Задачи: обучающие формировать умения анализа эпического произведения, понимание приёмов создания комического, закрепить значение ряда терминов развивающие icon

Задачи: обучающие формировать умения анализа эпического произведения, понимание приёмов создания комического, закрепить значение ряда терминов развивающие


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Преступления и наказания в сказке «Белая цапля» Н. Телешова...
Правила, определяющие поведение, душевные и духовные качества, необходимые в обществе...
Задачи: Познакомить с биографией писателя...
Тема: «Хлеб на столе. Сервировка стола ужину. Элементы этикета»...
Задачи Обучающие знакомство ребенка с полифоническим произведением, работа над полифонией...
Человек, как звезда, рождается...
Задачи дисциплины Задачи курса заключаются в том...
Конкурс «учитель года-2008» номинация «дебют»...
Задачи: формировать умения сопоставлять близкие по теме произведения...
Задачи: формировать умение давать сравнительную характеристику героям литературного произведения...
Задачи урока Обучающие: формирование понятий об отрядах паукообразных на примере конкретных...
Современное декоративное искусство. Витраж...



Загрузка...
скачать
ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ КОМИЧЕСКОГО В РАССКАЗАХ А.П. ЧЕХОВА «ХАМЕЛЕОН» И М.М. ЗОЩЕНКО «ИНТЕРЕСНАЯ КРАЖА В КООПЕРАТИВЕ»


Цель: проанализировать рассказ М.М. Зощенко и выявить приёмы создания комического

Задачи:

обучающие – формировать умения анализа эпического произведения, понимание приёмов создания комического, закрепить значение ряда терминов

развивающие – стимулировать у учащихся желание проявлять инициативу, учить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно

воспитательные – формировать у учащихся понятия о чувстве собственного достоинства, принципиальности, порядочности

Оборудование:

  • проектор

  • интерактивная доска

  • ресурсы сети Интернет

  • компьютер


Ход урока

  1. Вводное слово учителя

- На сегодняшнем уроке наш разговор пойдет о двух удивительных художниках слова. А.П. Чехов и М.М. Зощенко – это те писатели, которые входят в нашу жизнь с детства и остаются с нами навсегда. Вы, конечно, помните приключения чеховской Каштанки и «великих путешественников» М. Зощенко. Такие рассказы могли создать только писатели, любящие животных, природу, людей. Они жили в разное время, не были знакомы, но есть внешнее сходство, по-моему, даже в их портретах.

- В чем оно проявляется? ( Обращение к интерактивной доске)

- Оно проявляется в ироническом взгляде. Такой взгляд имеют люди, способные посмеяться не только над другими, но и над самими собой.

Есть определенное сходство в их биографии. К статье учебника, посвященной А.П. Чехову, мы с вами уже обращались. А теперь пополним свои представления о писателе, обратившись к материалу из Интернета (Биография А.П.Чехова: http://chehov.niv.ru/chehov/bio/biografiya_4.htm).

- В какой атмосфере воспитывался писатель?

- А как складывалась судьба М. Зощенко? Давайте познакомимся с биографией М. Зощенко, представленной на сайте «Культура России» (http://www.culture.mincult.ru/formb.asp?ID=229&full).

- Оба росли в многодетной семье, рано узнали, что такое нужда, рано стали самостоятельными, оба овладели несколькими профессиями. Есть много общего и в их восприятии мира.

Когда А.П. Чехову было 17 лет, младший брат прислал ему письмо, в котором назвал себя «ничтожным и незаметным братишкой». Чехов отвечает Михаилу: «Ничтожество» свое сознаешь? Не всем, брат, Мишам надо быть одинаковыми. Ничтожество свое сознавай, знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать свое достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек? Ну и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожность.

А М.М. Зощенко вспоминал, как однажды его ошеломила встреча с крестьянами: «Я подхожу к крестьянину. Он пожилой. В лаптях. В рваной дерюге. Я спрашиваю, почему он содрал с себя шапку за десять шагов и поклонился мне в пояс. Поклонившись еще раз, крестьянин пытается поцеловать мою руку. Я одергиваю ее.

- Чем я тебя рассердил, барин? - спрашивает он. И вдруг в этих словах и в этом его поклоне … я увидел тень прошлой привычки жизни. Я услышал окрик помещика и тихий рабский ответ. Я был поражен, как никогда в жизни».

Эти писатели, хорошо знавшие жизнь, хорошо знавшие человека, создавая юмористические и сатирические рассказы, заставляя смеяться нас иногда над самими собой, помогают задуматься над очень серьезными вещами.

Цели урока:

  1. Сопоставив два рассказа, выяснить, какие приемы создания комического использует М. Зощенко?

  2. Ответить на вопрос, над чем писатели смеются и что презирают в людях?




  1. Повторение изученного материала

- Вспомните, где происходят события рассказа А.П. Чехова «Хамелеон», кто его действующие лица?


- Посмотрите инсценировку эпизода, которую приготовили ребята.

(В это время ученик, пользуясь электронной версией «Толкового словаря русского языка» Д.Н. Ушакова, ищет в сети Интернет значения слов, которые потребуются при анализе рассказа М.М. Зощенко)


- Вспомните, какие приемы создания комического использует А.П. Чехов в рассказе « Хамелеон»?


1. Говорящие фамилии

Очумелов, Хрюкин

2. Речь

использование разностильной лексики:

«Пора обратить внимание на подобных господ…»;

«Я ему покажу кузькину мать!»

3. Описание внешности, жестов, движений

«рыжий городовой»,

Очумелов подходит,

«врезываясь в толпу»

4. Несоответствия

важный вид и узелок в руке

5. Художественная деталь

к шинели обращается несколько раз



- Напомните, что такое художественная деталь и объясните, почему автор несколько раз обращает внимание на шинель Очумелова.

(Сообщение ученика)

- Художественная деталь – выразительная подробность, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку.

Шинель Очумелова – это все, что мы знаем о его внешности. На дворе лето, почему же полицейский надзиратель идет в шинели? Возможно, ответ в том, что шинель – новая, то есть в этот чин Очумелов произведен недавно. Шинель, вероятно, расстегнута. Очумелов, отправляясь на обход базарной площади, чувствует себя среди обывателей хозяином, властью. Стремясь навести надлежащий порядок, полицейский надзиратель раздражается потоком ругательств, называет владельца собаки мерзавцем, обещает показать ему «кузькину мать». Именно в это время кто-то из толпы предполагает, что собака, «кажись, генерала Жигалова!» Эти слова и послужили сигналом для тех перемен, что произошли с только что упивавшимся своей властью Очумеловым. Он, в полном соответствии со своей говорящей фамилией, очумел от услышанного. Ведь если хозяин щенка действительно генерал Жигалов, то все, что до этого Очумелов произнес в адрес владельца собаки, сказано о генерале. О генерале! Следовательно, он, Очумелов, чинов не признает, и это слышали все, собравшиеся на площади! Подобные мысли, видимо, вихрем пронеслись в голове Очумелова. И жарко, конечно, ему стало не от солнца. Изменился он, наверное, и внешне: покраснел от волнения или побледнел от испуга. Действительно – хамелеон.

- А теперь обратимся к электронной версии иллюстрации к рассказу А.П.Чехова «Хамелеон» художника С.В. Герасимова (http://www.museum.ru/alb/image.asp?8334).

- Какой эпизод изображен на ней и что ощущает в этот момент Очумелов?


  1. ^ Объяснение нового материала

- А теперь вспомним рассказ М. Зощенко «Интересная кража в кооперативе».

Выясним значение следующих слов:

кооперация

кооператив

философская (мысль)

боны

кашне

дюжина

пуд

(Обращаемся к интерактивной доске, слушаем сообщение ученика)


- Кратко передайте содержание рассказа.

(Краткий пересказ рассказа)

Пользуясь электронным вариантом «Голубой книги», (http://vvv96.narod.ru/mat/gok/z3.html#kk) находим чеховские приемы создания комического в рассказе.

- Есть ли в рассказе говорящие фамилии?

- В чем видите особенности речи героев?

- В чем особенности описания внешности, жестов, движений героев?

- Найдите несоответствия, в чем они проявляются?

- Есть ли художественные детали?

^ На основе анализа текста составляем таблицу:


1. Говорящие фамилии

в рассказе их нет, названы только профессии героев, это придает рассказу обобщающий смысл

2. Речь

использует вводные слова и предложения, они выражают отношение говорящего к сообщаемому («конечно», «естественно», «так сказать», «короче говоря»);

использует разностильную лексику: «государство», «современность», «новейшие течения», «философская мысль»; «уперли», «ужасти подобно»;


3. Описание внешности, жестов, движений

дворник «стоит и расстраивается», «подпрыгивает», «хрюкает и приседает»

4. Несоответствия

в размышлениях автора о философской мысли и украденной колбасе; все воры, но все возмущены «свершенной кражей»

5. Художественная деталь

«2 мешка сахару», «9 пудов рафинаду», «полмешка сахару», «сахару, действительно, полмешка»


- Каким вы представляете рассказчика?

- Чем похоже поведение героев рассказа М. Зощенко на поведение чеховских героев?

- Сколько хамелеонов в рассказе?

- Над чем смеются и что ненавидят писатели в людях?


  1. ^ Подведение итогов

- Хамелеонство, глупость, жадность, беспринципность – это не безобидные недостатки, а опасные пороки. Персонажи рассказов – не участники случайной комической ситуации, а люди безнравственные, бездуховные. Создавая такие персонажи, Чехов и Зощенко заставляют читателя вглядеться в самих себя, обратиться к своей совести, вспомнить о том, что «в человеке все должно быть прекрасно».

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание: прочитать рассказ М.М. Зощенко «Баня», письменно ответить на вопрос: «Что делает рассказ смешным?»




оставить комментарий
Дата18.10.2011
Размер63.7 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

не очень плохо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх