1. Феномен литературы XVII века. Своеобразие культурного диалога России с западной Европой. Периодизация историко-литературного процесса XVII века icon

1. Феномен литературы XVII века. Своеобразие культурного диалога России с западной Европой. Периодизация историко-литературного процесса XVII века


Смотрите также:
План I. Введение. Социально-экономические условия, сложившиеся в России к середине XVII века II...
Тенденции развития капиталистических отношений в России XVII века...
Мужские неканонические имена XVII века г. Тобольска...
Олег Неменский Русская идентичность в Речи Посполитой в конце XVI – перв пол. XVII века...
План I. Введение. Социально-экономические условия, сложившиеся в России к середине XVII века >II...
Реферат Причины Смуты в России в представлении европейца XVII в...
Тематическое планирование по литературе. 10 класс...
Правила о трех единствах в драматургии. Буало теоретик французского классицизма...
Название проекта. «Xvii век время самозванства и интриг?»...
Циклический характер процесса секуляризации в россии (Социологический анализ: конец XVII начало...
«Слово о полку Игореве»...
Лекция культура нового времени...



WWW.STDOZOR.NAROD.RU

1. Феномен литературы XVII века. Своеобразие культурного диалога России с западной Европой. Периодизация историко-литературного процесса XVII века.

Литературный процесс XVIII века менялся очень быстро. Литература классицизма ориентировалась на античность. Не было четких границ разделения с древнерусской литературой. Основная черта русской литературы - нормативность. На протяжении XVIII в. господствовала теория стиха. Петровская эпоха: 1689 г. - подавление восстания стрельцов. 1725 г. - год смерти Петра.

Изначально Россия резко контрастировала с западными государствами. Силовые реформы Петра привели к сближению с западной Европой. Государство было прогрессивной силой. Сила, осуществившая реформы Петра - дворянство. Окружение Петра I: Волынский, Опраксин, Меньшаков, Толстой. До Петра I определялось критическое положение русской культуры. Русская культура поддавалась влиянию Востока: Персии и Индии, что портила нравы людей. При Петре I началось возрождение. Он отстоял независимость и самостоятельность русского государства.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

2. Культурная жизнь Петровской эпохи. Развитие драматургии, поэзии и прозы. Литературная деятельность Феофана Прокоповича.

Русская Культура во время правления Петра I сделала величайший шаг вперед. Петр смог отстоять русскую независимость и самостоятельность. Русское государство стало по-настоящему европейским. Петр хотел превзойти Запад и не простыми подражаниями ему, а чем-то новым. Нужно было строить свою собственную национальную культуру. Русские люд XVIII века многому учились на Западе, но при этом отбирали для себя все самое важно из сокровищницы западной культуры. Русская культура получила развитие драматургии, поэзии, прозы. Одним из пропагандистом Петра и его дела был Ф.Прокопович. Он был ученый монах. Образование получил в Киеве Италии. Феофан сочетал в себе черты ученого-гуманиста эпохи Возрождения с просветительскими стремлениями европейской мысли его времени. Он учил следовать образцам классической античной литературы: Гомеру, Вергилию, Горацию и др. Одним из крупных произведением был «Владимир». Это трагидо-комедия, написанная в стихах, есть эпилог, пять актов. Завязка произведения – начало борьбы жрецов с Владимиром, решившим упразднять язычество (дорогие друзья, вспомните историю – крещение Руси – 988 г.). Третий акт – кульминация действий, борьба: Владимир сомневается на путях к истине, изображен спор Жиривола с философом-христианином. Четвертый акт – переход к развязке (борьба в душе Владимира). Пятый акт – «катастрофа», развязка: по приказу Владимира сокрушены идолы и жрецы посрамлены. В комедии много иронических вставок, сатира, спор внутри себя. Кроме этой книги, Феофан написал еще: «Духовный регламент», «Первое учение отрокам». Смысл «Духовного регламента» - призыв бороться с реакционной стариной, с ветхозаветским застойным укладом жизни во имя прогресса. Феофан был отличным пропагандистом идей Петра I.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

3. Жизнь и творчество А.Д.Кантемира. Жанр сатиры: источники, проблематика, особенности стиля и языка.

Антиох Кантемир - первый русский классицист и первый светский поэт. Начиная с Кантемира, литература стала такой, какая она есть – литературой жизни. Литература Ломоносова – литература красоты. Эти направления объединились в творчестве Пушкина. Кантемир в основном известен как автор сатир. Он - родоначальник сатирической литературы, самый ранний предшественник Гоголя. Кантемир: «Смеюсь в стихах, а в сердце о злонравном плачу». Кантемир знал древние и новые языки, философию, физику, математику, был другом Вольтера и Монтескье. По происхождению – молдаванин (Державин – татарин, Фонвизин – немец). Родился в Константинополе, умер в Париже. Попал в Россию в три года. Творчество Антиоха делится на два периода – российский и заграничный. Предпосылки отъезда из России возникли в 1730 г. Кантемир помог Анне стать самодержавной правительницей. Верховный тайный совет – из восьми человек – предложил ей пункты, по которым совет решал вопросы о войне, мире, налогах и чинах. Кантемир, Прокопович и Татищев посоветовали Анне стать самодержавной. 15 февраля 1730 г. Анна разорвала пункты. Дерзость Антиоха Кантемира возмущала Анну Иоановну. Он способствовал возбуждению дерзких мыслей. Считал необходимым гуманно обращаться с холопами. Призывал к человеческому отношению к людям. Кантемир считал, что русское дворянство должно обновляться, хотя сам был из родовой знати. Прямо принимал участие в общественных делах. Антиох мечтал занять пост президента Академии наук. У Кантемира всего 9 сатир. Особенность: все сатиры построены однообразно: после вступления (обращение, например, к с своему уму, к Феофану, к музе, к солнцу).

У всех сатир Кантемира двойное название. Первая часть раскрывает, к кому автор обращается, вторая – направленность, содержание. 1729 г. – первая сатира Антиоха “К уму своему, или На хулящих учение”. Направлена против сограждан, говорящих о ненужности наук. Авторская мысль просвечивается в подборе четырех фигур главных героев: две старого и две нового времени (Лука – «гимн во славу пупу»). Герой Сильван – «Сильва» – лес, темный. Сатира построена на столкновение различных голосов, но автор никого не обвиняет. Он доводит мысль до крайности, когда не отрицать мысль нельзя, и отрицает ее. Иногда идет в изображении персонажа от бытовой вещи. Речи противников просвещения не выдуманные. Идеал Кантемира – просвещение: “Не могу уже читать, значит умираю”. С каждым новым правлением у русских писателей возникала надежда – на появление нового Петра I. Петр II – идеал просвещения для современников: “Надежда музам всходит не мала”. Кантемир тоже лелеял эту мысль. Но он видел недостатки просвещенного абсолютизма. Фундамент правового государства для Антиоха – суд.

Излюбленные слова – ум и разум. Речь афористична («каменный душою, бьешь холопа до крови»). Много разговорной и просторечной лексики. Много пословиц и поговорок. Сближение его языка с русской разговорной речью. Антиох Кантемир – очень серьезно относился к творчеству, его можно считать первым русским филолог. Вторая сатира – до получения первых стихов, похваленных Феофаном Прокоповичем “Филарет и Евгений. На зависть и гордость дворянам злонравным”. Антиох использует характерный прием классицизма – значимые имена. Пишет по должности гражданина. Евгений – представитель дворян, который не может простить Петру “Табели о рангах”. Четвертая сатира: “К музе моей”. Объект изображения – творчество. Впервые возник образ музы в русской литературе. Говорит о том, что не может не писать. Общество устало от реформ. Антиох сделал попытку отойти от сатиры. Написал героическую поэму «Петрида», посвещенную Петру. Кроме того в 1762 г. написал две оды. Он никак не может хвалить. Не смеет сочинять высоким стилем, но не писать не может. Во второй, заграничный период творчества писателя. наблюдается снижение обличительного пафоса. Хотя современные исследователи утверждают, что наоборот – пафос увеличился. “К солнцу. На состояние сего свету” – пятая сатира. “Сатира о воспитании”. Сатиры скорее новы, чем стары. Корень зла не в природе, а в воспитании. Собственный пример – вот что воспитывает. Нельзя давать детей на воспитание дворовым. “На бесстыдную нахальчивость”. Появляется осторожность в обращении со словом. Антиох занимается переработкой старых сатир в более зрелые произведение. Наблюдается усиление обличительного момента.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

4. Вклад В.К.Тредиаковского в реформу русского стихосложения. Переводческая деятельность поэта. Образцы оригинальной лирики.

Василий Кириллович Тредиаковский (1703 – 1769). Первый русский профессиональный поэт, переводчик. Провел реформу русского стихосложения. Открыл путь к словесным наукам. Сделал перевод романа “Езда в остров Любви” Поля Торлина. Первый галантный любовный роман в России. Духовенство запрещает книгу. Часть романа написана стихами, часть – прозой. Роман аллегоричен (кокетство – “глазолюбность” – аллегорический герой). “Нужно залюбить сразу двух” – как быть счастливым в любви. Простой русский слог, отказ от церковно-славянского языка из-за его малопонятности, темности, неблагозвучности, жесткости. Тредиаковский поставил вопрос о разграничении светской и церковной литературы. Сумароков – Тредиаковский – Ломоносов: между ними шла постоянная вражда. 1735 г. книга «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». Стихотворная реформа Тредиаковского. Церковь писание стихов не поощряла. После воссоединение Украины с Россией появился выход на польскую литературу. Русским стала известна силлабика. Количество слогов одинаково в каждой стихотворной строке – силлабический стих – количественный подход. Рифма только женская, что несвойственно для русского языка. Новый способ основан на чередовании ударных и безударных слогов, получается ритм.

- ударный,  - безударный (обозначение Тредиаковского (горизонтальная полоска, горизонтальная скобка)).

___ - хорей __ - ямб Тонический способ – название Тредиаковского. Что натолкнуло Тредиаковского на мысль о реформах: «Поэзия моего родного народа всему меня довела» (но примеров этой поэзии не привел). Писать по-старому – старомодно. Каждое нововведение проверяется практикой. Эксперименты: нарочно сочиненная российским пентаметром ради эксперимента. Он считал, что открытым им способом может писаться только длинный стих. Пользовался только женской клаузулой и хореем. В его реформу внес поправки Ломоносов. Уезжал в Германию. 1739 г. прислал «Оду на взятие Хотина» и «Письмо о правилах русского стихосложения». Признание мужской и женской клаузулы (рифмы). ВНИМАНИЕ! Причина реформы Тредиаковского – национально-историческая. Естественны были поиски наиболее национальных форм стиха, а такие формы могла дать только тоническая система, т.к. особенность русского языка – многоакцентность (ударение может падать на любой слог).

Тредиаковский написал «Аргениду» и «Тилемахиду». Поэзия Тредиаковского: поэзия у него слишком своеобразна, преобладает латинский синтаксис, много фраз «о» и «ах» и всегда восклицание. В оде «Вешнее тепло» он активно использует славянизмы. Соловей назван «славий», коростель «крастель», ветви «хвраститий», стихи написаны почти псалмом.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

5. Особенности похвальной оды в поэзии М.В.Ломоносова: проблематика, поэтика, стих. Смысл диалога в цикле «Разговор с Анакреонтом».

Основным видом поэтического творчества Ломоносова была»похвальная» ода. Особенность похвальной оды Ломоносова заключается в том, что они написаны чистым ямбом. Ломоносов старался соответствовать строго в написании «высокого» жанра. Похвальная ода – это обширное стихотворение, написанное в высоком штиле, состоит из множества больших строф (10 строк), оды писал на великие события, к примеру на восхождение Елизаветы Петровны на престол. Ода Ломоносова – декларация, она очень сильно политизирована. В своих одах Ломоносов говорит голосом правительства, это сообщение манифеста той власти, о которой мечтал Ломоносов, а не Елизавета. В «Разговоре с Анакреонтом» идет диалог. Этот диалог построен очень необычно. Сначала Ломоносов переводит Анакреонта, а потом отвечает ему, потом снова переводит Анакреонта. В первой же своей стихотворной речи Анакреонт отказывается воспевать героев, так как его лира поневоле велят петь ему только любовь. В Ломоносовской лире слышен «геройский» ответ. Он сравнивает Анакреонта с Катоном. Когда Анакреонт просит написать портрет любимой, Ломоносов пишет его. Это портрет России.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

6. Цикл Ломоносова «Оды духовные»: состав, композиция, идейно-художественное единство. Соотношение просветительского миропонимания и веры в натурфилософской и «научной» поэзии Ломоносова.

Научная деятельность Ломоносова ставила его в не очень приятном свете перед церковью. Ломоносов не был атеистом, просто для его бог – это принцип жизни природы. То есть бог существует лишь для того, чтобы мир не разрушился и не наступи хаос. В «духовных одах» поэтический язык Ломоносова просто, в основном эти оды имеют вид переложенных псалмов – хорошо видна лирика Ломоносова. Но в этой лирике Ломоносов не страдающий человек, жалующийся или стремящийся углубиться в свою индивидуальную душу, а как сын отечества и ученый, славящий величие своего идеала, величие своего бога, свою природу, - в укор и в назидание непонимающим, врагам, хулителям. Победный гимн мужеству добродетельного, гневная отповедь порочным – таков лирический пафос духовных од Ломоносова. Ясно виднеется тема борьбы («Переложение псалма 26»). Эта тема переплетается с темой природы, её величия, её необъятного разнообразия, мудрости, красоты. Ломоносов славит бога именно в природе. Он говорит, что горы, долы, пещеры, травы, хлеб и т.п. – все дары матери-природы, символом которой является бог. Ломоносов перекладывал эпизоды из Библии. Но здесь он далеко не точно это дела. Толковал по-своему.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

7. Классицизм как литературное направление: истоки, философия, поэтика. Национальное своеобразие русского классицизма. Эпистолы А.Сумароков о русском языке и стихотворстве. Теория «трех штилей» М.Ломоносова.

Классицизм сложился как законченное литературное мировоззрение во Франции в середине XVIII столетия. Затем распространился по Англии, Германии, Италии и проник в Россию. Идея классицизма – это все то, что подчиняется законам разума и общества. Все индивидуальное не входит в систему ценностей классицизма. Поэт-классик не изображает конкретного, единичного человека, он изображал человека вообще, отвлеченно человека. Показываются не конкретные факты жизни человеческой, а общие законы психики. Основа всех правил классической поэтики – разделение литературы на несмешиваемые жанры. Здесь царил своеобразный закон единства стиля. Каждая тема соответствует своему жанру. Русский классицизм прослеживается с 17 века в творчестве Симеона Полоцкого. Но именно Сумароков и его единомышленники создали окончательный единый стиль. Классицизм вполне соответствовал по своим идейным установкам основному направлению, указанному русской культуре всем историческим путем России с начала XVIII века: именно культ общественного, государственного долга, подчинение частного, личного интересам страны и разума. Классицизм учил, анализируя человека вообще, идеал человека, воспитывать людей в духе этого идеала. А.П.Сумароков и Ломоносов вместе выступали против Тредиаковского в теоретическом споре об эмоциональном содержании размеров русского стиха. Сумароков писал эпистолы: «Письмо о русском языке» и «О стихотворстве» - в них он дает характеристику риторического стиля и жанра оды вполне в Ломоносовском духе. Но в этих эпистолах заметны следы нового, специфически сумароковсого. Он выдвигает наряду с величественными жанрами (одой и трагедией) другие жанры, интимно-лирические, салонные, комические, чуждые Ломоносову (песня, эклога, комическая поэма).

- «О пользе книг церковных в России на русском языке». Типография Московского университета. Теория «трех штилей» - в качестве предисловия. Ломоносов выделил в русском языке три группы слов (взял церковнославянский и народный язык) –Группа общих слов: Бог, слава; Старославянские (церковнославянские) слова (малоупотребительные): отвергаю, Господень; Русские слова: говорю, ручей. От употребления этих групп слов зависят три штиля (разная пропорция церковнославянских слов): Высокий – первая и вторая группа; Средний (посредственный) – первая и третья группа; Низкий – третья группа. Связь стилей с жанрами – первая теория жанров в русской литературе. Церковнославянскому языку отдано преимущество перед другими языками. Русский язык не достаточно развит, пишутся только деловые бумаги. Ломоносов боялся засилья иностранных слов. Жанры: ода, героическая поэма – высокий стиль; научные сочинения – средний стиль; эпистолярный жанр – низкий стиль. Ломоносов советовал не употреблять устаревших слов. Ломоносов очистил язык, приблизил его к славянскому и латинскому. Пушкин был к этому не способен – он белоручка. Ломоносов прокладывал путь. Будущее было за Пушкиным, систему нарушил Державин.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

8. Характеристика лирических и сатирических жанров в поэзии А.П.Сумарокова.

Сатирические произведения “Пиит и его друг” - раздражительный характер. Сумароков написал 10 сатир. “Кривой толк”, “О худых судьях” – похоже на Кантемира (продолжает линию обличения). Чиновники – “хамовое отродье”. Иногда не повторяет Кантемира: меньший объем, много желчи, близость к памфлету: “Хор ко привратному свету” – мир наизнанку. Сумароков считал, что сатиры его могут повлиять только на добродетельного человека. 1762 г. Екатерина II. 1763 г. - коронационные торжества: «Торжествующая Минерва». Театрализованное шествие. Отражение пороков, с которыми будет бороться Екатерина: взяточничество, чиновническое засилье, хромая правда. Народная песня о синице. «Хор» – изображение прекрасной жизни на Западе. Сумароков причислял себя к особому кругу – близкому к государству. Выступал против свободы крестьянства. «Самодержавие в России – лучше доля». Считал, что нужно ввести продажу крепостных в законные рамки. Написал 374 притчи (басни). В некоторых притчах нет аллегорий, следовательно, они не басни. Тематика басен – нападение на дворянскую спесь, подьячих, купцов, администраторов («Самохвал» боролся с Ломоносовым). В баснях Сумарокова много движения, просторечных выражений, пословиц, поговорок, любовных песен. Любовные песни, воспевали любовь. «Коль хочешь ты писать, так прежде ты влюбись». Жалобы на разлуку, сетования без деталей – возлюбленная вообще. Изобрел язык любви, обедненный классицизмом. «Простоту языка требовал». Обвинял высокопарные стихи. Отсутствует мифология, но присутствует много фольклорных элементов. Сумароков – предшественник Дмитриева и Дельвига и Мерзлякова. Сонеты, эпиграммы, оды, элегии. Он плохой одослагатель, но Сумароковские «вздорные оды» - пародии на Ломоносовские оды - хороши. Самое раннее противодействие классицизму пошло от ревнителей классицизма. Сумароков выступал против высокого Ломоносовского языка, его тропов. «Рассмотрение од господина Ломоносова: строфы прекраснейшие… (номер оды и строфы), прекрасные …, весьма хорошие …, хорошие…, требующие исправления, о которых ничего не говорю…». «Некоторые строфы: его…, моя…».

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

9. Жанр трагедии в творчестве Сумарокова. Проблематика и художественное своеобразие трагедии «Димитрий Самозванец».

Жанр трагедии в творчестве Сумарокова уникален. ^ Ведь именно Сумароков первым ввел трагедии классицизма. Трагедии построены на канонах классицизма, но не имеющей точного соответствия в западной литературе. Его трагедии – это драматические поэмы, чуждые каких бы то ни было черт конкретной живой действительности в ткани своих образов. Сумароков пережил две полосы трагедийного творчества. «Димитрий Самозванец» относится ко второй. “Дмитрий-самозванец” выступление против тирании. Трагедии – орудия воспитания. Торжество добра, наказание зла. Интерес сосредоточен на монологах. Неравнодушие к исторической обстановке. Нет колорита времени и места. Все ясно, нет ничего недоговоренного. Тема восстания в данном произведении особо ярко выражена. Эта трагедия посвящена проблеме восстания против тирана. Дмитрий изверг и злодей: он убивает людей без зазрения совести. Он ненавидит русский народ и готов отдать его во владение полякам, он хочет ввести власть папы и католизма. Против него поднимают народный гнев. Трон Дмитрия начинает колебаться уже в первом действии. В пятом – восстание свергает тирана, который закалывается и «издыхает». Восстанием руководит Шуйский, притворяющийся слугой Дмитрия. Аналогична роль наперсника Дмитрия Пармена; Сумароков интригу одобряет, т.к. цель оправдывает средства. Цель: свержение диктата, Сумароков дает суровый урок царям. Он говорил, что власть царя небезгранична. («Не истина царь – я; закон – монарша власть, // А предписание закона – царска страсть»). Трагедии Сумарокова были школой дворянской морали и общественного сознания, рассчитанной ближайшим образом на людей своего класса. Воспитательная роль широка.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

10. Эволюция и поэтика жанра комедии в творчестве Сумарокова.

Живой русский язык появляется только в его комедиях. Не было “грамматического дара”. Ломоносов не мог написать по заказу трагедию. Место трагика занял Сумароков. Школа Сумарокова (в его трагедиях блистала Семенова, Нежнин). Преобладание стихотворного жанра. Пять актов, иногда три акта. Выведение в комедии своих врагов в смешном виде: Трисотениус – Тредиаковский. Помпениус – Ломоносов. Пьесы напоминают народный театр. Мало указаний в комедиях на русскую действительность. "Рогоносец по воображению” – вершина бытовой комедии. Всего 12 комедий. Хронологически они азбиваются на три группы: пьесы: «Тресотиниус», «Пустая ссора» и «Чудовищи», написанные в 1750 году. Затем наступает перерыв не менее чем в четырнадцать лет, далее написано еще шесть: «Приданое обманом», «Опекун», «Лихоимец», «Три брата совместники», «Ядовитый», «Нарцисс», затем последние три комедии: «Рогоносец по воображению», «Мать совместница дочери». Сумароков в первых комедиях использовал итальянские маски, итальянский эпос, в этих комедиях были черты российской злободневности, оживляющие и осмысливающие её. Комедии второго периода изменились, но не сильно (остались условные изображения людей, имен). Появилось новое построение, началась комедия характеров. В каждой пьесе в центре его внимания – один образ, и все остальное нужно либо для оттеснения центрального образа, либо для фикции сюжета, по-прежнему малосущественного.

11. Теория «склонения комедий на наши нравы» и её отражение в драматургии В.И.Лукина («Мот, любовью исправленный» или «Щепетильник» - по выбору). Русская комическая опера XVIII века (М.Попов, А.Аблесимов, Н.Николаев, Я.Княжнин, И.Крылов – на примере 1-2 авторов).

Владимир Лукин выступал против литературно-идеологического авторитета главы русского дворчнского классицизма и против устоев дворянства. Основной тезис высказываний Лукина: комедии, идущие на русской сцене, и, в частности комедии Сумарокова, - антинациональны, чужды русским нравам. Космополитизм, антиисторичность, условность сумароковской драматургии раздражает Лукина. Лукин считал, что как комедии всех народов «держаться своих образцов», так и русские комедии должны изображать русских людей, и для того надо, переводя, «склонять на наши нравы» переводимое (дорогие друзья, никого не напоминает? А Жириновского?). В комедии «Мот, любовью исправленный» Лукин отражает свою теорию. Это целая драма, с установками на высокий моральный пафос и трогательность, по рецептам Лашоссе и Дидро. В «Моте» Лукин показывает раскаявшегося и обратившегося к добродетели игрока; он промотался в пух и прах; его совращает ложный друг Злорадов и исправляют и наставляют возлюбленная Клеопатра и идеальный крепостной слуга Василий. Герой чуть не попал в тюрьму за долги, но его спасает наследство умершего дядюшки. Смысловой замысел был вызовом теории классицизма, запрещавшей вводить в комедию высокие мотивы, и Сумарокову, ненавидевшему «слезную комедию».//

«Пригожая повариха или похождение развратной женщины» Чулкова. Первая часть романа появилась в 1770 г. Продолжение было написано, но не увидело света, скорей всего, по цензурным условиям. Содержание романа составила история любовных связей некой Мартоны, оставшейся 19 лет от роду вдовой после мужа солдата, убитого в Полтавском бою; Мартона – не дворянка, женщина «низкого» звания. Ей пришлось в поисках средств к существованию поступить на содержание дворецкого одного дворянина, а затем она сменила несколько любовников. Комическая опера - новый жанр. Появился благодаря демократическим тенденциям и третьесословной публике. 1772 г. рождение этого жанра - «Анюта» Михаил Попов. Крестьянская девушка Анюта любит дворянина Виктора – мотив барышни-крестьянки (противоядие от высоких классических героев). В комических операх крестьяне – главные персонажи. Оперы построены на бытовом материале. Интерес к национальному вопросу. Оттеснение классицистической трагедии. Трагедия наполнялась политическим смыслом – тираноборческим. Попов был секретарем комиссии по составлению соборного уложения. Друг Н.И.Новикова. Сотрудничал с «Трутнем» и с «И то и се».

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

12. Творческий путь Д.И.Фонвизина: сатирические жанры, публицистическая и мемориальная проза

Фонвизин продолжатель традиций Сумарокова и Хераскова, традиций классицизма и дворянского либерализма. Денис Фонвизин родился в 1745 г. Работал в коллегии иностранных дел. Современное положение гражданина в России, в Европе, Фонвизин считал ненормальным отклонением от правильного пути. Он отчетливо ощущал приближение катастрофы, видел глубокие сдвиги в общественном бытии и в общественном сознании. Это отразилось в публицистике и художественном творчестве Фонвизина. Роль Фонвизина как художника-драматурга и автора сатирических очерков в русской литературе огромна. В его творчестве проблескивали стороны реализма. Персонажи строятся не по закону индивидуального характера, а по заранее данной и ограниченной схеме морально-социальных норм. Язык Фонвизина богатый. В некоторой степени «высокий», но искусно заниженный. В языке присутствуют остатки славянизмов старой конструкции, иногда «канцеляризмы», довольно обильные кальки французских выражений.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

13. Проблематика и поэтика комедии Фонвизина «Бригадир».

«Бригадир» - бытовая комедия с любовной интригой. «Бригадир» был написан после «Мота...» Лукина. В этом произведении Фонвизин вводит зрителя (и читателя) в дом Советника и заставляет его присутствовать при быте этого дома. На сцене разливают и пьют чай, загадывают на картах, играют в карты, шахматы. Актеры говорят не в зрительный зал, а друг другу, и даже разрушается прямолинейность движений речевой темы каждой роли, темы автохарактеристики. В первом действии Бригадира, подьяческая – Советника, петиметрская – Иванушки, в сущности, исчерпывают характеристику. Все они острят: острят дураки и умные, злые и добрые, потому что герои «Бригадира» - все же герои классической комедии, а в ней все должно быть смешно и «замысловато». Видя в человеке не личность, а единицу социальной или моральной схемы общества, Фонвизин в своей классической манере антипсихологичен в индивидуальном смысле. В комедии много комических сцен, и прежде всего ряд объяснений в любви: Иванушки и Советницы, Советника и Бригадирши, Бригадира и Советницы, - и всем этим парам противопоставлена не столько в движении сюжета, сколько в плоскости схематического контраста, пара образцовых влюбленных: Добролюбов и Софья. Действия в комедии почти нет; «Бригадир» очень напоминает в смысле построения сумароковские фарсы с галереей комических персонажей. Противостояние. Иванушка – Добролюбов, Софья. Отрицательные персонажи прописаны лучше. Положительные получились резонерами. Показана жестокость семейных отношений. Ханжество и взяточничество – образ советника.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::


14. Комедия Фонвизина «Недоросль»: идейная структура, своеобразия жанра и композиции.

Комедия «Недоросль» - самое зрелое произведение. Иная проблематика, специфика произведения, другой тон, чем у «Бригадира». Простакова (возможный прототип Салтычиха) - показана в разных состояниях, из чего складывается представление об отношении к крестьянству. Образ Простаковой находится на меже трагедии и комедии. Простаков – противоположность жене. Жестокость в семейных отношениях побеждает жестокость социальную. Скотинин – повторение Простаковой. Карикатура. Мысль о том, что Простакова – не досадное исключение, а правило, массовое явление. Митрофан – недоросль. Он не дорос до возраста гражданской службы. Изначально не было отрицательной оценки, появилась только после выхода пьесы. «Митрофан» – материн дар, матерью данный, повторяющий мать (греч.) Он недоросль в интеллектуальном плане, в моральном (нравственном) плане, в смысле осознания своих общественных обязанностей. Учителя (вина за неученость лежит на родителях): Кутейкин – от «кутья» – рис с изюмом. Этим кушаньем угощали священников. Цифиркин – недоучка учит недоучку. Вральман – бывший кучер. Среда формирует человека. Сниженный вариант низкопоместной среды. Отец принимал челобитные, сидя на сундуке – клал в сундук и умер от голода. Повторяет за Антиохом Кантемиром, что нельзя крепостным воспитывать ребенка, получается два раба вместо одного. Трудность истребления предрассудков. Завязка: «Указ о вольности дворянства» 1762 г., изданный Петром III, который запрещает жениться до получения образования. Неорганичность входа положительных героев в комедии: сошлись Милон, Стародум и Правдин. У Фонвизина показано противодействие дворян. Борьба Стародума, Правдина, Милона и Софьи против Скотининых и Простаковых. Обращено внимания современного зрителя на положительные речи. Стародум говорил со сцены крамольные вещи: противопоставляет «тогда» – петровское время - и «нонче» Екатерининское время. Дворянину не зазорно заниматься торговлею. Торгующее, военное дворянство. Стародум – идейный герой комедии. Фонвизин рисует в комедии желаемое: чиновники следят за помещиками. Правдин – чиновник-наместник. 1775 г. – наместничества учреждены, чтобы пресекать случаи злоупотребления. «Недоросль» – социальная, развернутая, как бытовая (любовная интрига не занимает главное место). Шаг к сближению с действительностью. Фонвизин не боялся в комедии низких слов. И.Богданович был раздражен языком этой комедии. Ремарки сделаны по совету драматурга Дмитриевского.

Премьера состоялась 24 сентября 1782 г. Дмитриевский играл Стародума. Шумский – Ермеевну.1783 г. Московская сцена – театр Мидакса (на месте Большого театра), на сцене театра Московского университета. Опубликован в 1783 г. в журнале «Собеседник любителей русского слова».

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

15. Система образов и специфика конфликта в трагедии Я.Б.Княжнина «Вадим Новгородский».

«Вадим Новгородский»(1789).Возникновение этой трагедии было вызвано стремлением ответить ЕкатеринеII, написавшей пьесу «Историческое представление из жизни Рюрика»(1786). В основу трагедии было положено летописное известие из Никоновской летописи о новгородцах, которые были недовольны княжением Рюрика. Поэтому Рюрик «уби Вадима храброго и иных многих изби новгородцев, советников его». Екатерина в своем произведении изображает Вадима не противником самодержавной власти, а честолюбцем, жаждущим власти и с этой целью устраивающим заговор. Рюрик - идеальный монарх, побеждающий заговорщиков, и Вадим, подавленный великодушием монарха, который предлагает ему роль помощника, спешит доказать свою преданность. К выступающей против трактовки Екатерины II, преследовавшей монархические цели. Рюрик у Княжнина - благодетельный и великодушный государь, избранный самим народом за избавление Новгорода от смуты . Вадим Новгородский - пламенный патриот, защитник вольности родного города, идейный противник самодержавия как такового. Самодержавная власть враждебна народу. Вадим - полководец, вернувшись на родину и застав самодержавное правление Рюрика, защищающего идеи народоправства, ратует за республику. Защищая вольность, Вадим организует заговор, а затем восстание. Его поддерживают 2 сподвижника Пренест и Вигор (но ими движут личные цели - оба претенденты на руку дочери Вадима Рамиды) Основной политический конфликт трагедии К. Не тиранство монарха, как в трагедиях Сумарокова, а конфликт, вызванный борьбой за республику против монархии, даже в том случае, если на троне просвещенный монарх. Это - первая республиканская трагедия и первый образ стойкого республиканца - врага самодержавия. Трагедия Вадима в том, что народ не поддерживал его. Восстание было подавлено, но когда Рюрик предлагает Вадиму венец - символ своей власти, Вадим отказывается, и когда народ просит Рюрика княжить дальше, он закалывается. Народ в трагедии осознается исторической силой, способной определять ход событий в стране, недаром Рюрик требует, чтобы их с Вадимом спор решил именно народ. Симпатии автора на стороне Вадима, предпочитающего смерть рабству. Трагедия сохраняет статичность и основные принципы, присущие трагедиям классицизма, но в трактовке характеров в его пр-и нет прямолинейного деления борющихся лиц на положительных и отрицательных персонажей. 1793г. - впервые отдельное издание. Е. бесится - сжечь «якобинскую трагедию»,1871 - новое издание Ефремова с пропуском стихов: «Самодержавие повсюду бед содеятель, вредит и самую чистейшую добродетель...»1914 - впервые перепечатана полностью.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::


16. «Высокая комедия» эпохи классицизма (на примере «Ябеды» В.Капниста или «Хвастуна» Я.Княжнина)

«Ябеда» - это комедия-сатира о чиновниках и, в частности, о судебных чиновниках, о неправосудии, не только не искорененном екатерининским законодательством, но еще распространившемся после введения его в действии. Капнист использовал при написании своей комедии материал процесса, который ему самому пришлось вести, защищаясь от некого помещика Тарновского, присвоившего незаконно часть его имения. Эта тяжбы и послужила поводом к сочинению «Ябеды». Сюжетом «Ябеды» является типичная история одного судебного процесса. «Ябедник», ловкий жулик, специалист по судебным процессам Праволов хочет отнять без всяких законных оснований имение у честного, прямодушного офицера Прямикова; Праволов действует наверняка: он усердно раздает взятки судьям. Председатель гражданской судебной палаты у него в руках, берет у него взятки и собирается даже породнится с ним, выдав за него свою дочь. Прямиков, твердо, надеявшийся на свое право, убеждается в том, что с правом против взяток ничего не сделаешь. Суд уже присудил было его имение Праволову, но, к счастью, в дело вмешивается правительство, до сведения которого дошли безобразия гражданской палаты и Праволова. Последний арестован, а члены суда отданы под суд. Прямиков женится на судейской дочери, добродетельной Софии, которую он любит и которая любит его.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

17. Лирическая поэзия М.М.Хераскова. Трагедия «Венецианская монахиня». Опыт героической поэмы («Чесмесский бой» или «Россияда» - по выбору).

Михаил Матвеевич Херасков (1733-1807). Сын валашского боярина, переселившегося в Россию одновременно с Кантемиром. Хераскову принадлежит ряд крупных произведений, среди которых выделяется героическая поэма «Россияда» (1779). «Россияда» была написана после «Чесмесского боя», она стала высшей точкой развития русского классицизма. В период первых правительственных репрессий против дворянской фронды, в период открытого наступления на нее властей. Херасков сделал все возможное, чтобы создать огромный художественный памятник, способный наиболее полно выразить идеи его группы. Самый объем его труда был невиданный в русской литературе; это была поэма в двенадцати песнях. Самый жанр её должен был импонировать: героическая эпопея считалась по правилам классицизма высочайшим достижением искусства; это был жанр Гомера и Виргилия, поэма о героях, о судьбах государств и народов, огромная композиция, где автор мог развернуть целую галерею образов, полностью выразить своё политическое, социальное, философское мировоззрение.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

18. Поэзия В.И.Майкова. Героикомическая поэма «Елисей, или Раздраженный Вакх»: проблематика, своеобразие жанра и стиля

Майков Василий Иванович(1728-1778). «Елисей или раздраженный Вакх»

«Елисей»(1771) – «правильная» иронико-комическая поэма, но отступления от правил в ней налицо: насыщенность фольклорными элементами, бытовые зарисовки, простонародная речь. В пределах одного жанра - столкновение высокого и низкого. Поэма в 5 песнях. Завязка поэмы - завышение цен на водку откупщиками. Майков - противник системы откупов, которая обогащала отд. Лиц ценой народа. Бог вина Вакх разозлился на откупщиков, т.к. пьяных стало меньше. В питейном доме Вакх находит ямщика Елисея, которого и выбирает орудием мести. Между тем Елисей просит у чумака вина, а потом ударяет ему в лоб, за что его берут под караул. Вакх обращается к Зевсу с просьбой освободить Елисея. На что тот отвечает, что люди слишком много пьют, из-за этого плохой урожай. В тюрьме Ермий (божеств.сущ-во) Елисей переодевает в жен.платье и переносит в Калинкинский дом, где сидят распутные женщины… Любовь начальницы этого дома с Елисеем. Собрание богов на Олимпе. Про шапку-невидимку. Наскуча любовью хозяйки Елисей. уходит. Он пошел в город. По дороге уснул в лесу. Но проснулся от крика женщины, которую хотели ограбить. Это его жена. Он ее отпускает в город. А сам остается в лесу. Тут к нему спускается Силен. Ведет его в дом одного богатого откупщика, чтоб он тут пил, сколько хочет, а сам отходит на небо к Вакху. Елисей, искав погреба, заходит в баню, где моются хозяева. Он их выгоняет. Парится. Потом идет к себе. Берет шапку-невидимку и прячется под кроватью откупщика. Лежал до тех пор, пока откупщик, встревоженный грозою, встал с постели, а он, Елисей, залез на кровать под бок к хозяйке. Муж думает, что его жену душит домовой. Решил пригласить ворожею. Ямщик (Елисей) убоялся этого, и поэтому пошел в погреб пить вино. Елисея разоряет погреба откупщиков, бесчинствует до тех пор, пока Зевс, собрав совет богов не решает отдать его в солдаты. В поэме люди действуют наравне с богами. В поэме много грубых слов, использован бытовой материал, много натуралистических деталей. Все это способствовало рушению классицистических традиций и развитию реалистических традиций.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

19. Поэзия И.Ф.Богдановича. Жанрово-стилевое своеобразие поэмы «Душенька».

Ипполит Федорович Богданович(1743-1803). Участник кружка Хераскова. На него оказало влияние творчество Майкова. Стихотворная повесть «Душенька» (1775, впервые опубликована в 1783) – сказка о приключениях греческой царевны, представляющую собою по сути дела великосветскую красавицу екатерининского времени.

Начинается со стихов на добродетель Хлои. «…Кто же хочет быть свидетель Покорения сердец, Хлоиных красот видец, Сам узнает, наконец, Сколь любезна Добродетель!» Далее идет книга первая, в которой рассказывается: жил-был царь, «Он свету был полезен // И был богам любезен: Достойно награждал, Достойно осуждал» Было у него три дочери, их которых младшая была самой прекрасной. Звали ее Душенькой (Психея, Душа). Была она прекрасней богини красоты – Венеры. Когда она узнала об этом, то обратилась к Амуру за помощью: «Амур! Амур! Вступись за честь мою и славу, Яви свой суд, яви управу. Ты знаешь Душеньку иль мог о ней слыхать: Простая смертная, ругаяся богами, Не ставит ни во что твою бессмертну мать…» Амур обещал помочь. Тут картина, как Венера мчится по воде в упряжке, запряженной дельфинами. Счастливая. Все ей поклоняются, достают жемчуга со дна океана, подобно поклоняются Екатерине II. Амур исполнил обещание. И «Душенька уже оставлена от всех». Все дивятся этому. Всякие жрецы-пророки предсказывают ей, что супруг ей назначен судьбой и что он чудовище, «Которо всех язвит…и часто рвет сердца, питаяся слезами…» Сказали, что «Царевну пусть везут на самую вершину Неведомой горы». В итоге решили, что оракул бредит. Но Душенька. решила, что так надо, что надо уйти из дому. Колесницу пустили без кучера: «Судьба, - сказала, - будет править, Судьба покажет верный след К жилищу радостей иль бед, Где должно вам меня оставить». «В сей путь, короткий или дальний, Устроен был царем порядок погребальный». Проехали они за тридевять земель. Подъехали к горе. Лошади остановились и больше идти не хотели. Все решили, что они пришли к месту назначения. Ее отставили одну. «Тогда и дневное светило, Смотря на горесть сих разлук, Казалось, будто сократило Обыкновенный в мире круг И в воды спрятаться спешило. Тогда и ночь, одну увидев царску дочь, Покрылась черным покрывалом…» Книга 2. Невидимый Зефир на крыльях ветреных переносит Душеньку в роскошные чертоги. Амур ее навещает, но не позволяет себя лицезреть. Душенька приглашает в гости к себе своих сестер. Они злые. Нашептывают ей, что жених ее не появляется только потому, что он чудище. Душенька ночью решает открыть тайну своего супруга: «скрывши меч», с лампадою в руках входит в чертог к Амуру. Видит, что ее супруг – Амур. Душенька. нечаянно пролила на Амура масло из лампады. Разбудила его. Ничего не смогла сказать в свое оправдание. Падает в обморок. Книга 3. Душеньку наказали. И перенесли ее из этих чертогов обратно. Но амур не забыл ее. И тайно следил за ней, помогал. Она там плакала, убивалась слезами, увидев пропасть, прыгнула туда, но ее спас один из Зефиров. Проснувшись, она вернулась к самобичеванию. Звала Смерть, искала что-нибудь похожее на кинжал, чтобы заколоться. Потом решила удавиться. Потом утопиться. Потом сгореть. Там встретила рыбака. Она решила за помощью обратиться к самой Венере. Венера, желая погубить Душеньку, дает ей поручения, грозящие смертью: принести через 3 часа воды живой и мертвой, достать златые яблоки, которые стерегли драконы, отправиться в ад и принести оттуда какой-то горшочек. Душенька все выполняет, но из-за этого теряет свою красоту – она вся чернеет. Но Амур ее по-прежнему любит. И благодаря ему Венера прощает Душеньку. Они жили долго и счастливо. Амур потом издал грамоту, в которой излагается что-то типа: душа важнее физической красоты. Венера сжалилась, и вернула Душеньке ее красоту. У Амура и Душеньки родилась дочь!

В поэме звучит ирония по отношению к мифологическим. героям и сюжетам, что знаменовало идейно-эстетический кризис классицизма. Любовная фабула романа заимствована из античного мифа о любви Психеи и Амура. Но автор русифицировал чужеземный сюжет. Античные герои смешаны с персонажами русских сказок. Душенька потеряла черты Психеи - олицетворенной души. Она - нормальная русская баба. В «Душеньке» герои античности ведут себя как придворные светские люди. В «Душеньке» Богданович намеренно отходит от социальной проблематики. По форме произведение направлено против героического эпоса классиц. поэзии. Богданович пишет «вольным стихом», «Душенька» - «легкая поэзия». Богданович был предшественником сентиментализма.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

20. Общая характеристика русской беллетристики XVIII века. Развитие романного жанра («Письма Эрнеста и Доравры» Ф.А.Эмина или «Пригожая повариха..» М.Д.Чулкова – по выбору)

Беллетристика XVIII века развивалась яркими вспышками. Влияние шло с публицистики и буржуазии. Произведения имеют политико-нравоучительный характер. Одним из ярких подтверждений является роман Эмина «Приключение Фемистокла», написанный по типу «Приключение Телемака» Фенелона. Несколько своеобразен и четырехтомной роман Эмина «Письма Эрнеста и Доравры». Кроме плохого языка публицистических вставок, ничто, как будто, не объединяет этот роман с «Мирамондам» (первый роман Эмина). Книга Эмин – роман в письма, длинные послания героев давали простор учителям Эмина для детальных автоанализов психологии этих героев. Эрнест и другие действующие лица романа Эмина на десяток страниц анализируют свои переживания, и это внимание к психологии человека в обыкновенных житейских условиях, конечно, имело принципиальное значение утверждения права личности на своеобразие, на чувство, на свою индивидуальную жизни. Это тем более ясно, что герои мина – совершенно обычные, средние люди, и никаких исключительных событий в романе не происходит. Правда, Эмин не выдерживает единства и заставляет Эрнеста – особенно во второй половине романа – писать в своих письмах целые диссертации на социально-политические и морально-философские темы, совершенно лишенные страстно-психологической окраски, которую имеют у Руссо рассуждения его героев. Сюжет: Эрнест, бедный и нечиновный дворянин, полюбил Дорарву, дочь знатного богатого человека. Она отвечает ему взаимностью. Разница их положения в обществе не позволяет им надеяться на брак. Эрнест получает назначение секретарем посольства в Париж; это назначение могло бы способствовать его карьере и тем приблизить его к Дорарве. Но в его отсутствие в город, где живет Дорарва, приезжает жена Эрнеста, которую он давно считал умершей. Отец Дорарвы узнает об их любви, и она принуждена выйти замуж за другого. Проходят годы. Эрнест стал писателем. Между тем муж Дорарвы умирает; она успела разлюбить Эрнеста и выходит опять замуж за другого. Он остается счастлив. Конфликт в этом романе снимается появлением жены. Появляются сильные различия от романа Руссо, у Эмина Дорарва готова «пасть», но благоразумный Эрнест не хочет погубить её. Эмин не поднялся выше условной морали его эпохи

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

21. Развитие журналистики в век Екатерины II. Полемика о сущности сатиры. Жанровые формы сатирической прозы (на материале журналов Н.И.Новиов «Трутень» и «Живописец»).

^ Журнал Новикова «Трутень».(1769) «Трутень» внес дух боевой полемики в русскую ж-ку этой поры, его выступления были по-настоящему смелы и злободневны и приковывали к себе общественное внимание. На страницах этого издания перед читателем во всем значении возникла крестьянская тема. Новиков открыто заявил, что он сочувствует крепостным, и осудил их бесчеловеческих господ. Трутни-помещики - тунеядцы, которые грабят крестьян. Эпиграф «Они работают, а вы их труд ядите» (из «Жуки и пчелы» Сумарокова). И само название новиковского ж-ла было связано с этой основной его темой и полемически направлялось против ж-ла Екатерины. Шла борьба журнала Екатерины «Всякая всячина» и «Трутня». «Трутень» настаивал на личной сатире, практически направленной и боевой. Нужно подчеркнут при этом, что журнал «Екатерины», требуя от других добродушной сатиры, сам нисколько не отказывался от политически заострённых нападений на своих врагов. Когда журналал «Трутень» стал проигровать, в нем стал появлятся несатирические материалы. Хотя это длилось недолго. Новиков всеми силами пытался спасти журнал. В последних номрах он уверяет, что только вертопрах видит в его сатирах личности, «а издатель за сие страдает». И снова в «Трутне» появляется сатира... Союзником «Трутня» был журнал Эмина «Смесь», который также боролся против «Всякой всячины». «Живописец»(1772). Новиков притворно ставит свой ж-л под «крышу» Екатерины. Продолжает линию «Трутня» - обличение отриц.явлений действительности, просвещение. В «Живописце» печат. «Опыт модного словаря щегольского наречия» - отражение соц.-психолог. характеры светской аристократии, нападает на распущенность их нравов. «Отрывок» - некот. считают его автором Радищева. - форма путешествия. Повеств. ведется от лица путеш., который останавл. в теч. 3-х дней практически в каждом селе и деревне. И нигде не видел ничего хорошего. Во всем виноваты помещики. «Письма к Ф.» -5 очерков. Как ранее в «Копиях» стремится хотя бы к условной документальности. Один из очерков «Письмо уездного дворянина к его сыну» - психология крепостника, его убеждения Критика крепостн. двор-ства, произвол помещиков

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

22. Литературное творчество И.А.Крылова. Сатирический роман «Почта духов», шутотрагедия «Подщипа».

«Почта Духов» один из замечательных журналов XVIII века. Хотя на журнал она не похожа. Это сборник очерков (в виде переписки гномов, сильфов и т.д. с волшебником Маликулмульком), выходивший ежемесячно. Журнал анонимен. «Почта Духов» был органом радикальной идеологии. Крылов обрушивается в своем журнале на все систему власти и культуры крепостническо-бюрократического государства. Произвол и разврат представителей власти, придворных и чиновников разоблачаются «Почтой Духов». Сатира Крылова бьет по совершенно конкретным фактам социальной жизни России конца царствования Екатерины II. Крылов в «Посте Духов» находится в маске гнома Зора. «Подшипа» - шутотрагедия, вышла в свет после смерти Крылова. Она не могла выйти при жизни. В ней он смеется над Павловской фрунтоманией по немецкому образцу и рад воспользоваться возможностью поиздеваться и над привычками царя Павла, и вообще русским црями и князьями. Идиот Викула, кретин и трус Слюняй, совет царя Викулы, Дурдурран, - вот они, русские «герои» и цари, которых так риторически изображала русская классика. Пьеса стала жестоким памфлетом.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

23. Философски-эстетические принципы и жанровая система сентиментализма. Предромантические веяния в русской литературе конца XVIII века.

Сентиментализм первоначально возник в Англии в конце 20-х гг. 18 в. Осознание ценности человеческой личности вне зависимости от сословной принадлежности, преобладание чувства над рассудочностью, что вело к углубленному раскрытию внутреннего мира человека, гуманизм и демократическая направленность делали это направление прогрессивным в своей основе. В сент. Большое внимание уделяется пейзажу, который оказ. Созвучным личному переживанию героя. Отрицательное отношение к реакционному правительственному режиму было характерным для писателей сент. Однако Карамзин стоял в пассивной оппозиции, выражая свое недовольство и неуверенность в завтрашнем дне. Радищев же искал разрешения выдвинутых жизнью проблем в общественно-политическом, социальном аспекте. Культ чувства. Авторское индивидуальное «я».

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::


24. Особенности сентиментализма и предромантизма в поэзии Н.Карамзина, А.Радищева, М.Муравьева, Н.Львова, И.Дмитриева (на примере 1-2 авторов).

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826). С его именем связано утверждение в 90-х гг XVIII в. Нового литературного направления – сентиментализма. Он родился 1 дек. 1766 г. в небогатой дворянской семье в городе Симбирске. Получил гуманитарное образование. Учился в Москве в пансионе Шадена, где педагогическая система строилась на воспитании сердца, заложило основы формирования мировоззрения и личности Карамзина. недолгая военная служба в Питере. Знакомство с Тургеневым. В Москве Тургенев познакомил его с Новиковым. Стал членом его кружка. Карамзин редактирует издаваемый Новиковым ж-л «Детское чтение для сердца и разума» (85-89). Несмотря на близость к масонам в этот период, он остается чужд их мистическим взглядам. Оптимистически смотрит на жизнь. Там его лучшим другом стал А.А. Петров. («Мелодор к Филарету»). В этом ж-ле Карамзин напечатал свою первую сентиментальную повесть «Евгений и Юлия». В повести «поселяне» «с радостью» трудятся на полях, они, «быв довольны успехом работ своих, в простых песнях благословляют Натуру и участь свою». В основе сюжета – любовная идиллия, неожиданно заканчивающаяся трагически. (Евгений от большой радости и любви заболевает горячкой и умирает). Юлия и мать Е. с этого момента живут безрадостно, в меланхолии. Занимается переводами произведений Шекспира. К Шекспиру он возвращается не раз в своем творч-ве («Поэзия», Письма русского путешественника (1791)). В 1788г. переводит «Эмилию Галотти» Лессинга. В мае 89г. он воплощает свою давнюю мечту в жизнь – он отправляется в заграничное путешествие (18 месяцев).

^ Александр Николаевич Радищев (1749-1802). Книги его были грозным оружием, направленным против самодержавия, рабства и крепостничества. «Бунтовщик хуже Пугачева». При жизни Радищева и после его смерти, вплоть до 1905г., его знаменитое «Путешествие» находилось под запретом. В 1797г. в ссылке в Кунгуре Радищев видел копию своей книги.

Родился 20 авг. 1749г. в богатой дворянской семье. Отец его был грамотным и достаточно гуманным по отношению к крестьянам. Начальное образование получил дома. Его научил читать и писать крепостной Петр Мамонтов. С 1756г. живет у родственника в Москве и занимается на дому с преподавателем из Московского университета. В 1762г. был зачислен в Пажеский корпус в Питере, оттуда осенью 1766г. был отправлен в Лейпциг для обучения. Тогда ему было 17 лет. Там подружился с Ф.Ушаковым, Кутузовым и Рубановским. Опыт русской действительной жизни и пяти лет, проведенные за границей, расширили умственный горизонт будущего писателя. Во многом ему помог Ушаков, которому Р. посвятил «Житие Федора Васильевича Ушакова», (1789). Пронизано пафосом революционной публицистики. В ноябре 71г. возвр. в Россию. Служба в департаменте Сената (71-73) в должности протоколиста познакомила Р. с ужасающим бесправии крестьян, беззаконием в судах, деспотизмом помещиков и чиновников. Спустя некоторое время сближается с Новиковым, Крыловым, Туманским, Кречетовым. Лит. деят-ть Радищева началась в 70-х гг. и была связана с интересом к историч. сочинениям. Так в 72-73гг. он изучает «Повесть временных лет». Внимание к истории Древней Руси сказалось в тв-ве Радищева (поэма «Бова», «Песнь историческая»). Занимался переводами произведений Мабли («Размышление о греческой истории, или «О причинах благоденствия и несчастия греков»). В ранний период своей лит. деят-ти отдал Радищев дань и люб.лирике. «Песня». Его ранние стихи отличались большой чувствительностью и несли в себе черты автобиографизма. Автобиографизм свойствен и очень своеобразному в Тв-ве Радищев. «Дневнику одной недели», произведению психологическому. Это страстная исповедь человека, оказавшегося вдали от друзей и испытавшего отчаяние от одиночества.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

^ 25. Эволюция жанра светской оды в творчестве Г.Р.Державина. Образцы духовной лирики поэта (ВНИМАНИЕ! Билеты с 25 по 26 объединены! Я даю один ответ на два вопроса)

Державин соединил анакреонтические оды с русским колоритом: «Явление Диониса и Дафны на Невском берегу». По-новому смотрел на человека. Классицисты считали своей задачей служение государству. Державин – выступает как частный человек с его повседневной жизнью, его произведения посвящены определенным людям. Начал рассказывать в стихах о себе. Державин показывал себя поющего. Движение в сторону романтического и реалистического искусства. «Что видел, то и бредил». Мир – праздничный, сверкающий, яркий. Гаврила Романович Державин (1743-1816). Поэзия Державина отличалась самобытностью и народностью, новыми поэтическими открытиями. В его поэзии отразилась вся его эпоха. Новаторство Державина. – обращение поэзии к жизни, к ее земным радостям. Державин вносит в поэзию автобиографическую тему, авторское индивидуальное «я». К поэтам-классицистам Д. чрезвычайно близок признанием гражданственного, просветительского значения поэзии, ибо для него поэт – «народной толпы просветитель», который должен «в мир правду вещать». Одновременно в его творч-ве находим и истоки реализма, и элементы предромантизма. Родился 14 июля 1743г. в Казанской губернии в семье бедного дворянина. О своем детстве и дальнейшей жизни он рассказывает в «Записке из известных всем происшествиев и подлинных дел, заключающих в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина» (1812). Это был рассказ о частной жизни поэта. Когда Державину было 11 лет, у него умер отец. В детстве учился грамоте у дьячка сельской церкви, а в 1759 в гимназии. За удачно нарисованную карту с видами города Державин был зачислен в гвардейский полк. Во время пугачевского восстания участвовал в подавлении мятежа. Он считал это исполнением долга. В число первых русских стихотворцев его выдвинула написанная им в 82г. «Фелица». Последние годы поэт жил у себя в имении Званка под Питером и продолжал активно интересоваться литературными новинками молодого поколения литераторов. У Державина была особая тактика подпора и обработки материала. Материал интересен и подлежит введению в стихотворение не потому, что он «высок», не потому, что он соответствует канонам одической тематики, не потому, наконец, что он может быть представлен в отвлеченной форме, а потому что он злободневен. Ничего дворяского, ничего сословного нет в человеческом идеале, созданном Державиным. Творчество Державина «подгатавливало» рождение человека в русской поэзии. Все стихи Державина пронизывал культ служения обществу. Бесконечное количество раз он возвращался в своих стихотворениях к проповеди высокого гражданского идеала вельможи – слуги общества даже царя – слуги общества. Он указывает патриотизм, величие народа, создает образ идеального царя. Язык Державина размашистый, не сглаженный ферулой XVIII века. Сниженные и простые слова у Державина встречаются не только в сатирических одах, но и в высокой лирике. Присутствуют простонародные изречения, славянизмы, канцеляризмы и мифология. Державин ИЗОБРАЖАЕТ, а не анализирует. «На смерть князя Мещерского»(1779 г.).эта ода резко отличается от обычной похвальной оды классицизма. Это ода-элегия. Неожиданная смерть знакомого заставила поэта задуматься над вечной проблемой жизни и смерти. Д. часто рисует одну и ту же картину: люди свергаются, подобно водопаду, с высот счастья. «Жизнь есть небес мгновенный дар...» «Бог» (1784г.) - первое произведение русской поэзии, получившее европейскую известность еще при жизни поэта. Ода напоминает Ломоносовские духовные оды..Эо произведение писалось несколько лет и посвящена рассуждению о возникновении мироздания и происхождения человека. Обращаясь к богу, Д. Употребляет определение «Без лиц, в трех лицах божества».Автор здесь имеет в виду не только богословское понятие, но и философское «бесконечное пространство, беспрерывную жизнь в движении вещества и нескончаемое течение времени, которое бог в небе совмещает».Картина мира предстает не столько в религиозном плане, сколько в плане научных представлений о мире, т.е. ода лишена мистицизма. Приемом выразительных контрастов Д. Достигает предельной ясности мысли: «Я царь, -я раб, -я червь, -я бог!»,тем самым доказывая, что человек - вершина создания природы и значение его на земле велико.Чел-к: «Черта начальна божества». «Водопад»(1794г) - глубокое философское раздумье о смысле жизни, человеческом существовании и праве на бессмертье. Державин развивает те размышления на тему жизни и смерти, которые были подняты ранее в оде «На смерть князя мещерского».Ода написана на смерть князя Потемкина, умершего также совершенно внезапно. Потемкин - человек неординарный и отношение к нему автора неоднозначное. Снова мысль о том, что жизнь низвергается с высот счастья подобно водопаду. Водопад - символ вечности. Д. Рассуждает о бессмертьи и приводит наряду с Потемкиным образ другого полколводца - Румянцева, кот. для поэта являлся идеалом истинной гражданственности. Д. приходит к выводу, что бессмертной славы достоин Р., который «пользу общую хранил».

26. Горацианская и анакреонтическая поэзия Державина. Своеобразие лирического героя, примеры «забавного русского слога».

(ответ дан в билете 25! (А.А.Караваев))

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

27. Книга А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»: творческая история, система политических и этико-эстетических взглядов автора.

Повествователь - революционер. Эпиграф к «П.» из «Телемахиды» Тредиаковского: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Таким образом, Радищев определяет главного врага, главную беду России и русского народа – самодержавие и связанное с ним крепостничество. Большинство глав посвящено разоблачению сущности этого «чудища», его жестокости, бесчеловечности, развращающих души людей, разоряющих страну. Писатель рисует картины беззакония и неимоверной эксплуатации, которой подвергаются крестьяне. «Истинное лицо» самодержавия Р. выявляет в сатирическом «сне» (глава «Спасская Полесть»), показывая противозаконность и антинародность любой монархии. (Сон, о том, что он царь. Прозрение монарха – утопия.) Размышляя над тем, как избавить страну от самодержавия и крепостничества, Р. приходит к выводу, что ни отдельные «гуманные» помещики, ни «бесплодное сочувствие» к порабощенным крестьянам не могут изменить ситуацию. Положение настолько тяжело, что «свободы ожидать должно от самой тяжести порабощения». Р. пишет о праве чела на борьбу за свою свободу, о неизбежности народной революции. Народ, крестьяне - главная движущая сила истории. И они – не вызывающие жалость «жертвы», а люди высоких моральных качеств, талантливые, с чувством собственного достоинства. Образы крестьян контрастны образам помещиков. Нравственную чистоту и физическое здоровье людей из народа Р. противопоставляет моральной и физической деградации дворян, и этот худ. прием тоже служит задаче разоблачения «чудища». Говоря о русском нац. Хар-ре, писатель подчеркивает не «покорность», которая так ценилась офиц. Властями, а порывистость, отвагу, невоплощенные таланты и возможности народа. Р. уверен, что, когда изменятся обстоятельства жизни народа, из его рядов выйдет много талантливых людей, которые окажут большое влияние на «историю российскую». Поэтому логическим завершением «Путешествия…» является «Слово о Ломоносове», где выражается уверенность автора в великом будущем России. «П.» изложено в форме записок путешественника, куда искусно введены произведения других жанров: сатирический «сон», ода «Вольность», публицистические статьи (напр., «о происхождении цензуры», глава «Торжок»). Такая форма худ. произведения была новаторской для рус. лит-ры 18в. И давала Р. возможность глубоко и многопланово рассказать об общественной и духовной жизни нации. Глава «Спасская Полесть». Дождь. Забегает в один из домов, обсохнуть. Засыпает. Слышит чьи-то голоса. Потом видит сон. «Едрово». Встретил очень хорошую, добропорядочную, юную девушку лет 17-20. Анютушку. «Хотилов». Проект в будущем. Размышления.Открытый призыв к революции звучит в главе «Городня». Въезжая в деревню слышит вопли жен, детей и старцев. Причина рыдания – рекрутский набор. «Вольные люди, ничего не преступившие, в оковах, продаются как скоты! О законы! Премудрость ваша часто бывает только в вашем слоге!» Автор взрывается: «…в рекруты продавать людей запрещается; что крестьяне людей покупать не могут, что вам от барина дана отпускная и что вас покупщики хотят приписать в свою волость будто по вашей воле.» «Торжок» «Краткое повествование о происхождении цензуры». Цензура вводится правителями от страха., т.к. вдруг все всё поймут и «истукан падет». Р. также обличает помещиков- крепостников: «Медное» - сцена продажи крестьян – варварский обычай. Среди них: старик лет 75, старуха 80, жена его, вдова 40 лет, молодица 18 лет, дочь ее и внучка стариков, на руках у нее младенец, сын господина, венчанный ее муж лет 25, в кармане у него нож, в глазах мщение и зверство. «Зайцово». На почтовом дворе встретил старого приятеля Г. Крестьянкина. «… Я видел, что закон судит о деяниях, не касаяся причин, оные производивших…» Г.К. рассказал историю о Г. асессоре – жестоком мучителе крестьян. «Любани». Встречает крестьянина, пашущего в воскресенье. «Тверь» - отрывки из оды «Вольность» (1781-1783) В главе «Вышний Волочок» путешественник призывает народ к восстанию. Начало повествования: «Никогда не проезжал я сего нового города, чтобы не посмотреть здешних шлюзов…» Благополучие. Но многие работают не на себя (земледелатели). Человек корысти ради своей забывает человеческое. Р. возмущается: «Варвар! Не достоин ты носить имя гражданина. Какая польза государству, что несколько тысяч четвертей в год более родится хлеба, если те, кои его производят, считаются на равнее с волом, определенным тяжкую вздирати борозду?» Основа «Путешествия» - призыв к революции, но Р. понимает, что настоящее освобождение возможно только через десятилетия, поэтому пока надо хоть как-то облегчить участь кр-н другими путями.

^ 28. «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева: жанрово-композиционное своеобразие, повествовательная структура, проблемы художественного метода, стиля и языка.

(ответ дан в билете 27! (А.А.Караваев))

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

29. Предромантический характер поэзии Н.М.Карамзина: жанрово-стилевое своеобразие, языковая позиция художника. Общая характеристика книги «Письма русского путешественника».

На Карамзина сильно повлияли те 4 года, которые он провел в сфере влияния Новикова. Традиции дворянского либерализма у Карамзина приобрели расплывчатый, туманный образ. Он ценил уважение и свободу, независимость личности. Обращение Карамзина к прошлому, к истории, приведшее его к отходу от литературы, имело специфический характер. Главная тема Карамзина - сентиментальное путешествие. У Карамзина КОНСЕРВАТИВНЫЙ сентиментализм развивает романтические тенденции. Карамзин предпочитает строить романтические образы в окружении испанской традиции или оссиановских легенд, чем обратится к русскому фольклору. Карамзина тянет в природу, красоту природы он умеет ценить и изображать. Внутренний мир – становится центральной темой в творчестве Карамзина, личность человеа показана через призму субъективности автора. «Письма русского путешественника» (дальше просто «Письма...») стал центральным произведением в творчестве Карамзина. Он сообщает в своих «Письмах» огромное количество конкретных сведений о культуре, быте, искусстве, людях Запада. Информационная задача выдвинута в книге на первый план. Путешествия стерновского (у него тоже были «Письма») типа можно было написать, не выходя из своей комнаты. А вот карамзинские «Письма» включают в себя много подлинных наблюдений и много книжного материала. Доказано, что «Письма» Карамзина сделаны за границей. Карамзин знакомит читателя с культурой, политической системой, философией Запада. В «Письмах» Карамзин подробно описывает свои разговоры с писателями, выдающимися деятелями культуры. Ест описания природы, памятников, музеев, статуй. Таким образом, «Письма» - это не только «сентиментальное» путешествие. Образовательная даже воспитательная роль этой книги была чрезвычайно велика. Прочитав её, каждый русский человек знакомился с основными явлениям западной культуры, роднился с ними.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

30. Особенности сентиментализма в творчестве Н.М.Карамзина (повесть «Бедная Лиза», книга очерков «Письма русского путешественника», «Деревня», «Что нужно автору» - на примере 2-3 произведений).

В произведениях Карамзина дворянский сентиментализм нашел свое наиболее полное выражение. Признание внесословной ценности человека, внимание к его частной жизни, миру чувств и переживаний - все это, овеянное глубоко гуманным чувством автора, не могло не привлечь читателя, который учился сопереживать, сострадать героям повести К. Он состоял в кружке Новикова и испытывал враждебное отношение к деспотизму, жестокости и невежеству дворян, хотя крепостничество и самодержавие были для него незыблемы. Жанр повести – наиболее известен. «Бедная Лиза», «Наталья – боярская дочь» – напечатаны в «Московском журнале». Интерес к жизнь простого человека. Чувствительность, как ощущение. Львов и Измайлов – подражатели – опошлили чувствительность Карамзина. Суровая правда жизни. Социальный конфликт открывается в морально-этическом плане. Читателя нужно учить непременно. Эраст – ранний предшественник лишних людей. Язык Карамзина: Чувствительность. Лиричность. Печальная быль. Публика непривычна к печальным концам. Пейзажность. Не обязательно родные места, но места действия всегда названо. Природа – участник действия. Натура сетовала о потерянной Лизиной невинности. Классицист должен наказать героя и вывести мораль, чего нет у Карамзина. Нет классицистической поучительности. Присутствие автора при событиях. Источник добродетели – природа. Автор обрисован в сентиментальных тонах. 5. Психологизм человеческих чувств. Поступки характеризуют человека. Недоговоренность. Эмоциональность речи. Привлечение природы для описания. Раскрытие в диалоге чувства героев – доверие Лизы, безразличие Эраста. Прием: рождение, развитие, смерть чувства. Новый прием внутреннего монолога. 6. Новый слог. (ВНИМАНИЕ! «Письма русского путешественника» описана в 29 вопросе - А.А.Караваев)

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

31. Эволюция жанра исторической повести в творчестве Карамзина: от «Натальи, боярской дочери» к «Марфе Посаднице, или «Покорению Новгорода».

Наталья – боярская дочь». Наталья – Алексей. XVII в. Алексей Михайлович, когда русские были русскими. Психологическая повесть на историческом материале. Русская психологическая повесть. Эмоциональное начало в языке. Идет от жизни, а не от книги. Два варианта повести. Финальная сцена – верх сентиментальности. Стилизация под старину. Сказочность. Сравнение века нынешнего и века минувшего. У Карамзина семейное счастье - основа счастья вообще. Жажда хорошего конца. Материала хватило бы на роман. Главное в повести – чувствительность. «Марфа Посадница». В это время Карамзин глубоко занимался изучением истории. Можно на примере этой повести заметить, как отходит от своих принципов. Карамзин с большим подъемом изображает республиканские доблести Марфы и её сторонников. Повесть Карамзина не революционна, хотя современники считали обратное. Критерии красоты, эффектности был основным для Карамзина как художника; критерий силы решал дело для него как историка и политического мыслителя. Нет нужды доказывать слабость обоих этих критериев. Марфа Посадниц вызывает восхищение Карамзина-эстета. Но она побеждена. Сила монархии в лице Ивана III сокрушила её, и Карамзин-политик осуждает её. «Победителей не судят» - лозунг Карамзина, и другой – «горе побежденным». Самодержавие победило. В конце концов уже в «Марфе» мы видим двойственную форму отношения писателя к своей героине и к своей теме вообще: Карамзин посылает Марфу на казнь, повинуясь силе и исповедуя право этой силы, и в то же время любуется эффектностью гибели Марфы. Но это любование не обязывает Карамзина к сочувствию ей или аналогичным явлениям в его современности.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

^ 32. Предромантические повести Карамзина («Остров Борнгольм», «Чувствительный и холодный. Два характера», «Рыцарь нашего времени» - на примере 1-2 произведений).

Сюжет «Острова Борнгольма» обычен для ранней романтической традиции Запада: незаконная страсть двух молодых людей, оправданная автором именно вследствие глубины и искренности чувства. Борьба за свободу человеческой страсти против оков насилия, бывшая внутренним смыслом этого сюжета у передовых романтиков, не интересует Карамзина. Но он хочет создать впечатление романтического ужаса тоски в системе определенных образов нового стиля. Повесть в плане. Она таинственная. Мы видим неких безымянных любовников, несчастных и разлученных. Кто они – мы не знаем. Как их зовут – также. В чем их «вина», почему «законы» осуждают их любовь – все скрыто тайной. Может быть они брат и сестра, а может, он её пасынок? Беспокойство, вызываемое недоговоренностью, сгущенностью мрачного колорита пропали бы, если бы все было ясно в повести. Мы не видим героев вместе. Повесть введется романтическими отрывками. Читатель сам себе строит композицию. «Остров Борнгольм» построен на мотивах романтики оссиановского севера и суровой печали северных скальдов. Музыка образов организована чрезвычайно тонко и последовательно. Сначала ясный пейзаж, затем начинается таинственное.


*********************************************************************************************

^ При подготовке данной работы были использованы материала с неофициального сайта МГУ и книги Гукоского Г.А. «Русская литература XVIII века (учебник/ М.: Аспект Пресс, 1998.)

Автор работы: Алексей Александрович Караваев

С замечаниями, предложениями и просьбами обращаться на:

e-mail: pressa-911@mail.ru

Дорогие друзья!

Приглашаем вас принять участие в создании «Кладовой знаний».

Высылайте свои лекции, записи, наблюдения. Если Вы учитесь в УрГУ, то можете передать свои лекции лично в руки администратору сайта, он переведет их в электронный вариант.


ВНИМАНИЕ! МАТЕРИАЛЫ С ДРУГИХ САЙТОВ НЕ ПУБЛИКУЮТСЯ!

*****************************************************************************




Скачать 426.51 Kb.
оставить комментарий
Дата20.10.2011
Размер426.51 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

хорошо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх