Автобиографические заметки о здоровье». 2000 г Термин «валеология» icon

Автобиографические заметки о здоровье». 2000 г Термин «валеология»


Смотрите также:
Впедагогических вузах и в школах появился новый предмет: "валеология"...
Список рекомендуемой литературы основная: Апанасенко Г. Л....
Автобиографические заметки о жизни в Бокситогорском районе...
Курс лекций по валеологии "Тема Валеология - наука о здоровье. Основные понятия науки. "...
План введение. Понятие «здоровье», его содержание и критерии...
Календарно-тематическое планирование и методические рекомендации для учащихся и родителей по...
Список рекомендуемой литературы основная: Апанасенко Г. Л....
К. Э. Циолковский черты из моей жизни....
Курс лекций для студентов заочного факультета ускоренного обучения...
Курс лекций для студентов заочного факультета ускоренного обучения...
В. С. Урусов воспоминания и размышления (автобиографические заметки)...
Программа по дополнительному образованию Направленность: естественные науки «валеология»...



О ВАЛЕОЛОГИИ


(Глава из книги «Автобиографические заметки о здоровье». 2000 г)


Термин «валеология» знаком сейчас очень многим – врачам, специалистам по физическому воспитанию, психологам, педагогам и т.п. Но отношение к тому, что называют «валеологией», весьма различно – от резкого неприятия до символа веры в светлое будущее человечества. И всё зависит от того, что люди знают о предмете, который пытаются обсуждать. Количество публикаций по проблемам валеологии приобретает характер цунами, и, как при цунами, уничтожается многое из того, что создано для людей, оставляя после себя завалы информационного мусора.

Фундатором валеологии по праву считается Израиль Ицкович Брехман, выпускник Военно-морской медицинской академии, ученик Николая Васильевича Лазарева.

Мне ещё удалось послушать лекции Н.В.Лазарева – великолепного лектора и увлечённого Дальним Востоком человека На кафедре фармакологии, которой он руководил, мы получали первые представления о лекарствах, учились выписывать рецепты. Блестящими рассказами о своих путешествиях по Дальневосточной тайге, удивительных растениях, там произрастающих, он многих из нас увлёк тайнами адаптагенов (этот термин принадлежит именно ему) – биологически активных веществ, тонизирующих функции организма. Не избежал этого и И.И. Брехман. Когда я учился, он уже проходил службу на Дальнем Востоке, с которым связал всю свою жизнь. И всю жизнь изучал биологически активные вещества, содержащиеся в растениях и морских животных Дальнего Востока. Именно он является «отцом» элеутерококка, так хорошо известного сейчас препарата. Исследуя влияние адаптагенов на функции организма здорового человека, Израиль Ицкович обнаружил, что эти функции могут улучшаться. Фармакосанация – лекарства для здоровых – новое научное направление, основанное Брехманом. В 1980 году в своей монографии «Лекарства для здоровых» он впервые использовал термин «ВАЛЕОЛОГИЯ», понимая под ним науку о здоровье. Он отошёл от термина «санология», предложенным Павленко и Олейником, так как в него вкладывался несколько иной смысл. Взяв за основу древнегреческое слово «valeo» – «быть здоровым», «здравствовать», Брехман дал жизнь термину, вокруг которого сейчас разгорелась настоящая идеологическая война. Но главное всё-таки не в термине. Главное – Брехман предложил выделить в качестве предмета исследования индивидуальное здоровье, опубликовав в журнале «Вопросы философии» методологическую статью (№ 2, 1982 г.). Именно этот день – день выхода статьи, может считаться днём рождения валеологии.

Я специально так подробно говорю об этом потому, что после ухода из жизни И.И. Брехмана появилась масса претендентов на звание «основателей» валеологии. Это прежде всего В.П. Петленко, который в предисловии к пятитомнику «Валеология человека» (как будто бывает « валеология коровы»), пишет буквально следующее: «Волею судьбы я был поставлен у истоков валеологии…». Этот претендент на звание «основателя» валеологии имеет, прежде всего, в виду свои философские изыски в области «нормологии» – учения о «норме». Но «норма» для валеологии не более чем синдром для патологии, и никак не может считаться основой науки о здоровье. А каков В.П.Петленко «валеолог» ясно хотя бы из названия пятитомника, в котором он объединил под своей фамилией 25 авторов, так и не разъяснив читателю, что же такое валеология. Используемая в указанном сборнике терминология («валеология питания», «валеология семейных отношений» и пр.) достаточно ярко свидетельствует об уровне понимания проблемы этим автором.

Следующий претендент – академик Влаиль Петрович Казначеев. Большой и нестандартный учёный, который уже вошёл в историю науки своими великолепными работами. Он, тем не менее, в одной из своих публикаций, посвящённых валеологии, говорит ( правда, между строк) о том, что Брехману принадлежит лишь термин «валеология», а основы этой науки заложены исследованиями адаптационных реакций мигрантов на Крайнем Севере. А эти исследования проводились под руководством академика.

Славные деятели физкультурного движения Л.А.Калинкин и В. И. Жолдак претендуют на свою порцию валеологического пирога, заявляя, что начала валеологии заложены выездным заседанием учёного Совета ВНИИФКа в г. Салавате в конце 60-х, на котором были приняты исторические решения о внедрении здорового образа жизни в быт нефтяников.

Увы… Этот список можно было бы продолжить, но это значило бы, что история валеологии была бы ещё больше замусорена.

Единственный человек, который с полным правом мог бы претендовать на лавры основателя новой науки, это Николай Михайлович Амосов. В своей книге «Раздумья о здоровье» (её первое издание увидело свет в 1978 году) Амосов 3-ью главу назвал «Наука о механизмах болезней и здоровья», в которой попытался найти подходы к количественной характеристике здоровья. Но, к сожалению, нет ни единого слова о том, что здоровье заслуживает своей собственной науки. И это не пустые слова – наука о здоровье, ибо это предполагает разработку целого ряда особых критериев, без которых она теряет право называться отдельной наукой.

Однако вернёмся к Брехману. В 1987 году он издал первую монографию по проблеме «Введение в валеологию – науку о здоровье», в которой утверждал, что наука о здоровье не должна ограничиваться одной медициной, а быть интегральной, формируясь на основе медицины, экологии, биологии, психологии и других наук. В 1990 вышло второе дополненное издание этой книги.

Если читатель помнит, в Киеве развитие валеологии шло несколько иным путём. Украинская валеология выросла из комплекса наук о спорте, в котором сосредоточена основная информация о практически здоровых людях. День рождения украинской валеологии также легко определить: это день открытия выездного заседания Научного Совета АМН СССР «Медицинские проблемы физической культуры и спорта», описанию которого уделено так много места в одном из предыдущих разделов. Хотя там и не звучал термин «валеология», весь мой доклад был чистейшей воды валеологией.

В конце 80-х Ю.П.Лисицын, будучи рецензентом первой монографии И.И. Брехмана о валеологии, написал серию статей, в которых реанимировал термин «санология». Что он понимал под этим термином, стало ясно намного позднее. И оказалось, что санология по Лисицыну – наука об общественном здоровье, фундаментом которой является категория «здоровый образ жизни». (Тогда что же изучает социальная гигиена?). Благодаря этой терминологической неразберихе в Ленинградском ГИДУВе (1987) и Крымском медицинском институте (1990) были открыты кафедры «Основы здорового образа жизни».Они просуществовали недолго и были расформированы ( в С.- Петербурге кафедра была реформирована в курс валеологии, зав. курсом проф. В.П.Петленко).

Наверное, следует специально остановиться на истории создания кафедры ЗОЖ в Крымском медицинском институте. В марте 1989 года состоялось заседание бюро Президиума Учёного медицинского совета Минздрава УССР, на котором я выступил с докладом «Новая концепция профилактики хронических неинфекционных заболеваний». В решении бюро отмечалось, что «… в Киевском медицинском институте разработана новая концептуальная модель профилактики хронических неинфекционных заболеваний, которая по сравнению с ныне используемой для этих целей концепцией факторов риска развития заболеваний обладает рядом преимуществ: её реализация способна предотвратить сам риск развития болезни, диагностические приёмы просты, а сама система диагностики доступна среднему мед персоналу…» и т.д. Бюро отмечает, что решением экспертного Совета «Профилактическая медицина и формирование здорового образа жизни» при Президиуме АМН СССР фрагмент концепции (НИР «Разработать и внедрить скрининг уровня соматического здоровья в условиях массовых профилактических осмотров») включён в перечень приоритетных НИР на 1989 – 1990 г.г. и рекомендован для дополнительного финансирования. (Этого финансирования я жду по сегодняшний день!).

Отвлекусь на минутку от пересказывания скучного документа, чтобы читатель понял, почему кафедра ЗОЖ была открыта не в Киеве, где разрабатывались основы валеологии, а в Крыму. Дело в том, что каждый доклад на бюро научного Совета должен сопровождаться содокладом специалиста в данной области. Но поскольку таковых не наблюдалось, я попросил И.В.Муравова сообщить элите научной общественности, что он вообще думает по затронутым мною проблемам. Не знаю, что думал на самом деле по этому поводу Игорь Викторович, но выступил он, как всегда, убедительно.

Готовя проект Решения бюро, я конечно же включил пункт об открытии кафедры валеологии при Киевском медицинском институте. Однако этот номер у меня – увы – не прошёл. Слишком рискованно было в столичном ВУЗе открывать столь необычную кафедру. А И.В.Муравов в то время представлял Крымский медицинский институт. Поэтому наряду с пунктами решения бюро «одобрить», «усилить»,»считать приоритетным» и т.п. был включён и пункт 6: «Рекомендовать Управлению учебных заведений и социального развития рассмотреть вопрос об организации курса «Валеология и здоровый образ жизни» при кафедре ВК и ЛФК ФУВ Крымского мединститута».

Вот так проф. И.В.Муравов стал руководителем первого в Украине учебного курса.

Валеология, так же как и санология, была встречена в штыки. Самыми ярыми противниками новой науки стали гигиенисты. Они утверждали, что валеология – это перепевы отдельных положений гигиены, что она «украла» у гигиены предмет исследования и т.п. В 1986 году в «Медицинской газете» (№81 от 11.10.) я опубликовал статью «Валеология: право на существование», в которой постарался показать отличия валеологии от гигиены (см. Приложение). И я понял, что мало кто из гигиенистов заинтересован в цивилизованном методе разрешения научных споров, ибо ни одного ответа на мои аргументы от гигиенистов я не получил. Хотя продолжали появляться газетные и журнальные публикации, отрицающие валеологию на том основании, что существует только одна наука про здоровье – гигиена.

Лишь один крупный гигиенист (может быть, он единственный из всех своих коллег читает?), ознакомившись с моей публикацией в «Медицинской газете», признал, что предмет исследования валеологии достаточно оригинален, и она имеет право на самостоятельное существование как наука. Этот человек - академик Исаак Михайлович Трахтенберг, крупнейший специалист по токсикологии и гигиене труда. Ну в самом деле, главная цель гигиены - «установление связей между здоровьем людей и окружающей средой». То есть – определить, как влияет на здоровье людей ( именно людей, а не отдельного человека) отклонения в состоянии атмосферы, почвы, воды и т.п. А здоровье оценивается по-старому, то есть наличием или отсутствием признаков болезни.

Валеология не занимается изучением этих закономерностей, она изучает механизмы здоровья и возможности управления этими механизмами. Таким образом, валеология имеет дело с конкретным, а не «усреднённым» человеком. Отсюда и методы работы в гигиене и валеологии кардинально отличаются: в гигиене это- « гигиеническое обследование и наблюдение» за факторами среды, в валеологии – диагностика и прогнозирование здоровья человека. Таким образом, гигиенисты контролируют факторы среды и, при необходимости, оптимизируют их; валеологи – «количество» здоровья с тем, чтобы через совершенствование его механизмов укрепить это здоровье.

Несмотря на сопротивление гигиенистов в 1991 году в Украине впервые в мире удалось утвердить новую врачебную специальность. Но когда я писал проект квалификационной характеристики этой специальности, я её назвал «врач-валеолог», но, как я писал несколько ранее, чиновники МЗ решили использовать термин «врач-санолог». Но не в этом дело, главное суть и содержание работы. А она – чистейшей воды валеологическая.

Появление новой врачебной специальности потребовало и создания соответствующей кафедры. И она была создана в 1992 году при Киевской медицинской академии последипломного образования им. П.Л.Шупика (в то время – Киевского института усовершенствования врачей). При организации кафедры я пригласил своих прежних сотрудников по Киевскому медицинскому институту – Р.Г.Науменко, Л.Н.Волгину и Н.В.Морозова. Они без колебаний согласились, оставив обжитое место на Левобережной. А на должность профессора кафедры дала согласие пойти Лариса Александровна Попова, патофизиолог, которую я увлёк проблемами валеологии. Л.А. Попова была для меня (и для валеологии) настоящей находкой: глубоко и широко классически образованный человек, с прекрасными человеческими качествами – она помогла мне сформулировать то, что не успел сделать создатель валеологии И.И. Брехман. Речь идёт, прежде всего, о формулировке критериев валеологии как науки: предмет и объект исследования, теоретические основы, методы, цели и задачи. Всё это нам удалось опубликовать в «Журнале Украинской академии медицинских наук», что, по сути, свидетельствовало об официальном признании новой науки.

Наличие кафедры и те задачи, которые стояли перед ней – подготовка врачей-валеологов –заставили нас не только разработать учебную программу для первичной специализации и их усовершенствования, но и создать систему сертификации этих специалистов (компьютерный тест-контроль и т. п.). И это тоже впервые в мире. Хотя и приходится встречать в печати утверждения, что подобную задачу – сертификацию специалистов – впервые решил В.П.Петленко. Но как это может быть, если врачебная специальность «врач-валеолог» в России была утверждена только в 1996 году! А нет специальности – нет и официальной сертификации.

Читатель, может статься, находится в недоумении: зачем об этом так подробно писать, ведь это всё – удел специалистов? А я признаюсь прямо и откровенно: всё это пишется для истории, истории валеологии.

Ещё в 1989 году я приступил к написанию книги, в которой хотел систематизировать все свои представления о здоровье. В 1990 я её закончил, но к тому времени её содержание казалось, на первый взгляд, очень странным и необычным в свете существующих представлений. Настолько странным и необычным, что в качестве эпиграфа я взял высказывание Е. Замятина: «Мир жив только еретиками: еретик Христос, еретик Коперник, еретик Толстой. Наш символ веры: завтра – непременно ересь для сегодня». Не думаю, что я переборщил. Действительно, в то время мысли, высказанные в книге, казались еретическими. Она начиналась словами: «Печальная для человечества закономерность просматривается, когда анализируешь эволюцию жизни на Земле: каждый биологический вид, появившись и пережив пик своего расцвета, вымирает. Сейчас на Земле живёт не более 0,01% всех видов, рождённых эволюцией, и с каждым десятилетием их количество уменьшается… Является ли человек счастливым исключением из этой печальной закономерности? Если иметь в виду биологическую суть человеческого естества, то вряд ли…» и т. д.

Книгу я принёс в родное издательство «Здоровье» и получил отказ. Так же решительно мне отказала и «Медицина». Рукопись лежала, не горела, но старела. Наверное, мне никогда не удалось бы её издать, если бы не Володя Белый. Об этом человеке надобно рассказать особо.

Владимир Яковлевич Белый закончил ту же школу, что и я в г. Ужгороде. Но на 9 лет позже. В тот день, когда он выпускался из школы, на её пороге возник блестящий морской офицер, отягощённый военной присягой и воспоминаниями о первых днях службы. Один из самых любимых наших преподавателей Александр Иванович Медведев в этот момент напутствовал Володю и, увидев автора этих строк в образе того самого офицера, подозвал меня и сказал: «Гена, познакомься. Это Володя Белый, он тоже хочет поступать в Академию». Честно признаюсь: я, конечно, ничего этого не помню. Рассказ идёт со слов второго участника этих событий. Оглядев щуплого молодого человека, преданно смотревшего на свою воплощённую мечту, я изрёк: «Молодой человек! Не делайте глупости, не связывайте свою жизнь с военной службой. Она Вас изуродует!»

К счастью Володя не послушал моего совета и, как показала жизнь, не ошибся. Закончив академию, он начал службу на Бойконуре, потом поступил в адъюнктуру на кафедру хирургии, прошёл школу Ленинградской «мясорубки» – больницы имени Коняшина – и, в конце концов, стал блестящим хирургом.

К тому времени, когда наши пути опять пересеклись, Белый был главным хирургом Киевского военного округа. А впоследствии он возглавил военно-медицинскую службу ВС Украины. Уже не очень щуплый, а даже несколько наоборот, Владимир Яковлевич пользовался колоссальным авторитетом среди всех слоёв украинского истеблишмента: хирург от Бога, интеллектуал, блестящий рассказчик, великолепный знаток истории. В любом обществе он сразу проявлял своё лидерство. Как и у всякого выдающегося человека, у него было много друзей и недоброжелателей.

Так вот именно авторитет Белого помог мне опубликовать рукопись. Дело в том, что он сохранил хорошие отношения с Ленинградским издательством «Наука» ( то ли кого-то оперировал, то ли что-то издавал). И однажды он пригласил меня на встречу с руководителями этого издательства, которые приехали в Киев по каким-то своим делам. Я захватил с собою рукопись, но издателю не понравилось её название ( уж не помню, как звучал первоначальный его вариант). И здесь же – экспромтом – родилось новое: «Эволюция биоэнергетики и здоровье человека».

Книга вышла в 1992 году и быстро стала бестселлером.

С 1994 года Российский институт профилактической медицины (генеральный директор – проф. П.П. Горбенко) начинает проводить ежегодные национальные конгрессы по проблемам профилактической медицины. На этом конгрессе, первом по счёту, мы опять встретились с И.И. Брехманом. С момента моего отъезда с Дальнего Востока была ещё одна – две встречи, совершенно случайных. Одна из них – в Москве, в гостинице «Спорт», году в 90-91. Израиль Ицкович возвращался из Штатов, куда он ездил ежегодно на симпозиумы производителей жень-шеня, а я приехал на какую-то конференцию. Мы проговорили несколько часов, уже не помню, о чём. Но вот информацию о конгрессе в С.-Петербурге я точно получил от Брехмана. И – мне не стыдно в этом признаться – я ответил Израилю Ицковичу, что вряд ли приеду, т.к. моя зарплата, эквивалентная 30 долларам США, не позволяет мне даже оплатить дорогу туда и обратно. Брехман обещал мне компенсировать мои расходы на проезд и выполнил своё обещание. Моим докладом на конгрессе он был доволен и высказал мне одну фразу, которую я помню до сих пор: «Да Вы, оказывается, теоретик!».

В общем и целом валеология прозвучала скромно, но достаточно уверенно. Удивительно, но всего лишь шесть лет назад для большинства специалистов по профилактической медицине разработанные к тому времени положения валеологии звучали совершенно необычно.

На 2-й конгресс, который состоялся в 1995 году, валеологи прибыли организованной группой. И.И. Брехман (Владивосток), И.А. Гундаров (Москва), В.П. Куликов (Барнаул) и автор этих строк уверенно задавали тон на конгрессе. Было даже проведено секционное заседание, посвящённое проблемам новой науки. Наши аргументы были достаточно весомы и 3-й конгресс, проходивший в 1996 году, уже был назван «Профилактическая медицина и валеология». К сожалению, к этому времени основатель валеологии И.И. Брехман ушёл из жизни, но его идеи получили на конгрессе дальнейшее развитие. Валеология уверенно завоёвывала позиции в медицинской науке. На конгрессах 1997-1999 г.г. мне предоставлялось слово для доклада практически сразу после П.П. Горбенко.

В том же номере «Медицинской газеты», где была опубликована моя статья, в рубрике «От редакции» писалось: «Наш постоянный автор проф. Апанасенко Г.Л. написал весьма актуальную для стран СНГ статью. К сожалению, определённая информационная разобщённость не позволила ему проследить ситуацию с валеологией в России. А проблема с ней решается положительно…»

В пяти сантиметрах от процитированного мною текста располагался другой: «Непонятно, почему врач-валеолог. Ведь врач всегда имеет дело с болезнями, а валеолог никакого отношения к болезням не имеет. Явная нелепость.» Эти слова принадлежат проф. И. Деревянко и являются частью его статьи «Нужна ли валеология медицине?» Отсюда я сделал вывод, что редакция явно выдала желаемое за действительное.

Продолжая популяризировать валеологию, редакция МГ провела в ноябре 1996 года «Круглый стол». В его работе приняли участие практически все специалисты, заинтересованные в этой проблеме ( МГ № 96 от 4.12.96). Резюме по работе «Круглого стола» проводил проф. В.А. Лищук. Некогда, в 60-х г.г., он работал у Н.М. Амосова в Киеве, потом переехал в Москву и к началу 90-х возглавил проблемную комиссию «Медицинская кибернетика» РАМН. В 1992 году он выпустил брошюру «Стратегия здоровья. Медицина – наиболее выгодное вложение средств» и сразу стал ведущим теоретиком здоровья в России. Почему я так думаю? Да потому, что на заседании «Круглого стола» он уже выступал в ипостаси председателя Проблемной комиссии «Фундаментальные основы здоровья» РАМН. (И.И. Брехман почему-то пришёлся не ко двору ). В своей брошюре руководитель фундаментальной науки о здоровье России перепевает хорошо известные позиции, изложенные в работах его бывшего начальника да и других валеологов: больных всё больше, нужна новая стратегия здравоохранения, в основе этой стратегии – здоровый образ жизни и т.п. Но есть одна и совершенно оригинальная мысль: путь к здоровому образу жизни лежит через духовность, а духовность формируется творчеством. Вложение средств в творчество – единый ключ к здоровью и эффективной экономике. А что? Очень может быть.

Так вот, резюмируя выступления специалистов, В.А. Лищук сказал: «Глубокоуважаемый Геннадий Леонидович предпослал своей монографии слова: «Мир жив только еретиками»… Мне представляется, что в выступлениях слишком много энтузиазма и оптимизма по отношению к валеологии… Во-первых, наука ли валеология?...Валеология, конечно же, не является одной какой-то наукой. Она объединяет комплекс наук (А кто спорит? – Г.А.). И, конечно, это практика. И, кроме того, искусство».

Думаю, что здесь В.А. Лищук опять прав: любая одухотворённая врачебная деятельность – это искусство. Но как овладеть этим искусством или элементарной технологией решения проблемы, автор умалчивает.

Материалы «Круглого стола», опубликованные в МГ, озаглавлены «Лёд тронулся, господа валеологи!». Но в какую сторону он тронулся, что произошло с валеологией в России дальше, не могло присниться в самом страшном сне. И это было связано с тем, что валеология перешагнула рамки медицины и вторглась в педагогику.

Министерства просвещения России и Украины сразу оценили роль валеологии в формировании здоровья подрастающего поколения, введя в педагогических университетах и школах новый учебный предмет «Валеология». Здесь сформировался свой, особый предмет исследования: закономерности вовлечения личности в процесс собственного здравостроительства. Но как в России, так и у нас в Украине ухитрились поставить телегу впереди лошади: нет ни преподавателей, ни учебников, нет, в конце концов, общей концепции преподавания нового предмета. В отличие от Запада, где всё это есть и преподаётся в рамках учебной дисциплины “Health education”.

Здравый смысл подсказывает , что привлечь ребёнка к собственному «здравостроительству» можно лишь в том случае, если будут учтены три аспекта решения проблемы. Во-первых, это образовательный аспект: ребёнок должен получить и усвоить информацию о том, что хорошо для здоровья и что плохо. Во-вторых, аспект воспитательный – формирование мотивации у каждого школьника к тому, чтобы сохранять и укреплять своё здоровье. И третий аспект – чисто практический, в котором необходимо предусмотреть минимум оздоровительных мероприятий : полноценное физическое воспитание, питание и формирование оптимального психологического климата в школе. И конечно все практические мероприятия должны проходить на фоне постоянного мониторинга («измерения») уровня здоровья. Только этот показатель даст нам достоверную информацию – правильны ли наши действия, в нужную ли сторону направлены наши усилия.

Но когда за дело берутся люди, не имеющие никакого представления о валеологии, это дело легко загубить. Началось всё в России. И связано это было с половым воспитанием.

Нужно ли вообще в курсе школьной валеологии поднимать вопросы пола? Несомненно, но только в том объёме, который имеет отношение к здоровью. При этом валеология обязана очертить круг вопросов, которые необходимо осветить в школьном курсе, а в какой форме всё это преподнести и в каком возрасте – проблема чисто педагогическая. Нужно ли учитывать национальные, религиозные, культурологические и иные особенности регионов, где проводится половое воспитание? Вопрос, на наш взгляд, риторический.

25 декабря 1996 года на научно-практическом семинаре при Комитете безопасности Государственной думы России был прочитан доклад «Международный проект «Половое воспитание школьников» и национальная безопасность» (авторы И.Я. Медведева и Т.Л. Шишова). В докладе указывается, что по инициативе Российской ассоциации планирования семьи, являющейся, в свою очередь, филиалом Международной одноименной федерации, началась реализация проекта «Половое воспитание российских школьников». При этом был получен очень приличный грант из-за рубежа, а из федерального бюджета выделено 22 млрд 800 млн рублей (что в 50 раз меньше выделенной суммы на Программу «Дети – сироты»). Не исключено, что авторы проекта ставили перед собой благородные цели. Но – маленький нюанс: в старших классах на изучение физиологии полового акта отводится 26 часов. Значительную часть занимает подробное изучение всех существующих видов половых извращений. В учебнике для 1-го класса на рисунке показано, как именно половой член располагается во влагалище у женщины, а любимый учебный фильм – «Ваш друг презерватив». (Всё это я цитирую по упомянутому докладу). Я не знаю, может ли в Западном обществе, где сформированы определённые духовные стереотипы, подобная информация нанести вред? Может быть и нет. Но в нашем, при отсутствии духовной культуры, особом постсоветском менталитете – несомненно! Вся эта информация воспринимается как руководство к действию. И авторы доклада анализируют печальные последствия непродуманных действий чиновников из министерства образования.

НО КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ ЭТО ИМЕЕТ К ВАЛЕОЛОГИИ?, спросите Вы, уважаемый читатель. На первый взгляд прямое, ибо излагается вся эта информация в курсе школьной валеологии. На самом деле - никакого. Но общественность этого ведь не знает. И начинает клеймить валеологию.

Российский журнал «Жизнь» (№20 1997 г.) предпослал подборке материалов о «растлении» российских школьников интересный документ. Он принадлежит перу печально известного Алена Даллеса и называется «Размышления о реализации американской послевоенной доктрины против СССР» ( 1945). Документ очень любопытный и, хотя он не имеет прямого отношения к валеологии, я его процитирую. Уж очень похожа современная ситуация на то, что планировал Даллес.

«Окончится война, всё как-то утрясётся, устроится. И мы бросим всё, что имеем - всё золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей!

Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдём единомышленников в России, своих союзников в самой России.

Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого его самосознания. Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьём у них охоту заниматься изображением… исследованием, что ли, тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, кино, театры – всё будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых творцов, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства – словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху.

Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу – всё это мы будем ловко и незаметно культивировать, всё это расцветёт махровым цветом.

И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим их в посмешище, найдём способ их оболгать и объявить отбросами общества. Мы будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Будем браться за людей с детских и юношеских лет, главную ставку будем делать всегда на молодёжь, станем разлагать, растлевать её. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов. Вот так это мы и сделаем».

Если бы А. Даллес был бы жив, его можно было бы поздравить с блестящей реализацией задуманного: всё, как он планировал, осуществилось! И невольным соучастником этой реализации стала самая гуманная наука – валеология, вернее тот термин, которым она обозначена.

Вся подборка материалов в упомянутом журнале подаётся под общим заголовком: «Что скрывается под маской валеологии?» И следуя логике изложения, хочется ответить: «Под маской валеологии скрывается коварный план Алена Даллеса!» А что здесь ответишь, если детей обучают всем видам скотоложества и физиологии полового акта (на протяжении аж 26 часов!).

И вот кульминация развития событий: МГ резко свернула с позиции поддержки валеологии (помните? «В России с валеологией всё хорошо») и публикует открытое письмо Министру образования Российской Федерации под хорошо зарекомендовавшим себя названием: «Что кроется под мантией валеологии?» (МГ № 5 от 26.01.2000) . Письмо подписали 140 самых выдающихся деятелей науки, культуры, церковные иерархи. Даже во времена расправы с «продажными девками империализма» – генетикой и кибернетикой, а также академиком Сахаровым не был столь мощным голос Российской общественности. Не буду приводить весь текст письма, приведу только резюме: «Эта лженаука, представляющая собой смесь обрывков астрологии, оккультизма, пропаганды секса, культа и даже фетишизации тела (?!- Г.А.), одновременно принижает и сводит на нет духовные начала человека. Валеология сегодня, по существу, противопоставлена всем понятиям о духовных и нравственных ценностях, которые проверены человечеством на протяжении всей мировой цивилизации. В основе этой «науки» лежит идеология вседозволенности и бездуховности….Исходя из того, что все разновидности данной лженауки отвращают учащихся от богатейшего наследия отечественной культуры, насаждают не только чуждые, но и впрямую враждебные нашей традиции учения и практики, являются неприкрытой духовной агрессией против нашей страны и несёт угрозу национальной безопасности государства, просим Вас исключить специальность «Валеология» из Перечня направления и специальностей высшего педагогического образования.»

Что и было благополучно сделано. И не только из высшей, но и средней школы. Фиг Вам, мистер Даллес! Не дождётесь!

Я, конечно же, ответил своим письмом в МГ. Я писал, что всё, о чём говорится в открытом письме деятелей науки, искусства и иерархов церкви, не имеет к валеологии никакого отношения! Валеология не претендовала и не претендует на формирование духовности. Для этого существуют другие социальные институты. Валеология не претендует также и на распространение информации среди первоклассников о том, как и где располагается половой член во время коитуса. У неё совершенно другие задачи (я их кратко перечислил). Всё то, что произошло с Российской школой валеологии, связано с шаткостью её теоретических позиций и отсутствием ярковыраженного лидера.(В самом деле: была предпринята робкая попытка заглушить вопль общественности со стороны коллектива, пожалуй, самого опытного в России в вопросах школьной валеологии – С.-Петербургского Университета педагогического мастерства. Но в своём письме в МГ мои коллеги так невразумительно говорили об объекте исследования в валеологии – неких факторах, обеспечивающих здоровье человека, а также о том , что методологией валеологии является диалектический материализм, что дали повод обозревателю МГ А.Семёнову разгромить их в пух и прах по совершенно второстепенным вопросам, не имеющим прямого отношения к новой науке. МГ № 76 от 4.10.2000). Я предлагал также открытую дискуссию –очную или заочную, где я готов противостоять любому количеству и качеству оппонентов. Заключая письмо, я сделал вывод, что правильно закрыли «эту» валеологию, она в таком виде никому не нужна. Но нужно вновь открыть истинную валеологию.

Ответа не было, как не было и моей статьи.

Несколько по-иному сценарию развивались события в Украине. К счастью, никто не додумался обсуждать в школах проблемы «безопасного секса» и раздавать школьникам презервативы. Но где взять преподавателей, имеющих хоть малейшее представление о валеологии? И в школу ринулись сектанты, экстрасенсы, маги, шаманы и волшебники! Каждый из них, на свой страх и риск, а также в меру своего представления о предмете стал «преподавать» валеологию. В газетах, в том числе и издаваемых церковью, стали появляться статьи, свидетельствующие об обеспокоенности общественности и родителей положением вещей. На конференции по проблемам духовного просвещения в Херсоне иерархи церкви обрушились на валеологию с крайне резкой критикой. Валеология была охарактеризована как «неоязычество». Руководство УПЦ потребовало изъять валеологию из школьной программы. И пошло, и поехало.

Наконец в мае 1999 года в адрес Президента, Председателя Верховного Совета, в Комитет по вопросам науки и образования и всех (!) депутатов Верховного Совета поступило – что бы вы думали? Правильно, вы угадали: открытое письмо! На это раз только от научных сотрудников Национальной Академии наук и Академии педагогических наук (странно, почему учёные из Академии педагогических наук не смогли разобраться с валеологией у себя, внутри Академии, а вынесли вопрос на рассмотрение Президента страны?). Но общественный вес «подписантов» в Украине был не сравним с российским, и поэтому он прозвучал как комариный писк в сравнении с пароходным гудком России.

В письме говорилось: «Мы, научные сотрудники……, будучи гражданами Украины и одновременно родителями, не можем оставаться равнодушными к вопросу воспитания подрастающего поколения в нашей стране. В настоящее время в школьные программы внедряются сомнительного характера новые предметы, претендующие на научную обоснованность, с таинственным названием «валеология», наука о здоровье. Эта «наука о здоровье» представляет собой смесь различных религиозных культов и восточных религий и получила широкое распространение в Америке, Англии и других странах (Свидетельствую: в этих странах никогда не слышали об этой науке! – Г.А.). Теперь это учение навязывается нашим детям под видом приобщения к народным традициям.

Нас удивляет бесконтрольность со стороны органов власти и безответственное отношение со стороны руководителей Министерств образования и здравоохранения, благоприятствующих внедрению подобных школьных программ. Образование в Украине имеет светский характер. Тогда почему в школах находит место языческое религиозное учение «валеология»?» и т.д.

Я задаю себе вопрос: откуда эти ребята черпают подобную информацию, и что сделал бы я, если бы услышал новый термин, тем более внедряемый в учебный процесс? Как учёный, я пошёл бы в научную библиотеку, выбрал бы литературу по предмету, ознакомился бы с ней и сделал вывод, что моего ребёнка учат не валеологии, а неизвестно чему. После этого взял бы директора за галстук и потребовал бы объяснений, а также преподавателя – «валеолога». Поинтересовавшись его знаниями предмета, я добился бы его увольнения. Вот и всё! Почему учёные из наших уважаемых академий не поступили точно также?

Мне пришлось написать несколько ответов на запросы в различные инстанции, статей, дать интервью в наиболее популярные газеты Украины и скандал вокруг валеологии, как будто, затих. Во всяком случае, на межведомственной конференции, которая прошла в октябре 2000 года в г.Киеве и была посвящена здоровью киевлян, термин «валеология» звучал из самых «руководящих» уст. И звучал хорошо. Я не исключаю того, что это произошло потому, что в Украине есть кому просто и доходчиво объяснить и общественности, и коллегам – учёным, что такое валеология.

У человечества, чтобы выжить, нет иного выхода, как развивать валеологию. И она будет развиваться. И очень важно, чтобы при этом был лидер.




Скачать 222.05 Kb.
оставить комментарий
Дата26.10.2011
Размер222.05 Kb.
ТипАвтобиографические заметки, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх