Основная образовательная программа начального общего образования на 2011-2015 г г Рабочая программа по литературному чтению icon

Основная образовательная программа начального общего образования на 2011-2015 г г Рабочая программа по литературному чтению



Смотрите также:
Образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 уч г...
Основная образовательная программа начального общего образования на 2011-2015 г г Программа по...
Рабочая учебная программа по литературному чтению умк «Школа России» Разработчики: Волкова Г. А...
Образовательная программа Начального общего образования На 2011-2015 года...
Приказ № от мая 2011 г...
Рабочая учебная программа по литературному чтению начального общего образования...
Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011 2015 годы...
Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы...
Приказ от «31» августа 2011 г...
Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011 2015 гг...
Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы...
Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011 2015 гг...



страницы:   1   2   3
скачать

МАОУ гимназия № 29 г.Томска

Основная образовательная программа начального общего образования на 2011-2015 г.г


Рабочая программа по литературному чтению

УМК «Перспективная начальная школа»

(338ч)

Н.А.Чуракова

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир — мир людей и природы).

^ Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе — сформировать за четыре года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы; а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму (мы не вводим деления литературы на разные роды — эпос, лирику и драму, но вводим деление на разные типы повествования).

Основная цель отражена в главных идеях, развиваемых на протяжении четырех лет обучения, а также в конкретных задачах, решение которых позволяет осуществить эти идеи и реализовать основную цель обучения — сформировать инструментарий для анализа художественных произведений.

^ Идея первая. Сформировать грамотные представления о взаимоотношениях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.

Идея вторая. Постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» — понятие художественного образа (сам термин не используется).

^ Идея третья. Учить младших школьников различать жанры — сначала жанры фольклора, потом — жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.

^ Идея четвертая. Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы: если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.

^ II. Общая характеристика учебного предмета.

Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи, которые сформулированы в программных требованиях к каждому году обучения. Программные требования 1-го класса определяются:

необходимостью формирования потребности и мотива чтения;


начальными умениями и навыками чтения детей шести лет;


логикой развития литературного процесса от устного народного творчества к письменным формам;


актуальным уровнем эстетического и нравственного развития детей шести лет.


^ Программа 1-го класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному

предмету «Литературное чтение». Младшие школьники совершенствуют начальные умения и навыки осознанного чтения; знакомятся с малыми жанрами фольклора иучатся осваивать их практически; получают представление о сюжетно- композиционных особенностях докучной и кумулятивной сказки. Кроме того, онизнакомятся с образцами авторской литературы.

На материале фольклорной и авторской поэзии первоклассники получают начальные представления о рифме как о созвучных словах, находящихся в конце строк;

учатся обнаруживать повтор и звукопись как средства художественной выразительности.

Сравнивая короткие тексты, представляющие собой малые жанры фольклора, с классическими иллюстрациями к этим текстам, младшие школьники на практике убеждаются в том, что художественный образ может быть создан разными средствами, языком разных видов искусства.

Итогом первого года обучения является формирование мотива и начальных умений и навыков осознанного чтения и короткого устного высказывания (в рамках ответа на конкретный вопрос учебника). Дети получают общее представление о малых жанрах фольклора, о различиях прозы и поэзии, знакомятся с понятиями «автор» и «название произведения»; называют персонажей произведения, высказывают свое отношение к происходящему в тексте, находят повторы и рифмы.

Главная задача обучения в 1 классе – формирование мотива и совершенствование начальных умений и навыков чтения – остается актуальной и на протяжении второго года обучения.

^ Программа 2-го класса предусматривает дальнейшее накопление читательского опыта и совершенствование техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Младшие школьники смогут обнаружить использование в авторской детской поэзии жанровых особенностей фольклора: сюжетно-композиционных особенностей кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки. Во 2 классе программа предусматривает формирование начальных представлений о жанре народной сказки о животных и самое первое знакомство с народной волшебной сказкой. Продолжающееся знакомство с авторской литературой не ограничивается авторской поэзией – младшие школьники знакомятся с жанром рассказа. Расширяются представления учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, речь, знакомятся с художественным смыслом сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма. Программа предусматривает включение литературных произведений в контекст других видов искусства на основе сравнения произведений литературы и живописи.

Итогом второго года обучения должно стать интуитивное понимание образного характера литературы, осознание особенностей литературы по сравнению с живописью, осознание красоты литературы и искусства в целом, желание обращаться к чтению вновь и вновь.

^ Программа 3-го класса знакомит школьников с такими древними жанрами, как сказка о животных, басня, пословица. Именно в 3 классе формируются самые первые представления о литературном процессе как движении от фольклора к авторской литературе. Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров.

Расширяется читательский кругозор младших школьников. Основной литературой для анализа является по-прежнему классическая и современная детская литература, русская и зарубежная литература. Круг чтения расширяется за счет фольклорных текстов разных народов, а также за счет современной литературы, которая близка и понятна и детям, и взрослым. Продолжается знакомство младших школьников с живописными произведениями, которые не являются сюжетными аналогами изучаемых литературных произведений, но представляют собой каждый раз живописную параллель тому мировосприятию, которое разворачивается в литературном произведении. Программа предусматривает знакомство с некоторыми важными особенностями поэтической формы. Не пользуясь специальной терминологией, школьники будут иметь возможность оценить содержательную выразительность парной и перекрестной рифмы, познакомятся с понятием рифма, создающегося чередованием разного вида рифм.

Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов; переживание особенностей художественного образа в прозаическом и поэтическом произведении.

^ Программа 4 класса, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искусства и явления художественной культуры, поднимает учеников на новую ступень общего и эстетического развития. Она впервые знакомит школьников с понятием «миф», а сложная природа мифа, объединяющего обрядовую практику и собственно текст, участвующий в проведении обряда, вводит в фольклор более широкий контекст явлений культуры. Особенностью работы в 4 классе является формирование общего представления о связи мифа с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка, и с такими малыми жанрами фольклора, как загадка, считалка, дразнилка, закличка. На материале фольклорных текстов (волшебной сказки и былины) школьникам показывается проникновение в устное народное творчество фабульных элементов ИСТОРИИ (то есть географических и исторических названий, примет и особенностей быта людей письменной эпохи). Вместе с тем школьники убеждаются в том, что при этом жанровые особенности фольклорных произведений сохраняются. Выявление конкретно-исторических черт времени необходимо для формирования полноценных представлений о коренных отличиях народной литературы от авторской: время в народной литературе понимается как ПРИРОДА, как природный цикл, сезонный круг; время в авторской литературе – это ИСТОРИЯ, историческое движение событий и развитие характеров. Главной ценностью в народной литературе является сохранение или восстановление природного и социального порядка; главной ценностью авторской литературы является конкретный человек с присущим ему миром переживаний. Программа 4 класса продолжает знакомить младших школьников с шедеврами отечественной и зарубежной живописи. Живописные произведения «Музейного Дома» каждый раз позволяют обратиться к обсуждаемым эстетическим и этическим проблемам на материале другого вида искусства. Это делает все обсуждаемые проблемы общими проблемами художественной культуры.

Программа продолжает углублять представления младших школьников о содержательной выразительности поэтической формы. На разнообразном поэтическом материале школьникам демонстрируется простота и фольклорная укорененность парной рифмы, ритмичность перекрестной и изысканная сложность охватной; энергичность мужских окончаний, спокойная уверенность женских окончаний и песенная протяжность дактилических окончаний. Школьники убеждаются в содержательности выбора поэтами длины строки; знакомятся с богатством возможностей онегинской строфы. Развивается представление учащихся о разных типах повествования: школьники продолжают знакомство с прозаическими и поэтическими текстами и впервые знакомятся с драматическим произведением. Это является своеобразной пропедевтикой грядущего (в основной школе) знакомства с родовым делением литературы на эпос, лирику и драму.

Программа 4 класса предусматривает анализ объемных произведений, сложных по композиции и художественному содержанию, передающих целую гамму разнообразных чувств, доступных детям. Выявление авторской точки зрения наизображаемые события завершает формирование представлений об особенностях авторской литературы.

Решение проблемы «автора» и «точки зрения» программа предусматривает как решение:

• проблемы выражения чувств в лирике;

• проблемы несовпадения мировосприятия рассказчика и героя (программа

предусматривает только случаи самоочевидного несовпадения авторской точки зрения и точки зрения героя, когда мир воспринят глазами собачки, волчицы или трехлетнего ребенка);

• проблемы перевода (детям предлагаются для сравнительного анализа разные переводы одного и того же стихотворения: сначала с именами переводчиков, потом -без имен, чтобы дети попытались сами установить имена переводчиков).

Особенность четвертого года изучения литературы состоит в том, что этот год завершает формирование того элементарного инструментария, который будет необходим читателю основной школы для анализа и оценки произведений разных жанров фольклора и разных родов и жанров авторской литературы.

Итогом четвертого года обучения должны стать: начальные умения анализа литературного произведения, умения устного и письменного высказывания, отзыв о роизведении); эстетическое переживание ценности художественных произведений.

^ Основные содержательные линии

Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте»: его продолжительность примерно 23 учебные недели по 9 ч в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению), что определяется темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и спецификой используемых учебных средств. После периода обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.

^ 1. «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии:

аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо

(культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие

аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).

^ Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс прочтения

доступных по объему и жанру произведений, осмысления цели чтения и выбора вида чтения (ознакомительное, просмотровое, выборочное); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений — логического и др., соответствующих смыслу текста.

^ Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения: участвовать в диалоге (задавать вопросы по тексту и отвечать на них); создавать монолог (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания);

воплощать свои жизненные впечатления в словесном образе, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

^ Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке), написание отзыва.

^ 2. «Виды читательской деятельности» Включает в себя работу с разными видами текстов. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного роизведения, научно-популярного текста (без использования терминологии); воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя). Настоящая программа предусматривает знакомство ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений по работе с книгой: ориентирование в книге (учебной, художественной, справочной) по ее элементам, знакомство с разными видами и типами книг, выбор книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений.

^ 3. «Круг детского чтения» Реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника. Этот отбор обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской еятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6-10 лет, читательских предпочтений младших школьников.

^ 4. «Литературоведческая пропедевтика» Содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения обучаемыми с целью ознакомления их с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

^ 5. «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» Является ведущим звеном содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа; созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

^ III. Описание места учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с федеральным базовым учебным планом и примерной рабочей программой начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс. Общий объем учебного времени составляет 338 часов.

^ IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношения к другим людям, к Родине.

^ V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

1-й класс

Личностными результатами являются следующие умения:

* Понимать эмоции других людей

* Оценивать поступки людей

*Выражать свои эмоции

Метапредметными результатами является формирование УУД

^ Регулятивные УУД:

* определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

* проговаривать последовательность действий на уроке;

* учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

* учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

^ Познавательные УУД:

* находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление»

* находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

* делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

* находить средства художественной выразительности в тексте.

^ Коммуникативные УУД:

* оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

*задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения;

* слушать и понимать речь других;

* выразительно читать и пересказывать текст;

* договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

* учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

*читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения;

* понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;

* отличать прозаическое произведение

* различать малые жанры фольклора.

^ 2-й класс

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

^ Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану.

^ Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

^ Коммуникативные УУД:

устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного, слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать небольшого объема текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» сформированность следующих умений:

читать целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;

читать выразительно поэтический текст в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

делить текст на части, озаглавливать части;

выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

подробно и выборочно пересказывать текст небольшого объема;

составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

различать сказку о животных и волшебную сказку;

определять особенности волшебной сказки;

определять тему и главную мысль произведения;

узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, звукопись, контраст),уметь находить их в произведении;

пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов.

3 класс

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

Характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

Высказывания оценочных суждений о героях прочитанных произведений эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы,

бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности,

ответственности по отношению к своим близким;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей;

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

^ Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

^ Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

строить рассуждения;

Ориентироваться в книге по её элементам (автор, название, страница «содержание», иллюстрации)

^ Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы;

Рассказывать о любимом литературном герое.

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

Читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, индивидуальный темп чтения;

Различать сказку о животных, басню, волшебную сказку;

Различать сказку и рассказ по двум основаниям: особенности построения и основная целевая установка повествования;

Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;

Составлять тематический, жанровый и монографический сборник произведений.

^ 4-й класс

Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения и качества:

Характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений; выявлять авторское отношение к герою.

Высказывания оценочных суждений о героях прочитанных произведений

чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей;

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

^ Регулятивные УУД:

Самостоятельно выбирать книгу в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определённую тему);

Обосновывать своё высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

^ Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

строить рассуждения;

Ориентироваться в книге по её элементам (автор, название, страница «содержание», иллюстрации)

^ Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точкузрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы;

Рассказывать о любимом литературном герое.

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

Читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая ндивидуальный темп чтения;

Различать основные малые жанры фольклора; отличать народные произведения от авторских

Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;

Составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений;

аннотацию на отдельное произведение и на сборник произведений.

^ VI. Содержание начального общего образования по учебному предмету

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

^ Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Накопление опыта чтения вслух.

^ Чтение про себя.

Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

^ Работа с разными видами текста.

Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.

Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно изобразительных материалов.

^ Библиографическая культура.

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги).

Типы книг (изданий): книга произведение, книга сборник, собрание сочинений. Периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

^ Работа с текстом художественного произведения.

Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.

Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста.

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту:

характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).

Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

^ Работа с учебными и научно-популярными текстами.

Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием.

Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста.

^ Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения:

понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту;

выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного тексту. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).

Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

^ Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

^ Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно популярная, справочно энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях,братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

^ Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художествен ной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре.

^ Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом.

Изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

^ В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их литературного развития, который характеризуется как умения:

• осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение чтения для формирования собственной культуры;

• работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусства) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);

• применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя; пересказывать текст;

• работать со справочно-энциклопедическими изданиями.

Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи, которые сформулированы в программных требованиях к каждому году обучения.

^ Программные требования 1-го класса определяются:

• необходимостью формирования потребности и мотива чтения;

• начальными умениями и навыками чтения детей шести лет;

• логикой развития литературного процесса от устного народного творчества к письменным формам;

• актуальным уровнем эстетического и нравственного раз вития детей шести лет.


ПРОГРАММА

1 КЛАСС (40 ч)

^ Авторская литература

Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора в народном произведении.

^ Устное народное творчество и литература.

Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически-игровой характер малых жанров фольклора. Малые фольклорные жанры:

прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка.

Знакомство с жанрами докучной сказки и кумулятивной сказки (сказки-цепочки).

Практическое освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка. Средства выражения авторского отношения к изображаемому (название произведения, характеристики героев, другие способы авторской оценки).

^ Библиографическая культура.

Формирование умения находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», умения ориентироваться в них, находя нужное произведение.

^ Эмоциональный тон произведения. Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения. Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса — нужных интонаций,

тона, силы, тем па речи, смысловых пауз, логических ударений и несловесных средств — мимики, движений, жестов.

^ Средства художественной выразительности. Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.

^ Жанры литературы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение.

Практическое различение.

Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражение собственного отношения к каждому из героев.

Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир:

поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы.

^ Навыки чтения. Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического, звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков.

Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм при предварительном (в случае необходимости) подчеркивании случаев расхождения произношения и написания слов. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью.

^ КРУГ ЧТЕНИЯ

Малые жанры фольклора

Прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички.

Русские народные сказки

Докучные сказки: «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку и рака».

Кумулятивне сказки (сказки-цепочки): «Репка», «Теремок»*, «Три медведя»*, «Маша и

медведь»*.

^ Русские писатели и поэты

Л.Толстой «Косточка»*;

М.Горький «Воробьишко».

Современная русская и зарубежная литература

Поэзия

А.Барто, Д.Хармс, Т.Собакин, Э.Успенксий, Б.Заходер, И.Пивоварова, В.Лунин,

И.Токмакова, С.Козлов, А.Дмитрие, А.Усачев, Е.Благинина, М.Бородицкая, А.Кушнер,

С.Черный, С.Маршак, Дж.Ривз.

Проза

Н.Носов «Приключение Незнайки» (отравок);

Г.Остер «Эхо»;

С.Воронин «Необыкновенная ромашка»;

14

Ю.Коваль «Полет»*, «Снегири и коты»*, «Береза»;

Д.Биссет «Шшшшш!»*, «Бац»*, «Под ковром»;

Н.Друк «Сказка»;

Б.Заходер «Серая звездочка»*.

^ Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.


ПРОГРАММА

2 КЛАСС (136 ч)

Народное творчество

Сказки о животных. Общее представление. Разница характеров героев-животных и иерархия героев-животных. Определение главного героя в русских народных сказках о животных и в народных сказках других народов.

^ Волшебные сказки. Противостояние земного и волшебного мира как сюжетный стержень волшебной сказки. Чудеса, волшебный помощник, волшебный предмет и волшебный цвет как характеристика волшебного мира. Некоторые черты древнего восприятия мира, отражающиеся в волшебной сказке (одухотворение сил природы; возможность превращение человека в животное, растение, явление природы.)

Особенности построения волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента построения, использование повтора речевых конструкций как способ создания определенного ритма и способ запоминания и трансляции текста).

^ Авторская литература

Волшебная сказка в стихах (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») и ее связь с сюжетными композиционными особенностями народной волшебной сказки.

Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народной волшебной сказки (противостояние двух миров: земного и волшебного, чудеса, волшебный помощник, волшебный цвет). Использование в авторской сказке композиционных особенностей народной волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента композиционного построения целого, повтор речевых конструкций и слов как средство создания определенного ритма и основания для устной трансляции текста). Неповторимая красота авторского языка.

^ Жанр рассказа (Л.Толстой, А.Гайдар, Н.Носов, В.Драгунский).

Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем; возможность вымысла.

Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.

Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как восприятии, помогающим обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений. Способность поэзии выражать самые разные переживания: о красоте окружающего мира, о дружбе, о любви. Представление о том, что для Поэта природа – живая: обнаружение в стихотворении олицетворений. Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, звукопись, контраст. Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии: считалки (Ю.Тувим), небылицы (И.Пивоварова) , докучной сказки (И.Пивоварова), сказки-цепочки (Д.Хармс, А.Усачев). практическое освоение простейших художественных приемов: сравнения, гиперболы (преувеличение), контраста, олицетворения.

Представление о том, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе (сказки С.Козлова, японские сказки:«Барсук – любитель стихов», «Луна на ветке», в переводе В.Марковой).

Библиографическая культура

Создание условий для выхода младших школьников за рамки учебника:

привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотеки к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками. Работа с элементами книг: содержательность обложки книги и детского журнала, рубрики журнала, страница «Содержание», иллюстрации. Работа с Толковым словарем.

Формирование____умений и навыков чтения, слушания и говорения. Развитие умений выразительного чтения (чтения вслух) на восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражение собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

Коллективное определение критериев на материале поэтических текстов:

а) выразительное чтение (выбор интонации, соответствующей эмоциональному тону, выраженному в тексте) помогает слушателям «увидеть», «представить» изображенную автором картину целого;

б) выразительное чтение передает отношение чтеца к изображенной автором картине целого.

Формирование умения критически оценивать собственное чтение вслух в соответствии с принятыми в коллективе критериями выразительного чтения.

Формирование умения чтения «про себя»:

а) в ожидании своей очереди в ходе чтения по цепочке;

б) на основе перечитывания текста в ходе его анализа.

Дальнейшее развитие навыков слушания на основе целенаправленного восприятия элементов формы и содержания литературного произведения.

Дальнейшее формирование умений свободного высказывания в устной и письменной форме.

^ КРУГ ЧТЕНИЯ

Русские и зарубежные народные и авторские сказки

«Волшебное кольцо», «Лисичка-сестричка и волк»*; «Петушок- золотой гребешок»; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

«Барсу – любитель стихов», «Как Собака с Кошкой враждовать стали», «Луна на ветке».

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»*;

Дж.Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь»;

Дж.Харрис «Братец Лис и Братец Кролик»; «Почему у Братца Опоссума голый хвост».

^ Классика русской литературы

Поэзия

Д.Кедрин «Скинуло кафтан…»;

М.Лермонтов «Осень», «Утес»;

А.Пушкин «У лкоморья…», «Уж небо осень дышало…»;

Ф.Тютчев «Зима недаром злится».


Проза

М.Пришвин «Разговор деревьев», «Золотой луг»;

Л.Толстой «Прыжок», «Акула»;

И.Тургеньев «Воробей».

^ Современные русские и зарубежные писатели и поэты

Поэзия

Я.Аким «Яблоко»*;

А.Ахундова «Окно»;

Т.Белозеров «Хомяк», «Самое доброе слово»*;

В.Берестов «Картинки в лужах»;

М. Бородицкая «Ракушки», «Уехал младший брат», «Котенок», «Лесное болотце», «Вот

такой воробей», «Булочная песенка», «Улов»*;

А.Гиваргизов «Что ты, Сережа…», «Мой бедный Шарик…»;

А.Екимцев «Осень»;

Е.Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк…»;

Б.Заходер «Собачкины огорчения»;

С.Козлов «Желудь»;

Ю.Коринец «Тишина»;

А.Кушнер «Что я узнал!»;

Г.Лагздынь «Утренняя кричалка»;

В.Лунин «Кукла», «Что я вижу»;

Н.Матвеева «Было тихо…»*;

С.Махотин «Воскресенье», «Груша», «Фотограф», «Местный кот»;

С.Михалков «А что у вас?»;

Ю.Мориц «Хвостики», «Букет…»;

Э.Мошковская «А травинка не знает…», «Ноги и уроки», «Язык и уши», «Кому

хорошо», «Если такой закат…», «Вазочка и бабушка»*, «Дедушка Дерево»*,

«Здравствуй, Лес!»*, «Мама, я, кузнечик и птица»*;

И.Пивоварова «Картина», «Жила-была собака», «Мост и сом»;

Г.Сапгир «У прохожих на виду… »;

Р.Сеф «Добрый человек», «Я сделал крылья и летал», «Лучше всех»;

П. Синявский «Федина конфетина», «Такса едет на такси», «Ириски и редиски»,

«Хрюпельсин и хрюмидор»;

М.Тахистова «Редкий тип»;

А.Усачев «Бинокль», «Эх!», «Жучок»*, «Жужжащие стихи»;

Д.Хармс «Врун»*;

Е.Чеповецкий «В тихой речке у причала»;

С.Черный «Что кому нарвиться»*;

К.Чуковский «Федотка»;

Г.Юдин «В снегу бананы зацвели», «Скучный Женя», «Вытри лапы и входи»;

М.Яснов «Самое доброе слово», «Ути-ути»;

Л.Яхнин «Моя ловушка», «Музыка леса», «Пустяки», «Зеркальце», «Листья»*,

«Крокодилово семейство»*.

Басе, Бусон, Исса, Иссе, Кикаку*, Оницура, Сико*, Тие, Хиросиге: японские

трехстишия (хокку);

О.Дриз «Игра» , «Стеклышки», «Кончилось лето», «Синий дом», «Кто я ?», «Теленок», «Доктор», «Обида», «Сто веселых лягушат»*, «Всегда верно»*, «На что похож

павлиний хвост»*, «Как я плаваю»;

М.Карем «Ослик», «Повезло!»;

Л.Квитко «Лемеле хозяйничает», «Способный мальчик»;

П.Коран «По дорожке босиком»;

Во Куанг «Заходите»;

Т.Кубяк «О гноме-рыбаке»*;

Л.Станчев «Осенняя гамма».

Проза

В.Берестов «Как найти дорожку»*;

В.Вересаев «Братишка»;

С.Воронин «Лесик-разноголосик»*;

В.Драгунский «Что я люблю», «Что любит Мишка», «Друг детства», «Шляпа

гроссмейстера»*, «Сверху вниз, наискосок!», «Гусиное горло»*;

Ю.Коваль «Три сойки»;

С.Козлов «Ежик в тумане», «Красота», «Когда ты прячешь солнце, мне грустно»,

«Теплым тихим утром посреди зимы»*, «Заяц и Медвежонок»*;

О.Кургузо «» Сухопутный или морской?;

Н.Носов «Фантазеры»;

Б.Окуджава «Прелестные приключения»;

С.Седов «Сказки про Змея Горыныча»;

А.Усачев «Обои», «Тигр в клеточку»*;

Г.Цыферов «Жил на свете слоненок»;

Е.Чарушин «Томска испугался», «Томкины сны»;

Д.Биссет «Хочешь. Хочешь, хочешь… », «Ух!»;

А.Лингрен «Малыш и Карлсон»*;

Дж. Родари «Бриф! Бруф! Браф!».

^ Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Литературное чтение»

к концу второго года обучения

Должны иметь общее представление:

• об особенностях жанра рассказа; об отличиях сказки и рассказа;

• об особенностях сказки о животных;

• о народной волшебной сказке;

• о поэзии как об особом взгляде на мир;

• о существовании разных видов искусства (литературы, живописи).

Знать:

• наизусть 6-8 стихотворений разных авторов;

• имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы

• имена 2-3 современных писателей (поэтов);

• название и содержание их произведений, прочитанных в классе;

• названия и содержание нескольких произведений любимого автора.

Уметь:

• читать целыми словами вслух и про себя;

• темп чтения 40-50 слов в минуту вслух и 55-65 слов в минуту «про себя»;

• определять тему и выделять главную мысль произведения;

• оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;

• узнавать изобразительно — выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение);

• устно выражать своѐ отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем).

^ Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

• определение содержания книги по ее элементам;

• самостоятельного чтения книг;

• работы со словарями.


ПРОГРАММА

3 КЛАСС (136 ч)

^ Устное народное творчество

Сказка о животных. Формирование общего представления о сказке о животных как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира.

Развитие сказки о животных во времени. Простейшая лента времени: 1) самая древняя сказочная история, 2) просто древняя и 3) менее древняя сказочная история.

Особенность самых древних сказочных сюжетов (историй) — их этиологический характер (объяснение причин взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида).

Особенность просто древних сказок — начинает цениться ум и хитрость героя (а не его физическое превосходство).

Особенность менее древней сказки — ее нравоучительный характер: начинает цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благодарным.

Представление о бродячих сюжетах (сказочных историях).

^ Жанр пословицы. Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта.

Использование пословицы «к слову», «к случаю»: для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации. Пословицы разных народов. Подбор пословиц для иллюстрации сказочных и басенных сюжетов.

^ Авторское творчество

Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть (история) и мораль

(нравственный вывод, поучение). Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных.

Самостоятельная жизнь басенной морали: сходство с пословицей.

Международная популярность жанра и развитие жанра басни во времени: Эзоп, Ж. Лафонтен, И. Крылов, С. Михалков, Ф. Кривин.

^ Формирование представлений о жанре рассказа

Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев. Способы выражения авторской оценки в рассказе: портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя.

^ Формирование представлений о различии жанров сказки и рассказа

Различение композиций сказки и рассказа (на уровне наблюдений): жесткая заданность сказочной композиции; непредсказуемость композиции рассказа.

Различение целевых установок жанров (на уровне наблюдений): приоткрыть слушателю-читателю тайны природы и тайны поведения (сказка); рассказать случай из жизни, чтобы раскрыть характер героя (рассказ).

Поэзия. Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя («героя-рассказчика», «автора») в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира; через открытое выражение чувств. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа:

художественные приемы (олицетворение, сравнение, контраст, звукопись) и фигуры (повтор).

^ Лента времени. Формирование начальных наглядно-образных представлений о линейном движении времени путем помещения произведений фольклора (сказок, созданных в разные периоды древности) на ленту времени, а также путем помещения авторских литературных и живописных произведений на ленту времени.

^ Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями. Формирование начальных представлений о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, — это сходство и близость МИРОВОСПРИЯТИЯ их авторов (а не тематическое сходство).

^ Библиографическая культура

Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Формирование умений составлять разные сборники. Понятие «Избранное».

Составление сборника избранных произведений любимого писателя или поэта.

Воспитание потребности пользоваться библиотекой и выбирать книги в соответствии с рекомендованным списком.

^ Умения и навыки осознанного и выразительного чтения

Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Анализ особенностей собственного чтения вслух: правильности чтения (соблюдения норм литературного произношения), беглости, выразительности (использование интонаций, соответствующих смыслу текста).

Формирование потребности совершенствования техники чтения, установки на увеличение его скорости.

^ КРУГ ЧТЕНИЯ

Сказки народов мира о животных

Африканские сказки: «Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук»;

бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»*;

бурятская сказка «Снег и заяц»;

венгерская сказка «Два жадных медвежонка»;

индийские сказки: «О собаке, кошке и обезьяне», «Золотая рыба», «О радже и

птичке»*, «Хитрый шакал»;

корейская сказка «Как барсук и куница судились»;

кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»;

шведская сказка «По заслугам и расчет»*;

хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»;

сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства».

^ Пословицы и поговорки из сборника В. Даля

Авторская литература народов мира

Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград», «Рыбак и рыбешка», «Соловей и

ястреб», «Отец и сыновья», «Быки и лев»;

Ж. Лафонтен «Волк и журавль»*;

Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»*; японские хокку: Басе, Бусон, Дзесо, Ранран.

^ Классики русской литературы

Поэзия

А. Пушкин «Зимнее утро», «Вот север, тучи нагоняя…», «Опрятней модного

паркета…», «Цветок», «Сказка о царе Салтане»*;

И. Крылов «Волк и журавль»*, «Квартет», «Ворона в павлиньих перьях»*, «Ворона и лисица», «Лиса и виноград», «Лебедь, рак и щука»;

Н. Некрасов «На Волге» («Детство Валежникова»);

И. Бунин «Листопад»;

К. Бальмонт «Гномы»;

С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»;

В. Маяковский «Тучкины штучки».

Проза

А. Куприн «Слон»;

К. Паустовский «Заячьи лапы», «Стальное колечко»*, «Растрепанный воробей»;

Н. Гарин;Михайловский «Детство Темы».

^ Классики советской и русской детской литературы

Поэзия

В. Берестов «Большой мороз», «Плащ», «Первый листопад»*, «Урок листопада»*,«Отражение»*;

Н. Матвеева «Картофельные олени», «Гуси на снегу»;

В. Шефнер «Середина марта»;

С. Козлов «Июль», «Мимо белого облака луны», «Сентябрь»;

Д. Дмитриев «Встреча»;

М. Бородицкая «На контрольной»;

Э. Мошковская «Где тихий-тихий пруд», «Вода в колодце», «Мотылек»*, «Осенняя

вода»*, «Нужен он…»*, «Когда я уезжаю»*;

Ю. Мориц «Жора Кошкин».

Проза

А. Гайдар «Чук и Гек»;

Л. Пантелеев «Честное слово»;

Б. Житков «Как я ловил человечков»;

Саша Черный «Дневник фокса Микки»;

Н. Тэффи «Преступник»;

Н. Носов «Мишкина каша»*;

Б. Заходер «История гусеницы»;

В. Драгунский «Ровно 25 кило», «Кот в сапогах»*;

Ю. Коваль «Березовый пирожок», «Вода с закрытыми глазами», «Под соснами»*;

С. Козлов «Как оттенить тишину», «Разрешите с вами посумерничать», «Если меня совсем нет», «Звуки и голоса»*;

К. Чуковский «От двух до пяти»;

Л. Каминский «Сочинение»;

И. Пивоварова «Сочинение».

^ Современная детская литература на рубеже XX — XXI веков

Поэзия

В. Лунин «Идем в лучах зари»*, «Ливень»*;

Д. Дмитриев «Встреча»*;

Л. Яковлев «Для Лены»;

М. Яснов «Подходящий угол»; «Гусеница — бабочке»; «Мы и птицы»*;

Г. Остер «Вредные советы»;

Л. Яхнин «Лесные жуки».

Проза

Тим. Собакин «Игра в птиц», «Самая большая драгоценность»*;

Маша Вайсман «Лучший друг медуз», «Приставочка моя любименькая»*;

Т. Пономарева «Прогноз погоды», «Лето в чайнике», «Автобус», «В шкафу», «Помощь»;

О. Кургузов «Мальчик-папа»*;

С. Махотин «Самый маленький»*;

А. Иванов «Как Хома картины собирал»*.

Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.

^ Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Литературное чтение»

к концу третьего года обучения

Учащиеся должны знать/понимать:

• наизусть 6-8 стихотворений разных авторов;

• имена писателей и поэтов, названия и содержание их произведений, прочитанных в классе.

Уметь:

• читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;

• различать сказку о животных, басню, волшебную сказку;

• различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;

• характеризовать героев произведений, сравнивать характеры героев разных произведений;

• выявлять авторское отношение к герою;

• рассказывать о любимом литературном герое;

• находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;

• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации);

^ Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

и повседневной жизни для:

• самостоятельного выбора книги и определения ее содержания по элементам книги;

• самостоятельного чтения выбранных книг;

• высказывания оценочных суждений о героях прочитанных произведений;

• работы со словарями.

ПРОГРАММА

4 КЛАСС (136 ч)

^ Устное народное творчество

Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения человека с миром природы.

Представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами; представления о тотемных животных и тотемных растениях как о прародителях человека.

Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире.

Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (нарушение социального (природного) порядка как причина выхода героя из дома; дорога к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление социального (природного) порядка и справедливости).

Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках.

Былина как эпический жанр (историческое повествование). Характеристика эпического (исторического) героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями —торговлей или ратными подвигами — свое отечество).

Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).

^ Жизнь жанров фольклора во времени

Взаимоотношения обрядов и праздников.

Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство. Народная и авторская сказка.

^ Авторская литература

Авторская сказка. Сохранение структурных (жанровых и сюжетных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы — к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).

Сказочная повесть. С. Лагерлѐф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя.

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки:

сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова.

Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла: не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе нравственных принципов помогают Нильсу вернуть себе человеческий облик.

Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество.

Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора.

Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с онегинской строфой).

Рассказ. Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рассказа.

• Событие в рассказе –яркий случай, раскрывающий характер героя;

• Сложность характера героя и развития его во времени;

• Драматизм рассказа (А.Чехов «Ванька», Л.Андреев «Петька на даче», Л.Улицкая «Бумажная победа»);

• Формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения;

• Выразительность художественного языка.

^ Библиографическая культура.

Формирование умений ориентироваться в книге по ее элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация. сведения о художниках-иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведений. Представление о собрании сочинений.

Использование толкового и этимологического учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов, встречающихся на страницах литературных произведений.

Представление о библиографическом словаре (без использования термина).

Использование биографических сведений об авто ре для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта.

Формирование умений выбирать книги в библиотеке на основе рекомендованного списка.

Биография автора художественного произведения. Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника).

Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.

Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства: произведения сравниваются не на основе их тематического сходства, а на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).

Умения и навыки чтения и говорения. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью.

Формирование культуры предметного общения.

• Умений целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;

• Способности критично относиться к результатам собственного творчества;

• Способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников.

^ КРУГ ЧТЕНИЯ

Устное народное творчество

Мифологические сюжеты: Древней Греции, древних славян.

Русские народные волшебные сказки:

«Сивка-Бурка», «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко»*, «Морской царь и Василиса

Премудрая», «Ивани царевич и серый волк»*, «Финист – ясный сокол»*.

Зарубежная волшебная сказка: «Алтын-сака – золотая бабка».

Былины:

а) киевского цикла: «Илья Муромец и Святогор»*, «Илья Муромец и Соловей- разбойник»;

б) новгородского цикла: «Садко».

^ Классики русской литературы XVIII – первой половины XX в.

В.Жуковский «Славянка» (отрывок), «Весеннее чувство» (отрывок);

А.Пушкина «Везувий зев открыл…», отрывки из «Евгения Онегина», «Гонимы вешними лучами…», «Сквозь волнистые туманы…»»;

М.Лермантов «Парус»;

Ф.Тютчев «Как весел грохот летних бурь»;

А.Фет «Это утро, радость эта…»;

И.Бунин «Нет солнца, но светлы пруды…», «Детство»;

Н.Заболоцкий «Сентябрь», «Оттепель»;

В.Хлебников «Кузнечик»;

В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»;

Б.Пастернак «Опять весна»;

А.Чехов «Ванька», «Мальчики»;

Л.Андреев «Петька на даче»;

М. Волошиш «Зеленый вал отпрянул…»;

В.Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею…», «Обида»;

А.Погорельский «Черная курица, или подземные жители» (в сокращении)*.

^ Классики русской литературы второй половины XX в.:

А.Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной бывают дни…», «Памяти друга»;

С.Михалков Государственный гимн Российской Федерации;

Н.Рыленков «К Родине»;

Н.Рубцов «Доволен я буквально всем»;

Д.Самойлов «Красная осень»;

А.Кушнер «Сирень»;

В.Соколов «О умножении листвы…», «Все чернила вышли…»;

Д.Кедрин «Все мне мерещится поле с гречихою…»;

К.Паустовский «Теплый хлеб»*;

Ю.Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!»;

И.Пивоварова «Как провожают пароходы», «Мы пошли в театр»*;

В.Драгунский «Красный шарик в синем небе»*;

Л.Улицкая «Бумажная победа»;

М.Вайвман «Шмыгимышь»;

С.Козлов «Не улетай, пой, птица!», «Давно бы так, заяц», «Лисичка»*;

Б.Сергуненков «Конь Мотылек»;

С.Маршак «Как поработала зима!...»;

А.Пантелеев «Главный инженер».

^ Зарубежная литература:

Древнегреческий «Гимн Природе»;

Древнегреческое сказание «Персей»;

Плиний Младший «Письмо Тациту».

Авторские волшебные сказки:

Г.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»*, «Снежная королева»* (в отрывках),

«Русалочка» (в сокращении);

С.Лагерлѐф «Путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках);

А.Сент-Экзюпери «Маленький принц»* (в отрывках);

Д.Даррелл «Землянично-розовый дом»* (отрывок из повести «Моя семья и другие

животные»).

Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.

^ Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Литературное

чтение» к концу четвертого года обучения

Учащиеся должны знать/понимать:

• содержание основных литературных произведений, изученных в классе, их авторов и на звания;

• названия 1-2 детских журналов и их основное содержание (на уровне рубрик);

• основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам.

Уметь:

• читать осознанно и выразительно про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;

• определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа;

• пересказывать текст кратко и подробно;

• различать основные малые жанры фольклора: сказку о животных, волшебную сказку, басню, рассказ; отличать народные произведения от авторских;

• характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;

• читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них;

• находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;

• обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;

• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации).

^ Использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для:

• самостоятельного выбора книг в библиотеке с целью решения разных задач;

• определение содержания книги по ее элементам («Оглавлению» или «Содержанию», аннотации, иллюстрациям);

• самостоятельного чтения выбранных книг;

• высказывания оценочных суждений о героях прочитанных произведений;

• работы с разными источниками информации (включая словари разного направления).





оставить комментарий
страница1/3
Дата18.10.2011
Размер1 Mb.
ТипОсновная образовательная программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх