Б. Н. Нащекин кинолюбительство: истоки и перспективы icon

Б. Н. Нащекин кинолюбительство: истоки и перспективы


Смотрите также:
Б. Н. Нащекин кинолюбительство: истоки и перспективы...
Дипломатии: истоки становления и перспективы развития. М...
Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности...
«Лицей №2: истоки, опыт, перспективы» >10. 02. 2007...
Учебного курса «истоки» для основной школы...
С. В. Чернышов Социальные истоки благотворительности исторический аспект...
А. Л. Ордын-Нащекин основатель российской экономической школы меркантилизма...
«досуг в семье» сборник методических материалов Дворца творчества детей и молодёжи «Истоки» г...
Гражданское воспитание: опыт и перспективы...
Сервер по Вальдорфской педагогике....
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Истоки европейской цивилизации» для направления...
Борликов Г. М. (г. Элиста) джангароведение: истоки и перспективы...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5
скачать
С.И. ИЛЬИЧЕВ

Б.Н. НАЩЕКИН


кинолюбительство:

истоки

и перспективы


МОСКВА, 1986


истоки


… Широко известны успехи ху­дожественной самодеятельности в первые же годы мир­ного строительства. Так, историк культуры А. Савченко указывает, что в начале 20-х годов в одной только Ярос­лавской губернии театральных кружков и объединений было больше, чем во всей Франции*. Казалось бы, в об­ласти любительского кино успехи не могли быть столь же значительными: не было соответствующей аппаратуры, кинопленки, базы для обработки фильмов. Более того, с серьезными материально-техническими трудностями в то время сталкивалась и профессиональная кинематогра­фия. Тем не менее к середине 20-х годов слово «кино­любитель» уже становится привычным на страницах жур­налов и газет.

Правда, вплоть до конца 20-х годов слово «кинолю­битель» определяло две категории людей, очень разные по сегодняшним представлениям. Первую категорию со­ставляли люди, интересовавшиеся технической стороной дела, нередко занимавшиеся усовершенствованием имев­шейся кинотехники и, очевидно, проводившие при этом

* Савченко А. История культурно-просветительной работы. М., 1970, с. 57—58.

5

съемочные работы, однако не с целью их широкой демон­страции. Ко второй относились обычные любители кино, увлеченные им как зрелищем и как рождающимся видом искусства, «знающие наизусть актеров», как писал тогда Н. Лебедев*. Обе группы обычно объединялись в одних и тех же кинолюбительских кружках, причем первые об­ладали техническими знаниями и порой — собственной аппаратурой, а у вторых было только горячее желание помочь развитию молодого искусства.

Многочисленные данные свидетельствуют о том, что любительские ленты снимались энтузиастами не только в первый период мирного строительства, но даже и в годы гражданской войны. Но ни один из этих фильмов не сохранился, а мемуары и беглые заметки в старых газе­тах невозможно проверить и подтвердить. Но, может быть, в этом нет особенной нужды, поскольку в первый период строительства Советского государства главной, самой на­сущной задачей была кинофикация страны, с тем чтобы кино стало доступным для каждого рабочего и каждого крестьянина. Отсюда вытекали все другие задачи, намере­ния и пожелания, в том числе популяризация кино в пролетарской массе, организация кинолекториев в рабо­чих и сельских клубах, проведение хроникальных съемок заводов и фабрик силами кинолюбителей и т. д.

Все эти задачи призвано было решать Общество дру­зей советского кино (ОДСК) — самая массовая общест­венная организация в сфере культуры того времени; во главе ее стоял Ф. Дзержинский, а в Центральный совет входили известные, талантливые кинематографисты — С. Эйзенштейн, П. Бляхин, Я. Протазанов, Д. Вертов, Э. Тиссэ, В. Туркин и другие. Активному привлечению рабочих и крестьян в ряды ОДСК способствовали вы­ступления кинематографистов, партийных и советских ра­ботников в печати и по радио. Плакаты с призывом «Все в ОДСК!» появились тогда даже в небольших провинци­альных городках. Агитфильмы ОДСК с таким же призы­вом демонстрировались перед началом игровых картин.

Повторим, что съемки любительских картин отнюдь не были главной задачей низовых организаций и кружков ОДСК — для массовой деятельности в этом направлении в 20-х годах просто не было материально-технических предпосылок.

* «Кино», 1925, № 11. 6

Жизнь, однако, вносила поправки в самые, казалось бы, реалистические и трезвые планы. Дело в том, что почти каждая ячейка ОДСК стремилась к приобретению кинокамеры и организации съемок местной хроники. Пресса той поры свидетельствует, что любительскими съемками хотели заниматься даже школьники. Есть дан­ные, что к середине 20-х годов в Москве было около пятидесяти коллективов ОДСК, располагавших собствен­ной фото- и киноаппаратурой; в Ленинграде их было девяносто три.

Активно действовали кинолюбители и далеких от сто­лицы городов. Например, Томский кружок революцион­ного кино в 1925 году провел свою первую съемку — демонстрации солидарности с бастовавшими английскими горняками. Затем участники кружка выезжали на съем­ки сюжетов о рыболовном промысле на Енисее, снимали зимние виды спорта и т. д. В Омске кружок ОДСК, соз­данный в феврале 1926 года, 1 мая уже снимал празд­ничную демонстрацию трудящихся. Кинолюбители города Хорога, расположенного в отрогах Памира, сняли быт киргизов и таджиков.

Такого рода сообщения приходили со всех концов

страны.

В январе 1927 года кинофотосекция Центрального совета ОДСК, руководителем которой был Г. Болтянский, заключает соглашение с Совкино об использовании в со­юзных киножурналах хроники, снятой кинолюбителями. К моменту соглашения в киножурналы уже были вклю­чены сюжеты, присланные любителями из Томска, Сим­ферополя, Подольска и Омска. Соглашение предусматри­вало, что Совкино, заинтересованное в сюжетах, отражаю­щих жизнь и труд людей в отдаленных районах страны, будет выделять киноаппараты и кинопленку кружкам ОДСК этих районов, — такая помощь, в частности, была оказана Дальневосточному отделу ОДСК. Центральный совет ОДСК предложил также Совкино включать в свои киноэкспедиции любителей, хорошо знающих свой край, быт и обычаи людей. Это делалось для того, чтобы помочь любителям овладевать практическим опытом съемок под руководством профессионалов с целью создания на местах новых кружков ОДСК.

Большая работа была развернута ОДСК в честь X го­довщины революции. Прежде всего местным отделениям и кружкам общества было предло-

7

жено провести хроникальные съемки и создать спецвы­пуски, посвященные знаменательной дате. Планировалось, что это будут короткие, не более 300—400 метров, сюже­ты, показывающие разные стороны процесса преобразо­вания страны — жизнь и труд рабочей молодежи, сель­скую новь, дела пионеров и т.п.

Естественно, что эту работу невозможно было про­вести без самых тесных контактов с партийными, совет­скими, комсомольскими и профсоюзными организациями, без их поддержки. Действительно, получившие извест­ность фильмы крымских, новосибирских, воронежских, тульских и краснодарских кинолюбителей были созданы при содействии и материальной помощи этих организа­ций. Имевшая особенно большой успех лента о жизни детей национальных меньшинств, населяющих Сибирь, создавалась при непосредственном участии крайкома ком­сомола Сибири.

Одновременно на местах разыскивались материалы съемки, запечатлевшей события революции и граждан­ской войны. В этом особенно повезло опять же сибиря­кам. Газета «Советская Сибирь» (от 21 июня 1927 года) сообщила, что обнаружена хроника, снятая в Сибири в 1917—1927 годах. Поступивший из Канска сюжет неиз­вестного кинолюбителя показывал красных партизан 1919 года. Этот материал был отослан в Москву и ис­пользован в юбилейном киножурнале.

Нужно ли говорить, что кинолюбители не ограничи­вались съемками хроники? Наиболее активные члены ОДСК принимали участие в проведении киносеансов на площадях, выступали с лекциями, были организаторами кинорейдов в деревни и устроителями выставок. Напри­мер, в астраханском городском саду имени Лозовского местные кинолюбители создали «киноуголок ОДСК», где посетители могли получить консультации по интересую­щим их вопросам фотографии и кинематографии.

В связи с тем, что съемки любительской хроники стали приобретать массовый характер, возник вопрос об организации киноучебы. Сейчас трудно, пожалуй, пред­ставить, какие технические сложности преодолевали пер­вые советские кинолюбители, снимая примитивными ка­мерами и на крайне дефицитной широкой кинопленке. Причем все труды подчас пропадали из-за того, что кино­любители не обладали знанием даже азов языка кино. Поэтому по инициативе Центрального совета ОДСК были

8

открыты сценарные курсы кинолюбителей, на которых в качестве преподавателей выступали Н. Агаджанова-Шутко, П. Бляхин, Н. Зархи, В. Киршон, А. Ромм, Вс. Пу­довкин и другие. Их лекции с методическими советами издавались в виде брошюр. Хотя курсы назывались сце­нарными, они давали основы знаний по всем видам ра­боты над фильмом.

В те же годы выходят основные теоретические работы Дзиги Вертова, имеющие непреходящее значение как для профессионалов, так и для кинолюбителей и по сей день. По свидетельству современников Вертова, его положения относительно документального кино принимались кино­любителями сразу же и безоговорочно. Это понятно — любители снимали почти исключительно хронику, и для них мысль Вертова о том, что эта деятельность пред­ставляет собой фиксацию «документов нашего социалис­тического наступления, нашей пятилетки»*, была понятна и близка.

«До него никто так не делал хронику, — вспоминал один из первых кинолюбителей, позже — известный до­кументалист-профессионал Б. Небылицкий, — не выска­зывал таких интересных мыслей, не умел так воодуше­вить молодежь своей убежденностью. И мы внимали каж­дому его слову, изучали его работы, старались хоть что-нибудь перенять для себя.

Снимать жизнь врасплох — это поразительная твор­ческая позиция. Выискивать путем киноразведки инте­ресных людей, интересные факты в нашей жизни — это увлекательно! И группа молодых энтузиастов, последова­телей Вертова, объединилась при Одесском филиале Об­щества друзей советского кино»**.

Известно, что и Вертов весьма внимательно следил за деятельностью кинолюбителей. Двадцатый выпуск сво­ей «Киноправды» он почти целиком сделал на основе сюжетов кинолюбителей***.

10 января 1928 года состоялась I Всероссийская кон­ференция ОДСК, собравшая представителей шестидесяти

* В е р т о в Д. Статьи. Дневники. Замыслы. М., «Искусство», 1966, с 123.

** Дзига Вертов в воспоминаниях современников. М., «Искусство», 1976, с. 129.

*** Цит. по кн.: Дробашенко С. История советского докумен­тального кино. М., Изд-во МГУ, 1980, с. 11.

9

отделений и ячеек общества. Интересно отметить, что на выставке, отражавшей успехи и деятельность ОДСК, демонстрировался киноаппарат «Пате-2», считавшийся «идеальным». Впрочем, тогда уже родилась и пробивала себе дорогу мысль, что кинолюбители не должны поль­зоваться профессиональной аппаратурой и 35-мм плен­кой, — они нуждаются в портативном и недорогом ап­парате, чтобы снимать только на узкую пленку. Первым пропагандистом узкопленочной аппаратуры стал Григо­рий Львович Рошаль, будущий «художественный руково­дитель» всех кинолюбителей страны.

Познакомившись с опытом использования 16-мм плен­ки за границей, он писал еще в 1931 году: « ...узкая плен­ка дает возможность применения кино при самых не­значительных аудиториях, вплоть до частной квартиры... между тем колоссальное значение такого аппарата для деревни, для школы как орудия пропаганды совершенно очевидно. В наших условиях в связи с широким ростом материального благосостояния трудящихся домашнее уз­копленочное кино должно быть таким же доступным и дешевым, как домашний громкоговоритель...»*. Увы, тогда это было только мечтой.

На I Всероссийской конференции ОДСК обсуждался широкий круг вопросов, касавшихся роли кино в деле социалистической индустриализации страны, коллективи­зации сельского хозяйства и во всех других масштаб­ных преобразованиях в Стране Советов. Значительное внимание многие выступавшие уделяли кинолюбителям. Так, Н. К. Крупская обратилась к кинолюбителям стра­ны с призывом сделать кино «орудием пропаганды социа­листического строительства», «заснять то, что уже сде­лано в этой области: показать жизнь коммуны и работу артели, наглядно дать ощутить преимущества крупного хозяйства. Это имеет грандиозное политическое значение, и в этом отношении кино может сыграть колоссальную роль»**.

Любительское документальное кино становилось важ­ным фактором культурной жизни страны. В том же 1928 году Я. Рудзутак, ставший председателем ОДСК после смерти Ф. Э. Дзержинского, говорил на одном из плену-

* «Кино», 1931, № 23.

** «Кино», 1928, № 6.

мов общества, что в работах профессиональных кинодо­кументалистов «превалирует исключительно парадная сто­рона, а не то, что делается в повседневной работе во всех медвежьих уголках нашей страны, в деревне, на заводе. Члены же нашего общества фиксируют на- пленке всю многогранность нашей жизни, создают не только весьма ценный исторический, но и культурный материал. Куль­турно-историческое значение кинофотолюбительства, если поставить его на должную высоту, очень велико»*.

С конца 1928 года в газете «Кино» появилась по­стоянная рубрика «Страница кинофотолюбителя», отра­жавшая ход развития киносамодеятельности.

Большим достижением ОДСК было создание двадцати пяти крупных съемочных кинобаз, которые объединяли деятельность примерно сотни кинокружков. Такая система позволила наладить регулярный выпуск местных ки­нохроник, а в ряде городов (Вологде, Ростове-на-Дону, Воронеже и некоторых других) и производство отдель­ных полнометражных картин на местные темы, — как правило, производственного характера. Одновременно при содействии Совкино была создана сеть корреспондентских пунктов, поставлявших сюжеты союзному журналу, а также местной кинохронике. Эти сюжеты имели большой успех и использовались на коммерческих сеансах, спо­собствуя увеличению посещаемости, как о том свиде­тельствовали социологи. После того как определился ус­пех местных киножурналов, в ОДСК появились штатные инструкторы-операторы, консультировавшие любителей по различным вопросам техники съемки и обработки пленки. Что снимали кинолюбители ОДСК? Этой теме было посвящено анкетирование. Ответы поступили, например, такие: в Краснодаре — короткометражные ленты «10 лет Кубани», «Пятилетка — колхозное строительство», «За ударный труд»; в Воронеже — «Паровоз» (полнометраж­ный, судя по всему, — учебный фильм), «За коллектив­ное хозяйство»; в Перми — «Соцсоревнование»; на Север­ном Кавказе — «Работа горсовета». Короче говоря, не было таких сторон жизни, которые не оказались бы в центре внимания кинолюбителей.

Кинолюбители сразу же по достоинству оценили и начали использовать в работе те формы документального и агитационного кино, которые предложил А. Медвед-

* «Кино», 1928, № 19.


10

11

кин — в то время он руководил кинопоездом, обслужи­вавшим крупнейшие стройки первой пятилетки. Принцип «сегодня снимаем — завтра показываем», формы фильма-плаката, кинофельетона, фильма-газеты — все это кино­любители быстро подхватили.

Постепенно набирало силу движение ОДСК и в союз­ных республиках. Сведения по республикам менее доступ­ны, чем по Российской Федерации, однако известно, на­пример, что в Туркмении к концу 20-х годов насчитыва­лось более сорока ячеек ОДСК, объединявших около 750 членов, из которых 30 процентов считались кинолюби­телями. Известно также, что очень больших успехов до­билось ОДСК Украины.

Но шло время, молодая Страна Советов шла все даль­ше по избранному пути.

В 1932 году ЦК ВКП(б) принял постановление «О пе­рестройке литературно-художественных организаций». На­помним, что в нем указывалось, что на основе значи­тельных успехов социалистического строительства был достигнут как количественный, так и качественный рост литературы и искусства. Что выросли новые кадры проле­тарских художников. Что назрел вопрос перестройки ху­дожественных общественных организаций в единые твор­ческие союзы.

Это постановление ЦК имело прямое отношение и к ОДСК. Практически задачи, поставленные партией и правительством перёд ОДСК (в эти годы оно называлось «Обществом за пролетарское кино и фотографию»), были к началу 30-х годов выполнены. Система государственных учебных заведений обеспечивала кадрами все сферы ки­но — от режиссеров до киномехаников сельских передви­жек. Успехи культурной революции снимали вопрос о необходимости пропаганды кино. Иначе говоря, то, что выше мы называли главными задачами ОДСК, станови­лось в новых условиях подменой государственных функ­ций в области кино. Естественно поэтому, что в 1934 году ОДСК прекратило свою работу.

Однако кружки кинолюбителей продолжали функцио­нировать. Их ценность как активных помощников пар­тийных и советских организаций была очевидной. В 30-е годы они по-прежнему создавали и показывали, обычно в рабочих и сельских клубах, свою хронику и фильмы. Вместе с тем роспуск ОДСК доставил кинолюбителям новые хлопоты и трудности. Дело в том, что Союза кине-

12

матографистов тогда еще не было, а профсоюзы, оказы­вавшие материальную поддержку самодеятельному кино, не могли принять на себя функции методического центра, каким было ОДСК для кинолюбителей. Поэтому, а также из-за возросших трудностей с приобретением киномате­риалов часть любительских коллективов распалась.

Нельзя забывать, что 30-е годы — время бурного роста профессиональной советской кинематографии, особенно документальной и научно-популярной. Наиболее подго­товленные и одаренные кинолюбители в эти годы легко переходили на работу в профессиональное кино, особенно во вновь организованные корреспондентские пункты Совкино. Так, Н. Константинов, приехав в Новосибирск для открытия корпункта в Западной Сибири, прежде всего стал разыскивать через прокатные конторы опытных ки­нолюбителей, которые могли бы работать операторами; в Томске он нашел Ю. Пригожина, в Иркутске — И. Пет­рова, вскоре ставших профессионалами. Такого рода при­меров вторая половина 30-х годов дает немало.

В годы Великой Отечественной войны все силы народа были направлены на разгром фашизма. Знаменательно, что определенные формы кинолюбительства существовали и в годы Отечественной войны.

Интересны в этом отношении воспоминания кино­оператора Н. Лыткина*. Он рассказывает, что в 1944 году А. Медведкин, начальник фронтовой киногруппы, решил обучить азам киносъемки самых отчаянных солдат из чис­ла разведчиков. В боях они демонстрировали невиданную удаль и смелость. Дело было, однако, не только в смелос­ти (надо сказать, что и большинство фронтовых операто­ров отличались большой личной храбростью, — у того же Н. Лыткина среди фронтовых орденов имеется орден сол­датской Славы) — А. Медведкина привлекла возмож­ность снять с помощью разведчиков сражения как бы из­нутри, как бы глазами самих солдат. Для этого имелась и особая техника — камеры с длиннофокусными объек­тивами, похожие на толстоствольные автоматы. Солдата, шедшего с таким аппаратом в бой, страховали его това­рищи. Конечно же, это были операторы-любители, хотя и необычные. Их съемки сохранились. Среди них — по­трясающие кадры, снятые Алексеем Комаровым: враже-

* См.: Л ы т к и н Н. Записки кинохроникера. М., «Искусство» 1977, с. 58.

13

ский «Фердинанд», прорвавшись, подминает нашу пушку вместе с расчетом; или такая же страшная по подроб­ностям сцена взятия вражеской траншеи, запечатленная Иваном Васильевым и Георгием Волнуховым.

Необычна судьба ветерана любительского движения Ф. А. Спиридонова. Съемками любительских фильмов он увлекся еще в 30-х годах, работая портативной немецкой камерой, которая, однако, заряжалась всего тремя мет­рами пленки. Уходя на фронт, он взял ее с собой. Работ­ник штаба, Спиридонов вел свой особенный дневник — кинодневник боевых действий Советской Армии. Он сни­мал в Чехословакии, Польше, на территории освобож­денных концентрационных лагерей, в поверженном Бер­лине и т. д. С этими бесценными материалами Спиридо­нов вернулся в родной город Жданов, где стал работать художником в Доме культуры строителей.

Время было трудное, поэтому вся снятая им фронто­вая кинопленка лежала непроявленной. Ее монтаж, пе­чать копий, озвучение и т. п. — все ждало своего времени. А Спиридонов между тем продолжал съемки: теперь уже — восстановления знаменитой Азовстали, строительства но­вых заводов и т. д. Вся отснятая кинопленка хранилась в подвале Дома культуры — другого, более подходящего места у Спиридонова, к сожалению, не было. Однажды он выехал в командировку, и — надо же быть такому сов­падению! — как раз в это время в Дом культуры пришла пожарная инспекция, обнаружила пленку и распоряди­лась убрать ее. Пленку вывезли за город и... сожгли. Это был удар, от которого Спиридонов не скоро оправился. Забегая вперед, заметим, что он все-таки вернулся к любимому делу, но уже в новом качестве — руководителя любительской киностудии строителей. Сам он говорит — помог случай, но легко увидеть закономерность в этом случае. Однажды к Спиридонову обратились с просьбой помочь в подготовке к участию в конкурсе са­тиры, проводившемся в Донбассе. Задача заключалась в следующем: необходимо было изготовить барабан, вра­щающийся в ящике с «окном», — некое подобие телеви­зора без экрана. На гранях барабана помещались нарисо­ванные картинки с сюжетами на злобу дня, которые ком­ментировал диктор, вооруженный микрофоном. Однако зрители сразу же и решительно отвергли эти странные сооружения, потому что картинки в небольших отверстиях фанерных «телевизоров» были не видны уже с середины

14

зала. Спиридонов, поняв нелепость такого «средства мас­совой информации», предложил руководителям вернуться к «старому доброму» кино.

Он избрал не новую, но наиболее удобную для начала и целесообразную форму — киногазеты, позволяющей опе­ративно давать разнообразные сюжеты. Трест Азовстальстрой был в середине 50-х годов уже мощной организа­цией, с множеством строительных объектов и площадок, и все они требовали равного внимания. В первом номере киногазеты Спиридонова преобладала сатира, острая и нелицеприятная критика имевшихся недостатков. Это об­стоятельство вызвало недовольство некоторых руководи­телей, запретивших показ киногазеты. Трудно сказать, как развивались бы события дальше, но при­ехал министр строительства и, посмотрев киногазету, по­просил показать ее в Москве, на Всесоюзной конферен­ции строителей, поскольку поставленные в ней вопросы были очень актуальны и касались едва ли не всех строи­телей. Успех был абсолютный. Он и обусловил создание на Азовстальстрое любительской киностудии, руководи­телем которой стал Спиридонов.

Судьба Федора Александровича Спиридонова служит примером живой преемственности кинолюбительского дви­жения в нашей стране в разные исторические периоды.

^ ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ

Поступательный характер кинолюбительского движе­ния был прерван Великой Отечественной войной. В после­военный период все пришлось начинать с нуля. Однако условия формирования и работы кинолюбительского дви­жения были уже иными. Так, II Ленинградская конфе­ренция по научно-педагогической кинематографии, сос­тоявшаяся в декабре 1945 года, указала на необходи­мость «восстановить кинофотосекции и кружки в клубах и домах культуры...»*. Просьба была резонно обращена к ВЦСПС.

Тем не менее второе рождение любительского кине­матографа в нашей стране принято датировать 1957 годом.

К этому времени технической базой развития кино­любительства стала портативная аппаратура и узкая, пре-

* См.: Учебное и научное кино. Л., 1947, с. 68—69.

15

имущественно 16-мм кинопленка, о которых Рошаль меч­тал в начале 30-х годов. Новая любительская кинотехника стала надежной, простой в обращении, доступной для работы даже детям.

В том же 1957 году материальные возможности проф­союзов были подкреплены творческой помощью, которую кинолюбителям оказывали профессиональные кинемато­графисты. При только что созданном Союзе кинемато­графистов СССР организуется секция по работе с кино­любителями, в состав которой вошли такие известные мастера, как Г. Рошаль, Р. Кармен, М. Ошурков, Л. Косматов, Я. Толчан, молодые режиссеры, операторы, сцена­ристы, критики. С самого начала секция начала работать активно и результативно, чему в немалой мере способ­ствовали увлеченность и энергичность ее председателя — Григория Львовича Рошаля.

К этому времени в корне изменилось и отношение к кинолюбительскому движению. В довоенные годы оно было все же феноменом, немного — чудом, еще больше — причудой. В конце 50-х годов это движение проявилось с другой стороны — как массовая, специфическая и необы­чайно богатая по возможностям форма художественной самодеятельности трудящихся. Конечно, съемки любитель­ских фильмов по-прежнему были и остаются по сей день для одних — личным делом, хобби, как нынче принято говорить, для других — сублимированием, так сказать, чувства или, точнее, тяги к кино, для третьих — пробой сил и первыми шагами в профессиональное кино и т. д. Но важно то, что по самой природе советского общества кинолюбительство в значительной своей части стало не только массовой, но и коллективной формой само­деятельного творчества, тесно связанного с жизнью произ­водственного и социального коллектива — завода, колхоза, учреждения, института и т. п. Руководители предприятий и учреждений увидели в кинолюбительстве новое средство культурно-воспитательной и агитационной работы, новое орудие перестройки жизни к лучшему.

Были осознаны особенности и отличия кинолюбитель­ства от традиционных видов художественной самодеятель­ности, — скажем, от хоровых, танцевальных, театральных кружков, разного рода оркестров и т. п. Получила при­знание и высокую оценку способность любительской сту­дии сразу же после своего создания совершать настоя­щий переворот в работе клубного учреждения. То свой-

ство искусства кино, которое называют синтетичностью, по-своему сказывается и в клубной работе. Зачастую бы­вает так, что несколько энтузиастов-любителей, состав­ляющих ядро новой киностудии, мало-помалу втягивают в свою орбиту чуть ли не всех участников самодеятель­ности — от клубных художников и участников литератур­ного объединения до юных членов технических кружков. Именно синтетичность кино ведет к тому, что в люби­тельской киностудии практически каждый может найти занятие по душе и по способностям. В таких случаях киностудия превращается в центр клубной работы, стано­вится фактором ее активизации и обогащения.

Не менее ценно и то, что для съемки даже неслож­ного фильма мало одного желания, — требуются доста­точно разнообразные и обширные знания в самых раз­личных областях, и, как правило, кинолюбители эти зна­ния приобретают. Ведь и в значительных по численности любительских киностудиях не может быть такого же чет­кого разделения труда, как в профессиональном кино, поэтому кинолюбитель вынужден усвоить хотя бы основы знаний и режиссера, и сценариста, и оператора, и монта­жера, работников других «киношных» специальностей. Несмотря на имеющиеся пока трудности, кинолюби­тельское движение в нашей стране привлекло общее вни­мание и получило всестороннюю поддержку, потому что было новым массовым движением, вовлекавшим в свою сферу трудящихся и заполнявшим их досуг увлекатель­ным и полезным занятием.

Новое дело требовало не только поддержки, но и изу­чения. Нужно было разобраться в природе этого движе­ния и до конца уяснить его потенциальные возможности, определить его размеры, четко представить перспективы. Помочь в этом мог фестиваль самодеятельного киноис­кусства. Однако первая встреча советских кинолюбителей произошла в рамках не национального, а, можно сказать, международного фестиваля, входившего в программу VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 году.

Впрочем, ему предшествовал I Московский фестиваль любительских фильмов, ставший как бы отборочным ту­ром и выявивший на удивление большое число коллек­тивов и очень много — любителей-одиночек. Первыми пре­миями на нем были отмечены фильмы киностудии Дома культуры МГУ «Мы были на целине» и «Навстречу VI


16

17

Всемирному фестивалю», киностудии Московского энер­гетического института «Утро студента» и «Фестивальный» и работа известного скрипача И. Безродного «По Японии». Именно эти ленты и были включены в программу между­народного фестиваля, представляя кинолюбителей Совет­ского Союза.

Хотя фестиваль был молодежным, он оказался доволь­но представительным: на нем выступили кинолюбители Болгарии, ГДР, Венгрии, Польши, Румынии, Австрии, Бельгии, Франции, ФРГ и других стран. Тематика филь­мов была самой разнообразной — от боевых и страстных произведений, подобных австралийской картине «Знамена высоко подняты», где авторы показали жизнь и борьбу молодых представителей рабочего класса, до пейзажных кинозарисовок, вроде «Верлицкого парка», представлен­ного ГДР.

Для советских кинолюбителей знакомство с работами зарубежных коллег было очень важным. Опасение, что при сравнении созданные в клубах и кружках ленты, вызывающие такой энтузиазм в своих коллективах, ока­жутся чистой «любительщиной», было напрасным: совет­ские фильмы, особенно студенческие, по уровню испол­нения не уступали работам зарубежных коллег, зачастую выполненным с использованием более совершенной тех­ники.

Уже более четверти века, начиная с 1959 года совет­ские кинолюбители постоянно участвуют в международ­ных смотрах и фестивалях, успешно соревнуясь с кино­любителями социалистических и капиталистических стран, получая за свои работы высшие призы и награды.

В этой связи заметим, что любительское кино опре­деленным образом отражает уровень профессионального киноискусства, достигнутый в стране. Это, видимо, объ­ясняется тем, что кинолюбители работают, ориентируясь на лучшие образцы профессиональной кинематографии. Самобытные, оригинальные по форме и содержанию фильмы — редкость, как вообще редки талантливые люди. В массе же любительские картины, как и вся художест­венная самодеятельность, непременно вторичны по отно­шению к профессиональному кино. Иначе7 думается, и не' может быть. Советские кинолюбители, ориентируясь на достижения выдающихся мастеров документального кине­матографа, таких, как Д. Вертов, А. Медведкин, Р. Кар­мен, В. Лисакович, Л. Мохнач и другие, выступают на

международных фестивалях с произведениями достаточно высокой кинематографической культуры.

Второе важное обстоятельство, определяющее высокие художественные качества многих советских любительских картин, — это то, что они являются результатом кол­лективных усилий. Специалисты утверждают, что в пер­спективе кино благодаря достижениям научно-техниче­ской революции станет деятельностью, схожей с писа­тельским творчеством, иначе говоря, фильм может быть сделан от начала до конца одним-единственным челове­ком. Наверное, эти возможности будут благом лишь для отдельных, исключительно одаренных художников, потому что многие ли люди могут сочетать в себе способности писателя, режиссера, художника, композитора, оператора и т.д.? Однако кинолюбители нередко выступают именно так — един во всех лицах.

Подчеркнем во избежание недоразумений, что инди­видуальное кинотворчество заслуживает всяческого одоб­рения, поощрения и поддержки, что любая индивидуаль­ная деятельность, например съемки маленьких детей или дружеских пикников, — это тоже часть общего движения любительского кино. Отметим, что основную массу за­падных кинолюбителей составляют одиночки и что, как можно судить по прессе и международным встречам, очень многие из них страдают от своего одиночества, стремятся к объединению, мечтают о создании коллек­тивных студий и клубов. Об этом четко говорил еще в конце 60-х годов американец Роберт Столл, автор про­грессивного фильма «Сыновья и дочери». Этот фильм показал выступления молодежи в Сан-Франциско против агрессии во Вьетнаме и был удостоен премии на Лейпцигском международном фестивале документального кино. По словам Р. Столла, он смог сделать картину «Сыновья и дочери» лишь после того, как нашел и организовал в группу нескольких таких же кинолюбителей-одиночек, каким был сам. Демонстрацию, говорил Стоял, можно снимать только несколькими камерами одновременно, что­бы потом, после монтажа, зритель почувствовал и настро­ение людей, идущих с антивоенными и антиправительст­венными плакатами, и реакцию обывателей, стоящих на тротуарах, и агрессивность полиции, ждущей только по­вода, чтобы наброситься на молодежь, и поведение по­донков из реакционных молодежных организаций, охотно эти поводы дающих...






оставить комментарий
страница1/5
Дата18.10.2011
Размер1.35 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх