Курс Философии и Философии Науки ХХ iвека для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2008, январь 2009, Москва icon

Курс Философии и Философии Науки ХХ iвека для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2008, январь 2009, Москва



Смотрите также:
Курс философии и философии науки ХХ iвека для студентов физического факультета мгу им. М. В...
Курс философии и философии науки ХХ iвека для студентов физического факультета мгу им. М. В...
Курс философии и философии науки ХХ iвека для студентов физического факультета мгу им. М. В...
Курс философии и философии науки ХХ iвека для студентов физического факультета мгу им. М. В...
Курс философии и философии науки ХХ iвека для студентов физического факультета мгу им. М. В...
Курс философии и философии науки ХХ iвека для студентов физического факультета мгу им. М. В...
Курс философии и философии науки ХХ iвека для студентов физического факультета мгу им. М. В...
Курс философии и философии науки ХХ iвека для студентов физического факультета мгу им. М. В...
Курс философии и философии науки ХХ iвека для студентов физического факультета мгу им. М. В...
Курс философии и философии науки ХХ iвека для студентов физического факультета мгу им. М. В...
Курс философии и философии науки ХХ iвека для студентов физического факультета мгу им. М. В...
Курс философии и философии науки ХХ iвека для студентов физического факультета мгу им. М. В...



скачать


Понедельник, 25 февраля 2008г.
Студенты (08/Ч.1/Р.1/03)

© Mark V. Zhelnov. Student’s Lectures. 2008

Курс Философии и Философии Науки ХХI века

для СТУДЕНТОВ физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

проф. М.В. Желнова

февраль - май, сентябрь - декабрь 2008, январь 2009, Москва

Лекция 09.00. – 09.45 ; 09.50- 10.35. ауд. 1-34.

Семинар в первом семестре: 10.50 – 11.35; Консультация 11.40 – 12.25.

Студенческая запись, концептуализация и

5 примеров анализа актуальности поставленных на этой лекции проблем из интеллектуальной жизни нашей Страны на 25 февраля 2008.
^

Работа выполнена Кругловым Олегом Сергеевичем

(Кафедра ФУВЭ, группа 418)


Часть первая.

Философия как история философии и история философии как философия.


^ Раздел первый.

Мировая философская мысль до западноевропейского ново-новейшего времени (ab ovo до завершения XVIII-го века) с позиций XXI века и сегодня.


Лекция № 3 (2008).

Философские идеи традиций Древнего Востока с позиций XXI века и сегодня (проявление размытого отношения бытия вообще и сознания вообще).


Вопросы:

1. «Метафизические» акты о «начале» и «предшествовании», о «БЫТИИ» и «НЕ-БЫТИИ» («Ничто»). Интеллектуальные сети и закон малых чисел. Пра-эпистемы. Архетипы философской мысли традиций Востока в наши дни.


2. Философские идеи индуизма. Философские идеи буддизма (алмазная сутра). Символизация «метафизических» актов. Архетипы индуистско-буддистского мировосприятия. Человек как манифестация Атмана.


3. Архетипы китайской парадигмы мироустройства. Философские идеи Конфуция и конфуцианства («Лунь Юй», «Дзин»). Философские идеи Лао-цзы и даосизма (Дао Де Дзин). Управление людьми в свете восточного среднего пути.


4. Метафизически-антическая природа (архаичность) слова, имени, символа и текста. Пра-гносисы. Библейский контекст европейской культуры: античной, средневековой, Возрождения, нового времени и наших дней. Религиозно-философские идеи Древнего Ближнего Востока. Авраамические философские идеи (иудаизм, христианство, ислам). Их само-творчество сегодня.


5. Основные подходы к освоению историко-философских идей на Западе. Проблема цивилизационных разломов.


Литература

к Студенческой лекции № 3 (25 февраля 2008)

Философские идеи традиций Древнего Востока с позиций XXI века и сегодня (проявление размытого отношения бытия вообще и сознания вообще).


Учебно-справочная:


1. Канке Виктор Андреевич. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для Вузов.-5-е Изд., доп. и перераб. М.: «Логос».2005.-(Обнинский Институт Атомной Энергии). Часть 8, глава 33 «Индийская философия», глава 34 «Китайская философия», стр. 357-384, приложение 1 (стр. 402), приложение 2 (стр. 410).

2. Лао-цзы. «Дао Де Дзин», М., Вагриус, 2005.


Дополнительная:


1. Будда Джуатамэ. «Афоризмы».

2. Конфуций. «Лунь-Юй».

3. Матрошилова Нелли Васильевна. «Варварство как оборотная сторона цивилизации», «Вопросы философии», 2006., №2, стр. 44-60.

4. Колинз Рэндолл. «Социология философии», Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1998. стр. 209 и далее.

5. Чёпропортий. «Мне сказал знаток, поэтому я знаю: передача знания через свидетельства классической индийской и современной западной эпистомологии»,

«Вопросы философии», 2007. №2.

6. Росмэн Вадим Иосифович. «Мистерия центра: идентичность и организация пространства в современных и традиционных обществах»,

«Вопросы философии», 2008. №2, стр. 42-57.


*********


*****

Основная цель сегодняшней лекции

будет состоять, по крайней мере, в следующем:


Во-первых, я всё постараюсь довести до вас основную идею, одну из ведущих философских концепций, представленных в многообразиях идей буддизма, индуизма. Это идея неразличимости. Я постараюсь показать разницу между тем, что говорили древние того времени и того, что говорят сейчас. И что у вас в головках запало, вы думаете, что вот эту чушь, которую вы слушаете там по телевизору – это есть что-то такое из древней философии.


Во-вторых, я постараюсь на нашей схеме показать, что никакой окончательной истины вообще не существует и быть не может. Никогда, ни при каких случаях. Нельзя сказать, что было когда-то, что-то так или этак, потому что все прошлое человечества – это туман. Времена меняются, все переписывается и никогда не может быть окончательным. Мы в прошлый раз говорили, что история – это политика, обращенная в прошлое. Вот мы и будем заниматься такой вот ретроспективным компаративистским презентизмом. Ничего нельзя понять, если вы исходите из интересов человека сегодняшнего дня, то есть каждого из вас. И естественно надо все сравнивать с прошлым, в сравнении. Это относится к истории вообще, к истории философии в частности. И в частности также к истории науки, которую вам кажется, что вы знаете, что там было точно. Это относится к истории физики, которую вы изучаете. Вообще-то самое страшное – почему всегда народ уничтожал философов: травил, вешал, убивал, потому что они нарушают спокойствие жизни, говорят: ‘А ты подумай!’ - а это самое страшное для общества, которому кажется, что оно лучше никуда не двинется.


Вопрос первый


1. «Метафизические» акты о «начале» и «предшествовании», о «БЫТИИ» и «НЕ-БЫТИИ» («Ничто»). Интеллектуальные сети и закон малых чисел. Пра-эпистемы. Архетипы философской мысли традиций Востока в наши дни.



«Метафизические» акты о «начале» и «предшествовании», о «БЫТИИ» и «НЕ-БЫТИИ» («Ничто»)
Что это означает, обычно вы не различаете эти понятия. Начало и предшествование, а это самое главное. Говорить о том, что чему предшествует, во-первых, тоже не определенно, но хоть понятно. Сегодня вы сидите здесь, а год назад вы сидели в другом месте, другое расписание было, другие аудитории, 10 лет назад высидели в школе, в неизвестно какой, а 20 лет скорее всего вы пачкали пеленки и родители за вами убирались. Приблизительно так представляется ваша история. И никуда вы от этого не денетесь. Это вы можете сказать. Это предшествует этому, а дальше вы ничего не можете сказать, потому что вы ничего не знаете и не помните, хотя теперь другие теории. Но дело в том, что я подозреваю, что каждый из вас родился. И опять родители могут сказать, а вот до этого было то-то, папа с мамой встретились, а там дедушка с бабушкой…сколько вы знаете? Хорошо, если вы знаете имя, отчество бабушки, а уж прабабушки, не говоря уже о прапрадедушке! Ну это из области фантастики. Значит, но вопрос этот неинтересный, я упрусь во что-то. А вот человека заинтересовал вопрос – а начало. Не то, что я могу, а вот самое, когда не могу вот туда влезть, что оттуда выяснить. Вот это человек не понимает, что это такое и он его обозвал. Это бытие вообще или если рядом есть что-то, то должно быть отсутствие того, что есть. Это я назову не-бытии или ничто, что это такое – не знаю. Вот оно и есть начало. И вот люди, в том-то и сила состоит древневосточных всяких исследований, что они впервые занялись этим вопросом. Но вы скажете, как же это узнать, очень просто - никак

Интеллектуальные сети и закон малых чисел
Дело в том, что в работе, которая вам рекомендована о социологии философии, показано, что на самом деле то, что вы считаете в прошлом было – это так называемые интеллектуальные сети. Я сегодня для своих каких-то целей создаю какие-то связи. Вот было то-то, было то-то, в физике прежде всего. Вам кажется, кто такой Ньютон, кто такой Эйнштейн, ничего вы не знаете. Если вы сожметесь фундаментально – вот произошло развитие физики, оказывается при Ньютоне все несколько было другим. А вы о них даже и не слыхали. А Ньютон был специалист ведь не по физике. Апокалипсис надо было трактовать. Там остались рукописи всякие. Значит, вот как мир там устроен. Из всех противников там были портреты – он всех засунул в чулан, вот они там до сих пор, только сейчас их нашли. Он их замазал, чтобы они не мешали ему быть первым. Значит, целые возникают проблемы – что это такое? А в этих интеллектуальных сетях, которые постоянно есть и вы каждый раз их создаете, есть один закон – он не тот, который вы слышали, тот просто называется так. Это закон малых чисел. Дело в том, что у вас у каждого человека умишко то ограничено, вы же не можете все схватить, тогда вам просто удобно выделить фигуры. И вот историки показали, что больше трех, четырех фигур нельзя выделять в какой-то там эпохе и вообще в какой-то отдельной науке. Ну пять, семь – это уже много. Так же как вы в своей жизни. У вас может быть 1000 знакомых, а рельно общаться вы можете с тремя, четырьмя. Вот ваше настоящее окружение. Молекула – марино называется. Нельзя, все остальное это мишура, не имеет отношения. Так же и здесь, нельзя все охватить, поэтому что получается, в истории науки выделяют – вот главное, вот главное, был ли он главный, что это такое, сейчас все пересматривается, это не значит, что схемку-то вы хотите сохранить – вот она есть.


Пра-эпистемы
А поэтому вы пытаетесь влезть в так называемые эпистемы прошлого, они называются пра-эпистемами. Вот вам кажется, что вы что-то сами сочиняете. Нет, в вас сидит уже заложенное в обществе какое-то представление о мире и оно в вас врывается. Смотрите ли вы просто на дверь, смотрите ли вы телевизор, на небо, на лампочку, на маму-папу, тетю-дядю, на Колю – у вас уже есть внутри формы познания, самые простейшие, неосознаваемые. Вот мы и пытаемся на этом уровне проникнуть к этим пра-эпистемам, некоторые сейчас существуют, к которым вы не можете проникнуть. Почему так живет общество – а потому. А нужно наоборот, и вот мы пытаемся пролезть туда, вот в чем у нас такие ужасные неприятности.


Архетипы философской мысли традиций Востока в наши дни.
Ну а в чём же основная идея для Древнего Востока, традиций Востока, какие же архетипы глубинные идут? А вот какие, что человек не выделяет себя из окружающего мира, я с ним слит, у меня не хватает ни энергии, ни взгляда, ни силы противопоставить себя внешнему миру, а если даже у каких-то мыслителей как-то противопоставляется человек миру, то это считается иллюзией и глупостью. Чего на самом деле нет. Кажется.


Размытое отношение бытия вообще и сознания вообще.
И поэтому вся история развития философской мысли, которая, собственно, не может быть называться философской мыслью в западноевропейском смысле, она вот представляет такую вот размытость. Вот у вас вверху и написано, на заглавии. Значит, что получается - выявление размытости, вот размыто, а как-то все-таки это выявляется по сравнению с нашими временами. Вот в этом то и состоит, собственно, то, что нужно сказать сначала. А дальше есть разные виды этой же идеи.


Вопрос второй


2. Философские идеи индуизма. Философские идеи буддизма (алмазная сутра). Символизация «метафизических» актов. Архетипы индуистско-буддистского мировосприятия. Человек как манифестация Атмана.

Философские идеи индуизма
Философские идеи индуизма. Во какие у вас. Значит, что же это такое получается, Индуизм-то? У индусов мир какой предстоит? Ну сложно объяснять, в чем идея, но образ индуистского мышления, если убрать все закорючки и фигулинки, монахов, бритых наголо и в оранжевых плащичках, продающих вам поесть рис с изюмом и бьющих в барабан, то тогда выявляется, что основная идея состоит в том, что вы смотрите на жизнь и каким-то образом выделяете себя из него в виде какого-то живого существа, вы в живом мире существуете. Вот это образ коровы священной для индуса. Значит это все таки что-то живое, неопределенное, без всяких там, боги, которые вшивые, чего только не придумают. Огромное количество, мы заниматься этим не можем, читайте, как говорится, постскриптум. А мы можем только с вами рассмотреть вот эти, в чем же дело то? А в том то и дело, что корова передвигается, она живая, я ей поклоняюсь, у меня есть какие-то маленькие представления. Ну сложность состоит в том, что исторически все перевернутым оказывается. В основе, значит, есть у меня что-то внутри. И вот есть какой-то бог, не бог что-то есть, называется Атман и он проявляется в чем-то. Я и есть это. И если все-таки посмотреть в глубину, то никакого выделения нет. На самом деле я растворен в этом мире и уйду, мой прах развеят. И вот совершаются эти всякие штуки. Вот это было первоначально, все это записано в так называемом Упанишадах. Записано, переписано, комментарии на комментарии, разобраться с этим человечество никак не может. Ну какие-то книги пишут и, естественно, каждый по-своему как-то трактует.


Бесконечность мира
Здесь главное состоит в том, что я сталкиваюсь с поиском бесконечности. Я конечен, а мир бесконечен. Вот, я растворился в этом мире. В этом-то и состоит суть. Ну вот современные индусы и культивируют это. Пытаются соединить это с нашей культурой. Но он противоречит сути дела. Чтобы вы не говорили, вы растворить свое я в этом мире вы не можете. Поэтому, чтобы вы не отвлекались и индус чтобы не отвлекался, надо бить все время в барабан. Зачем бьют в барабан? Чтобы не отвлекаться. Бу-бу-бу. Зачем вы идете на дискотеку и подходите к самым динамикам? Чтобы не отвлекаться. Вот песня хорошо выводить из всех состояний. Вот в чем состоит эта идея.


Философские идеи буддизма, поиски начала конца
Ну отсюда всякие есть алмазные сутры, произведения, где проводится вот эта мысль, что вы хотя скажем, что-то говорите, что у вас мысли такие, на самом деле вы растворены. Сложность этой концепции индуизма состоит в том, что от этой идеи индуизма откололась особая ветвь, которая получила название – буддизм. Очень интересное явление. Местные религии – они так и сохраняются, где они родились, а мировые религии, как правило, там, где они не культивируются. Они уходят на сторону и распространяются по миру. У них есть какие-то особые качества. Вот суть состоит в том, что Индуизм так и остался в Индии, а вот родившийся буддизм пошел по миру. От Индии на север и на юг. И есть большое колесо, маленькое колесо. Различий много, но идея в том, что как жить после смерти? Это очень важный вопрос. Потому что, что было когда-то до, я не знаю, а что я действительно знаю точно? Вот что я точно знаю, что вы все умрете. Вот я гарантирую вам, что это так будет. Кто сомневается, напишите мне какие-нибудь источники. И вот древний индус видел, что ничего он не может видеть – кто-то ушел, а потом кто-то пришел. Вот нужно, создается мир, что можно жить там, и основная жизнь там, где-то вот после того, как вы умерли. Вот в чем дело. И главное рождается идея о том, что начало конца. Значит, если индус ищет бесконечность какую-то и растворяется, то буддист должен поймать начало конца. Вот если я поймаю начало конца и что-то научусь делать перед тем, как я кончусь, то я вступлю в другой мир, в котором что-то будет иное. Я могу занять любое место в мироздание. Поэтому все на это направлено – буддизм. Значит, что нужно? Идея - фигура лотоса. Что нужно делать? Нужно смотреть, сосредоточиться и думать. Куда лучше всего смотреть? (Голос из аудитории: в точку!) На собственный пупок! Потому что точек много – отвлекают, а пупок у меня один, и я могу, не отвлекаясь, на него смотреть. И вот 10 лет вот так просидите, то вы поумнеете. Вы поймете, что жизнь не такая.


Алмазная сутра
Ну а возникло это в Будда Джуатамэ – известный вам всем источник, все это сказки. Значит родился он в царской семье. Ну и стали замечать, что когда он маленький, ну как у нас родился Христос, Дева Мария, голубок прилетел, какой-то там архангел, а там слоны. То есть родился он как бы от слонов, вот как это – как бы не понятно. А дальше стали все смотреть, что все вокруг него движется. Полевые работы – его посадили перед деревом – солнце идет, заходит, а него тень все время на него падает. Как может быть? Не знаю. Нельзя было ему ничего делать. Нельзя было ему смотреть чужие страдания, потому что он могу подумать – а я тоже страдаю. Нельзя ему было видеть болезни, покойников, потому что он мог решить, что он тоже станет покойником, но он увидел и создал вот такое учение, что бросил все и ушел. Стал проповедовать Бхикшу, трудно произносимое. Это учение. Идея, например, это часто любят физики приводить.

- Скажи Бхикшу, ты понимаешь мое учение?

- Да, учитель.

- Ну вот скажи, что если есть солнце, есть мир, все, ты так ощущаешь, можешь ли ты стать Буддой в будущем?

- Нет, вот это все я вижу, но этого ничего нет.

Физик, много есть физиков-буддистов, скажет вам приблизительно такое. Я излучаю частички, я там всякие треки надумал, я создал физические теории, вот так вот все изменяется, но если бы Будда меня спросил, а как же я должен по-настоящему мыслить? Я бы ему ответил – всего этого нет. А если я так не отвечу, я не могу быть настоящим Буддой и никуда не попаду. Поэтому моя задача состоит в том, чтобы не пропустить вот этот конец. А потому что только вы подходите к этому периоду, переходу в мир иной, а там есть много ступеней. И вот вы только хотите самое высокое место занять в этом мире, а тут вдруг выезжает огромная колесница. Стучат, свистят, свет какой-то – вы испугались и проскочили этот этап. Значит, вы низшим будете. И так далее. А потом начинает еще – потом Будда выезжает с наследниками, а у них у всех по шесть, семь рук. Они на больших колесницах. Потом вылетают с кровью черепа, какие-то страшные вещи он показывает – и тут ах, еще на одну. И тут вы можете проскочить не только человеческий уровень, вы можете спуститься до букашки, до таракашки, до червячка. Да… В какой-нибудь помойной яме жить будете. Поэтому изучайте буддизм и не пропускайте это момент. Но идея важна, начало, я могу только схватить конец и только начало конца. У меня больше в жизни нет. Вот эта жизнь - она не интересна, она не нужна. Ни один буддист не боится смерти. Вот в чем суть дела. Звонки у нас бывают, а? Все перерыв 5 минут. Итак, есть поиски начала. Конечно, есть классический Будда, у которого все основные идеи высказаны там, как нужно себя вести, но все это переделано у нас. Дело в том, что эти вот Бхакхавагитху – есть такая, это описание как дерутся цари. Так то мирно должно быть, зачем же убивать друг друга. Выясняется надо, ради того, чтобы мир был устроен как-то более менее хорошо. Это индусы так делают. Сейчас эти есть такие, а вот у буддистов есть такие учения особо переделанные. У них нет выбора – вот так, выделяется человек и становится гуру, учителем. Вот выделился и все. Нельзя выбирать. Вот проблема какая. Или вот учения Гангизма – это тоже все оттуда идет. Несопротивление злу, насилию, оно идет, так оно и должно идти. И вот тут оно и получается, что вы должны все вот это понимать. Ну а тогда получается что? Что есть какие-то такие вот, надо писать не о жизни, а есть такая вот тибетская книга мертвых например. Главная идея – остановка времени через попятный ход. Вот в чем дело. Значит, я бы хотел вот туда, но лучше бы остановиться, неизвестно там, что будет. Вот как остановить время? И если уж неизбежно проскочить и там где-то занять какое-то место в иерархии. Строго говоря, хотя говорят, что есть религии, как таковой есть Будда, но это совсем не то. Будда – это не человек, это что-то вот мир выделенный. Там этот Будда может быть тысячелетиями, потом сменятся как-то Будда. У каждого учения свое, но идея вот эта через спокойствие лотоса – не пропустить переход в тот мир, по возможности задержать и достигнуть тем самым такого состояния блаженства, а вот это состояние блаженства и получило название, как вы знаете, нирвана. Ну они вот медитациями всякими достигают, ну а ускоренный процесс этого – это другие средства – водка, наркотики. Достигается тоже состояние. Там десять лет на пупок – а тут 3 минуты рюмки посмотрел и того секунды. Вот и все. Значит, человек всегда переходит в такое состояние – ему всегда нужно раствориться в мире. Ну вот здесь такие вот идеи. Больше мы на эту тему ничего такого умного не можем сказать. Это вот такое символизация физических актов, как мы вот с вами зафиксировали. Вот это древние архетипы – как они сейчас работают – это другой вопрос.


Вопрос третий


3. Архетипы китайской парадигмы мироустройства. Философские идеи Конфуция и конфуцианства («Лунь Юй», «Дзин»). Философские идеи Лао-цзы и даосизма (Дао Де Дзин). Управление людьми в свете восточного среднего пути.


Архетипы китайской парадигмы мироусройства

Значит, что делать с нашим Конфуцием? Китай – основная идея какая? Китай – это серединная страна, маленькие мелкие государства, княжества. Друг друга режут и очень редко удается объединить. И что же нужно – какое-то проблема управления.


Философские идеи Конфуция и конфуцианства
Как жить – это Лунь Юй? Любить родителей, подчиняться првилам, уважать родителям несмотря на то, что вам это как-то это не хочется заниматься, но нужно уважать их мнения. Знаменитые его несколько высказываний:

– Если в государстве сложилась ситуация, при которой много есть солдат, есть единство народов и есть пища. Но вот если в таком государстве что-то исчезает, то чтобы вы прежде всего вы удалили?

- Прежде всего я удалил бы солдат.

- А потом бы что удалили?

- А потом удалил бы пищу.

- Как же это люди будут жить?

- Нет, все равно.

- Что же вы оставили от единства и духа? Если нет единства и духа, то народ погибнет.

Вот такие идеи он высказывал об организации и главное это – ритуал. Все хорошо было в прошлом, сейчас все разрушается. Поэтому нужно соблюдать правила. А как, а как предсказывать будущее? Когда вы читаете книги древних, то вам кажется, что там когда-то у древних читали умные книги. Да ничего подобного, все книги древних – это гадательные книги. А всегда человек живет в состояниях этих перемен. Что же получается, а это просто – там на пепле, на птицах надо гадать. А в конце концов что получается в результате? У вас должно получится сочетание черточек – длинных, коротких. Вот есть такая табличка – как вам получилось, так вот вы что-то и нагадаете. Вот люди так и живут – значит, вы должны соблюдать ритуалы, какие есть, а потом гадать, что будет. Потому что вы должны во тьме вещей как-то суметь сориентироваться.


Символизация, символы (мифологемы социальной управляемости)
Интересно, потому что на самом деле, уже другие проблемы – это в первобытном обществе создание такой мифологемы социальной управляемости. А можно ли управлять? Или нумерализация, или ритуализация. Значит, цифры, вот сойдутся ли цифры, или не сойдутся. Как пойдет направление развития.


Проблема социального конца и поиски середины начала
Такая проблема с поиском социального конца. Э, ты умрешь, ну ладно, мы же все умираем – деремся, сражаемся Никто не вмешается в нашу жизнь. Мы сами себя губим, если разрушается какой-то ритуал, порядок. И вот нужно поиски середины, начало вот этого социального конца. Вот что это главное. А где искать его? В прошлом, наши предки лучше жили. Откуда-то они это получили, я не знаю. Но все происходит под небом. Значит, Китай, по сути, не религиозен. Это не Бог, а высшее – что определяет, но это никакого отношения к цинизму, к человечеству не имеет. Вот в чем суть дела. Ну и в Китае сегодняшнего дня, вообще-то говоря, что там существует, это на основе конфуцианства. Не надо никуда лезть – есть ритуалы, три лозунга, четыре задачи, Мао Дзедун во главе. Спокойно у низ распределены должности, какими будут генеральными секретарями на 10 – 20 лет вперед. Нельзя так вот смещать. Вот идея, пока они ухитряются на этом выживать. Вот в чем суть дела.


Философские идеи Лао-цзы и даосизма (Дао Де Дзин)
Но для Китая, он бы не был Китаем, если бы в нем не укрепилось особое учение – Лао-цзы. На самом деле, эта такая книга – Дао Де Дзин, которая начинается между прочим такими словами, этой книгой мы обязаны безымянному стражнику, охранявшему далекие западные пределы государства Чжоу в 5 веке до н.э. Легенда гласит, что измученный непониманием, уставший сердцем учитель отправился в последнее путешествие в пустыню умирать. Стражник узнал великого Лао-цзы, окрикнул его и неизвестно как уговорил мудреца рассказать ему о Дао и Де. Сказал Дао – не сказал тогда ничего, ответил учитель. Пять тысяч слов, из которых состоит эта книга, существует уже более двух с половиной тысячи лет. Скажем спасибо стражнику. Ну повторим, сказал Дао – не сказал ничего, промолчал о Дао – выразил пустоту, назвал имя – обрек имя на смерть. Безымянный есть – начало неба и земли. Начало – предвестник конца. Конец – только сон начала. Вот почему совершаешь бездействие и учишь без слов. Художник равнодушен к творению. Завершив труд, не видит заслуги, значит, заслугу бессмысленно отрицать, вот почему ее творение бессмертно. Познает прекрасное - посеешь безобразное, постигнешь добро – поимеешь зло, иметь против – не иметь, быть – чтоб скоро перестать. Вот появляется знаменитое онтологическое такое представление. Следуя Дао – не имей желания, учили блаженству бездействия. Действенное бездействие – вот что такое Дао.


Поиски первоначала
Когда вы смотрите и видите крепкое дерево – это признак смерти. Жизнь предназначена всему гибкому. Кто стал на цыпочки – не устоит. Кто широко шагает – не удержит шаг. Кто стремится на гребень – не будет вознесен. Но безмолвная щепка взмоет. А вам ничто не напоминает – безмолвная щепка взмоет, а кто стремится к вершинам – не достигает ее. Не бывает в жизни, правильно. Стараясь натереться до блеска – сотрешься в порошок. Нападающий окажется в хвосте. Во как. Если замыслит произвол, я покорю их простой жизнью без формы, смысла и содержания. Дао постоянно бездействует, ничего не затевает. Идея проста – не затевай, не лезь и все будет хорошо. Все твои беды от кого – от того, что начинаешь действовать. Добродетель творит, не прилагая усилий. Справедливость силится воцарится. Человек насаждает закон, а по закону вершит наказание. Потому говорю – утрачено Дао, действует Де. Утрачено Де – родится добродетель. Утрачена добродетель – выпячивается справедливость. Утрачена справедливость – вырастает закон. Закон есть угасание преданности и веры. Сначала смуты. Есть Дао – это в Мекке, есть Де – это в обществе, социальном, а дальше, смотрите, внутри добродетель, справедливость и только в хвосте появляется закон, и он, с точки зрения даосизма, смешон.

Он ничего не знает, как только начинаете управлять законами, ждите смуты. Как цветок отвлекает от плода, так и познания уводят от истины. Значит, что? Чем больше вы знаете, тем будет вам хуже. Мудрый идет по большой дороге, узкие тропы внушают ему страх. Так легко идти по большой дороге, но люди предпочитают обходные пути и не идут к Дао. Ну и в конце. Человек рождается слабым, гибким. Умирает матерым и окостеневшим. Ростки пробиваются нежными и влажными, а уходят в землю твердыми и сухими. Прочные, крепкие считают дни. Мягкое, податливое считает столетия. Ну и знаменитые у него тезисы. Точное слово не красиво. Красивая речь не точна. Добрый много не говорит. Говорливый редко добродушен. Знающий не ищет доказательств. Доказательства – верный знак заблуждения. Мудрый избавлен от поклажи. Что отдал – принадлежит ему навсегда. Небесное Дао – глубина из поверхности. Дела его безвредны и благотворны. Дао мудрого пламенного бездействия. Я постарался рассказать кое-что в этом плане, но вот как же жить с этими принципами даосизма.


Управление людьми в свете восточного среднего пути
Вот китаец он – так формулируется китайская модель – сплав рациональной силы конфуцианства и духовной мощи даосизма. Как же вот на западе она существует и как можно управлять как у китайцев среднего пути. А дело дальше не в том, я больше не буду приводить примеры из жизни, Бог с ними, но только вы не обращайте внимания. Вот сейчас культивируются всякие там единоборства. Вот это и есть там. В чем идея единоборства? Что значит бокс – или вы дали в нос, или вам дали. Сила против силы. В чем идея, гениальность всех этих китайских единоборств? Уступать. Подойти настолько, чтобы совсем быть близко. Отойти вместе с ним, использовать силу не свою, а другого. Чем активнее он нападает, ты его должен поймать на этом, немножко добавить и стукнуть об стенку – вот идея. И в конце всех, вы просто не обращали внимания, есть – ту-ту-ту…до, ту-ту-ту…до. Поэтому китаец- это не физкультурник, который владеет способами, а это способы борьбы, защиты на самом деле. Это вот люди в одиночку ходят огромные расстояния и вынуждены были защищаться. Вот так нужно было уметь сосоредоточится и на основе вашего сильного внутреннего духа побеждать. Так что все это очень возможно.


Вопрос четвертый


  • Метафизически-антическая природа (архаичность) слова, имени, символа и текста.

  • Пра-гносисы.

  • Библейский контекст европейской культуры: античной, средневековой, Возрождения, нового времени и наших дней.

  • Религиозные философские идеи Древнего Ближнего Востока.

  • Авраамические философские идеи (иудаизм, христианство, ислам). Их само-творчество сегодня.



Метафизически-антическая природа (архаичность) слова, имени, символа и текста.
Здесь особо начинает играть роль абсолютизация слова. Можно отказаться от того, что слово – это просто болтовня и представить себе мир так: сначала было слово. Это – слово, бог, имя. Зависимости от того, как вы назовете что-то, так и будет действовать этот предмет или человек. Роль символов. Нельзя сразу всё понять. У каждого символа есть свои оттенки, вы должны в эти символы верить. И в конце концов можно создать тексты, а тексты не кто-то создал, а каким образом они создались – неизвестно или известно очень мало. Есть тексты, которые уже так зафиксировали мир и жизнь, что надо им следовать.


Библейский контекст европейской культуры
Вот это и есть т.н. библейский контекст европейской культуры. Отсюда всё идёт: античность, средневековье, Возрождение – это всё обязательно в себе содержит вот эти религиозно-философские идеи Древнего Ближнего Востока. А реализовались они в разных видах. Я хотел обратить ваше внимание: у вас иногда складывается извращенное некое мнение о том, что это означает. Есть, как говорят, топосы, общие места, вавилонско-египетские стоки. Там возникают представления, которые мы считаем сказаниями, сагами.


Авраамические философские идеи
Они лежат в основе авраамических религиозно-философских концепций. Авраамические - значит все произошли от Авраама. На самом деле все религии, все племена и все народы произошли от одного колена, из одного колена получилось много колен, и они расползлись по миру.


Христианство

Иудаизм
Одно дело – иудаизм. Это учение того, что до христианства. Это знаментые проблемы, зафиксированные в первой части Библии, это в Екклесиасте есть такое высказывание: «всё суета сует и томление духа. Время разбрасывать камни и время их собирать. Время жить и любить, а время умирать». Но бог один, един. Он достаточно жесток, надо ему подчиняться беспрекословно.

Христианство – это протест против иудаизма в определенной степени и в значительной. Но тоже авраамическая религия. Все тексты есть, но по-другому. Главные в христианстве два основных момента: тайна Святой Троицы (Её нельзя обосновать, нельзя понять, это бессмыслица. Как может существовать Бог-отец, Бог-сын и Бог-Дух Святой? Ну как бог может сойти на землю и дать вам какие-то законы вашего бытия, как надо себя вести, и погибнуть за человечество. Это непонятно. И не надо об этом думать. Так оно есть. Вера.) и вера в воскрешение Христа. Есть много ответвлений, которые не верят в воскрешение Христа. Воскрешение – это чудо, и тоже: понять это невозможно. Тем и отличаются определенные ветви христианства. Например, некоторые принимают христианство, но не принимают веру в Христа (армянская церковь), но отрицают то, что воскрес Христос и все христианские ценности, представители мусульманского, арабо-мусульманского мира. Появляется опять как бы возврат к иудаизму. А именно: ведь основная идея Христа состоит в том, что он даровал вам свободу. Почему-то вы думаете, что бог за всех думает. Ничего подобного. Он только знает и помогает вам. В том то и дело, что вам предоставлена свобода, вы отвечаете за все действия. И ваши непрятности начинаются тогда, когда бог вас оставляет. Бог бесконечно добр, никого наказывать он не может, он может вас оставить без помощи. А это уже другое дело. Если вы против него мысленно пошли, начинаете упоминать его всуе, без всякого смысла; если вы в него перестаете верить и не отдаете себя целиком ему. А тут уж простите, вами уже годыня овладела. Вы хотите мир перестроить, какую-то свою науку придумали, которая вас осчастливит. Ну и сидите со своей наукой, пока она вас не убьёт. А он может вас оставить, не помогать.


Мусульманство (ислам)
А что касается ислама, то признают, что были пророки, в том числе и Христос, но есть выше. Это, конечно, Аллах. Опять надо сосредоточится на одной точке, и опять появились какие-то писания, сейчас спорят откуда они взялись – Коран и все прочее. Но внимание нужно обратить на трактовку чтения Корана. Это очень сложно. Никто половину понять там не может и что нужно там совершить. А что делать? Если не понимаешь, то первую только суру возьми, такой стих. Берешь; но ты тупой и не можешь понять. Хорошо, не надо. Тогда бери только первую строчку. А первая строчка это как раз: Аллах акбар, он милостив и милосерден. А ты не можешь и этого понять, тогда – Басмала – это первая буква, написанная у Корана. Поэтому, если ты забылся, ничего не помнишь – ты только молись, Аллах акбар и всё. Там есть такой хвостик у Басмалы, надо на него смотреть и всё будет нормально, просто нужно сосредоточится.

Пятый вопрос


Основные подходы к освоению историко-философских идей на Западе.

Проблема цивилизационных разломов и так называемого всеобщего терроризма.



Основные подходы к освоению историко-философских идей на Западе.
А теперь что касается основных подходов к освоению историко-философских идей на Западе. Получается ведь, что нет одного подхода: один эпистемологический, другой религиозный, третий феноменологический, четвертый еще какой-то. И поэтому каждый по-своему переделывает представления о Востоке. Оттуда себе берет то, что ему интересно. Надо здесь сосредоточить бытийный смысл мира в каждом отдельном ростке мира и счастливо перебраться в мир иной, и ничего тут страшного нет. Есть русские, такие представители космизма, которые как-то пытались соединить идеи буддизма, индуизма, гандизма в России. У нас были такие: Георгий Гурджиев. Между прочим интересная фигура. Он утверждает, что и у нас применима восточная. Вас надо резко испугать, и вы все выскажете, что вы из себя есть. Что в индивиде непреходящее? – вот в чем суть дела.


Проблема цивилизационных разломов и так называемого всеобщего терротизма.
А дальше идет проблема цивилизационных разломов. Есть такие философы: Хакинсон и Фукуям. Один объявил (последний), что история закончилась, а другой (Хакинсон) говорит, что невозможно соединить эти цивилизации, так они и будут между собой сталкиваться, и это бесполезное занятие. Это очень важный вопрос, потому что он имеет отношение к общей обстановке в мире. Что такое идея терроризма? Оказывается вчера день рождения был, 50 лет исполнилось Усаме бин Ладену, который считается идеологом борьбы исламского мира против цивилизованного мира, борьбы 9 миллиардов униженных против этого золотого миллиарда цивилизованных стран, с его точки зрения. Получается-то, что основным оружием этого нового мира оказывается то, что они ликвидируют основу христианских ценностей, а именно: смерть – это нечто такое, что нельзя преодолеть, что человек как-то уходит, что он здесь должен совершать что-то. А если на вас идет человек, который действительно хочет умереть и он переместится куда-то, действительно умирает. То как вы с ним будете бороться? Если на вас нападают, и тот, кто нападает, хочет остаться жить, тогда у вас есть возможность с ним бороться, вы его можете распознать. А если он рядом с вами берет и хочет взорвать всё, то это целая проблема. Она поднимается сейчас, обсуждается. А что касается в целом Востока – да, это серьёзная проблема, проблема мировой цивилизации, как объединяется человечество, но основные идеи мы наметили.


* * *

Краткие итоги лекции

(от конца к началу

и снова от начала к концу).


Совершим пробежку по логике рассмотрения (изложения и исследования) от конца к началу, а потом снова, от начала к концу.


От конца к началу
Результат, к которому мы пришли, состоит в том, что европейская культура необходимо содежит в себе религиозно-философские идеи Древнего Востока, однако какого-то одного подхода к освоению этих идей не существует. Всякий раз представления о Востоке переделываются, трансформируются европейцем.

Попытки хоть каким-то образом объединить древневосточные цивилизации успехом не увенчались, и мы пришли к выводу о неизбежных, постоянных столкновениях их между собой и о бесполезности приложения усилий для их объединения. Такое проявление интереса к Древнему Востоку всегда существовало на Западе, и оно актуально и в наше время в связи со всевозрастающей озабоченностью людей проблемой всеобщего терроризма, с профессионализмом в достижении поставленных целей и беспощадной жестокостью которого в полной мере человечество столкнулось на стыке XX и XXI веков.

Мы выяснили, что какого-то единого подхода к осмыслению религиозно-философских идей Древнего Востока на Западе нет и не может быть, и тот факт, что европейская культура содержит в себе эти идеи, и порождает ту заинтересованность и неугасающий интерес, проявляемый современным европейцем, обращающимся к философским идеям Древнего Востока.

Рассмотрев ближневосточные авраамические философские концепции (христианство, иудаизм, ислам), мы выяснили основные принципы их учений, обратили внимание на основные ключевые моменты. Это связано с тем, что на Западе люди, относящие себя к конфессиональным верующим, исповедуют в большинстве своем христианство, его различные течения (православие, протестантизм, католичество и т.д.).

Кроме того, мы рассмотрели основные проблемы, возникающие перед мыслителями Древнего Китая (Конфуций, Лао-цзы): проблемы социального конца и поиски середины начала, проблему управления людьми.

Также мы остановились на великих философских концепциях, возникших в Индии – индуизме и буддизме. Индуисты говорят, что мир – это манифестация Атмана, чего-то высшего и бесконечного. Мы растворяемся в этом мире. Буддисты основной проблемой ставят перед собой поиски начала конца: как повлиять на конец? – надо найти начало. Постижение идеи о несуществовании всего, что мы вокруг себя видим, является основной целью, в конце концов можно прийти к некому высшему состоянию.

А главное то, что эти древневосточные идеи возникли до западноевропейских. Вопросы о «Бытии» и «Не-Бытии», вопросы о «начале» и «предшествовании», о том, что ждет человека после жизни были центральными для древневосточных философов.

Интерес европейцев к Древнему Востоку и основан на том, что взгляд древневосточных философов на проблему конечности нашей жизни, как на череду постоянно сменяющихся «метафизических» актов, кардинально отличается от западноевропейского взгляда. Европеец боится смерти, но можно ведь на смерть посмотреть и иначе – можно считать, что ее нет.


Путь

исследования
Это был путь как-бы исследования. Путь же изложения происходит в диаметрально противоположном направлении. Что и было сделано в лекции. Укажем логику пути изложения ещё раз.


От начала

к концу
Одними из величайших философских идей, находящих последователей и в наши дни, являются возникшие в Индии индуизм и буддизм. Основной проблемой индуистских представлений является проблема поиска бесконечености, проблема понимания того, что мир бесконечен. Буддизм (в отличие от индуизма, основанного на действии) предполагает некое спокойствие, невозмутимое состояние; центральным моментом является достижение понимания несуществования окружающего мира и проблема поиска начала конца (чтобы повлиять на конец, нужно найти его начало), остановка времени через попятный ход.

Помимо Индии великие философские идеи возникали и развивались в Китае, после объединения земель династией Хань. Китайская парадигма мироустройства сочетает в себе одновременно конфуцианские идеи и идеи даосизма, лежащие в основе управления людьми в свете так называемого восточного среднего пути. Конфуцианство предполагает для человека верность ритуалу, уважение традиций и культуры, почитание родителей; даосизм считает главным учение о милосердии, справедливости и законе, главное – недеятельное действие. Для китайская парадигмы мироустройства центральной проблемой является проблема социального конца и поиска середины начала.

Некоторые религиозные философские идеи пришли в Европу непосредственно с Ближнего Востока – это так называемые авраамические философские концепции, а именно: христианство, иудаизм или ислам. Основные принципы их следующие: христианство основывается на двух положениях – вера в тайну Святой Троицы и в воскрешение Христа, - сомнения в которых и попытки каким-то образом это понять недопустимы; иудаизм возник до христианства и утверждает, что бог совсем не делает все за вас, вы сами отвечаете за свои поступки, он лишь помогает и может в любой момент оставить вас без помощи, индуизм не признает Иисуса Христа как бога; ислам (мусульманство) возник гораздо позже иудаизма и христианства, он не отрицает существование пророков и высшим существом считает Аллаха. Все перечисленные типы религиозных философских идей за основу берут некие написанные тексты, являющиеся конечным звеном на пути к абсолютизации слова. Христианство – Библию, иудаизм – Библию (только Ветхий Завет), ислам – Коран.

А в заключение лекции мы сделали вывод о том, что на Западе попытки изучения философских идей Древнего Востока не находят единого подхода, каждый берет что-то свое, идеи преобразуются, преобретают некие новые черты; некоторые ученые выступают с мнениями о невозможности каким бы то ни было образом объединить древневосточные (и вообще древние) цивилизации (проблема цивилизационных разломов). Это вопрос очень важный и актуальный в настоящее время, изучаемый и обращающий наш взгляд на идеи Древнего Востока в связи с обострившейся ситуацией в мире, в связи с проблемой так называемого всеобщего терроризма.




Скачать 271,16 Kb.
оставить комментарий
Дата31.10.2011
Размер271,16 Kb.
ТипЛекция, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх