Всероссийский форум «кино россии 2020» Стенограмма II к онференци и «Основные направления стратегии развития киноиндустрии Российской Федерации» Сочи, 6 июня 2011 Ведущий конференции – Эдуард Пичугин icon

Всероссийский форум «кино россии 2020» Стенограмма II к онференци и «Основные направления стратегии развития киноиндустрии Российской Федерации» Сочи, 6 июня 2011 Ведущий конференции – Эдуард Пичугин


Смотрите также:
В ыдержка из стенограммы 2-й стратегической конференции Всероссийского форума «Кино России 2020»...
Всероссийский форум «кино россии 2020»...
Основные направления таможенно-тарифной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов...
Приказ от 14 октября 2009 г...
Л ев Якобсон. Стенограмма доклада «Участие ниу вшэ в работе по обновлению Стратегии...
В. В. Путин представил свой доклад по стратегии развития России до 2020 года...
Программа конференции 3 Стенограмма...
Распоряжение от 27 августа 2009 г...
Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года (далее  -  Стратегия) определяет...
Распоряжение от 8 декабря 2011 г...
В москве 18-19 мая 2012 года состоялся Всероссийский общественный форум медицинских работников...
Предложения Правительства Республики Мордовия для включения в План мероприятий по реализации...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5
скачать

часть1.mp3

ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ «КИНО РОССИИ 2020»

Стенограмма II конференции «Основные направления стратегии развития киноиндустрии Российской Федерации»

Сочи, 6 июня 2011

Ведущий конференции – Эдуард Пичугин, руководитель проекта «КИНОКЛУБ:: Культура, Образование, Коммуникации» Всероссийской политической партии «Единая Россия»


Ведущий: Спасибо. Добрый день, дорогие друзья, уважаемые коллеги. Предлагаю всем, располагайтесь, присаживайтесь.


Рад приветствовать вас на второй конференции форума «Кино России 2020». Первая конференция проходила в Петербурге совсем недавно. По ее итогам были приняты решения и набор рекомендаций, которые вошли в резолюцию. Часть из них уже реализована, другие находятся в процессе реализации. Сегодня мы пригласили вас на вторую конференцию форума, председателем которого является Ивлев Григорий Петрович, председатель Комитета культуры Государственной думы Российской Федерации. Спасибо. /аплодисменты/


^ Ивлев Г.П.: Уважаемые участники конференции, приветствую вас в Сочи в рамках кинофестиваля. Вторая конференция нашего форума «Кино России 2020» посвящена самому важному вопросу развития киноотрасли – стратегическим направлениям, которые мы должны реализовать в ближайшем будущем. Для того чтобы наше обсуждение было эффективным, у нас созданы все предпосылки: участвуют представители власти, представители кинематографической общественности, руководители кинопроизводства, показа и проката. Согласованные позиции, которые мы можем выработать в ходе нашей дискуссии, будут тем мерилом, которое мы будем применять к своим действиям в Государственной думе. По результатам первой конференции мы провели заседание Комитета, и на этом заседании наметили пути реализации всех тех рекомендаций, которые были выработаны на первой конференции. Точно также рекомендации, которые будут выработаны на нашей сегодняшней конференции, станут предметом рассмотрения ближайших заседаний Комитета по культуре, и мы готовы выполнить все те рекомендации, к которым придет сообщество на этой конференции. Для нас, конечно же, представляет огромную важность анализ тех мер, которые были приняты в последние годы для сохранения и развития кинопроизводства.


Я специально подчеркиваю, что еще два года назад главной задачей для нас было сохранение кинопроизводства, сейчас задачи ставятся другие и, пожалуйста, давайте подумаем, что же ждет нас в перспективе, какие меры необходимо принять. При этом анализу должны подвергнуться все нормы законодательства, которые были приняты в последние годы. Мы имеем в виду и создание формы субсидирования кинопроизводства, и принятое нами понятие национального фильма. Для нас очень важно, что был создан Фонд поддержки кино, чья деятельность также должна быть предметом нашего тщательного анализа, по результатам которого мы могли бы выработать предложения по совершенствованию этой формы государственной поддержки. Для защиты экономических интересов создания и продвижения аудиовизуальной продукции законом предусмотрена единая федеральная автоматизированная информационная система сведений о показах фильмов в кинозалах. К сожалению, в течение года задача практической реализации этой нормы не была решена.


Я хотел бы обратить внимание, что нам важно определить действительные причины нереализации действия этой нормы. Я могу сказать, что ни перед первым, ни перед вторым чтением норма по внедрению «электронного билета» из законопроекта не выпадала. Если мы будем придумывать искусственные причины недействия этой нормы, мы не найдем правильного решения. Очевидно, что участники производства и показа/проката фильмов не могут договориться между собой о реализации этой нормы на тех условиях, которые сейчас предусмотрены в законе. Если будут предложения по иному порядку действия, или по усилению ответственности за неисполнение тех норм, которые сейчас есть в законе, мы их рассмотрим и поддержим ваше предложение.


Перечисляя многочисленные меры, принятые государством по поддержке кинематографа, мы, конечно же, должны поднять вопрос об эффективности достигнутых результатов. Для нас финансирование кинопроизводства из государственного бюджета – это не только формирование новой индустрии кино инновационной формы и организация кинопроизводства/кинопроката, это не самоцель. Основная задача отрасли – это выпуск фильмов, способствующих формированию ценностных установок, соответствующих стратегическому развитию общества. Необходима информационная поддержка объявленных приоритетов развития страны до 2020 года. Надежный механизм прозрачного распределения средств, мы, на наш взгляд, установили, но близки ли мы к достижению этой цели или, как заявляют многие кинематографисты, мы должны вернуться к старой модели, которая была в Госкино и Минкультуры? Механизм создания творческих комиссий – это то, о чем говорите вы сами, и, очевидно, вам нужно понять, нужен ли нам этот опыт.


Во многом по экранным образам, содержанию фильма будут судить и о нашем времени. Владимир Владимирович Путин это сказал в Белых столбах в феврале. И от вас, от того, как вы будете работать по совершенствованию кинематографа, во многом зависит, станет ли наш кинематограф достижением отечественной и мировой культуры.


Для нас очень важен вопрос расширения сети киноэкранов, увеличения залов, главным образом, за счет расширения киносети в средних и малых городах. Этот проект мы поддерживаем, ибо партийный проект «Киноклуб: культура, образование, коммуникации» будет уделять именно этому проекту особое внимание. У нас сегодня присутствует делегация Оренбургской области во главе с ее министром культуры Шориковым, и в рамках форума мы отрабатываем возможность соглашения о строительстве пяти кинотеатров в малых городах в Оренбургской области. Такая поддержка проекта в субъектах Российской Федерации будет оказана нами повсеместно.


И, конечно же, вопрос образования. Пристальное изучение проблем кинематографа показало, что они настолько глубинны, что нам необходимо начинать с создания материально-технической базы, прежде всего, в наших двух кинематографических ВУЗах – в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения и в московском ВГИКе. Желаю успехов конференции. Все ваши предложения будут внимательно рассмотрены в Государственной думе.


Ведущий: Спасибо большое, Григорий Петрович! /аплодисменты/ В начале хочу поблагодарить добрые стены фестиваля «Кинотавр», где мы смогли сегодня собраться все вместе. И лично Александра Ефимовича Роднянского, который любезно пригласил нас в Сочи и помог организовать нашу сегодняшнюю встречу для дальнейшей плодотворной работы. Александр Ефимович.


^ Роднянский А.Е.: Поскольку жанр моего выступления определен как приветственное слово, буду краток. Все здесь присутствующие, полагаю, это понятно, озабоченны состоянием дел в российском кинематографе. Мы все пытаемся добиться трезвого понимания ситуации, мы все понимаем, что она непроста, и пытаемся обеспечить консолидированные усилия всех без исключения участников процесса: законодателей, кинопроизводителей, кинопрокатчиков и кинопоказчиков для преодоления того, без сомнения, системного кризиса, в котором кинематография пребывает в силу многочисленных объективных и субъективных факторов. Мы понимаем, что рынок, как таковой, если использовать это слово, развивается благополучно и быстро, что в прошлом году мы, я имею в виду, российский кинорынок, оказался на шестом месте в мире и на пятом для голливудских фильмов. И мы отдаем себе отчет в том, что доля российских фильмов, прежде всего жанровых, создаваемых для широкой аудитории, сокращается.


На самом деле, сокращается достаточно радикально и это не может не волновать тех, кто озабочен тем, чтобы россияне смотрели, в том числе, собственные фильмы, имели бы возможность и желание их смотреть. Мы говорим всегда «в том числе», потому что речь, ну, во всяком случае, с моей позиции, никогда не идет об ограничении прав потребителей, прав зрителя, о квотировании. Мы озабочены тем, чтобы российский авторский кинематограф, который является неотъемлемой частью культуры и который традиционно считается наиболее сильной частью отечественной киноиндустрии, ну, во всяком случае, в последние годы, и в котором и на сегодняшний день существуют многие талантливые кинематографисты, авторы, режиссеры, продюсеры, чтобы авторский кинематограф имел свою возможность достучаться до отечественного зрителя. Чтобы была создана и существовала внятная, абсолютно экономически мотивированная модель проката, дистрибуции и, соответственно, воспроизводства авторских фильмов, столь необходимых для существования и воспроизводства культуры и, соответственно, идентификации граждан.

Мы озабочены тем, как обстоит ситуация с образованием. Мы понимаем, что молодые люди должны получать полное представление о том, насколько быстро и с технологически, и творчески развивается современный мир, и в какой конкурентной среде им придется существовать сегодня и тем более в будущем. Мы озабочены также и тем, как однобоко развивается прокат, и тем, как подчас сложно находить общий язык с теми, кто отвечает за существование фильмов, за их продвижение в прокат. При этом мы отдаем себе отчет, что дело во многом и в качестве наших фильмов.


Все эти озабоченности привели к тому, что «Кинотавр» из фестиваля, традиционно обеспечивающего показ кинофильмов, прежде всего фильмов непростых и нуждающихся в продвижении, что «Кинотавр», который, в общем-то, всегда был праздником на берегу Черного моря в замечательном городе Сочи, превратился во вполне деловое мероприятие. Мы прикладываем все возможные силы, чтобы сделать его таковым, пригласить всех лиц, заинтересованных в развитии, в выживании российского кинематографа, дать возможность высказаться всем без исключения. «Кинотавр» – это территория мира и солидарных усилий, потому что сюда приезжают все кинематографисты, здесь рады всем без исключения вне зависимости от того, в каких кинематографических организациях и союзах они состоят и какие взгляды исповедуют. Мы надеемся, что для всех без исключения «Кинотавр» – это родной дом и та территория, где можно, встретившись, обсудить и выработать общие движения, решения и действия, в которых все без исключения заинтересованы. Иными словами, «Кинотавр» и существует для того, чтобы возможность пригласить к разговору всех приехавших на фестиваль имели такие проекты, как форум «Кино России 2020». Недавно появившись в Санкт-Петербурге, он, на мой взгляд, уже успел успешно утвердить себя, с чем я и поздравляю организаторов этого кинофорума. Надеюсь, форум будет развиваться достаточно долго и успешно, и желаю всем собравшимся получить необходимую, любопытную, важную для дальнейшей работы информацию. В конечном счете, все зависит от нас, здесь присутствующих. Спасибо! /аплодисменты/


Ведущий: Спасибо, Александр Ефимович. Мы все знаем, что многие наши проблемы, задачи, вопросы решаются с помощью правительства Российской Федерации, мы рассматриваем наши задачи и пытаемся их решать с помощью Совета по кинематографии при Правительстве Российской Федерации. И сегодня мы к нам пригласили руководителя, директора Департамента культуры правительства Российской Федерации Дениса Владимировича Молчанова. Пожалуйста.


^ Молчанов Д.В.: Спасибо большое. Прежде всего, хотелось бы поприветствовать всех собравшихся от имени Правительства России, поблагодарить организаторов фестиваля за возможность общения в этом кругу. Мы очень хорошо понимаем, что необходимость такого разговора назрела. Вы все знаете, что Правительство в последние годы уделяет особое внимание сфере кинематографии: два с половиной года назад, как здесь уже говорилось, был создан правительственный совет под руководством Владимир Владимировича Путина, полтора года назад был создан Фонд кино, новая организация, рождение которой ознаменовало некие изменения в системе государственного финансирования кинематографии. Как и куда идти дальше, от чего отказываться и с чем соглашаться? Мы собрались сегодня здесь, чтобы обменяться мнениями по этим вопросам. Хотелось бы услышать вашу позицию по таким поводам, как:

- повышение эффективности использования имущественных комплексов организации кинематографии;

- осмысление финансирования кинопроизводства с учетом потенциального успеха будущего фильма в отечественном и зарубежном кинопрокате;

- контроль за доходами кинопроизводящих и кинопрокатных организаций посредством системы «Электронный кинобилет»;

- обеспечение возвратности части затраченных бюджетных средств;

- активизация профессиональных коммерческих связей с зарубежными кинопрокатчиками;

- использование банковских кредитов на кинопроизводство и рекламу фильмов под обеспечение передачи прав на создаваемый фильм;

- обеспечение финансирования производства отечественной кинопродукции, в основном, за счет внебюджетных источников, в том числе, за счет целевого капитала, Федерального фонда социально-экономической поддержки отечественной кинематографии.


Я думаю, что те представители органов государственной власти, которые присутствуют сегодня здесь, настроены выслушать мнения по этим вопросам. Все, что происходит у нас, всегда происходит в публичном поле: и создание Фонда, и создание Совета, и все решения последнего, которые обязательно публикуются. А то, какие умонастроения существуют в кинематографической среде, для нас очень часто остается неизвестным, поэтому буду очень благодарен за все предложения, которые сегодня прозвучат. Спасибо. /аплодисменты/


Ведущий: Спасибо большое, Денис Владимирович! Хотел бы предоставить приветственное слово Федору Сергеевичу Бондарчуку.


^ Бондарчук Ф.С.: Добрый день, дамы и господа, друзья, коллеги. Меньше месяца тому назад первая конференция была проведена в Санкт-Петербурге. Там обсуждались два вопроса: первый – возможность строительства мультимедийных кинокомплексов в малых и средних городах России и второй – образование. Вопросы обсуждались достаточно конструктивно. Мне показалось, что по результатам все было очень деятельно.


Я благодарен всем, кто сегодня здесь присутствует, уделяет нам внимание и свое время, и, конечно, благодарю за предоставленную площадку «Кинотавр», который объективно является главным Национальным фестивалем страны. Помимо замечательных показов конкурсной программы, здесь происходят важные деловые события, которые, я надеюсь, смогут повлечь за собой реальные изменения в киноотрасли. Спасибо еще раз, что пришли, я надеюсь, сегодня мы продуктивно проведем время.


Ведущий: Спасибо! /аплодисменты/

Теперь несколько слов про сам форум и его формат. Конечно же, стол должен быть круглый, предлагаю представить, что именно за круглым столом мы все сегодня собрались. Конечно, многие присутствующие должны сидеть рядом с нами, и поэтому мы будем приглашать к выступлению из зала наших коллег.


Со своей стороны хочу рассказать о ключевых направлениях и драйверах стратегического развития национальной киноотрасли. Первый блок моего выступления будет посвящен тому, что мы делаем, второй – отраслевым трендам и вызовам и тем решениям, которые на данный момент вырабатываются.


В рамках Форума у нас есть возможность не просто обсудить существующие на данный момент горящие проблемы и поделиться ими с коллегами, руководством, Правительством, но и принять конкретные решения по отдельным задачам, выработать механизмы реализации этих решений. Конференция – это некая квинтэссенция, некий срез происходящего на Форуме, работа которого идет каждый день. Ежедневно мы общаемся друг с другом, тем самым продвигаясь к нашей основной цели – выработке стратегии кино, на основании которой будут приниматься стратегические решения и выработываться механизмы их реализации.


Сегодня мы знаем и можем описать стартовые позиции, на которых на данный момент находится киноиндустрия. Столь же четко мы понимаем для себя, каких результатов необходимо достичь, в какой точке в пространстве мы в конечном итоге должны оказаться. Некоторые механизмы, которые помогут нам достичь этой цели, нам уже известны, а некоторые необходимо выработать совместно в диалоге с общественными организациями, бизнес-сообществом, государством.


Итак, что мы будем делать и каким образом? Естественно, мы опираемся на существующий международный опыт. Проектируя стратегию развития российского кинематографа, мы исходим из понимания проблем и рискообразующих факторов, целей и ожидаемых результатов. Наша задача – выработка дорожной карты, разработка тактической модели, инвестиционной стратегии, механизмов ее реализации, и мониторинга эффективности внедряемых решений.


Что конкретно мы делаем? В ближайшей перспективе мы видим для себя три этапа. Сегодня мы находимся на аналитическом этапе, изучаем текущее состояние киноотрасли и весь комплекс стоящих перед ней проблем. С помощью стратегических сессий, которые будут проходить в рамках рабочих групп в июле-августе, мы сможем выработать несколько блоков рекомендаций и решений. То есть перейдем на следующий, стратегический этап, который в сентябре-декабре сменит этап проектный. На нем будут выявлены отраслевые приоритеты и разработан проект стратегии для утверждения Правительством России.


Что, из имеющегося сегодня, хотелось бы сохранить? Мы знаем и понимаем, что за последние десять лет Россия смогла занять лидирующие позиции в Европе по темпам развития кинорынка, войти по этому показателю в первую пятерку европейских стран. И мы понимаем, что объем финансовой поддержки киноотрасли со стороны государства на данный момент превышает сто миллионов евро, а это вполне соотносимо с аналогичным показателем в той же Германии. Еще один позитивный момент – начало обновления инфраструктуры. Мы знаем о строительстве новых студий (так, скоро завершится возведение новейшей киностудии «Главкино», современных кинотеатров и киноклубов. Мы видим позитивный тренд развития крупных холдинговых компаний, появления новых финансовых моделей.


Уже сегодня мы видим тенденцию по концентрации рынка кинопоказа, усиления позиций крупных компаний. Так, например, недавно «Проф-Медиа» приобрела достаточно серьезный актив – кинотеатральную сеть «Киностар ДеЛюкс», тем самым расширив принадлежащую ей сеть «Синема Парк». И подобный тренд хотелось бы сохранить.


Теперь что касается вызовов будущего, на которые нам предстоит ответить. Один из них – непрочные позиции национальных фильмов на рынке кинопроката, снижение их доли в общероссийских кассовых сборах. Всем нам известно, что планку в 24%, установленную не так давно, удержать не удалось. И теперь необходимо компенсировать почти 10%-ое падение, получить более прочные позиции.


Второй момент – это существование квазирынков с большим влиянием государства, например, рынка документального кино. Хотелось бы поговорить и об этом и найти варианты решения проблемы.


И третий момент – это относительная закрытость страны для зарубежного сотрудничества. Уже сегодня мы услышим в докладах наших коллег из Фонда кино предложения по решению этой проблемы.


Мы предложили трехмерную матрицу принятия решений. Мы сформировали шесть рабочих групп: «Инфраструктура кинопроизводства, киностудии», «Продюсирование», «Кинопрокат, дистрибуция», «Кинопоказ», «Образование, наука, исследования» и «Рабочая международная интеграция и кинофестивали». Вот вопросы, которые нам хотелось бы рассматривать и решать по указанным направлениям: мощности, то есть это собственная инфраструктура, собственные возможности; инновационные технологии; управление, прозрачность; финансирование и страхование.


Еще одно измерение – это позиции государства, некоммерческих организаций и бизнеса, которые нам также хотелось бы учесть.


Перейдем к отраслевым сегментам и драйверам их развития. Мы можем отметить для себя инфраструктуру кинопроизводства, в которой нам хотелось бы, например, выработать ассортимент и новое качество услуг, проработать современные концепции студии, внедрить финансово-организационные стимулы и так далее.


На нашей конференции мы постараемся утвердить состав рабочих групп. Естественно, в каждую из них войдут лидеры и главные эксперты нашего рынка.


Спасибо большое. /аплодисменты/

Дорогие друзья, сейчас нам бы хотелось услышать мнение Даниила Дондурея и часть его доклада «Модель российской киноиндустрии. Необходимость перезагрузки».


^ Дондурей Д.Б.: Спасибо большое. Мне сразу хотелось бы поблагодарить «Кинотавр», потому что для многих кинематографистов и аналитиков, как правильно сказал Александр Роднянский, это единственная площадка для публичного осмысления того, что происходит в нашей индустрии в целом. По крайней мере, я других таких площадок в последние годы не знаю.


Что очень важно, с чего я хотел бы начать – завершился колоссальный по своей результативности, невероятно важный этап в развитии отечественного кино. Он начался, я думаю, где-то в 1997 году, и вот сейчас завершается. В1997, поскольку тогда был принят закон о кино, который открыл очень много дверей и сыграл очень большую роль. Вы знаете, что за эти тринадцать лет российский бокс-офис увеличился в пятьдесят раз, с примерно 21 млн долларов до 1,06 млрд долларов. Количество современных залов увеличилось в семьдесят раз, производство фильмов – в шесть раз. С 1996 по 2005 год, доля российских фильмов в кассовых сборах выросла от 5% до 25-27% и находилась приблизительно на этом уровне до 2008 года – это тоже колоссальный рост в пять с половиной раз. У нас огромное количество фильмов, вы знаете, зарегистрировано в 2010 году – 119 названий. У нас снимается 170 проектов для телевидения. И это гигантское количество, мы – чемпионы мира в этой сфере. И это работа для режиссеров, актеров, это интерес для зрителей, которые в возрасте старше 25-30 лет даже не всегда различают кинофильм и телесериал. У нас довольно большое количество демонстраторов – более 7000. Это кинотеатры разного типа, многие из них сохранились, хотя коммерческих сейчас насчитывается 900, а реально зарабатывают деньги только 200.


И вот этот период сегодня завершился, и нам необходимо посмотреть, что происходит сегодня кроме этих позитивных результатов, какие болезненные точки возникают. И это очень важно, что сегодня и «Кинотавру», и, судя по всему, «Единой России» эти проблемы интересны. Важно, что в последние полтора-два года к их решению подключилось и Правительство Российской Федерации. И речь идет, конечно, о создании Фонда кино. Его создание было назревшей потребностью, потому что министерские виды финансирования, субсидирования, создания бюджетных процессов устарели и чрезвычайно неэффективны. И правительство с помощью больших лоббистов начало процесс обновления того, что происходит у нас в индустрии в целом.


Киносоюз, который возник осенью прошлого года, увидев, что с 1998 года старый Союз вообще не занимался проблемой проектирования и ответственности за кино, что Министерство культуры 3,5 года не может ввести электронный билет, и это при том, что национальный лидер постановил сделать это немедленно. В Министерстве культуры не проводились коллегии, посвященные кинематографу и так далее. В результате Киносоюз попробовал в виде некоторых публичных профессиональных экспертиз провести конференцию развития отечественной киноиндустрии, как национальной культуры.


Почему это произошло? Потому что последние два года стали понятны все те вызовы, которые стоят за победами, о которых я только что говорил. Это, во-первых, интенсивное уменьшение интереса к российскому кино: за три года произошло падение доли российских фильмов в общей кассе с 27% до 15,7%, то есть произошло падение интереса больше чем на треть. Это, конечно же, проблемы, связанные с тем, что у нас на 6-9 названий приходится 90% от тех 170 млн долларов, которые собирают российские фильмы. Они собрали 170 млн, вернулось 70-75 млн, а потратили 250 млн. «Где деньги, Зин?» Как это возмещается, какие здесь процессы? Мы никогда это не обсуждали в целом.


Вот, говорят, что нужен рынок. Безусловно, рынок и только рынок. Рыночные отношения как самые здоровые. Но мощь государства как основного игрока все эти годы была колоссальная, оно давало более 50% всех инвестиций по трем направлениям. Через Министерство культуры, Фонд Кино и большие «левые» деньги, которые даются через разные банки, политические распоряжения и так далее. Как и на что тратятся эти деньги? В Министерстве все эти годы даже не проводилось отчетности, даже не финансовой, а концептуальной. Например, где половина фильмов из тех семидесяти, которые… где они? В кинотеатрах их нет, на фестивалях их нет, телевидение же будет показывать только те фильмы, которые премирует фестиваль «Кинотавр». Это серьезные проблемы. И все эти годы они у нас устроены таким образом (это очень важное методологическое условие), что почему-то анализировались отдельно. Отдельно производство, отдельно инвестиции, отдельно дистрибуция, отдельно показ.


Продюсер решает свои экономические проблемы в процессе производства, при этом все это не связано со зрителем, и не от зрителя начинается. А потому возникают мощные сбои, связанные с утратой зрительского интереса – как к качественному американскому, так и к качественному российскому кино, да и вообще к отечественному кино в целом. Это очень серьезные процессы и они необратимые, если решать их с конца. Ну да, очень хорошо, что будет построено 250 кинотеатров и киноцентров там, где их нет. Отлично, замечательно. Ну, по крайней мере, никто не выступает против, только приветствуют такую национальную программу, особенно если она пойдет под эгидой властвующей правительственной партии. Но вы прекрасно знаете, что посещаемость кинотеатров в нашей стране вместо нормальных 30% процентов составляет 18%. У нас не заполняются залы в дневное время, у нас в регионах кинотеатры не могут демонстрировать американское кино, которое, как вы знаете, в прошлом году собрало примерно 20 из 30 млрд долларов общемировой кассы. Это очень серьезные макропроцессы, связанные со зрителями. На федеральных каналах, кроме как на канале «Культура», вы не увидите интереса к кино. И это лишь некоторые из многочисленных проблем.


В ходе деловой игры, которую провел Киносоюз, были выработаны десятки идей. Она оказалась очень полезна, и журнал «Искусство кино» полностью публикует ее результаты. Но сейчас я хотел бы сказать о некоторых главных идеях, которые там возникали.


В первую очередь нам нужно осознать необходимость перезагрузки, то, что если все мы будем оценивать состояние киноиндустрии только с позитивной точки зрения, ситуация будет только ухудшаться с каждым годом. Если не будет принято принципиальное решение, ничего не произойдет.


Необходимо построить систему анализа информации и публичной экспертизы, это очень важно. Г-н Роднянский совершенно справедливо сказал о том, что у нас системный кризис в кино. У нас действительно системный кризис в индустрии, не в киноискусстве, об этом мы поговорим здесь 10 июня, а в индустрии в целом, во всех ее сегментах, включая мейнстрим, блокбастеры, провальные военные фильмы и так далее – это гигантский комплекс проблем. Анализ, публичное проектирование, экспертизы помогут избежать ситуации, когда семь фирм из 180 работающих получают непонятные преференции. Еще одна задача – раскрепостить государство, которое сегодня является заложником старых идей, которые работали с 1997 по 2010 год.


Очень важная проблема – продвижение кино, которое сегодня никого не интересует и на которое просто нет денег. Во французской модели, которой все так гордятся, 35% всех денег идет на продвижение, у нас этот объем – несравненно меньше.


У нас нет национальной антипиратской программы, а между тем пиратство – это проблема всей экономики кинопоказа. У нас тотально запрещено обсуждать экономику телевидения, так и сегодня у нас не возникает публичного анализа экономики кинопоказа. Она очень непростая, она очень интересная, там много скрытых процессов: от «киноеды» до налогов и тому подобных проблем. Очень важных, которых нельзя думать, что в 2012, тем более, в 2020 они будут сделаны по законам 1997 года. Это очень большое количество проблем, которые мы бы хотели обсудить публично.


Ведущий: Спасибо большое, Даниил Борисович. /аплодисменты/


Сегодня мы впервые включили Киносоюз в состав конференции, его представители примут непосредственное участие и в работе форума. Мы хотели бы на конференциях не ограничиваться констатацией проблем, а принимать конкретные решения и рекомендации в виде резолюции, а потому попрошу коллег придерживаться регламента.


^ Молчанов Д.В.: Коллеги, поскольку здесь уже несколько раз звучало словосочетание «единый кинобилет», я бы хотел зачитать официальное заключение Минкультуры по этому вопросу.


Перед выездом в Сочи я запросил информацию у Главного информационно-вычислительного центра Минкультуры о том, в каком состоянии находится введение единого кинобилета. По их информации, по состоянию на 1 июня нормативно-правовая база единой федерально-автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах сформирована Минюстом России в полном объеме и зарегистрирована приказом Министерства культуры.


Принят важнейший приказ об утверждении требований к техническим средствам, программному обеспечению, средствам защиты информации, в том числе и от несанкционированного доступа, используемых при эксплуатации единой федерально-автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах и при передаче демонстраторам фильма информации, а также приказ Минкультуры об утверждении порядка обмена информации между демонстратором фильма и оператором единой федерально-автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах, включая форму ее запроса и представление из этой единой системы. Все нормативно-правовые акты, определяющие работу систем, размещены на сайте www.ekinobilet.ru. Всего на сегодняшний день в системе зарегистрировано 1746 демонстраторов фильмов, то есть 24% от их общего числа. Общее количество залов в зарегистрированных кинотеатрах составляет 2943.


Это то, что происходит на сегодняшний день. Ну, понятно, что времени прошло еще не так много, но главное, что система введена, нормативно-правовая база готова и развивается. Спасибо.


Ведущий: Спасибо. А сейчас приглашаем Олега Иванова рассказать немножко о государственной политике в области кинематографии и саморегулировании.

^ Иванов Олег: Спасибо. Я хотел бы отметить очень содержательное выступление Даниила Борисовича Дондурея. Действительно, наиважнейшим вопросом является необходимость анализа сложившейся ситуации, необходимость перезагрузки и системного выхода из системных проблем, перед которыми стоит российская кинематография. Собственно, ради этого и собирается форум, для того чтобы определиться со стратегией развития киноотрасли и с тем, какую роль в этих процессах будет в последующем играть государство, общественные организации и бизнес.


По сути, есть четыре вопроса, которые связаны с моим выступлением. Первый вопрос – куда мы идем? То есть, в чем состоят стратегические цели развития киноотрасли. Второе – в чем роль государства? То есть вопрос государственной политики, который заявлен в теме. Далее – что может сделать сообщество? То есть вопрос саморегулирования отрасли. И наконец, последний немаловажный вопрос – это как будет меняться мир? Ведь если мы не будем учитывать технологические тренды и планировать все относительно того состояния, в котором находится техника сейчас, мы просто не сможем разглядеть это самое будущее, тот самый 2020 год, и то, что будет происходить с кинопоказом и другими направлениями.


Относительно государственной политики. К сожалению, нет какого-то единого документа, который целиком раскрывал бы содержание государственной политики в области кинематографии. Есть несколько документов, в которых этот вопрос присутствует, но, в любом случае, Форум созван для того, чтобы высказаться по поводу определенных вопросов государственной политики, представить ее видение кинематографическим сообществом. В любом случае, есть несколько составных частей. Государственная политика всегда имеет определенную цель, которая должна быть точно сформулирована и зафиксирована, а также некоторое количество задач, которые связаны с достижением этой цели. Затем, при создании государственной политики формируются некоторые принципы или приоритеты, которые закрепляются документально. Есть также направления, которые выделяют специально для того, чтобы в них определить конкретные механизмы и меры. И, наконец, последнее, что очень важно, это политика не может быть только декларативная, она всегда связана с некоторым количеством показателей или индикаторов, которыми могут измеряться происходящие изменения и таким образом определяться либо достижения поставленной цели в терминах результативности, либо определяться эффективность деятельности. Поэтому если говорить о том, что необходима перезагрузка, то системный подход предполагает, что нужно обратиться к ключевым вопросам – что есть государственная политика, из чего она будет состоять в будущем, – для того чтобы определиться с предстоящими изменениями.


В качестве цели я бы предложил такую формулировку: «Государственная политика в области кинематографии направлена на дальнейшее развитие отечественной киноотрасли с целью обеспечения зрительской аудитории конкурентоспособной кинопродукции отечественного производства». Имеется в виду, как массовой зрительской аудитории, так и специальные виды аудитории, например, той, которая смотрит фестивальное кино. Дальше: зрительская аудитория здесь рассматривается как отечественная, так и зарубежная на мировых рынках.


Принципы государственной политики закреплены в 126-ом Федеральном законе о государственной поддержке отечественной кинематографии. Я их назову кратко. Первый относится к признанию кинематографии к области культуры, искусства, обязательным условием существования которой является развитие творческой, образовательной, производственной, технической, научной и информационной базы. Второе – это ответственность государства за сохранение и развитие кинематографии. И третье – создание для населения условий доступа к произведениям кинематографии. Вопрос доступа, между прочим, был ключевым на первой конференции Форума, и думаю, что будет рассматриваться и дальше. Но сегодня Форум сосредотачивается на большем круге вопросов, связанных с развитием кинематографией вообще и со стратегией.


Я перечислил в своей презентации восемь направлений государственной политики в той формулировке, в которой они представляются мне, как человеку, который проводит исследования в киноотрасли. Возможно, какая-то содержательная редакция или корректировка, но это можно рассматривать как некоторые предложения, которые я вынес бы на рассмотрение форума.


Итак, первое направление государственной политики – это содействие развитию инфраструктуры кинопроизводства. Очень важно, чтобы государство определило свою позицию по отношению к кинофабрикам, новым павильонам и вообще к инфраструктурному хозяйству, которое крайне необходимо для развития кинематографии в целом. В этом направлении можно было бы задействовать механизмы государственно-частного партнерства или какие-то другие. Второе – поддержка производства и проката национальных фильмов, это блок вопросов, связанных с продюсированием. Третье – содействие расширению и модернизации киносети, это тот самый доступ зрителей в кинотеатры. Четвертое – создание условий для развития отраслевой экономики. Это отдельный вопрос, который касается того, что сейчас отрасль является бюджетозависимой, то есть главным образом зависит от средств государственной поддержки. Пятое направление – содействие интеграции отечественной киноотрасли в мировой кинопроцесс, это связано как с участием российских фильмов в международных фестивалях, так и с развитием копродукции. Шестое – содействие развитию механизмов саморегулирования отрасли. Седьмое – развитие системы кинообразования для отрасли и для зрителей. И, наконец, восьмое – поддержка исследований технологических разработок и инноваций в киноотрасли.


А теперь хотел бы отдельно остановиться на вопросе саморегулирования. Вообще, существует закон о саморегулировании, который был принят в 2007 году, он не имеет широкого применения в разных отраслях, но, тем не менее, определяет ключевые подходы, связанные с саморегулированием. Дело в том, что существуют три уровня регулирования: государственное, рыночное и саморегулирование. Полноценная работа последнего необходима для развития отрасли. Под саморегулированием в законе понимается самостоятельная инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской и профессиональной деятельности и содержанием которой является разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.


О саморегулировании часто стали упоминать, но при этом отдельные механизмы вводятся довольно слабо. Например, в рамках Ассоциации теле- и кинопродюсеров рассматривался вопрос о тарифах, которые позволили бы не переплачивать актерам и некоторым работникам киноотрасли. Я полагаю, что в каждой общественной организации есть вопрос, который может помочь развитию отрасли, если он будет включен в саморегулирование. Например, есть Гильдия продюсеров, которая собирает людей для того чтобы заниматься повышением эффективности кинопроектов, их рентабельности и так далее. Если бы в рамках этой организации был выработан подход к реализации проектов с точки зрения рентабельности и эффективности, то в рамках саморегулирования мы могли бы наказывать нерадивых продюсеров, которые не обеспечивают этой рентабельности и, наоборот, демонстрировать лучшую практику тех, кто показывает высокий уровень профессиональной работы. «Киноальянс», объединяющий кинотеатры, мог бы взять дополнительные обязательства по быстрому и эффективному внедрению системы электронного билета. Существует Союз Кинематографистов и КиноСоюз, которые объединяют людей по профессиональной деятельности. В условиях, когда очень остро стоит вопрос качества российского кино, эти организации могут взять на себя вопрос профессиональной экспертизы и опять же установить какие-то нормы, несоблюдение которых подлежало бы осуждению. Обычно общественные организации рассматриваются как защитники прав тех, кто в них входит, однако практически не поднимается вопрос о том, что саморегулирование в общественных организациях подразумевает некоторые повышенные обязательства, которые распространяются на их членов. И только в этом случае можно рассчитывать, что мнение этих организаций будут слышать представители государства и каким-то образом к нему прислушиваться.





оставить комментарий
страница1/5
Дата23.10.2011
Размер0,9 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх