Задачи: научить учащихся извлекать информацию при чтении и аудировании; определять тему и основную мысль исходного текста, его принадлежность к определенному стилю и функционально-смысловому типу речи; icon

Задачи: научить учащихся извлекать информацию при чтении и аудировании; определять тему и основную мысль исходного текста, его принадлежность к определенному стилю и функционально-смысловому типу речи;


1 чел. помогло.

Смотрите также:
Задачи курса: Научит точно определять тему, идею текста и его композицию; Определять тип речи...
План урока: Оргмомент > Речевая гимнастика Проверка домашнего задания > Введение в тему занятия...
Задачи: Учебные: активизировать употребление изученной лексики в речи учащихся...
Учусь учиться готовимся к изложению с элементами сочинения...
Задачи: ознакомить учащихся с лексикой...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 9 классе...
Пояснительная записка Предлагаемая контрольная работа состоит из 21 задания...
I. Организационный момент...
Задачи урока: учить описывать картину...
Задачи урока: Научить применять знания о прилагательном как части речи...
Урок Слитное и раздельное написание производных предлогов...
Прощание Владимира Дубровского с отцом и родным домом (4 5гл.)...



скачать
«Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии


Проект на тему:

Формирование ключевых компетенций при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 9 классе

Выполнил: учительница русского языка и литературы Батыревской СОШ №1 Афанасьева В.Н.

Научный руководитель: доцент кафедры русского языка и литературы ЧРИО Васильева Ф.И.


Чебоксары 2006


Аннотация

Данный проект поможет филологам и учащимся развивать ключевые компетенции при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 9 классе. Проект предполагает развитие лингвистической и коммуникативной компетентности через аудирование, чтение и письмо. Использование этого проекта должно привести учащихся к умению создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам, к умению извлекать основную информацию из текста при аудировании и чтении, к умению создавать собственное высказывание на основе прослушанного и прочитанного текстов.

Основополагающий вопрос

Как помочь выпускнику основной общеобразовательной школы успешно справиться с итоговой аттестацией по русскому языку?


Проблемный вопрос

Как развивать лингвистические и коммуникативные компетентности при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 9 классе?

Цели и задачи проекта

Цель: разработать методологические приемы и задания по анализу текста.

Задачи: научить учащихся

  1. извлекать информацию при чтении и аудировании;

  2. определять тему и основную мысль исходного текста, его принадлежность к определенному стилю и функционально-смысловому типу речи;

  3. создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам;

  4. адекватно понимать и интерпретировать текст, аргументируя собственную точку зрения;

  5. соблюдать в практике письма основные языковые нормы;

  6. работать со справочной литературой.



Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Как видно из примерной программы основного общего образования по русскому языку задачи преподавания русского языка изменились по сравнению с задачами прошлых программ, которые были ориентированы больше всего на формирование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся. На сегодняшний день основные задачи процесса обучения – это учить сознательной и эффективной речевой деятельности: пониманию услышанного и прочитанного, говорению и письму, адекватному мыслям и чувствам автора, его отношению к собеседнику, условиям общения.

Итоговая аттестация выпускников 9 класса состоит из трех частей. ^ Первая часть – это подробное изложение прослушанного текста, на которое отводится 80 минут из 240.

Изложение - один из видов учебной работы в школе, имеющий давнюю методическую историю и разностороннее методическое обеспечение.

Письменный пересказ исходного текста требует от учащихся как орфографиче­ских и пунктуационных навыков, так и речевых умений. Успешное написание изложения осно­вывается на ряде умений учащихся.

Слушание и письмо — два вида речевой деятельности, на которых осно­вывается работа над изложением. От умения слушать зависит смысловое вос­приятие звучащей речи, от умения писать — создание грамотного речевого произведения. К комплексным умениям, связанным с изложением, относятся следующие:

слушать и воспринимать текст, осозна­вая тему и основную мысль, логику изложения, ведущий функциональный тип речи и особенности авторского стиля;

запоминать конкретные факты, после­довательность изложения;

осознавать взаимообусловленность микротем, индивидуальный стиль автора (в том случае, если предлагается текст публицистического или художественного стиля);

воспроизводить услышанное в. переска­зе (с учетом вида пересказа — подробно­го, выборочного, сжатого) в соответствии с функциональным типом и стилем речи.

Заблаговременная подготовка к аттеста­ционному изложению состоит в форми­ровании этих интеллектуальных умений.

Слушание предполагает три взаимообу­словленных вида восприятия текста:

- глобальное (восприятие в целом, когда важно понять, о чем идет речь, какова основная мысль, что главное в позиции автора);

- детальное (осознание основных смысловых блоков текста с большим или меньшим набором деталей в зависимости от установки на вид пересказа — подробный, выборочный, сжатый);

- критическое (выработка своей точки зрения на то, о чем и как говорится в тексте).

При первом слушании исходного текста учащиеся:

- следят за его содержанием, опреде­ляют тему и находят, каково соответст­вие между заголовком и темой (прямое, переносное, опосредованное);

- стремятся проникнуть в его суть, то есть понять основную мысль текста;

- определяют основной функциональ­ный тип (повествование, описание, рас­суждение);

- отмечают логическую связь отдель­ных микротем и запоминают их последо­вательность.

При втором слушании, когда сообщено задание, связанное с видом пересказа и характером критического осмысления текста, учащиеся:

- уточняют, правильно ли запомнили последовательность текста;

- обращают большое внимание на фактическую сторону (даты, фамилии, имена, место действия и др.);

- отмечают временные, причинно-следственные связи, на которые ученик не обратил внимания при первом слушании;

- отмечают выразительные приемы, использованные автором.

^ Вторая часть работы – это чтение предложенного текста и выполнение тестовых заданий. Пи выполнении этого задания сначала нужно прочитать текст внимательно, стараясь понять его содержание и сравнивая с содержанием прослушанного текста. Затем нужно приступать к выполнению тестовых заданий с выбором ответа. Первый вопрос как раз и предполагает понимание учеником общей мысли, проблемы, объединяющей прочитанный и прослушанный тексты. Примерные тексты с заданиями приведены в приложении 1.


^ Третья часть работы – это небольшая письменная работа, предполагающая самостоятельный анализ прослушанного и прочитанного тестов, т.е. интерпретация «с позиции писателя». Эта работа требует развитого чувства стиля и умения проникнуть в подтекст, понять глубину писательской мысли, найти опору в тех словах, словосочетаниях, предложениях, в которых проявляется основная мысль. Творческая работа учащихся сви­детельствует о сформированности ком­плекса коммуникативных умений:

- самостоятельно определять предмет и задачи высказывания;

- отбирать для их решения необходи­мые языковые средства;

- строить высказывание в соответст­вии с конкретным коммуникативным заданием;

- продуцировать собственный текст самостоятельно избранного функциональ­ного типа и стиля речи.

Основные требования к сочинению-рассуждению:

  1. понимание содержания исходного текста (учащийся должен показывать верное понимание основной мысли, объединяющей прослушанный и прочитанный тексты);

  2. правильность фактического материала (фактические ошибки в работе учащихся должны отсутствовать);

  3. выражение собственного мнения по проблеме (ученик выбирает версию авторов или доказывает свою оригинальную версию, приводя как собственные аргументы, так и извлеченные из исходных текстов.

Также текст ученика должен характеризоваться цельностью, связностью, завершенностью. Учащийся должен уместно использовать языковые средства, в том числе выразительные, позволяющие реализовать замысел сочинения.

Для того чтобы понять прочитанный текст, как и прослушанный, ученик должен следить за его содержанием, опреде­лить тему и найти соответст­вие между заголовком и темой (прямое, переносное, опосредованное);

- стремиться проникнуть в его суть, то есть понять основную мысль текста;

- определить основной функциональ­ный тип (повествование, описание, рас­суждение);

- отметить логическую связь отдель­ных микротем;

- обратить большое внимание на фактическую сторону (даты, фамилии, имена, место действия и др.);

- отметить временные, причинно-следственные связи;

- отметить выразительные приемы, использованные автором.


При оценке сочинения важно учитывать, в какой степени ученик проявил способность к интерпретации, т.е. умения оформить свое понимание на основе услышанного и прочитанного текстов. Затруднения, испытанные учеником в процессе составления текстов, могут быть разрешены с помощью лингвистических словарей.

Тексты, объединенные проблематикой, даются в приложении.


Приложение 1

Текст 1

• Прочитайте текст и выполните задания 1-10.

(1)Красота живет в душе человека, отсюда и естественная, как есть и как пить, потреб­ность человека в красоте.

(2)3абор автобазы нельзя сделать таким же прекрасным, как решетка Летнего сада, однако у него другая функция. (3)Но согла­симся, что и этот пресловутый забор может быть по-своему красив или безобразен, все зависит от того, думали ли люди об этом, ког­да его воздвигали, то есть жила ли в их душе красота, были ли они наделены потребно­стью красоты.

(4)Я ездил по свету не так уж много, но все же я был во Франции, Англии, Германии, Дании, Польше, Болгарии, Венгрии, Китае, Вьетнаме, Албании... (5)Наблюдая, сопостав­ляя и сравнивая, я могу сказать, что часто современные, самые индустриальные и гран­диозные сооружения красивы и даже изящ­ны. (б)Нельзя сказать, что они вписываются в ландшафт, так как они сами определяют его, они сами и есть ландшафт, но все же нельзя сказать и то, что они безобразны, что они уродливы.

(7)Величавое необязательно огромно. (8)Величавому лебедю не нужно быть вели­чиной с двухэтажное здание, как настоящий дворец, который может выглядеть величавее стоэтажной коробки. (9)Существует, однако, и обратная закономерность: не все грандиоз­ное и огромное обязательно уродливо. (Ю)Земля наша достаточно велика, чтобы «освоить» и адаптировать большие сооруже­ния. (П)Ведь Эверест, Фудзияма, Эльбрус, Монблан, Килиманджаро не портят внешне­го вида нашей планеты.

(12)Однако у людей, увлекшихся только экономическими или только политическими соображениями, может отсутствовать один простейший критерий: как это будет выгля­деть сегодня и тем более завтра.

(По В. Солоухину

1. Напишите номер предложения, в котором выражена главная мысль текста.

2. Укажите, к какому типу речи относится текст.

3. Определите стиль этого текста.

4. Укажите средство связи 5-го и 6-го предло­жений.

5. Напишите, в каких предложениях третьего и четвертого абзацев в качестве средства вырази­тельности использован повтор однокоренных слов.

6. Укажите номера предложений, в которых использовано сравнение.

7. Найдите слово с лексическим значением «предположение по поводу чего-либо».

8. Во втором и третьем абзацах найдите предложение(-я), в котором(-ых) употребляются анто­нимы.

9. Укажите, в каком(-их) предложении(-ях) вто­рого и третьего абзацев употреблены синонимы.

10. Определите, в каком предложении четвер­того абзаца одновременно употреблены и синони­мы и антонимы.


Текст 2

• Прочитайте текст и выполните задания 1-10

(1)Домашнее чтение вслух очень сближает.

(2)Когда вся семья вместе несколько вече­ров подряд читает одну книгу, это невольно влечет за собой обмен мыслями. (3)А если это книга большая и ее читают долго, она пре­вращается в друга семьи, ее герои оживают и входят в наш дом. (4)Когда смотрю на книги, что стоят у нас на полках, я могу их мыслен­но разделить на несколько отделов: справоч­ники, словари, учебники, сочинения класси­ков, современные книги и так далее. (5)Смогу мысленно собрать вместе на особую полку книги, что читали сообща и вслух. (б)Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие.

(7)Часто спрашивают: «Как выбрать вре­мя, чтобы несколько членов семьи могли сра­зу собраться за столом?» (8)Разве трудно вы­брать время? (9)Находится же оно для сов­местного просмотра телевизора! (Ю)Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, когда ничего особенного не показывают? (И)Страница книги — такой огромный эк­ран, который и не снился самому лучшему телевизору!

(12)Советую вам, прошу вас, уговариваю — попробуйте! (13)Попробуйте читать доме вместе и вслух! (14)Было же что-то такое в совместном домашнем чтении, если о нем с волнением и благодарностью вспоминают люди разных поколений. (15)Когда книгу читает вслух кто-нибудь дома, то, что происходи! на каждой ее странице, отражается на лица? всех, кто собрался за столом. (16)Все чувств; усиливаются и обостряются. (17)А тот, кт< уже раньше читал эту книгу, читая ее теперь своим близким, испытывает радость, приобщая других слушателей к тому, что ему дорого, делясь тем, что принадлежало только ем: и чем он теперь одаривает других.

(18)С ловом, попробуйте читать книг вслух вместе со своими близкими, и я надеюсь, нет, я уверен: вы не пожалеете об этом.

(С. Львов)


1. Напишите номер предложения, где выражена мысль, доказательству которой посвящен текст

2. Укажите, к какому типу речи относите текст.

3. Определите стиль этого текста.

4. Укажите, какое предложение второго абза­ца соединено с предыдущим с помощью лексиче­ского повтора и местоимения.

5. Из второго абзаца выпишите фразеологизм со значением «вызывать, иметь следствием».

6. Определите, в каком предложении второго абзаца использован прием олицетворения.

7. Укажите предложение третьего абзаца, в ко­тором есть метафора.

8. Запишите ключевое слово четвертого и пя­того абзацев.

9. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) содержится риторический вопрос.

10. Определите, в каком(-их) предложении (-ях) второго и четвертого абзацев использован прием градации.


Текст 3

• Прочитайте текст и выполните задания 1-10.

(1)Если бы природа чувствовала благодар­ность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благо­дарность выпала бы на долю Михаила При­швина.

(2)Прежде всего жизнь Пришвина — при­мер того, как человек отрешился от всего на­носного, навязанного ему средой, и начал жить только по велению сердца. (3)В таком образе жизни заключается величайший здра­вый смысл. (4>Человек, живущий в согласии со своим внутренним миром, — всегда сози­датель, обогатитель и художник.

(б)Неизвестно, что сделал бы в своей жиз­ни писатель, если бы он остался агрономом (это была его первая профессия). (6)Во вся­ком случае, он вряд ли открыл бы миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии (на это у него просто не хва­тило бы времени). (7)Природа требует при­стального глаза и непрерывной внутренней работы по созданию в душе писателя как бы второго его мира этой природы, обогащающе­го нас мыслями и облагораживающего нас увиденной художником красотой и неожидан­ными открытиями. (8)Книги Пришвина, гово­ря его же словами, — это «бесконечная ра­дость постоянных открытий». (9)И все у При­швина блистает поэзией, как трава от росы.

(Ю)Несколько раз я слышал от людей, только что отложивших прочитанную пришвинскую книгу, одни и те же слова: «Это настоящее колдовство!» (11)В чем тайна это­го писателя? (12)В чем секрет его книг? (13)Как известно, слова «колдовство», «вол­шебство» относят обыкновенно к сказкам. (14)Но ведь Пришвин не сказочник. (15)Он человек земли, свидетель всего, что соверша­ется вокруг него в мире.

(16)Видимо, секрет пришвинского обая­ния, очарования и поэтической пленитель­ности как раз в этой его зоркости. (17)Это та зоркость, что в каждой малости открывает интересное и увлекательное, что под приску­чившим покровом окружающих явлений ви­дит глубокое содержание.

(18)И природа благодарна писателю за эту заинтересованность и любовь.

(По К. Паустовскому)

1. Установите, в каком предложении сформу­лирована мысль, аргументации которой посвя­щен данный текст.

2. Укажите, к какому типу речи относится текст.

3. Определите стиль этого текста.

4. В четвертом и пятом абзацах найдите пред­ложение, которое связано с предыдущим с по­мощью лексического повтора и местоимений.

5. В пятом абзаце найдите синоним к слову на­доевший.

6. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) использовано сравнение.

7. Найдите слово, которое имеет значение «спе­циалист в разных отраслях сельского хозяйства».

8. В четвертом и пятом абзацах найдите предложение(-я), в котором(-ых) употребляются сино­нимы.

9. Определите, есть ли в этом тексте риториче­ские вопросы.

10. Определите, в каком(-их) предложении (-ях) использован прием цитирования.


Текст 4

• Прочитайте текст и выполните задания 1—20.

(1)В одном из словарей написано, что кра­сивое — это то, что «радует глаз или разум». (2)Мы говорим о красоте музыки Моцарта, пушкинских стихов, но что можно сказать о красоте науки, мысленных построений, ко­торых не нарисовать на бумаге, не высечь из камня, не переложить на музыку?

(З)Красота линий и красок в «Троице» Рублева — гениальная метафора субстанции «неделимой, неслиянной, единосущной»; у До­стоевского напряженность и богатство мыс­лей делают его прозу единственно возмож­ной, а значит, красивой. (4)Аналогом одухо­творенности в искусстве является красота логических построений в науке.

(5)Красота науки, как и искусства, опреде­ляется ощущением соразмерности, взаимо­связанности и взаимообусловленности час­тей, образующих целое, и отражает гармо­нию мира.

(6)Не ошибаюсь ли я, так настойчиво срав­нивая красоту в науке и в искусстве? (7)Ведь в искусстве всякое творение индивидуально и неповторимо — образ Дон-Жуана создавали многие, и среди них Мольер, Байрон, Пуш­кин, и каждый по-своему. (8)А в науке задача состоит в том, чтобы найти закон природы, не зависящий от индивидуальности ученого...

(9)И тем не менее...

(По Л. Мигдалу)

1. Укажите номер предложения, в котором со­держится основная мысль этого текста.

2. Укажите, в каких предложениях автор гово­рит о том, чем отличается красота научного от­крытия и произведения искусства.

3. Определите, какова, по мнению автора, за­дача науки. Укажите номер предложения, где об этом говорится.

4. Из последнего абзаца выпишите синонимы.

5. Определите стиль этого текста.

6. Укажите тип речи текста.

7. Определите, сколько микротем в этом тексте.

8. Укажите средства связи 6-го и 7-го предло­жений

9. Выпишите слово, которое в тексте имеет значение «первооснова, сущность всех вещей и явлений».

10. Выпишите слово, которое имеет значение «то, что представляет собой соответствие другому предмету, понятию, явлению».

Текст 5


• Прочитайте текст и выполните задания 1-10.

(1)Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература XIX века — яв­ление исключительное. (2)Впечатление, ко­торое производит этот золотой век русской литературы на читателя, прекрасно выразил Томас Манн, говоря о ее «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тес­ной сплоченности ее рядов, непрерывности ее традиций».

(З)Можно было бы сказать, что она подоб­на Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звездами небе, если бы некоторые из писателей, составивших ее славу, не похо­дили в нашем читательском восприятии ско­рее на ослепительные светила или на само­стоятельные «вселенные».

(4)Одни только имена Льва Толстого или Достоевского сразу же вызывают представле­ние об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-свое­му преломляются в сознании все новых и но­вых поколений читателей.

(5)Каждая из великих книг — это не толь­ко часть души и (за)частую целые годы жиз­ни самого автора, но и страницы народной истории. (б)Недаром Тургенев сказал о Гого­ле: «Для нас он был больше, чем писатель: он раскрыл нам нас самих».

(По А. Туркову)

1. Почему, по мнению автора, русскую класси­ческую литературу можно было бы сравнить с Млечным Путем? Укажите номер предложения, где объясняется это сравнение.

2. Почему некоторые из писателей русской классической литературы воспринимаются чита­телями как «ослепительные светила» или само­стоятельные «вселенные»? Укажите все номера предложений, где доказывается этот тезис.

3. Определите стиль речи текста.

4. Укажите, к какому типу речи относится текст.

5. Укажите номер предложения, в котором со­держится тезис.

6. Укажите способ связи 5-го и б-го предложе­ний.

7. Укажите, какое средство выразительности используется в 3-м предложении.

8. Укажите вид связи предложений в тексте.

9. Определите, в каком предложении автор ис­пользует синонимы.

10. Укажите в тексте слово, которое имеет зна­чение «выдающиеся, образцовые, признанные».

Ответы.

№ вопросов

правильные ответы

Текст 1

Текст 2

Текст 3

Текст 4

Текст5



1

1

1

5

2



рассуждение

рассуждение

рассуждение

4,7,8

4,5,6



публицистический

публицистический

публицистический

8

публицистический



местоимение

3

17

индивидуально-неповторимо

рассуждение



7,8

влечет за собой

прискучивший

научно-популярный

1



1,2,8

3

9

рассуждение

наречие



соображение

11

Агроном

3

развернутое сравнение



3

попробуйте

13,16,17

частица и лексический повтор

последовательное



5,6

8,10

нет

субстанция

2



9

6,12

8,10

аналог

классики


Приложение 2


Работа 1


О Бородинской битве.

К вечеру бой стал стихать. Обе армии были измотаны, сильно поредели, но обе были готовы к борьбе. Французы отошли с занятых высот, русские остались там, где стояли.

Кутузов сначала хотел утром продолжить бой, но получил донесение о потерях и принял решение отступать. Наши потери были очень велики: 45 тысяч убитыми и ранеными. Потери французов были ещё больше. Однако у них не было выбора, надо было идти до конца.

Наполеоновская армия разбилась о несокрушимую российскую армию. Наполеон сказал, что Бородинская битва была из тех, где проявлены наибольшие достоинства и достигнуты наименьшие результаты. Кутузов же оценил это сражение так: « Сей день пребудет вечным памятником мужества и храбрости российских воинов». Наши дрались отчаянно, готовы были умереть, но не уступить неприятелю.

Многоязыкому наполеоновскому войску, собранному со всей Европы, противостояло ещё более многоязыкое войско, собранное со всей Российской империи. Солдаты, офицеры, генералы российской армии сплотили русских, украинцев, немцев, грузин, татар, объединённых чувством долга перед Отечеством и любовью к нему. Каждый положил на весы победы свою долю крови и доблести: русский Денис Давыдов, грузин Пётр Багратион, немец Александр Фигнер, татарин Николай Кудашев, турок Александр Кутайсов. Все они- России верные сыны.

(В.Н. Балязин.)

^ Отечество моё. Крепость-герой Брест.


(1)В самый грозный и страшный час в жизни народа, когда сердце каждого человека было полно глубокой тревоги за судьбы Родины, стена огня и смерть наглухо отгородила маленький гарнизон, сражающийся у границы.

(2)Его защитники не получали никаких приказов своего командования, им не сбрасывали боеприпасов и продуктов, о них не писали в газете, и страна даже не знала о том, что они ведут борьбу.

(3)Обращаясь мыслями к Родине, к ушедшим на восток товарищам, к своим родным и близким, они испытывали чувство мучительной, тревожной неизвестности.(4) Обращаясь мыслями к своей судьбе, они не могли видеть впереди ничего, кроме смерти, позора и унижений вражеского плена, и невольно думали о том, что, быть может, никто никогда не узнает об их героической борьбе и даже имена их навсегда останутся неизвестными народу.(5) И всё- таки они продолжали бороться, потому что Родина, от которой они были отрезаны врагом, жила в сердце каждого из защитников крепости.

(6)Они вели эту борьбу не ради славы, даже не ради своей жизни, они просто выполняли свой долг перед отчизной, глубоко веря в то, что рано или поздно, но враг будет изгнан с родной земли.

(С.С.Смирнов)


Тестовые задания к тексту.


I.Определите стиль и тип речи.

1.Разговорный стиль, повествование.

2.Публицистический стиль, рассуждение.

3.Художественный стиль, описание.

4.Публицистический стиль, повествование.


II.В каком предложении выражена основная мысль текста?

1. 1-ое предложение

2. 3-ье

3. 5-ое

4. 6-ое


III.Укажите предложение без деепричастного оборота?

1. 2

2. 3

3. 4

4. 6


IY.Какая стилистическая фигура встречается в тексте?

  1. Риторический вопрос

  2. Антитеза

  3. Синтаксический параллелизм

  4. Парцелляция



Ключ: 1)4, 2)4, 3)1, 4)3.


Сочинение-рассуждение.


Война…Как страшно даже произносить это слово. Сколько жизней унесли разные войны на протяжении тысячелетий. Но когда страна в опасности, уже не приходится думать только о своей жизни. А как будут жить те, кто остался дома?

Что ожидает отцов и матерей, дедушек-бабушек, детей и внуков, жён, если вдруг враг одержит победу? Нет, нельзя этого допустить, нужно сражаться до последней капли крови, проявить чудеса героизма, пока Отчизне кто-то угрожает. Эта идея и объединяет данные два текста, хотя в них говорится о разных войнах: об Отечественной войне 1812 года и о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

России верные сыны навсегда останутся в памяти поколений.

(Быкова К., 9 а класс)


Работа 2


Берегите природу


Я давно заметил одно печальное обстоятельство: нынешнее оскудение природы отнюдь не повысило в людях ответственности за доверенный им мир, не сделало их добрее, бережнее к меньшим братьям и к зеленой жизни. Никого не смущает, что ромашки попали в число подлежащих охране, то есть исчезающих растений. Это наша-то русская ромашка, еще недавно крывшая бело-золотым ковром поляны и луга! Но, попав на природу, люди по-прежнему спокойно собирают их букеты, плетут ромашковые венки, а по весне обрывают ландыши и ночные фиалки, а ведь с ними дело обстоит еще хуже, нежели с ромашками. И хоть бы кто задумался: а что останется нашим детям, не говоря уже о внуках? Поля без ромашек, поля без благоуханных ландышей – пустой, лишенный всякой красоты и аромата, голый мир. Нет, похоже, все озабочены одним: побольше бы урвать сегодня, пока еще цветут какие-то цветочки, что-то летает в небе, что-то плавает в воде. Слепая браконьерья жадность владеет душами. (Ю. Нагибин.)


^ Будь другом природы


(1)В Российском законе сказано, чтобы люди охраняли все живое, что не приносит вреда.(2) Охраняя природу – животных, растения, леса, реки, почву – они охраняют богатства и красоту родной земли.

(3)Ты человек, пусть еще маленький, но ты можешь защитить тех, кто ждет твоей помощи.

(4)Летом ты ходишь на луг, где растут ромашки и колокольчики, где в траве горят, как искорки, алые гвоздички.(5) Но их обрывают жадные руки и несут домой целые снопы.

(6)Расскажи ребятам, чтобы их не рвали.(7) Полевые цветы надо беречь.(8) Ведь без них не красивы и лужайки, и пригорки.

(9)Некоторые ребята, собирая ягоды, с корнем вырывают кустики черники, запускают камнем в лягушку, разоряют муравейник, птичье гнездо.(10) А ведь черничный кустик может угощать своими ягодами триста лет; лягушка охотится за комарами.(11) В лесу, где есть муравейники, деревья меньше болеют, без птичьей песни в садах и лесах скучно.

(12)Лес открывает свои тайны только тому, кто приходит к нему как друг. (По Н. Надеждиной.)


Сочинение-рассуждение.

В текстах «Берегите природу» и «Будь другом природы», что можно догадаться и по заглавиям, одна и та же проблема. Два автора обеспокоены тем, что есть люди, которые равнодушны к природе , не замечают её красоту, а порою и жестоки к ней. Ю.Нагибин пишет: «…похоже, все озабочены одним: побольше бы урвать сегодня, пока еще цветут цветочки, что-то летает в небе, что-то плавает в воде. Слепая браконьерская жадность владеет нашими душами».Автор второго текста Н.Надеждина , указывая на ту же проблему, обращается к нам, детям: «Ты человек, пусть ещё маленький, но ты можешь защитить тех, кто ждёт твоей помощи.» Ведь именно с детства нужно учиться бережному отношению ко всему живому, что нас окружает. Эти авторы хотят, чтобы в людях повысилось чувство ответственности за доверенный им мир, чтобы они стали добрее к братьям нашим меньшим . И мы должны знать, что судьба нашей Земли зависит только от нас.

(Масяева З., 9 а класс)


Тестовые задания по тексту Н. Надеждиной.


I. Определите стиль и тип речи.

1. Художественный, описание.

2. Публицистический, рассуждение.

3. Разговорный, повествование.

4. Художественный, повествование.


II. В каком предложении глагол употреблён в повелительном наклонении?

1. 3

2. 4

3. 6

4. 11


III. Найдите СПП с придаточным определительным.

  1. 6

  2. 9

  3. 10

  4. 11


IV. В каком предложении употреблено сравнение?

  1. 3

  2. 4

  3. 8

  4. 10


Ответы: 1) 2, 2) 3, 3) 4, 4) 2.


Работа 3


(1)Три года тому назад я уехал из Москвы и через год приехал в Германию, а оттуда во Францию.

(2)Я уехал на полгода и не вернулся. (3)Зачем бы я вернулся? (4)Чтобы снова молчать как писатель, ибо печатать то, что пишу, в теперешней Москве нельзя, чтобы снова видеть, как, несмотря на все мои усилия, несмотря на все мои заботы, мои близкие умирают от холода и голода? (5)Нет, я этого не хочу.

(6)Но, нет дня, когда бы я не тосковал о России, нет часа, когда бы я не порывался вернуться. (7)И когда мне говорят мои близкие и мои друзья, что той России, которую я люблю, которую я целую жизнь любил, сейчас нет, мне эти слова не кажутся убедительными. (8)Россия всегда есть Россия, независимо от того, что в ней делается и какое историческое бедствие или заблуждение получило на время верхи неограниченное господство. (9)Я поэт. (10)Я не связан. (11)Я полон беспредельной любви к миру и к моей матери, которая называется Россия. (12)Там, в родных местах, так же, как в моем детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шепотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, которым я умру. (13)Там, в родных моих лесах, слышно ауканье, которое я люблю больше, чем блестящую музыку мировых гениев, поют соловьи, над полями возносятся, рассыпая ожерелье песен, жаворонки. (14)Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности.

(К.Бальмонт)


Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. Наоборот, я все чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет – старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к нему. А когда он был, всё не хватало времени бывать там чаще, я его всё оставлял про запас. И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен.

Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе. Я был почти неуязвим, потому что часть моей жизни, мое начало шумело и жило в горах. Когда человек ощущает своё начало и своё продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе.

Мне не хватает дедушкиного с его большим зелёным двором, со старой яблоней (обнимая ее ствол, лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зеленым шатром грецкого ореха.

Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой железной кожурой с еще нежной скорлупой, с ещё не загустевшим ядрышком внутри!

Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжелой скамей, стоящей у очага. На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи рассказы или рассказы о разрытых кладах в старых крепостях.

Мне не хватает переклички женщин с холма на холм, или с котловины в гору, или с горы в ложбину. Как одинок, как чист женский голос в холодеющем вечернем воздухе!

Я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

(По Ф. Искандеру)


Задания к тексту К. Бальмонта.


1. Определите стиль и тип речи текста.

1) научно-популярный стиль; повествование

2) художественный стиль; описание

3) художественная публицистика; рассуждение

4) разговорный стиль; рассуждение


2. Какое из перечисленных слов употреблено в тексте в переносном значении?

1) друзья (предложение 7)

2) мать (предложение 11)

3) болотный (предложение 12)

4) музыка (предложение 11)


3. В каком предложении использован эпитет?

1) 7 2) 13 3) 14 4) 4


4. Как Бальмонт объясняет своё нежелание вернуться в Россию?

1) В послереволюционный России у него не было ни друзей, ни родных.

2) Той России, которую он любил, уже не существовало.

3) Только за границей он чувствовал себя свободным, ничем не связанным.


5. В последнем абзаце найдите СПП, в котором используется и последовательная и параллельная связь между придаточными. Укажите это предложение.

1) 7 2) 12 3) 14 4) 8


Ответы:

1. 3) 5. 1)

2. 2)

3. 2)

4. 4)


Сочинение-рассуждение.

«Я полон беспредельной любви к миру и к моей матери, которая называется Россия». В воспоминаниях К.Бальмонта эти слова мне показались ключевыми. Именно о любви к матушке-земле, Родине-матери и пишет замечательный поэт серебряного века, вынужденный эмигрировать за границу. Но находясь на чужбине, поэт никогда не забывал о России, Он любил русскую природу, любил слушать пение птиц, любил русский язык, язык своего отца и матери, язык детства, первой любви.

Во втором тексте известный писатель Ф. Искандер с нежностью пишет о своей малой родине, о тех местах, где прошло его детство. Он жалеет, что нет уже в живых бабушки с дедушкой, нет даже дедушкиного дома. И автору кажется, что какой-то главный корень обрублен.

С любви к малой родине начинается любовь к своей родной стране. Это и связывают данные два текста.

(Степанова А., 9 а класс)


Работа 4


Как-то я возвращался из поездки до Астрахани и обратно. Теплоход современный, огромный, комфортабельный; на нём более трёхсот пассажиров. Но не было ни одного, который оставался бы равнодушен при виде затопленных лесов и ободранных памятников архитектуры на берегах. Не успевало скрыться из виду одно, когда-то красивое, здание с провалившейся крышей, как появлялось в поле зрения другое. И так все двадцать два дня путешествия. Беда, лебедиными крыльями бьёт беда! А ещё больше огорчало, когда мы вообще не видели здания, ещё недавно высящегося на берегу, но безжалостно снесённого под тем предлогом, что вид его из-за безнадзорности и запустения стал безобразен. Это же вопиющая безответственность и бесхозяйственность! Неужели нельзя приспособить погибающие церкви, старые усадьбы к нуждам окружающего населения или оставить их как памятники, знаки минувшего, покрыв только добротными крышами, предотвратив дальнейшее разрушение?! Ведь почти они все довольно красивы, поставлены на самых видных местах. Они плачут глазницами своих пустых окон, глядя на проплывающие дворцы отдыха. И огорчало это решительно всех. Не было ни одного человека, которого зрелище уходящей культуры оставляло бы равнодушным.

Мы не храним старину не потому, что её много, не потому, что среди нас мало ценителей красоты прошлого, любящих родную историю и родное искусство, а потому, что слишком спешим, слишком ждём немедленной отдачи. А ведь памятники старины воспитывают, как и ухоженные леса воспитывают заботливое отношение к окружающей природе.

(Д.Лихачёв)


Густой утренний туман пал на озеро Кубенское. Не видать берегов, не видать бела света. Как и когда поднялось солнце - я не заметил. Туманы отдалились к берегам, озеро сделалось шире, лёд на нём как будто плыл и качался.

И вдруг над этим движущимся, белым в отделении и серым вблизи льдом я увидел парящий в воздухе храм. Он, как лёгкая, сделанная из папье-маше игрушка, колыхался и подпрыгивал в солнечном мареве, а туманы покачивали на волнах своих.

Храм этот плыл навстречу мне, лёгкий, белый, сказочно прекрасный. Я отложил удочку, завороженный.

За туманами острыми вершинами проступила щетка лесов. Уже и дальнюю заводскую трубу сделалось видно и крыши домишек. А храм всё ещё парил надо льдом, опускаясь всё ниже и ниже, и солнце играло в маковке его, и весь он был озарён светом, и дымка светилась под ним.

Наконец храм опустился на лёд, утвердился. Я молча указал на него, думая, что мне пригрезилось, что я в самом деле заснул и мне явилось видение из тумана.

- Спас-камень,- коротко молвил товарищ мой.

И тогда я вспомнил, как говорили мне друзья о каком-то Спас-камне. Но я думал, что камень – он просто камень.

А тут Спас-камень – храм! Монастырь!

Не отрывая глаз от удочки, товарищ пробубнил мне историю этого дива. В честь воина-князя, боровшегося за объединение северных земель, был воздвигнут этот памятник-монастырь. Предание гласит, что князь, спасавшийся от врагов, начал тонуть в тяжёлых латах и пошёл уже ко дну, как вдруг почувствовал под ногами камень, который и спас его. И вот в честь этого чудесного спасения на подводную гряду были навалены камни и земля из берега. На лодках и по перекидному мосту, который каждою весну сворачивало ломающимся на озере льдом, монахи натаскали целый остров и поставили на нём монастырь. Расписывал его знаменитый Дионисий.

Однако уже в наше время, в начале тридцатых годов, в колхозах развернулось строительство и потребовался кирпич. Но монахи были отличными строителями и из кирпича сотворяли монолит. Пришлось взорвать монастырь. Рванули – и всё равно кирпича не взяли: получилась груда развалин, и только. Осталось от монастыря одна колоколенка и жилое помещение, в котором нынче хранятся сети и укрываются от непогоды рыбаки…

Я смотрел на залитый солнцем храм. Озеро уже распеленалось совсем, туманы поднялись высоко. Среди огромного, бесконечно переливающегося бликами озера стоял на льду храм – белый, словно бы хрустальный, и всё ещё хотелось ущипнуть себя, увериться, что всё это не во сне, не миражное видение.

Я смотрю и смотрю на Спас-камень, забыв про удочку, и про всё на свете.

(По В.П.Астафьеву)


Сочинение - рассуждение.

Что такое памятник? Какую ценность он имеет? И как сохранить его от уничтожения? Об этом заставляют задуматься тексты Д.Лихачёва и В.Астафьева.

Памятники – это история жизни народа, они воплощают идеалы народа, его добрые традиции, сохраняют имена наших прославленных соотечественников. Памятники украшают землю, олицетворяют нашу любовь к родному краю, богатство нашей истории, величие культуры народа. Нередко памятники являются почти единственным источником для изучения того или иного события. Человек, освоивший культуру многих поколений, не пойдёт против нравственных законов чести, добра и справедливости, никогда не переступит через свои убеждения. Поэтому мы должны сохранить памятники для наших потомков и для будущей России.

Позиция авторов во многом близка мне. Мы должны стать лучше, не делать тех ошибок, за которых будем раскаиваться вечно. Я думаю, что именно сохранение памятников способно помочь нам в этом. Стоит только захотеть.

(Смирнова Л., 9 а класс)


Текст 5


Осенью лес молчит. Такая тишина. За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы. Ни звука. В такую пору радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.

Я долго шёл по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». В бинокль видно, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. Я спрятался за куст, любуясь работой. Дятел косился вниз, но продолжал работать. В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на жёлтую траву упала птица. Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.

Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень чувствовал: встрече не сулит ничего хорошего. В довершение всего он не знал, что делать с птицей.

- Зачем?

- А просто так…

Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман. Кто же должен научить мальчишек с семи лет влюблённых в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? Кто же должен научить их беречь и любить природу? Кто должен научить их радоваться прилёту журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?

( В. Песков.)


Рябинка


Выросла рябинка при дороге.

Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине у высокого дощатого забора. Всё тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.

Наступил август. Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. Деревце запылало, как костёр на юру. Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после крепкого рукопожатья.

Шла мимо девочка. Увидела рябинку, поахала.

- Возьму-ка я одну веточку. Одна веточка – это ведь так мало, ничего с деревом не случиться.

И она была по-своему права.

Ехал на машине усатый дядька.

- Ух ты … Прямо картинка… Шикарно!

Он остановил машину, вылез из-за руля. Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.

- Вот такая стоит богатая, небось, не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки.

Что ж, он был по-своему прав.

Под вечер шли туристы.

- Хорошая рябинка, правда, ломаная. Ну, Зинка чур, всем по одной ветке. Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной! Мы народ организованный, должны подавать пример…

Шёл в сумерках влюблённый.

- Эх, какое дерево искорежили, смотреть больно. Бездушные люди, не умеют беречь красоту! На рябинке одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не мог достать. Влюблённый был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться. – Всё равно последняя кисть, она уже дереву не поможет…А Люсенька обрадуется.

На другой день приехал хозяйственник.

- Что это ещё за уродец? – строго спросил он, наткнувшись на рябинку.

- Убрать. Срубить. А то весь вид портит.

И он по-своему был прав.

В этой истории все правы.

Виноватых нет. Но и рябинки то же нет.

( по Н.Соколовой.)


Текст 6


^ ДЕРЕВЯННАЯ СКАЗКА


Те, кто не бывал на Онеге, думают, что Кижи — это островок, случайно затерявшийся среди водных про­сторов. Знающие люди рассказывают, что на озере — ни много ни мало — 1650 островов! Глядя на ели и бе­резы, отраженные в воде, на солнце, краснеющее в волнах, облака, проплывающие словно невесомые ко­рабли, я вспоминал пейзажи Рериха1, Нестерова2,Писахова. Последний посвятил свою жизнь Русскому Се­веру, был живописцем и сказочником.

Плывем час... третий. Когда вдали показалась ажурная башня Гарницкого маяка, лодочник Савелий Васильевич сказал:

— В Кижи теперь многие ездят. Такой красоты, как у нас, нигде нет.

Зримым подтверждением его словам на солнце за­блестели золотистые главы Кижского погоста.

Потом все было как во сне. Я прыгнул на глинистый берег и бегом побежал на встречу с деревянной сказ­кой, с чудом, что сотворили плотники-зодчие.

Солнце умывалось за неровной кромкой бора...

Что такое Кижи?

Две многоглавые церкви, отделенные одна от дру­гой колокольней. Все из дерева. Двадцать две главы Преображенского собора.

Множество, множество куполов, покрытых лемеха­ми — резными пластинками из осины, что, переливаясь на солнце, кажутся золотыми. Над куполами вьются чайки, и вместе с белокрылыми птицами все здание устремляется вверх, в заоблачные выси.

Кто создал эту лесную и озерную сказку — Преоб­раженский храм?

Лодочник говорил просто и трогательно, его слова гармонировали с тихой ласковостью заонежских да­лей:

— Долго плотники работали. Щепу возами возили. Это глазом легко смотреть. Глаз-то он барин, а рука — работница. Главы были поставлены, и новехонькие стены закрасовались, как молодицы на гулянке; подо­шел к озеру мастер по имени Нестер. Плотники его ок­ружили. Топор у Нестера был — загляденье. Во всем Заонежье такого топора не было. Люди говорили, что топор-то у Нестера заколдованный. Что же он, мастер, сделал? Поцеловал топор и бросил в озеро. Плотники зашумели, стали жалеть - можно ли такому орудию в воде пропадать? А Нестер им в ответ: «Церковь поста­вили, какой не было, нет и больше не будет. И топору моему теперь место на дне».

Преображенская церковь — памятник русской во­инской славе. Построена она в 1714 году, когда в Се­верной войне боевое счастье стало служить войскам Петра. Шведы постоянно опустошали озерный Рус­ский Север. Избавление от всегдашней угрозы было радостным событием.

Впечатление от Преображенской церкви усиливает и высота здания, достигающая около 40 метров. Здесь нет фресок, простые бревенчатые стены создают ощу­щение домашнего покоя. Место фресок занимали ико­ны. Творения здешних художников простонародны, бесхитростны по композиции, голосисты по своим краскам.

По соседству с колокольней — Покровская цер­ковь, опоясанная резным деревянным кружевом.

Солнце уже высоко стоит над островом. Меняется освещение — меняются и Кижи. Мне трудно покидать этот сказочный мир.

Так что же такое Кижи?

Кижи — завещание потомкам, наказ любить свою страну.

Кижи — это бессмертная Древняя Русь, художест­венное прошлое, живущее в настоящем.


^ СВЯТЫЕ МЕСТА


(1).Из чего же вырастает огромная человеческая лю­бовь ко всему, что умещается в одном слове — Родина?

(2).Мне было двадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть на Москву. (3).Рано ут­ром с поезда я пошел на Красную площадь. (4).Слушал, как бьют часы. Хотелось рукой потрогать кирпич в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь.(5). Мимо торопливо шли люди. (6).Было удивительно — как мож­но по этой площади идти торопливо, говорить о пого­де, о каких-то мелких делах? (7).В те времена в Кремль не пускали.(8). Я дождался, пока открылась дверь у решет­ки Василия Блаженного. (9).Запомнились камни на уз­кой лестнице — «сколько людей прошло»!

(10).Потом я много раз бывал у Кремля. (11).Уже поездив по миру, сравнивал и всегда с гордостью думал: ни в од­ном городе я не видел площади такой красоты, стро­гости, своеобразия.

(12).Можно ли представить эту площадь без храма Васи­лия Блаженного? (13). Скажу сейчас об удивительном фак­те.(14). Я бы сам не поверил, если бы не услышал от челове­ка, всеми глубоко уважаемого.(15). Вот что рассказал Петр Дмитриевич Барановский, лучший реставратор па­мятников нашей старины: «Перед войной вызывают меня в одну высокую инстанцию: «Будем сносить со­бор, просторнее надо сделать Красную площадь. Вам поручаем сделать обмеры...»(16). У меня тогда комок в гор­ле застрял.

(17).Не мог говорить, не мог сразу поверить...(18). В конце концов, чья-то неизвестная мудрость остановила непо­правимое действие.(19). Не сломали...»

(20).Но ведь могли и сломать, чтобы свободнее было на площади автомобилям. А что показало время?(21). По Красной площади сегодня тем же автомобилям вовсе запрещено ездить по причине святости этого места и ввиду большого числа желающих пройти эту площадь простыми шагами.

(22).Сегодня, снимая шапку перед храмом Василия Бла­женного на Красной площади, мы вспоминаем масте­ра, сотворившего чудо.(23). Древние зодчие, живописцы и плотники свое умение и талант могли выразить только в постройке монастырей, церквей и соборов.(24). Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастер­ству.

(25).И нельзя медлить.(26). Бережного отношения требует все: старинные постройки, народные ремесла, древняя утварь, живопись в храмах, книги и документы, име­на и могилы героев.(27). При всех наших заботах о теку­щих делах, о хлебе насущном и о разведке внеземных далей.

(28).Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали.(29). Дела ваши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО.30. Любить Отечество невоз­можно заставить декретом. Любовь надо воспитать.


Текст 7


^ О МИЛОСЕРДИИ

В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал… Упал неудачно, ху­же и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вече­ра. В центре города, на Кировском проспекте, недале­ко от дома, где живу.

С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу — рот разбит.

Решил повернуть назад, домой.

Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо по­мню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с де­вочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, муж­чина, молодые ребята, все они вначале с любопытст­вом взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я за­помнил лица многих людей, — видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи….

Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.

Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если и при­нимали за пьяного — они же видели, что я весь в кро­ви, что-то случилось — упал, ударили, — почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается» стало чувством привычным?

С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное — желание отойти, уклониться, не ввязываться — и со мной было. Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренялось.

Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчи­вости заставил, однако, призадуматься. Персонально виноватых нет. Кого винить? Оглянулся — и причин видимых не нашел.

Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой — было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили... Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас — о главных жизненных правилах той поры.

Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек— я, например, — может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.

(Из сборника текстов Л.М. Рыбченковой)


Бим долго бежал. И наконец, еле переводя дух, пал между рельсами, вытянув все четыре лапы, задыхаясь и тихонько скуля. Надежды не оставалось никакой. Не хотелось никуда идти, да он и не смог бы, ничего не хотелось, даже жить не хотелось.

Когда собаки теряют надежду, они умирают естест­венно — тихо, без ропота, в страданиях, неизвестных миру. Не дело Бима и не в его способностях понять, что если бы не было надежды совсем, ни одной капли на земле, то все люди тоже умерли бы от отчаяния. Для Бима все было проще: очень больно внутри, а друга нет, и все тут.

Нет на земле ни единого человека, который слышал бы, как умирает собака. Собаки умирают молча.

Ах, если бы Биму сейчас несколько глотков воды! А так, наверно, он не встал бы никогда, если бы...

Подошла женщина. Сильная, большая женщина. Видимо, она сперва подумала, что Бим уже мертв, — наклонилась над ним, став на колени, и прислуша­лась: Бим еще дышал. Он настолько ослабел со време­ни прощания с другом, что ему, конечно, нельзя было устраивать такой прогон, какой он совершил за Поездом, — это безрассудно. Но разве имеет значение в та­ких случаях разум, даже у человека!

Женщина взяла в ладони голову Бима и приподняла:

— Что с тобой, собачка? Ты что, Черное ухо? За кем же ты так бежал, горемыка?

У этой грубоватой на вид женщины был теплый и спокойный голос. Она спустилась под откос, принесла в брезентовой рукавице воды, снова приподняла голову Бима и поднесла рукавицу, смочив ему нос. Бим лизнул воду. Потом, в бессилии закачав головой, вытянул шею, лизнул еще раз. И стал лакать. Женщина гладила его по спице. Она поняла все: кто-то любимый уехал навсегда, а это страшно, тяжко до жути — провожать навсегда, это все равно что хоронить живого.

Она каялась Биму:

—Я вот —тоже... И отца, и мужа провожала на войну... Видишь, Черное ухо, старая стала... а все не забуду... Я тоже бежала за поездом... и тоже упала... и просила себе смерти... Пей, мой хороший, пей, горемыка...

Бим выпил из рукавицы почти всю воду. Теперь он посмотрел женщине в глаза и сразу же поверил: хороший человек. И лизал, лизал ее грубые, в трещинах, руки, слизывая капельки, падающие из глаз. Так второй раз в жизни Бим узнал вкус слез человека: первый раз — горошинки хозяина, теперь вот — эти, прозрачные, блестящие на солнышке, густо просоленные не­избывным горем.

Женщина взяла его на руки и снесла с полотна до­роги под откос:

—Лежи, Черное ухо. Лежи. Я приду, — и пошла туда, где несколько женщин копались на путях.

Бим смотрел ей вслед мутными глазами. Но потом с огромным усилием приподнялся и, шатаясь, медлен­но побрел за нею. Та оглянулась, подождала его. Он приплелся и лег перед нею.

—Хозяин бросил? — спросила она. --Уехал?

Бим вздохнул. И она поняла.

(Г.Н. Троепольский. Белый Бим Черное Ухо)


Текст 8.


Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.

Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками.

И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств – признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности брату-грузину. А как расценить тех, кто примерно тогда же намалевал гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя – Тучкова: «Довольно хранить остатки рабского прошлого!»

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Замечательно: первое большое здание города несло печать выдающегося таланта. Дворец был в очень плохом состоянии – стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему рука реставраторов – и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И – горько, утрата любого памятника культуры невосстановима: они ведь всегда индивидуальные, материальные приметы прошлого всегда связаны с определённой эпохой, с конкретными мастерами.

«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со всей прогрессирующей скоростью. На земле остаётся всё меньше места для памятников культуры и не потому, что меньше становится земли. Всё дело в том, что к патриотизму слишком долго призывали, а его надо воспитывать с самого раннего возраста.

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово.

Вот эти важнейшие человеческие качества и поможет тебе открыть в своей душе история: любовь, уважение, знание.

(Д.С. Лихачёв. Письма о добром и прекрасном)


(1)Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина?

(2) Мне было двадцать лет, когда на первую полочку я приехал из Воронежа поглядеть на Москву. (3) Рано утром с поезда я пошёл на Красную площадь. (4) Слушал, как бьют часы. (5) Хотелось рукой потрогать кирпич в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь. (6) Мимо торопливо шли люди. (7) Было удивительно – как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких-то мелких делах? (8) В те времена в Кремль не пускали.(9)Я дождался, пока открылась дверь у решётки Василия Блаженного. (10)Запомнились камни на узкой лестнице – «сколько людей прошло»!

(11) Потом я много раз бывал у Кремля.(12) Уже поездив по миру, сравнивал и всегда с гордостью думал: ни в одном городе я не видел площади такой красоты, строгости, своеобразия.

(13) Можно ли представить эту площадь без храма Василия Блаженного?(14) Скажу сейчас об удивительном факте.(15) Я бы сам не поверил, если бы не услышал от человека, всеми глубоко уважаемого. (16) Вот что рассказал Пётр Дмитриевич Барановский, лучший реставратор памятников нашей старины:

(17)«Перед войной вызывают меня в одну высокую инстанцию: «Будем сносить собор, просторнее надо сделать Красную площадь. Вам поручаем сделать обмеры…» У меня тогда комок в горле застрял.

Не мог говорить, не мог сразу поверить…В конце концов чья-то неизвестная мудрость остановила непоправимое действие. Не сломали…»

Но ведь могли и сломать, чтобы свободнее было на площади автомобилям. А что показало время? По Красной площади сегодня тем же автомобилям вовсе запрещено ездить по причине святости этого места и ввиду большого числа желающих пройти эту площадь простыми шагами.

Сегодня, снимая шапку перед храмом Василия Блаженного на Красной площади, мы вспоминаем мастера, сотворившего чудо. Древние зодчие, живописцы и плотники своё умение и талант могли выразить только в постройке монастырей, церквей и соборов. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству.

И нельзя медлить. Бережного отношения требует все: старинные постройки, народные ремёсла, древняя утварь, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев. При всех наших заботах о текущих делах, о хлебе насущном и о разведке внеземных далей.

Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнём домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. Любить Отечество невозможно заставить декретом. Любовь надо воспитывать. (По В.М.Пескову)

Текст 9


^ НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК

(Сказка-быль)

А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти.

Так начал жить на свете маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли, и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину.

Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.

Если же ветер подолгу не приходил на пустырь, плохо тогда становилось маленькому цветку, и уже не хватало у него силы жить и расти.

Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Всё же он постепенно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Это случилось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть.

В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды, и, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою.


^ НЕОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ


Это дерево всегда теперь стоит у меня перед глазами. Его необыкновенную историю рассказал мне старик в маленькой подмосковной деревне.

Вот эта история.

...Когда пришли сюда фашисты, они прежде всего устроили в Вертушинке лагерь для военнопленных — срубили сотни две или три тополей, понаставили столбов, натянули на них усеянную шипами проволоку в несколько тесных рядов.
Потом фашистов прогнали. Бегство их было таким скоропостижным, что они не успели учинить расправу над пленными.
Вскоре началась весна. Весна нашего первого наступления. Веселые стали сводки. Веселее становилось на душе.
Однажды утром ребятишки вертушинской школы, проходя мимо бывшего лагери, мимо скованных железом столбов, заметили невероятное...

Прибежали ребята к учительнице и, перебивая друг друга,, задыхаясь от восторга, загалдели:

— Татьяна Николаевна, он растет!

Кто «он»?

— Столб растет. Если не верите — идемте покажем.

Когда Татьяна Николаевна подошла к этому месту, куда тащила ее детвора, она увидела: кусок дерева, скованный со всех сторон железом, действительно ожил! На его изрубцованном теле туго набрякли большие клейкие почки, и казалось, вот-вот они лопнут, прорвутся зеленым пламенем первого листа.

Постояли ребята, посмотрели в широко раскрытые глаза учительницы и вдруг все, как будто сговорились, понеслись наперегонки в деревню, а оттуда — обратно: кгс с клещами, кто с топором, кто с чем...

Вытащили из дерева длинные скрученные гвозди. Размотали проволоку. Кора у дерева оказалась красной от ржавчины, но это было уже именно дерево.

Взрыхлили землю вокруг ствола, как сумели перебинтовали раны.

Тополь начал набирать силу, выбросил устремленные к солнцу побеги, зашумел еще недружной, еще несмелой, но уже ярко-зеленой листвой...

С тех пор прошло много лет. Красавец тополь так разросся, что сейчас трудно поверить в то, что он был кургузым обрубком в два метра высотой. Спиленный верх его оброс со всех сторон ветвями, обтянулся свежей корою, и венчает его такая мощная островерхая крона, что сразу и не разглядишь, где тот горизонтальный срез, когда-то тупо нацеленный в небо. Только посеревшие от времени столбы, стоящие в одной шеренге с деревом, красноречивее человека рассказывают нам историю своего собрата.

Вот какая это история. Вот как в маленькой деревеньке Вертушинке началась много лет назад весна нашего первого наступления. (В. Тельпугов.)


Список литературы


  1. Примерная программа основного общего образования по русскому языку, 2005.

  2. Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 27 октября 2005 г. «О проведении государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 кл. общеобразовательных учреждений в 2005/06 учебном году».

  3. Ивченков П.Ф. Обучающее изложение. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 1984.

  4. Францман Е.К. Изложение с элементами сочинения. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 1998.

  5. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя./ Под ред. Т.А. Ладыжинской, -- 2-ое изд., М.: Просвещение, 1991.

  6. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. М., 2005.

  7. И. Пучкова, Ю. Гостева, Н. Соколова. Русский язык. ЕГЭ, типовые тестовые задания. М.:Экзамен, 2005.

  8. Журнал «Русский язык в школе» №1, 2, 2006, статьи И.Г. Милославского.




Скачать 453,77 Kb.
оставить комментарий
Дата02.11.2011
Размер453,77 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх