Троянская война – миф и реальность icon

Троянская война – миф и реальность



Смотрите также:
«Царь Славян»
Татьяны Троянской "Арт-Ланч"...
Программа элективного курса по литературе для обучающихся в 11 классе «Литература античного...
Статья по материалам доклада на международной конференции "Когнитивное моделирование в...
Гомер Одиссея
Великая война, великая империя, великие крестовые походы...
-
План Понятие мифа и мифологии. Черты и типология мифов...
План Понятие мифа и мифологии. Черты и типология мифов...
Темы курсовых и дипломных работ по гражданскому процессу Судебная практика как источник права...
Тема: «Тутанхамон миф или реальность»...
Б. У. М. Большой Украинский Миф...



скачать

ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА – МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ

Содержание 1

Вступление 2-4

1.Троянская война в мифологии древней Греции

    1. Причины войны 4-7

    2. Война 7-9

    3. Троянцы-воины 9-10

    4. Итог войны 10-12

    5. "Илиада" и "Одиссея" Гомера 12-15

2. Историческая трактовка

2.1. Аллегорическое библейское и философское толкование 15-16

2.2. Состояние пресловутого гомеровского вопроса 16-20

^

2.3. Раскопки Трои: выводы Шлимана 21-29

2.4. "Троянский" вопрос сегодня 29-36

3. Феномен мифа о Троянской войне

3.1. "Илиада" и "Одиссея" память древнегреческого народа 36-38

^

3.2. Значение мифа в эпоху постмодерна 38-40

Выводы 40-43

Список источников 44-45

ВСТУПЛЕНИЕ


Если спросить современного обывателя, что он знает о Троянской войне, то ответ, скорее всего, будет таким: это миф Гомера о падении древнего города Трои. Так ответят многие, и мало кто задумается о сказанном в плане, а была ли Троянская война мифом в прямом смысле этого слова или же все-таки она была реальным событием, историческим фактом, мастерски описанным Гомером? Этим вопросом озадачивались ученые, начиная с IV в., этот вопрос остается актуальным и сегодня, а может быть тайна Троянской войны навсегда останется неразгаданной.

Что же мы знаем о Троянской войне? Датируется она, в своем большинстве, XIII в. до н.э. – временем когда, зарождалась история современных народов Европы. И, безусловно, Троянская война стала самым ярким воспоминанием об этой эпохе в основном благодаря гению Гомера, его поклонников и подражателей и, конечно, же – непрерывной традиции исследовать гомеровские творения.

"Наши предки познакомились с рассказами о Троянской войне лишь в XV в. в переводах хроник Малалы и Манассии, а также романа сицилийца Гвидо де Колумна XII в. Спустя еще три века в России появился перевод "Илиады", т. е. версия Гомера. Есть данные, что древнерусские летописцы знали имя Гомера и считали его родоначальником героического эпоса. Таким образом, можно констатировать, что троянские сказания сопровождают историческую, философскую, литературную мысль на протяжении всего существования современных государств, на протяжении всего существования науки. Важным есть и тот факт, что в памяти народов Древней Европы, не принимавших участия в Троянской войне, "троянские события сохранились как некий рубеж, имеющий судьбоносное значение" [, c.55].

Сегодня очевидно, что Троянская война – война, сказания о которой были распространены в греческом народе ещё до сложения Гомеровского эпоса. Автор первой "Илиады" знакомит своих слушателей с циклом этих сказаний и рассчитывает на то, что Ахилл, Атриды, Одиссей, Аякс Великий, Аякс Малый, Гектор уже знакомы им. Значит, история Троянской войны было описана ранее или читатели должны быть современниками или даже очевидцами падения Трои. Отдельные части этого сказания принадлежат разным векам и авторам и представляют собой смесь, в которой историческая правда незаметными нитями связана с мифом. "С течением времени желание возбудить интерес в слушателе новизной сюжета побуждало поэтов вводить всё новых героев в излюбленные сказания: из героев "Илиады" и "Одиссеи" Эней, Сарпедон, Главк, Диомед, Одиссей и много второстепенных действующих лиц, согласно некоторым версиям, совершенно чужды древнейшей версии Троянского сказания. Введён был в сказания о битвах под Троей ещё ряд других героических личностей таких, как амазонка Пентесилея, Мемнон, Телеф, Неоптолем и другие" [, c.55].

Безусловно, наиболее подробное сохранившееся изложение событий Троянской войны содержится в 2-х поэмах – "Илиаде" и "Одиссее": главным образом этим двум поэмам Троянские герои и события Троянской войны обязаны своей славой. Это бесспорный факт – мы сегодня знаем и чтим историю древней Греции, благодаря Гомеру и его творениям.

Многие ученые и исследователи даже сегодня сомневаются в историзме гомеровской Трои или наоборот доказывают ее правдивость. К примеру, дата начала Троянской войны является спорной до сих пор, но большинство исследователей относят её к XIII–XII вв. до н. э. Спорным остаётся вопрос о "народах, живущих у моря, описанных Гомером, – стали ли они причиной Троянской войны или, наоборот, их движение было вызвано результатами Троянской войны?" [, с.56]. На этот вопрос нет ответа и по сей день.

Изучение этих и многих других вопросов сейчас лежит в основе многих научных трудов. Эти же вопросы стали и предметом исследования данной работы.

Бесспорно, что неувядаемый интерес к Троянской войне вызван не просто занимательным сюжетом гомеровских творений. На наш взгляд, историзм войны под Троей не может вызывать ни малейшего сомнения в отличие от суждений некоторых современных историков, литературных критиков, археологов и т.д. Но это лишь субъективное мнение, которое стоит аргументировать, изучив научные источники, подтверждающие или опровергающие мифичность Троянской войны.

^

РАЗДЕЛ 1

Троянская война в мифологии древней Греции

1.1. Причины войны

Троянская война, по мнению древних греков, была одним из самых значительных событий их истории. О походе греков-ахейцев против города Трои, расположенного в северо-западной части полуострова Малая Азия Троаде, рассказывали многочисленные греческие мифы, объединённые позднее в цикл преданий циклические поэмы. "Самой же авторитетной для эллинов была эпическая поэма "Илиада", приписываемая великому греческому поэту Гомеру, жившему в VIII в. до н. э. В ней рассказывается об одном из эпизодов заключительного, десятого года осады Трои-Илиона так назван в поэме этот малоазийский город" [, с. 132].

Пересказывая Гомера, можно начать рассказ так: когда-то на южном берегу Геллеспонта (Дарданеллы) стоял древний город Троя, стены которого, по преданию, воздвиг сам бог Посейдон. Этот город, который греки называли Илионом (отсюда название поэмы Гомера "Илиада"), лежал на морском торговом пути из Малой Азии к Понту Евксинскому (Черному морю) и славился своим могуществом и богатством. Последним правителем Трои был мудрый старец Приам.

Географическое положение Трои достаточно полно описано в работе А.М. Вачьянц, в частности: "Островная и материковая Древняя Греция с ее гористой и прибрежной местностью имела всего одну небольшую плодородную равнину в районе Фессалии. Отсутствие плодородных земель заставило ахейцев освоить не только мореплавание и торговлю, но и взяться за колонизацию удаленных плодородных земель. И если первый главный продукт в пище ахейцев вино выращивали в Аххеяве, то второй главный продукт хлеб приходилось привозить из Египта и с северных берегов Эвксинского (Черного) моря. Поскольку в хлебе нуждалась вся Аххеява, то его поставки были очень велики. К тому же постоянное наличие хлеба в Аххеяве было, как говорят в современности, вопросом политическим" [, с. 12].

^

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Греки не смогли сразу взять Трою, окружённую мощными крепостными сооружениями. Они построили на берегу моря возле своих кораблей укреплённый лагерь, стали разорять окрестности города и нападать на союзников троянцев. На десятом году осады произошло драматическое событие, повлёкшее за собой серьёзные неудачи ахейцев в сражениях с защитниками Трои. Агамемнон оскорбил Ахилла, отобрав у него пленницу Брисеиду, и тот, разгневанный, отказался выходить на поле боя. Никакие уговоры не могли убедить Ахилла оставить гнев и взяться за оружие. Троянцы воспользовались бездействием самого смелого и сильного из своих врагов и перешли в наступление, возглавляемые старшим сыном царя Приама Гектором. Сам царь был стар и не мог принимать участие в войне. Помогала троянцам и общая усталость ахейского войска, уже десять лет безуспешно осаждавшего Трою. Когда Агамемнон, проверяя боевой дух воинов, притворно предложил прекратить войну и вернуться домой, ахейцы встретили предложение с восторгом и устремились к своим кораблям. И только решительные действия Одиссея остановили воинов и спасли положение.

Троянцы прорвались в лагерь ахейцев и чуть было не сожгли их корабли. Ближайший друг Ахилла, Патрокл, упросил героя дать ему свои доспехи и колесницу и устремился на помощь греческому войску. Патрокл остановил натиск троянцев, но сам погиб от руки Гектора. Смерть друга заставляет Ахилла забыть об обиде. Жажда мести воодушевляет его. В поединке с Ахиллом гибнет троянский герой Гектор. На помощь троянцам приходят амазонки. Ахилл убивает их предводительницу Пенфесилею, но вскоре погибает сам, как и было предсказано, от стрелы Париса, направленной богом Аполлоном. "Мать Ахилла Фетида, стремясь сделать сына неуязвимым, окунула его в воды подземной реки Стикс. Она держала Ахилла за пятку, которая и осталась единственным уязвимым на его теле местом. Бог Аполлон знал, куда направить стрелу Париса. Этому эпизоду поэмы человечество и обязано выражением "ахиллесова пята".[, с.78].

Как свидетельствуют факты античной истории, после смерти Ахилла среди ахейцев начинается спор за обладание его доспехами. Они достаются Одиссею, и, оскорблённый таким исходом, Аякс Теламонид кончает жизнь самоубийством. После смерти Ахилла среди ахейцев начинается спор за обладание его доспехами.

Подводя итоги, можно сказать, что Троянская война была неизбежна, ее начало было обозначено рядом причин, но сильные троянцы сражались как герои и только хитрость и происки врагов привели город к гибели. Сильная, хорошо оснащенная армия троянцев противостояла врагам долгое время и героизм троянцев не подвергается никакому сомнению. На наш взгляд, описание военных событий Троянской войны настолько реальны, что сомневаться в их историчности не приходится, а Гомеру, как никому другому, удалось удивительно точно и красочно передать реальные события той эпохи. Кроме того, соседство реальных воинов и Богов в мифе о Троянской войне делает сюжет не просто занимательным, а убеждает нас, читателей, в том, что для того, чтобы привлечь читателей к историческим реалиям и оставить их в веках, Гомер и создал мифическую историю о реальном факте.

1.3. Троянцы-воины

Боевая амуниция троянцев достаточно полно описана в одной из энциклопедий В.И. Новикова. В частности он писал: "Обычный ахейский воин имел короткий меч, копье, дротик (короткое копье) и чаще всего кожанный шлем с нашитыми медными пластинами. Аналогичное вооружение имел и троянец. Если у кого-то и была броня, то она делалась из ткани, кожи, шкуры с нашитыми медными или оловянными пластинами. Только у знати были чеканные медные доспехи с серебром или золотом. Редко встречались щиты. Также использовались луки, пращи и дубины. В крайних случаях кидали здоровые булыжники, валяющиеся под ногами" [, с. 212.].

^

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

В итоге, можно сказать, что неравенство троянцев прослеживалось уже в этот период истории. Герои и новобранцы имели разную амуницию, а стало бать и разные возможности в ходе самого боя. Новобранцы зачастую погибали в первом же бою, и лишь некоторые из них доживали до статуса героя. Но это не мешало в результате, стать одним целым, одной армией в ходе Троянской войны и достойно защищать свой город от врагов. Ряд исследований свидетельствуют об интересе к троянцам-защитникам Трои.

^

1.4. Итог войны

Как описывает Гомер, решительный перелом в войне произошел после прибытия в лагерь ахейцев героя Филоктета с острова Лемнос и сына Ахилла Неоптолема. Филоктет убивает Париса, а Неоптолем союзника троянцев мисийца Эвринила. Оставшись без предводителей, троянцы больше не решаются выходить на битву в открытое поле. Но мощные стены Трои надёжно охраняют её жителей. Тогда по предложению Одиссея ахейцы решили взять город хитростью. Был построен огромный деревянный конь, внутри которого спрятался отборный отряд воинов. Остальное же войско, чтобы убедить троянцев, будто ахейцы отправляются домой, сжигает свой лагерь и отплывает на кораблях от побережья Троады. На самом же деле ахейские корабли укрылись недалеко от берега, возле острова Тенедос.

Удивлённые оставленным деревянным чудищем, троянцы собрались вокруг него. Некоторые стали предлагать ввезти коня в город. Жрец Лаокоон, предупреждая о коварстве врага, воскликнул: "Бойтесь данайцев (греков), дары приносящих!" (Эта фраза со временем тоже стала крылатой.) Но речь жреца не убедила соотечественников, и они ввезли деревянного коня в город как дар богине Афине. Ночью спрятавшиеся в чреве коня воины выходят наружу и открывают ворота. Тайно вернувшиеся ахейцы врываются в город, и начинается избиение застигнутых врасплох жителей. Менелай с мечом в руках ищет неверную жену, но, увидев прекрасную Елену, оказывается не в силах убить её. Всё мужское население Трои погибает, за исключением Энея, сына Анхиза и Афродиты, получившего от богов повеление бежать из захваченного города и возродить его славу в другом месте. Женщин Трои ждала не менее горестная участь: все они стали пленницами и рабынями победителей. Город погиб в огне пожара.

После гибели Трои в лагере ахейцев начинаются распри. Аякс Оилид навлекает на греческий флот гнев богини Афины, и она насылает страшную бурю, во время которой тонут многие корабли. Менелая и Одиссея буря заносит в дальние страны. Странствия Одиссея после окончания Троянской войны воспеты во второй поэме Гомера "Одиссее". В ней же рассказывается о возвращении Менелая и Елены в Спарту. Эпос благосклонно относится к этой прекрасной женщине, так как всё происходившее с ней было волей богов, которой она не могла противиться. Предводитель ахейцев Агамемнон после возвращения домой был убит вместе со спутниками своей женой Клитемнестрой, не простившей мужу смерти дочери Ифигении. Так, совсем не триумфально, закончился для ахейцев поход на Трою.

Царь Трои Приам и множество горожан были убиты, царица Гекуба и прочие троянские женщины были проданы в рабство вместе со своими детьми. Только небольшому отряду троянцев во главе с младшим сыном Приама Энеем удалось вырваться из горящего города. Сев на корабли, они уплыли куда-то в море, и их следы впоследствии находили в Карфагене, Албании, Италии. Потомком Энея считал себя Юлий Цезарь.

^

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

1.5."Илиада" и "Одиссея" Гомера

Произведения Гомера, поэмы "Илиада" и "Одиссея", являются первыми по времени известными нам памятниками древнегреческой литературы и вместе с тем вообще первыми памятниками литературы в Европе. Они содержат в себе огромное количество разного рода сказаний и будучи весьма значительными по размеру (в "Илиаде" 15693 стихотворных строки, в "Одиссее" их 12110), эти поэмы не могли появиться внезапно, в виде произведения только одного гениального писателя. Если даже они и составлены одним поэтом, то составлены на основе многовекового народного творчества, в котором современная наука устанавливает отражение самых разнообразных периодов исторического развития греков. Записаны были эти произведения впервые только во второй половине VI в. до н. э. Следовательно, народные материалы для этих поэм создавались еще раньше, по крайней мере, за два или за три века до этой первой записи, а, как показывает современная наука, гомеровские поэмы отражают еще более древние периоды греческой или, может быть, даже догреческой истории.

"Действие "Илиады" происходит в конце девятого года осады Трои (другое название города Илиос, Илион, отсюда и заглавие поэмы). События разыгрываются на протяжении нескольких десятков дней. Картины предшествующих лет войны не раз возникают в речах героев, увеличивая временную протяженность фабулы. Ограничение непосредственного рассказа о событиях столь кратким периодом служит для того, чтобы сделать более яркими события, решившие как исход войны, так и судьбу ее главного героя." [, с.12].

Содержанием "Одиссеи" является возвращение героев с Троянской войны. Повествование начинается на десятом году скитаний главного героя. Там в долгом и необычайно красочном повествования он описывает свои приключения с момента отплытия из-под Трои (среди прочего путешествие в мир мертвых). Феаки отвозят его на Итаку. Под видом нищего он возвращается в свой дворец, посвящает Телемаха в план уничтожения женихов и, воспользовавшись состязанием в стрельбе из лука, убивает их.

^

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.


О том, что вся европейская литература берёт своё начало в "Илиаде" и "Одиссее" писал византийский историк Михаил Хониат ещё в XIII веке: "Подобно тому как, по словам Гомера, все реки и потоки берут начало из Океана, так всякое словесное искусство исток имеет в Гомере" [, с.35].

Безусловно, можно констатировать, что Гомер это начало начал всей литературы, и успехи в изучении его творчества могут рассматриваться как символ движения вперед науки. Кроме того, интерес к поэмам Гомера и их восприятие рассматривались, и будут рассматриваться, как надежный признак здоровья всей человеческой культуры.
^

РАЗДЕЛ 2

Историческая трактовка

2.1. Аллегорическое библейское и философское толкование

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Философское толкование гомеровских произведений описывал в своих трудах А.Ф. Лосев: "С появлением "Prolegomena" Фр.-Авг. Вольфа в 1795 г. возникают новые приемы в исследовании исторической основы эпоса, изучаются законы развития мифов, героических сказаний и народной поэзии, создаются основы исторической критики. Сюда относятся, прежде всего, труды филологов и мифологов Heyne, Creuzer’a, Max Müller’a, К. О. Müller’a и др. (по воззрениям последнего, в мифах дается олицетворение природной, общественной, государственной и народной жизни; их содержание - древнейшая местная и племенная история Эллады, облеченная в форму личных событий и индивидуальных явлений)" [, с.459].

Рассмотрев взгляды мыслителей на творчество Гомера, в частности на произведения, повествующие о Троянской войне, можно подытожить: в творениях античного поэта Гомера содержатся не только вымыслы, но и глубокие прозрения о человеке и природе мира. Его произведения как аллегорические, так и философские. На наш взгляд, каждый, кто соприкасается с творчеством Гомера вправе найти для себя то, что близко именно ему. Благо, Гомер дает для этого широкие возможности. Читатель в его произведениях находит и религийные мотивы и глубокие философские размышления, и литературные сюжеты, и исторические факты. Многогранность творчества Гомера дает право называть его не только поэтом, но и глубоким философом. А отдельные теории о аллегоричности или философских толкованиях Троянской войны имеют право на существование и только нам, почитателям Гомера, решать: принимать их или нет.

2.2. Состояние пресловутого гомеровского вопроса

Гомеровский вопрос это вопрос об авторстве Гомера, о происхождении гомеровских поэм. Вопрос этот занимает ученых уже несколько столетий и очень труден для разрешения, а может быть, и совсем неразрешим.

Так называемый, гомеровский вопрос, уже давно поставлен в исторической науке. Его суть действительное происхождение "Илиады" и "Одиссеи". Ему посвящено много литературы. Исследователи гомеровского вопроса делятся на три группы, или лагеря. Сторонники первой защищают теории индивидуального творчества обеих поэм, сторонники второй группы видят в этих поэмах создания народного эпоса, а представители третьей стоят на почве синтетических теорий. Эти последние были выдвинуты позже остальных, в конце XIX-XX в., и считаются последним словом гомероведения. Их сторонники считают обе поэмы созданиями, подобно нашим былинам, народного древнегреческого творчества, впоследствии обработанными одним или несколькими гениальными поэтами.

Очень много внимания рассмотрению и комментариям Гомеровых поэм было уделено уже в эпоху эллинизма александрийскими учеными. Особенно много они занимались циклическими поэтами, создания которых иногда приписывались самому Гомеру. Позднее, впрочем, александрийцы отказались от этой теории.

Окончательно "Илиада", как и "Одиссея", была разделена на 24 песни античным филологом Зенодотом Эфесским в IV в. н. э., причем этим ученым александрийской школы в первоначальный текст поэмы были внесены произвольные сокращения и редакторские исправления. Позже они были отвергнуты. Неизменным и исключительным авторство Гомера уже в позднеантичное время сохранялось только за "Илиадой" и "Одиссеей". Таким, в частности, было и убеждение на этот счет Аристотеля.

Можно ли, наконец, полностью исключить, что в догомеровскую устную редакцию "Илиады", состоящую, допустим, из отдельных песен, Гектор и все с ним связанное были внесены самим Гомером? Ведь тогда и сама внутренняя цельность эпопеи, и ее художественная непогрешимость, и последовательность в развитии сюжетной канвы все это получит полное объяснение в беспредельных возможностях гомеровского гения.

"Нельзя, однако, полностью исключить последующее внесение в обе поэмы каких-то изменений и дополнений. Они кажутся неизбежными. Долгое время их распевали устно вдохновенные певцы, наделенные, однако, необыкновенной памятью и бывшие искренними, самоотверженными хранителями преданий старины. Только в VI в. до н. э. по приказу афинского тирана Писистрата была создана специальная комиссия, поэмы были записаны, их тексты получили государственное узаконение и, следовательно, охрану" [, с. 67]. Впрочем, это не помешало критикам Гомера порицать его поэмы в том или другом.

^

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.


Сегодня существует наука гомерология, которая интересуется тем, сколь достоверны сведения Гомера о Троянской войне и вообще, как реально допущение войны подобных масштабов в микенскую эпоху. Археологические раскопки Шлимана, Дерпфельда, Блегена подтвердили существование укрепленного поселения в той части Малой Азии, где, согласно Гомеру, должна была находиться Троя. Казалось бы, ничего не мешает тому, чтобы данный пункт сопоставить с гомеровской Троей. Современные археологические раскопки обнаружили в Греции, засвидетельствованные у Гомера центры микенской эпохи – Микены, Пилос, Орхомен и др. С первого взгляда как будто все сводится к тому, чтобы допустить реальность Троянской войны. И действительно, большая часть ученых и не сомневается в том, что в последней четверти II тысячелетия до н. э. ахейцы предприняли поход на Трою. Однако некоторые исследователи проявляют скептическое отношение к исторической достоверности описанных у Гомера фактов. Следует сказать, что определенным поводом для подобного рода сомнений послужили разногласия в датировке Троянской войны и в идентификации Трои греческих сказаний с археологическими слоями VI или VII-а, раскопанными на холме Гиссарлика поселения. При этом надо отметить и то, что открытие микенской культуры и ее археологическое исследование ясно показали различие, которое существует между описанной в гомеровском эпосе картиной микенской культуры и археологической позднеэлладской культурой.

Очень распространено также мнение, что "Илиада" и "Одиссея", уже в качестве больших поэм, были дополнены рядом новых эпизодов. Конкретная история сложения гомеровского эпоса остается, таким образом, спорной.

Подводя итоги, можно сказать, что сегодняшнее состояние знаний позволяет утверждать, что, по крайней мере, некоторые элементы троянской эпопеи являются историческими. Поэт мог собрать и увековечить предания о поселении на приморской равнине и опираться при этом на исторические события, но он мог и на руины, о прошлом которых мало знал, перенести героические легенды, первоначально относившиеся к другому периоду, мог также сделать их ареной схваток, разыгравшихся на другой земле. На наш взгляд, художественная обработка Гомером исторических событий, донесенных до нас в его мифах, в большей мере реалистична, чем мифологична. Возможно, отдельно взятые элементы были исторически верными, а многое надумано автором, но, как и ранее, нас не оставляет уверенность в том, что фундамент Троянской войны, описанный Гомером, был глубоким историческим фактом. О чем свидетельствуют и вышеизложенные результаты изучения, так называемого, гомеровского вопроса.

^

2.3. Раскопки Трои: выводы Шлимана

Долгое время европейская историческая наука Нового времени видела в греческих мифах лишь легенды и сказки, не заключающие в себе реальной информации. Историки XVIII- XIX вв. были убеждены, что никакого похода греков на Трою не было и что герои поэмы мифические, а не исторические фигуры. Единственным из европейцев, поверившим эпосу, оказался Генрих Шлиман. Он не был учёным-профессионалом, и для него Ахилл, Агамемнон, Одиссей и прекрасная Елена были живыми людьми, а драму, разыгравшуюся под стенами Трои, он переживал как события собственной жизни. Шлиман долгие годы мечтал найти легендарный город.

С томиком Гомера в руках летом 1868 года Шлиман приехал в Грецию. На него огромное впечатление произвели руины Микен и Тиринфа именно оттуда начался поход на Трою войска ахейцев во главе с царем Агамемноном. Но если Микены и Тиринф реальность, то почему бы не быть реальностью Трое? Так думал Шлиман и искал древний город.

Описанные Гомером источники Шлиман нашел у подножия холма Бунарбаши. Только оказалось их здесь не два, а 34. Тщательно осмотрев холм, Шлиман пришел к выводу, что это все же не Троя. Город Приама находится где-то поблизости, но это не он.

^

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

О. Неверов в своей публикации пишет: "Шлиман повторял, что его поздняя археологическая деятельность явилась выражением его детской мечты об открытии Трои" []. Открытия Генриха Шлимана потрясли мировую общественность. Не оставалось сомнений в том, что поэма Гомера содержит сведения о действительно происходивших событиях и их реальных героях. Мифы не лгут, в них есть правда о далёком прошлом. "Успех Шлимана воодушевил многих археологов. Англичанин Артур Эванс отправился на остров Крит искать резиденцию мифического царя Миноса и нашёл там прекрасный дворец Минотавра. В 1939 г. американский археолог Карл Блеген открыл "песчаный" Пилос, место обитания мудрого старца Нестора на западном побережье Пелопоннеса. Вновь восторжествовала правильность географических указаний поэмы. Но странное дело: количество открытий увеличивалось, а ситуация с Троянской войной и самой Троей становилась всё непонятнее. Уже Шлиман во время раскопок начал испытывать некоторое беспокойство. Когда же на Гиссарлыкский холм и в Микены пришли археологи-профессионалы, они установили, что город, принятый Шлиманом за Трою, существовал ещё за тысячу лет до Троянской войны. Могилы же в Микенах хранили останки людей, живших на несколько столетий раньше героев поэмы. После первых восторгов и возбуждения пришла очередь нового, ещё большего потрясения. Оказалось, что Шлиман открыл новый мир, неизвестную ранее цивилизацию, о которой ничего не знали даже древние греки. Этот мир был совершенно не похож на то, о чём рассказывали мифы и героический эпос" .[, с.368].

Отказавшись от безусловного доверия к мифологической основе, некоторые историки тем не менее продолжают считать, что из неё всё-таки можно извлечь зёрна истины. Ведь автору поэмы действительно было известно местоположение важнейших политических центров Ахейской Греции II тыс. до н. э. "Многие из описанных в поэме бытовых и военных реалий в деталях совпадают с археологическими находками. Например, найденный Шлиманом в Микенах "кубок Нестора"; "шлем из клыков вепря", принадлежавший, как говорится в "Илиаде", критскому герою Мериону; башнеподобный щит, прикрывавший всё тело героя; наконец, боевые колесницы, которых не знала классическая Греция. Значит, в устной традиции народа сохранилась память о давно прошедших временах и событиях, и поэмы зафиксировали её. Очевидно, достигшие процветания на рубеже XIII-XII вв. до н. э. государства греков-ахейцев стремились объединёнными силами совершать большие военные экспедиции в район Малой Азии. Одной из них и была осада Трои. Прочно закрепить своё влияние в районе Троады ахейцы не смогли, даже разрушив Трою. Их собственный мир оказался под угрозой нашествия варваров, и приходилось думать уже о безопасности, а не о завоеваниях" [, с.780].

^

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Безумный император Каракалла, побывав в восстановленной под именем Нового Илиона Трое, пожелал воссоздать здесь сцену скорби Ахилла по погибшему Патроклу. Для этого он приказал отравить своего любимца Феста, соорудил огромный погребальный костер, лично убил жертвенных животных, возложил их вместе с телом убитого "друга" на костер и запалил его.

Император Константин, посетивший в 120-х годах н. э. руины Трои, пожелал основать здесь столицу Восточной Римской империи, но затем его выбор пал на Византии так появился Константинополь" [].

Много времени прошло с тех пор. Постепенно точное местонахождение Трои было забыто. В 1785 году француз Шуазель-Гуфье, предпринявший несколько экспедиций в северо-западную Анатолию, сделал вывод, что Трою надо искать в районе Бунарбаши, в десяти километрах от Гиссарлыка. В 1822 году шотландский журналист Макларен опубликовал статью, в которой утверждал, что Троя это холм Гиссарлык. Тот же Макларен лично побывал на месте в 1847 году, а в 1863 году снова издал свой труд, подтвердив высказанное ранее предположение. На Гиссарлык Шлиману указал и американец Френк Калверт, британский консул в Дарданеллах и тоже большой поклонник Гомера, выкупивший половину Гиссарлыка в свою собственность Калверт еще в 1863 году пытался убедить директора греко-римской коллекции Британского музея в Лондоне снарядить экспедицию на Гиссарлык.

Какой же вывод можно сделать, сопоставляя данные из архива хеттских царей и поэтическое повествование о походе против Трои? Какая-то связь между ними прослеживается, но очень неясная, поскольку точных совпадений нет. Видимо, в устном народном творчестве, лежащем в основе поэмы, спрессовались воедино события разных времён: неудавшаяся попытка греков-ахейцев подчинить себе район Троады (это прослеживается через трагические судьбы героев-ахейцев после взятия Трои) и гибель городов Илион и Троя в результате нашествия так называемых "народов моря", которое потрясло весь древний мир Средиземноморья в конце XII в. до н. э.

Современные исследования показали, что удивительные золотые находки, обнаруженные Шлиманом, значительно старше, чем он предполагал, а город, расположенный на холме Гиссарлык, который Шлиман считал гомеровской Троей, в действительности датируется 24002200 гг. до н. э., то есть он существовал, по крайней мере, за тысячу лет до предполагаемой даты начала Троянской войны.

Оставив в стороне эгоистичность Шлимана, следует признать положительный аспект его деятельности хотя бы потому, что он привлек внимание мирового сообщества к древностям холма Гиссарлык.


"После Шлимана исследовательскую работу на холме проводили: Вильгельм Дерпфельд (1893–1894 гг.), американский археолог Карл Блеген (1932–1938 гг.) и группа ученых из университетов Тюбингена и Цинциннати под руководством профессора Манфреда Корфмана. В результате раскопок Трои удалось установить, что на этом месте в разные периоды (их можно разделить на ряд подпериодов) располагалось девять городов, которые существовали начиная с раннего бронзового века (3 тыс. до н. э.) – Троя-I и заканчивая эллинистическим периодом (323–30 гг. до н. э.) – Троя-IХ. Город Троя находился на холме Гиссарлык, который включает в себя несколько культурных слоев. Н иже всех лежит слой, относящийся к каменному веку. Выше – несколько слоев ранней античности. Сегодня существует следующий разрез (снизу):

Троя I. Остатки двух жилых домов и часть оборонительных стен с воротами и башнеобразными выступами, с толщиной стен до 11 метров. Время – рубеж IV и III тысячелетий до н.э.

Троя II. Раскопана Шлиманом почти полностью. Считалась им гомеровской Троей. Следы искусственного разрушения и большого пожара. Время – рубеж III и II тысячелетий до н.э. Допускается, что город был разрушен хеттами, сильная империя которых находилась к востоку от Троады.
^

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

"Как бы то ни было, если гомеровскую Трою считать реально существовавшим городом, то, опираясь на современные знания, можно утверждать, что Троя-VIIIa подходит на эту роль наилучшим образом" [, с. 320]. Не так давно геологи Джон К. Крафт из Делавэрского университета и Джон В. Льюс из колледжа Тринити в Дублине обнаружили материалы, подтверждающие существование Трои на холме Гиссарлык. Они провели геологические исследования местности: изучили особенности ландшафта у холма и свойства грунта в прибрежной зоне.

Таким образом, последние исследования подтвердили сведения, полученные из "Илиады" Гомера. Хотелось бы верить последним результатам проведенных исследований, но подобные раскопки будут проводиться еще не один раз и результаты наверняка будут очень разными, потому что многое в науке опосредовано зависит и от предвзятости ученых, которые, владея той или иной информацией, умело манипулируют умами людей, внушая им мысль, то о мифичности Трои, то о ее реалистичности.

^

2.4. "Троянский" вопрос сегодня

Правомерно ли сегодня в начале XXІ в. нашей эры, ставить вопрос о мифичности Троянской войны? Этот вопрос неоднократно ставили перед собой ученые. Ведь в наших знаниях на этот счет мифологическая, вымышленная и историческая, достоверная линии переплетены столь тесно и причудливо, что разделить их крайне трудно, а местами просто невозможно. Казалось бы, что древнейшая история Греции, к которой мы относим Троянскую войну, протекала не изолированно от окружающего мира, испытывая его разнообразное воздействие, особенно сильное со стороны ранее возникших государств Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока, таких, как Египет, Вавилон, Финикия, Хеттская империя, Палестина. В этих античных государствах высокая общественная организация и культура сложились задолго до того времени, к которому может быть отнесена Троянская война. Соседние страны не могли оставаться безучастными к военным событиям в Троаде, событиям такого масштаба, как они представлены у Гомера, и в их собственной истории какие-то следы Троянской войны должны были сохраниться. А их нет. Осада и разрушение Трои объединенными силами ахейских племен оказываются, таким образом, своего рода "вещью в себе", к ней неоткуда подступиться, а в поэмах Гомера, по-видимому, "озвучена" не только цепь реальных событий, но и отрывки разновременных военных эпизодов, стычек, завоевательных походов, связанных в одно целое фантазией одного или многих народных певцов.

На сегодня прения по поводу существования Трои не прекращаются, они так же актуальны, как и столетия назад. Вот несколько современных теорий на эту тему.


"Троя и Атлантида – одно и то же. В 1992 году геоархеологом Эберхардом Цангером было выдвинуто предположение, что Троя и Атлантида – это один и тот же город. Он строил теорию на сходстве описания городов в древних легендах" [, с.5]. Однако распространения и научной основы у этого предположения не было. Широкой поддержки данная гипотеза не получила.

Троянская война разгорелась из-за женщины. Согласно греческой легенде, Троянская война вспыхнула из-за того, что один из 50 сыновей царя Приама – Парис, похитил прекрасную Елену – жену спартанского царя Менелая. Греки выслали войска именно для того, чтобы забрать Елену. Однако, по мнению некоторых историков, это, скорее всего, только вершина конфликта, то есть та последняя капля, которая дала предпосылку войне. До этого, предположительно, было множество торговых войн между греками и троянцами, которые контролировали торговлю на всем побережье в районе пролива Дарданеллы.
^

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.


Троянский конь существовал на самом деле. Это один из немногих эпизодов той войны, который так и не нашел своего археологического и исторического подтверждения. Более того, в Илиаде о коне нет ни слова, зато Гомер его подробно описывает в своей "Одиссее". А все события, связанные с троянским конем и их подробности были описаны римским поэтом Вергилием в "Энеиде", 1 в. до н.э., т.е. почти 1200 лет спустя. Некоторые историки предполагают, что под троянским конем понималось какое-либо оружие, например, таран. Другие утверждают, что так Гомер назвал греческие морские суда. Возможно, что коня вовсе не было, а Гомер использовал его в своей поэме, как символ гибели доверчивых троянцев.

Троянский конь попал в город благодаря хитрой уловке греков. По легенде греки распространили слух, будто существует пророчество, что если деревянный конь будет стоять в стенах Трои, он сможет вечно защищать город от греческих набегов. Большинство жителей города склонялось к тому, что коня надо ввести в город. Однако были и противники. Жрец Лаокоон предлагал сжечь коня или сбросить его со скалы. Он даже метнул в коня копьем, и все услышали, что конь внутри пуст. Вскоре был пленен грек по имени Синон, рассказавший Приаму, что греки выстроили коня в честь богини Афины, чтобы искупить многолетнее кровопролитие. За этим последовали трагические события: во время жертвоприношения богу моря Посейдону из воды выплыли два огромных змея, которые задушили жреца и его сыновей. Увидев в этом предзнаменование свыше, троянцы решили вкатить коня в город. Он был так огромен, что не пролез в ворота и пришлось разобрать часть стены.
^

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.


Основной деятельностью ахейцев стало мореплавание, чаще всего выливавшееся в пиратство и работорговлю. На момент Троянской войны это был воинственный народ с зачатками культуры (до зарождения того, что современники называют древнегреческой культурой, было еще веков пять) – ритуал похорон (саркофаг или кремация), да роспись на керамике.

Торговали, в основном, с Малой Азией, а также Аххеява контактировала с сильнейшими державами на то время – Хеттской империей и Египтом.

2. Троянцы:

В Троаде, на берегах современных Дарданелл и южнее жили фригийцы. Скорее всего, к ним принадлежали и троянцы, но были ли они аборигенами или одной из первых греческих колоний, ставшей независимой, – не известно.

Не подчиняясь никакому государству, Троя, на момент войны, находилась под протекторатом Хеттского государства. По соглашению в случае войны союзническая сторона должна была выделить в помощь войско. Но в Троянскую войну договор не работал – Хеттская империя в то время воевала с Египтом и все ее войска были направлены против войск очередного фараона" [, с.57].

Даже существование загадочного огромного Троянского коня, который был, наверное, самым невероятным предметом в повествовании Гомера, тоже объясняется с точки зрения современной науки. Существует теория, что Троянский конь был не просто искусной уловкой для проникновения в город, а скорее тараном или похожим на коня примитивным осадным орудием. Такие устройства были известны в Греции в классический период. Например, спартанцы использовали тараны при осаде Платей в 479 г. до н. э. Согласно еще одной версии, "конь символизировал Посейдона – безжалостного бога землетрясений, поэтому Троянский конь вполне мог быть метафорой землетрясения, которое необратимо ослабило защиту города, позволив греческим войскам без труда проникнуть внутрь. Позднее появились другие, хотя и спорные данные, подтверждающие реальность существования Трои. Они содержатся в переписке и анналах царей Хеттского царства, найденных в Анатолии (современная Турция) и датируемых 1320 г. до н. э., в которых говорится о напряженной военной и политической ситуации в могущественном государстве Ахиява, подконтрольном царству, известному как Валуса. Последнее ученые отождествляют с греческим Илионом, Троей, а Ахияву греки называли "Ахейа" – страна ахейцев, которых Гомер в "Илиаде" представляет как прагреческие племена" [, с.28]. Эта гипотеза спорна, хотя и была положительно воспринята большинством ученых, поскольку дала толчок изучению отношений между Грецией и Ближним Востоком в период позднего бронзового века.

Для того чтобы иметь возможность отдать предпочтение какому-либо из этих предложений, следует обратиться к данным других греческих источников, и в первую очередь, греческой исторической литературы о Троянской войне. Даже если предположить, что вся информация о походе ахейцев в Трою, содержащаяся в многочисленных литературных памятниках послегомеровской эпохи, является лишь плодом влияния Гомера или сильной мифологической традиции, то трудно все же отрицать, чтобы у первых греческих историков при суждении о Троянской войне не было бы под рукой довольно обширной информации, не исходящей ни от Гомера и ни от собственно греческой традиции.
^

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.


Но чтобы не писали о Троянской войне, важно помнить, что анализ фактов о той войне – всего лишь реконструкция, которая не может считаться абсолютной истиной. Много разных суждений и умозаключений можно сделать, изучив массу источников о Троянской войне, но сделать правильные выводы в русле историзма событий, и сегодня очень сложно. Если взять во внимание наше мнение, то Троянская война – исторический факт, так же, как и существование Трои. По нашему мнению, раскопки, проведенные рядом ученых, убедительно доказали, что Гомер описывал реальные события в утонченной поэтической форме.

РАЗДЕЛ 3

Феномен мифа о Троянской войне

^ 3.1. "Илиада" и "Одиссея" память древнегреческого народа

Значение гомеровской "Илиады" и "Одиссеи" никак не ограничивается огромными художественными достоинствами. Это памятники глубокой античной старины в прямом смысле слова. "Перелистывая одну-две песни "Илиады" нельзя не обращать внимание на то, что, возможно, раньше не замечали или принимали как должное в общем стихотворном потоке. Первое – это огромное количество вполне конкретных фактов, предельно насыщающих текст, реальных мотивированных поступков, настроений, описаний самых разнообразных явлений и вещей без всякого мистического, даже просто фантастического тумана" [, с.57]. Нам хотелось бы назвать Гомера реалистом. Ведь происхождение конкретности Гомеровых описаний есть сама жизненная конкретность, вплотную примыкающая к исторической достоверности и отражающая ее.

Весьма возможно, что если бы каждый последующий народный певец, поэт вносил свои дополнения в текст песен или, напротив, что-то из текста выбрасывал, действуя каждый по своему усмотрению, мы не имели бы перед собой те законченные художественные ценности, о которых, писали многие поэты и критики.

Обращаясь к поэмам Гомера, мы не только ощущаем поступь древней истории, чувствуем не только восхищение, но еще и "глубочайшее уважение к памяти древнегреческого народа, подарившего человечеству несравненное художественное чудо" [, с.290].

Произведения Гомера называют поэмами, эпическими поэмами, эпопеями. Все это одинаково верно. В них отражена огромная часть, целая глыба народного общегреческого эпоса, выросшего из многочисленных преданий глубокой старины.

О значении произведений Гомера можно судить и о том, что отдельные выражения из его произведений стали крылатыми. К примеру, выражение "Троянский конь" зачастую употребляется в нашем словесном обиходе в значении: коварные дары, несущие с собой гибель для тех, кто их получает. Возникло оно из греческих сказаний о Троянской войне. "Данайцы (греки), после длительной и безуспешной осады Трои, прибегли к хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берегов Трои. Жрец Лаокоон, увидев этого коня и зная хитрости данайцев, воскликнул: "Что бы это ни было, я боюсь данайцев, даже дары приносящих!" Но троянцы, не слушая предостережений Лаокоона и пророчицы Кассандры, втащили коня в город. Ночью данайцы, спрятавшиеся внутри коня, вышли, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и таким образом овладели Троей ("Одиссея" Гомера, "Энеида" Вергилия). Полустишие Вергилия "Боюсь данайцев, даже дары приносящих", цитируемое часто по-латыни ("Timeo Danaos et dona ferentes"), вошло в поговорку. Отсюда же возникло выражение "троянский конь", употребляемое в значении: тайный, коварный замысел; предательство" [, с.423].

Подводя итоги, стоит акцентировать внимание на том, что "Илиада" и "Одиссея" Гомера служили источником эстетического и художественного наслаждения для сотен поколений слушателей и читателей на многих и многих языках, знавших и не знавших язык оригинала, что сотни поколений филологов изучают их как величайшие литературные памятники, а историки и археологи ищут и находят в них первые страницы ранней греческой античности. И сегодня нельзя не признать, что "Илиада" и "Одиссея" Гомера – поистине неисчерпаемый источник для научных изысканий.

^ 3.2. Значение мифа в эпоху постмодерна

"Трудно преувеличить влияние мифов на массовое сознание, поскольку они пронизывают все человеческое бытие. Как неотъемлемая часть коллективного подсознательного мифы прямо связаны с менталитетом народа. Живучесть мифов объясняется, в частности, исключительной стойкостью мифологических конструкций: могут изменяться эпохи и лица, названия и идеи, но структурная основа мифов остается неизменной," – пишет Г. Надь [, с.150].

Г. Надь определяет и функции мифа – "формирование определенных представлений о чем-то, поэтому естественно, что его определяющей функцией является влияние. Кроме этого, миф призван выполнять и другие функции, в частности:

  • стабилизирующую, благодаря которой общество может преодолеть кризисные этапы своего развития;

  • объединяющую, когда происходит мобилизация общества ради решения общей проблемы.

  • изолирующую, которая дает возможность отделять определенную часть населения, обеспечивая мотивацию для насильственных действий над ней;

  • дестабилизирующую, которой часто пользуется оппозиция для раскола общества и достижения собственных целей;

  • абсорбирующую, потребность в которой возникает при образовании новых государственных единиц или при условии входа в общество новых больших групп;

  • функцию структуризации пространства, согласно которой формируются геополитические суждения, имеющие огромное влияние на создание национальных мифов, поэтому геополитику считают мифом высшего пилотажа" [, с.150].
^

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.


В связи с этим, мифы не только продолжают определять культурный уровень нашей жизни, но и все чаще становятся опасным оружием манипулирования человеческим сознанием.

ВЫВОДЫ

Безусловно, невозможно переоценить значение греческой мифологии для мировой культуры. Если научные достижения жрецов Древнего Египта сурово делались тайной и не стали приобретением человечества, то древнегреческая мифологической культуры стал золотым фондом в казне благодарного человеческого сообщества. Много поколений писателей, художников, скульпторов, архитекторов брали и до сих пор берут образы для своих произведений из греческой мифологии. А самым первым был легендарный автор славных поэм "Илиади" и "Одиссеи" – Гомер.

Мы понимаем, что мир Троянской войны, описываемый Гомером, был совсем не таким. Это мир великих царей, героев, принцесс и прекрасных дам, неприступных крепостных стен, огромных армий с дорогим оружием и обмундирование, флота из тысячи кораблей, интенсивных международных контактов. Это мир аристократических авантюристов и искателей приключений, не сильно стеснённых материальными обстоятельствами. И ахейцы и троянцы одинаково склонны как к героизму и благородству, так и подлости, жадности и трусости. Гомер показал человеческую сущность, способную как к добру, так и к злу. Притягательная сила гомеровских поэм для нас состоит в том, что Гомер вводит нас в мир необычайно реальный благодаря гению поэта, сохранившего в своих поэмах биение современной ему жизни. Бессмертие Гомера заключается в том, что в его гениальных творениях заключены неисчерпаемые запасы общечеловеческих непреходящих ценностей – разума, доблести, добра и красоты.

Сегодня кажется, что поэмы Гомера относятся к какому-то давно забытому времени, а не к реальной действительности окружавшей его. И это действительно так, но необходимо заметить, что в этих поэмах были отражены воспоминания не о безмятежном расцвете далёкого времени, а о его последних годах, смертельной агонии этого великого мира.

Троянская война и в самом деле была фактором мирового значения. В течение почти двух тысяч лет могучая Троя контролировала путь из Причерноморья в Средиземноморье. Предания о Троянской войне у разных народов пропитаны симпатией к побежденным. Сам Юлий Цезарь считал себя потомком легендарного троянца Энея. Наверное, неслучайно Одиссей станет идеалом наступающей эпохи - классической Греции. Вместе с Троей безвозвратно уйдет старый мир, а с ним уйдет что-то таинственное и сокровенное. Но родится нечто новое. Это будет мир, героем которого станет человек: мастер и путешественник, философ и гражданин, человек, создающий свою судьбу и свою историю сам.

Воздействие Гомера на мировую культуру огромно. Он был авторитетом для античных философов и остается источником для изучения мировоззрения древних греков. "По его текстам изучается историками "гомеровская Греция", а именно быт и нравы, социальная организация и материальная культура доклассической Эллады. Его словесная живопись помогает понять "геометрический стиль" древнеэллинской вазовой росписи. Он вдохновляет античных скульпторов (Фидия, Поликлета, Лисиппа и др.) на создание образов, служащих каноном красоты и совершенства человеческого тела. Гомеровско-вергилиевскими сюжетами, образами, мотивами полна европейская живопись, начиная с эпохи Возрождения: это полотна Боттичелли, Рубенса, Рембрандта ("Гомер"), Пуссена, Давида, Делакруа, В. Серова, Пикассо и мн. др. художников, изображающих прекрасную Елену, Ахилла, Гектора и его Андромаху, Приама и Гекубу, олимпийских богов, Энея (играя заметную роль в "Илиаде", он становится заглавным персонажем "Энеиды" Вергилия) и др. В музыке гомеровское начало значительно менее ощутимо, тем более что античное музыкальное наследие не сохранилось. Но можно отметить оперную дилогию Г. Берлиоза "Троянцы" (50-е гг. XIX в.), вдохновленную "Энеидой" и частично гомеровским эпосом, оперетту Ж. Оффенбаха "Прекрасная Елена" (1864 г.), в которой по-своему преломляется гомеровский "божественный" юмор, ирония над богами и героями" [, с. 45].

В наше время тема Троянской войны зазвучала по-новому в художественном кинематографе, когда в 2004 году вышел на экраны фильм "Троя" – историческая драма совместного производства США, Великобритании и Мальты.

О том, что произведения Гомера стали достоянием мирового сообщества говорил в свое время В.Г.Белинский. В частности, он писал о том, что поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея" были настоящей сокровищницей мудрости греческого народа – "книгою откровения" [, с.560]. И в тоже время, они не остались принадлежностью только ионийского племени, среди которого создались, а стали общим достоянием всего греческого народа и прожили с ним всю его историю. Предание говорит, что Пикург ввел исполнение песен Гомера в Спарте, Солон – в Афинах. Впоследствии во всех греческих государствах они стали основой школьного образования. Ученики разучивали наизусть отдельные части поэм, и было немало людей, которые знали наизусть обе поэмы целиком. Для государства считалось за честь называться родиной Гомера. Гомер был и остается любимым поэтом даже в самых отдаленных уголках греческого мира.

Если говорить о результатах археологических раскопок, то итоги последних археологических экспедиций еще не позволяют убедительно восстановить сценарий Троянской войны. Однако они никак не отрицают, что за троянским эпосом скрывается история греческой экспансии против крупной державы, лежавшей на западном берегу Малой Азии и мешавшей грекам в борьбе за власть над этим регионом.

Наоборот, последние археологические изыскания лишь убеждают, что война за Трою – важнейший стратегический пункт того времени – действительно была. Все новые и новые находки укрепляют ученых в этом мнении. И хотя есть много противников в теории о реальности Трои, нам предстоит только понять, как она протекала.

Древняя Троя находится сейчас в центре внимания археологов, лингвистов, историков, философов, литературоведов, искусствоведов и многих других. Подлинная история Троянской войны, возможно, будет написана уже в ближайшие годы, судя по тому количеству внимания, которое ей уделяется в научной среде. На наш взгляд, разгадка тайны, как никогда, близка. И, констатируя все вышеизложенное, можно сказать: нет никаких сомнений на тот счет, что произведения Гомера "Илиада" и "Одиссея", повествующие о Троянской войне, надо читать серьезно, как исторический документ.


^ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Вачьянц А.М. Древняя Греция. Древний Рим: [Текст]. – 5-е изд. – М. : Айрис Пресс, 2008. – 232 с.

  2. Властов Г.К. Греческая мифология [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.ancientrome.ru/religia/greece/greek-mythology.htm

  3. Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения [Текст] / Ред. И сост. В. И. Новиков. – М. : Олимп : ACT, 1997. – 848 с.

  4. Гаспаров М. Л.. Занимательная Греция. Рассказы о древнегреческой культуре [Текст]. – М. : Б.С.Г.-ПРЕСС, 2005. – 591с.

  5. Гомер. Илиада. Одиссея / С. Крестовский (художн.), М. Дзюбенко (предисл.). – М. : АСТ-Пресс, 2000. – 687 с.

  6. Гордезиани Р. В. Проблемы гомеровского эпоса [Текст]. – Тбилиси, 1978. – 298 с.

  7. Кондрашов А.П. Легенды и мифы Древней Греции и Рима: Энциклопедический словарь [Текст]. – М. : Рипол классик, 2005. – 765с.

  8. Кравчук А. Троянская война. Миф и история [Текст]. – М. : Наука 1991. – 196 с.

  9. Кулидж О. Троянская война [Текст] / О.Д. Сидорова (пер.с англ.). – М. : Центрполиграф, 2002. – 222 с.

  10. Лосев А.Ф. Античная литература [Текст]. / А.А. Тахо-Годи (ред.). – М., 2005. – 342 с.

  11. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А. А. Боги и герои Древней Греции [Текст]. – Х. : Фолио, 2009. – 349 с.

  12. Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян [Текст]. – М. : Мысль, 1996. – 975 с.

  13. Матвейчев О. О троянской войне, проигранной греками и выигранной Гомером [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.liberty.ru/columns/Filosofskie-zametki-polittehnologa/O-troyanskoj-vojne-proigrannoj-grekami-i-vyigrannoj-Gomerom.

  14. Мифы народов мира: Мифологическая энциклопедия в 2-х т. [Текст] / Под ред. С.А. Токарева. – М.: Советская энциклопедия, 1980. – Т. I. – 325 с.

  15. Надь Г. Греческая мифология и поэтика [Текст] / Н.П. Гринцер (пер.с англ.). – М. : Прогресс-Традиция, 2002. – 432 с.

  16. Неверов О. Генрих Шлиман и его Троянские древности [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://ricolor.org/history/cu/mezenat/schtigliz/troya/.

  17. Немировский А.А. Троя после Троянской войны [Текст] // Вестник Московского университета. –1999. – № 5. – С. 27-31.

  18. Немировский А.А. Датировка Троянской войны в античной традиции: к легендарной хронологии "героического века" [Текст]. – М., 2003. – 235 с.

  19. Непомнящий Н.Н. Сто великих тайн Древнего мира [Текст]. – М. : Вече, 2005. – 575 с.

  20. Палатников Г.А. Гомер "Илиада" [Текст] / Греческий Фонд Культуры. Одесский филиал. – О. : График Плюс, 2006. – 60 с.

  21. Портнягина И. Троянская война [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://my-edu.ru/edu_isto/v3_02.html

  22. Сафронов А.В. Проблема датировки Троянской войны в контексте великого переселения народов в последней четверти II тыс. до н. э. [Текст] // Сборник Русского исторического общества. – Вып. 2 (150). – 2000. – С. 56-73.

  23. Сахаров Е.В. "Античная" троянская война, как эпизод средневековой истории [Текст] // Сборник статей по новой хронологии. – 2006. №4. С. 7-12.

  24. Штоль Г.А. Шлиман. Мечта о Трое [Текст] / А. Попов (сокр. пер. с нем.), А. Штекли (сокр.пер.с нем.). – 3-е изд. – М. : КДУ, 2005. – 431 с.




Скачать 377,82 Kb.
оставить комментарий
Дата18.10.2011
Размер377,82 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх