Русская Православная Церковь icon

Русская Православная Церковь


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Htm Русская Православная Церковь под игом богоборческой власти в период с 1917 по 1941 годы...
Советское государство и Русская Православная церковь на Дальнем Востоке России с середины 1950-х...
Русская Православная Церковь...
Русская Православная Церковь в Карелии в 1918-1941 годах...
Русская Православная Церковь в Орловском крае (1917-1953гг.)...
Л. Л. Ивченко государь и армия...
"Семья в современном мире"...
Карташов А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1 М. 1991 и др изд...
Власть и Русская Православная Церковь на Дону 1917-1923 гг...
Русская Православная церковь чтит память преподобного Илии Муромца...
Власть и Русская Православная Церковь на Дону 1917-1923 гг...
Книга 1 и 2



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4
скачать

Русская Православная Церковь


Богословско-педагогические (катехизаторские) курсы

во имя священномученика Фаддея, архиепископа Тверского


"Преподобный Савва Сторожевский.
Саввино-Сторожевский монастырь".
Чтение житий святых в детской аудитории.


(выпускная квалификационная работа по православной педагогике)


Выполнила: Савельева Л. Ю.

Руководитель: Филиппов В.Г.


МОСКВА

2011


Оглавление


Введение......................................................................................................................................................................1

Обоснование выбора темы. Значение ее для духовного просвещения и религиозно- нравственного воспитания ..............................................................................................3

Основы деятельного благочестия. Подвиг богоугодной жизни. Упражнения, образующие ум, с возгреванием к духовной жизни ........................................................................................................................5

Чтение отеческих писаний и житий святых отцов Церкви .............................................................................5

Жития святых Димитрия Ростовского. История.............................................................................................10

"Свет бо есть святых житие и просвещение душам нашим" ........................................................................11

Борис и Глеб. Нестор Летописец. Пахомий Логофет. ЕпифанийПремудрый ............................................11

Святитель Димитрий Ростовский. Великие Минеи-Четьи............................................................................13

Как должно приступать к чтению или слушанию слова Божия или житий святых и как читать оные ..14

Как читать жития святых .................................................................................................................................15

О житийной иконе ...........................................................................................................................................18

Житие преподобного Саввы Сторожевского .................................................................................................19

Теоретические основы православной православной педагогики ..................................31

Возрастная педагогика и психология об особенностях младшего школьного возраста ...........................32

Духовное воспитание..........................................................................................................................32

Психическое развитие ........................................................................................................................34

Учебная деятельность ........................................................................................................................35

Физическое развитие ..........................................................................................................................35

Некоторые тезисы к концептуальному проекту современной воскресной школы как системы непрерывного православного образования ....................................................................................................35

Принципы православной педагогики .............................................................................................................38

Принцип обучения в атмосфере предмета........................................................................................39

Принцип личностно-ценностного соответствия ............................................................................ 39

Принцип содержательных обобщений .............................................................................................39

Сократическая беседа и слайд-фильм как средство христианского воспитания........................................39

Сценарий урока по теме "Ступенька "Надежда на Бога". Смиренный чудотворец" .............................................................................................................................................................44

План урока .........................................................................................................................................................45

Сценарий урока .................................................................................................................................................49 Заключение с подведением итогов работы ....................................................................................................66

Библиография.........................................................................................................................................................68

Приложения ............................................................................................................................................................71


Введение

Темой представляемой работы является урок в Воскресной школе, цель которого познакомить с жизнью святого преподобного Саввы Сторожевского.

В процессе своей жизни, делая постоянно произвольный выбор, человек формирует в себе или добродетели, которые приличествуют Богу и силам добра, или страсти и пороки, которые свойственны миру падших духов. Если человек, например. постоянно выбирает путь лжи, потому что ему так легче, проще, то ложь становится неотъемлемой частью его сути, характера, это удаляет его от Бога и делает сродни диаволу. Ибо лжецом и отцом лжи является падший ангел, дух тьмы. Но вот приходит смерть и подводит черту формированию человеческой души, и то, что собрано за время земной жизни, получает свое дальнейшее развитие. По законам духовной жизни, подобное тянется к подобному. Так, если человек был исполнен любви, справедливости, смирения, терпения и других добродетелей, то душа его соединяется с Богом, со святыми и ангелами и входит в Царство Небесное. Если же в земной жизни он стал эгоистом, жадиной, пьяницей, развратником, гордецом и т. п., то душа его соединяется с миром падших духов и идет в ад, где находятся все носители подобных качеств. Можно ли в этом грубом и несправедливом мире стать святым? Этот мир всегда был груб, несправедлив, жесток. Можно убедиться в этом, почитав жития святых. После грехопадения человека в мир вошло зло. С тех пор существуют насилие, разбой, обман. Но всегда находились люди честные, добросердечные, милосердные. Во все времена жили святые, то есть люди, посвятившие свою жизнь Богу и достигшие нравственных высот. Церковь прославляет своих святых. И даже в наши дни можно стать святым, т.е. проявить в себе образ Божий, стяжать добродетели и Святой Дух, быть проводником воли Божией на Земле.


Благослови, отче.! Как царская утварь, украшенная золотом с драгоценными камнями, веселит глаза глядящих на нее, так же и больше этого праздники, творимые в память святых, духовной красотой веселят верных сердца и души освящают, Все человеколюбец Бог на пользу нам творит, и потому древние имели обычай описывать жизнь выдающихся мужей ради бывающей от этих описаний пользы. Нам же теперь, когда приблизился конец времен, еще более нужно это.

Урок рассчитан на учащихся Воскресной Школы 7-10 лет и воцерковленных и невоцерковленных и должен подготовить детей к паломнической поездке в Саввино-Сторожевский монастырь. Урок является звеном в системе уроков по предмету "Православная культура" для 3 (4) годов обучения по программе Шевченко Людмилы Леонидовны.


^ Обоснование выбора темы. Значение ее для духовного просвещения и религиозно-нравственного воспитания


"Славен Бог во святых Своих". Так сказано в Библии. И на протяжении всей истории человечества мы видим эту непрерывающуюся нить святости присутствие Божие среди нас.

Много есть типов святых: и праведники, и блаженные, Христа ради юродивые, и преподобные из монашеского чина, и святые благоверные князья и цари, и святители, то есть церковные иерархи, епископы, и мученики. Не следует доискиваться, какой святой - больше. Святость - это максимальное предоставление себя Христу, Его воле. Святые - служители Христовы, более ревностные и самоотверженные, чем остальные христиане. Но каждый служит на своем месте и в своем качестве. В сущности через святых Бог открывает Свою волю многим. Но, с другой стороны, в посланиях апостола Павла мы встречаем обращение к христианам как к святым. То есть все мы призваны к святости, но не все в этом служении преуспели. Потому что святость - это не только богоизбранность, но и согласие на эту богоизбранность и неустанные труды во славу Божию. Святость рождает вокруг себя новый мир милости и любви и творит чудеса. Святость есть личный подвиг веры. О святости свидетельствует дух. Кто же такой святой? Делатель на ниве Господней, умножающий дела любви и милосердия, в котором мы будем узнавать Христа. Никакая популярность иных деятелей не может быть спутана со святостью и истинной народной любовью к ней. И примером такой всеобщей любви и являются многие святые: Николай Чудотворец, или, как его у нас на Руси называют, Никола, преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский и многие, многие другие - сонм святых возносит свои молитвы за нас, за все страждущее человечество, проходящее свой земной путь.

Читая жизнеописания святых и рассказы о чудесах, мы видим, что помощь святых и святынь многообразна. И лучше всего, если после знакомства со святым возникало подлинное желание к этой помощи припасть - не просто "получить блага", а почувствовать милость. Милость Божию. Чтобы проснулась жажда встречи с Богом и Его любовью и правдой. А встреча с благодатью, силой Духа Святого - встреча со святыней, с любовью Божией и святых Его, тех святых, что сделали нашу страну Святою Русью.

^ Основы деятельного благочестия. Подвиг богоугодной жизни

Упражнения, образующие ум, с возгреванием к духовной жизни

Ум есть познавательная сила души. Высшая его способность познания —

разум: это — способность ума, обращенная на познание Бога, мира

невидимого и вещей духовных. Способность же ума, обращенная на познание

видимого, тварного, конечного, называется рассудком. Деятельность

рассудка непосредственно утверждается на воображении и памяти, которые

при посредстве внимания, чувств, наблюдения или изучения из книг

доставляют ему сведения о внешнем бытии, а рассудок весь этот материал

превращает в ясные понятия и строит из них знание посредством мышления.

У христианина деятельность рассудка должна быть подчинена разуму и

не заслонять мир духовный, не угашать жизни духа, во всем

руководствоваться Откровением. Для просвещения разума как высшей

способности познания всего духовного необходимо упражнять ум в изучении

и напечатлении основных истин Откровения, обогащать его знанием духовной

жизни из опыта святых отцов и подвижников и др.

Итак, христианское образование ума есть, главным образом, напечатление в нем всех истин веры настолько глубоко, чтобы они составляли его существо, чтобы, когда он станет рассуждать о чем-то, рассуждал по этим истинам веры, руководствовался ими, проверял все познаваемое и все поступки по ним. Достигается же это чрез постоянное упражнение ума в чтении и слушании Слова Божия, отеческих писаний, житий святых отцов, обогащение своих знаний веры и христианской жизни чрез взаимное собеседование и вопрошение опытнейших.



Чтение отеческих писаний и житий святых отцов и подвижников Церкви

После книг Священного Писания, для возбуждения ревности к христианскому благочестию, для обогащения себя духовным опытом весьма необходимо и полезно читать жизнеописания святых и святоотеческие писания нравственного содержания. Не меньшую назидательность, особенно для новоначальных в


христианской жизни, имеет чтение и слушание житий святых и подвижников благочестия ("/плодоносное слово Божие, — пишет святитель Феофан, — за ним отеческие писания и жития святых. Впрочем, нужно знать, что жития святых лучше для начинающих, отеческие писания — для средних, Божие же слово — для совершенных" (Путь ко спасению, стр. 233/). Ничто не имеет такого сильного влияния на наше сердце и волю, как пример других людей, добрый или худой. Пример людей, исполненных пламенною любовью к Богу, питает и наше сердце этой христианской добродетелью. "Сближайся с праведными, — говорит преп. Исаак Сирии, — и чрез них приблизишься к Богу" (сл. 57-е). Жизнь святых научает нас, каким образом исполнять заповеди Господни. "Пример святых делает святых". Этот пример мы находим в житиях. Великие подвижники, подобно светилам на тверди небесной, сиянием своей жизни светят нам в нашем земном странствовании и своей пламенной ревностью к Богу пробуждают в нас ревность ко спасению, стремление к высшей духовной жизни. Блаженный Иоанн Мосх рассказывает, что однажды чтение из Патерика "Рай" о нестяжательности старца, приведшей к покаянию разбойников, побудило другого старца сделать такой же опыт терпения и нестяжательности. Старец этот, прибавляет Иоанн Мосх, особенно любил читать о св. отцах, и их изречения всегда были в устах и в сердце его, от чего он и приобрел величайший плод добродетели (/Луг духовный, глава 212/). "Слушание повествований о подвигах и добродетелях духовных отцов, — пишет преп. Иоанн Лествичник, — ум и душу возбуждает к ревности; а слушание поучений их заставляет и руководствует ревнителей к подражанию" (/Лествица, слово 25, §135, сравн. §27, 78/). "Взирай на почесть, которую получили все святые, — говорит преп. авва Исаия, — и соревнование им мало-помалу привлечет тебя к добродетели". Пусть никто не говорит: "то были святые, жившие в монастырях, а не в миру". И в городе живущий может подражать любомудрию пустынников, ибо "подражание не требует равенства, ни даже близости к равенству. Малый может подражать великому в том, что доступно" (митр. Филарет Московский). Читая жития святых, мы умиляемся великим их подвигам, которые, кажется нам, превышали человеческие силы, и невольно усматриваем и чувствуем, до какой степени мы в духовной жизни отстали от христиан древнего времени. Этот постепенный упадок веры и добродетели у христиан предвидели св. подвижники и для последующих поколений написали и нечто утешительное. В "Достопамятных сказаниях о подвижничестве свв. и блажен. отцов" пишется: "Святые отцы скитские пророчествовали и о последнем роде, говоря: что сделали мы? На это отвечал один из них великой жизни авва по имени Сирион: "мы сохранили заповеди Божии". Его спросили: "А что сделают люди, которые будут жить после нас?" Авва отвечал: "Они сделают половину нашего дела". Его спросили еще: "А которые будут жить после них, те что сделают?" — Они совсем ничего не сделают. Придут на них искушения, и те, которые в то время окажутся добрыми (перенесшими испытания и устоявшими в добре), — будут больше нас и отцов наших" (Достопамятные сказания... М., 1846, стр. 119 и Древн. Патерик, гл. 18, 10. Сравн. ответ 4-й преп. Нифонта Цареградского, помещенный в Приложении к "Руководству в духовной жизни" преподобных Варсонофия и Иоанна). И глубоко ошибаются те из христиан, которые думают, что жизнь и наставления св. отцов и подвижников — почти исключительно монашеские и к мирянам не идут. "Наставления те, — пишет в одном из своих писем еп. Феофан, — могут идти ко всякому, ревнующему о спасении. Сия ревность научит их, как воспользоваться всем, как даже монашеские правила применить к себе. А у кого нет этой заботы, к тому никакое назидательное писание не идет". Святые отцы, которые давали эти наставления, давали их от души, от собственного рассуждения и опыта. В основе всего — был общий дух, воодушевлявший их, был дух ревности о спасении себя и всякого человека. Этот дух ревности отражается в их слове и проникает всякое их писание. Теперь всякий, ревнующий о спасении, читая их наставления, по духу собственной ревности, пройдет сквозь внешнюю букву и войдет в подобное настроение с их писаниями и в сочувствие со всем (внутренним, духовным) расположением писавших наставления. "Расположения же ищущих спасения (или те расположения, с которыми неизбежно необходимо освоиться на пути ко спасению) одинаковы у всех, монах ли кто, или не монах. Разница только во внешних делах, которыми выражаются эти расположения". Они могут быть разные, применительно к жизни и опыту мирянина или монаха. "Монахи ведь те же христиане, и вступающие в монашество не о другом чем заботятся и поднимают труды, как о том, чтобы быть истинными христианами. И миряне тоже христиане и должны ревновать о том, чтобы быть истинными христианами. Стало быть, монахи с мирянами сходятся в главном деле". Есть часть наставлений, касающихся монахов и не идущая к мирянам, но она касается только внешнего порядка жизни и отношений, а не внутренних расположений и духа. Последние должны быть одинаковы у всех, ибо "един Господь, едина вера, едино крещение" (Еф. 4:5). "И вот почему добрые миряне, ревнующие о спасении души, читать — не начитаются аскетических отеческих писаний св. аввы Дорофея, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Добротолюбия, Исаака Сирина, Макария Великого и проч". (еп. Феофан. Письма о христианской жизни — в 4-х ч. Часть 1-я. М., 1880, стр. 104-105). При чтении житий и творений св. отцов и вообще духовно-назидательной литературы надо соблюдать те же правила, что и при чтении Священного Писания. "Из св. отцов, — пишет в одном из писем еп. Феофан, — каждый день прочитывайте сколько-нибудь. Много не надо читать... (/надо "мало прочитывать и много рассуждать, что читается, — пишет свят. Тихон Задонский. — Тако бо лучше читаемое понимается и в памяти углубляется, и тем ум просвещается и большее поощрение и желание к следующему чтению возжигается" (Творения, т. 1, изд. 5, стр. 201/) Прочитавши что-нибудь, пережевывайте то, пока дойдет до сердца, и довольно. Вот вам признак полезного чтения. Когда какое место так займет, что все мысли и внимание сосредоточатся на нем, это хорошо. Всякое же другое чтение есть праздное" (/еп. Феофан. Письма о христианской жизни, в 4-х частях. Часть I. СПБ. 1880, стр. 29-30/). Жития святых, по совету еп. Феофана, следует читать после обеда, или вечером, а св. отцов — перед сном (/его же. — Путь к спасению, стр. 234/). В чтении, в зависимости от духовного устроения читающего, должна соблюдаться определенная постепенность. Хорошо руководствоваться в чтении советами опытнейших. Эта постепенность нужна как для мирян, так и для монашествующих (/жития святых можно читать и в Четьи-Минеях свят. Димитрия митр. Ростовского; жития русских святых — в сочинении Филарета архиеп. Черниговского: "Русские святые, чтимые всей Церковью или местно", а также у Е. Поселянина: "Русские подвижники 19 века" и многие другие/). Для начинающих духовную жизнь советуют читать сначала жития святых для возбуждения ревности к подвигам благочестия, а затем читать писания тех св. отцов, в которых говорится о борьбе со страстями, о добродетелях смирения, терпения, кротости, послушании, любви, целомудрия, о молитве и др. Для этого полезно читать (в указанной здесь последовательности) творения св. Тихона Задонского, Иоанна Златоуста, Добротолюбие (в русском переводе), 2-й том — о борьбе со страстями, поучения преп. аввы Дорофея, духовно-назидательные писания преп. Ефрема Сирина, наставления прав. Серафима Саровского, "Лествицу" преп. Иоанна Лествичника; сборники: "Училище благочестия", "Достопамятные оказания о подвижничестве святых и блаженных отцов", "Луг духовный" — блаж. Иоанна Мосха, Древний Патерик, "Отечник" (избранные изречения святых иноков и повести из их жизни) — еп. Игнатия Брянчанинова, "Святоотеческие наставления о трезвении и молитве" (сост. еп. Феофаном); творения и писания наших отечественных подвижников благочестия: еп. Игнатия Брянчанинова, еп. Феофана Затворника (Говорова), оптинских старцев Леонида, Макария, Амвросия, Анатолия и др., прот. Иоанна Кронштадтского ("Моя жизнь во Христе") и многих других. Говоря о пользе чтения слова Божия, житий и писаний св. отцов, надо иметь в виду и могущие быть при этом неправильности, ошибки и даже вред для читающего. Не всякая хорошая книга одинаково полезна каждому. Различие пользы от чтения зависит от духовного возраста, степени образования, развития, характера, настроения духа и духовных нужд читающего."Так иногда и отличная сама по себе книга может принести больше вреда, нежели пользы, когда она превышает разумение, или не приспособлена к внутреннему состоянию и нашим силам; например, если юный по духовному возрасту и скудный разумением будет читать книги о высоких богословских истинах или о высоких подвигах — духовной молитве, безмолвии, высших озарениях, видениях, то больше повредит себе; такому полезнее прежде читать те книги, в которых излагается учение — как побеждать в себе страсти, приобретать смирение, кротость, любовь, терпение, целомудрие и другие добродетели" (/еп. Петр. Указания пути ко спасению, стр. 190/). Читаемое же только тогда принесет пользу, когда его будем принимать со смирением и к себе прилагать, а не к другим, себя будем смирять и осуждать, приходя к самопознанию, а не других судить и осуждать, разбирая их согрешения.




оставить комментарий
страница1/4
Дата18.10.2011
Размер0.76 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4
отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх