н. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.




пересказ.


^ Для домашнего чтения

В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Бело-

грудка» — по выбору.

55




^ Е.И. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон пе­туха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ре­бенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспита­ние чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

юмор (развитие представлений).


пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.

^ Для домашнего чтения

Е.И. Носов. «Варька»..

56




Р. Речи. Подготовка к написанию домашнего сочинения










57-58




Родная природа в произведениях писателей XX века

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

В.Ф. Боков. «Поклон »;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »;

Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Распутин. «Век живи век люби» (отрывок).




Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века.


^ Для домашнего чтения

М.М. Пришвин. «Моя родина».

А.Т. Твардовский. «Лес осенью».

К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»

59




Из зарубежной литературы

Д. ДЕФО

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновен­ные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отры­вок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчи­вость, смекалка, доброта), характеристика жанра.

притча, приключенческий роман, ро­ман воспитания, путешествие (первичные представления о дан­ных понятиях).

различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.





60




^ Х.К. АНДЕРСЕН

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

волшебная сказка (развитие представ­лений), авторский замысел и способы его характеристики.

различные виды пересказов, письменный от­зыв об эпизоде.


^ Возможные виды внеурочной деятельности: написание сце­нария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.

61




М. ТВЕН

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобио­графические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

юмор, приключения как форма дет­ской фантазии.


различные виды чтения и пересказа, письмен­ный отзыв о герое.




62




^ Ж. РОНИ-СТАРШИЙ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоцио­нальный мир доисторического человека.




составление плана, письменная и устная ха­рактеристика героя.





63




^ ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Ска­зание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоя­тельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрос­лых).

рассказ (развитие представлений).


различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.




64




^ А. ЛИНДГРЕН

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Аённеберги» (отрывок).










65




Итоговый урок

Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).










66-68




Резервные уроки













Скачать 208,54 Kb.
оставить комментарий
Дата02.11.2011
Размер208,54 Kb.
ТипПояснительная записка, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх