«Деятельность культурно-просветительных учреждений на Южном Урале в послевоенный период» icon

«Деятельность культурно-просветительных учреждений на Южном Урале в послевоенный период»


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс «Деятельность культурно-просветительных учреждений на Южном Урале в...
Учебно-методический комплекс «Деятельность культурно-просветительных учреждений на Южном Урале в...
Учебно-методический комплекс «Деятельность культурно-просветительных учреждений на Южном Урале в...
Учебно-методический комплекс «Деятельность культурно-просветительных учреждений на Южном Урале в...
Пособие, адресованное студентам институтов культуры...
Пособие, адресованное студентам институтов культуры...
О разрядах оплаты труда по etc работников культурно-просветительных учреждений...
Учебно методический комплекс по спецкурсу «история государственного и муниципальногоуправления...
Второе издание...
Деятельность эвакуированной творческой интеллигенции на южном урале в годы великой отечественной...
Хронология истории...
Урок по истории западной России в 10 классе...



Загрузка...
скачать
Глоссарий

по теме «Деятельность культурно-просветительных учреждений на Южном Урале в послевоенный период»

Алятина А.,

Государственное учреждение

«Региональный центр развития образования»,

Оренбургская область


Библиотека – (греч. книга и хранилище), культурно-просветительное и научно-вспомогательное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати. Библиотеки систематически занимаются сбором, хранением, пропагандой и выдачей читателям произведений печати, а также информационно-библиографической работой. Организация книжного фонда в послевоенный период включала вопросы учета, расстановки, хранения литературы и доставки ее читателю.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 работа библиотек была подчинена интересам обороны страны. Библиотеки издавали справочно-библиографические пособия по военно-технической тематике в помощь промышленности, широко пропагандировали военно-патриотическую литературу.

Послевоенное время характеризуется быстрым ростом библиотечной сети, особенно на селе, увеличением книжных фондов, технической и материальной оснащенности библиотек, разнообразием форм массовой работы. (Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М., «Советская энциклопедия», 1970. Т.3. - С. 300-302)


^ Военная музыка, предназначена для исполнения духовными оркестрами, горнистами барабанщиками при строевом обучении войск, военных ир общественных торжественных церемониях. В прошлом применялась при боевх действиях. (Краткая Российская энциклопедия: В 3 т. Т. 1.: А-К./ Сост. В.М.Карев.- М.: Большая Российская энциклопедия: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. - С. 501)

Деятельность – Одно из фундаментальных понятий классической философской традиции, фиксирующее в своем содержании акт столкновения целеполагающей свободной воли субъекта, с одной стороны, и объективных закономерностей бытия с другой. Соответственно этому в структуре деятельности традиционно выделяются субъектная (целеполагающий субъект) и объектная (предмет деятельности, орудия деятельности и ее продукт) компоненты. (Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. Науч. Ред. И сост. А.А.Грицанов. – М.: АСТ, Харвест, Современный литератор, 2001. – С. 290.)



Драма (греч. буквально – действие), 1) род литературный, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе; специфику драмы составляют сюжетность, конфликтность и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты, отображающие конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, воплощающегося в поведении и поступках героев, и прежде всего в диалогах и монологах. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуется также с возможностями сценического времени, пространства и театральной техники ( с построением мизансцен). Литературная драма, реализуемая актером и режиссером, должна обладать сценичностью. Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия. Главные представители: Эсхил, Софокл, Еврипид, Калидаса, У. Шекспир, Мольер, Ф.Шиллер, Г.Ибсен, Д.Б. Шоу, Ю. О’Нил, Б.Брехт; в России – А.С.Грибоедов, Н.В.Гоголь, А.Н.Островский, А.П.Чехов, М.Горький и др. 2) Один из ведущих жанров драматургии начиная с эпохи Просвещения (Д.Дидро, Г.Э. Лессинг). Изображает преимущественно частную жизнь человека в егно остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с собой («Бесприданница» А.Н.Островского, «Нора» Г.Ибсена, «На дне» М.Горького). Трагическое начало присуще исторической драме. (Краткая Российская энциклопедия: В 3 т. Т. 1: А-К./ Сост. В.М.Карев. – М.: Большая Российская энциклопедия: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. - С. 864.)


^ Духовность (Духовное, дух) – Духовностью называют поиск, практическую деятельность, опыт, посредством которых субъект осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для достижения истины, для самоопределения. Точнее, духовность – духовно-практическая деятельность по самосозиданию, самоопределению, духовному росту человека. Без нее невозможны ни самостоянье человека, ни величие его. (Большой психологический словарь / под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко. – 3-е изд., доп. И перераб. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006 -С. 149.)


Идеология – понятие, посредством которого традиционно обозначается совокупность идей, мифов, преданий, политических лозунгов, программных документов партий, философских концепций; не является религиозной по сути, идеология исходит из определенным образом познанной или «сконструированной» реальности, ориентирована на человеческие практические интересы и имеет целью манипулирование и управление людьми путем воздействия на их сознание. (Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. Науч. Ред. И сост. А.А.Грицанов. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. - С 386.)


^ Идеологические аппараты государства – понятие, фиксирующее в своем содержании инструменты проведения в жизнь господствующей идеологии. (Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. Науч. Ред. И сост. А.А.Грицанов. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001, - С. 386.)


Искусство, 1) художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и др. разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т.п. 2) В узком смысле – изобразительное искусство. 3) Высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности. (Краткая Российская энциклопедия: В 3 т. Т.1: А-К./ Сост. В.М.Карев. – М.: Большая Российская энциклопедия: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. - С. 1054.)


Кружки ученические – самодеятельные объединения учащихся, занимающихся углубленным изучением науки, техники, литературы, искусства, физкультуры; одна из важнейших форм внеклассной и внешкольной работы. Кружковая работа в общеобразовательной школе и др. учебных заведениях, а также внешкольных учреждениях проводится с целью расширения общих и углубления специальных знаний учащихся, удовлетворения их индивидуальных интересов и склонностей, развития творческих способностей, а также с целью организации их разумного досуга. Кружковая работа содействует приобщению учащихся к общественно полезному труду и служит средством профессиональной ориентации учащихся. В ней тесно переплетаются образовательные и воспитательные задачи. Наиболее распространены кружки ученические: предметные, технические, юных натуралистов, краеведческие, художественной самодеятельности, физкультурно-спортивные секции и др. Для учащихся, проявляющих творческий интерес к отдельным отраслям производства, науки и искусства, во внешкольных учреждениях и некоторых вузах создаются кружки повышенного типа (автоматики и телемеханики, радиоэлектроники, компьютерные, литературного творчества, самодеятельные детские театры и т.д.). Кружками для старшеклассников в вузах руководят: преподаватели-ученые и члены научных студенческих обществ.

Кружковая работа отличается от учебной большим разнообразием форм и методов ее организации. В начальных классах в кружковую работу вносятся элементы игры и соревнования. Она проводится в занимательных формах и не имеет ярко выраженной специализации. Тематика и содержание кружковой работы обычно отражают новейшие достижения науки, техники, искусства. Занятия в ученических кружках проводятся в форме бесед, рефератов, докладов, экскурсий и походов, лабораторных и практических научных работ, изготовления моделей и приборов, опытов и наблюдений, соревнований, участия в конкурсах и массовых выступлениях. Очень важно, чтобы результаты деятельности учащихся в ученических кружках становились достоянием всей школы, чтобы эта работа носила общественно полезный и личностный характер, находила отражение в организации вечеров школьных, выставок детского творчества, музеев школьных и др.

Высшей формой кружковой работы являются разнообразные детские и юношеские клубы. (Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацаевич – Мн.: «Соврем. Слово», 2005 - С.271).


Клуб – общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с политической, научной, художественной, спортивной и другими интересами, а также для совместного отдыха и развлечений. (Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). Гл. ред. А.М.Прохоров. Изд. 3-е. М., «Советская энциклопедия». 1973. Т.12. - С. 324)


^ Клубные учреждения – массовые культурно-просветительные учреждения, организующие досуг трудящихся и способствующие их коммунистическому воспитанию, самообразованию, развитию творческих способностей. К клубным учреждениям в СССР относились дворцы и дома культуры, клубы, избы-читальни и т.п.

Основными направлениями деятельности клубных учреждений являлась: массово-политическая работа, трудовое, военно-патриотическое, нравственное и эстетическое воспитание, научно-атеистическая пропаганда, спортивно-массовая работа и художественная самодеятельность. Наряду с использованием традиционных форм (лекции, доклады, тематические вечера, концерты и т.д.) клубные учреждения в послевоенный период осваивали и внедряли такие новые формы политико-воспитательной и культурно-массовой работы, как любительские объединения по интересам (технические, искусствоведческие, спортивные и др.), создавали хозрасчетные курсы машинописи, кройки и шитья, вязания, художественной вышивки, художэественно-оформительские мастерские и т.п. (Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. М., «Советская энциклопедия». 1973. Т.12. - С.326).


Культ – (от лат. - почитание), религиозное почитание существ и предметов, выражающееся в обрядах и молитвах. (Большой Российский энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - С. 784.)


Культура – (возделывание, воспитание, образование) – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения, составляющие корпус культуры, представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций и т.д. ( Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. Науч. Ред. И сост. А.А.Грицанов. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001, - С. 524.)


^ Культурное воспроизводство – передача (трансляция) культурных ценностей и норм от поколения к поколению. Культурное воспроизводство подразумевает механизмы, с помощью которых непрерывно во времени сохраняется и усваивается культурный опыт. Одним из основных механизмов культурного воспроизводства в современных условиях является процесс обучения, который происходит не только на официальном уровне. Особенно сильное влияние на культурное воспроизводство оказывает «Скрытая программа» - аспекты поведения, которым индивиды обучаются на неформальном уровне. (Большой психологический словарь / под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко. – 3-е изд., доп. И перераб. – СПб.: ПРАЙМ- ЕВРОЗНАК, 2006 - С. 252.)


Культурный абсолют – ценность, которая признается членами определенного общества (или культуры) в качестве универсальной, испытанной временем и применимо ко всем обществам и культурам, а не только к своему собственному. (Большой психологический словарь / под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко. – 3-е изд., доп. И перераб. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. - С. 254.)


Киноискусство – род искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами анимации (мультипликации) событий. В киноискусстве синтезируются эстетические свойства литературы, театра, изобразительного искусства и музыки на основе только ему присущих выразительных средств, из которых главные – фотографированная природа киноизображения и монтаж. (Большой Российский энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - С.677.)


Кинематография – вид искусства, зародившийся в 20 веке, представляющий собой «живые картинки», черно-белые или цветные, проецируемые на экран. Является синтезом искусств – музыки, драмы и литературы, но рождением своим целиком обязан разработке техники съемки движущихся объектов, звукозаписи, проявления и печати. (Искусство: большой энциклопедический словарь. М.2001 - С. 226.)


^ Климат социально-психологический (климат морально-психологический; климат психологический; атмосфера психологическая) – качественная сторона отношений межличностных, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной деятельности совместной и всестороннему развитию личности в группе.

Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата: 1) доверие и высокая требовательность членов группы друг у другу; 2) доброжелательная и деловая критика; 3) свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; 4) отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; 5) достаточная информированность членов коллектива о его задачах и о состоянии дел; 6) удовлетворенность принадлежностью к коллективу; 7) высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях; 8) принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов, и пр. (Психологический словарь/авт.-сост. В.Н.Копорулина, М.Н.Смирнова, Н.О.Гордеева, Л.М.Балабанова; Под общей ред. Ю.Л.Неймера. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - С. 179).


Лекция – (польск.чтение вслух) – устный информативный жанр, главным образом научного обобщения. Его главная цель – сообщение слушателям, аудитории информации по определенной теме. Автор (лектор) отличается от адресатов более высоким социальным статусом – преподаватель по отношению к ученикам, слушателям, студентам; специалист – по отношению к интересующимся проблемой, и т.п. В зависимости от соотношения ролей лекция может быть учебной и научно-популярной.

Учебная лекция обращена к студентам, аспирантам, слушателям курсов и уже поэтому предполагает обязательную для них роль адресата.

Научно-популярная лекция предполагает необязательность для адресата этой роли, она рассчитана на любителей, непрофессионалов в данной области.

Современная научно-популярная лекция выросла из публичной лекции (публичных чтений), традиция которых сложилась в общественно-языковой практике России в середине 19 в. Известно влияние на умонастроение публики чтений Т. Н. Грановского.

В советской общественно-языковой практике, когда культивировалась лекционная пропаганда, бытовал жанр пропагандистской лекции. Ее содержание составляли проблемы внутриполитической и международной жизни, причем не столько информирование слушателей о событиях, сколько сообщение им официальных оценок. Прослушивание таких лекций было обязательным в системе политпросвещения (университеты марксизма-ленинизма, курсы повышения квалификации, методические семинары и т.п.) Устная лекционная пропаганда считалась более действенной, чем печатная, ее осуществление предполагало подготовку армии лекторов-пропагандистов.

Таким образом, проблема лекторского мастерства была всегда объектом внимания при постижении опыта учителей в науке. (Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под Ред. Л.Ю. Иванова, А.П.Сковородникова, Е.Н.Ширяева и др. – М.: Флинта: Наука, 2003 - С. 291-293).


Литература – (буквально – написанное), произведение письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература). Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию. В этом значении литература – явление искусства. Материальный носитель образности в литературе – речь – позволяет ей необычайно широко осваивать и активно широко истолковывать жизненные процессы во всей их сложности, в т.ч. внутренний мир людей, их поступки, формы поведения и общения, воплощаемые в высказываниях. Литература представляет собой формирующиеся на протяжении тысячелетий динамическую систему литературных родов (эпос, лирика, драма), жанров, мотивов, сюжетов, образов, стиховых прозаических форм, изобразительных средств языка, приемов композиции. Существуют виды письменных произведений, смыкающиеся с художественной литературой, - мемуарная, эпистолярная, документальная литература. Творчество выдающихся деятелей художественной литературы знаменует важнейшие фазы развития мировой и национальной культуры. (Краткая Российская энциклопедия: В 3 т. / Сост. В.М.Карев. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – Т. 2. С. 342.)


Музеи – (греч. – место, посвященное музам, храм муз) научные, научно-просветительные учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры – первоисточников знаний о развитии природы человеческого общества. Музеи сосредотачивают в своих фондах главным образом предметы вещественные и изобразительные, в том числе произведения искусства, вместе с тем в музеях хранятся и письменные источники (рукописные материалы, печатные документы, книги представляющие историческую ценность.). (Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). Гл.ред. А.М.Прохоров. Изд. 3-е. М., «Советская энциклопедия», 1974. - С. 84-85).


Народная музыка – музыкальная традиция, существовавшая первоначально в устной форме. Многие народные песни возникли в качестве ритмического сопровождения ручного труда или были частью определенного ритуала. Каждая музыкальная культура имеет свой звуковой идеал, свои ладовые нормы. (Большой энциклопедический словарь. Искусство. Серия БЭС. - С. 337).


Патриот (от греч. земляк, соотечественник) – личность, подчиняющая свою жизнь интересам отечества. (Политология: Энциклопедический словарь /Общ. Ред. И сост.: Ю.И. Аверьянов.- М.: Изд-во Моск. Коммерч. Ун-та.1993.- С. 247)


Патриотизм – (от греч. соотечественник, родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Патриотизм – «одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств».

Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к земле, языку, традициям формируются уже в древности. В условиях развития капитализма, формирования наций, образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания. Однако по мере обострения классовых противоречий патриотизм перестает отражать общенациональные моменты, как это было в период борьбы с феодализмом, ограничивается с эксплуататорскими интересами.

В условиях консолидации и развития новой исторической общности людей – советского народа – происходило формирование общесоветских политических и социально-психологических ценностей. Возникла общенациональная гордость - это был важный элемент социалистического патриотизма. (Большая советская энциклопедия. (в 30 томах). Гл.ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. М., «Советская энциклопедия», 1975. Т.19. Стр. 282.)


Просвещение – Просвещаться; распространение знаний, образования, культуры. Система воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений. (Современный толковый словарь русского языка / Гл.ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2006 - С.642)


Просветить – распространить среди кого-либо знания, культуру. (Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2006 - С. 642)


Публичная речь – профессиональная речь педагогов, лекторов, дикторов, юристов, ученых, священнослужителей, государственных и политических деятелей в особых речевых ситуациях, обращенная к многочисленной аудитории, использующая специфические средства и поэтому требующая особых навыков от выступающего. Различаются роды и жанры публичной речи (роды – речь академическая, дипломатическая, педагогическая, политическая, религиозная, художественная, поздравительная, судебная и т.д.; жанры – доклад, лекция, парламентская речь, беседа, приветственное слово, критическое выступление, дискуссия, выступление на собрании, митинге, заседании и др.) Публичная речь может быть подготовленной и, реже, неподготовленной (спонтанной), когда она формируется непосредственно в процессе общения. Выступающий может держать в уме текст речи, обращаться к тезисам или время от времени к письменному тексту (для справки), он может читать текст (в ходе научного доклада); когда же речь не подготовлена, опоры на письменный текст, естественно нет.

«Налаживание» публичной речи начинается с волевых процессов – необходимости воздействовать на психику и других людей.

Мастерство публичного выступления – это не столько сумма знаний, сколько совокупность умений и навыков.

Для выступающего, немаловажную роль способность внушать эмоции и влиять на поведение аудитории.

При обучении публичной речи огромное значение имеет анализ образцовых речей с точки зрения их содержания и построения. При этом обращают внимание на композиционные части, главный вопрос речи и способы его раскрытия, план текста.

Особого внимания заслуживает этикет в русской публицистической речи – совокупность языковых средств, словесных формул в соответствии с правилами приличия, принятыми в обществе. Необходим особый такт в управлении аудиторией, знание форм обращения в официальной и неофициальной обстановке, способов привлечения внимания. Важно использовать особые типы интонации для выражения ораторского отношения к предмету речи, к собеседнику к аудитории. В соблюдении этикета определенную роль играют паралингвистические средства (мимика, жесты).

У опытного выступающего совершенные механизмы дыхания, голосообразования и артикуляции выступают в тесном единстве. (Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. – М.: Флинта: Наука, 2003. - С. 529-531)


^ Социальное насилие (агрессивность) – применение или угроза применения силы (в прямой или косвенной форме) с целью принуждения людей к определенному поведению, - господство одной воли над другой, чаще всего связанное с угрозой человеческой жизни. Насилие всегда сопровождало человеческую историю. Каких-либо однозначных оценок его истоков, причин и функций в социальном процессе не существует, поскольку всегда необходим анализ конкретной исторической ситуации с учетом того, что в любой культуре есть по крайней мере две ценностный ориентации: первая исходит из стремления подавления противоположной стороны, навязывания ей своей воли через систему власти; вторая опирается на принцип равноправия сторон, стратегию диалога, компромисса, баланса сил, отказа от репрессивных форм власти. Во взаимодействии этих ориентаций и выявляется эволюция форм насилия в истории, причем налицо две тенденции: движение от явных форм насилия к более скрытым; стремление к ограничению насилия в контексте утверждения неотъемлемых прав человека. В конечном счете основная проблема заключается в том, какую из названных ориентаций с большим правом можно считать фактором эволюции и двигателем прогресса. Эволюция общества свидетельствует о постоянном росте потенциала насилия в социальных отношениях. В традиционных обществах насилие чаще всего выступало в формах непосредственной реакции на «чужого» вплоть до его уничтожения, но здесь на передний план выходят формы косвенного, скрытого насилия. Исторический опыт показывает, что хотя насилие в ряде случаев оправданно (сопротивление агрессору, угнетателю и т.п.), оно в конечном счете носит разрушительный характер, отбрасывает общество назад, способствует деморализации и росту проявлений негативных сторон человеческой природы. Особенно опасны широкие насильственные действия в современном обществе с его техническими системами и возможностями. Закономерно, что общество выходит к иным технологиям социальных изменений на основе равноправия сторон (естественно, признающих фундаментальные права человека), диалога, компромисса, солидарности, сотрудничества, культурно-морального блокирования деструктивных тенденций человека посредством его внутренних, духовных преобразований, принятия собственной ответственности за зло. При этом нужно видеть особую опасность косвенного, психологического насилия, выражающегося в форме навязывания мифов, искаженной информации, манипулирования человеческим сознанием. Понимание того, что насилие порождает только насилие, привело к формированию в 20 в. этики и практики ненасильственной борьбы за более справедливое общество (Толстой, М.Ганди, М.Л.Кинг). (Новейший философский словарь / Сост. А.А.Грицанов. – МН.: Изд. В.М.Скакун, 1998. - С. 659)


^ Социальное взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов друг на друга, в котором взаимодействующие стороны связаны циклической причинной зависимостью. Социальное взаимодействие как вид связи представляет интегрированность действий, функциональную координацию их следствий, т.е. систему действий. Возникает из совместного участия объектов взаимодействия в сложной , подвижной сети социальных отношений, задавая способы реализации совместной деятельности, оказываясь основанием общественной силидарности. Социокультурные опосредования социального взаимодействия анализируются в различных моделях, акцентирующих его институциональные или коммуникативные следствия. (Новейший философский словарь / Сост. А.А.Грицанов. – Мн.: Изд. В.М.Скакун, 1998. - С. 656).


Стремление – настойчивое желание добиться чего-либо, выступающее как мотив деятельности, хорошо осознанный по своей цели, с которой стойко связан и выраженный волевым усилием для ее достижения. Стремление может быть кратковременным процессом, психологическим состоянием и свойством личности, определяющим ее направленность. (Педагогика: Большая современная энциклопедия/ Сост. Е.С. Рапацевич – Мн.: «Соврем. Слово», 2005. - С. 560)


^ Стремление к творческим достижениям – проявляется в стремлении личности наилучшим образом выполнить свою деятельность, в стремлении в каждом новом деле достигать новых высот, новых успехов. Иными словами, это стремление не останавливаться на достигнутом, а идти дальше, делать сегодня лучше, чем вчера. Критериями оценки служат степень и частота проявленного качества. (Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С.Рапацевич – Мн.: «Соврем. Слово», 2005 - С. 560)


Театр – (от греч. – место для зрелищ, зрелище), род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Произведение современного театрального искусства – спектакль – создается на основе драмы или музыкальные сценические произведения в соответствии с замыслом режиссера (в балете – балетмейстер и дирижера, в опере – режиссера и дирижера) и под его руководством совместными усилиями актеров, а также художников и других. (Большой Российский энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003 - С. 1547)

Театрформа общественного сознания, он неотделим от жизни народа, его национальной истории и культуры. Расцвет или упадок театра, развитие тех или иных форм, тенденций, идей, само место театра в жизни общества и характер его связей с современностью обусловлены особенностями социальной структуры общества, его духовными запросами.

В годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период основное место репертуаре заняли пьесы Симонова, Леонова, Корнейчука и другие, посвященные подвигу советского народа на фронте и в тылу. Образ советского патриота – участника Отечественной войны, борца за мир, был в центре внимания театров и в первые послевоенные годы. В 50-е гг. большой творческой победой советского театра стали новые постановки пьес советской классики (Маяковский, Вишневский), ставились пьесы, посвященные становлению характера современного молодого героя. Углубленное, философско-гуманистическое толкование получили произведения русской и мировой классической драматургии (Шекспир, Лермонтов, Л.Н.Толстой). (Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). Гл. ред. А.М.Прохоров. Изд. 3-е. М., «Советская энциклопедия». 1976. Т. 25. - С. 332-335)


^ 20 съезд КПСС (1956) – осудил культ личности как явление, чуждое духу социалистического общественного строя. В постановлении ЦК КПСС от 30 июня 1956 «О преодолении культа личности и его последствий» партия дала объективную всестороннюю оценку деятельности Сталину, развернутую критику культа личности. (Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. М., «Советская Энциклопедия», 1976. Т. 24. - С. 401.)


Культурно-просветительная работа в СССР – система мероприятий, содействующих коммунистическому воспитанию и политическому просвещению трудящихся, подъему их общего культурного уровня, развитию их творческих способностей, организации досуга.

Под термином «Культурно-просветительная работа» понимают направленную деятельность клубных учреждений, массовых библиотек, парков и садов культуры и отдыха; большое место занимает культурно-просветительная работа в работе музеев, кинотеатров, театров и других учреждений культуры, а также радио и телевидения. В широком смысле понятием культурно-просветительная работа охватывается любая организованная вне учебных заведений деятельность, способствующая культурному росту человека.

Важнейшая цель культуры – воспитание в человеке высоких нравственных качеств, обогащение его духовного мира. (Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах) Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. М., «Советская энциклопедия», 1973. Т.13. - С. 599).




Скачать 186,11 Kb.
оставить комментарий
Дата23.10.2011
Размер186,11 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх