Уроки 37 40 icon

Уроки 37 40



Смотрите также:
Валуева Ольга Павловна педагог-новатор...
План Отличительные черты нетрадиционного обучения. Роль нетрадиционного обучения в образовании...
Тема: «Нетрадиционные уроки»...
Уроки. Английский. Шаг 1-3 Программы из серии «НЕсерьезные уроки. Английский»...
Уроки математики к и М. 1 кл. Часть1...
«Годовой календарный круг праздников»...
Методическое пособие кэлектронным урокам «Комбинаторика. Статистика. Теория вероятностей»...
* Уроки по 45 минут...
* Уроки по 45 минут...
* Уроки по 45 минут...
Уроки и уроки праздники Тема: Явыбираю кашу...
Урок литературы в 6 классе Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»...



страницы:   1   2   3   4
скачать
Уроки 37 - 40


БИБЛИЯ КАК ПАМЯТНИК КУЛЬТУРЫ


В начале было Слово,

и Слово было у Бога,

и Слово было Бог.

Евангелие от Иоанна


ТЕКСТЫ К УРОКАМ

Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Издание Московской патриархии. М. 1968.



Урок 37. Мир Ветхого Завета. Сотворение мира


И увидел Бог всё, что Он создал,

И вот, хорошо весьма.

Бытие.1,31.


У. Изучение литературы Древнего Египта, Шумера, Вавилонии и Греции позволило вам выявить некоторые общие особенности литератур древних народов.

Основой древней литературы была мифология, объяснявшая мир и содержавшая в себе зачатки религии, науки, искусства, права, нравственности. Вначале художественные тексты были частью религиозного ритуала. Они повествовали о возникновении мира, человека, об истории народа - так зарождался эпос. Религиозные песнопения легли в основу лирики, религиозные обряды (театрализованные действия) в основу драмы. С появлением письменности возникла литература в узком смысле слова - письменные тексты.

В последующие эпохи судьба древних литератур складывалась по-разному. Так, литературы Древнего Египта и Вавилонии сначала как бы «исчезли» и стали доступны современной европейской культуре только в XIX веке. Зато литература Древней Греции не только никогда «не исчезала», но и постоянно оказывала сильное влияние на развитие культуры народов Европы.

Особо важную роль в культуре и религии народов Европы сыграла Библия (греческое – «книга», «свиток») - сборник религиозных «священных книг», созданных древними евреями. Без знания этих книг невозможно понимание не только истории европейской и русской культуры в целом, но и произведений искусства в частности.


Библия как памятник культуры.


^ БИБЛИЯ КАК ПАМЯТНИК КУЛЬТУРЫ

Библия1 - сборник созданных древними евреями религиозных «священных книг», без знания которых невозможно понимание не только истории культуры, но и современной литературы.

Библия состоит из двух частей, которые называются Ветхий Завет1 и Новый Завет.

Книги Ветхого Завета – религиозные книги иудаизма2. Они отражают веру евреев, живших на территории Палестины, в единого Бога3. Эти книги были составлены еврейскими священнописателями в XI-I вв. до н.э. и содержат в себе историю еврейского народа, религиозные предписания, юридические и нравственные заповеди4, псалмы5, притчи6, пророчества7.

Позже Ветхозаветное ядро было воспринято христианской религией, возникшей в I в. н.э. в восточных провинциях Римской империи и являющейся сегодня одной из мировых религий.

Священной книгой всех христиан наряду с Ветхим Заветом является Новый Завет. Основные книги Нового Завета: четыре «Евангелия8», а также деяния апостолов9, послания апостолов, «Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис10)». Евангелия были записаны в I в. н.э. В них рассказывается об учении, жизни, смерти и воскресении Богочеловека Иисуса Христа-Мессии11.

Вслед за христианством Ветхозаветное ядро было воспринято и исламской традицией. Ислам12 (мусульманство13, магометанство14) - мировая религия, основанная в VII в. в Аравии пророком Мухаммедом (Магометом). Магомет родился около 570 – умер в 632 году. Согласно учению ислама, Мухаммеду Богом была передана мусульманская священная книга Коран15, в которой пересказываются преимущественно устные поздние сказания, основанные на Ветхом и Новом завете.

Изучение Библии осложняется наличием разных точек зрения на то, что в ней изложено. Христиане свято верят во все, написанное в Новом Завете. Для мусульман Иисус - Иса – пророк (предсказатель), а не сын Бога. Свой взгляд на Библию имеют и представители других религий, и неверующие, которые считают фактом только то, чему находят исторические доказательства.


Краткая справка о Библии дана в ваших учебниках. Прочитайте введение в статью «Библия как памятник культуры» (Особое внимание следует уделить комментариям, данным в сносках.)

Дети читают.

У. Итак, Библия - религиозные книги, но в них просматриваются черты различных литературных жанров: исторических повествований, религиозной лирики, бытовой притчи нравственного содержания, изречений, похожих на пословицы, и других. Поэтому на уроках литературы вам предстоит знакомство с этими книгами.

Еще раз повторяю, что нельзя быть культурным человеком, не имея представления о Библии. Многие сюжеты библейских сказаний легли в основу музыкальных, живописных и литературных произведений. Религиозные взгляды определяли мировоззрение и поступки людей и литературных героев. Многие изречения стали пословицами и поговорками, например, такие, как «Око за око, зуб за зуб», «запретный плод сладок» и так далее.

У нас в стране – свобода вероисповедания, поэтому каждый имеет право иметь свою точку зрения на библейские книги. Но объединяет всех просвещенных людей то, что они почитают Библию как памятник культуры.

Книги Библии очень большие по объему. (Желательно показать полный текст Библии.) В этом году вы познакомитесь с некоторыми текстами Ветхого Завета, а к текстам Нового Завета обратитесь на будущий год.

Еще одно пояснение - о переводе. Тексты Ветхого Завета первоначально были написаны на древнееврейском языке (в отличие от Нового Завета, который был записан по-гречески). Но со временем этот язык перешел в разряд «мертвых»: Возникла необходимость перевести тексты Ветхого Завета на греческий. Этот перевод впоследствии восприняли православные христиане.


Примечание. Вообще относительно Библии не принято говорить о переводе, но это не значит, что такой проблемы нет. Важно отметить, что культура перевода вырабатывалась веками. И когда более поздние переводчики обращались к подлиннику, то получался уже иной перевод, возникали разночтения. Выяснилось даже, что некоторые места текста не прозаические, а стихотворные, и современные переводчики пытаются передать на русском языке стихотворную форму текста.


^ Мир Ветхого Завета.

У. Библия открывается описанием того, как Бог сотворил мир и первых людей – Адама и Еву. Затем рассказывается о последующих поколениях людей, о жизни патриархов – родоначальников человеческого рода. Поэтому для понимания Библии необходимо знание некоторых важных моментов истории еврейского народа.

Прочитайте в учебниках раздел «Мир Ветхого Завета».

Дети читают.

^ МИР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

В XIX-XVIII вв. до н.э. западносемитские скотоводческие племена, называемые «евреями»1, в поисках новых пастбищ пришли из северомесопотамских степей на территорию Ханаана (Палестины). Ханаан они называли «Землей обетованной2», «где течет молоко и мед».

Видимо, по тем же причинам (в поисках пастбищ) часть древнейших племен ушла в районы, пограничные с Египтом, и в сам Египет (ок. 1700-1650 гг. до н.э.). Окраинные районы Египта в дельте Нила не были густо заселены, поэтому египетские фараоны сначала спокойно относились к приходу кочевников, брали с них дань за пользование землей и позволяли пасти на ней стада.

Но когда в Египте развернулось строительство новой столицы, потребовалось огромное количество рабочей силы. И тогда евреев заставили выполнять тяжелые (по сути дела, рабские) работы. К тому же египетская власть была обеспокоена опасным для нее увеличением численности еврейского народа и приняла жестокое решение об умерщвлении еврейских младенцев мужского пола. Евреям грозило истребление, и перед ними встала задача избавиться от египетского рабства.

В XIII в. до н.э. свершился «исход» евреев из Египта: их племена, принявшие к тому времени название «израильтяне», вернулись в Палестину и смешались с местным населением.

К концу XI в. до н.э. создается Израильское царство, достигшее расцвета при царе Давиде и его сыне Соломоне (ХI – Х вв. до н.э.). После смерти Соломона Израильское царство распалось на два: Израиль и Иудею. Израиль в 722 г. до н.э. был завоеван Ассирией; жители рассеялись и затерялись среди разноязычного населения Ближнего Востока. Иудею в 587/6 г. до н.э. завоевал царь Вавилона Навуходоносор II, жители были уведены в плен. Во время вавилонского плена рождается вера в мессию (спасителя), который должен быть послан Богом с целью спасения народа от плена, уничтожения зла на земле и установления «царства небесного». Вавилонское пленение продолжалось неполных 50 лет, после чего персидский царь Кир захватил Вавилон и вернул иудеям свободу. Бóльшая часть евреев уже прочно осела на новом месте. Те же немногие, кто вернулся, были уже не нацией, а религиозной общиной, во главе которой стояли священнослужители.

В последующие столетия Иудея подчинилась преемникам Александра Македонского (эпоха эллинизма), а затем подпала под власть Римской империи. Время от времени еврейский народ поднимался на восстания, которые жестоко подавлялись римлянами. В эти годы возникли различные религиозные движения. В иудейской среде родилось и христианство, которое позже отделилось от иудаизма.

После Иудейской войны (66-73 гг.) римляне разрушили Иерусалим; началась диаспора1 - рассеяние евреев по свету.

^ БИБЛЕЙСКИЕ ТЕКСТЫ

Канонические2 тексты христианской и иудаистской Библии не во всем совпадают. Имеются и некоторые расхождения между католическим, протестантским и православным3 изданиями.

Помещенные на следующих страницах библейские тексты воспроизведены по православной Библии, изданной Московской патриархией. В этом издании слова, взятые в скобки, заимствованы из греческого перевода, а слова, напечатанные курсивом, вставлены для ясности и связности речи.

В начале каждой главы мелким шрифтом дано ее оглавление с указанием стиха, с какого начинается каждый ее отрывок. Эти строки не является частью текста, но печатаются, чтобы читатель мог легче находить желаемое место.


Пятикнижие Моисея. Бытие.

У.. Ветхий Завет открывается Пятикнижием Моисея. Моисей – вождь и законодатель, под руководством которого евреи совершили исход из египетского рабства. Авторство Моисея несомненно для верующих людей.

Еврейское наименование Пятикнижия – Тора, то есть учение, которое дано Богом, но преподносится священником. Названия книг даны греческими переводчиками, исходя из содержания: Бытие - рассказ о сотворении мира и рождении человечества, Исход - исход израильтян из Египта, Левит - призвание самим Богом колен4 Левита (всех потомков Левия) для богослужения, Числа – начало переписи населения, Второзаконие – повторение Закона, данного ранее Богом.

^ Бытие. Книга первая.

Глава 1.Сотворение мира.

У. Первая из пяти книг носит название «Бытие». Прочитаем первую главу этой книги.

Учитель читает, дети следят по тексту.

У. Чему посвящена эта глава?

Д. Тому, как Бог создал мир.

У. Да. Эта глава посвящена сотворению мира. В чем сходство представлений древних евреев, египтян, греков о рождении мира?

^ Д. Сначала создаются четыре стихии: вода, воздух, земля, огонь. Потом создаются звери, птицы, люди.

У. А в чем отличие?

Д. Другие народы обожествляли сами стихии: богами были и солнце, и земля. А у евреев стихии не являются богами. Бог один, и он творит весь мир.

У. Тут мы сталкиваемся с иным типом древнего сознания, с переходом от идеи многобожия к идее единобожия. Этот переход был труден и драматичен, совершался в борьбе и влиял на судьбы целых народов.

Идея единобожия зарождалась постепенно внутри разных культур. Так, наиболее просвещенная часть египетского общества во главе с фараоном Эхнатоном, следуя этой идее, хотела перейти от верования во многих богов - Ра, Тефнут, Осириса, Исиду и других - к поклонению единому богу Атону, олицетворяющему все светлое в мироздании (помните, что символом этого бога был солнечный диск). Но из-за активного противостояния могучей жреческой касты эта идея не получила широкого распространения в верованиях египтян.

А как сотворил Бог людей?

Д. « 26 И сказал Бог: сотвори человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему…». «27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его мужчину и женщину сотворил их».

^ У. С какой целью Бог сотворил людей?

Д. «26… и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле».

У. То есть роль человека – быть царем природы.

^ Сравнение Главы 1 и Главы 2


Г л а в а 1.

В начале сотворил Бог небо и землю.

2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.]

7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

8 И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.

9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.]

1О И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо.

13 И был вечер, и было утро: день третий.

14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений , и времен, и дней, и годов;

15 И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.

16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;

17 И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю.

18 И управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.

19 И был вечер, и было утро: день четвёртый.

20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.]

21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.

22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.

23 И был вечер, и было утро: день пятый.

24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу;

30 А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.


Г л а в а 2.

Так совершены небо и земля и все воинство их.

2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.

4 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,

5 И всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли,

6 Но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.

7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

8 И насадил Господь Бог рай1 в Едеме2 на востоке, и поместил там человека, которого создал.

9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.

11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;

12 И золото той земли хорошее; там бдолах1 и камень оникс.

13 Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш2.

14 Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.

15 И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,

17 А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего].

24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть.

25 И были оба наги, Адам3 и жена его, и не стыдились.



Учитель поручает прочитать текст хорошо читающему ученику.

^ У. А теперь сравните первую главу со второй. Одинаково ли Бог создает людей?

Д. Нет, по-разному. В первой главе: «27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». А во второй главе: «7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». А потом уже из ребра Адама Он создал его жену.

У. Перед нами как будто две версии. И обе очень интересны и глубоки. В первом варианте Бог - единый творец Вселенной: все мироздание и люди созданы силой «слова Божиего» из ничего. Обратите внимание на эпиграф урока, взятый из Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Мужчина и женщина сотворены одинаково и одновременно «по образу и подобию Божию».

Во втором варианте Бог создает Адама из «праха земного» и «дыхания жизни». И перед нами встает образ иного Адама: его природа двояка (плоть - от праха, душа - из дыхания Божиего). Человек мудр, дает всему имена, в нем есть искра Божия.

Это можно рассматривать (обычный прием критиков-атеистов) как неразрешимое противоречие памятника. Но можно говорить и о том, что в древнем тексте речь идет о двух этапах работы Творца: о замысле, плане, образе будущего человека и о конечном материальном воплощении этого идеального образа. И, как обычно бывает в творчестве, первоначальный замысел и его полное воплощение (материализация) могут отличаться друг от друга.

^ У. Сравните, с какой целью Бог создал человека в 1 главе и во 2?

Д. В первой ради власти над природой: «26… и да владычествуют они…»

А во 2 Бог создал человека, чтобы он возделывал землю: "5… и не было человека для возделывания земли». «15 И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его».

У. Положение Едема на земле не берутся определить даже верующие люди, но полагают, что он находился где-то в Азии.

Там Бог насадил Едемский сад (Рай), а человеку поручил его возделывать и хранить. Бог создал все условия для райской жизни людей, но что-то одно запретил («заповедал»)... Что именно?

Д. (читают). «16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».

^ У. То, что Бог запретил людям познание, это хорошо или плохо? Прав ли Бог, запретивший людям познание? Почему

Д.

У. Это очень трудный вопрос. Казалось бы, развитие человечества требует познания, новых открытий. Но всегда ли новое знание приносит людям пользу?

Д.

У. А когда человеку легче жить: когда он понимает, в чем добро, а в чем зло? Или когда он об этом не задумывается?

Д. ...

У. Вопросы о добре и зле очень сложны. Они соприкасаются с пониманием человеком смысла жизни: для чего он пришел в этот мир.

Судя по тексту Библии, людям в раю было хорошо. Ведь зла в раю не было, а значит, и не было необходимости отличать добро от зла. Но люди нарушили запрет, совершив первородный грех. За что и были изгнаны из рая. Почему и как это произошло сказано в следующей 3 главе Бытия.


Задание на дом. 1.Выучить наизусть отрывок из главы 1 (не менее 5 стихов).


Урок 38. Потерянный рай. Всемирный потоп.


вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло…

Бытие. 3.2


Глава 3. Изгнание из рая.

1 Обольщенные змеем, муж и жена едят запрещенный плод. 14 Змей проклят. 16 Умножение скорбей женщины; земля проклята за человека. 22 Изгнание человека из рая.

ГЛАВА 3

Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,

3 Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

4 И сказал змей жене: нет, не умрете,

5 Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

8 И услышал голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.

9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?

10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.

11 И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.

13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.

14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;

15 И вражду положу между тобой и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него. Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;

18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;

19 В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

20 И нарек Адам имя жене своей: Ева1 , ибо она стала матерью всех живущих.

21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.

22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, не вкусил, и не стал жить вечно.

23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.

24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима2 и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.


^ У. Продолжим наше знакомство с Ветхим Заветом.

Учитель просит хорошо читающего ученика прочитать главу.

У. О чем повествует эта глава?

Д. О том, как люди нарушили запрет Бога и их изгнали из рая.

У. Тут мы узнаем, что Адам сам дал имя своей жене: «20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих». Согласно христианскому богословию, люди, съев плод «от древа познания добра и зла», совершили «грехопадение», «первородный грех». Кстати отметим, что по традиции считается, что Ева съела яблоко, но в Библии об этом ничего не сказано.

А кто же послужил причиной их грехопадения?

^ Д. «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог».

У. Он «обольстил» Еву. В чем змей упрекает Бога?

Д. «5...Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».

У. Так оно и случилось. Что первое познали люди?

^ Д. «7...и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания».

У. И Бог изгоняет Адама и его жену из рая. Почему?

Д. «22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно».

У. «24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».

Особо следует отметить роль змея - воплощения зла, искусителя. Позже его образ сближается и совпадает с образом Сатаны. К Сатане восходит все моральное зло мира.

Сатана (еврейское) – «противник в суде, в споре или на войне, обвинитель, подстрекатель» (сравните арабское «шайтан»; из греческого перевода произошло русское наименование «дьявол»; «черт», вероятно, из праславянского «проклятый»).

В Ветхом Завете слово «сатана» – еще имя нарицательное. Он безыменный враг, а по своей природе подобен ангелам. Его отношения с Богом поначалу не ясны, хотя очевидно, что он зависим от Яхве и боится его запретов. Остается неясным отношение между Сатаной и такими бесами, как Азазель, Вельзевул, Люцифер … Они или тождественны ему, или его соратники.

Бесы (общеславянское слово, восходит к индоевропейскому «вызывающий страх, ужас», того же корня, что слово "бояться") – злые духи (духи –бесплотные сверхъестественные существа) в языческих древнеславянских религиях. Из языческой терминологии слово попало в христианскую традицию, где было использовано для перевода греческого слова «демоны».

Бог сотворил одно добро. А из данной главы мы узнаем, как в мире появилось зло.

Итак, древние евреи считали, что идеальное, «райское» блаженство в прошлом. Где еще вы встречались со сходной точкой зрения?

^ Д. У Гесиода. Он считал, что «золотой век» остался в прошлом, а сейчас наступил железный век.

У. И во всем виновен сам человек, нарушивший своим непослушанием порядок и гармонию в природе. И Бог, и природа отвернулись от человека.

Люди потеряли рай и стали смертными. Разумеется, как и другие народы, евреи размышляли о том, что бывает с людьми после смерти. Но в Ветхом Завете, как ни странно, отсутствует интерес к загробной участи людей. Она представлялась им как полунебытие в царстве мертвых без радостей и без острых мучений, как в Аиде у Гомера.

Это царство называлось «шеол», что в переводе с еврейского значит «вопрошаемый», «неисследимый», а по-гречески переводится как «преисподняя», «ад», иногда как «могила». В иудаизме загробный мир противопоставляется небу. Шеол представляется одушевленным существом, страшным чудовищем. Шеол проглатывает мертвых, смыкая над ними свои гигантские челюсти, утроба его вечно ненасытна. Различны в Ветхом Завете и наименования Шеола – «страна безмолвия», «земля забвения», «место тления», «долина смертной тени», «погибель», «низший мир», «врата смерти».

Ранние библейские тексты рассматривают шеол как место обитания всех умерших, а наиболее страшные грешники проваливаются сквозь землю и нисходят в шеол живыми. Позже распространяются представления о шеоле как месте наказания грешников. Обычных же грешников Бог «низводит в шеол и возводит» (1 книга Царств 2,6), наказанием очищая от грехов. Кроме умерших грешников в Шеоле обитают злые духи.

Позже возникает представление (долго еще вызывавшее споры) о воскресении мертвых и суде над ними. Получила развитие идея «Дня Яхве» – полного и окончательного торжества Яхве над своими врагами на земле. По мере распространения веры в воскресение мертвых «День Яхве» все более отчетливо понимался как страшный суд.

Еще позже (в ХIII в.) сформировалась у иудеев учение Каббала («предание»), которое развивало весьма далеко ушедшее от Ветхого Завета учение о переселении душ: душа, сохранившая чистоту, поднимается в царство вечных духов, душа же, оскверненная грехами, переселяется в тело другого новорожденного или даже в животное и пребывает в земной оболочке, пока не искупит своих грехов.

В христианстве страшный суд понимается иначе. В «конце времен» вторично придет на землю Иисус Христос и совершит суд над всеми когда-либо жившими людьми, которые воскреснут во плоти для этого суда и получат по приговору судьи сообразно со своими делами вечное блаженство в раю или вечное наказание в аду.

^ Глава 4. Каин и Авель.

У. Непослушание праотцев не осталось без последствий.

В главе 4 рассказывается о том, как Ева родила сыновей Каина и Авеля.


2…И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.

3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,

4 И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,

5 А на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.

6 И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?

7 Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.


^ У. Тук - это жир. Как вы понимаете последние слова?

Д. ...

У. Человек, делающий добро, не опустит лицо, а вот если задумал злое, то не давай ему воли - господствуй над ним.


8 И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.

9 И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю, разве я сторож брату моему?

10 И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;

11 И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;

12 Когда ты будешь возделывать землю: она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.


Так Авель стал первым мучеником на земле, с него начинается ряд невинно убиенных, а Каин стал первым убийцей, и более того - братоубийцей.

Адам же прожил 930 лет, и у него было еще много детей. Все потомки Каина унаследовали греховность. А лучшая часть человечества происходила от Сифа, рожденного вместо убитого Авеля.


^ Глава 6.Великое развращение человека пред Богом. Ной обретает блгодать у Бога; повеление построить ковчег.

У. Люди на земле умножались, но...


5 И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;

6 И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.

7 И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.


Бог раскаялся в том, что создал людей, и решил их уничтожить.

Но один праведный и непорочный человек Ной «обрел благодать пред очами Господа» (6,8), и Бог решил его пощадить. Послав на землю потоп для истребления всего живого, Бог повелел Ною сделать ковчег и войти в него со всей семьей, с животными, птицами, в общем, «всякой твари по паре».


^ Главы 7 и 8. Потоп.






оставить комментарий
страница1/4
Дата18.10.2011
Размер0,72 Mb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх