Периодические издания Св. Синода в XIX- нач. XX вв icon

Периодические издания Св. Синода в XIX- нач. XX вв


Смотрите также:
Электронные периодические издания в электронный век...
Муниципальное бюджетное учреждение культуры города Новосибирска...
Иллюстрации русских художников в печатных источниках первой половины XIX века как информационный...
Научные периодические издания...
Инструкция техника работы читального зала открытого доступа: периодические издания Проректор по...
Библиотека Кузгпа представляет вниманию читателей периодические издания...
Библиотека Кузгпа предлагает вниманию читателей периодические издания...
Периодические издания центральной прессы...
Архив Святейшего Синода как один из центров дореволюционного российского архивоведения (конец...
Рабочая программа по дисциплине "Зарубежные периодические издания по книжному делу" По...
Р. К. Кузахметов. Ученые и просветители мусульманского мира в оренбургском крае ( XIX – нач...
Слушали: Доклад...



Загрузка...
скачать




Церковный официоз.

Периодические издания Св. Синода в XIX- нач. XX вв.


Модернизация страны, осуществляемая правительством Александра Второго в период великих реформ не могла не коснуться и православной церкви, хроническое нездоровье которой давно было налицо. Систематическое нарушение канонического порядка церковного управления, отсутствие полноценной приходской жизни, бедственное положение рядового духовенства и многие другие проблемы церковной жизни требовали решения. В течении 60-70 гг. правительство пыталось предпринимать различные шаги для хотя бы частичного облегчения жизни духовенства, преодоления его сословной замкнутости, улучшения образования и т.п. Речь не шла, разумеется, о ликвидации тотального государственного контроля над жизнью церкви. Но даже половинчатые, в большинстве своем так и не осуществленные реформы церкви вызвали живейший отклик среди заинтересованной в них части общества. Констатация существующих проблем, поиск путей их разрешения, преобразовательные проекты и их обсуждение - все это требовало принципиально новой церковной журналистики. Не академических богословских журналов и не приторно-назидательных, как было ранее. Для нормального диалога церкви и общества требовались иные типы печатных изданий. Понимание необходимости открытого обсуждения церковных проблем буквально витало в воздухе. В течение нескольких лет семья церковных журналов существенно возросла. В Св.Синод один за другим подавались проекты новых периодических изданий, как частных, так и тех, которые могли бы служить выразителями официального мнения церковного руководства. Характерно, что авторами большинства последних были не церковные, а светские государственные деятели, понимавшие всю серьезность последствий происходивших в стране перемен и необходимость не столько реформирования, сколько оздоровления церковного организма для сохранения православного стержня империи.

Так, еще в самом начале "периода гласности", в 1856 г., в Синод был подан проект графа Д.Н.Блудова, занимавшего в то время пост президента Академии наук. Проектом предлагалось учредить журнал "Синодальные ведомости» - для публикации указов Синода и других официальных сообщений. Предполагалось, что у издания будет и некое неофициальное прибавление в виде духовно-литературного журнала для широкого обсуждения злободневных вопросов церковной жизни и «печатания сочинений по всем областям богословских наук, имеющих современный интерес» (1). Именно последнее обстоятельство явно смутило митрополита Филарета (Дроздова), отнюдь не стремившегося делать достоянием общественности какие-либо сведения о настроениях внутри церковных стен. Кроме того, влиятельный московский владыка всегда достаточно болезненно реагировал на любую попытку вторжения гражданской администрации в церковные дела. К тому же, митр. Филарет вообще с большой неприязнью относился ко всему, связанному с журналистикой, пусть даже и церковной. В результате проект Д.Н.Блудова был отклонен. Еще один проект подобного рода поступил в 1857г. от кн. А.А.Суворова, генерал-адъютанта и члена Государственного Совета (2). Несмотря на немалый административный вес и этого автора, проект разделил судьбу его предшественника.

Тем не менее, объективно Синод уже остро нуждался в своем информационном органе. В ходе обсуждения проекта программы и условий функционирования местных (епархиальных) периодических изданий было все-таки принято решение и о систематических публикациях официальных материалов самим Синодом. Не решаясь сразу на создание собственного печатного органа из-за отсутствия необходимых средств, кадров (а также во многом из-за преувеличенных страхов потерять лицо, будучи втянутым в какую-нибудь журнальную междоусобицу), Синод согласился для обнародования важнейших документов арендовать часть печатных площадей в каком-либо надежном церковном издании. Таким образом, частично решалась проблема централизованного информационного обеспечения. Выбор был сделан в пользу журнала «Духовная беседа», который с 1858 г. начал издаваться при Санкт-Петербургской духовной семинарии. Статус издания был залогом его серьезности и благонадежности, а столичное местопребывание давало возможность своевременного размещения необходимых материалов. Журнал «Христианское чтение», издававшийся фактически рядом, при Санкт-Петербургской духовной академии был сочтен менее подходящим из-за большей академичности, придававшей изданию сугубо специальный характер. «Духовная беседа» же пыталась поначалу претендовать на некое общецерковное значение, выводящее ее за рамки журнала при учебном заведении.

В результате, с 1859 г. все законоположения и правительственные распоряжения, состоявшиеся по духовному ведомству или просто касавшиеся его, печатались в журнале «Духовная беседа». Опыт вышел не слишком удачным – журнал был откровенно слабым, тусклым и не пользовался авторитетом. Всероссийского церковного издания однозначно не получилось. Материальная составляющая также не была на высоте. В результате постоянного дефицита авторов и денег «Духовная беседа» стала выходить нерегулярно. Официальные документы, публикуемые от имени Синода, размещались в самом конце журнальной тетрадки, где в разделе «Церковные сведения» фигурировал набранный мелким шрифтом заголовок «Начальственные распоряжения по ведомству православного исповедания». К тому же, с 1862 г. тающая на глазах «Духовная беседа» перешла в частные руки – ее издателем и редактором стал протоиерей И.К.Яхонтов. Для Синода все это было крайне неудобно, т.к. постоянно страдала оперативность официального оповещения подведомственных учреждений. В конце концов, стала очевидной нежизнеспособность «Духовной беседы», так и не вышедшей из тени издававшегося рядом «Христианского чтения», переживавшего на рубеже 60-70 гг. период своего нового расцвета под руководством талантливого и энергичного редактора протоиерея И.Л.Янышева, тогдашнего ректора Академии. Кстати, сам И.Л.Янышев чуть позже, в 1871 г. предполагал создать при «Христианском чтении» еженедельное приложение под названием «Церковные летописи», в котором печатались бы исходящие из Синода официальные документы. Этот проект остался неосуществленным. Еще раньше, в 1862 г. в Синод обратился протоиерей А.М.Иванцов-Платонов, предложивший создать центральную общецерковную газету, призванную служить «руководственным органом православия, знакомить общество с духом и потребностями церковного управления и положением духовенства» (3). Но то, что предлагал Иванцов-Платонов слишком напоминало многим журнал «Православное обозрение», выходивший в Москве с 1860 г. и уже успевший получить репутацию либерального. А.М.Иванцов-Платонов, известный проповедник и церковный историк, сам имевший репутацию церковного либерала, был одним из его основателей и постоянных сотрудников. Против него яростно выступил директор Духовного учебного управления при Синоде кн. С.Н.Урусов, являвшийся по совместительству еще и членом Главного управления цензуры со стороны духовного ведомства. В результате, на протяжении более чем десятка лет Синод не имел своего официального рупора.

Только в 1874 г. новый редактор «Христианского чтения» протоиерей А.И.Предтеченский предложил митрополиту Исидору все-таки создать при академическом журнале синодский еженедельник и представил его предполагаемую программу. Исидор, митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский, и бывший в связи с этим первенствующим членом Св. Синода, поддержал инициативу. В результате уже 24 ноября 1874 Синод, утвердив с небольшими изменениями программу А.И.Предтеченского, принял решение об издании еженедельного журнала. Его полное название с подзаголовком выглядело следующим образом: «Церковный вестник, издаваемый при Санкт-Петербургской духовной академии: Официальный орган Святейшего Всероссийского Синода и состоящих при нем центральных учреждений». В результате бюрократических процедур произошла принципиальная перемена статусов: «Христианское чтение» из самостоятельного периодического издания разом превратилось в ежемесячное приложение к «Церковному вестнику» и оставалось в таком качестве вплоть до 1917г. Отдельным распоряжением Синода в число обязательных подписчиков журнала были включены все епархии, все духовно-учебные заведения, монастыри, городские и, по возможности, сельские храмы. Таким образом, счет подписчикам сразу пошел на десятки тысяч (при стоимости годовой подписки 5-6 руб. не только окупались все затраты на издание, но и выходила определенная прибыль). Первый номер «Церковного вестника» увидел свет в январе 1875 г.

Но усложнявшаяся в пореформенную эпоху церковная жизнь постепенно привела синодскую коллегию к осознанию важности наличия собственного печатного органа, независимого от редакции того или иного духовного журнала, принадлежащего какому-либо учреждению и имеющего свои цели. Перед глазами был вполне удачный опыт существования местной епархиальной печати. Центральному органу предстояло решать сходные с ней, прежде всего административные, задачи. От синодского журнала (или газеты) требовалось скорейшее оповещение подведомственных учреждений и лиц о различных постановлениях Св.Синода и оперативное информирование их же о различных событиях церковно-государственной жизни с соответствующими руководящими указаниями. Положение уже было осложнено тем, что существующая к этому времени достаточно развитая сеть епархиальных газет испытывала определенный информационный голод, т.к. доведение нужных сведений обычным бюрократическим путем приводило к отставанию от событий. Часто редакции епархиальных газет в условиях хронического запаздывания официальной информации из своего ведомства были вынуждены обращаться к материалам светской печати, которая по-своему освещала те или иные события церковной жизни. В результате возникали невольные искажения , а то и вовсе печатались ложные известия. На основании этих резонов осенью 1887 г. обер-прокурор К.П. Победоносцев представил императору Александру Ш доклад о необходимости создания при Синоде своего периодического издания, на что последовал соответствующий Высочайший указ. Вскоре состоялось определение Св. Синода от 14-18 октября 1887 г. за номером 2117 «Об издании «Церковных ведомостей» (4). Согласно определению, с 1 января 1888 г. стал выходить в свет новый журнал – «Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Синоде». Журнал сразу получил официальный статус. Особым пунктом было указано, что такового статуса отныне лишался «Церковный вестник».

Программа нового издания включала в себя:

а) Законоположения, касающиеся духовного ведомства;

б) Высочайшие повеления;

в) Постановления и распоряжения Св. Синода;

г) Циркуляры, распоряжения, сообщения и приказы обер-прокурора и циркулярные сообщения центральных учреждений ведомства Св.Синода;

д) Правительственные постановления и распоряжения, имеющие отношение к духовному ведомству.

Решая давно назревшую проблему обзаведения собственным периодическим изданием, Синод столкнулся с трудностью, в которую упирались все прежние попытки подобного рода. Трудность проистекала от отсутствия соответствующей графы расходов в смете. Напомним, что финансовая жизнь Синода, как и любого другого государственного учреждения регулировалась Высочайше утвержденными сметами и любое их нарушение повлекло бы за собой серьезные неприятности. Даже имея в виду денежные выгоды от будущей массовой подписки, Синод долго не мог изыскать нескольких тысяч рублей на первоначальное обустройство редакции. Протоиерей П.А.Смирнов, утвержденный в должности редактора журнала, обратился в Хозяйственное управление с просьбой о выдаче двух тысяч рублей для найма помещения, покупки мебели, канцелярских принадлежностей и т.п. По распоряжению обер-прокурора К.П.Победоносцева, которому сделал представление чиновник Хозяйственного управления, деньги для редакции были выделены заимообразно из капитала духовенства Западного края (5). Протоиерей П.А.Смирнов был обязан возместить эту сумму в течение одного года. Не было и своего помещения – его пришлось арендовать. Все время существования журнала, вплоть до 1917 г., его редакция размещалась в Санкт-Петербурге в жилом доме по адресу: Конногвардейский бульвар, д.5, кв.7. Печатался «Церковный вестник» в синодальной типографии на подворье Митрофаньевского монастыря на Кабинетской улице (ныне ул. Правды, 13).

Появление центрального периодического издания сопровождалось небольшой оплошностью, случившейся от отсутствия у его редакции необходимого опыта. В первых номерах «Церковных ведомостей» была помещена лишь цена годовой подписки, но ничто не указывало на обязательность последней для всех подведомственных Синоду учреждений. Оказалось, что при обсуждении резонов иметь собственное издание, мысль об обязательных подписчиках буквально витала в воздухе, но оформить ее в виде особого распоряжения попросту позабыли. В результате первоначальное количество подписчиков оказалось достаточно скромным. Более того, редакция столкнулась с серьезной неразберихой. Деньги на подписку стали поступать и на адрес редакции, и в Хозяйственное управление при Св.Синоде, и в духовные консистории, и епархиальным архиереям. Возникла настоящая путаница. Оплошность была немедленно исправлена. Определение Синода № 736 от 31 марта 1888 г. «О порядке выписки издаваемого при Св.Синоде журнала «Церковные ведомости» четко регламентировало процедуру (6). Отныне подписка на годовой комплект журнала стала обязательной для всех приходов, всех духовно-учебных заведений, монастырей и прочих учреждений духовного ведомства. Контроль над проведением подписки в епархиях возлагался на консистории. Каждый благочинный в своем округе был обязан собрать необходимые суммы с подведомственных ему причтов и в положенный срок сдать их в консисторию. Туда же напрямую должны были поступать деньги от монастырей, семинарий, духовных училищ и т.п. Обычно одновременно собирались средства и на подписку местных «Епархиальных ведомостей». Духовные консистории, в свою очередь, обязывались в срок до конца декабря переводить собранные суммы в Санкт-Петербург – в Хозяйственное управление при Св.Синоде. Особым пунктом подчеркивалось, что деньги на подписку будут приниматься только от консисторий и только Хозяйственным управлением. Частные лица, пожелавшие выписывать «Церковные ведомости» должны были обращаться к благочинному своего округа, а тот, в свою очередь, должен был сообщить их адреса в редакцию. Таким образом, тяжесть организации подписной компании ложилась, главным образом, на плечи благочинных. Они собирали деньги, препровождали их в консисторию, составляли списки подписчиков – отдельно своих, духовных – для консистории, отдельно со стороны, светских – для редакции. Сама же редакция «Церковных ведомостей» полностью освобождалась от этих забот, ведая лишь рассылкой. Стоимость подписки была относительно невысока – 3 рубля в год с пересылкой и доставкой. Ввиду обязательного характера подписки тираж был почти неизменным на протяжении всех лет существования – 37-38 тыс. экземпляров. В свободную продажу поступало обычно от ста до трехсот экземпляров, примерно столько же распространялось бесплатно по различным учреждениям. Число частных подписчиков редко превышало 300-400 человек.

Редактором «Церковных ведомостей» и цензором статей, помещаемых в «Прибавлениях» был назначен протоиерей П.А.Смирнов, проработавший впоследствии на этом посту почти два десятка лет. Петр Алексеевич Смирнов (1831-1907) был заметной личностью среди петербургского белого духовенства. Выпускник Московской духовной академии занимал в столице видную должность – он служил настоятелем кафедрального Исаакиевского собора. П.А.Смирнов совмещал настоятельство с церковно-педагогической работой, был автором нескольких учебников по Закону Божьему. Позже, в 1897-1905 он был председателем Учебного комитета при Св. Синоде. Своим выдвижением П.А.Смирнов был целиком обязан обер-прокурору. К.П.Победоносцев видел в нем свой идеал священника – молитвенника и народного учителя, а не интеллектуала-богослова и не общественного деятеля. Под руководством П.А.Смирнова «Церковные ведомости» стали воплощением проводимой обер-прокурором охранительной политики. Их неофициальная часть формировалась главным образом материалами нравственно-назидательного характера, написанных самим редактором или позаимствованным из других изданий. Своеобразной специализацией стала и непрерывная пропаганда церковно-приходских школ, в которых К.П.Победоносцев видел панацею для спасения патриархального уклада. Вплоть до начала ХХ столетия «Церковные ведомости» воспринимались лишь в качестве источника административной информации.

Как и для всей церковной периодики, время перемен для «Церковных ведомостей» началось с Высочайшего указа от 24 ноября 1905 г. провозгласившего отмену предварительной духовной цензуры для периодических изданий. Месяцем раньше ушел в отставку Победоносцев, воспринявший Манифест 17 октября как свое личное поражение. Новым редактором журнала стал протоиерей В.И.Жмакин (1853-1907), церковный историк, сумевший в короткое время придать ему совершенно другой характер. На страницах «Церковных ведомостей» в полном объеме отразились дискуссии вокруг предполагаемого Собора, деятельность Предсоборного Присутствия, печатались порой весьма острые полемические материалы на темы церковно-общественной проблематики. Изменилось и общественное восприятие журнала. Несмотря на сохраняющийся характер проправительственного, официозного издания, «Церковные ведомости» того времени пользовались уважением как консервативного, так и церковно-либерального сообщества. Известный в те годы православный журналист прот. П.Светлов, отмечал: «Особенно поразительно радикальное и быстрое обновление важного для нашей церкви официального органа, ее прежних «Церковных ведомостей»: не узнаю их! Стало можно читать их не по обязанности, и с большим удовольствием»(7). После скоропостижной кончины В.А.Жмакина новым редактором еженедельника стал проф. М.А.Остроумов продолжил политику своего предшественника. На страницах «Церковных ведомостей» освещалась с церковных позиций деятельность Государственной Думы, печатались материалы Предсоборного Присутствия, рассматривались вопросы о демократии, социализме, веротерпимости и т.п.

С началом Мировой войны «Церковные ведомости» разделили судьбу остальных правительственных изданий, отдав свои полосы под материалы военно-патриотического характера и утратив, в значительной степени восприимчивость к актуальной церковно-общественной проблематике. Новый этап большого общественного значения издания начался в 1917г., после февральских событий. На его страницах эксклюзивно публиковались материалы Священного Собора Российской Православной церкви. После октябрьского переворота «Церковные ведомости» последовательно проводили антибольшевистскую линию, и в начале 1918 г. были закрыты.

В 1890-е гг. сформировались еще два периодических издания, относящиеся к центральному управлению ведомством православного исповедания. В 1888 г. Духовным правлением при протопресвитере военного и морского духовенства стал издаваться журнал «Вестник военного духовенства» (с 1890 – «Вестник военного и морского духовенства»), просуществовавший до 1917 г. А под эгидой Училищного совета при Св.Синоде с 1896 по 1917 выходил ежемесячник «Народное образование». Но история их развития будет освещена в другом месте.


(1). РГИА. Ф. 797. Оп.87. Дело № 218. Л.35.

(2). РГИА. Ф. 797. Оп. 87. Дело № 218. Л.36.

(3). РГИА. Ф. 797. Оп. 32. Дело № 219.

(4). Церковные ведомости. 1888. № 1.

(5). Церковные ведомости. 1888. № 19.

(6). РГИА. Ф.837. Оп.1. Дело № 13384.

(7). Светлов П., прот. Закон о свободе духовной печати//Церковный вестник.1906.№20.С.633.




Скачать 119,45 Kb.
оставить комментарий
Дата19.10.2011
Размер119,45 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх