Программа вступительных испытаний по литературе программа предназначена для поступающих на факультеты icon

Программа вступительных испытаний по литературе программа предназначена для поступающих на факультеты


Смотрите также:
Программа вступительных испытаний по биологии программа предназначена для поступающих на...
Программа вступительных испытаний по русскому языку программа предназначена для поступающих на...
Программа вступительных испытаний по физике программа предназначена для поступающих на...
Программа вступительных испытаний по обществознанию программа предназначена для поступающих...
Примерная программа вступительных испытаний по обществознанию...
Программа предназначена для поступающих: на факультеты на направления /специальности подготовки...
Программа вступительных испытаний по географии программа предназначена для поступающих...
Программа вступительных испытаний по литературе...
Программы вступительных испытаний...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки магистратуры 270111...
Программа для вступительных испытаний Барнаул 2011...
Программа вступительных испытаний для абитуриентов...



Загрузка...
скачать
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ


Программа предназначена для поступающих на факультеты:

• журналистики: Журналистика;

• романо-германской филологии: Лингвистика, Филология;

• филологического: Филология.

Программа разработана на основе примерной программы по литературе (письмо Министерства образования РФ от 18 февраля 2000 г. № 14-51-129ин/12 «О примерных программах вступительных испытаний в высшие учебные заведения Российской Федерации»).


Основные разделы программы составляют: список литературных произведений и вопросы для вступительного испытания.


^ Требования к уровню подготовки абитуриентов


Абитуриент должен знать / понимать:

•образную природу словесного искусства;

•содержание изученных литературных произведений;

•основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

•основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

•основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

•воспроизводить содержание литературного произведения;

•анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

•соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

•определять род и жанр произведения;

•сопоставлять литературные произведения;

•выявлять авторскую позицию;

•выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

•аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

•писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.


^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1. Список литературных произведений


А.С.ГРИБОЕДОВ “Горе от ума”.

А.С.ПУШКИН “К морю”, “Вольность”, “К Чаадаеву” (“Любви, надежды, тихой славы...), “Арион”, “Анчар”, “Пророк”, “И.И.Пущину”, “Во глубине сибирских руд...”, “Поэт”, “Поэт и толпа”, “На холмах Грузии...”, “Я вас любил...”, “19 октября” (“Роняет лес багряный свой убор...”), “Брожу ли я вдоль улиц шумных...”, “Осень”, “Вновь я посетил...”, “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...”, “Полтава”, “Медный всадник”, “Капитанская дочка”, “Станционный смотритель” (из “Повестей Белкина”), “Моцарт и Сальери” (из “Маленьких трагедий”), “Евгений Онегин”.

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ “Смерть поэта”, “Парус”, “Бородино”, “Дума”, “Родина”, “Когда волнуется желтеющая нива...”, “Кинжал”, “Как часто, пестрою толпою окружен...”, “Выхожу один я на дорогу...”, “Пророк”, “Желание”, “На севере диком...”, “Пленный рыцарь”, “Тучи”, “Нет, не тебя так пылко я люблю...”, “Мцыри”, “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”, “Герой нашего времени”.

Н.В.ГОГОЛЬ “Шинель”, “Ревизор”, “Мертвые души”.

А.Н.ОСТРОВСКИЙ “Гроза”, “Бесприданница”.

И.А.ГОНЧАРОВ “Обломов”, статья “Мильон терзаний”.

И.С.ТУРГЕНЕВ “Записки охотника” (“Хорь и Калиныч”, “Певцы”), “Отцы и дети”, “Ася”.

Н.А.НЕКРАСОВ “Тройка”, “Родина”, “Поэт и гражданин”, “Элегия”, “Пускай нам говорит изменчивая мода...”, “Несжатая полоса”, “Забытая деревня”, “Нравственный человек”, “Внимая ужасам войны...”, “Орина, мать солдатская”, “Вчерашний день часу в шестом...”, “Еду ли ночью по улице темной...”, “Кому на Руси жить хорошо”.

Ф.И.ТЮТЧЕВ “Полдень”, “Весенние воды”, “Умом Россию не понять...”, “Эти бедные селенья”, “Нам не дано предугадать...”, “Silentium”, “О, как убийственно мы любим...”, “Не то, что мните вы, природа...”, “О чем ты воешь, ветр ночной”, “Осенний вечер”.

А.А.ФЕТ. “Шепот, робкое дыханье...”, “Одним толчком согнать ладью живую...”, “Это утро, радость эта...”, “Прости - и все забудь....”, “Я тебе ничего не скажу...”

М.Е.САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Сказки (одна - две по выбору абитуриента).

Л.Н.ТОЛСТОЙ “Война и мир”.

Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ “Преступление и наказание”.

А.П.ЧЕХОВ “Хамелеон”, “Смерть чиновника”, “Палата № 6”, “Человек в футляре”, “Ионыч”, “Вишневый сад”.

И.А.БУНИН “Господин из Сан-Франциско”, “Антоновские яблоки”, “Солнечный удар”. Стихи.

М.ГОРЬКИЙ “Старуха Изергиль”, “На дне”.

А.А.БЛОК “Фабрика”, “Незнакомка”, “Россия”, “На поле Куликовом” (“Река раскинулась. Течет, грустит лениво...”), “О доблестях, о подвигах, о славе...”, “Девушка пела в церковном хоре...”, “О, я хочу безумно жить...”, “Рожденные в года глухие...”, “Скифы”, “Двенадцать”.

А.А.АХМАТОВА “Мне голос был...”, “Не с теми я, кто бросил землю...”, “Небывалая осень построила купол высокий...”, “Творчество”, “Мужество”, “Реквием”.

В.В.МАЯКОВСКИЙ “Послушайте!”, “Нате!”, “Мама и убитый немцами вечер”, “Хорошее отношение к лошадям”, “Прозаседавшиеся”, “О дряни”, “Разговор с фининспектором о поэзии”, “Сергею Есенину”, “Юбилейное”, “Письмо Татьяне Яковлевой”, “Во весь голос”, “Облако в штанах”.

С.ЕСЕНИН “Я последний поэт деревни”, “Выткался на озере...”, “Не бродить, не мять в кустах багряных...”, “О красном вечере задумалась дорога...”, “Мир таинственный, мир древний...”, “Неуютная жидкая лунность...”, “Собаке Качалова”, “Русь советская”, “Гой ты, Русь моя родная...”, “Каждый труд благослови, удача...”, ”Не жалею, не зову, не плачу...”, “Шаганэ ты моя, Шаганэ...”, “Письмо матери”, “Мы теперь уходим понемногу...”, “Анна Снегина”.

М.М.ШОЛОХОВ “Тихий Дон” ( “Поднятая целина”), “Судьба человека”.

М.А.БУЛГАКОВ “Собачье сердце”, “Мастер и Маргарита”.

А.Т.ТВАРДОВСКИЙ “Я убит подо Ржевом...”, “В тот день, когда окончилась война...”, “Спасибо, моя родная...”, “Памяти матери”, “Собратьям по перу”, “Я знаю, никакой моей вины...”, “Вся суть в одном-единственном завете...”, “Не стареет твоя красота...”, “Василий Теркин”.

А.И.СОЛЖЕНИЦЫН “Один день Ивана Денисовича”, “Матренин двор”.

В.П.АСТАФЬЕВ, В.Г.РАСПУТИН, В.М.ШУКШИН (по выбору абитуриента).


^ 2. Вопросы вступительного испытания

1. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А.Грибоедова «Горе от ума».

2. Образ Татьяны Лариной в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

3. Образ Евгения Онегина в одноименном романе А.С. Пушкина.

4. Темы и мотивы лирики А.С. Пушкина.

5. Лирика М.Ю. Лермонтова.

6. Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

7. Живые и мертвые души в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

8. «Маленький человек» в повести Н.В.Гоголя «Шинель».

9. Чиновничество в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор».

10. Трагедия Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

11. Обломов и Штольц в романе И.А. Гончарова «Обломов».

12. Противостояние поколений в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

13. Основные мотивы лирики Ф. И. Тютчева и А.А. Фета.

14. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина.

15.Теория Раскольникова и ее развенчание в романе Ф. М. Достоевского «Преступления и наказание».

16. Тема народа в лирике Н.А. Некрасова.

17. Духовные искания героев в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».

18. Образ Пьера Безухова и Андрея Болконского в романе – эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».

19. Образ Наташи Ростовой и Элен Курагиной в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».

20. Проблематика пьесы М. Горького «На дне».

21. Мой любимый рассказ А.П.Чехова.

22. Прошлое, настоящее и будущее в комедии А.П. Чехова «Вишневый сад».

23. Проза И.А. Бунина. Анализ одного из произведений по выбору.

24. Серебряный век русской литературы. Основные направления в поэзии (на примере одного-двух авторов).

25. Основные темы и мотивы лирики А.А.Ахматовой. Прочитать одно стихотворение наизусть.

26. Лирика М.И.Цветаевой. Прочитать одно стихотворение наизусть.

27. Основные мотивы лирики А.А.Блока. Прочитать одно стихотворение наизусть.

28. Новый и старый мир в поэме А.А.Блока «Двенадцать».

29. Основные мотивы лирики С.А.Есенина. Прочитать одно стихотворение наизусть.

30. Основные темы лирики В.В.Маяковского. Прочитать одно стихотворение наизусть.

31. Тематика романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

32. Судьба народа в трагические периоды русской истории («Поднятая целина» или «Тихий Дон» М.Шолохова).

33. Образ Василия Теркина в одноименной поэме А.Т.Твардовского.

34. Великая Отечественная война в литературе второй половины XX века.

35. Народный характер в изображении А.И.Солженицына («Один день Ивана Денисовича» или «Матренин двор»).

36. Нравственные проблемы в прозе второй половины XX века.

37. Поэзия 1960-1990-х гг. XX века. Основные течения, темы, мотивы («громкая» и «тихая» лирика, авторская песня). На примере произведений Е.Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского, Б.Окуджавы, В. Высоцкого, Н. Рубцова.


^ Вступительное испытание

для поступающих на договорной основе:


Структура вступительного испытания и критерии оценки


ОБРАЗЕЦ контрольно-измерительных материалов


  1. Образ Евгения Онегина в одноименном романе А.С. Пушкина.

  2. Основные темы лирики В.В. Маяковского. Прочитать одно стихотворение наизусть.


Устный ответ оценивается, исходя из следующих критериев:

  • Историко-литературные знания (знание текста, фактов жизни и творчества писателя) – 40 баллов.

  • Начитанность (знание культурного контекста) – 20 баллов.

  • Знание теоретико-литературных понятий – 20 баллов.

  • Умение анализировать литературное произведение (характеристика героев, сюжета, композиции, выразительных средств) – 20 баллов.

Максимальный балл: 100.


Вступительное испытание

для поступающих на бюджетной основе


Структура вступительного испытания


Работа состоит из четырех частей. Первые три части включают в себя по четыре задания (В1-В4; В5-В8; В9-В12). Четвертая часть представляет собой развернутый ответ на вопрос (один вопрос соотнесен с литературой 1-ой половины XIX в., второй – с произведениями 2-ой половины XIX в., третий – с XX в.).

Можно выбрать именно ту эпоху развития русской литературы, которая кажется наиболее интересной.


^ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста ро­мана И.А Гончарова «Обломов» и выполните задания В1–В4.

Комната <...> с первого взгляда казалась прекрасно убран­ною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шел­ковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами.

Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.

Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отде­латься от них. <...> Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана оселся вниз, на­клеенное дерево местами отстало. Точно тот же характер носи­ли на себе и картины, и вазы, и мелочи. Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: «Кто сюда натащил и наставил все это?» От такого холодного воззрения <...> на свою собст­венность, а может быть, и еще от более холодного воззрения на тот же предмет слуги его, <...> вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запу­щенностью и небрежностью.

По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце, на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с со­лонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки.

Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет – так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями: но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пы­лью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вы­рвалась бы разве только с жужжанием испуганная муха.

^ И.А. Гончаров «Обломов»


В1. Укажите термин, которым в литературоведении назы­вают элемент композиции романа, позволяющий автору соз­дать описание жилища героя.

В2. Какой творческий метод, построенный на принципах художественного историзма, т.е. признающий существование объективных социально-исторических закономерностей, влияющих на личность и общество, является ведущим в творчестве И.А. Гончарова?

В3. Соотнесите данный фрагмент с текстом романа. Какое качество характера становится определяющим для героя?

В4. К какому известному в литературоведении социально-психологическому типу традиционно относят героя романа?


Часть 2

Прочитайте приведенное стихотворение и выполните задания В5-В8.

Я покинул родимый дом

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.


Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.


Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге,


И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.

С. Есенин. 1918 г.

В5. Как называется повтор согласного звуков [л] и [л'] в 1 и 2 строфе, который помогает автору передать переполняющие его чувства нежности и теплоты?

В6. Выпишите эпитет, который дважды повторяется в тексте стихотворения (в 1 и 3 строфе) и передаёт читателю индивидуально-авторское видение художественного образа родной земли.

В7. Назовите стилистический прием, которым С.А. Есенин воспользовался в 1 строке 3 строфы («Я не скоро, не скоро вернусь»), чтобы обратить внимание читателя на главную мысль, передать драматизм ситуации.

В8. Укажите термин, которым в литературе называется изобразительно-выразительное средство, позволившее автору во 2 строфе создать образы луны, распластавшейся, как лягушка, и седины отца, похожей на весеннее цветение яблонь.


^ Часть 3

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В9-В12.

Гостиная, в ней большие часы, справа дверь в спальню Со­фии, откудова слышно фортопияно с флейтою, которые потом умолкают. Лизанька середи комнаты спит, свесившись с кресел. Утро, чуть день брежжится.

Лизанька (вдруг просыпается, встает с кресел, оглядывается)

Светает!.. Ах! как скоро ночь минула!

Вчера просилась спать – отказ,

«Ждем друга». – Нужен глаз да глаз,

Не спи, покудова не скатишься со стула.

Теперь вот только что вздремнула,

Уж день!., сказать им...

(Стучится к Софии.)

Господа,

Эй! Софья Павловна, беда.

Зашла беседа ваша за ночь;

Вы глухи? – Алексей Степаныч!

Сударыня!.. – И страх их не берет!

(Отходит от дверей.)

Ну, гость неприглашенный,

Быть может, батюшка войдет!

Прошу служить у барышни влюбленной!

(Опять к дверям)

Да расходитесь. Утро. Что-с?

(Голос Софии)

Который час?

Лизанька

Все в доме поднялось.

София (из своей комнаты)

Который час?

Лизанька

Седьмой, осьмой, девятый.

^ София (оттуда же)

Неправда.

Лизанька (прочь от дверей)

Ах! амур проклятый!

И слышат, не хотят понять,

Ну что бы ставни им отнять?

Переведу часы, хоть знаю: будет гонка,

Заставлю их играть.

(Лезет на стул, передвигает стрелку, часы бьют и играют.)

А.С. Грибоедов «Горе от ума».

В9. Укажите жанр пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума».

В10. Как называется авторское пояснение, воссоздающее интерьер помещения, в котором происходит действие пьесы?

В11. Напишите название предмета, ставшего в этой сцене символом близящегося момента «срывания всяческих масок».

В12. Укажите фамилию автора, посвятившего пьесе А.С. Грибоедова статью «Мильон терзаний».


Часть 4

Выберите только одно из предложенных ниже заданий (С1, С2, С3), дайте полный развернутый ответ, аргументируя свой ответ ссылками на текст художественного произведения.

С1. Почему «трудолюбивый хозяин» Плюшкин превратился в «прореху на человечестве» (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)?

С2. Почему можно утверждать, что в своих романах И.С. Тургенев продолжает создавать галерею типов «лишних люде»?

С3. Можно ли считать Лопахина главным героем пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»? Свой ответ обоснуйте.


Время выполнения – 3 часа (180 минут).

Максимальный балл – 100.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Коровин В.И., Вершинина Н.Л., Капитанова Л.А. Литература. 10 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни / Ред. В.И. Коровин. – М.: Просвещение.

2. Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература XIX века. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений. – М. : Русское слово.

3. Сахаров В.И. Русская литература XI-XIX вв. 9-10 кл.: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. – М. : Русское слово.

4. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература XX века: учебник для 11 кл. – М.: Русское слово.




Скачать 133.85 Kb.
оставить комментарий
Дата18.10.2011
Размер133.85 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх