Учебно-тематический план № Тема занятия Количество часов Форма практического занятия icon

Учебно-тематический план № Тема занятия Количество часов Форма практического занятия


Смотрите также:
Тематический план занятий.   № Тема занятия Кол-во часов Форма отчётности...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-тематическое планирование Первый год обучения Дата № занятия Тема занятия Кол-во часов...
Учебная программа Специальность : 1 79 01 01 «Лечебное дело» Специализация...
Рабочая программа дисциплины (модуля)...
Рабочая программа дисциплины (модуля)...
План конспек тпроведения занятия. Тема 5...
Курс рассчитан на 30 аудиторных часов, в том числе 10 часов лекции, 10 часов семинарские занятия...
Уебно-тематический план № п\п Наименование разделов Количество часов Форма контроля...
Тематический план курса Наименование темы Количество часов Форма отчетности...
Тематический план дисциплины Тема № занятия...
Тематический план № п/п Тема Количество часов Итого количество баллов...



Загрузка...
скачать
Учебно-тематический план

экспериментальной программы

«Овладение тайнами словесного мастерства. Поэзия»


Цель: нравственно-эстетическое становление личности школьников, углубление и расширение филологических знаний учащихся.

Категория слушателей: группа высоко мотивированных учащихся 6-ых классов общеобразовательных учреждений.

Срок обучения: 34 часа.

Форма занятий: творческая лаборатория школьника.

Режим занятий: один раз в неделю по 1 часу в день.


Учебно-тематический план




Тема занятия


Количество часов

Форма практического занятия







теория лите-

ратуры

практи-

ческая часть




1.

Художественное произведение как эстетический объект

1

1

Анализ содержания рассказа И.А. Бунина «Красавица» и стихотворения Н.А. Заболоцкого «Некрасивая девчонка».

2.

Роды литературы. Проза и поэзия. Основы стиховедения.

1

2

Анализ миниатюры И.С. Тургенева.

Анализ стихотворений А.А. Фета, А.К. Толстого.

3.

Поэтика – старейшая дисциплина литературоведения. Природа искусства как исходная категория поэтики.

2

1

Сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева, М.Ю. Лермонтова, А.А. Блока.

4.

Структурная организация художественного текста. Форма и содержание художественного произведения.

3

1

Анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева

5.

Герменевтика. Интерпретация художественного произведения.

2

2

Анализ стихотворений А.А. Блока, Е. Баратынского, А.А. Ахматовой.

6.

Художественный образ

1

2

Анализ образного строя в лирике Н.М. Рубцова.

Индивидуальные проекты «Художественные образы в лирике моего любимого поэта».

7.

Образ человека в литературе

1

1

Проанализировать образ любимого героя из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос».

Сочинение-миниатюра «Мой любимый герой в поэме».

8.

Пейзаж и его функция в произведении.

1

1

Сопоставительный анализ стихотворений по выбору.

9.

Функция портрета в художественном произведении.

1

1

Анализ отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос».


10.

Художественная деталь. Символ.

1

2

Чтение и анализ баллады В.А. Жуковского «Кубок».

11.

Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы.

2

3

Задание №3 в Приложении к «Программе»

12.

Практикум: обмен творческими идеями в группе.




1

Выразительное чтение наизусть и анализ лирических произведений любимых авторов.



^ Пояснительная записка

Проблема воспитания творческой личности с независимым гуманистическим мировоззрением, ценителя и защитника культуры, способной к профессиональному самоопределению, необходимо решать уже в среднем звене общеобразовательной школы. Развитие интеллекта у подростков связано, прежде всего, с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы создания чего-то нового.

Сегодня особое внимание педагоги уделяют развитию и обучению одарённых детей, так как это культурный и научный потенциал будущего российского общества.

Программа факультативного курса «Овладение тайнами словесного мастерства. Поэзия» рассчитана на 1 год (34 ч., 1 ч. в неделю) и предполагает занятия с группой высоко мотивированных учащихся 6 классов, так как школьники в этом возрасте отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием. Объединение учащихся одной параллели (6 класс) в группу, обусловленное единой целью и общими задачами, стимулирует эффективное взаимодействие и взаимопомощь учителя, учащихся в системе факультативных занятий.

Одной из сложнейших и актуальных проблем школьного литературного образования остаётся проблема обучения анализу художественного и особенно поэтического текста.

Данная программа предполагает различные формы работы с поэтическим текстом, обучение литературоведческому анализу и интерпретации стихотворений, знакомит учащихся с произведениями, не входящими в традиционную программу по литературе для 6 класса.

^ Цель программы «Овладение тайнами словесного мастерства. Поэзия» - нравственно-эстетическое становление личности школьников, «повышение культуры восприятия стиха», углубление и расширение филологических знаний.

В связи с этим выдвигаются следующие задачи:

- обучение учащихся современным методам анализа поэтического текста;

- формирование потребности учащихся в самостоятельном чтении и анализе художественных произведений;

- развитие устной и письменной речи, ассоциативного мышления, воображения и творческих способностей учащихся;

- воспитание читательской культуры школьников, чувства патриотизма на основе искусства слова;

- воспитание духовно развитой личности, формирование любви и уважения к русской литературе и ценностям отечественной культуры.

Материал, положенный в основу программы, - это русская поэзия XIX-XX в.в. При отборе произведений учитывалось их художественное совершенство с нравственно-эстетической точки зрения, возрастные и психологические особенности учащихся, требования Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Содержание может варьироваться по усмотрению учителя - в зависимости от уровня класса и поэтических пристрастий учащихся.

Принцип концентризма, осуществляемый данной программой, предполагает последовательное возвращение к определённым авторам, иногда – к одному и тому же произведению, однако на каждом занятии перед школьниками ставятся различные задачи.

^ В результате освоения программы учащиеся должны

знать и понимать

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• изученные теоретико-литературные понятия;


уметь

• воспринимать, анализировать и интерпретировать поэтический текст;

• выражать своё отношение к прочитанному;

• выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведений; давать характеристику героев;

• выразительно читать поэтические тексты, в том числе и наизусть;

^ Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

• определения круга чтения и оценки литературных произведений;

• обогащения духовно-нравственного опыта;

• создания устного или письменного связного текста;

• для выбора филологии как объекта профессиональной деятельности.

Программой предусмотрены различные виды деятельности учащихся: индивидуальная и групповая работа по анализу лирического произведения, выразительное чтение поэтического текста, выявление языковых средств художественной образности, выполнение заданий творческого характера, создание индивидуальных и коллективных проектов.

Методической поддержкой программы может служить книга Л.В. Тодорова «Русское стихосложение в школьном изучении», М., 2009г.


^ Содержание программы творческой лаборатории школьника

«Овладение тайнами словесного мастерства. Поэзия»

(34 часа в год, 1 час в неделю)


Занятие 1. Художественное произведение как эстетический объект. (2 часа)

Различные формы освоения мира: понятийно-логическая, религиозная, философская, чувственно-образная. Диалог между читателем и автором. Талант читателя.

^ Практическая часть.

Анализ содержания рассказа И.А. Бунина «Красавица» и стихотворения Н. А. Заболоцкого «Некрасивая девочка».

Организация дискуссии по теме «Что есть красота?»


^ Занятие 2. Роды литературы. Проза и поэзия. Основы стиховедения. (3 часа)

Особенности и взаимодействие литературных родов: эпоса, драмы, лирики. Лирический герой, лирический сюжет. Промежуточные формы между поэзией и прозой: стихотворения в прозе, ритмическая проза.

^ Практическая часть.

Анализ миниатюры И.С. Тургенева «Воробей» с точки зрения жанрово-родовой специфики.

Анализ стихотворений А.А. Фета, А.К. Толстого по плану*.


^ Занятие 3. Поэтика – старейшая дисциплина литературоведения. Природа искусства как исходная категория поэтики. (3 часа)

Понятия «литературоведение», «поэтика». Виды поэтики: историческая, общая и частная. Связь литературоведения с эстетикой, психологией, лингвистикой, религиоведением, философией, социологией.

Критика – наука открывать красоты и недостатки в произведениях литературы. Чтение заметки А.С. Пушкина «О критике», фрагментов статей Л.Н. Толстого «Что такое искусство?» и Ф.М. Достоевского «Рассказы Н.В. Успенского).

Вдохновение поэта является «признаком Бога». Сплав осознанного и непреднамеренного в поэзии. Фрагменты статей И.А. Ильина «Что такое искусство», Ф.М. Достоевского «Ряд статей о русской литературе».

^ Практическая часть.

Опыт сопоставительного анализа стихотворений Ф.И. Тютчева по вопросам**.

Работа в группах: анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова, А.А. Блока.


^ Занятие 4. Структурная организация художественного текста. Форма и содержание художественного произведения. (4 часа)

Три основные стороны произведения: предметно-изобразительная (сюжет, персонаж, образ автора, портрет, пейзаж, время, пространство), художественная (особенности языка, стилистика), композиционная. Формальные элементы художественного текста: стиль, жанр, композиция, ритм. Содержательные элементы художественного текста: тема, фабула, конфликт, характер, идея, проблема, пафос.

^ Практическая часть.

Анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Нищий», стихотворений С.А. Есенина.


* Предложенная в Приложении 1 последовательность разбора условна и зависит от самого стихотворения.

** Примерные вопросы для сопоставительного анализа лирических произведений см. в Приложении 2.

^ Занятие 5. Герменевтика. Интерпретация художественного произведения. (4 часа)

Древнегреческий миф о Гермесе. История развития герменевтики. Деятельность читателя-интерпретатора. Идея смысловой неопределённости художественного текста А.П. Скафтымова. А.А. Потебня об интерпретации художественного произведения. Мнение М.М. Бахтина о диалоге между автором и читателем.

^ Практическая часть.

Анализ стихотворений Е. Баратынского, А.А. Блока, А.А. Ахматовой.


Занятие 6. Художественный образ. (3 часа)

Суждения В.Г. Белинского, И.А. Гончарова, А.А. Мейер о категории «образ». Основные группы образов: индивидуальные, характерные, типические. Образы, выходящие за рамки одного произведения: образ-мотив, образ-топос, образ-архетип.

^ Практическая часть.

Проанализировать образный строй в лирике Н.М. Рубцова.

Индивидуальные проекты «Художественные образы в лирике моего любимого поэта».


^ Занятие 7. Образ человека в литературе. (2 часа)

Понятие литературный герой. Типический герой. Понятие «характер». Одноплановые и многоплановые характеры, устойчивые и динамичные. Значение имени героя. Речь героя.

^ Практическая часть.

Проанализируйте образ любого героя из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос».

Написать сочинение-миниатюру на тему: «Литературный герой в поэме Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос».


^ Занятие 8. Пейзаж и его функции в произведении. (2 часа)

Пейзажная зарисовка. Функции «пейзажного текста». Формирование новых подходов к созданию пейзажной зарисовки в 17-18 века. Искусство словесного пейзажа в 19 в.

^ Практическая часть.

Лирика В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. Сопоставительный анализ стихотворений по выбору учащихся и учителя: общее и различное в образном строе и проблематике.


^ Занятие 9. Функция портрета в художественном произведении. (2 часа)

Портретная деталь. Развитие портрета от абстрактного, стереотипно-условного, статичного к конкретному, индивидуальному, динамичному. Типы литературного портрета: одноплановый и многоплановый, идеализирующий и объективный.

^ Практическая часть.

Проанализировать отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос».

С помощью каких художественных средств создаётся образ?

В чём своеобразие цветового решения поэмы? Как проявляется мастерство поэта в описании походки, одежды, лица, взгляда героя?


^ Занятие 10. Художественная деталь. Символ. (3 часа)

Искусство «бесконечно малых моментов текста» (Л.Н. Толстой). Понятия «деталь» и «подробность». Роль детализации при воспроизведении действительности в художественном произведении.

Основные группы деталей: сюжетные, описательные, психологические (А.Б. Есин). Символическое обобщение.

^ Практическая часть.

Роль художественной детали и образной символики в балладе В.А. Жуковского «Кубок».

Занятие 11. Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы.

(5 часов)

Основные виды тропов. Сравнение – самое распространённое изобразительно-выразительное средство языка. Метафора и её разновидности: овеществление, олицетворение, распространённые метафоры, общеупотребительные, индивидуально-авторские. Эпитет и его разновидности: цветовые, оценочные, метафорические, постоянные. Ирония. Метонимия, перифраза.

Стилистические фигуры – изобразительно-выразительные средства языка. Параллелизм, прямой и отрицательный параллелизм. Фигуры, которые строятся на противопоставлении: антитеза, контраст, оксюморон. Фигуры, связанные с особенностями синтаксического строения художественного текста: обращения, восклицания, риторические вопросы, инверсия, бессоюзие (многосоюзие), повтор. Анафора, эпифора, рефрен. Гипербола, гротеск, литота.

^ Практическая часть.

Определить, какие виды тропов и какие стилистические фигуры использованы в приведённых примерах*.


Занятие 12. Практикум: обмен творческими идеями. (1 час)

Анализ стихотворений по выбору учащихся. Чтение наизусть стихотворений любимых поэтов и своих собственных.



  • Образец практического задания см. в Приложении 3.



^ ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ

«ОВЛАДЕНИЕ ТАЙНАМИ СЛОВЕСНОГО МАСТЕРСТВА. ПОЭЗИЯ»


Приложение 1

Примерный план анализа лирического стихотворения.


  1. Историко-биографический материал.

  2. Место стихотворения в творчестве поэта.

  3. Ведущая тема.

  4. Лирический сюжет.

  5. Проблемы.

  6. Композиция.

  7. Лирический герой.

  8. Преобладающее настроение, его изменение.

  9. Жанр.

  10. Основные образы.

  11. Лексика.

  12. Строфа.

  13. Изобразительные средства иносказания (метафора, метонимия, эпитет, сравнение, аллегория, символ).

  14. Поэтический синтаксис (обращения, восклицания, риторические вопросы, инверсия).

  15. Звукопись (аллитерация, ассонанс).

  16. Размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).

  17. Ритм и рифма. Способы рифмовки.



Приложение 2

Примерные вопросы для сопоставительного анализа лирических произведений.


  1. Какие философские вопросы ставятся в произведениях? Подводит ли содержание стихотворений к ответам на эти вопросы?

  2. Как решается тема времени в обоих стихотворениях?

  3. Как вы понимаете образ «мыслящая рука»?

  4. Чем стихотворения близки по форме?

  5. В чём смысл употребления восклицательных знаков в конце каждого стихотворения?



Приложение 3

Задание для практикума к теме «Тропы и стилистические фигуры»


  1. «Отговорила роща золотая / берёзовым, весёлым языком…» (С. А. Есенин)

  2. «Холодной буквой трудно объяснить / боренье дум…» (М.Ю. Лермонтов)

  3. «Изба-старуха челюстью порога / Жуёт пахучий мякиш тишины». (С.А. Есенин)

  4. Тучи, как волосы, встали дыбом / Над дымной, бледной Невой». (Б.Л. Пастернак)

  5. Здесь Пушкина изгнанье началось / И Лермонтова кончилось изгнанье».

(А.А. Ахматова)

6) «Ужель меня несчастней нету / И нет виновнее его». (М.Ю. Лермонтов)

7) «Упразднён ум, и мысль осиротела». (Ф.И. Тютчев)

8) «…Душу вытащу, / растопчу, чтоб большая! - / и окровавленную дам как знамя». (В.В. Маяковский)


^ Список литературы для учителя и учащихся


1. Богданов А.Н., Юдкевич Л.Г. Методика литературоведческого анализа. – М.: Просвещение, 1969, 125 стр.


2. Библиотека отечественной классической художественной литературы в 100 томах./Сост. Л.С. Калюжная, Г.В. Иванова. – М.: Дрофа, Вече, 2003.


3. Буяльский Б.А. Курс на мастерство. – Киев, Радянська школа, 1970, 203 стр.


4. Вартаньянц М.Д. Поэтика. Комплексный анализ художественного текста. – М.: Просвещение, 1994, 245 стр.


5. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. – М.: Наука, 2000.


5. Программы образовательных учреждений. Литература. /Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2007.


6. Серия «Школа классики». Книга для ученика и учителя./Сост. Э.Л. Безносов. – М.: АСТ, Олимп, 1996.


7. Тодоров Л.В. Работа над стихом в школе. – М.: Просвещение, 1965, 185 стр.


8. Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: 2009, 96 стр.


9. Тодоров Л.В. Новая педагогия изящной словесности для грядущего.- М.: 2003, 433 стр.


10. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Л.: Просвещение, 1972, 480 стр.


11. Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: ИД Мещерякова, 2008, 208 стр.


11. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. – М.: Флинта, 1997, 250 стр.








Скачать 120.99 Kb.
оставить комментарий
Дата18.10.2011
Размер120.99 Kb.
ТипУчебно-тематический план, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх