Статья поступила 27. 09. 2010 г icon

Статья поступила 27. 09. 2010 г


Смотрите также:
Статья поступила: 01. 09. 2009 г...
Статья Основные понятия Статья Бюджетная система...
Статья Основные понятия Статья Бюджетная система...
Правила землепользования и застройки Паша 2010 г...
Статья Основные понятия Статья Местные публичные финансы...
Статья Сфера применения закона Статья Основные понятия...
Статья Законодательство о гражданском судопроизводстве 11 Статья Задачи гражданского...
Статья Участники размещения заказа 5 Статья Одна Заявка от каждого участника 5...
Статья Источник финансирования и порядок оплаты 7 Статья Требования...
Статья Заказчик, Специализированная организация 4 Статья Участники размещения заказа 4...
Статья Государственный заказчик...
Статья 454. Договор купли-продажи Статья 455. Условие договора о товаре...



Муль Юрий Петрович1

Краткий обзор основных принципов и подходов при создании системы безопасности музейного учреждения

©Муль Юрий Петрович

АНО «НИИ стандартизации музейной деятельности». Россия, 191036, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 130 — 16.

e-mail: iso-museum@ya.ru

статья поступила 27.09.2010 г.

Ни для кого не секрет, что проблемы охраны и безопасности являются важнейшими в системе функционирования и развития любого хозяйствующего субъекта независимо от организационно-правовой формы и характера деятельности. В полной мере это значимо и для сферы культуры, в частности для музейных учреждений.

Актуальность проблемы обеспечения безопасности музейных учреждений, хранимых ими культурных ценностей особенно ярко обозначилась с конца 80-х годов, когда в стране начались процессы, приведшие к смене социально-политической системы, произошел разрыв или ослабление хозяйственных связей между республиками и регионами бывшего Советского Союза, заметно понизилась роль правоохранительных органов.

Масштабы развития в этот период теневых форм экономики в России, нестабильность экономической и общественно-политической ситуации заметно обострили проблемы безопасности во всех сферах, включая музейную. В значительной степени этому способствовали и террористические акты экстремистов различного толка как в нашей стране, так и за рубежом, сопровождавшиеся или даже напрямую направленные на уничтожение культурных ценностей, многие из которых погибли и продолжают гибнуть на территориях, где ведутся войны и существуют межнациональные конфликты.

Однако, с сожалением приходится констатировать, что в среде самих работников культуры всех уровней, включая государственные инстанции, степень понимания важности проблемы обеспечения безопасности части национального достояния, к которой относятся культурные ценности, сосредоточенные в музеях и иных учреждениях культуры Российской Федерации, остается неадекватной тому историческому вызову, с которым мы имеем дело в настоящий период.

Создание систем безопасности в учреждениях культуры сегодня находится на начальной стадии даже на информационном уровне, что свидетельствует о явном недопонимании актуальности данной проблемы в потенциально заинтересованной среде. Так, например, если проанализировать распределение аудитории крупнейшего межотраслевого каталога России по безопасности в истекший 10-летний период, то мы увидим, что по количеству обращений последнее место по сравнению с другими занимают медицина и культура (в совокупности менее 1%). .При этом надо учитывать, что ситуация с финансированием бюджетных сфер в стране, по сравнению с 90-ми годами прошлого века, несмотря на мировой финансовый кризис 2008 года, в целом выглядит намного лучше.

Между тем, деятельность музеев и стоящих рядом с ними музейных выставочных комплексов (МВК) разной государственно-правовой формы становится важной составной частью современной инфраструктуры экономики, деятельным элементом современных рыночных отношений. Возрастание размеров финансовых потоков, материальных и культурных ценностей в сфере культуры актуализирует проблемы обеспечения безопасности музейно-выставочной деятельности.

С учетом роста экономической составляющей деятельности музеев в условиях рынка, а также обязательности оценки музейных коллекций в стоимостном выражении, доминирующее значение приобретает решение вопросов экономической безопасности культурных ценностей (особенно при страховании музейных предметов, таможенном оформлении документов при организации выставок в России и за рубежом). Соответственно возрастает значимость системы экономической безопасности, выступающей в роли базового элемента успешного функционирования объектов культуры, что в полной мере относится и к музейным учреждениям.

Таким образом, настоятельная необходимость обеспечения безопасности в музейной сфере в современный период времени не подлежит сомнению, и мы переходим непосредственно к тому, как формировать в музейном учреждении систему безопасности и, конкретно, службу музейной безопасности.

Вопрос обеспечения безопасности культурных ценностей чрезвычайно сложен, для того, кто собирается этим заниматься, обязательно знание современного законодательства, экономики, таможенного дела, страхования, в первую очередь, основ музейного дела и музейно-выставочной работы.


Здесь мы переходим к основным принципам физической сохранности и безопасности предметов Музейного фонда Российской Федерации.

Следует отметить, что СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ – неотъемлемая составляющая часть государственной политики РФ в области культуры. Сохранение культурного достояния народов Российской Федерации относится к полномочиям федеральных органов исполнительной власти. В части предметов Музейного Фонда обязанность по сохранению культурного наследия федеральными органами исполнительной власти возложена на государственные музеи.

Исходя из этого, под МУЗЕЙНЫМ ХРАНЕНИЕМ понимается создание и поддержание физических и юридических условий, обеспечивающих аутентичное состояние предмета музейного фонда на любом участке его оборота.

Музей при этом является основным учреждением, призванным обеспечить сохранность культурных ценностей, включенных в Музейный фонд РФ .

Значимость состояния музейных предметов отражена в Положении о Музейном Фонде Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12.02й.1998 № 179, п.6 «… Собственники музейных предметов и музейных коллекций, зарегистрированных в Государственном каталоге, или музеи и иные организации, в оперативном управлении или пользовании которых они закреплены собственниками, обязаны незамедлительно сообщать Министерству культуры Российской Федерации о любых изменениях, вносимых ы информацию об этих предметах и коллекциях».

Условия хранения предметов Музейного фонда РФ, как известно были изложены в «Единых правилах организации формирования, учета, сохранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в музеях Российской Федерации», утвержденных Приказом Министерства культуры от 8 декабря 2009 г. № 842, впоследствии отмененном.

Таким образом, нормативно-правовая база и самой музейной деятельности, и обеспечения музейной безопасности пока остается прежней.


Исходя из этого, прежде всего необходимо определиться, что представляет собой имеющаяся нормативно-правовая база, на которую мы могли бы опереться.

Если говорить предельно кратко, то законодательная база, регламентирующая музейное дело в Российской Федерации, довольно обширна, хотя, по мнению значительной части музейного сообщества, в определенной степени устарела, не имеет системного характера, содержит много пробелов. Это, по мнению тех, кто в целом скептически оценивает действующее законодательство страны в сфере музейного дела, естественно, вызывает трудности при применении.

Действительно, все мы знаем, что основные нормативно-правовые акты, регулирующие и регламентирующие сферу музейной деятельности, относятся к 90-м годам прошлого века. Это федеральные законы «Об основах законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992 г. и «О Музейном фонде Российской Федерации» от 26.05.1996 г.

Кроме того, такой важнейший документ, как типовая Инструкция по учету и хранению культурных ценностей, Министерством культуры до сих пор не разработан и не утвержден, и поэтому сотрудники музеев вынуждены до сих пор пользоваться «Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР» 1985 года, которая остается основным регламентирующим документом, определяющим правила учета и хранения музейных предметов. Здесь по известному принципу: «Законе суров, но это закон». Данную Инструкцию никто не отменял, и она обязательна к исполнению.

Наряду с ней следует упомянуть в качестве необходимых документов советского периода также действующие по сей день следующие:

- Приказ Минкультуры СССР от 20 апреля 1987 года № 170 «О Положении о фондово-закупочной комиссии музеев системы Министерства культуры СССР»;

- Приказ Минкультуры СССР от 15 декабря 1987 года № 513 «Об Инструкции по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях СССР»;

- Приказ Минкультуры СССР от 31 декабря 1987 года № 630 «О Положении о фондово-закупочной комиссии музеев системы Министерства культуры РСФСР».

Если же мы, в случае необходимости обращения к нормативно-правовой базе при решении проблемы организации Службы безопасности музея, обратимся к нормативно-правовой базе уже Российской Федерации, то в целом можем насчитать 7 законов Российской Федерации, 1 указ Президента РФ от 30.11.1992 № 49 («Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации»), 11 постановлений Правительства РФ, 38 ведомственных нормативно-правовых актов, 10 государственных стандартов, в той или иной степени имеющих отношение к освещаемой проблеме. Неплохим подспорьем к этому будут более 40 различных методических рекомендаций и инструкций.

Обязательно следует отметить, что в сфере культуры основную задачу по разработке проблем безопасности выполняет Центр по безопасности культурных ценностей Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГОСНИИР) Министерства культуры РФ, при консультационной поддержке членов Межведомственного экспертного совета при Министерстве культуры России по проблемам безопасности культурного наследия, ведущих специалистов подразделений Министерства культуры Российской Федерации, Росархива и Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Центр по безопасности культурных ценностей, созданный в 1994 году, является базовым подразделением в системе Министерства культуры Российской Федерации, призванным обеспечивать современный уровень развития систем безопасности в учреждениях культуры, разрабатывающим и внедряющим перспективные системы безопасности, приборы и аппаратуру. Проводимые Центром экспертизы технических заданий, смет, проектных предложений на конкурсы по оборудованию и другой документации позволяют учреждениям культуры значительно экономить расходы на охрану и совершенствование своих систем безопасности. На базе Центра осуществляется деятельность Межведомственного экспертного совета по безопасности культурного наследия при Министерстве культуры Российской Федерации. Центр поддерживает связи с Международным Комитетом музейной безопасности ИКОМ.

В качестве источников получения необходимой информации при создании СБ музея следует также указать различные консалтинговые фирмы и специалистов, оказывающих консультационные услуги в сфере безопасности, в том числе, музейных учреждений.

Таким образом, можно заключить, что перед нами лежит значительное, пусть даже по некоторым оценкам, далекое от совершенства нормативно – правовое поле, призванное регулировать интересующую нас сферу и также известны инстанции, в которые можно обратиться в случае необходимости.

Далее хотелось бы остановиться на некоторых понятиях, используемых в сложном процессе формирования системы безопасности хранения культурных ценностей, а именно понятии охраны музейных ценностей, режима охраны музейных ценностей, а также безопасности музейных ценностей.

Зконодательство о музейном деле Российской Федерации подразделяет хранение на две взаимосвязанные и неразрывные функции:

- обеспечение физической сохранности;

- обеспечение безопасности.

Обеспечение охраны музейных ценностей и обеспечение безопасности музейных ценностей находятся в неразрывной связи, в рамках реализации единой функции их хранения.

Разделяя охрану и безопасность предметов Музейного фонда РФ, мы формулируем вышеозначенные понятия следующим образом:

Под охраной музейных предметов понимается комплекс мер, обеспечивающих юридическую неприкосновенность предметов Музейного фонда РФ на любом участке их оборота.

Режим охраны музея представляет собой комплекс мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств в отношении охраняемых предметов культуры, а также административных правонарушений путем обеспечения:

- инженерно-технической укрепленности, оборудования зданий и помещений музея средствами охранной сигнализации, организации постов охраны, опечатывания помещений, соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, организации хранения ключей от помещений.

Режим охраны, установленный в музее, должен предусматривать такой порядок опломбирования и опечатывания хранилищ и экспозиционных помещений, который бы исключил возможность проникновения в них посторонних лиц и обеспечил сохранность музейных предметов, находящихся на материальной ответственности отдельных хранителей.

Исходя из этого, становится очевидной важность правильной организации ключевого хозяйства в музее, главной задачей при организации которого является установление строгого контроля за пользованием ключами или карточками доступа к электронным замкам, а также исключение возможности несанкционированного доступа посторонних лиц в экспозиционные залы, хранилища, реставрационные и иные помещения музея.

Ответственность за организацию ключевого хозяйства возлагается внутримузейной инструкцией на определенное должностное лицо музея. Как правило, эти функции осуществляет главный хранитель или заместитель директора по безопасности.

Под безопасностью понимается комплекс мер, направленных на снижение риска нарушения физической и юридической неприкосновенности культурных ценностей на любом участке их оборота.

Заместитель директора по безопасности несет ответственность за организацию охраны, антитеррористической и противопожарной защиты всех помещений и объектов музея, музейных предметов. Находящихся в местах экспонирования в хранилищах, обеспечивает взаимодействие с правоохранительными органами. В случае отсутствия должности заместителя директора по безопасности, его функции выполняет заместитель директора по административно-хозяйственной работе.


Исходя из сказанного, становится очевидной та роль, которую призван сыграть в обеспечении сохранности и безопасности музейных предметов Главный хранитель музея. Все должностные лица музея все действия и работы по обеспечению охраны и безопасности, улучшению условий хранения музейных предметов, а также работы, исполнение которых может повлечь изменение режимов хранения и обеспечения безопасности музейных предметов, обязаны согласовывать и координировать с Главным хранителем.

Таким образом, исходя из его функциональных обязанностей, в том числе, в части обеспечения сохранности музейных предметов и помещений, их охраны и безопасности, Главный хранитель является ключевой руководящей должностью в музее, фактически первым заместителем директора. Как известно, назначение на должность главного хранителя и освобождение от занимаемой должности возможно только по письменному согласованию с собственником музея (Приказ Минкультуры РСФСР от 5.11.1980 № 645 «Об утверждении Типовых должностных инструкций работников музеев»).

Здесь хотелось бы сказать несколько слов об основной музейной должности, напрямую связанной с обеспечением охраны и безопасности музейных предметов и помещений, чья типовая должностная инструкция прописана в том же Приказе Минкультуры РСФСР – это музейный смотритель.

1. Смотритель музея является техническим сотрудником музея. В установленном порядке назначается на должность и освобождается от должности директором музея.

2. По вопросам исполнения своих служебных обязанностей находится в непосредственном подчинении зам. директора по административно-хозяйственной работе (в музее, где отсутствует эта должность, директору музея). Смотритель филиала подчиняется заведующему филиалом. Выполняет распоряжения главного хранителя по вопросам, связанным с сохранностью экспонатов.

3. Смотритель несет материальную ответственность за сохранность экспонатов во вверенной ему экспозиции от порчи и хищения в часы дежурства. Договор о материальной ответственности оформляется в соответствии с действующим законодательством.

4. Перед открытием музея для посетителей и по окончании его работы сдает по описи вверенную ему экспозицию дежурному сотруднику.

Уход с поста во время дежурства разрешается только с ведома ответственных лиц, при условии замены.

5.В случаях возникновения пожара лично принимает срочные меры ля его тушения. Должен знать местонахождение огнетушителя и других противопожарных приспособлений, уметь с ними обращаться.

6. Следит за чистотой закрепленных за ним залов (сметает пыль с витрин, окон, драпировок, проветривает помещение и т.д.).

7. Наблюдает за тем, чтобы посетители не нарушали правила поведения в музее и режим его работы.

Смотритель должен знать правила по технике безопасности и противопожарной защите.

А теперь переходим к тому, где, собственно. Выполняет свои обязанности музейный смотритель – к экспозиционному помещению музея.

Экспозиция в изобразительном искусстве представляет собой принципы и порядок размещения художественных произведений, выставленных для обозрения.

Экспозиция предполагает:

-научное обоснование, систематическую классификацию и последовательность представления экспонатов;

-доступность экспонатов для обозрения и изучения;

-оптимальное освещение;

-защиту и соблюдение норм консервации;

-учет художественных норм экспозиции.

Музейная экспозиция представляет собой форму публичного представления музейных предметов, обеспечивающую максимальное раскрытие культурной, исторической, научной ценности предметов Музейного фонда РФ, при соблюдении требований их юридической защиты и физической безопасности.

- Охрана и безопасность экспозиционного построения не могут ухудшать состояний охраны и безопасности музейных предметов и музейных коллекций

- Устройство и оборудование экспозиционных залов должны предусматривать создание оптимальных условий для показа и сохранности экспонатов

- Экспозиционное оборудование (стенды, шкафы, витрины, подставки и т.п.) снабжаются внутренними замками и специальными приспособлениями для наложения пломб и печатей

- Витрины и шкафы для предметов из драгоценных металлов и камней, оружия должны быть оборудованы сигнализацией

- Не допускается экспонирование ботанических материалов без герметизации более одного месяца

- Категорически запрещается размещение экспонатов вблизи отопительных приборов и вентиляционных установок

Если в итоге проанализировать основные требования, предъявляемые к сохранности предметов Музейного фонда РФ, то мы придем к выводу, что первоочередной целью деятельности государственных музеев в России является обеспечение физической сохранности и безопасности музейных предметов и музейных коллекций.

Хранение музейных предметов и музейных коллекций представляет собой комплекс мероприятий, направленных на их долговременную сохранность, исключающих хищение, разрушение и повреждения, обеспечивающих поддержание в оптимальном физическом состоянии, а также создание благоприятных условий для их изучения и представления. Меру сохранности музейных предметов отражает понятие риска

Риск – в широком смысле формулируется как возможность появления обстоятельств, обуславливающих:

-нанесение ущерба состоянию музейных предметов;

-утрату или иное изменение юридического статуса музейного предмета;

-опасность физической утраты;

-опасность финансовых потерь;

-неуверенность или невозможность получения ожидаемых результатов, которые преследует перемещение или хранение музейных предметов.

Одним из нормативных условий хранения музейных предметов и музейных коллекций является обеспечение охранного и противопожарного режимов.


Эффективность охранных мероприятий обуславливается собственно существующей системой безопасности в музее, которую, в свою очередь, направляет и контролирует Служба безопасности музея, уровнем ее материально-технической оснащенности, кадровым составом, характером взаимодействия с соответствующими административными и охранными структурами.

В настоящее время безопасность и надежность хранения объектов музея предполагает создание многоуровневой системы обеспечения безопасности коллекций, зданий, территорий, персонала, информации и т.п., однако существует ряд основных правил (принципов подхода), которыми следует руководствоваться при организации службы безопасности, лежащих в основе ее деятельности:

- при формировании Службы безопасности музея необходимо учитывать соотношение «затраты – эффективность», то есть затраты на обеспечение охраны и безопасности хранимых в музее культурных ценностей должны, при условии обеспечения гарантий безопасности последних, должны быть адекватны и оптимальны.

- служба безопасности интегрируется во все бизнес-потоки музейной деятельности и осуществляет общий контроль за соблюдением нормативных требований по сохранности музейных предметов.

- универсальность принципа обеспечения безопасности музейных предметов - не только сотрудниками службы безопасности, но и сотрудниками других музейных подразделений, поскольку они, при выполнении своих должностных обязанностей, в различной степени, прямо или косвенно, участвуют в этом (матричный принцип деятельности Службы безопасности);

- служба безопасности не подменяет собой учетные или хранительские подразделения и не вмешивается в их деятельность;

- служба безопасности не подменяет собой наружную (по охраняемому периметру) охрану музея;


Какие же непосредственно меры, а точнее, комплекс мер, должны обеспечить защиту музейных объектов и коллекций посредством усилий Службы безопасности?

Их можно сгруппировать следующим образом:

- организационные, определяющие тактику защиты объектов, структуру и численность сотрудников охраны, обеспечивающие, на основе нормативных документов, контроль за функционированием системы безопасности;

- инженерно-защитные – по обеспечению технической укрепленности с использованием различных конструкционных элементов;

-оснащение музея техническими средствами охраны (системы сигнализации, пожаротушения, теленаблюдения, связи и др.), обеспечивающими выявление нештатных ситуаций и передачу тревожной информации на пульт наблюдения для вызова служб реагирования;

- материально-финансовое обеспечение деятельности служб безопасности;

- информационно-аналитическое обеспечение деятельности структур, обеспечивающих безопасность музея в целом, т.е. мероприятия по профилактике и прогнозированию нештатных ситуаций;

- работа с персоналом, в том числе с кадровым составом службы безопасности.

Учет необходимости планирования и реализации вышеприведенного комплекса мер позволяет выработать стратегию и тактику принципов построения комплексной системы безопасности, включающей оптимальное сочетание эффективного использования технических средств и людских ресурсов с материально-организационными особенностями и спецификой функционирования музея, а также организационную структуру и состав охраны.

Для того, чтобы успешно выполнять этот комплекс мер по обеспечению безопасности музея, при создании службы безопасности следует учитывать ряд основных факторов, определяющих специфику конкретного музея:

- форма собственности (государственная, негосударственная);

- порядок и размеры финансирования;

- статус музея;

-типология и количественный состав музейных предметов, находящийся в музее на хранении;

- интенсивность выставочной деятельности;

- степень (уровень) посещаемости музея;

- структура музея;

- численность и квалификация персонала и т.д.

Таким образом, формирование службы безопасности, при необходимости учета ряда общих принципов, должно быть предельно конкретным для каждого отдельного случая и определяться спецификой музейного учреждения.

С чего же непосредственно начинается сам процесс организации (создания, формирования) службы безопасности конкретного музея? Он начинается с подготовительных мероприятий, в основе которых лежит анализ конкретной музейной ситуации. Контурные позиции такого анализа уже были перечислены выше.

Следует отметить, что созданию комплексной системы безопасности в музее предшествуют чаще всего реальная необходимость в защите упредительного или постситуационного характера от имевших место угроз, или же распоряжение вышестоящих структур или учредителей.

Следующим шагом в этом направлении является аналитическая оценка сложившейся в музее ситуации, содержащая перечень существующих проблем, прогноз развития ситуации в целом, по отдельным направлениям и предложения по устранению отмеченных недостатков, причин и условий, способствующих их возникновению. Как правил, аналитическая оценка готовится специалистами – экспертами в области музейной безопасности и представляется руководству музея в виде аналитической записки (справки).

Данная аналитическая записка явится основой для разработки Концепции по обеспечению охраны и безопасности музея, а также создания на ее основе нормативных и служебных документов, что позволит руководству музея более эффективно принимать соответствующие кадровые, финансовые и другие организационно-управленческие решения. Концепция составляется с учетом нормативной базы и комплекса документов (Устав и Концепция музея, бюджет, текущие и перспективные планы, штатное расписание) и пр.

В Уставе зафиксированы основные цели и задачи музея. Сравнение целей и задач с конкретной ситуацией внутри музея и вне его дает возможность сгруппировать основные задачи будущей Службы безопасности. Все документы, относящиеся к обеспечению охраны музея и хранимых в нем музейных ценностей, должны быть утверждены руководством музея, но Концепция по обеспечению охраны и безопасности должна иметь самый высокий статус.

Данная Концепция является основой построения системы охраны музея, на ее базе будет строиться в дальнейшем модель данной системы, разработан организационно-экономический механизм ее функционирования на текущий момент и на перспективу.

Именно Концепция позволит выявить и проанализировать совокупность факторов угроз, рисков, возможности и вероятность их возникновения с учетом особенностей музея, и затем уже на этой основе выбрать адекватные формы защиты, предусмотреть средства контроля их осуществления.


Заключение аналитической записки должно содержать независимую квалифицированную оценку системы безопасности музея, а также соответствующие рекомендации по созданию Службы безопасности, организационно-экономических принципах ее функционирования.

В Концепции определяется Структура, численность и состав Службы безопасности, что обусловлено реальными потребностями и финансовыми возможностями музея, учитывается степень конфиденциальности наличествующей в музее информации, сектором рынка, на котором он функционирует, возложенными на него целями и задачами и другими факторами, которые имеют прямое или косвенное значение для обеспечения безопасности музея.

Критериями эффективности деятельности Службы безопасности могут выступать полное или частичное пресечение угроз, посягательств или противоправных действий в отношении музея в разных аспектах и желательно на более ранних стадиях их возникновения. В свою очередь, объективная оценка состояния безопасности может быть осуществлена на основе сравнительного анализа происшествий за фиксированные промежутки времени (ежемесячно, ежегодно).

В зависимости от конкретики, которая определяется в первую очередь финансовыми возможностями того или иного музея, формируется или собственная Служба безопасности, которая будет в состоянии самостоятельно решать весь комплекс поставленных перед ней задач, или реализуется комплексный принцип организации Службы безопасности. В этом случае физическую и техническую, противопожарную охрану осуществляют специализированные государственные структуры (органы милиции и пожарной охраны), а работу по остальным направлениям выполняют собственные кадры музея. Возможно также абонентное обслуживание силами сотрудников охранных агентств или правоохранительных органов на контрактной основе. Все три варианта не исключают привлечения экспертов со стороны.

Формирование структуры Службы безопасности является ответственной задачей руководства (т.е. директора) музея, поскольку от того, насколько оптимальной является ее организация и побран кадровый состав, во многом зависит успешность функционирования музейного учреждения.

Как правило, общее руководство всей существующей в музее системой безопасности осуществляет первый руководитель (директор), по инициативе которого и создается Служба безопасности. Данное обстоятельство объективно обусловлено, так как только директор может обеспечить координацию усилий всех структурных подразделений в целях выполнения задач обеспечения охраны и безопасности с использованием материально-финансовых средств и людских ресурсов. Именно директор определяет саму возможность и масштабы формирования этого специализированного подразделения.

Если речь идет о бюджетной организации, следует указать, что в этом случае необходимо соответствующее решение вышестоящих органов с утверждением штатного расписания, финансирования и т.п. При этом нельзя не отметить, что в государственных организациях подразделения безопасности, соответственно, должности сотрудников службы безопасности вводятся лишь в крупнейших музеях, библиотеках и т.д., где сосредоточено национальное достояние России, и перечень которых утверждает Министерство культуры Российской Федерации.

Директор музея руководит и в конечном счете отвечает за весь комплекс мероприятий по охране и безопасности, но базовыми материалами для принятия им управленческих решений должны являться информационно-аналитические материалы, подготовленные Службой безопасности, что говорит о настоятельной необходимости наличия в составе Службы безопасности аналитического отдела (группы).

Непосредственно Службу (отдел) безопасности возглавляет один из заместителей директора в ранге второго заместителя. Он является проводником осуществления концепции безопасности музея, осуществляет конкретные мероприятия по обеспечению безопасности всех аспектов деятельности музея, культурных, материальных, финансовых и иных ценностей, а также защиты персонала.

Введение должности заместителя директора по безопасности на уровне второго заместителя (после главного хранителя) целесообразно именно потому, что базовым условием собственно существования музея является сохранность культурных ценностей. При этом полномочия заместителя директора по безопасности должны быть гораздо шире, чем других заместителей, поскольку охватывают все сферы, в которых может возникнуть или существует угроза безопасности. Здесь мы снова возвращаемся к одному из основных правил (принципов подхода) -- универсальности принципа обеспечения безопасности музейных предметов - не только сотрудниками службы безопасности, но и сотрудниками (и, естественно, руководителями) других музейных подразделений. В данном случае мы имеем дело все с той же матричной системой (иначе говоря, схемой) организации деятельности Службы безопасности, что предполагает эффективное использование потенциала всех подразделений музейного учреждения в целях обеспечения его безопасности (при контролирующей и координирующей роли Службы безопасности). Иначе говоря, осуществление всех функций и мероприятий по защите безопасности не является прерогативой только Службы безопасности, а прямо или косвенно входит в должностные обязанности всех сотрудников музея, главной задачей которого является хранение и экспонирование культурных ценностей. Подобное понимание роли Службы безопасности и определяет рамки выполнения задач по конкретным направлениям действий Службы безопасности, а также выполняемых персоналом других подразделений.

Однако матричная схема способна существенно повысить собственную эффективность Это, как правило, происходит неизбежно, поскольку естественно и объективно обусловлено действием человеческого фактора.

Что здесь имеется в виду? Тесное переплетение усилий сотрудников Службы безопасности музея и персонала других его подразделений в целях обеспечения музейной безопасности может органично сочетаться с широким применением сотрудниками Службы безопасности некоторых приемов и методов оперативной работы в отношении персонала других подразделений собственного музея, равно как и среди конкретных лиц и организаций в окружении музея, включая представителей партнеров музейного учреждения, в том числе зарубежных. Это способно многократно усилить действенность матричной схемы организации деятельности Службы безопасности, особенно если учесть то обстоятельство, что среди руководителей и сотрудников Служб безопасности, как правило, часто встречаются бывшие сотрудники правоохранительных органов, в том числе, оперативники.

Теперь несколько слов о документальной базе, которая должна быть разработана в целях обеспечения системы безопасности в музее и функционирования музейной службы безопасности и утверждена руководством музейного учреждения:

- Положение о службе безопасности музея;

- Инструкция по ключевому хозяйству, возлагающая ответственность за ведение ключевого хозяйства помещений, в которых хранятся музейные предметы, на Главного хранителя;

- Инструкция по противопожарной безопасности, включая схему эвакуации и журналы инструктажа; В основу должны быть положены ВППБ от 13.01.1994 – Ведомственные правила пожарной безопасности.

- Инструкция по действиям персонала музея в случае чрезвычайных ситуаций (катастрофы, стихийные бедствия, действия экстремистов и т.п.) – составляется совместно с представителями МВД, ГО и ЧС, ФСБ;

- Инструкция по охране музея – составляется и выполняется совместно с представителями органов МВД, непосредственно обеспечивающих охрану музея;

- Инструкция по действиям персонала в случае обнаружения фактов утраты, хищения, не обнаружения на месте предмета Музейного фонда РФ.


Важнейшим документом, регламентирующим деятельность Службы безопасности (далее – СБ) музейного учреждения, является утверждаемое Приказом директора музея Положение о службе безопасности, которое включает в себя:

- общую часть Положения о СБ;

- перечень основных задач СБ;

- основные функции СБ;

- раздел о правах СБ;

- раздел об организация мероприятий в чрезвычайных ситуациях;

- комплекс мер безопасности музея;

- раздел о безопасности хранения музейных коллекций;

- раздел об оснащении СБ инженерно-техническими и телекоммуникационными средствами;

- о ликвидация и реорганизация СБ.

А теперь перейдем непосредственно к задачам и функциям Службы безопасности музея, а также к правам, которыми она наделяется в соответствии с Положением о СБ.

В качестве основных задач СБ музея можно выделить следующие:

1.Обеспечение круглосуточной охраны музея, исключающей неконтролируемое проникновение посторонних лиц на территорию и в здание.

2. Контроль криминогенной обстановки в музее и на прилегающей территории: своевременное выявление источников опасности и их быстрая локализация.

3. Исключение преступных посягательств на экспонаты, хищений, актов вандализма; обеспечение охраны зданий и защита ценностей во время возникновения чрезвычайных ситуаций.

4. Введение и поддержание строгого контрольно-пропускного режима допуска в рабочие помещения и хранилища.

5. Задержание и передача правоохранительным органам нарушителей общественного порядка и преступных элементов.

6. Обеспечение безопасности персонала и посетителей музея, организация мероприятий по эвакуации людей и ценностей.

7. Противопожарная профилактика и обеспечение мер защиты на случай возникновения пожара и прибытия городских пожарных команд.

8. Разработка совместно с заинтересованными службами планов усиления физической и технической укрепленности объекта, включая технические средства охраны и противопожарной автоматики; контроль реализации мероприятий по разработанным планам.

9. Создание, внедрение, контроль, функционирования единой системы пожарной и охранной сигнализации, а также технических средств защиты культурных ценностей; модернизация существующих систем охраны на базе новейших технических достижений.

10. Контроль за правильностью эксплуатации системы жизнеобеспечения соответствующими службами и координация их повседневной деятельности с работой Службы безопасности; контроль за организацией работы технических служб музея по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций при нарушении строительных конструкций, повреждения инженерного оборудования и коммуникаций.

11. Тесное взаимодействие с местными правоохранительными органами и аварийно-спасательными службами.

12. Прогнозирование возможных последствий чрезвычайных ситуаций и отработка совместных действий всех служб.

Исходя из решаемых Службой безопасности задач определяются ее функции.

Так, к основным функциям музейной Службы безопасности, в соответствии с типовым Положением о СБ, могут быть отнесены:

1. Разработка и совершенствование структуры охраны музея на основании тщательного изучения и анализа особенностей и выявления уязвимых мест охраняемых объектов, изменяющихся условий и материальных возможностей; подготовка и осуществление текущей программы обеспечения безопасности объекта, ориентированных на постоянную модернизацию системы технических средств охраны.

2. Подбор и укомплектование штатов подразделений охраны на контрактной основе, с учетом социальных, медицинских и профессиональных требований.

3. Организация обучения, аттестация персонала Службы безопасности.

4. Систематическое проведение тренировок по отработке действий всего персонала музея в экстремальных ситуациях.

5. Выбор оптимальной системы сигнализации и мест установки приборов, организация пульта централизованного наблюдения, оснащенного всем необходимым; обеспечение оперативного устранения нарушений, возникающих и обнаруженных в системе сигнализации и технических средствах охраны, а также допускаемых лицами, осуществляющими контроль за пропускным режимом.

6. Обеспечение персонала охраны экипировкой и современными средствами связи; содержание помещений для оперативных и дежурных подразделений охраны, постовых будок, турникетов, бытовых помещений.

7. Организация и контроль порядка допуска персонала и посетителей в помещения музея.

8. Контроль назначения лиц, ответственных за режим и противопожарное состояние всех помещений и участков территории музея.

9. Обеспечение совместно с техническими службами постоянного контроля за исправным состоянием технических средств охраны, средств оперативной связи, противопожарных систем.

10. Своевременное оформление заявок на приобретение для персонала СБ всех видов материального обеспечения, а также предоставление в дирекцию обоснованных расчетов на финансирование содержания всех видов охраны и расходов на техническую укрепленность объекта.

11 Обеспечение исправного состояния и функционирования замково-ключевого хозяйства.

12.Сотрудничество с отечественными и зарубежными музеями с целью обмена передовым опытом охраны культурных ценностей.

13. Ведение необходимой служебной документации – вахтенных журналов, постовых ведомостей и др., фиксирующих режим работы персонала охраны, происшествия и отключения от нормального режима деятельности музея.

14. Организация и участие в расследовании всех возникающих в музее случаев возгорания, преступных посягательств на хранящиеся предметы и персонал, краж или других причин гибели, порчи или хищения музейных предметов \ экспонатов и материальных ценностей, вызов представителей следственных органов, немедленное информирование вышестоящих инстанций, а в случае преступных посягательств и нападений – передача соответствующих материалов в средства массовой информации с целью мобилизации широкой общественности на поиск похищенных ценностей и задержание преступников; оказание всемерной помощи правоохранительным органам в расследовании случаев преступных посягательств на экспонаты и имущество музея, причин возникновения пожаров и т.п.; согласование с местными правоохранительными органами перечня и порядка применения дозволенных штатных средств обеспечения безопасности, а также действий по отношению к лицам, задержанным за умышленное нарушение установленных правил поведения.

15. Контроль за наличием в музее документации и фотофиксации культурных ценностей на случай передачи этих материалов при необходимости розыска и идентификации похищенных предметов.

16. Определение порядка и наблюдение за его соблюдением при проведении видео-, кино-, фотосъемок на территории и в помещении музея.

И, наконец, какими же правами может быть наделена Служба безопасности музея?

В соответствии с решаемыми Службой безопасности музея задачами и ее функциями, Служба безопасности имеет право:

1. Не допускать в здания и на территорию музея лиц с просроченными или испорченными служебными документами.

2. Осуществлять в установленном порядке досмотр грузов, ввозимых и вывозимых из музея, осуществляемый на основании товарно-транспортных накладных и специальных пропусков сотрудниками музея и иными лицами.

3. Проводить личный досмотр и досмотр вещей, находящихся в помещениях музея или на его территории при возникновении нештатной ситуации в установленном порядке в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

4. Требовать от всех сотрудников музея, а также посетителей соблюдения правил безопасности и внутреннего распорядка. В случае злостного нарушения указанных правил

поведения работники охраны имеют право принять меры к задержанию нарушителей с сопровождением их в дежурное помещение для последующего разбирательства и составления документа о происшедшем.

5. В выходные дни и в нерабочее время суток в отсутствие директора или лица, его замещающего, дежурный руководитель Службы безопасности возглавляет всех эксплуатационно-технических служб музея и выступает от имени директора при контакте с аварийно-спасательными службами; в это время его указания, направленные на обеспечение безопасности, при отсутствии другого сотрудника, замещающего директора, обязательны для всего персонала; в критических ситуациях по указанию руководства или в его отсутствие принимать на себя управление и брать на себя ответственность за действия всех служб и подразделений музея по преодолению факторов опасности.

6. Осуществлять страхование жизни и здоровья сотрудников Службы безопасности на период выполнения ими служебных обязанностей по обеспечению охраны и безопасности объектов.

7. Ходатайствовать о материальном и иных мерах поощрения сотрудникам, отличившимся при ликвидации или предотвращении прямой угрозы для безопасности музея.

Решение задач, возложенных на Службу безопасности музея, осуществление ее функций невозможно без использования современных инженерно-технических и телекоммуникационных систем. К ним относятся средства связи, вычислительная техника, компьютеры, фото- и кинотехника, системы видеонаблюдения, охранно-пожарные системы и прочие специальные средства защиты. Все вопросы технического обеспечения и финансирования Службы безопасности решает заместитель директора по безопасности непосредственно с директором музея.

Вот перечень минимальных требований к оснащению Службы безопасности музея инженерно-техническими и телекоммуникационными средствами.

1. Оборудование охраняемых территорий, зданий, объектов должно соответствовать требованиям соответствующих ГОСТов и нормативов по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией. При этом должна быть учтена категория здания (памятник или нет), а также особенности организации охраны.

2. При оборудовании каждого отдельного объекта охраны необходимо исходить из принципа индивидуального подхода к каждому из них, с учетом специфики и уязвимости мест хранения материальных и культурных ценностей и документов. При этом обязательно следует учитывать, функция охраны в музее осуществляется СБ в условиях доступа посетителей к экспонируемым культурным ценностям.

3. При проектировании комплекса ТСО (технических средств охраны) на территории и в помещениях музея должна устанавливаться аппаратура, прошедшая сертификацию в установленном порядке.

4. Оборудование (монтаж) и подключение ТСО на объекте должно проводиться либо монтажными группами отделов вневедомственной охраны (ОВО) или специализированными пректно-монтажными организациями, имеющими лицензию на проведение такого рода работ.

5. Объекты культуры должны оборудоваться многорубежной системой сигнализации.

6. Технические системы охраны, устанавливаемые в экспозиционных помещениях, должны вписываться в интерьеры и не нарушать художественного восприятия.

7. Для защиты музея и его персонала от преступных посягательств на рабочих местах администраторов залов, кассиров устанавливаются скрытые кнопки тревожной сигнализации, которые предназначаются для передачи сигнала тревоги на ПЦО (пункт центрального оповещения) для принятия своевременных мер в случае разбойного нападения на объект.

8. Выбор используемых для усиления охраны телевизионных систем наблюдения осуществляется исходя конкретных условий музея и его финансовых возможностей.

9. Электропитание системы сигнализации должно осуществляться бесперебойно от независимого источника, который должен быть способен в случае аварийного отключения обеспечить электропитание в течение не менее 2-х часов.

10. Для усиления охраны объектов следует применять разные виды оповещателей (емкостные, локальные, звуковые).

11. Эксплуатация всех видов ТСО должна осуществляться в соответствии с проектной документацией: проектными решениями, схемами прокладки кабельных сетей, техническими описаниями и инструкциями по эксплуатации, паспортами (формулярами) на изделие.


В Ы В О Д Ы.

Таким образом, говоря об организации Службы безопасности музейного учреждения, мы можем выделить ряд следующих основных моментов:

1. Начинать необходимо с глубокой аналитической проработки вопроса, предпочтительно с привлечением квалифицированных специалистов.

2. Подход к организации и формированию Службы безопасности музея должен быть конкретным, с обязательным учетом особенностей и возможностей данного музейного учреждения, формы собственности, нормативно-правовой базы.

3. В основе должен лежать принцип комплексного подхода, учитывающий многообразие мер, необходимых для создания полноценной системы безопасности в данном музее.

4. Основополагающим документом должна быть Концепция охраны и безопасности музея. Концепция является основой построения системы охраны музея, на ее базе строится модель данной системы, разрабатывается организационно-экономический механизм ее функционирования на текущий момент и на перспективу.

5. На основе концепции разрабатываются и утверждаются руководством музея необходимые нормативные документы и инструкции, в том числе Положение о службе безопасности музея, где раскрываются задачи СБ музея, ее функции, права, требования к материально-техническому обеспечению СБ и т.д.



1Муль Юрий Петрович, советник директора Научно-исследовательского института стандартизации музейной деятельности.




Скачать 304.14 Kb.
оставить комментарий
Дата18.10.2011
Размер304.14 Kb.
ТипСтатья, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх