«Культура Тверского края в XIII-XV веках» icon

«Культура Тверского края в XIII-XV веках»



Смотрите также:
Урок на тему: «Культура Тверского края в конце XVI-XVII вв.»...
Урок на тему: «Культура тверского края во второй половине XIX начале XX в.»...
Музыкальный диалог: Государственный камерный оркестр «Времена года» Молодые дарования Тверского...
Русская сказка xix-xxi веков: народная наивная массовая литературная На материале сказок...
Программа оот краеведческой направленности «народные обряды и культурные традиции тверского...
Тематическое планирование уроков музыки по курсу «Музыкальная культура Тверского края» 8 класс...
Тема: «Феодальная раздробленность на Руси в XII xiii веках»...
Северный Кавказ в XIII xv веках: проблемы политической истории и этнокультурного...
Методические рекомендации к занятиям по дисциплине «Культура Владимирского края» Составители...
«Культура края»...
Тверь в XIII-XV веках 07. 00. 06 археология...
История Московского Кремля...



скачать
Приложение 2. Верба В.И. – учитель истории МОУ «Некрасовская СОШ» Калининского района.

Урок на тему: «Культура Тверского края в XIII-XV веках»

Пояснительная записка

Культурной традицией любого народа является получение знаний о том крае, где ты родился и живёшь. В этом отношении, значение краеведческого материала в преподавании истории, географии, мировой культуры и других учебных предметов школы трудно переоценить. В самых увлекательных формах - экскурсии, походы, экспедиции, подготовка экспонатов для выставок, создание школьных музеев - краеведение дает возможность приобщить учащихся к добросовестному общественно полезному труду, преодолевая любые формы национального эгоизма и ограниченности. Учебно-воспитательная работа в школе становится наиболее эффективной, если она носит поисковый, исследовательский характер, который и есть суть краеведения в целом.

  • Историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданственных качеств личности.

  • Значение краеведческого материала в преподавании истории в школе трудно переоценить. Он позволяет конкретизировать излагаемый учителем материал по всеобщей истории и истории Отечества в различные исторические эпохи. Историческое краеведение является одним из составляющих компонентов исторического образования, ведь изучать историю Отечества без знания о родном крае, всё равно, что аплодировать одной рукой.

  • Краеведение не только эффективный способ решения учебно-воспитательных задач, но и возможность каждому учителю приобщиться вместе с учащимися к научно-исследовательской работе. За последние два года учениками нашей школы подготовлены проектные работы по локальному краеведению: истории возникновения деревни Некрасово и села Красная Гора, истории Воскресенского храма. Собран и оформлен материал о судьбах земляков в годы Великой Отечественной войны. По признанию самих школьников в ходе работы над проектами «история не просто становится ближе и понятней, но появляется чувство, что ты и сам есть часть истории своего села, края, своей Родины в целом».

^ Цели и задачи урока

1. Познакомить обучающихся с уровнем развития культуры Тверского княжества в период великого княжения Твери – XIII-XV веков.

2. Показать влияние византийской и киевской культурной традиции на памятники культуры Тверского княжества XIII-XV веков.

3. Определить вклад Твери в развитие культуры Древнерусского государства.

4. Развивать патриотические чувства учащихся.

^ Оборудование урока

Учебное пособие « История Тверского края» В.М. Воробьёв., 2005г.

«История Тверской земли» С. Михня, М. Тверь, 2008 г.

Дополнительный материал к уроку – Приложение.

Электронная презентация по теме урока.

^ Основные понятия

культура, живопись, фреска, икона, архитектура, летопись, берестяная грамота, монастырь.

План урока

1.Предпосылки и условия для развития культуры в княжестве.

2.Начало Тверского летописания.

3.Архитектура древней Твери.

4.Тверская иконописная школа.

5.Прикладное искусство.

6. Вклад Твери в развитие культуры Древнерусского государства.

Ход урока

I Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Задание классу:

В рассказе учителя о начальном этапе становления Тверского княжества выявить условия, способствовавшие развитию культуры .

Во второй половине XII века Тверь была небольшой крепостью на западной границе Суздальской земли, в начале XIII века она входила в состав Переяславского княжества. В 1238 году Тверь была разорена монголо-татарами, однако быстро восстанавливается после погрома. В 1247 году Тверь стала центром удельного княжения брата Александра Ярославича Невского князя Ярослава Ярославича – родоначальника тверской княжеской династии.

Географическое положение Твери на важном торговом пути, связывавшем Новгород с Северо-Восточной Русью, и сравнительная удалённость от Орды, способствовали притоку населения из других русских земель. Город быстро рос. Это объясняется тем, что изменилась политическая роль Твери. В 1264 году тверской князь Ярослав Ярославич стал великим князем русских земель. Тверь стала столицей. Этот факт требовал определённых усилий от князя и горожан в изменении его облика города в соответствии со статусом.

Ответы учащихся

  • Выгодное географическое положение княжества: располагалась на важном торговом пути;

  • удалённость от Орды;

  • изменение политической роли Твери – великое княжение с 1264 года;

  • приток населения из других русских земель.

Задание учащимся

  • Прочитать первые четыре абзаца текста §11 на странице 52-53 и ответить на вопросы:

  • Какие ещё условия в жизни Тверского княжества XIII-XV веков способствовали развитию культуры?

Ответ учащихся:

  • Покровительство культуре тверского князя;

  • Духовный подвиг первого тверского епископа Симеона.

Назвать виды искусств, получившие развитие в крае.

  • троились церкви и монастыри - архитектура/зодчество/.

  • Фрески, иконы, миниатюры - /живопись./

  • Началось тверское летописание. /Историческая хроника/.

Что такое летопись? Какая из летописей Древней Руси вам известна?

Ответ учащихся:

  • Запись исторических событий по годам

  • «Повесть временных лет» Нестора из Киево-Печерского монастыря.

Сообщение ученика о тверском летописании.

Тверское летописание началось с 1285 года, раньше, чем в других новых центрах Северо–Восточной Руси. Летописцы сосредотачивали внимание на местных событиях, но рассматривают историю своих земель как продолжение истории Русского государства. Утверждение местной летописной традиции отражало рост самосознания тверитян и силу Тверского княжества.

Образцом для тверских летописцев послужили киевские летописи и, прежде всего «Повесть временных лет» Нестора, а также историческое повествование «Хроника Георгия Амартола» византийского монаха Георгия (IX век), называвшего себя Амартолом, то есть «грешным». В начале XIV века по заказу княжеского дома был создан «список этой хроники. Сила и власть императора, определённая Богом, - одна из главных тем повествования. Эта идея была близка нескольким поколения тверских князей, боровшихся за великое Владимирское княжение.

^ Вопросы учащимся:

Кому, по-вашему, мнению, могли поручить дело летописания тверские князья? Почему?

  • Инокам тверских монастырей, так как именно монастыри в тот период времени были центрами грамотности на Руси.

Дошли ли тексты тверских летописей до нашего времени? Где их можно увидеть?

  • Дошли в отдельных фрагментах. Увидеть их можно в краеведческом музее города Твери.

Архитектура Тверского княжества.

С начала XII века начался новый этап в развитии русской архитектуры. Наиболее типичным стал для этого периода кубический храм с массивной главой. Архитектура XII-XIII веков отличается от предшествующего периода уменьшением объёмов, и упрощением внешнего вида каменных зданий. Многие русские земли имели собственных строителей, но всё же продолжали киевскую архитектурную традицию. При сохранении общих черт архитектуры в разных центрах Руси вырабатывались её местные особенности. В этот период времени заметно ослабевает византийское влияние на определение архитектурного стиля храма. После монголо-татарского нашествия, надолго прервалось строительство храмов в центральной части России.

В 1285 году в Твери начали строительство белокаменного собора во имя Спаса Преображения. Он возводился на месте деревянной церкви Козьмы и Дамиана. Постройкой собора Тверь первая начала возрождение каменного строительства на Руси.

Сообщение учащегося о Спасо-Преображенском соборе

^ Вопросы к классу:

Какие архитектурные черты древней Руси сохранены в облике храма?

Ответ учащихся:.

  • Лопастное деление стены храма, барабан с вертикальными прорезями окон, напоминающими аркатурный пояс. Форма купола, барабаны куполов, пилястры, апсиды.

Что отличает тверской храм от храмов XII века?

  • Храм многокупольный, отсутствует аркатурный пояс, нет каменной резьбы, пилястры делят стену храма не на три, а на пять частей.

Чем, по-вашему, мнению, можно объяснить упрощение техники строительства и декоративной отделки храма?

  • В удельных княжествах было меньше финансовых возможностей для возведения грандиозных храмов.

  • Упрощение техники и отделки позволяет возводить храмы в короткие сроки в соответствии с материальными возможностями заказчика и его эстетическими представлениями.

Единственным сохранившимся памятником зодчества эпохи Великого княжества тверского, является церковь Рождества Богородицы в селе Городня Конаковского района, заложенная в 1390 году. В XIV-XV веках на этом месте располагался город Вертязин.
Древняя церковь представляет собой небольшой белокаменный куб. Завершается он высоким, двойным барабаном, увенчанным куполом. Древний портал сохранился до сих пор. Шатровая колокольня была построена возле храма значительно позже.

Княжеский дворец в Тверском кремле.

Значительным сооружением Тверского кремля являлся княжеский дворец. В XIII веке он был срублен из дерева, а в XIV веке отстроен заново, возможно из камня. Так как ещё в 1240 году Тверь пополнилась мастерами каменного строительства и резьбы, ювелирами и художниками из Владимирской земли, бежавшими сюда во время монголо-татарского нашествия, можно предположить, что эти мастера привнесли на Тверскую землю художественные традиции Северо -Восточной Руси. Возводимые ими храмы и княжий дворец, имели следы владимирские. Но, скорее всего архитектурные проекты тверских храмов и теремных дворцов определяли сами заказчики – тверские князья.

Монастыри и их роль.

Вокруг Твери в XIII-XV веках поднимаются монастыри, как форпосты на пути к городу. Они были не только религиозными и культурными центрами, но и играли роль щита для Твери. Брали на себя первый удар противника, задерживая его своим сопротивлением, давали возможность князю и городу собраться с силами и встретить врага достойно. Это Отрочь монастырь в устье Тверцы, основан в середине XII в. В 1394 году основан епископом Арсением Жёлтиков Успенский монастырь на берегу реки Тьмаки, в 1397-98 г. был основан Стретенский Саввин монастырь. Его возглавил выходец из тверского боярского рода, ставший известным на Руси как Савва Вишерский. В XIV в. основан Воскресенский Оршинский монастырь.

^ Иконопись в Твери XIII-XV веках

Вопросы:

К какому виду искусства относятся сохранившиеся с XIII-XV веков фрески, книжные миниатюры, иконы?

  • Книжные миниатюры, иконы, фрески, мозаика – живопись.

Что такое икона?

  • Икона в христианстве – изображение лиц или событий священной церковной истории, являющееся предметом почитания у православных христиан.

Традиции какой иконописной школы были в самом начале иконописных школ на Руси?

  • Византийская школа.

Особенности византийского стиля в иконописи:

  • сочетание плоских силуэтов с плавной ритмикой линий;

  • благородная гамма красок с преобладанием пурпурных и лиловых, синих, оливково-зелёных и золотых цветов;

  • в изображении лиц главное внимание к душевным переживаниям изображаемого: огромные глаза, высокий лоб, тонкие губы, удлинённый овал лица – торжественно-сосредоточенное выражение;

  • высокие помыслы, духовность, святость;

  • плоские, застывшие фигуры на голубом и золотом фоне;

  • условность в изображении.

Тверская школа иконописи.

На рубеже XIII-XIV веков складывается самостоятельная тверская школа иконописи. В живописи, как и в архитектуре, Тверь обращалась к художественному наследию Киева и Владимира. Летопись Твери упоминает неоднократно культурные связи с этими городами. Древнейшим из сохранившихся произведений считают тверскую икону « Борис и Глеб». Почитание сыновей киевского князя Владимира, злодейски убитых в 1015г., по приказу их брата Святополка Окаянного, получило широкое распространение по всей Руси. Тверская икона – одно из первых изображений братьев. Она, возможно, воспроизводит ещё их реальный облик, запечатлённый современниками князей на первых киевских иконах.

Но и в XIV веке большое влияние на древнерусскую живопись оказывало искусство Византии и православного Востока. Поддерживались постоянные связи с Константинополем, религиозным и культурным центром православия. Из Твери туда посылалось много «милости оскудения ради», то есть богатые подарки, а в Тверь привозили произведения византийского искусства. В 1399 году Константинопольский патриарх прислал Михаилу Александровичу икону «Страшный суд», которая произвела на князя сильное впечатление.

Вопросы:

Чем отличается тверская иконописная школа от византийской иконописи?

  • Меньше условности в образах, больше сходства с жизнью.

В чём вы видите сходство тверских икон и византийских?

  • фигуры изображены на золотом фоне, плоские силуэты, духовность и святость подчёркивается торжественно-сосредоточенным выражением лиц.

Прикладное искусство.

У тверского князя работали умелые мастера оружейного дела. Одним из известных шедевров прикладного искусства XIV в. является парадная рогатина князя Бориса Александровича, очень любившего охоту на дикого зверя. Появление рогатин датируется XII веком, что согласуется с письменными источниками. Её первое упоминание как боевого оружия относится к 1149 г., а в 1255г. Даниил Галицкий, охотясь на вепрей, «сам же уби их рогатиною три».

На втулке рогатины Бориса Александровича сделаны изображения, смысл которых в настоящее время неизвестен — они связаны либо с христианскими мотивами, либо с событиями из тверской жизни. Наиболее вероятно, что на пластинах втулки изображены последние минуты жизни тверского князя Михаила Ярославича в Орде. Эта рогатина в описи Оружейной палаты 1678 года записана третьей: «Рогатина булатъ красной, тулея обложена серебромъ рѣзным золоченым — рѣзаны травы и люди и птицы; на тулеѣ на краю двѣ строки подпись: Рогатина Великого Князя Бориса Александровича».

^ Вопрос учащимся:

Кто из тверских купцов совершил путешествие в Индию?

  • Тверской купец Афанасий Никитин.

Что вы знаете об этом путешествии?

Какое значение для исторической науки имеют его путевые записки?

Свой труд Тверитянин назвал «Хожением за три моря». Это произведение является первым в Европе правдивым описанием народов Индии и Востока. «Хожение за три моря», стало не только значительным литературным произведением Московской Руси, но и как исторический источник включено в Московскую летопись XV в.

Закрепление изученного материала.

Вопросы:

Какое место в русской средневековой культуре принадлежит Тверскому княжеству?

Назовите достижения в развитии культуры Тверского края XIII-XV вв.

Тверское княжество в XIII-XV веке переживало период подъёма. Великие тверские князья пользовались международным авторитетом. Тверское княжество было политическим и культурным центром Руси.

Культура Тверского княжества XIII-XV веков была яркой, самобытной. Достижения тверских мастеров сыграли большую роль в сохранении и приумножении культурного наследия средневековой Руси. Строились храмы, монастыри, создавались сложные инженерные сооружения оборонительного назначения – крепостные стены, ворота и башни. Храмы украшались иконами местной художественной школы иконописи, стены храмов расписывались фресками, передававших содержание Священной истории. В княжестве началось самостоятельное летописание, причём велось оно не только в Твери, но и в Кашине. Чеканились собственные деньги, создавались книги, украшенные миниатюрами. Бережно хранились книги, полученные из Киева и Константинополя. В XV веке в Твери раньше, чем в других землях, началось производство пушек. В Твери развивается грамотность. Школы открываются при монастырях и церквях. Грамотными были не только люди богатые и знатные, но и простые горожане. Доказательством тому является содержание найденных тверских берестяных грамот. Тверь вела обширную торговлю не только с русскими землями, но и иноземцами Запада и Востока. Далёкие путешествия купцов за пределы русских земель были делом опасным, рискованным, но не редко весьма прибыльным. Во второй половине XV века удивительное путешествие в Индию совершил тверской купец Афанасий Никитин. События, свидетелем и участником которых стал Никитин, известны по его путевым заметкам. Свой труд Тверитянин назвал «Хожением за три моря». Это произведение является первым в Европе правдивым описанием народов Индии и Востока. «Хожение за три моря», стало не только значительным литературным произведением Московской Руси, но и как исторический источник включено в Московскую летопись XV в. Достижения культуры Тверского княжества XIII-XV веков являются значительным вкладом в развитие общерусской культуры.

Домашнее задание: § 11,16-17. таблица «Памятники Тверской культуры XIII-XV веков».


Вид искусства

Памятники культуры в Твери

архитектура




живопись




Прикладное искусство






Проверь себя:

I. Какое из названных событий произошло в Тверском крае в 1264 году?

1.Первое упоминание в летописи Твери.

2.Разгром Твери монголо-татарами.

3.Начало княжения Ярослава Ярославича.

4.Ярлык на Великое княжение выдан в Орде тверскому князю.

II. Как называется первый каменный храм XIII века в Твери?

  1. Рождества Богородицы

  2. Свято-Успенский собор.

  3. Белая Троица.

  4. Спасо-Преображенский собор.

III. Как называется архитектурный стиль русских храмов в XII веке.

1.шатровый.

2.ярусный.

3.русско-византийский.

4.крестово-купольный.

IV. Укажите архитектурный элемент внутреннего устройства древнерусских храмов.

  1. закомары

  2. пилястры

  3. алтарь

  4. апсиды

V. Что из названного не относится к возвышению Твери?

1.Удобное географическое расположение.

2. Приток населения в Тверской край из южных земель Руси.

3. Деятельность тверского князя Ярослава Ярославича.

4. Первое упоминание в летописи о Москве.

VI. В каком из тверских храмов был захоронен князь Михаил Ярославич?

1. Свято-Успенский храм Отроч монастыря.

2.Рождества Богородицы с. Городня.

3.Свято-Преображенский храм.

4.Белая Троица.

VII. Как называются рисунки, выполненные в летописях и древних русских книгах.

1.фреска.

2.миниатюра.

3.арабеска.

4.мозаика.

VIII. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных событий.

А. Строительство Жёлтикова монастыря.

Б. Строительство Спасо-Преображенского собора.

В. Строительство Тверского кремля.

Г. Строительство Отроч монастыря.















IX. Установите соответствие между тверскими князьями и событиями, относящимися к их княжению.

Князья: События:

А.Ярослав Ярославич. 1.Мученическая смерть в Орде.

Б.Борис Александрович. 2.Начало великого княжения.

В.Михаил Ярославич. 3.Период наивысшего подъёма.

Г.Михаил Борисович. 4.Потеря самостоятельности.














X. Прочтите отрывок из документа и укажите его автора.

«Божией милостью дошел я до третьего моря - Черного, что по-персидский дарья Стамбульская. С попутным ветром шли морем десять дней, и дошли до Боны, и тут встретил нас сильный ветер северный и погнал корабль назад к Трабзону. Из-за ветра сильного, встречного стояли мы пятнадцать дней в Платане. Из Платаны выходили в море дважды, но ветер дул нам навстречу злой, не давал по морю идти. (Боже истинный, боже покровитель!) Кроме него - иного бога не знаю. Море перешли, да занесло нас к Балаклаве, и оттуда пошли в Гурзуф, и стояли мы там пять дней. Божиею милостью пришел я в Кафу за девять дней до Филиппова поста».

Ответы к заданиям.I-4; II-4; III-4; IV-3; V-4; VI-3; VII-2; VIII-ВГБА;

IX-2341; X-Афанасий Никитин.

Литература:

1.«История Тверского края» В.М. Воробьёва., Тверь, Созвездие 2005 г.

2.«История Тверской земли» С. Михня, Мартин. Тверь, 2008 г.

3. «Памятники архитектуры Тверской области», 2000 г.;

4. «Тверская область». Энциклопедический справочник, Тверь. 1994 год;

5.«Прогулки по старой Твери», Тверь.1998г.

6. «Памятники архитектуры Тверской области», 2000 г.; Тверь..

7.Сайт- www.tverplanet.ru.

8.Сайт-www.libraru.twer.ru.

9.Сайт-www.twer.eparhia.ru.

Приложение 1

Летописание

С XIII по XV в. в Тверском княжестве велась местная летопись. Тверское летописание, как и некоторые другие областные летописи, сохранилось не в полном виде, поэтому можно думать, что московские книжники, борясь с проявлениями областного сепаратизма в литературе, либо уничтожали местную книжность, в том числе в первую очередь летописи, либо значительно ретушировали ее в духе объединительной московской политики. Наиболее полно тверское летописание сохранилось в так называемом Тверском сборнике, в Рогожском летописце и в Симеоновской летописи. Частично тверские известия читаются в летописях Воскресенской, Никоновской, Новгородской IV и Лаврентьевской.


Летописные записи о событиях Тверского княжества начинаются, насколько позволяет судить материал, с 1285 г., когда князем Михаилом Ярославичем была построена «великая соборная церковь» Спаса в Твери, главный храм тверского епископа. Инициативе епископа Симеона и принадлежит, вероятно, возникновение летописания в Твери. В 1305 г. великий князь владимирский Михаил Ярославич тверской положил начало великокняжескому летописанию в Твери, использовав для этого последний свод 1281 г., составленный в Переяславле его предшественником по великокняжескому столу. Вспомогательными источниками ему послужили летописи Новгородская, Рязанская и личный Летописец князя ярославского и смоленского Федора Черного. Между 1283 и 1285 гг. он включил записанный в Ростово-Суздальском крае или в Новгороде рассказ о баскаке Ахмате, основанный на устном предании о том, как Ахмат пощадил попавших к нему в плен в Курском княжестве паломников и гостей и, одарив их платьем казненных бояр, отпустил, сказав: «вы есте гости а поломници, ходите по землям, тако молвите: хто иметь держати спор с своим баскаком, тако ему будет». Свод 1305 г. имел продолжение, сделанное при Михаиле Ярославиче и оформленное после его смерти в свод 1319 г., но затем этот свод вместе с великокняжеским летописанием был перенесен в Москву, подвергся здесь соответствующей переработке и продолжался уже как свод московский.


Когда Александр Михайлович тверской получил в Орде ярлык на «великое княжение Тверское», свод 1319 г., пополненный известиями 1319—1327 гг. местной тверской летописи, получил значение тверского великокняжеского Летописца. В 1360—1370-х годах тверской князь Михаил Александрович, боровшийся за великое княжение Владимирское, подготовлял новый тверской свод, и эти годы заполнены обстоятельными летописными записями, обрывающимися после 1375 г. В этом году тверской князь, под давлением военной силы, признал себя младшим братом московского князя, и летописание заглохло до того года, когда Михаил Александрович, ободренный трудным положением Москвы после нашествия Тохтамыша, снова поехал в Орду искать «великого княжения». С 1382 г. до конца княжения Михаила Александровича идут систематические летописные записи. С этого времени летописание не прерывается до потери Тверью самостоятельности.


В Тверской летописи много места занимали рассказы о церковных делах, говорилось о постройке церквей, вводились жития, легенды. Уделялось внимание политике князей в церковных вопросах. Однако церковной эту летопись назвать нельзя. Возникнув в ту пору, когда, по словам владимирского епископа Серапиона, уже много лет продолжалось «томление и мука» монгольского ига, летопись уделяет главное внимание ужасам татарщины и борьбе с Москвою. Введено поэтому много воинских повестей, княжеских биографий, настолько своеобразных по содержанию, что их нельзя не считать вышедшими из дружинной среды. Многое попадало в летопись из устных преданий. Симпатии летописцев лежат всецело на стороне Твери, ее многострадального княжеского дома; вся литература проникнута горячей любовью к своему краю.

Приложение 2.

^ Берестяные грамоты Твери.

В 1983 году в Твери была обнаружена археологами первая берестяная грамота. В архиве Исторического государственного музея в Москве она зарегистрирована под номером 155.

Грамота № 155 (фрагмент). Перевод: «От Полчка (или Полочка)…(ты) взял (возможно, в жёны) девку у Домаслава, а с меня Домаслав взял 12 гривен. Пришли же 12 гривен. А если не пришлёшь, то я встану (подразумевается: с тобою на суд) перед князем и епископом; тогда к большому убытку готовься…»В настоящее время известно пять тверских грамот.

Берестяны́е гра́моты, письма и записи на коре берёзы (бересте), — памятники письменности Древней Руси XI—XV вв. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории русского языка. Берестяная письменность известна ряду культур народов мира.

Существование берестяной письменности на Руси было известно и до обнаружения грамот археологами. В обители св. Сергия Радонежского «самые книги не на хартиях писаху, но на берестех» (Иосиф Волоцкий). По В. Л. Янину, в музеях и архивах сохранилось немало поздних документов, написанных на бересте (XVII—XIX веков; даже целые книги). Этнограф С. В. Максимов видел в середине XIX века берестяную книгу у старообрядцев на Мезени. На берегу Волги близ Саратова крестьяне, роя силосную яму, в 1930 году нашли берестяную золотоордынскую грамоту XIV века..

Местом, где впервые были обнаружены берестяные грамоты средневековой Руси, стал Великий Новгород. Новгородская археологическая экспедиция, работавшая с 1930-х годов под руководством А. В. Арциховского, неоднократно находила обрезанные листы берёзовой коры, а также писа́ла — заострённые металлические или костяные стержни, известные как инструмент для писания на воске (впрочем, до открытия берестяных грамот версия о том, что это именно писала, не была преобладающей, и их часто описывали как гвозди, шпильки для волос или «неизвестные предметы»). Уже тогда у Арциховского возникла гипотеза о возможности находки грамот, процарапанных на бересте. Однако Великая Отечественная война (во время которой Новгород был оккупирован немцами) прервала работы археологов, и они возобновились только в конце 1940-х годов.

Берестяные грамоты в настоящее время обнаружены при раскопках следующих древнерусских городов (указано количество по состоянию на 2010 год):Великий Новгород 1005 грамот

и 1 берестяная грамота-иконка

Старая Русса-41

Торжок-19

Псков-8

Смоленск-15

Витебск (Белоруссия)-1

Мстиславль (Белоруссия)-1

Тверь-5

Москва-3

Старая Рязань-1

Нижний Новгород-1

Звенигород Галицкий (Украина)-3

Берёзовая кора как материал для письма получает на Руси распространение не позднее первой четверти XI века и выходит из употребления в середине XV века в связи с распространением бумаги, которая именно около этого времени становится дешёвой. Береста рассматривалась как эфемерный, непрестижный материал для письма, непригодный для долгого хранения; её использовали в основном как материал для частной переписки и личных записей, а более ответственные письма и официальные документы писались, как правило, на пергаменте (бересте доверялись лишь их черновики). В одной из берестяных грамот (№ 831), представляющей собой черновик жалобы должностному лицу, есть прямое указание переписать её текст на пергамент и лишь потом послать адресату. Лишь немногие грамоты, по-видимому, хранились относительно долго: это два берестяных листа огромного размера с записью литературных произведений (сохранившаяся целиком грамота из Торжка № 17 и дошедшая до нас во фрагментах новгородская грамота № 893), оба найденные в земле в развёрнутом виде, а также две берестяные книжечки: с записью молитв (новгородская грамота № 419) и с текстом заговора от лихорадки (№ 930, лист из такой книги).

В силу указанных обстоятельств обнаруженные археологами берестяные грамоты представляют собой, как правило, выброшенные документы, попавшие в землю в том месте и в тот момент, когда в них исчезала практическая надобность. Таким образом, находки археологов не связаны с каким бы то ни было древним архивом (даже в том случае, когда высокая концентрация грамот обусловлена нахождением на данном месте некоторого учреждения или канцелярии — как, например, на одной из усадеб Троицкого раскопа, так называемой усадьбе Е, где в XII веке находился «сместный» [совместный] суд князя и посадника).

Целые берестяные грамоты в момент обнаружения обычно представляют собой свёрнутый свиток бересты с выцарапанным текстом на внутренней стороне коры (реже на обеих её сторонах). Меньшая часть целых документов находится в земле в развёрнутом виде. Текст помещается на бересте в строку, в подавляющем большинстве грамот (как и средневековых славянских рукописях вообще) без разделения на слова.

Приложение 3.

^ Отроч Успенский монастырь. Г. Тверь.

Конфессия православие.

Епархия - Тверская и Кашинская

Тип - Мужской

Основатель -Ярослав Ярославич

Первое упоминание -1265 год

Известные насельники Максим Грек, Филипп (Колычёв), Тихон Задонский

Нынешнее состояние - разрушен.

Отроч Успенский монастырь — православный монастырь в Твери. Основан в середине XIII века. В 1930-е годы все монастырские постройки были уничтожены кроме собора Успения Пресвятой Богородицы, сохранившегося по настоящее время

История монастыря.

Предание связывает основание монастыря с Григорием, отроком тверского князя Ярослава Ярославича. Он во время охоты увидел в окрестностях Твери красавицу Ксению и захотел жениться на ней. Родители были не против, но Ксения понравилась князю и стала его женой. Григорий после этого принял монашеский постриг. В летописи за 1265 год сообщается об основании монастыря:

«тщанием и рачением великого князя Ярослава Ярославича Тверского и великия княгини богомудрыя Ксении, по совокуплении их законного брака в четвертое лето по прошению и молению любимого его отрока Григория, а во иноческом чину Гурия».

Отроч монастырь стал одним из крупнейших тверских монастырей, в нём велось тверское летописание (Тверской летописный свод 1305 года), была написана «Повесть о Михаиле Тверском» и предположительно «Повесть о Тверском Отроче монастыре».

В 1531 году в монастырь был сослан преподобный Максим Грек, который провёл в его стенах 20 лет. Во время заключения им были написаны многочисленные богословские труды в том числе «Слово о неизглаголанном Божьем промысле», «Слово душеполезно» и «Слово о покаянии».

В Отроч монастырь после своего изгнания с московской кафедры был сослан митрополит Филипп (Колычёв). Во время новгородского похода в 1569 году царь направил в монастырь к Филиппу Малюту Скуратова попросить у него благословения на поход. По сообщению жития, 23 декабря Малюта задушил святителя Филиппа. Тело святителя было погребено у алтаря монастырского собора, а в 1591 году перевезено на Соловки.

В 1760—1761 годах настоятелем монастыря был святитель Тихон Задонский.

Монастырь был закрыт в ноябре 1918 года. В 1930-х годах все его постройки, кроме Успенского собора, были снесены.

Монастырские строения:

Успенский собор.

Кафоликоном монастыря является Успенский собор, единственное сохранившееся здание Отроча монастыря. Он был построен в 1722 году в стиле нарышкинского барокко. Он был возведен на месте древнего храма XIV—XV веков. В 1850 году собор был расписан фресками. В 1868 году в восточной части по углам здания были сделаны пристройки, в одной из них разместили ризницу, а в 1904 году её освятили как придел во имя Серафима Саровского.

В начале 1990-х годов собор был возвращён Русской православной церкви, с 1994 года в нём совершаются богослужения.

Прочие постройки:

Кроме Успенского собора монастырский комплекс включал в себя: двухэтажную церковь святителей Петра и Филиппа, московских чудотворцев; церковь великомученицы Варвары с престолом во имя Тихона Задонского; трёхэтажную колокольню; двухэтажный настоятельский корпус и братские кельи, а также различные хозяйственные постройки. Монастырь был окружён оградой с четырьмя башнями и двумя воротами.

Храм - единственная сохранившаяся постройка Тверского Отроча монастыря. По преданию, монастырь основан между 1182 и 1205 гг. Храм Успения сооружен на месте древнего каменного собора, строительство которого, по мнению московского археолога Е.Л.Хворостовой, проводившей исследование памятника, относится к XIV - началу XV в. и связано с новгородской школой зодчества. Нынешний Успенский собор сооружен в 1722 г., но с некоторым смещением относительно прежнего храма к востоку. Инициатором строительства нового храма был митрополит Сильвестр Крайский, переведенный в Тверь из Смоленска. В 1850 г. интерьер украсила сюжетная темперная стенопись. В 1868 г. с востока в углы здания встроили низкие прямоугольные объемы, похожие на прирубы к алтарям деревянных церквей. В южной пристройке разместили ризницу, которую в 1904 г. превратили в придельный алтарь во имя Серафима Саровского (на средства кашинской мещанки Н.В.Егоровой). Храм передан Церкви. В нем с 1994 года совершаются богослужения.

Приложение 4.

^ Спасо-Преображенский собор.

Кафедральный белокаменный Спасо-Преображенский собор ("Спас-златоверхий") - древнейший каменный храм Твери, главный собор Великого Тверского княжества - располагался в самом центре Тверского Кремля на Соборной площади (сейчас это площадь Революции).

В последней четверти XIII века в Твери, первой среди городов Северо-Восточной Руси, возобновилось каменное строительство после монголо-татарского нашествия. В это время в период с 1285 по 1290 гг. (при княжении Михаила Ярославича) был сооружен Спасо-Преображенский собор вместо деревянной Козьмодемьяновской церкви (церковь Косьмы и Дамиана). Шестистолпный собор был возведен на высоком подклете, имел 2 придела (Введения и святого Дмитрия). Грандиозный каменный храм отчётливо обозначил в конце 13 века главенствующую роль Твери в деле "сбирания" русских земель.

В 1344-1359 гг. в Спасо-Преображенском соборе установлены позолоченные медные врата, на куполах воздвигнуты позолоченные кресты, в 1382 году позолочены купола и кровля (отсюда и происходит название "златоверхий"). В конце 13-начале 14 века интерьер храма расписан фресками. При князе Иване Михайловиче (1399— 1425) в Тверском Кремле строятся значительные сооружения. Рядом со Спасо-Преображенским собором ставится высокая деревянная колокольня (соборная колокольня), которая наполняла "гласом красным" окрестности города. О соборной колокольне летопись впервые сообщает под 1407 годом. Однако в источнике говорится о сооружении новой колокольни возле старой. Cледовательно, до этого в состав соборного комплекса уже входила колокольня. Когда она строилась, сказать сложно, но не исключено, что в конце XIII или в начале XIV вв. она уже существовала.

Тверской Спасо-преображенский собор являлся усыпальницей тверских князей и епископов, был символом единства и независимости Тверского княжества. Вблизи Спасского собора располагались белокаменные княжеские палаты и епископский дворец. В подклете собора были погреблены погибшие в Золотой Орде тверские князья Михаил Ярославич, Александр Михайлович и его сын Федор Александрович. Спасо-преображенский собор был местом, откуда всегда начинался крестный ход, сопровождавшийся обнесением мощей святого благоверного князя Михаила Тверского.

С начала Смутного времени в 17 веке Тверь оказалась в одном из эпицентров военных действий и подверглась разорениям во время штурмов поляками в 1606, 1609 и 1618 гг. О состоянии Твери этого времени свидетельствует Дозорная книга 1616 г., констатирующая, что "верхи" у соборного храма в это время "были наделаны деревянные". В писцовой книге 1625—1626 гг. зарегистрировано 11 "пустых" церквей и 1450 незанятых дворов. Всего на четырех посадах осталось 554 двора, где жили 600 семей. Главным строительным мероприятием в Твери после Смутного времени было восстановление московскими мастерами сильно пострадавшего Спасо-Преображенского собора в 1622—1623 и 1634 гг. Исследования последних лет установили, что именно при ремонте 1634 г. Спасо-Преображенский собор получил пятиглавие вместо прежнего одноглавого завершения. Обветшавший и грозивший падением тверской Спасо-Преображенский собор был разобран и на его месте в 1634-1635 возведен одноименный собор, который просуществовал до конца 17 века. Новый белокаменный Спасо-Преображенский собор был построен в 1696 году (начало строительства 1689 год) на этом же месте по образцу Успенского собора Московского Кремля, чем, видимо, объясняется его сравнительно сдержанное для 17 века наружное убранство. Фасады массивного, близкого к кубическому двусветного объема собора были разделены лопатками на прясла.

В верхней части по стенам проходил декоративный фриз, над которым располагался пояс ложных закомар. Арочные проемы входов в Спасо-Преображенский собор были украшены перспективными порталами, а крупные окна — выразительными наличниками.

Следует отметить, что Спасо-Преображенский собор продолжал оставаться символом Твери и основным градоорганизующим звеном в окружающей застройке. Значимость соборного комплекса усиливалась новой колокольней, которую возвели на месте старой к югу-западу от кафедрального храма. Ее можно видеть на иконе, хранящейся в Тверской областной картинной галерее. В пожаре 1736 года постройка конца XVII века сильно пострадала. Её разобрали и на ее месте возвели в 1736-1753 гг (по другим данным в 1748-1755 гг.) новую столпообразную многоярусную колокольню по проекту И.Я. Шумахера, которая пострадала при другом пожаре (1763 г.) в Твери, но была восстановлена.

В советское время происходило уничтожений церквей и храмов в Твери. Одним из первых был Спасо-Преображенский собор. В апреле 1935 года тверской Спасо-Преображенский собор был взорван. Перед неминуемым разрушением архитекторы-реставраторы обмерили его. Чертежи эти сохранились и могут быть использованы при восстановлении тверской святыни.

Соборная колокольня была разобрана (по другим данным взорвана) примерно в это же время. В 1935-1936 гг. на месте соборного комплекса разбили сквер со скульптурной группой: сидящие на скамье Ленин и Сталин. Памятник М.И. Калинину, который стоит до сих пор, появился на бывшей Соборной площади в 1955 году.

В 1992 году во время архитектурно-археологических исследований обнаружены остатки фундаментов Спасо-Преображенского собора конца 17 века.В 2002 году на месте разрушенного Спасо-Преображенского собора установили крест и камень, на котором написано: "Сей камень установлен 7 июля 2002 года в правление святейшего патриарха московского и всея Руси Алексия II и по благословлению архиепископа тверского и кашинского Виктора в ознаменование начала работ по восстановлению тверского кафедрального Спасо-Преображенского собора (Разрушен в 1935г.)


Приложение 5.

^ Тверской Кремль

Тверской Кремль - исторический центр древний Твери. По одной из версий крепость была сооружена в 1182 году Всеволодом Юрьевичем - князем Владимирским, по другой в 30-40-х годах 13 века в ходе борьбы ростово-суздальских князей с новгородцами за обладание Верхневолжьем.

В 1238 году деревянный Тверской Кремль взят штурмом и разрушен монголо-татарами, но в последующие десятилетия укрепления Кремля были восстановлены. В последней четверти 13 века в Твери, первой среди городов Северо-Восточной Руси, возобновилось каменное строительство.

В 1285-1290 гг. вместо деревянной Козьмодемьяновской церкви в Кремле сооружён Спасо-Преображенский собор - грандиозный каменный храм. В начале 14 века Тверской Кремль играл доминирующую роль в композиции города (в это время уже сложилась первичная уличная сеть города Твери).

Тверской Кремль был овальной формы и имел площадь около 19 га. Протяженность земляных валов и деревянных стен на них была около 1600 м. Вдоль стен кремля с запада протекала Тьмака, с севера — Волга, а с востока был прорыт ров. Через водные преграды были перекинуты мосты, соответствующие воротам в крепостных стенах. Владимирские, главные, ворота находились посредине восточной стены. С юга располагались Васильевские ворота, с запада — Тьмацкие. На территории Кремля находились дворы бояр и служилых людей, численность которых была около полутора тысяч человек. В посадах предположительно жило около 5000 человек.

С ростом политического значения Твери Тверской Кремль расширяется: в 1317 году князь Михаил Ярославич "заложи большой град кремленик". В 1327 Тверской Кремль был сожжен ордынцами, мстившими тверичам за восстание против ханского наместника Чолхана. В 1360—1370 гг. в условиях обострения борьбы с Москвой главной задачей становится укрепление оборонительных сооружений Твери. В 1373 по повелению князя Михаила Александровича отрыт ров, соединивший Волгу с рекой Тьмакой, и насыпан вал, на котором сооружены деревянные стены с башнями.

"великий князь Михайло около города Твери вал копал и ров копал от Волги до Тьмаки"

Особой остроты борьба Твери и Москвы достигла в 1375 году, когда Тверской кремль осаждала московская рать во главе с великим князем Дмитрием Ивановичем (будущим Донским)

"князь великий Дмитрий собрався с всеми князи рускыми поиде к Твери... тури прикатили, и примет метали, и стрельницу зажгоша на мосту на Тьмацком, и в скорби бысть весь град"

От тех лет сохранилось только основание вала, возвышавшегося вдоль берега Тьмаки (от здания цирка до устья реки), да в центре городского сада виден след рва.

В XIII в. Тверской Кремль занимал территорию современного стадиона "Химик" и часть городского сада.

При князе Иване Михайловиче в Кремле строятся важнейшие сооружения, которые образуют репрезентативный парадный ансамбль.

В 1407 г. рядом со Спасо-Преображенским собором ставится высокая деревянная колокольня. К северу от соборного комплекса в начале XV в.сооружаются новые трехчастные каменные великокняжеские палаты. В северо-восточной части кремля между 1413 и 1420 гг. возводится белокаменная ярусная церковь Иоанна Милостивого. Тверской кремль времени Ивана Михайловича запечатлен на иконе начала XVII века. На ней показаны держащими "град Тверь" князь Михаил Ярославич и его мать княгиня Ксения. Несмотря на преувеличение высоты зданий и плотности застройки, изображение дает представление о характере этого центрального архитектурного комплекса города того времени.

Наибольший расцвет в период независимости великого княжества Тверского город переживает при князе Борисе Александровиче, правившем с 1425-го по 1461 г. Тверь становится одним из наиболее крупных русских городов XV века. Большую роль в его облике играли оборонительные сооружения. Композиционным ядром города, по-прежнему, оставался хорошо укрепленный Тверской кремль. Его территория была окружена земляным валом, на котором стояли деревянные, обмазанные глиной и побеленные стены и башни. В башнях стояли орудия с запасом ядер и "каменного дроба". "Зелейный" (пороховой) погреб располагался на княжеском дворе. Надо сказать, что Тверское княжество еще в конце XIV века взяло на вооружение артиллерию. Сначала это были железные кованые, а потом медные литые пушки. Силу тверской артиллерии хотел использовать татарский полководец Едигей, напавший на Москву в 1408 году. А позднее пушки, посланные Тверью в помощь московскому князю Василию, решили судьбу Углича, державшего сторону Шемяки. Время сохранило имя одного из лучших пушечных дел мастеров Твери. Это был Микула Кречетников, о котором его современник восхищенно писал: "Такого мастера и среди немцев не сыщешь!" Две главные воротные башни Тверского Кремля были обращены к Затьмачью и Загородью, с которыми соединялись мостами. Возле обоих мостов на посадах находились обширные торговые площади, причем у Загородского моста площадь соединялась с пристанью на берегу Волги. В 1430 году заново строится Тьмацкий мост. Его сооружение имело оборонительное значение и отмечено в летописи. На месте, где сейчас находится обелиск Победы, в XV веке стоял Федоровский монастырь.

В 1446 году князь Борис Александрович "разорил" бесполезный в деле защиты Тверского Кремля монастырь и "поставил город" Любовен, который прикрыл подступы к мосту и к плотине, построенной в устье Тьмаки. Эта плотина создавала подпор воды в реке, за счет чего и обводнялся ров. В Кремле над всей территорией города доминировал величественный белокаменный кафедральный Спасо-Преображенский собор, который являлся усыпальницей тверских князей и епископов, был символом единства и независимости Тверского княжества. Кроме того, в кремле в это время находились еще три каменных храма — уже упомянутая ранее церковь Иоанна Милостивого "иже под колоколы" начала XV в., дворцовая церковь Бориса и Глеба (1435—1438) и Михаила Архангела "на сенях" (1455). Вблизи Спасского собора располагались белокаменные княжеские палаты и епископский дворец. Остальные постройки кремля — хоромы бояр, избы служилых людей — были деревянными.

Посадскую территорию Твери составляли четыре части, которые фактически являлись ремесленными слободками. Так в Загородье жили каменщики и плотники, в Затьмачье — кузнецы и литейщики. Здесь же находился татарский гостиный двор, где останавливались восточные купцы. В 1452 г. вся правобережная посадская территория была окружена валом и деревянным острогом. Из четырех посадов Твери начинались дороги в четырех основных направлениях: из Загородья шла дорога на Владимир и Москву, из Затьмачья — на Старицу, из Заволжья — на Новгород, из Затверечья — на Кашин. После смерти великого князя Бориса Александровича в 1461 г. начинается быстрый закат тверской независимости. Одновременно завершилось развитие самостоятельной тверской архитектурной школы. В 1485 г. Тверь была захвачена войсками Ивана III (последний князь Тверской Иван Борисович бежал в Литву) и фактически стала частью Московского государства, в 1504 г. Иван III разделил в своем завещании Тверскую землю между многими наследниками.

Об архитектуре Твери конца XV — начала XVI в. сохранилось весьма мало сведений. С утерей роли столицы независимого княжества официальное государственное строительство в городе полностью прекратилось. Вслед за отъездом на службу в Москву большинства виднейших боярских фамилий опустела и стала приходить в упадок территория Тверского Кремля.

Спустя десятилетия Тверь начала постепенно подниматься из руин. Развиваются ремесла, торговля, и город богатеет. Хозяином Тверского Кремля становится архиепископ. Он обстраивает свой двор каменными зданиями. От княжеских строений уже нет и следа. Облик города середины XVII века помогают представить изображения Твери, созданные иностранными путешественниками Адамом Олеарием (1634 г.), Мейербергом (1661 г.) и Николасом Витсеном (1665 г.). Крупные строительные работы начались в Тверском Кремле под руководством архиепископа Иосафа после пожара 1661 г. (во время которого сгорели архиерейский дом, церкви Николая Чудотворца и Происхождения честных древ Креста Господня, сильно пострадал Спасский собор). В результате был создан живописный комплекс сооружений, характерный для русского городского зодчества второй половины 17 века. В 1670-е гг. артелью калязинских каменщиков во главе с Аверкием Мокеевым были возведены здания архиерейского двора с церковью Спаса "на сенях", в 1674 г. построены Владимирские ворота кремля "со стрельницами", ведущие в Загородье. Формирование центрального архитектурного комплекса завершилось возведением в 1669—1696 гг. нового пятиглавого Спасо-Преображенского собора на месте сильно обветшавшего к тому времени храма. Новый белокаменный собор был построен по образцу Успенского собора Московского Кремля, чем, видимо, объясняется его сравнительно сдержанное для XVII века наружное убранство.

К началу XVIII века столетия в плачевном состоянии оказались оборонительные сооружения Тверского Кремля. Ветхость башен и стен была настолько явной, что Пётр I, допуская возможность шведской интервенции, отправил в Тверь в 1707 году для возобновления крепости военного инженера Л. Ф. Магницкого, уроженца Осташкова. Под его руководством в Тверском кремле развернулись работы, на которых было занято почти 4,5 тысячи человек. Они правили валы, чистили ров, сносили обветшавшие стены, строили на изломах вала больверки — деревянно-земляные возвышения под орудия. Однако победа под Полтавой сделала бесполезными находящиеся в глубине страны оборонительные укрепления Твери, и к 1727 году деревянные башни Тверского Кремля, лишённые регулярных ремонтов, перестали существовать.

В первой трети XVIII в. ведется новое церковное и казенное строительство в центральной части города, в Кремле строятся новые палаты "для приказу" князя А.Д.Меншикова, назначенного в 1708 г. губернатором Ингерманландской губернии, куда вошла Тверь. В 1739 г. закладывается каменная соборная колокольня, возводятся здания канцелярии (1730 г.), воеводского и комендантского дворов. Судя по "фасату города Твери" первой половины 18 века, выполненому Иваном Ярцевым, Тверской Кремль был окружен валом с тремя больверками на южной стороне, угловыми больверками на западном и восточном концах крепости и четырьмя проездными башнями: Владимирской и Благовещенской (обращенными к Загородью), Тьмацкой (обращенной на Затьмачье) и Волжской.

В 1745 году в кремле возводится церковь Николая в Капустниках.

Пожар 12 мая 1763 г. уничтожил фактически всю застройку кремля и Загородского посада (сейчас это Центральный район города) от деревянной застройки. По указу Екатерины II архитектурная команда, прибывшая из Москвы, во главе с П.Р. Никитиным выполнила планы новой Твери, предполагавшие строительство каменных и деревянных зданий на прямолинейных улицах и чёткой формы площадях. В итоге к Кремлю выходил только центральный луч (ул. Екатерининская, затем Миллионная, ныне Советская), а два боковых, словно касаясь углов крепости, ориентировались на Волгу (ул. Косая Новгородская, ныне Вольного Новгорода) и на Затьмачье (ул. Косая Новоторжская, затем "Правды", ныне Новоторжская). По принципу "единой фасады" предполагалось застроить и старый Тверской Кремль. Двухэтажные, значительные по протяжённости, казарменного вида корпуса должны были, словно крепостные стены, встать со стороны Волги и Тьмаки. Но и эта затея екатерининских градостроителей провалилась. То ли она показалась излишне грандиозной в архитектурном отношении, то ли не хватило денег на её реализацию.

В 1760-е - 1770-е гг. в центре Тверского Кремля вырос новый архиерейский дом, который Екатерина II своим указом сделала императорским дворцом. Духовенство получило денежную компенсацию и на эти средства отстроило загородную архиерейскую резиденцию в бывшем Трёхсвятском монастыре (сейчас на этом месте располагается Дворец детей и молодёжи).

В начале 19 века Тверь стала административным центром трех губерний (Тверской, Новгородской и Ярославской) и местом пребывания в 1809-1812 гг. генерал-губернатора принца Г.П. Ольденбургского и великой княгини Екатерины Павловны. Под руководством архитектора К.И. Росси производились крупные градостроительные мероприятия. В Тверском Кремле в эти годы были засыпаны остатки рва а на его месте проектировались бульвары. Территория кремля была расчищена от ряда старых зданий для образования площадей перед Путевым дворцом и Спасо-Преображенским собором. Началось сооружение гранитной набережной. Но вместе с тем произошло и полное уничтожение остатков крепостных сооружений, даже частичная реконструкция которых могла бы сохранить для потомков центральное ядро древней Твери. Сохранил свои видимые очертания лишь один из участков крепостного рва. В средневековье он прикрывал Тверской Кремль с самой опасной, "напольной", стороны, а в конце 18 -19 вв. стал спуском к наплавному мосту через Волгу.

В 1935 году главный символ древней Твери, исторический центр Тверского Кремля - Спасо-преображенский собор был взорван.

В 1934 на территории Тверского кремля произведены первые археологические раскопки (руководитель Н. П. Милонов), а с 1979 работали археологические экспедиции Института Археологии РАН и Тверского государственного объединенного историко-архитектурного и литературного музея, которыми в 1983 была найдена первая тверская берестяная грамота.

Приложение 6.

«^ Смиренного инока Фомы Слово похвальное ο благоверном великом князе Борисе Александровиче» — похвала величию и могуществу тверского князя Бориса Александровича (1425—1461 гг.), а также тверскому княжеству. Произведение это разделяется заглавиями на четыре части, самостоятельных композиционно и тематически, но объединенных единой идеей и стилем. Слово было сочинено около 1453 г. Об авторе его, иноке Фоме, ничего не известно. Опираясь на текст самого Слова, можно только сказать, что это было лицо, близкое κ князю Борису Александровичу, хорошо знакомое с его двором; из характеристики, данной автором себе самому, видно, что он был профессиональным придворным писателем. Для исследователей остается загадкой, был ли Фома, тверской посол на упоминаемом в первой части Слова Ферраро-Флорентийском соборе, одним лицом с иноком Фомой, или это были два разных лица.


Слово отражает время возвышения тверского княжества, когда Москва, раздираемая усобицами, находилась в состоянии упадка. Основная мысль этого произведения — прославление тверского князя Бориса Александровича как «самодержавного государя», достойного встать во главе всей Русской земли. Вторая часть XV в. была эпохой последнего возвышения Твери. Очень скоро (к последней четверти XV в.) Тверь утратит свое первенствующее значение и окончательно уступит его Москве. Но пока, в середине XV в., инок Фома именует великого князя тверского царем и самодержцем и рассказывает, как он является своим подданным, увенчанным царским венцом; пока именно тверской посол, боярин великого князя, выступает как единственный светский представитель Руси на Ферраро-Флорентийском соборе; пока именно тверской великий князь Борис Александрович покровительствует великому князю московскому Василию Темному, поддерживая его в долгой борьбе с Дмитрием Шемякой и первенствуя в союзе с Москвой.

«Слово инока Фомы» дошло до нас в списке второй половины XVI в., по которому и печатается, — ФИРИ, собр. Η. Π. Лихачева, № 689, л. 212—315 (издано Η. Π. Лихачевым: «Инока Фомы слово похвальное ο благоверном великом князе Борисе Александровиче». Сообщение Н. П. Лихачева. Изд. ОЛДП, 1908). Список имеет много дефектов, обрывается на полуфразе, плохо переписан, со множеством ошибок; исправления делаются по смыслу и набраны курсивом.

Приложение 7.

^ Тверская школа иконописи.

Тверская школа иконописи сложилась в XIII веке. Для икон и миниатюр

тверской школы характерны суровая выразительность образов, напряженность и экспрессия цветовых отношений, подчеркнутая линейность письма. В XIII в.усилилась свойственная ей и ранее ориентация на художественные традиции стран Балканского полуострова.

Среди икон, находящихся в храмах, музеях, частных коллекциях и крестьянских домах Тверской области, встречаются подлинные шедевры иконописи мирового уровня.

- В древности Тверское княжество являлось срединным княжеством, претендующим на роль объединителя русских земель. В самой Твери и в крупных городах, входящих в состав Тверского княжества, получило большое развитие искусство иконописи. В годы, когда Золотая Орда захватила и разорила прочие русские территории, в Тверском княжестве сохранялась относительно стабильная и спокойная обстановка. Сюда бежали владимирские, суздальские, смоленские ремесленники, в том числе и иконописцы. Они перебирались в Тверь как в город, где реально было получить заказ в то неспокойное время. Это способствовало тому, что сформировалось то, что мы и называем теперь тверской школой живописи. Ее существование, кстати, отрицалось до 70-х годов XX века. Она является ярким и самобытным явлением наряду с киевской, московской, новгородской, псковской, владимирской школами. Формирование тверской школы живописи происходило в годы независимого существования Тверского княжества с XIII по XV век. А когда тверские земли вошли в состав Московского государства, то тверская культура стала развиваться в духе общерусских национальных традиций. Тем не менее, тверские традиции выявляются в нашем искусстве вплоть до XVII века. Однако со временем возможно смещение этих временных границ. Постоянно наши экспертизы выявляют все новые и новые памятники тверской школы.

- Что изображали тверские иконописцы на своих иконах? Дошли ли до нас их имена?

- Помимо Христа, Богоматери, апостолов в иконописи находили отображение исторические события, архитектура того времени, в частности, Тверского кремля, исторические личности. Так, на многих древних иконах запечатлены тверской князь Михаил и епископ Арсений, другие тверские святые.

Один из древних тверских иконописцев оставил нам свое имя. Это мастер Прокопий, один из авторов миниатюр "Хроники Георгия Амартола". Хроника представляет собой сборник исторических сочинений, созданных византийским монахом Георгием Амартолом. Являвшаяся фактически историческим учебником, рукопись монаха была очень популярна в средние века и переписывалась в течение столетий во многих древних городах. Имя мастера Прокопия сохранилось на одном из списков "Хроники", сделанном еще при жизни Михаила Ярославича Тверского, в начале XIV века. Вообще древние художники очень редко подписывали свои иконы, поскольку это считалось великим грехом. Для того, чтобы написать икону, мастер вначале исповедовался у своего духовника, получал благословение, долго молился, постился, вынашивая сюжет, и лишь потом приступал к работе, облачившись в новые одежды. Изображение, появляющееся из-под его рук, и считалось боговдохновленным, и мастер не мог ставить под ним свое имя. Так нет ни единой иконы, подписанной иконописцем Андреем Рублевым, причисленным к лику святых. Его имя дошло до нас благодаря летописям.

Известно, что в XVII веке в Твери "на отхожем промысле" работали мастера Оружейной палаты Московского кремля, в частности, Симон Ушаков и Григорий Зиновьев. Они написали икону для Борисоглебского монастыря в Торжке. Гораздо больше имен мастеров дошло до нас из XVIII-XIX веков. Среди их работ есть и подписанные иконы. В собрании Тверской областной картинной галереи есть иконы работы Боровиковского, Сороки. В этот период работали в Тверской губернии иконописцы Пошехоновы, Глазьевы, династия осташковских художников Колокольниковых и многие другие. - В собрании галереи хранятся фрески из церкви Рождества Богородицы села Городня конца XIV-начала XV века, обнаруженные во время археологических раскопок. Считается, что саму эту церковь основали при переходе через Волгу кашинские воины, возвращавшиеся с Куликовской битвы 1380 года. На фресках - изображение Николая Чудотворца, сцены из жития святого Иоана Предтечи и уникальные для истории зарисовки молодых подмастерьев-иконописцев, которых мастер обучал ремеслу непосредственно на стенах храма. Более двадцати произведений иконописи в нашей коллекции относятся к XV-XVI векам.

В коллекции галереи находится уникальная икона, написанная Симоном Ушаковым и Григорием Зиновьевым для Борисоглебского монастыря в Торжке. Изображены на ней князь Владимир, Моисей Угрин и Аркадий Новоторжский, то есть святые, связанные с культом первых русских святых князей Бориса и Глеба. Также в галерее хранится складень для стольника Кондратия Загряжского, написанный также мастером Оружейной палаты Никифором Хомутовым, икона, изображающая малолетнего сына Иоанна Грозного, царевича Алексея, убитого в Угличе. Это шедевры иконописи.

Чтобы увидеть тверскую икону воочию, следует отправляться, увы, не в Тверскую картинную галерею, где собрание икон достаточно скромное, или в храмы области, которые не пощадило ни время, ни люди. Ехать придется в музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре в центре Москвы, Третьяковскую галерею, Русский музей, другие музеи России и Европы. Часть произведений находится в частных коллекциях. Как, например, представленная в альбоме икона Божьей Матери, созданная в ХV веке.

Приложение 8.

^ Борис Александрович - великий князь тверской, младший из двух сыновей Александра Ивановича, великого князя тверского. Родился в Твери, около 1339 г., по смерти отца и старшего брата, умерших один за другим от язвы, стал на княжение тверское в 1426 г. Тверское княжество в то время было очень обессилено предыдущей борьбой с московскими князьями; для поддержания его самостоятельности Борис Александрович заключил с Витовтом (в августе 1427 г.) союз, по которому обязывался быть заодно с литовским князем, "при его стороне", и помогать ему на всякого без исключения. Витовт со своей стороны, обещался оборонять Бориса Александровича от всякого "словом и делом", а в великое княжество Тверское, "в земли и воды его", не вступаться. В силу этого договора в следующем году Борис Александрович выслал свою рать на Новгород, с которым воевал тогда Витовт. По смерти Витовта (27 октября 1430 г.) он вступил в союз с Свидригайлом на прежних условиях и помогал ему в борьбе с Витовтовым братом, Сигизмундом Кейстутьевичем , в течение нескольких лет (1430 - 1435). Во время междоусобной войны великого князя Московского Василия Васильевича с дядей своим Юрием Дмитриевичем и его сыновьями Борис Александрович заключил с ним договор, по которому, сохраняя равенство положений, называл великого князя московского только "братом", отказывался от союза с Литвой и обязывался помогать Василию II в его борьбе с врагами. Год заключения договора точно не известен, но уже в 1440 г. Борис посылал свои отряды на помощь Василию Васильевичу, воевавшему с Новгородом. При помощи его войск боролся Василий с Шемякой , в 1446 г., и в том же году он сам стоял с войском под Ржевом, который ему пожаловал князь московский. В 1452 г. он выдал свою дочь за сына Васильева - Иоанна , после чего дружественные его отношения с московским князем не прекращались до самой его смерти (в 1461 г., 10 февраля). Борис был женат дважды: 1) на Анастасии Андреевне, княжне Можайской, от которой имел дочь Марию , выданную за Иоанна Васильевича Московского; 2) на Анастасии Александровне, княжне суздальской; от этого брака имел двух сыновей, Михаила и Александра, из которых первый был последним независимым тверским князем.

Приложение 4.

^ Охотничьи рогатины.

С рогатиной шли на крупного и опасного зверя (медведь, тур, кабан). Простые охотничьи рогатины могли быть цельнодеревянными или с наконечником из рога. Ниже наконечника зачастую находилась перекладина, препятствующая слишком глубокому проникновению оружия в рану с целью удерживать зверя на безопасном расстоянии. Острый наконечник (или вся конструкция) назывался «рожон». Древко рогатины — искепище — было в рост человека и более либо менее, его делали достаточно толстым и прочным, чтобы можно было принять нападающего зверя на рогатину, уперев конец древка в землю.

Металлические наконечники рогатин отличались большим размером и, как правило, лавролистной формой. Их длина (вместе со втулкой) колебалась от 20 до 60 см, а ширина иногда достигала 7 см. Диаметр втулки составлял 3—5 см. Эти наконечники отличались в месте соединения пера и втулки. Вес составлял около 700—1000 г, в то время как вес обычных копий — 200—400 г. Появление рогатин датируется XII веком, что согласуется с письменными источниками. Её первое упоминание как боевого оружия относится к 1149 г., а в 1255 г. Даниил Галицкий, охотясь на вепрей, «сам же уби их рогатиною три».Наиболее известна рогатина тверского князи Бориса Александровича, относящаяся к первой половине XV века. На втулке сделаны изображения, смысл которых в настоящее время неизвестен — они связаны либо с христианскими мотивами, либо с событиями из тверской жизни. Эта рогатина в описи Оружейной палаты 1678 года записана третьей: «Рогатина булатъ красной, тулея обложена серебромъ рѣзным золоченым — рѣзаны травы и люди и птицы; на тулеѣ на краю двѣ строки подпись: Рогатина Великого Князя Бориса Александровича». Она была оценена в 40 рублей.

Упоминаются также чисто охотничьи рогатины: «Четыре рогатины стальные, Московское дело, медвежьих … цена им по полтине».

Охотничьи рогатины применялись часто при охоте на медведя до XX века.

А медведиха осержалася,

На дыбы подымалася.

А мужик-от он догадлив был,

Он пускался на медведиху,

Он сажал в неё рогатину

Что повыше пупа, пониже печени.

Грянулась медведиха о сыру землю,

А мужик-то ей брюхо порол,

Брюхо порол да шкуру сымал».

А.С. Пушкин «Сказка о медведихе»

«Медвежьи копья» (нем. Bärenspieß, англ. Bearspear) были известны и в Западной Европе, но встречались там крайне редко.

Боевые рогатины

Наконечник рогатины тверского князя Бориса Александровича, около 1450 г.

Наконечники рогатин

(за исключением нижнего — совни)

Наконечники боевых рогатин изготавливались из стали и имели такую же лавролистную форму. Подобные рогатины были преимущественно пехотным оружием, в силу своей тяжести обладающим большой пробивной силой, но поэтому и не очень удобным.

С XVI века рогатины применялись и в поместной коннице. Например, на Серпуховском смотре 1556 года у людей было около 200 копий и около 70 рогатин. Однако параметры этих рогатин неизвестны.

Из более чем 200 наконечников копий, относящихся XV—XVII веков, к рогатинам относятся 93. Если в XV—XVI веках они очень близки к домонгольским рогатинам, то в XVII веке появляются новые типы.

Сохранились также рогатины с мечевидным наконечником. Длина лезвия составляла локоть и более, ширина — 3-4 пальца, толщина — 1-1,5 пальца, длина хвостовика составляла 2 ладони. Рогатины являлись универсальным колюще-рубящим оружием. По мнению Висковатова, именно они использовались в коннице.

Интересные сведения о конструкции рогатин имеются в описи:

«Рогатина булатная, прорезная, яблочко наведено золотом, под яблочком долики, по тулее путики золочены, искепище кость белая чешуйчатая, на искепище яблочко с трубкою, три сучка серебряные золочены, ушки шиты волочёным золотом и серебром по алому гзу; кляп серебряной, вооруда тесма шолк зеленой с золотом. А по нынешней переписи 1687 года и по осмотру, та рогатина против прежних переписных книг сошлась; цена шестьдесят рублёв, а в прежней описной книге написана пятая».

«Рогатина булатная прорезная, в прорези катаются два зерна бурмицкие, тулея стерта на грани, промеж граней путики золочены, на кольце травочки наведены золотом, поверх тулеи яблочко и повыше яблочка наведено золотом же. А по нынешней переписи и по осмотру, та рогатина против прежних переписных книг сошлась, искепище костеное слоновое белое резное воловатое; тесма шолк червчат с серебром, ушки шиты по зеленому отласу пряденым золотом; кляп серебряной, три сучка серебряные золочены, яблочко серебреное ж золочено; цена шестьдесят рублев, а в прежней описной книге написана шестая».

Церемониальную рогатину, помимо прочего оружия, несли подрынды за царём.

Под рогатиной, вероятно, иногда подразумевали не только копья с массивным наконечником. Возможно, до начала XVII века так называли другое древковое оружие. В описи имущества Бориса Годунова упоминаются: «Рогатина Английская, по скепищу четыре прута железных, гвоздье медяно. Рогатина Немецкая, нараскос наведена золотом, у ней кисть шолк червчат с золотом, скепищо деревяное чорно тощо жолобчато. Рогатина Немецкая, травы резаны на проем и золочена, у ней кисть шолк червчат с золотом, скепищо деревяное чорно тощое грановито. Рогатина Московская, наведена золотом, на тулье подпись слова имя Бориса Федоровича; скепищо язовое»

Боевые рогатины с успехом применялись как пешими, так и конными воинами. С помощью рогатин останавливали боевых коней, справлялись с ратниками в доспехах всех степеней защиты. В русской армии находили применение вплоть до XVIII века.

Аналогичные копья были известны у древних скандинавов. Отличительной особенностью был длинный, до полуметра, хвостовик и более короткое (20 см) лезвие. Скандинавы называли такое копье «кол в броне» и использовали преимущественно врукопашную. Длинный хвостовик такого копья давал преимущество перед воином, вооружённым мечом, поскольку от столкновения с наконечником на мече возникали зазубрины, иногда меч гнулся или ломался. Викинги применяли такие копья как при морских боях, так и при боях на суше. Броском «кола в броне» во вражеский корабль хёвдинг начинал абордажный бой. Однако, если «кол в броне» является легендарным оружием, то поздние шведские перья реально применялись, а кроме того служили подпоркой при стрельбе из мушкета.

Приложение 9.

^ Жёлтиков монастырь— уничтоженный в советское время православный мужской монастырь под Тверью, один из наиболее значительных религиозно-культурных центров средневекового Тверского княжества.

Успенский Жёлтиков мужской монастырь был одним из древнейших на тверской земле. Он основан в 1394 году, в княжение Михаила Александровича, епископом Арсением. С западной стороны монастырь окружала сосновая роща. Местность эта в давние времена называлась Жёлтиково и связывалась историческими преданиями с событиями примирения после долгой вражды тверских удельных князей с Московским князем Василием Дмитриевичем в конце XIV века. Расположенный на левом берегу Тьмаки при въезде в Тверь со стороны Старицы монастырь на протяжении многих столетий играл важную роль в защите юго-западных рубежей города от вражеских нападений. Первый деревянный храм обители выстроили в 1394 году и освятили во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских — в память о бытности Арсения, до возведения его в сан архиепископа тверского в 1390 году, постриженником Киево-Печерской лавры. В 1404 году в центре обители возвели каменный соборный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1409 году владыка Арсений умер и был погребён в обители.

В начале XVII века монастырь разорили польско-литовские интервенты. Многие постройки его были сожжены. С 1630-х гг. обитель понемногу стала восстанавливаться, а в 1654 году перестроили главный собор. Расцвет монастыря, пользовавшегося особым покровительством Петра I, пришёлся на первую четверть XVIII столетия. В это время были возведены Алексеевская церковь (1709 г.) с примыкавшими к ней палатами (1716 г.), новая церковь Антония и Феодосия Печерских (1709 г.) и новый Успенский собор (1713—1722 гг.), сформировавшие основную архитектурную композицию монастырского комплекса, сохранявшуюся вплоть до закрытия обители в 1928 году. В XVIII веке монастырь обнесли высокой каменной оградой с крытыми галереями-переходами и двумя угловыми башнями. В 1789 году в монастыре был похоронен Михаил Тимофеевич Коняев — капитан генерал-майорского ранга, герой русско-турецкой войны 1768—1774 годов.

В начале XX столетия на территории монастыря находились Успенский собор, Алексеевская церковь с примыкавшими к ней палатами (справа от въездных ворот), церковь Антония и Феодосия, а близ неё — братские и настоятельский корпуса (1837 г., в левой части снимка). В восточной части обители располагались въездные ворота (1833 г.). За ними на фото виден шатёр колокольни 1833 года. Пространство между палатами царевича Алексея и главным собором занимал монастырский сад.


Царские чертоги монастыря были взорваны в 1930 г. Старая колокольня разобрана полностью; у новой трехъярусной колокольни 1914 года верхних два яруса были разобраны на кирпичи еще в 1930 году. До начала войны 1941-45 гг. на территории монастыря располагались авиамастерские, в соборе был устроен магазин. В основном монастырь пострадал в октябре 1941 г. при отступлении наших войск из Твери (тогда — Калинина). Были взорваны жилой настоятельский корпус, Успенский собор, церковь прп. Антония и Феодосия, ограда, ризничная-часовня и Алексеевская церковь. В послевоенное время на территории монастыря был устроен склад ГСМ военной части. В 1945 г. Желтиков монастырь был снят с госохраны.

В настоящее время областной комитет по охране историко-культурного наследия оформляет вновь взятые под охрану территории и остатки построек Желтикова монастыря.

Настоятели:

Арсений, игум., св. 1394 г. — 02.03.1409 г.

Илия, игум. XV век

Феодосий (Голосницкий), архим. 1753 г. — 1755 г.

Тихон Задонский, архим. (1759—1760)

Арсений (Москвин), игум. 1784 г. -

Гавриил (Голосов) 1882 г. — 1886 г.

Филарет (Никольский) 12.1916 г. — 17.02.1918 г.




Скачать 449,96 Kb.
оставить комментарий
Дата21.10.2011
Размер449,96 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх