Д. И. Фонвизин «Недоросль». Изучение комедии. Система уроков icon

Д. И. Фонвизин «Недоросль». Изучение комедии. Система уроков


56 чел. помогло.
Смотрите также:
Д. И. Фонвизин Комедия «Недоросль». Проблематика комедии. Основной конфликт и система образов...
Фонвизин Д. И. Бригадир Недоросль...
Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе за...
История русской литетатуры...
А. К. Толстой «Князь Серебряный». 10. Н. В. Гоголь «Петербургские повести»...
Методические рекомендации к проведению уроков по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»...
Г. Р. Державин «Фелица», «Памятник» Д. Фонвизин «Недоросль»...
Темы сочинений 2008 Источник...
Урок по комедии Фонвизина "Недоросль"...
Поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. Чтение наизусть одного их стихотворений...
Д. И. Фонвизин «Недоросль» > Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»...
Обобщающее повторение по комедии...



Загрузка...
скачать
Д. И. Фонвизин «Недоросль». Изучение комедии. Система уроков.

Домашнее задание:

1. Прочитать стр. 37-39 учебника. Составить тезисный план «Биография Фонвизина» (индивидуальное домашнее задание: 1. Рассказ о Цифиркине. 2. Рассказ о Кутейкине. 3. Рассказ о Вральмане 4. Тематика монологов Стародума – выписать цитаты, афоризмы Стародума, распределив их по темам)

2. Прочитать комедию «Недоросль». Ответьте на вопросы стр. 73 (1, 2)

Урок 1. «Недоросль» как сатирическая комедия. Сюжет и конфликт комедии.

1. Фонвизин и его комедия

Реализация домашнего задания

  • Какие основные этапы жизни Фонвизина вы отметили при выполнении домашнего задания? (Родился в Москве в семье обрусевших немцев, учился в гимназии при Московском университете прекрасно, переехал в Петербург, был знаком с Ломоносовым, увлёкся театром. Начал свою литературную деятельность с переводов басен и пьес. Потом работал переводчиком в Коллегии иностранных дел. Первая пьеса Фонвизина «Бригадир». Был приближённым Панина, которого ненавидела Екатерина 2. «Недоросль» впервые была поставлена 24 сентября 1782 года. Но Фонвизину после этого пришлось выйти в отставку. Написал сатиру «Всеобщая придворная грамматика», после которой его запретили к печати. Потом тяжело заболел и умер в возрасте 47 лет.)

  • Посмотрим видеосюжеты и ответим на вопросы (слайды 2-4)

ПК:

Слайд 2. Родословная. Детство

  • Какова по происхождению фамилия Фонвизиных? (немецкого происхождения).

  • Когда они появились в России? (Предки Фонвизина оказались в России во времена правления Ивана Грозного, во время Ливонской войны)

  • Где родился Фонвизин? (в Москве)

  • В честь кого он назван? (в честь своего предка Дениса)

  • Где и как он учился? (учился в гимназии при Московском университете прекрасно)

Слайд 3. Комедия «Недоросль»

  • Какие недостатки обличает Фонвизин? (лесть, низкопоклонство, дикость и жестокость крепостничества)

  • В чьи уста вложил он свои сокровенные мысли? (В уста Правдина и Стародума)

Слайд 4. Постановка комедии

  • Где впервые была поставлена комедия? (В старом театре на Царицыном лугу)

  • Что сказал князь Потёмкин Фонвизину после выхода комедии? («Умри, Денис, лучше не напишешь!»)

  • Что осудил писатель в комедии? («злонравия достойные плоды»)

  • Что раньше обозначало слово «недоросль»? (так называли дворян, не достигших совершеннолетия)

^ 2. Объявление темы урока, цели, проблемы.

Предметом нашего сегодняшнего разговора будет комедия Д.И. Фонвизина “Недоросль”,

А целью - разрешение проблемы “Каким должен быть истинный дворянин и соответствует ли русское дворянство своему назначению”.

^ 3. Викторина на знание комедии.

  • Где происходит действие комедии? (в имении Простаковой)

  • Кто по социальному происхождению Простакова? (дворянка, помещица)

  • Кем Простаковой приходится Скотинин? (братом)

  • Кем Простаковой приходится Софья? (воспитанницей, дальней родственницей)

  • Кем Софье приходится Стародум? (дядей)

  • Как зовут учителей Митрофана? (Цифиркин, Вральман, Кутейкин)

  • Кто такая Еремеевна? (няня Митрофана)

  • Как зовут жениха Софьи? (Милон)

  • Кто такой Правдин? (представитель закона, который приехал, чтобы навести порядок в имении Простаковой)

  • Какое любимое занятие Митрофана? (гонять голубей на голубятне)

  • Сколько женихов у Софьи и кто они? (Милон, Скотинин, Митрофан)

  • Кому принадлежат эти слова:

  • «А ты, скот, подойди поближе.» (Простакова)

  • «Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшин выкушать изволил». (Еремеевна)

  • «Люблю свиней…, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головой». (Скотинин)

  • «Прочтите его сами! … Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому». (Простакова)

  • «Невежда без души – зверь. Самый мелкий подвиг ведёт его во всякое преступление». (Стародум)

^ 4. Анализ комедии.

Слайд 5. Вспомним теорию!

  • Что такое сатира?

  • Это одно из видов комического, высмеивающее и обличающее общественные пороки

  • Что такое комедия?

  • Это жанр драмы, в котором высмеиваются человеческие или нравственные пороки

Каковы же проблемы комедии Фонвизина?

1. Каким должен быть истинный дворянин - и отвечает ли русское дворянство своему назначению?

2. Необходимость просвещения, образования - отсутствие их..

3. Бесправие крестьян и произвол помещиков.

У.: В комедии две сюжетные линии. Одна разрешает любовный конфликт, другая – социальный, нравственный. Нарисуем события двух этих конфликтов.

(*Далее идёт беседа по 6-7 слайдам)

Т.П. Макогоненко: “Художественное новаторство Фонвизина проявилось в “Недоросле”… в сюжете, раскрывающем главный исторический конфликт…”

  • Есть в пьесе любовная интрига? (Есть. И внешне действие строится на любовном конфликте.)

Разрешение любовного конфликта происходит как бы со стороны, Стародумом: он соединяет Софью и Милона. Побеждает добродетельный герой.



Но у Фонвизина любовный конфликт не главный. История злоключений Софьи составляет лишь фон, на котором разыгрывается главный конфликт пьесы - общественно- политический.

  • ^ Между кем же происходят серьезные разногласия? Какие?

Между крепостниками и просвещенными дворянами (мир зла – разума, злонравия- добродетели, произвола- закона). Чтобы проследить развитие этого конфликта, нужно снова обратиться к сюжету, который Фонвизин выстраивает мастерски. Он получается многоуровневый, многоструктурный, отсюда несколько сюжетных линий:



Итак, одной из проблем, поднятых Фонвизиным, была проблема – как воспитать настоящего гражданина. Фонвизин показывает нам учителей Митрофана. Расскажите о них.

Проверка индивидуального домашнего задания

1. Рассказ о Цифиркине

2. Рассказ о Кутейкине

3. Рассказ о Вральмане

  • Одним из способов создания комического было использование «говорящих» фамилий. О чём говорят фамилии учителей? (Цифиркин – эта фамилия намекает на специальность учителя математики. Кутейкин – от устаревшего слова «кутья» - церковное кушанье, намёк на то, что Кутейкин – выходец из церковных служителей. Вральман – резко отрицательная характеристика, намекающая на то, что носитель такой фамилии – лгун)

Слайд 7.

  • Про «экзамен» Митрофана сказано, что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества. Согласны ли вы с этим? Почему?

  • Кого могут воспитать такие невежественные учителя? Могут они воспитать истинного гражданина, хорошего дворянина, образованного человека?

  • Как относится Простакова к обучению и воспитанию своего сынка? (Безумно любя своего сынка, она старается оградить его от учения, чтобы Митрофанушка не перетрудился. Стремясь произвести выгодное впечатление на Стародума, она говорит своему дитяти: “ Ты хоть для виду поучись, чтобы дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка…” Математика для нее - “пустота”,”дурацкая наука”; география тоже не нужна- “кучер куда надо и так отвезет…”. Она искренне убеждена, что науки не нужны, так как “и без наук люди живут и жили…”)

  • Сама она образованная или нет?

  • Почему истинный дворянин должен быть образованным?

Другая проблема, поднятая автором, - это проблема крепостного права и дворянства

Слайд 8.

  • Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой?

  • Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении 1-ого действия?

Слайд 9.

  • Что мы узнаем от Простаковой и Скотинина об их родственниках?

  • Каковы взаимоотношения между членами семьи? (с позиции силы).

  • Каковы отношения дворян к крепостным? (д.5 явл.4,5; д.1 явл.4), интересы помещиков?

Слайд 10.

  • Какое назначение отрицательных героев? Показать, какими и как не должно быть.

  • К какому выводу приходит автор по проблеме дворянства и крепостного права?( Русское дворянство не отвечает своему назначению, дворяне нравственно вырождаются.)

Проблема истинного дворянина демонстрируется и в монологах Стародума. Стародум – это персонаж, высказывающий авторскую позицию. Такой персонаж назывался резонёром.

Проверка индивидуального домашнего задания:

Слайд 11.

  • Расскажите, о чём говорит Стародум, какие пороки он обличает в своих монологах?

Домашнее задание:

1. Заполнить таблицу речевой характеристики Простаковой. (*Слайд 12) (Индивидуальное задание: инсценировка 1-4 явлений 1 действия)

2. Выучить определения сатиры и комедии

Урок 2. «Недоросль» как комедия классицизма

^ 1. Проверка домашнего задания

  • Речевая характеристика – основное средство создания образа в драматическом произведении. Почему?

  • Какие слова преобладают в речи госпожи Простаковой?

  • Со всеми она одинаково говорит? С кем и как?

  • Зачитайте, какие слова преобладают в её разговоре с разными людьми

  • В зависимости от ситуации она и с одним человеком может говорить по-разному. Докажите это

  • Какой вывод из речевой характеристики Простаковой мы можем сделать о качествах её характера?

  • А какой вывод о Фонвизине как драматурге мы можем сделать?

^ 2. Слово учителя. Запись лекции.

“С момента первого представления “Недоросля” прошло уже более двухсот лет, однако комедия Фонвизина с успехом идёт на сцене современного театра, значит, не поглотила “река времён в своём стремленье” пьесу восемнадцатого века. И этот феномен мы объясняем тем, что пьеса, созданная в эпоху классицизма, вобравшая его черты, благодаря таланту автора, вышла за рамки классицизма, заняв совершенно особое место в русской драматургии. Сегодня мы выявим в ней черты классицизма, а также найдём те черты, которые отличают комедию от классицистических произведений.

Слайд 15.

Но сначала надо познакомиться с классицизмом как с направлением литературы.

В литературе и искусстве существуют такие направления:

  1. Классицизм

  2. Сентиментализм

  3. Романтизм

  4. Реализм

  5. Модернизм

Слайд 16.

Классицизм – это художественная система, которая сложилась не только в литературе, а и в живописи, скульптуре, архитектуре, садово-парковом искусстве, музыке. Об этом мы сегодня и поговорим.

Слайд 17.

(* постановка задачи: заполнить таблицу ответами)

Слайд 18.

Классицизм сложился в XVII веке во Франции, отразив подъем абсолютизма, или абсолютной монархии.

Само название классицизм (от лат. Сlassicus – образцовый) подчеркивало тот факт, что художники этого направления наследовали античную “классику”. Но классицисты взяли у греков и римлян не все, а только то, что считали воплощением порядка, логики, гармонии. Как известно, в основе античной архитектуры лежит принцип прямых линий или идеального круга. Классицисты воспринимали его как выражение приоритета разума, логики над чувствами. Античное искусство импонировало классицистам еще и тем, что в нем широко была представлена патриотическая, гражданская тематика.

Слайд 19.

Принципы классицизма

  1. Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно.

  2. Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.

  3. Главная тема – конфликт личных и гражданских интересов, чувства и долга

  4. Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государственной идее

  5. Наследование античности как образцу
    (Устное пояснение: действие переносилось в другое время не только с целью подражания античным образцам, но и для того, чтобы знакомая жизнь не мешала зрителю, читателю воспринимать идеи)

  6. Подражание “украшенной” природе

  7. Главная категория – красота

Слайд 20.

Версаль – резиденция французских королей – гордился своим парком, созданным по проекту Андре Ленотра. Природа приняла в нем рациональные, подчас строго геометрические формы, предписанные ей разумом человека. Парк отличался четкой симметрией аллей и прудов, строго выверенными рядами подстриженных деревьев и цветников, торжественным достоинством расположенных в нем статуй.

Слайд 21.

Замечательным образцом садово-паркового искусства является и российский Петродворец. Хотя он создавался почти на столетие позже, в нем, как и в Версале, воплотились многие сильные стороны классицизма. Замысел и исполнение проекта принадлежат Андреасу Шлютеру и Варфоломею Растрелли. Прежде всего это строгая внутренняя соразмерность грандиозного ансамбля в целом, в котором сочетаются архитектурные строения, огромные фонтанные каскады, скульптурные группы и строгая разбивка парка, поражающая своими просторами и чистотой пропорций.

Слайд 22.

Перед вами самый крупный петергофский фонтан “Самсон, разрывающий пасть льва”, созданный скульптором Михаилом Козловским.

  • Как вы думаете, почему это классицистическое произведение? (Античный герой, его красота, патриотическая тематика, прославление монарха)

Слайд 23.

Живописцы классицизма были не в меньшей степени, чем зодчие, верны принципам этого направления.

  • Найдите здесь черты классицизма

Слайд 24.

Теоретик французского классицизма Никола Буало-Депрео в своем труде “Поэтическое искусство” изложил принципы классицизма в литературе.

Основные требования классицизма в литературе

1. Герои - “образы без лиц”. Они не меняются, являясь выразителями общих истин.

2. Исключалось использование простонародного языка

3. Требование композиционной строгости

4. Соблюдение в произведении трех единств: времени, места и действия .

5. Строгое деление на жанры.

6. Система амплуа

Слайд 25.

“Высокие”: трагедии, эпические поэмы, оды, гимны

“Низкие”: комедии, сатиры, басни

Смешивать жанры считалось недопустимым!

Слайд 26.

А вот мнение Мольера: “Задача комедии состоит в том, чтобы бичевать пороки”.

Слайд 27.

^ 3. Аналитическая работа

  • Давайте вспомним, каким жанром классицисты считали комедию? (Низким.)

  • Почему? (Низкие герои, живая жизнь (“низкая”), будничные, низкие страсти.)

  • Действительно ли произведение Фонвизина – комедия? Что она высмеивает?

  • - Каков идеал человека для классицистов? (Добродетельный, законопослушный, просвещенный, образованный, воспитанный гражданин, служащий на благо Родины.)

  • Есть ли такой герой в комедии Фонвизина? (Есть, это Стародум, Правдин)

  • Какие идеи они исповедуют?

  • Есть ли в комедии единство времени?

  • Соблюдается ли единство места?

  • Соблюдается ли единство действия? (Нет, здесь два конфликта, две сюжетных линии)

  • Есть ли деление на положительных и отрицательных героев?

  • Во что верит Фонвизин как писатель эпохи просвещения? (Вера в разум, что закон и просвещение могут исправить нравы общества- прямое выражение авторского идеала.)

  • А от каких канонов классицизма отходит писатель?

  • 1. Герой-схема, носитель одного качества (у Фонвизина - индивидуальные черты, типы). Примеры? (У положительных героев Фонвизин создаёт биографию, как, например, у Стародума)

  • 2. Внешний комизм, построенный на фарсовых сценах - комические сцены, вплетающиеся в действие, составляющие его основу, смех имеет силу отрицания. Примеры?

  • 3. Чистота жанра- смешение жанров (сатира и юмор). Примеры?

  • 4. Образы положительных героев- черты реально новых людей. Примеры?

  • 5. Условность места действия, выдуманные картины жизни - конкретное место действия, правдивые картины быта. Примеры?

  • 6. Условнее характеры - обусловленность характеров средой, воспитанием. Примеры?

Слайд 28.

Обратимся теперь к вопросу создания комического

Вопрос. Какими способами автор раскрывает характер тех, кто оказывается предметом “ его беспощадной иронии”, чьи недостатки, говоря словами Н.Гоголя, “выставлены в очевидности беспощадной”?

^ Ответ. Фонвизин использует “говорящие” фамилии, фразы-саморазоблачения.

Вопрос. Это традиционные приёмы для комедии классицизма. Обратите внимание на появление внесюжетных сцен, т.е. сцен, не связанных с сюжетом, что было совершенно новым в русской драматургии. Назовите такие сцены. Как вы думаете, что это давало автору?

Ответ. Внесюжетные сцены – это, например, сцена с примеркой кафтана, разговор Простаковой с братом, с Еремеевной. Они позволили автору углубить представление о некультурной помещичьей семье, о низости её запросов и стремлений, отсутствии высоких идеалов, о неразумности такого внутрисемейного устройства. Всё это убеждало зрителя в правдоподобности и жизненности происходящего на сцене.

*Далее предлагаем посмотреть одну инсценировку. (1-4 явления 1 действия).

  • “Почему эти сцены смотрятся с неподдельным интересом?” (характеры героев отрицательных оказались жизненнее, глубже, интереснее.)

Это произошло по ряду причин: драматург пытался объяснить характеры героев условиями их жизни, воспитанием.

  • Докажите это примерами из комедии.

Речь отрицательных героев оттеняет индивидуальные особенности героев, это мы уже отметили на примере речевой характеристики Простаковой.

  • Определите ещё одну особенность комедии "Недоросль", оттолкнувшись от слов Вяземского о Простаковой: “Её образ стоит на меже трагедии и комедии.”

Вопрос. Какую важнейшую особенность подметил П.Вяземский?

Ответ. В комедии соединились печальное и смешное, возвышенное и обыденное. И это было новым для классицизма.

  • “В чём вы увидели особенности финала комедии?” (порок наказан, добродетель торжествует. По сути этого не произошло, ведь герои не вступили на путь добродетели, что противоречило бы их нравственной сути.)

“ Конечно, комедия “Недоросль” - произведение русского классицизма. Но она находится у истоков русской реалистической литературы. В пьесе Фонвизина – всё русское, национальное: тема, сюжет, конфликт, характеры. Великая заслуга Фонвизина в том, что он, находясь в рамках классицистических правил и условностей, сумел разрушить многие из них, создав произведение глубоко новаторское как по содержанию, так и по художественной форме.

  • Завершая наш разговор, попробуем ответить ещё на несколько вопросов: “Как вы думаете, для нашего времени, очень непростого, проникнутого жаждой денег, власти, жизнеспособными ли оказываются столь дорогие Фонвизину идеи?

  • Устарели ли сегодня идеи гражданственности, служения Отечеству, столь любимые классицистами?

Домашнее задание:

  1. Выучить лекцию





Скачать 129,58 Kb.
оставить комментарий
Дата18.10.2011
Размер129,58 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  20
не очень плохо
  4
средне
  5
хорошо
  12
отлично
  79
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх