Рецензия на отрывок из романа М. Булгакова «Белая гвардия». Сон Петьки Щеглова icon

Рецензия на отрывок из романа М. Булгакова «Белая гвардия». Сон Петьки Щеглова


Смотрите также:
Установление типологических связей, возникающих между романом М. А...
Конспект урока литературы в 11 классе по теме «Философский смысл символических образов в романе...
Литературно-музыкальная композиция по роману М. А. Булгакова...
И. А. Гончаров назвал «Сон Обломова» «увертюрой» всего романа...
Темы и герои романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Цели и задачи...
Слабым обучающимся тесты Сильным задания повышенного уровня 2 обучающихся устные ответы по...
Урок по литературе и истории в 11 классе тема урока «Судьбы людей в революции»...
На партах у каждого ученика опорный конспект урока, текст романа «Мастер и Маргарита»...
М. А. Булгакова (роман «Мастер и Маргарита») © Е. В...
«Мастер и Маргарита»...
Втексте использованы песни групп "Беломорс" и "Белая гвардия" на стихи Александра Ульянова и Зои...
Втексте использованы песни групп "Беломорс" и "Белая гвардия" на стихи Александра Ульянова и Зои...



Загрузка...
скачать


Средняя школа №7.





Сборник

сочинений-рецензий

учащихся с выходом

на философию автора.


Учитель русского языка

и литературы

Алёшкина

Ирина Николаевна.


г. Канаш

Рецензия

на отрывок из романа М. Булгакова «Белая гвардия».

Сон Петьки Щеглова.

Борис Ярхо утверждал, что существительные создают в произведении образы. Следовательно, можно выстроить цепочку из ключевых образов текста: сон-луг-шар-смех-брызги-сверчок-угол-ночь-семья. Эти существительные можно разделить на две микротемы: внутренний мир Петьки Щеглова и его внешний мир. Мы привыкли, что в произведениях внешний мир кардинально отличается от внутреннего мира героя. Анализируемый нами отрывок является интереснейшим исключением. Здесь внешний(сверчок, угол, семья, ночь) и внутренний мир(сон, луг, шар, брызги) соединяются в одной идее, идеи добра, чистоты, надежды, веры.

Наиболее интересно в этом тексте его построение. Отрывок составлен из коротких и емких предложений. Это придает тексту поверхностную простоту и определенную красоту. Вообще, этот отрывок очень символичен. Тайный смысл можно найти в каждом слове, в каждом предложении. Одним из интересных приемов автора является звукопись. В тексте из гласных наиболее часто повторяется звук «О» (сон, ночь, удовольствие, расхохотался), означающий бесконечность. И как бы вторит этому звуку символ отрывка – алмазный шар. В руках ребенка этот шар выглядит как планета – наша Земля, алмазная Земля, такая же бесценная и такая же прочная, как этот камень. Благодаря Булгакову у нас появляется уверенность в завтрашнем дне. Почему? Есть еще один звук, помогающий нам в этом убедиться. Это звук «Ш»(шар, шел, большой, задохнувшись) – звук тишины, покоя, сна. Словно Булгаков говорит нам: «Тихо! Не будите ребенка! Пусть он досмотрит свой прекрасный сон! Пусть он его не поймет, но он будет счастлив, обязательно будет! А если будет счастлив ребенок, будем счастливы и мы! Тихо! Спит ребенок…»

Основной идеи отрывка вторит и его цветопись. И здесь внутренний и внешний мир воссоединяются, пытаясь сохранить хрупкий и счастливый сон ребенка. Мы видим зеленый луг и белый угол. Цвета жизни, чистоты. Весь текст построен на противопоставлениях: сон и реальная жизнь, взрослые и дети, соединение внешнего и внутреннего миров. Булгаков и в цветописи находит момент, который можно изменить к лучшему. Угол – скопление негативных эмоций, негативной ауры. У Булгакова же угол белый, то есть чистый, священный, он «оживляет ночь в семье».

В романе «Белая гвардия» мы видим смутное, страшное время. Булгаков никого не осуждает и не защищает, он находится «над схваткой». Писатель, помещая этот отрывок в конце произведения, после событий гражданской войны, после кровопролития, желает, чтобы мы увидели истинный мир, чистый, благородный, мир глазами ребенка. Тихо, спит ребенок…

^ Алёшкина Анастасия, 10 А класс.


Сочинение-рецензия

на отрывок из романа Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание».

Данный отрывок принадлежит к художественному стилю, он изобилует эпитетами и экспрессивно окрашенными прилагательными, передающими всю полноту чувств главного героя – Родиона Раскольникова, утонченного, глубоко интеллектуального убийцы. Если рассматривать временной фактор, то эти строки охватывают лишь несколько минут, однако короткого отрывка времени хватило, чтобы надломилась тонкая грань, мешающая каждому из нас переступить важнейший из человеческих законов. Важную роль здесь играет символика цвета – красный цвет заката словно подталкивает Раскольникова схватить топор и забыть, поскорее забыть все то и всех тех, кто до сих пор помогал ему держаться на плаву в этом водовороте грязи, бессмысленной жестокости, властвующих в Петербурге, городе на болоте. Решение, которое он обдумывал достаточно долгое время, окончательно сформировалось в его измученном мозгу в тот момент, когда он остановился на мосту и внезапность этого события подтверждают такие слова, как «прорвался», «яркий», «вдруг», «свобода»… Своеобразным фоном здесь является река, олицетворяющая спокойствие и безмятежность, словно шепчущая усталым жителям города: «Все суета».

Свобода! – бросает Раскольников этому грязному и безжалостному миру. Он искренне пытался понять его: «Господи! Покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой… мечты моей». Он называет убийство мечтой и претворяет ее в жизнь, найдя для себя порочный, но единственный выход.

^ Воеводин Дмитрий.

Эссе.

Роман «Преступление и наказание» ошеломил меня своей мрачно-тоскливой направленностью в начале и ярким, экспрессивным концом, резким разрушением ошибочных идеалов главного героя. «Преступление и наказание» - один из тех романов, что оставляют глубокий след в душе, и лично для меня оно стало именно тем произведением, которое вспоминают много лет спустя, бросая быстрый взгляд на прошлое, насыщенное новым и еще не познанным.

^ Воеводин Дмитрий.


Сочинение-рецензия на текст Ф. Искандера.


Фазиль Искандер – один из тех людей, которые не могут пройти мимо замечательных произведений А.С. Пушкина. А «Капитанская дочка», как мне кажется, не хуже других произведений Александра Сергеевича. И я уверена, что и остальные пушкинские повести и поэмы Фазиль Искандер обязательно вознаградит своим вниманием.

Возможно, не только чтение «Капитанской дочки», но и учительница, читавшая ее, очень нравилась автору. Ведь все зависит от учителя, от того, как он преподнесет ребятам тему урока. И даже не само произведение, а этот урок оставил огромный след в его памяти. И это подтолкнуло его на то, чтобы еще раз вспомнить и прочитать Пушкина.

Отсюда можно сделать вывод о том, что прошлое, то есть прекрасное и незабываемое детство, все время дает о себе знать в настоящем и никогда не забудется в будущем. Что ни говори, а та любовь, которую Фазиль Искандер испытывает к Савельичу, вечна. А эту любовь ему приносит радость за главных героев, за их взаимную любовь и преданность друг другу.

Нельзя пройти мимо того, как любя, именно любя, описывает автор своего героя. Он использует уменьшительно-ласкательный суффикс в слове «тулупчик». Через такое, казалось бы, незначительное слово можно передать такое сокровенное чувство. Друг за другом идут предложения с восклицательным и вопросительным знаками, это говорит об эмоциональном состоянии автора. В конце концов Искандер приходит к выводу о том, что любовь главнее всех, и он говорит об этом искренне.

Таким образом, можно сказать, что ту любовь, которую автор испытывает к этому произведению, можно сравнить с любовью к Родине, которая у нас одна. А любовь к Родине – это любовь к ее поэтам, к ее народу.

^ Емельянова Надежда, 10 А класс.

Весь текст Фазиля Искандера пронизан нитями любви и нежности. Но эти чувства связаны не только с любимым автором и с любимым произведением, но и с милым, веселым детством. В отрывке нет ни одного цвета, но и без этого чувствуем всю светлую, чистую, ласковую окраску этого текста. Уже взрослый человек, видевший многое, вспоминает свое детство, которое, может быть, и не было очень счастливым. Но свет знаний, свет добра, свет справедливости, струящийся из душ учителей ребенка, его родителей, освещая жизненный путь будущего писателя, делал его духовно богатым. Фазиль Искандер вырос благодарным учеником своих учителей: он жадно впитал все то, чему его учили, и вывел это в одной, казалось бы, простой фразе: «Любовь – главнее всех».

Часто повторяющийся звук «О» (воспоминаний, беспомощен, хозяин, трогательность) вносит в отрывок идею бесконечности, бесконечности любви: любви Искандера к своему детству, к «Капитанской дочке», к любимому герою – Савельичу, вообще, к жизни, обоюдной любви Савельича и Петруши, любви Пушкина к Арине Родионовне, любви к своим корням.

Обратимся же к главному герою этого отрывка – Савельичу. Вслушайтесь в его имя! Как мягко и нежно оно звучит! С какой любовью произносится! Так относится к своему герою Пушкин. Искандер же, будучи ребенком, вобрал в себя эту любовь и пронес ее через всю жизнь.

Весь отрывок можно разделить на своеобразные части. Это чувства ребенка и воспоминания взрослого человека. Меня поразило в тексте то, что эти части трудно отделить друг от друга: чувства, переживания, восторг писателя – все они остались теми же чистыми, открытыми, живыми, одним словом, детскими.

Можно провести параллель и увидеть, с какой любовью и преданностью Савельич относится к Петруше, с такой же большой любовью и преданностью Пушкин и Искандер (такие разные люди!) относятся к своему родному языку, к своей родной земле.

Они призывают нас к любви, любви не только к близким нам людям, но и к окружающему нас миру.


^ Алёшкина Анастасия, 10 А класс.

Синквэйн.


Елена. Патриотизм.

Золотая, душевная. Голубоглазый, наивный.

Любит, сохраняет, верит. Защищает, помогает, любит.

Навсегда сохранит мир в доме. Уют вокруг сохранять помогает.

Уют. Семья.

Емельянова Надежда. (Николка). Наумова Наталия.


Любовь. Свобода.

Большая, вечная. Счастливая, сказочная.

Несет, жертвует, отдает. Влечет, движет, растворяет.

Сердце пламенное не угасает. Свобода вечно всех возносила.

Жизнь. Навсегда.

(Соня). Скворцов Александр. (Елена). Стеклов Александр.

Свобода.

Непорочная, чистая.

Жертвует, бережет, движет.

Не жалея себя отдает.

Хранительница.

(Елена). Андреев Максим.


^ Сочинение – рецензия

на отрывок из романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Размышления князя Андрея после ранения.


Прочитав этот отрывок, я выделил следующие проблемы, затронутые в нем. Это проблемы любви и ненависти, а также добра и зла. Они в этом отрывке взаимосвязаны. Находясь в полубредовом состоянии, князь Андрей начинает путешествие по своей душе, заглядывая в самые укромные уголки и обдумывая мысли, которые скрыты здесь. Мыслей этих много. Они обрывками всплывают в памяти Андрея и вскоре заменяются новыми. Постепенно князь Андрей открывает для себя что-то новое, чего он раньше не замечал, а именно он начинает понимать сущность души и природы человека. Это любовь, но любовь не к предмету, неважно – одушевленный он или нет, а любовь божеская, которая никогда не исчезнет и не остынет. Любовь, которой любят всё: человека, Бога, даже врага! «Умирая, я увидел своего врага и все-таки полюбил его,» - думает Андрей Болконский. Именно во имя этой любви и должно твориться добро; каждый человек должен стремиться к ней.

За короткий промежуток времени Андрей вспоминает тех людей, которых он обидел и по какой-то причине ненавидит. Он выводит четкую мысль: «Люби ближнего как самого себя». Он понимает, что в этом и заключается счастье и благополучие людей.

Основной темой в тексте можно считать тему любви – самое главное и доброе чувство человека. Отсюда можно вывести следующие микротемы: «Люби ближнего как самого себя», «блаженное чувство», «божеская любовь» (которую можно испытывать как дорогому человеку, так и к злейшему врагу). Чувство действительно самое доброе и светлое (блаженное). Мне кажется, что испытывая эту любовь, Андрей находился в состоянии легкой эйфории, понимая, что все в мире прекрасно. Но природа человека такова, что он рушит это состояние, становится озлобленным на других людей, начинает ненавидеть и вести войны против таких же, как он сам.

Этот отрывок состоит из девяти абзацев с последовательной связью предложений. В основном это сложные союзные сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Находясь в нездоровом состоянии, князю Андрею видится красный темный цвет, этот цвет характеризует душевное состояние героя, символизируя умиротворенность, покой и уют, чувство любви, которое испытывает он. Также в тексте присутствуют различные средства выразительности: олицетворения (рубашка - сфинкс); эпитеты (сияющие глаза, странное воздушное здание и др.). Этот текст относится к художественному стилю, а тип речи – описание душевного состояния раненого.

Я считаю, что Толстой в этом отрывке очень ярко описал все то, что происходило в душе у Андрея, душа которого была в «нездоровом состоянии». Мысли его обрывисты, резко всплывают одна за другой в голове раненого.

Путешествуя по дальним закоулкам своей души, главный герой осознает, что он любит Наташу Ростову и не может без нее жить. Он находится в раю, не в том раю, который создан Богом, а в человеческом, который есть у каждого из нас в глубине души. Место, где человек может уединиться и поразмышлять о сущности всего живого, и место это строится самим человеком, его воображением. Андрею видится красный круг – граница этого рая, а рубашка-сфинкс – охранник входа в это место. Благодаря красному цвету, чувствуется особая умиротворенность и уют. Болконскому видится странное воздушное здание – это душа, которая стремится вверх, к Богу, к блаженству! Но здание рушится, и Андрей не может добраться до верха. Внезапно в этот идеальный мир входит Наташа, только она является самым близким человеком для него. И мир этот становится полноценным и прекрасным вместе с двумя влюбленными.

За время своего ранения Андрей Болконский много понял: понял, что без некоторых чувств мир нельзя считать полноценным и счастливым, и после выздоровления он становится другим, новым человеком.

^ Капитонов Игорь, 10 А класс.

Верлибр.


Черное небо – смотрю на него,

Ищу смысл жизни. Почему? Отчего?

Бездонное небо глядит на меня.

Я же смотрю в пустоту, в никуда…

* * *

Звезды как свет на небе,

Они как океан в пустыне,

Согревают они нас теплом своим,

Звезды как моя душа во мне.

* * *

Черное и белое, в начале и в конце.

Жизнь одна,

А дорог в ней много.

* * *

Океан и небо – два параллельных мира,

И между ними воздух,

И между ними жизнь,

И между ними смерть.

^ Зюкуева Татьяна.


Сочинение-рецензия

на отрывок из рассказа В. Астафьева

«Ода русскому огороду».

«Прогулка по тексту начинается с его названия», - говорил лингвист Ролан Барт. Анализируемый нами текст носит название «Ода русскому огороду». Мне кажется, что это очень интересное название. Слово «ода» относится к словам высокого стиля и обозначает «песнь, что-либо прославляющая». Слово же «огород» носит более обывательскую окраску. Но несмотря на это, само название подразумевает под собой любовь к тому, что лирическому герою наиболее дорого.

Текст можно мысленно разделить на две части. Первая часть – это возращение ласточки на родину, ее счастье и любовь ко всему родному. Вторая часть – это появление мальчика.

Также тут присутствуют временные пласты. Это настоящее (мальчик и ласточка), прошлое (бабушка, ее присказки, ее приметы) и будущее («Я никогда никого не буду больше убивать»). Мы видим, как быстро меняется настроение текста. В начале – это радость, счастье, в конце – ошибка, слезы, смерть. Это подтверждает и звукопись текста. В первом абзаце чаще всего встречается звук «Л» (ласточка, ликование, ловить, случайно, улица, люди, прилетела). Это ласковый, звонкий, добрый звук. Он придает тексту изящество, красоту, нежность. В конце же ясно звучит звук «У» (не буду, убивать, умильно, улыбаться, уходило), несущий беду, горе. Есть еще один звук, подтверждающий наличие в тексте временных пластов. Это звук «О», обозначающий бесконечность. Здесь это бесконечность времени, бесконечность жизни народа, бесконечность его мудрости. «Шило-мотовило под небеса уходило, по-бурлацки певало, по-солдатски причитало… », - гласит народная мудрость.

Интересно, что отношение автора в тексте найти довольно сложно. Отрывок построен очень искусно. Он напоминает легенду, миф, учащий нас, как правильно жить. Мне кажется, что ода подразумевает в себе слишком торжественное, даже пафосное отношение к передаваемому. В данном тексте этого нет. Здесь все скромно и мило, но несмотря на это, мы глубоко проникаем в смысл отрывка, в его суть, в его истину.

Вскоре мы понимаем истинную тему этого отрывка. Это тема бесконечности жизни, даже несмотря на смерть. Смерть ласточки – это не конец, это начало. Начало осмысленной жизни мальчика, который впервые задумывается о жизни и смерти, о смысле жизни, о ценности этой жизни.


^ Алёшкина Анастасия, 10 А класс

Сочинение-рецензия

на отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

Танец Наташи.

Что такое русский человек с его загадочной славянской душой, непредсказуемыми поступками и чрезвычайно широкой натурой? Каково его предназначение в истории мира? Эти вопросы, а также частично ответы на них содержатся в коротком отрывке текста из романа «Война и мир» Л. Н. Толстого. Текст рассказывает о скоротечных минутах счастья в жизни девушки – почти девочки – Наташи Ростовой, персонажа неизменно восхитительного и светящегося изнутри жизненной силой, умом, энергией и любовью.

Поэтические приемы, используемые Толстым, мгновенно воссоздают в моем воображении именно тот человеческий типаж, который по определению не может быть омрачен никакими тенями либо резкими негармоничными сочетаниями красок. Одновременно Наташа остается одним из «самых национальных» героев России, несмотря на парадоксы, связанные с ее воспитанием.

«Графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой,» - так описывает автор свою любимую героиню, словно бы удивляясь собственной выдумке. И в самом деле, каким образом сердце юной девочки, в которой больше от утонченной мадемуазели, нежели от русских барышень, оказалось до такой степени пропитано всепоглощающей любовью ко всему живому и особенно к неприветливо-угрюмой, сотрясаемой катаклизмами России, если даже отпрыски исконно русских семей отворачивались от своей Родины?

Я думаю, что если основная тема в отрывке – это черты характера Наташи Ростовой, ее глубокий патриотизм, то проблема или вопрос звучит так: а откуда в ней все это взялось? Во времена смуты, всеобщего преклонения перед военным гением Наполеона, сумевшего, благодаря ослепляющему ореолу славы и раздутым слухам о своем могуществе, захватить столь обширные территории…

Понять все это помогают последние строки текста, когда автор, описывая собственное творение, говорит: «Она сумела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке.» Как мне кажется, Наташа изначально вобрала в себя все лучшее, что свойственно русскому человеку, душа которого не замутнена мелочными чувствами вроде корысти, жадности или зависти. Это подтверждают эпитеты, которыми награждает Толстой свою «графинечку»: «тоненькую», «грациозную», «в шелку и бархате воспитанную». Впечатление дополняют слова «стала», «торжественно улыбнулась», «сбросила». Эти глаголы – резкие, звонкие – словно придают повествованию легкость, несут его. Также особую роль играют предложения, не объединенные практически ничем, кроме описывания одного объекта. Каждое из них обособлено от других, распространено типичными «руссколитературными» цветистыми оборотами и подчинены особой теме.

Произведение Л. Н. Толстого, крайне заинтересовавшее меня глубоким анализом характеров главных героев, в очередной раз подтверждает высочайший класс русской литературы, в которой долгими столетиями исследовался внутренний мир каждого человека и первопричины каждого исторического события. Думаю, его нельзя не назвать «национальным романом», в котором столь полно раскрываются едва ли не все основные человеческие типы, качества и недостатки и который еще очень долго будет оставаться своеобразным зеркалом-портретом, в котором отчетливо показано изможденное, измученное, но сильное и волевое лицо нашего великого народа.


^ Воеводин Дмитрий.


Верлибр.


Есть ли на свете справедливость?

Наверное, нет.

Она еще не появилась на свет!

Придет судный День,

Придет Час расплаты,

Осудят нас всех от велика до мала,

Мы вспомним друзей,

Мы вспомним врагов.

Обиды мы вспомним,

Но вспомним ли мы то, что когда-то

Причинили друзьям и родным.

Не ангелы мы, но и не бесы,

Но все мы грешны. И все виноваты…


^ Зюкуева Татьяна.


Сочинение-рецензия

на отрывок из романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

Старый дуб.


Главный герой отрывка – дуб, но это лишь символ внутреннего мира князя Андрея Болконского – благородного, честного человека, одного из главных героев романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Благодаря приемам, которые искусно использует автор, отрывок принимает глубоко философскую и символичную окраску.

Проблему, затронутую в тексте, можно назвать вечной, так как она повсеместно встречается в мировой литературе. Что выбрать человеку, который зашел в тупик? Как быть дальше? К чему стремиться? Жизнь или смерть – это проблема стоит перед князем Андреем. Болконский выбирает жизнь. Жизнь во имя счастья, жизнь во имя любви, жизнь наперекор всему – основная мысль нашего отрывка. Духовные силы князя Андрея возрождаются, крепнут, стремятся ввысь подобно дубу. Но все было не так. Это подтверждает одна из микротем отрывка – одиночество как дуба, так и Андрея. Березы, окружающие дуб, можно сравнить с великосветским обществом вокруг князя Андрея. Сейчас дуб стар, он презрительно относится к молодым деревьям, он не радуется весне, он ее не принимает. Но скоро все это пройдет. Он оживет, увидит мир в другом свете, это вовсе не значит, что его взгляды кардинально изменятся, он лишь пересмотрит свою жизнь, найдет ту гармонию, которой ему так не хватало. Это и есть вторая микротема – гармония с самим собой.

Разобраться во всем этом нам помогает сама структура текста. Отрывок состоит из двух абзацев. Они ярко передают видение мира князем Андреем: грусть, уныние, тоска, а потом – радость, счастье, стремление к жизни. Это передают строение и связь предложений. Горечь первой части подтверждают малораспространенные, однотипные, связанные последовательно между собой предложения. Стилистические фигуры, употребляемые здесь, пугают своим пессимизмом. Это эпитеты (неуклюжий, растопыренный, презрительный). Но это смягчают олицетворения (улыбающиеся березы) и метафоры (руки и пальцы). Вторая же часть поражает своей светлостью. Это достигается путем последовательного соединения распространенных предложений. Однородные члены придают легкость, мягкость этой части. Автор использует антитезу (столетняя кора – молодые листья), которую можно назвать лексическим антонимом. Мне кажется интересным то, что в тексте встречается очень мало глаголов: встречаются либо простые глаголы, либо его особые формы – деепричастия. Это придает тексту определенную красоту. Интересна и звукопись текста. К примеру звук «О» (огромный, корявый, урод), символизирующий бесконечность, обозначает бесконечность главной проблемы текста, вечность дуба, бесконечность стремлений князя Андрея. От звука «У» (дуб) веет холодом веков, слышится эхо вечности, чувствуется сила, мощь. Несмотря на всю кажущуюся мрачность дуба, пейзаж вокруг него представляется мне лишь в ярких и светлых красках. Это зеленый (цвет жизни) и солнечный (цвет счастья, надежды) цвета. Таким образом, можно сделать вывод, что текст написан в художественном стиле, тип речи – повествование с элементами описания.

Толстой искусно использует прием сравнения. Удивительно, как автор глубоко понимает своего героя, он живет его жизнью, он чувствует его. Именно поэтому мне понравился этот текст: замечательное воссоединение мыслей автора и его героя. Но можно отметить один нюанс. В отличие от князя Андрея Толстой знает конец этого эпизода, то есть с самого начала стремится к жизни, к счастью, к свету; он дает это понять Болконскому. Именно этим можно объяснить момент, когда князь, не понимая почему, смотрит безотрывно на дуб.

На примере этого текста еще раз подтверждается теория о том, что через отрывок произведения можно выйти на философию всего творчества писателя. Война или мир?.. «Мир», - говорит Толстой. Толстой за войну только в том случае, если это борьба со своими пороками, борьба с самим собой. Ничто не может быть дороже мира, счастья и свободы!


^ Алёшкина Анастасия.

Сочинение-рецензия

на стихотворение Н.А. Некрасова

Тишина.


Все рожь кругом, как степь живая,

Ни замков, ни людей, ни гор…

^ Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор!

За дальним средиземным морем,

Под небом ярче твоего,

Искал я примиренья с горем,

И не нашел я ничего!

Я там не свой: хандрю, немею,

Не одолев мою судьбу,

Я там погнулся перед нею,

Но ты дохнула – и сумею,

Быть может, выдержать борьбу!


Я твой. Пусть ропот укоризны

За мною по пятам бежал,

Не небесам чужой Отчизны –

Я песни Родине слагал!

И ныне жадно поверяю

Мечту любимую мою

И в умиленье посылаю

Всему привет… Я узнаю

Суровость рек, всегда готовых

С грозою выдержать войну,

И ровный шум лесов сосновых,

И деревенек тишину,

И нив широкие размеры


Стихотворение Некрасова «Тишина», с моей точки зрения, является образцом патриотической лирики, каждая строчка произведения дышит любовью к Родине, ее необъятным просторам и самым скрытым, укромным уголкам. Автор предоставляет читателям возможность самим сделать выводы из той ситуации, о которой он нам рассказал. Произведение состоит из двух временных пластов: прошлого, в котором проходили скитания по чужбине, и настоящего, в котором герой повествует о своих чувствах. Начало стихотворения, до последней буквы проникнутое восхищением Отчизной, немного туманно обрисовывает тот момент, в котором оно было написано. Что заставило героя с таким жаром рассуждать о стране, в которой он родился? И тут же следует пояснение – жизнь невозможна на чуждой тебе земле, никакие впечатления и открытия не заставят тебя ежедневно общаться с непонятными людьми, народом, чужой культурой.

Словно блудный сын, герой возвращается к своим истокам, демонстрируя полную покорность короткой и емкой фразе: «Я твой». И действительно, каждая его клетка, каждый вздох, каждая мысль безраздельно принадлежат этой огромной, сложной, но неповторимой по характеру и очарованию стране.

Если первая половина стиха демонстрирует активные поиски Счастья на стороне, то ближе к концу герой начинает сомневаться и в конечном итоге уверяется в полной бесполезности попыток забыть Родину. «Нельзя забывать свои корни»- эта банальная, но, безусловно, точная фраза была обыграна едва ли не всеми русскими и зарубежными классиками. Что есть мы без своего дома, родных и милых сердцу уголков?

Очень символично название стихотворения – «Тишина». Именно в звенящей и уютной тишине мы способны задуматься и принять единственно верное решение. Но тишина бывает разной: мягкая, обволакивающая – она не отпускает нас из-под крыла Отчизны, но беспокойно-тревожная – заставляет избегать дальних поездок и глубоких исканий. Данное стихотворение ценно еще и тем, что поэт искусно развил тему, избегая завуалированных эпитетов, а простым и доступным языком объяснил свою мысль. «При избытке метафор произведение теряет свой первоначальный смысл и превращается в инвентарный список поэтических приемов»,- писал один из критиков двадцатого столетия. Но, думаю, Некрасов не совершил этой ошибки, написав гениальное по сути произведение с исконной славянской прямолинейностью. Можно даже провести параллель между данным героем и Чацким Грибоедова, ведь они действуют по одной схеме:

РОДНОЙ ДОМ




ПОИСК СЧАСТЬЯ
^

Или выстроить логическую циклическую цепочку:


Родина – восхищение ею – попытка стать счастливым на чужбине – разочарование – возвращение к истокам (на Родину).

Стихотворение «Тишина» помимо смысловой нагрузки несет так называемую «работу для сердца». Поневоле проникаешься патриотизмом, читая не чеканные рифмы, а музыкальные, экспрессивно окрашенные и немного беспорядочные строки. Обилие глаголов зажигает жаждой деятельности, а также существительные и прилагательные, как «горе», «море», «судьба», «мечта», «любимая», «гроза» заставляют острее прочувствовать каждый эпизод.

Некрасов мастерски доказал, что любовь может быть не только корыстной (а такая встречается нередко), но и беззаветной, чистой, страстной… И сегодня, когда моральные устои многих жителей нашей страны пошатнулись, данное произведение вновь становится актуальным и по-прежнему наполняет сердце неистовым восхищением перед Отчизной.

Воеводин Дмитрий, 10 А класс.

Сочинение-рецензия

на отрывок из рассказа А.П. Чехова «Черный монах».

^ Легенда о Черном монахе.


Что такое гениальность? Человек не раз задавался этим вопросом и каждый раз ответ был очень неоднозначен. Из истории нам известно, что гениальность порой соседствовала со многими человеческими пороками и недостатками. Гении предавались всем известным страстям: карты, вино, женщины. Пример Ван Гога показывает, что гениальность может даже сосуществовать с безумием. Страх, ненависть, зависть, алчность, гордыня – все это так же знакомо многим творцам, как и обывателям. И именно проявление одного из этих недостатков вкупе с непониманием окружающих людей сыграли роковую роль в жизни магистра Андрея Васильевича Коврина.

Первая встреча Коврина с черным монахом знаменательна своим внутренним содержанием, характеризующим это событие. Думаю, что главной мыслью текста является описание монаха: выражение его лица, неотвратимость, с которой он надвигался на Коврина… Все это символизирует того человека, который годами жил в Коврине и ожидал момента, когда он сможет показать себя. Улыбка монаха, не лишенная лукавства, словно говорит Коврину о величии его ума, однако предупреждает о возможном падении. Успех и неудача – извечная проблема, такая же старая, как противостояние добра и зла, жизни и смерти. Она, как мне кажется, не чужда и Коврину, поднявшемуся на головокружительную высоту и низвергнувшемуся с нее.

Текст составлен в литературно-художественном стиле, передающем всю необычность и напряженность момента. Событие происходит очень быстро, его резкость показывают глаголы совершенного вида: «пронесся», «бросился», «пролетел». Это случается со «страшной быстротой», не давая Коврину возможности осмыслить произошедшее. Удивляет некая несообразность внешнего облика монаха и того, с чем пришел он к Коврину. «Какое бледное, страшно бледное, худое лицо!». Одежда монаха черна – именно этот цвет символизирует все отрицательное, полностью противоположное тому хорошему, что было до этого мига в Андрее Васильевиче. Все эпитеты, которыми автор наделяет своего героя, пробуждают интерес к чтению и добавляют красочности описанию.

Безусловно, Коврин сам стал причиной своих несчастий. Не сумев преодолеть искушение, он ослабел от пережитого и не мог не вознестись над остальными хотя бы в мыслях. Его вина в той самой пресловутой гордости, которая иногда помогает подняться над обществом, чтобы затем швырнуть назад. Хотя нельзя не обвинить и тех людей, которые ни на секунду не прислушались к страстным мольбам оставить его таким, каков он был. Поистине это ужасно – жить с тем, кто пытается угадать каждое твое желание, угодить тебе, помочь, но при этом абсолютно не понимает ни одного твоего поступка. Возможно, Татьяна стала бы прекрасной женой Коврину, не будь у него того ума, который не мог не заметить разницу между ними. Ведь со своей стороны он тоже испытывал мучения, не вынося размеренного существования.

История Андрея Васильевича Коврина, на мой взгляд, очень поучительна и не может быть забыта из-за своего пугающего сходства с реальной жизнью. Наше общество не может пока позволить всем выражать свои мысли в полной мере, прислушаться к каждой сумасшедшей мысли и решить, что здесь требуется – помощь или порицание. И до тех пор, пока эта ситуация не разрешится, личности, способные на Поступок, способные создать шедевры, будут мучаться отсутствием той малости, которая так необходима каждому, даже самому заносчивому и одинокому человеку – внимания и понимания.

^ Воеводин Дмитрий, 10 А класс.


Сочинение-рецензия

на текст Юхмы Мишши «Чти отца и землю».


Название текста всегда несет в себе смысловую нагрузку. Увидев название, мы можем сказать, что это за текст, о чем он, какую цель преследовал автор, предлагая нам этот текст для чтения.

Юхма Мишши – чувашский писатель. Как и все «дети своей земли», он стремиться прославить свою родину, свою землю, свой народ.

Анализируемый нами текст, как мне кажется, именно такого содержания. Уже с названия мы видим, что этот текст серьезный мудрый. «Чти отца и землю», - уже эти строки заставляют задуматься о многом. Лингвист Ярхо считал, что большое значение в тексте имеют имена существительные и глаголы. Посмотрим же, какие существительные присутствуют в данном тексте, и выстроим их в цепочку: земля – обычай – народ – мать – вечность – отец – память – слово – путь – сила – язык – будущее – время – жизнь. Можно сделать вывод, что представленный текст глубоко философский.

Весь текст составлен из отдельных маленьких рассказов, которые соединены цепным способом, последовательно, но разделены временем. Они очень короткие и лаконичные: нет лишних слов, мало эпитетов, основная тема раскрывается в двух-трех словах. Это же определение можно отнести и к главному герою – отцу. Все свои мысли он выражает в нескольких словах. Его изречения похожи на народные пословицы. Он точен, серьезен и очень любит свою землю. Именно поэтому еще не дочитав рассказ, я решила, что этот человек символизирует народ, в нем собраны лучшие его черты.

Но вернемся к нашим существительным. Разделим цепочку по смысловым группам. В одной группе будут философские понятия. Это «вечность», «память», «слово», «путь», «будущее», «время», «жизнь». Другая – со словами, относящимися к народу. Это «земля», «обычай», «народ», «отец», «мать», «слово», «язык», «сила». Но это деление неточно, так как народ глубоко философичен, поэтому любое существительное с легкостью может «кочевать» из одной группы в другую. Весь смысл текста, всю его проблематику можно определить по одному лишь слову. Это слово «жизнь». В любых наших начинаниях, в любых стремлениях прежде всего жизнь. Почему люди ждут с нетерпением прихода весны? Потому что все начинает оживать, повсюду видна жизнь. Почему люди беззаветно любят свою родину? Потому что здесь проходит вся их жизнь. Иногда уезжая в другие города, начинаешь задумываться, чем же лучше моя родина. Наступают минуты сомнения. Но это быстро проходит. Я рада, что являюсь соотечественником такого великого писателя, как Юхма Мишши, который заставляет в сердцах многих людей просыпаться лучшие чувства.

Я горжусь людьми, живущими рядом, и считаю, что лучшего места на земле просто не существует.

Я горжусь своим народом.

Я горжусь своей родиной^ . Городская олимпиада по русскому язык.

Алёшкина Анастасия.


Отрывок из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».


Будто бы шел Петька по зеленому большому лугу, а на этом лугу лежал сверкающий алмазный шар, больше Петьки. Во сне взрослые, когда им нужно бежать, прилипают к земле, стонут и мечутся, пытаясь оторвать ноги от трясины. Детские же ноги резвы и свободны. Петька добежал до алмазного шара и, задохнувшись от радостного смеха, схватил его руками. Шар обдал Петьку сверкающими брызгами. Вот весь сон Петьки. От удовольствия он расхохотался в ночи. И ему весело стрекотал сверчок за печкой. Петька стал видеть иные, легкие и радостные сны, а сверчок все пел и пел свою песню, где-то в щели, в белом углу за ведром, оживляя сонную, бормочущую ночь в семье.

Отрывок из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».


Он встал на ноги, в удивлении осмотрелся кругом, как бы дивясь и тому, что зашел сюда, и пошел на Т-в мост. Он был бледен, глаза его горели, изнеможение было во всех его членах, но ему вдруг стало дышать как бы легче. Он почувствовал, что уже сбросил с себя это страшное бремя, давившее его так долго, и на душе его стало вдруг легко и мирно. «Господи! – молил он, - покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой… мечты моей!»

Проходя чрез мост, он тихо и покойно смотрел на Неву, на яркий закат яркого, красного солнца. Несмотря на слабость свою, он даже не ощущал в себе усталости. Точно нарыв на сердце его, нарывавший весь месяц, вдруг прорвался. Свобода, свобода! Он свободен теперь от этих чар, от колдовства, обаяния, от наваждения!


Текст Ф. Искандера.


Одно из самых очаровательных воспоминаний детства – это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам вслух на уроке "Капитанскую дочку". Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь.

Уже зрелым человеком я прочел записки Марины Цветаевой о Пушкине. Из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая "Капитанскую дочку", с таинственным наслаждением все время ждала появления Пугачева. У меня было совсем другое. Я с величайшим наслаждением все время ждал появления Савельича.

Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше! Невероятная трогательность. Разве Савельич раб? Да он на самом деле хозяин положения! Петруша беззащитен против всеохватывающей деспотической любви и преданности ему Савельича. Он беспомощен против нее, потому что он хороший человек и понимает, что деспотичность именно от любви и преданности ему.

Еще почти ребенком, слушая чтение "Капитанской дочки", я чувствовал комическую перевернутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть истинный хозяин. Но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. Любовь – главнее всех.

Видно, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича.

Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы.




Скачать 251.26 Kb.
оставить комментарий
Дата29.10.2011
Размер251.26 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх