Литература. 22 icon

Литература. 22


Смотрите также:
Программа дисциплины дпп. Ф. 11 Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка 1...
Литература древнерусская литература...
Учебно-методический комплекс для студентов II III курсов филологического факультета по...
Литература английского декаданса: истоки, становление, саморефлексия...
Литература английского декаданса: истоки, становление, саморефлексия...
Календарно-тематическое планирование Предмет литература Класс...
Учебно-методический комплекс по дисциплине...
Рабочая учебная программа по дисциплине Русское устное народное творчество для специальности...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «детская литература» для специальностей: 05030101...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «детская литература» для специальностей: 05030101...
Учебно методический комплекс по дисциплине «Детская литература» для специальностей: 05030101...
«Литература 7 кл»...



Загрузка...
скачать
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 п. Эльбан





(по рассказам "Верую", "Алёша Бесконвойный", "Упорный")


Выполнила:

ученица 11 класса "В"

Телицина Ирина

Учитель-консультант:

Сафронова Т.И.


- 2005 –




Содержание.

1. Введение. 4

2. Русский национальный характер. 5

2.1. Биографические сведения о В.М. Шукшине. 5

2.2. Нравственность рассказов В.М. Шукшина. 6

2.3. Анализ рассказов Шукшина. 10

2.4. Основные черты русского национального характера по мнению Шукшина. 19

4. Новаторство Шукшина в создании образа литературного героя. 20

Литература. 22



1. Введение.

Целью данного реферата является исследовать русский национальный характер в творчестве Василия Макаровича Шукшина и определить, что нового он внёс в понимание русской души на примере рассказов "Верую", "Алёша Бесконвойный", "Упорный".

2004 год был юбилейным годом писателя, и этот факт привлёк моё внимание к его творчеству. Творчество В.М. Шукшина до сих пор окончательно не исследовано, а в тех исследованиях, которые существуют, есть значительные разночтения, поэтому данная тема показалась мне актуальной.

В ходе работы над рефератом мной были изучены отдельные фрагменты статей В. Быстрова "Мне бы только правду рассказать…", К.Н. Озеровой "Краткие биографии советских писателей", В.В. Филиппова "Наука поведения" и её отступники (Василий Шукшин)", Е. Вертлиб "Русское – от Загоскина до Шукшина…", посвящённые творчеству этого писателя, с целью получить наиболее полное представление о том, что и как писал Шукшин.

Помимо этого я прочитала и проанализировала рассказы В. Шукшина "Алёша Бесконвойный", "Упорный", "Верую", так как, мне кажется, что именно в этих рассказах проявилось новаторство В.М. Шукшина в раскрытии понятий "русская душа", "русский национальный характер". В ходе анализа особое внимание я обращала на такие средства характеристики героев, как авторская оценка, внутренние монологи, речь.

На основании анализируемых произведений мной был сделан вывод о том, какие же черты русского национального характера являются основными, по мнению Шукшина.

Также в ходе изучения данной темы я выяснила, что Шукшин является продолжателем традиций Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чехова в русской литературе, развивая в своих произведениях образ "маленького человека" и традиции Лескова в его понимании "лишнего человека".

2. Русский национальный характер.

2.1. Биографические сведения о В.М. Шукшине.

Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в Сибири, в селе Сростки. Семья потеряла кормильца, и уже с шести лет мальчику пришлось работать в колхозе. Уже в школьные годы он начинал писать, тогда сверстники звали его «Гоголь». Когда же он учился в автомобильном техникуме и работал слесарем, под его кроватью в общежитии лежал мешок с рукописями, а во время флотской службы матросы звали его поэтом. К концу войны он пишет небольшие юмористические рассказы, анекдоты из деревенской жизни, которые, правда в печать не принимали. Позже он подает документы в Институт кинематографии, где и учится потом в классе известного кинорежиссера Михаила Ромма. Работа над заданиями в институте, необходимость ставить жанровые сценки, этюды не прошли даром для становления Шукшина- писателя. Все это помогло ему стать мастером динамичных, ярких, психологически точных коротких рассказов, большую часть которых занимает выразительный, живой диалог героев.

Василий Шукшин – явление уникальное. Актер, снявшийся в 24 кинокартинах, знаменитый режиссер, постановщик, сценарист, писатель.

Василий Макарович Шукшин – может быть, самый русский из всех современных наших авторов. Книги его, по собственным словам писателя, стали «историей души» русского человека. Шукшин раскрывает и исследует в своих героях присущие русскому народу качества: честность, доброта, совестливость. Самобытность писателя заключается в его особой манере мышления и восприятия мира.

Основной жанр, в котором работал Шукшин, - короткий рассказ, представляющий собой или небольшую психологическую точную сценку, построенную на выразительном диалоге, или несколько эпизодов из жизни героя. Но, собранные вместе, его рассказы соединяются в умный и правдивый, порой смешной, но чаще глубоко драматичный роман о русском мужике, о России, русском национальном характере.

Вступая в постоянную перекличку, рассказы Шукшина раскрываются по-настоящему лишь в сопряжении и сопоставлении друг с другом.

2.2. Нравственность рассказов В.М. Шукшина.

В своей статье "Мне бы только правду рассказать…" В. Быстров пишет, что жизнь для Шукшина — воплощение земной мудрости, сложная гармония и дисгармония разных начал, изменчивая стихия, сдвинутое равновесие. Душа человека — маленькая одухотворенная «модель» ее и отражение. Именно они — «живая жизнь» в ее сиюминутных и вечных проявлениях и человеческая душа — стали главным объектом искусства Василия Шукшина.

Он стремился обнажить самую «трудную» правду о мире и времени — правду, залегающую в глубинах человеческой души...

Установка Шукшина на отражение «нерасщепленной», подчас причудливой «логики жизни» столь сильна, что даже сюжетный принцип организации рассказа стесняет его.

«Сюжет нехорош и опасен тем, — полагал Шукшин, — что он ограничивает широту н осмысление жизни... Несюжетное повествование более гибко, более смело, в нем нет заданности, готовой предопределенности». Чаще всего в основе его рассказов — происшествие, случай, эпизод. Это как бы фрагменты потока жизни, в которых характеры проявляются той или иной гранью. Начала и концы у него нередко условны, не замкнуты.

Потому и нет сюжета в привычном понимании, что Шукшина интересует главным образом некий «момент» жизни человеческой души. Наглядным подтверждением тому может служить, например, интерпретация самим писателем рассказа «Верую!». В одной из бесед Шукшин так объяснял свой замысел: «Мне показалось заманчивым... столкнуть некие представления о жизни, совсем разные. И извлечь отсюда что? Вот что: мы получаем очень много пищи, но не успеваем или плохо ее перевариваем, и отсюда сумбур у нас полнейший. Между прочим, отсюда — сильнейшая тоска...

...Главная жизненная правда, с точки зрения Шукшина, состоит здесь не в том, что Добро с переменным успехом борется со злом, а в том угаданном состоянии души, когда человеку остается «или плясать, или уж рвать на груди рубаху и плакать, и скрипеть зубами...»

«Когда герой не выдуман, — считал Шукшин, — он не может быть только безнравственным или нравственным». Эта его убежденность основывается на понимании нераздельности сложного состава человеческой личности.

Шукшин, как правило, воздерживается от прямых субъективных оценок. Они, конечно же, у Шукшина есть, но у них своя, подчас расходящаяся с жизненной, логика...

Хотя Шукшин подчас не скрывает своего участливого отношения к близким ему героям, он все-таки рисует их обычно так, что симпатии и безусловное сочувствие к ним читателей отнюдь не гарантированы. Шукшин всегда знает и помнит об их слабостях и изломах; он делает так, чтобы, не дай бог, не возникало ощущения благостности, нежизненности характеров. Тем самым он исключает «облегченное» восприятие и оценку героев...

Герои Шукшина живут в поле действия своих и чужих предвзятых взглядов и оценок, зависимы от них, подчиняются или противостоят им.

При этом жизнь часто порождает несовпадение оценок и самооценок.

Герой Шукшина порой мечется, тоскует, печалится, даже бунтует именно оттого, что бывает не понят людьми, его окружающими...

В свое время Шукшин выдвинул заостренную, несколько неожиданную формулу: «Герой нашего времени — это всегда «дурачок», в котором наиболее выразительным образом живет его время, правда этого времени». Чтобы приглушить внешнюю, «рискованную» парадоксальность этого высказывания, необходимо оговориться, что под «дурачком» здесь подразумевается именно некий чудак, несколько выпадающий из системы «нормальных» житейских представлений, мало наделенный практическим «здравым умом». «Мне интереснее всего исследовать характер человека - недогматика, — признавался Шукшин, — человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а, следовательно, крайне естествен. Но у него всегда разумная душа».

К.Н. Озерова в краткой биографии Шукшина отмечает, самобытность языка, на котором изъясняются шукшинские персонажи, именно язык — главное средство создания характеров в прозе Шукшина.

Писатель редко прибегает к описанию наружности героев, к изложению их биографии, а если и делает это, то очень скупо. В языке героев — эмоциональном, наделенном множеством оттенков интонации — сложное переплетение деревенского говора с механически усвоенными газетными штампами, молодежный сленг и масса городских жаргонных слов, прочно вошедших в словарь деревенского жителя.

«... Правда времени, по Шукшину, наиболее выразительным образом живет в «дурачке», в котором сошлись и гений, и талант, и мыслитель — душа... совестливый ум народа. Шукшинский беспокойный «чудик» — наследник «лишних людей» Тургенева, Лескова», - это отмечает Е. Вертлиб в работе "Русское – от Загоскина до Шукшина…"

Шукшинский «чудик», по мнению В.В. Филиппова, изложенному в статье "Наука поведения и её отступники", странен и смешон для тех, кто живет прагматически, лицемерно скрывает свою эгоистическую сущность. Его поведение и желание делать добро противостоит массовому равнодушию, стереотипам современного образа жизни. «Чудик» прост и открыт, совестлив и душевно раним...

Шукшинские «чудики» — люди по-своему энергичные, ищущие. Они стремятся вырваться из привычного круга жизни, открыть новое...

Естественность, природность, цельность — характерные черты шукшинских «чудиков». Это нередко приводит их в столкновение с общепринятыми порядками и властью...

Они красивы в труде. Им всем присуще врожденное чувство прекрасного...

Шукшинские «чудики» противостоят обыденности, мещанству. С их стремлением к справедливости и правдоискательством им живется нелегко. Часто их гнетет бездуховность окружающей жизни...

Учитывая жанровые особенности, сам писатель разделил свои рассказы на:

1) рассказ-судьбу,

2) рассказ-характер,

3) рассказ-исповедь,

4)рассказ-анекдот.

К характерным чертам шукшинских рассказов можно отнести по-чеховски предельный лаконизм и содержательную емкость, способность с первых фраз обозначить драматическую или конфликтную ситуацию, диалогизм, установку на зрелищность и кинематографичность, тенденцию к циклизации, демократизм.

2.3. Анализ рассказов Шукшина.

Первый рассказ, который необходимо проанализировать и напрямую связанный с темой моего реферата – "Верую!" (1971 г.), в названии которого выражено кредо героев, итог их поисков смысла жизни. Основная тема, которую поднимает в этом произведении Шукшин – тема трагедии одиночества, непонимания; поиски веры, смысла жизни; судьба незаурядных людей под гнётом пошлой жизни.

Главными героями этого рассказа являются Максим Яриков, его жена и родственник Ильи Лапшина – поп.

Сама незавершенность рассказа — перед нами вырванный из жизни фрагмент — свидетельствует о важности происходящего. Мы не успеваем познакомиться с героями, но вовсе и не нужно, чтобы мы узнавали их получше. Важно увидеть главное, самое существенное, что ценит в них писатель: Что же это? Это постоянное желание вырваться из будничной пошлости жизни, уйти от тоски; боль души, неуспокоенность, интерес к вечным и неразрешимым вопросам. Да только для реализации всего этого у героев немного возможностей: выпить и поговорить. Но совместная попытка найти истину не спасает от одиночества перед лицом огромных вопросов, перед лицом вечности. Шукшина привлекают необычные, выбивающиеся из среды характеры, «чудики». Почему Максиму неинтересно жить так, как живут другие люди? Почему он тоскует и у него болит душа? Потому что он не понимает смысла жизни — и не хочет смириться, жить напрасно, бессмысленно, как другие. Он идет к попу, чтобы получить точный ответ на вопрос: у верующих душа болит или нет? Кто, как не поп, должен ответить ему, почему болит душа, в чем смысл жизни. Но поп отвечает: «...ты пришел за готовеньким ответом, а я сам пытаюсь дочерпаться до дна, но это — океан. И стаканом нам его не вычерпать... и когда мы глотаем эту гадость... мы черпаем из океана в надежде достичь дна... Круг замкнулся — мы обречены». Поп, оказывается, тоже страдает, и у него болит душа за человечество, за веру. Человечество, утверждает он, нуждается в вечном добре и вечной справедливости, хочет верить, что эта Высшая сила победит зло. Но если Христос может победить зло и победит его, тогда зачем он? Максим удивляется его речам, даже спрашивает: «Разве такие попы бывают?» Во что же предлагает верить «интересный» поп, и внешность которого говорит о том, что ему "не кадилом махать, а от алиментов скрываться"? Он говорит: «...бог — есть. Имя ему — Жизнь. В этого бога я верую. Это — суровый, могучий бог. Он предлагает добро и зло вместе — это, собственно, и есть рай. Чего мы решили, что добро должно победить зло?» Оказывается, боль души дается человеку для того, чтобы он «зашевелился» — «а то бы тебя с печки не стащить с равновесием-то душевным». Рецепт попа: верь в жизнь, даже если не знаешь, куда она «устремилась». Попу «крайне интересно бежать вместе со всеми, а если удастся, то и обогнать других». Он верит в то, что объективно.

Шукшин сочувствует своим героям с «разумной душой», неуспокоенным, бунтующим, ищущим правду. Они разные, порой он иронически оценивает их действия и слова, но всегда сострадает им, их незащищенности, одиночеству, желанию самоутвердиться, жажде взаимопонимания.

В рассказе авторская речь незаметно перетекает во внутренний монолог героев, диалоги врываются в авторское повествование и, несмотря на краткость реплик, сразу воссоздают мир будничной деревенской жизни. Лаконичные описания природы только поддерживают ощущение тоскливой, цикличной, вяло текущей, заполненной каждодневными заботами жизни. Достоверность описываемого создается с помощью деревенской речи героев, вкраплений просторечных, часто грубых выражений: "чурбаком уродилась", "дура", "об стенку головой биться", "сгинь с глаз", диалектных слов: "налаживаешь обед", "был уже на развезях", "мелко работал", фразеологизмов: "клевал носом", "на Кудыкину гору", "слаб в коленках". Для передачи основного состояния героя — тоски — автор использует развернутую метафору: "Максим физически чувствовал её (тоску), гадину: как если бы неопрятная, не совсем здоровая баба, бессовестная, с тяжёлым запахом изо рта, обшаривала его всего руками – ласкала и тянулась поцеловать", она выразительна и ярка, но этого мало: выразительность усиливается тем, что слово «тоска» повторяется в первых пяти небольших абзацах пять раз.

Разностилевые слова: "никакой он не благостный, не постный – не ему бы, не с таким рылом, горести и печали человеческие – живые, трепетные нити – распутывать", "сын мой занюханный", стоящие радом, вызывают улыбку, но не делают разговор менее серьезным, не снижают важности обсуждаемых проблем. Эпитеты: "нутряная тоска, особая, едкая", "мучительное воскресенье", "интересный поп", "с… яростным, раскалённым попом", "суровый, могучий Бог" очень выразительны и часто неожиданны.

В 1973 году В.М. Шукшин пишет рассказ "Алёша Бесконвойный". Уже само название произведения, заключающее в себе прозвище главного героя, указывает на чудаковатость и независимость персонажа. "Его когда-то звали не Алёша, он был Костя Валиков, но все в деревне звали его Алёшей Бесконвойным. А звали его так вот за что: за редкую в наши дни безответственность, неуправляемость…"

В рассказе Шукшин поднимает очень важную тему: право человека на непохожесть, независимость от привычных стереотипов. Поэтому и сокровенные мысли героя звучат так: "Вот вы там хотите, чтобы все люди жили одинаково… Да два полена и то сгорают неодинаково, а вы хотите, чтобы люди прожили одинаково!"

Автору импонирует смелость мужика, противопоставившего свою «блажь» традициям деревни. Человек, который «даже на собрания не ходил в субботу», не может считаться серьезным и нормальным, по мнению любого трезвого и здравомыслящего крестьянина. Но это еще и восстание против социального уклада жизни — и не в городе, а в деревне, тем более что Алеша — скотник: скотина не будет ждать два дня, пока он отдыхает. Разумеется, он может вызывать только враждебность и смех. Чем же привлекателен для Шукшина этот тип «счастливого» человека?



Все пять дней Алеша «безотказный работник», и только в субботу открыто противопоставляет себя всем. Но зато в отличие от других он имеет возможность оставаться один на один со своей душой, «воспитывать» ее. Целый день он думает, размышляет, наблюдает, любуется, бережно хранит в себе ощущение любви к жизни, детям, природе. Он отодвигает от себя всю суету, всю тяжесть, всю мерзость мира, оставаясь один на один с собой. Ему очень дорог покой — он ассоциируется с любовью. Не может быть покоя в толпе, среди злобы и несправедливости человеческой. Алеше трудно понимать и любить людей: он не такой, как они, для них он белая ворона, что-то вроде клоуна, несерьезный человек. Только дети понятны и близки ему: в них нет еще взрослой заданности, зарегулированности, скуки. Алешина душа всю неделю ждет и жаждет ощущения праздника. Праздник для него именно баня, потому что только с собой ему хорошо, покойно и уютно. Жена его не понимает и терпит из боязни потерять: "Жена ничего не сказала ему на это, не сказала, что, иди, мол, или ещё чего в таком духе, но и другого чего тоже не сказала. А раньше, бывало, до ругани доходило: надо то сделать, надо это сделать – не день же целый баню топить!". "Что мне, душу свою на куски порезать?!" – кричал тогда Алёша. И это испугало Таисью, жену… И Таисья отступилась…" Дети еще малы. Старший же сын стыдится отца: "Борис, сын, с некоторых пор стал - не то чтобы стыдиться, а как-то неловко ему было, что ли, - стал как-то переживать, что отец его – скотник, пастух".

Алешу терзают вечные вопросы бытия: "… жизнь: что в ней за тайна, надо её жалеть, например, или помирать спокойно – ничего тут особенного не осталось?" Он размышляет о смерти, о последних минутах человека, о сходстве между человеческим и природным миром, о счастье, об одиночестве, о смысле жизни. По субботам он ощущает себя в гармоническом единстве с природой, большим и снисходительным, в другие же дни — большую часть времени — он трагически одинок и страдает от пошлости жизни, ее агрессивности, будничности.

В рассказе преобладает авторское описание. Оно перемежается диалогами и монологом героя, главным образом — внутренним монологом. Алеша часто разговаривает сам с собой, поет, размышляет о жизни: "Нет, жить, конечно, имеет смысл. Другое дело, что мы не всегда умеем". Он мыслит образно, в его представлении жизнь людей неотделима от мира природы — и природа бесконечно дорога ему и близка. Ближе, чем люди, даже родные — дети, жена.

Мы знакомимся с главным героем с помощью прямых авторских оценок: "старательный работник, умелый", "был он весь новый, весь парил", с помощью оценок других людей: "Никто б не поверил, но Алёша серьёзно вдумывался в жизнь", но ярче всего он предстает перед нами в своих поступках и действиях. Он немногословен: чащё говорит сам с собой, и мысли его поэтичны и возвышенны: "Он всё изумлялся природе: из чего получился человек? Ведь не из чего, из малой какой-то малости". Люди вокруг отличаются простым и грубым складом ума, и речи их содержат просторечные, часто грубые выражения.

Сюжет рассказа тоже необычен. Весь рассказ – подробное описание банной церемонии и всего субботнего дня, одного из самых счастливых в жизни Алёши. Эпизод, фрагмент из жизни, завершённый настолько, чтобы показать страсть героя.

В том же 1973 году Шукшин создаёт и рассказ "Упорный", в название которого – указание на главную черту характера героя.

Главная тема этого рассказа – упорство, потребность в творческой жизни, в признании, поиск высшего смысла жизни.

Моня Квасов «прочитал в какой-то книжке, что вечный двигатель — невозможен... Его звали Митька, Дмитрий, но бабка звала его — Митрий, а ласково — Мотька, Мотя. А уж дружки переделали в Моню... непоседливому Митьке имя это... как-то больше шло, выделяло его среди других, подчеркивало как раз его непоседливость и строптивый характер»; «с головой ушел в изобретение такого «вечного двигателя», какого еще не было»; «от всяких трезвых мыслей он с пренебрежением отмахивался и думал... свое: "Да ну!"»; «Моне шел двадцать шестой год. Он жил с бабкой, хотя где-то были и родители, мать с отцом, но бабка еще маленького взяла его к себе от родителей (те вечно то сходились, то расходились) и вырастила. Моня окончил семилетку в деревне, поучился в сельскохозяйственном техникуме полтора года, не понравилось, бросил, до армии работал в колхозе, отслужил в армии, приобрел там специальность шофера и теперь работал в совхозе шофером»; «вот уж что у него было, так это было: если ему залетала в лоб какая-то идея... то идея эта... подчиняла себе всего Моню...». Такова характеристика главного героя. Сразу выявляется основная черта характера, выделяющая его среди всех - упорство.

В рассказе описывается всего один день из жизни упорного «чудика» Мони Квасова, но этот день необычен — герой почувствовал себя изобретателем, открывшим тайну вечного двигателя. Только мир вокруг не готов признать его величие: все недоверчиво реагируют на его заявление об открытии. Люди не то чтобы враждебны Моне — они «кургузые», по его определению, и обречены на будничную жизнь, без взлетов и разочарований, без страстей и метаний. Его отличает от всех предощущение праздника, жажда чуда познания, открытия, постоянное ожидание перемен, чего-то необычного. И автор приветствует в герое жажду жизни, его желание самоутвердиться, ценит непохожесть, нестандартность мышления, нежелание безоговорочно верить в привычные затверженные истины.

Спорщик Моня всегда готов отстаивать свою точку зрения, обычно отличающуюся от других. Но есть для него и безусловные вещи — мир природы: бормотанье реки, восход «вечного» солнца: «Все как положено. Слава богу, хоть тут-то все ясно...» А люди, суетные, смешные, достойны сочувствия и сожаления. Моня повзрослел после своей неудачи — он стал мудрее, понял, что «надо нести свой крест молча». Что же это за крест? Крест взрослости, мудрости, жалости к людям, таким маленьким и несчастным. Быстрый переход от ощущения величия и счастья — к провалу и снова — к счастью, только новому, просветленному, взрослому.

В рассказе, помимо Мони и бабки, есть и другие герои: и инженер Голубев, и его жена — учительница математики, и учитель физики Гекман. Все они хорошие, добрые люди, только какие-то зарегулированные, много работающие, устающие — такие, как все.

Авторское повествование сменяется диалогами, монологом Мони, затем его внутренним монологом. В его разговорах с бабкой много просторечных и даже грубых выражений, диалектных слов, фразеологических оборотов. Реплики его ярки и эмоциональны.

Автор использует прием повтора особенно важных слов, тем самым приближая и свою, авторскую речь к разговорной. Часто переход от авторской речи к внутреннему монологу героя почти незаметен. Авторская ирония соседствует с иронией героя. Герой чувствует себя победителем— и своему великому открытию противопоставляет «маленькие дела» простых людей (например, изобретение ими рукомойника: «Даже и думать умеете?!»). Прием контраста используется и в других случаях: «счастливый учитель» приводит доводы, которые кажутся Моне «чудовищными» — он «свирепо» наблюдает «странную радость» Гекмана; горячность Мони во время изготовления «вечного двигателя» сменяется снисходительностью, отсутствием волнения во время его «запуска»; «редкие глупости» односельчан ставятся героем на одну доску с изобретением им «вечного двигателя».

Главное событие в жизни Мони описано очень подробно, в то время как событиям предшествующим и заключающим уделено мало времени: бёгло, с помощью почти одних глаголов описана его прежняя жизнь; так же бегло, короткими нераспространенными предложениями завершается рассказ. Все вернулось на круги своя: праздник закончился, обычная жизнь обычных людей продолжается.

2.4. Основные черты русского национального характера по мнению Шукшина.

Читая рассказы, мы встретились с разными героями в разных обстоятельствах. Герои эти различаются и по возрасту, и по жизненному опыту, и по отношению к жизни. Что же их объединяет? Только то, что они деревенские жители? Какие черты русского национального характера выделяет в них писатель? Какие из этих черт он ценит и считает главными, определяющими?

  • У них одинаковое «состояние души, когда человеку остается "или плясать, или уж рвать на груди рубаху и плакать, и скрипеть зубами..."».

  • Это беспокойные «чудики», «дурачки», не похожие на других.

  • Они не поняты людьми, их окружающими.

  • Они чувствуют трагическое одиночество и отгороженность от других людей.

  • Они импульсивны, порывисты, естественны, «недогматики».

  • Это люди-бунтари, правдоискатели.

  • Они нуждаются в свободе.

  • Они противостоят равнодушию, эгоизму окружающих.

  • Они близки миру природы и ценят гармонию мира.

  • Они жаждут признания своей правоты, стремятся самоутвердиться в своей неординарности.

  • Они мечтают о чуде, чуде познания, открытия, понимания смысла жизни.

  • Они неравнодушны к происходящему вокруг.

В рассказах Шукшина "чудики" никогда не встречаются друг с другом. Их мало. Они разные. У каждого свой "пунктик", своя идея: Максим ищет веру, хочет во что бы то ни стало понять, в чём смысл жизни; Алёша Бесконвойный это уже понял и наслаждается гармонией с природой; Моня Квасов мечтает сделать открытие – каждый сосредоточен на себе, своём предназначении, своей непохожести. Люди рядом с ними нужны для того только, чтобы эту непохожесть оттенять. Только попа можно воспринимать как человека близкого Максиму по духу: он тоже отличается от всех, тоже ищет истину, борется, не вписывается в заданные рамки. Все рассказы – это рассказы-характеры.

4. Новаторство Шукшина в создании образа литературного героя.

Шукшинское слово, богатое интонационно, воспринимается нами как бы озвученным, оно воспроизводит смену психологических состояний действующих лиц, пластично очерчивая облик, духовный строй персо­нажей.

В своих художественных исканиях Шукшин преобразовывал жанры, открывая их новые возможности и резервы. Однако новаторство Шукшина традиционно. Шукшин, изображая, поэтизируя сокровенное в реальной жизни, ориентировался на народное мироощущение, юмор, речь, опирал­ся на традиции классики.

Творчество В.Шукшина представляется читателю в свободном, ес­тественном движении: в цельности и единстве проблематики, жанров, стилевой специфики. Цельность творчества Шукшина обусловлена нравс­твенно-эстетической позицией художника, которая с развитием его ис­кусства становилась все более четкой, определенной, воинствующей по отношению ко всему недоброму, отрицательному, в их разных качествах и обличиях.

Иные циклы рассказов представляют своего рода витки усложняюще­гося содержания, которое поднимает нас на новую ступень знания жиз­ненных явлений и характеров, требующих от автора и читателя более совершенных качеств исследования и анализа. Тогда, на высшей ступе­ни, наблюдается переход к сатире, цель которой не сводится, однако, к простому осмеянию. Это - сатира высокая, гражданственная, по сути своей трагедийная.

Искусство психологического портрета, речевое многообразие, ми­ровосприятие, умудренное знание жизни, гуманизм, чувство ответс­твенности - это и многое другое роднит творчество Шукшина с читате­лем.

Про Шукшина можно сказать, что он "писал без грима" – писал честно, не скрывая правды и не подгоняя результат под свои представления: не приукрашивал героев, не упрощал их характеры и мотивы поступков, не предоставлял читателю готовый ответ на вопрос "как жить?", заставлял каждого задуматься над вечными вопросами бытия. Это означает не скрывать, даже из лучших побуждений, истинного лица героя – особенно героя из народа, не стыдиться своего народа, не закрывать глаза на его пороки и ошибки.


Литература.

  1. Быстров В. "Мне бы только правду рассказать…"// Литература в школе. – 1987. – № 6.

  2. Митин Г. Слово, необходимое России// Литература в школе, 1990. - № 5.

  3. Недзевецкий В.А., Филиппов В.В. Русская "деревенская" проза. – М., 1999.

  4. Озерова К.Н. Советские писатели (краткие биографии). – М., 1988.

  5. Русская литература XX века. Вторая половина. 11 класс. Выпуск 1/ Под ред. Л.Г. Максидоновой.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002.

  6. Шукшин В.М. Вопросы самому себе. – М.: Молодая гвардия, 1981.



Рецензия.






Скачать 187.48 Kb.
оставить комментарий
Дата18.10.2011
Размер187.48 Kb.
ТипЛитература, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх