В электронном варианте не представлены опросники, анкеты, программы, концепция учреждения дополнительного образования «Школа творческого развития «Ключ», таблица этапов творческого занятия и др.! icon

В электронном варианте не представлены опросники, анкеты, программы, концепция учреждения дополнительного образования «Школа творческого развития «Ключ», таблица этапов творческого занятия и др.!


Смотрите также:
Паспорт Программы. Пояснительная записка. Историческая справка...
Программа курса «Олимпиадное программирование...
План проведения методических мероприятий бюджетного образовательного учреждения города Омска...
Программа развития муниципального образовательного учреждения «Корликовская общеобразовательная...
Концепция развития школы концепция развития муниципального общеобразовательного учреждения...
Концепция развития школы концепция развития муниципального общеобразовательного учреждения...
Тема: «Школа творческого чтения: воспитание вдумчивого читателя»...
Педагогические рекомендации учителю по созданий условий для развития креативности и творческого...
Методическое объединение педагогов- организаторов школ города и района. Попечительский совет...
Учебная программа детского творческого объединения дополнительного образования: «любительская...
Тема конкурса «галерея настроений»...
Приказ от 11. 01. 08г. №7 С. А...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать




ББК 74.202

С178


Самсонова Н.Е. Технология творческого занятия: учеб. пособие по курсу «Педагогика творчества»/ Петрозаводск: изд-во КГПА, 2010.-94с.: ил.


В электронном варианте не представлены опросники, анкеты, программы, концепция учреждения дополнительного образования «Школа творческого развития «Ключ», таблица этапов творческого занятия и др.!


Посвящается

моему школьному Учителю

Владимиру Николаевичу Логунову


От автора


Это пособие написано для педагогов самых разных специальностей и студентов, наших младших коллег. Оно является обобщением моего педагогического опыта как преподавателя вуза и педагога учреждения дополнительного образования, а также исследователя проблем творчества в педагогике.

В течение 15 лет у меня была замечательная возможность не только самой проводить занятия и наблюдать за работой моих коллег, преподавателей различных учебных заведений, но и обсуждать проблемы педагогики творчества с моими единомышленниками, - участниками семинаров, которые я проводила в вузах, школах, учреждениях дополнительного образования. В этом пособии я предлагаю некоторые «рецепты успешного творческого занятия», которые разрабатывались на этих семинарах. Наблюдая за своими коллегами, преподавателями «Школы творческого развития «Ключ», которая 15 лет успешно работает в городе Петрозаводске, за студентами Карельского педагогического университета, я убедилась, что творчество – это некий поток энергии, свежий ветер, который непременно захватывает и учеников, и педагога и всегда приводит к новым открытиям всех участников процесса. Я очень надеюсь, что это чудесное чувство – ощущение полноты жизни, азарт созидания - знакомо тем, кто держит это пособие в руках.

Как убеждает мой опыт, принципа «в учении всегда есть место творчеству» придерживается каждый ответственный педагог. Почему? Коротко говоря, потому что это свойственно природе человека - искать, находить, созидать новое; потому что процесс роста и развития каждого человека – это и есть творчество. Надеюсь, более развернутым ответом на вопрос станет это пособие.

Спору нет, в творчестве много загадочного, и не каждый человек может и должен стать профессиональным творцом (например, ученым, художником или писателем). Но дело в том, что детское (субъективное, то есть новое для человека) творчество тем и отличается от взрослого (то есть объективного, нового для человечества), что является, по словам Л.С. Выготского, неизменным спутником детского развития. Следовательно, нам, взрослым, просто необходимо понимать, как оно возникает, по каким законам развивается и при каких условиях исчезает. И главное, некоторые из нас, безусловно, талантливые педагоги, каким-то образом научились впускать это загадочное существо буквально на каждое свое занятие.

Вот почему название пособия начинается со слова «технология».

На первый взгляд, в названии есть парадокс: жесткое слово «технология» (его коннотации – четкость, определенность, результативность и воспроизводимость) плохо «монтируется» с противоречивым и эмоциональным понятием «творчество» (неуловимость, непредсказуемость, новизна и т.д.). Однако в сфере образования соединение этих двух понятий вполне возможно. Во всяком случае, на небольшом временном участке, каким является «клеточка» (определение Г.Д. Кирилловой) образовательного процесса – урок или занятие, такое взаимопроникновение весьма продуктивно. По нашему мнению, основой такого сочетания является соответствие структуры занятия структуре самого творческого процесса. Иначе говоря, если в течение ограниченного времени ребенок пройдет все этапы творческого процесса, то результатом будет настоящий творческий продукт. На любом из этих этапов ребенок может испытать серьезные трудности, остановиться, но в этом и есть специфика педагогики – рядом с ребенком есть опытный, творчески настроенный взрослый, поэтому прохождение всего пути с максимальным количеством реальных творческих открытий вполне возможно.

Само понятие “технология” очень широко применяется в педагогике. Нам кажется, заявленные Г.К. Селевко категории технологичности (концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость) четко проявляют себя в нашем подходе: творчество в условиях образования – явление закономерное и необходимое.

Творческое занятие видится нам центром, ядром творческого процесса в образовательном учреждении. Весь процесс – более сложная система (иерархия включения), организованная по принципу матрешки: занятие – часть программы творческого обучения, а программа – часть творческой среды. Каждой составляющей данной системы мы посвятили отдельный параграф.

К сожалению, в этом пособии нашли свое отражение далеко не все аспекты педагогики творчества. Еще в 1976 году Я.А. Пономарев поставил перед специалистами в данной области следующие задачи: описать процесс творчества, творческие способности, психологические качества творческой личности и широкий комплекс психологических условий эффективности творческого труда. Нам удалось, и то далеко не в полной мере, коснуться лишь первого и последнего. В пособии нет, например, информации о том, как развивать специальные способности, работать с одаренными детьми. Мы уверены: закономерности творческого процесса едины для всех детей, предложенная нами технология одинаково эффективна в любой группе детей, в любом типе образовательного учреждения.

Дополнить свои знания в области психологии и педагогики творчества, прийти самостоятельно к тем выводам, которые сформулированы участниками семинаров, а возможно, и поспорить с ними, можно, если обогатить свой опыт чтением тех прекрасных книг, которые написаны о творчестве. Следует только помнить, что творчество широкое и многозначное понятие, и оно весьма различно трактуется в научной литературе: творчество как созидание и движение жизни (религиозный и общенаучный аспект), творчество как порождение новых смыслов (экзистенциально-философский аспект), творчество как оригинальное, гибкое, продуктивное мышление (психологический аспект); творчество как адаптационное поведение (социологический аспект); творчество как видение связей и совершенных форм (эстетический аспект); творчество как нерепродуктивная деятельность (педагогический аспект). Оно рассматривается или как универсальная способность, присущая каждому человеку, или как редкая способность - одаренность. Мотивация творчества может быть внутренней (порождается врожденными познавательными и эстетическими потребностями) и внешней (мотивы достижений).

Мне кажется, для педагогов–практиков более продуктивен путь, когда сначала ставится вопрос, а затем с помощью литературы ищется на него ответ. Поэтому большинство ссылок на литературные источники приводятся в конце каждой главы в рубрике «Задания для студентов». Выполняя эти задания, читатель пособия познакомится с уже имеющимися концепциями и сформулирует собственное видение проблемы. В текст пособия включены примеры из практики автора (они выделены курсивом), также в каждой главе, помимо научных сведений, содержатся те идеи и выводы, к которым пришли участники семинаров. Вы можете не согласиться с ними или дополнить – в творчестве нет ничего неизменного, раз и навсегда определенного. Надеюсь, мои уважаемые читатели, эти идеи «оживут», обогатят ваши представления о творчестве и позволят вам смелее самим разрабатывать и проводить творческие занятия. Однако я уверена, ваши ученики переживут по-настоящему творческие моменты только в том случае, если занятия будут наполнены вашей собственной энергией. Единственное условие, которое никак нельзя предопределить и описать в книге, - это уникальность и обаяние человеческой личности педагога, та замечательная заразительность, которая делает процесс общения педагога и его учеников живым и неповторимым. Если вас заинтересовало название пособия, значит, способности к этому у вас точно есть. Но прежде чем начать чтение пособия, рекомендую вам ответить на вопросы анкеты, данной в приложении 1.


^ Шаг 1. Проектирование творческой среды

Доброе начало – половина дела (русская пословица)

Семинары с коллегами и студентами по педагогике творчества я всегда начинаю с задания подобрать ассоциации к слову «творчество». Среди множества названных слов в каждой группе обязательно присутствуют два: новое и радость. При этом не только каждый взрослый, но и ребенок (мы проанализировали содержание сотен маленьких «листочков обратной связи», которые заполняли ученики после творческих занятий) различает эти понятия, и критерием является то состояние, в котором пребывает человек в моменты творчества. Самые частые слова в детских текстах: «сделал открытие» и «удивился». Интересно, что в этом смысле детские высказывания перекликаются с утверждением Л.С.Выготского, который подчеркивал, что все стадии творческого процесса связаны с интеллектуальными и эмоциональными факторами, в равной мере необходимыми для творческой деятельности (Л.С.Выготский 1991, с. 16).

Понятно, что сама возможность для ребенка сделать творческое открытие на занятии в большей степени зависит от педагога, в частности от того, сумеет ли он создать условия для подлинной творческой деятельности ребенка. Сегодня в педагогике активно используется понятие «педагогическая среда», но наш взгляд, педагогическая среда – не просто комплекс условий, скорее ее (среду) можно сравнить с живым организмом, который дышит, развивается, изменяется (поищите свои аналогии).

В 2000 году я и моя коллега и единомышленница, театральный режиссер и педагог Е.Е. Кузина выступали с докладом о детском творчестве на престижной международной конференции, которая так и называлась «Исследование творчества». Представляя модель творческой среды в нашем учреждении (ШТР «Ключ») мы искали образ, метафору, которая отражала бы суть творческого процесса: для возникновения творчества необходимо «узкое место», какое-либо ограничение. Нам показалось, что такой метафорой может быть фонтан, где нижняя часть, его опора – это физическое благополучие, атмосфера безопасного общения, труба - творческие ограничения, а вода фонтана – те творческие идеи и «продукты», которые рождаются в творчестве. Однако один из участников конференции усмотрел в нашей модели не фонтан, а пирамиду, причем полный аналог знаменитой пирамиды потребностей А. Маслоу, где самореализация – это верхняя (и самая узкая) полоска пирамиды. Неужели в жизни человека так мало места занимает творчество ( прагматичные американцы просчитали, что не более 4% энергии взрослый человек отдает саморазвитию)? Ответ на этот вопрос предложила исследователь из Екатеринбурга Л.Н. Семенова, автор концепции о перевернутой пирамиде потребностей в жизни ребенка. Она убеждена, что пирамида потребностей, разработанная А. Маслоу, в детском возрасте «переворачивается», и на первое место встаёт ТВОРЧЕСТВО, так как все другие потребности удовлетворяются за счет ближнего окружения. «Всё, что ребенок делает самостоятельно – это ТВОРЧЕСТВО. И творчество во всем» (Л.Н.Семенова 1999, с. 88).

С чего начать работу над проектированием творческой среды? Вероятно, с ответа на вопрос: а что видится в конце этого сложного пути, к каким результатам необходимо прийти. Действительно, вопрос о целях любого педагогического действия очень важен, поскольку только четкое представление педагога о векторе своей деятельности, осознанность каждого этапа этой деятельности может привести к достижению результатов. Наш опыт общения с педагогами и студентами свидетельствует о большой сложности для педагога-практика именно этого этапа работы. Глубина понимания целей своей педагогической деятельности зависит не только от теоретической подготовки и практического опыта педагога. Скорее это связано с некой общечеловеческой способностью чувствовать другого человека, поскольку творчество в педагогическом процессе предполагает не одного, а как минимум двух субъектов (взрослого и ребенка), их диалог необыкновенно важен.

По своему опыту знаю, на вопрос: какова цель проведения творческих занятий с детьми? - наиболее часто педагоги отвечают: «развитие творческого мышления», «развитие творческих способностей», «воспитание (развитие, формирование) творческой личности», «творческая самореализация», «раскрытие творческого потенциала». В каждом из этих понятий, безусловно, имеет смысл разобраться перед тем, как приступить к созданию своей программы творческих занятий.

К сожалению, в отечественной педагогической литературе понятие «творчество», на наш взгляд, отражено весьма поверхностно и фрагментарно. Так, до 80-х годов прошлого века, как правило, книги, на обложке которых было слово «творчество», содержали информацию о создании кружков или студий, т.е. организации художественной самодеятельности. В современной педагогической литературе это понятие можно встретить абсолютно в любом контексте. Думается, мы видим два противоположных подхода. Если в советское время детское творчество в педагогической науке понимали очень узко, то сейчас развитие творчества видят во всем: любые способы детского самовыражения (рисунки, сочинения, вплоть до простого составления предложений), поиск решения в проблемных ситуациях, вплоть до решения любых задач; появились понятия «социальное творчество» (то есть все виды общения), по-разному трактуется духовное творчество, описываются способы воспитания «креативного» отношения к себе и к миру и т.д.

Обратимся к собственной практике. Вспомните, когда творческая деятельность каким-либо образом существенно повлияла на вас (возможно, иногда это была одна–единственная встреча, возможно, многолетнее интересное общение с талантливыми людьми)? Многие участники наших семинаров рассказывали о конкретных ситуациях, когда это влияние качественно изменило жизнь ребенка и даже повлияло на его судьбу.

Обобщив эти примеры, мы пришли к выводам, что грамотно организованная в учебном заведении творческая деятельность:

- формирует у ребенка мотивацию к познанию и саморазвитию;

- дает выход поисковой активности (энергии) в культурно приемлемых для общества формах;

- предоставляет максимальные возможности для выбора, реализации индивидуальных особенностей;

- повышает общую культуру; помогает общему развитию;

- способствует укреплению веры в себя, становлению саморегуляции;

- развивает как общие, так и специальные способности;

- дает ценный опыт практической деятельности в определенной научной или художественной сфере, что позволяет определиться в своем жизненном предназначении и осознанно выбрать профессию;

- дает ценный опыт адаптации в коллективе;

- предоставляет возможность по-новому проявить себя и пережить ситуацию успеха, что способствует психологической реабилитации ит.д.

Этот список, вероятно, может быть продолжен. Но может ли педагог обозначить данные изменения как цели своей деятельности на этапе ее проектирования? Вряд ли это возможно. Ясно одно: включившись в творческую деятельность, ребенок меняется, эти изменения носят качественный характер и, безусловно, влияют на все стороны личности ребенка. Значит, главная задача педагога – не просто организовать эту деятельность, но приобщить ребенка к ней, вовлечь в этот увлекательный процесс, предложить такие формы самовыражения, в которых ребенок почувствует себя созидателем.

Очень сложно назвать этот процесс одним словом, отражающим глубину и качество изменений личности ребенка. На наш взгляд, многогранность, многоаспектность описанного явления делает его сходным с многозначным понятием «образование» (в состав слова входит производящая основа образ, рождающая множество ассоциаций, и суффикс ова, указывающий на текучесть, движение и т.д.) Итак, в самом общем виде цель организации творческой деятельности может быть обозначена следующим образом: сделать так, чтобы творчество стало личностным образованием ребенка.

Нами образование понимается, прежде всего, как культурный процесс, движущими силами которого являются поиск личных смыслов, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей саморазвития. При этом слово «образование» имеет множество значений (например, отмеченные Б.С. Гершунским, процесс, результат, система, ценность), каждое из которых отражает целый спектр возможностей личности. Бесспорно, творческая деятельность - это процесс, результатом такого процесса становятся, с одной стороны, различные «творческие продукты», которые могут быть предъявлены окружающим. С другой стороны, это сам опыт успешной творческой деятельности, опыт переживания. Если творческая деятельность присутствует в жизни ребенка постоянно и она организована с учетом его интересов и возможностей, т.е. ребенок вовлечен в систему, то у него появляются новые смыслы. Так формируется особое, творческое отношение к окружающему миру: вся воспринимаемая информация проходит сквозь призму личности, личность открыта как внутреннему опыту, так и внешним влияниям. Кроме того, постоянное приобщение ребенка к творчеству, воспитание необходимости в нем приводит к тому, что творчество становится частью системы ценностей личности.

Таким образом, творческое отношение реализуется в процессе любой деятельности ребенка, развивается в ней, соединяется с ведущими мотивами и функционально закрепляется в структуре личности как способность к продуктивному изменению и созданию качественно нового во всех возможных условиях, что можно определить как творческий стиль любой активности.

Итак, цели обозначены. Приступим к рассмотрению возможностей творческой среды в образовательном учреждении. Большинство исследователей признают, что образовательная среда включает в себя различные компоненты. Помимо физической, называются социальная, психологическая и педагогическая составляющие. Наиболее полное описание структуры образовательной среды представлено в работах В.А. Ясвина. Исследователь называет три структурных единицы образовательной среды: физическое окружение, человеческие факторы и программа обучения. Все вместе эти составляющие обеспечивают комплекс развивающих возможностей для всех участников образовательного процесса: родителя, педагога и ребенка. В.А. Ясвин предлагает считать критериальным показателем среды наличие условий и возможностей для развития активности и личностной свободы. «Среда творческого типа более всего соответствует целям развивающего обучения», - считает ученый (В.А. Ясвин 2001, с. 106). При этом, по мнению В.А. Ясвина, в истории педагогики есть примеры, когда удавалось организовать творческую образовательную среду - это концепции Я. Корчака и М. Монтессори. «Только среда творческого типа, создающая комплекс возможностей для свободного и активного развития каждого субъекта образовательного процесса, может стимулировать его максимальную самоотдачу, в итоге чего и будет достигнут образовательный результат, максимально возможный для уровня способностей этого субъекта», – пишет исследователь (Там же, с. 19).

Рассмотрим подробнее 2 первых составляющих среды: физическое окружение, человеческие факторы.

На наш взгляд, влияние физического пространства на психику человека недооценивается в нашей стране, мы редко задумываемся о том, что нас окружает. Между тем, для творчества это чрезвычайно важно, так как любая формализованная бездушная среда действует угнетающе на ребенка. По возможности следует приложить усилия, чтоб найти пространство, где не только взрослому, но и ребенку будет комфортно, - это могут быть уютные небольшие или, наоборот, очень большие специально оборудованные помещения, где есть возможность свободно лежать, сидеть, передвигаться в пространстве (школьную форму нужно снять – это важно!). Нужен оптимистичный цветовой дизайн, простор и хорошая освещенность, потому что только неформальная обстановка даст возможность раскрыться ребенку в творчестве. Также следует помнить, что многим детям, особенно интровертам, очень тяжело долго находиться в окружении большого количества людей, им необходимо уединение для сохранения психического здоровья.  Если ребенок при этом медлительный или рассеянный,  то для него угнетающим фактором будет навязанный извне темпоритм.  И среди взрослых есть люди, страдающие от постоянной публичности, как правило, они выбирают профессии, в которых нет необходимости постоянно быть на людях. А вот у ребенка в образовательном учреждении почти нет возможности выбирать, сколько времени проводить в обществе, а сколько быть одному, когда трудиться и как отдыхать, что делать основательно, а чем пренебречь.

Компенсировать недостатки физической среды в некоторой степени может благоприятная психологическая атмосфера, которая, безусловно, целиком зависит от педагога.

Составляющие такой атмосферы описаны К. Роджерсом:

1.^ Признание безусловной ценности индивида. «Человек, создающий условия для развития, всегда способствует творчеству, если он чувствует, что данный индивид ценен сам по себе во всех своих проявлениях, независимо от его состояния и поведения в настоящем… Индивид чувствует себя в безопасности, испытывая такое отношение,… может обнаружить, что значит быть самим собой, может попытаться проявить себя нестандартно, по-новому, …он движется к творчеству» (К. Роджерс 1994, с. 419).

2.^ Создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание. «Говоря «Это плохо или хорошо», – считает К. Роджерс, – мы ставим человека в зависимость от внешних сил и уводим от творчества» (Там же, с. 420).

3.^ Сопереживающее понимание. «Если я понимаю вас, сопереживая, смотрю на вас и на то, что вы делаете, с вашей точки зрения, вхожу в ваш внутренний мир и вижу его вашими глазами, и при этом все-таки принимаю вас, – тогда это на самом деле безопасность. В такой обстановке … вы можете позволить себе проявить свое настоящее «Я» и выразить его в разнообразных новых творениях. Это основной фактор, способствующий творчеству» (Там же, с. 421).

Одно из важнейших отличий творчества в образовательном учреждении – это его коллективный характер. Даже на индивидуальном занятии, участников, как минимум, двое, а значит, между ними необходим диалог. Понятие педагогического диалога включает в себя несколько принципов:

  • участники педагогического процесса равноправны, в их совместной деятельности происходит реализация всех;

  • ведущей является активность самих учащихся, задача педагога – создавать условия для творческой реализации потенциала учащегося;

  • основная модальность познания и условие личностного роста – собственный опыт обучающегося, педагог помогает в осознавании этого опыта;

  • педагог обладает свойствами фасилитатора, к которым относятся личностные качества, обеспечивающие условия личностного роста: конгруэнтность, принятие ребенка и эмпатия .

Вышеназванные принципы приложимы к любой образовательной среде, но в таком тонком и сложном процессе, как творчество, есть свои нюансы. Так, в истории культуры довольно мало примеров, когда творцов было двое. Каждый раз это был уникальный тандем дополняющих друг друга личностей, которые использовали собственные приемы для создания творческого продукта. Опыт совместного творчества широко использовался в прикладных видах искусства - в связке «мастер -подмастерье». К сожалению, эта модель сотрудничества практически исчезла из современного образования. А жаль, поскольку сейчас доказано, что период подражания (а именно этот метод был основным при обучении подмастерьев) – необходим для становления творческой деятельности(см. Гнатко 1994). Такую модель отношений иногда еще можно встретить в условиях дополнительного образования, и она весьма продуктивна, так как в ней преобладает практический способ обучения.

Однако в реальной педагогической практике функции педагога в силу сложившихся традиций довольно часто сводятся к инициации заданий и контролю их выполнения. Безусловно, такая роль педагога неприемлема на творческом занятии. Следует напомнить, что в целом стиль общения учителя с учениками во время творческого занятия должен коренным образом отличаться от обычного («дидактического»).

Можно смело утверждать, что основная работа для обеспечения успешного творческого процесса на занятии начинается задолго до самого занятия. Самое важное условие – это человеческие отношения, которые сложились между педагогом и учеником, ведь педагог в творческой деятельности, помимо обучающей, выполняет еще одну функцию – «заражать» воспитанника желанием творить. Хорошо описан процесс «заражения» в театральной педагогике, он включает в себя столь мощные и одновременно тонкие психофизиологические процессы, что не может быть описан в нескольких словах (Е.Е.Кузина 2008). По мысли С.Ю. Степанова, педагог обязан научиться передавать свой «творческий дар, «огонь духовного созидания», так как он является особым ресурсом человека, передаваемым только из рук в руки от духовного мецената (в этом мы видим разгадку тайны одаренной и талантливой личности)» (С.Ю. Степанов 2000, с.162). Автор подчеркивает, что это дар передается в процессе со-творчества, но далее культивируется в себе самим человеком.

Что может и должен сделать педагог, чтобы вовлечь ребенка в настоящий творческий процесс? Давайте посмотрим, чем отличается ребенок-творец от взрослого художника. Часто бывает, что ребенок не знаком с таким понятием, как «муки творчества». Обычно под ними понимаются две проблемы творческого процесса: как начать и как довести начатое до конца, оформить. Если ребенок один, то творческое занятие он начинает и заканчивает по собственному усмотрению, в зависимости от настроения, интереса и самочувствия. Этот ресурс (отсутствие страха перед муками творчества) ни в коем случае нельзя растерять. Думается, самым продуктивным является такое начало занятия, когда ребенок просто не замечает, что он уже внутри процесса. Непременно нужна или творческая разминка, или неожиданное, удивляющее начало, т.е. то, что включает самую мощную энергетическую волну – интерес. Опытные педагоги знают, что на одном интересе пройти все этапы творческого процесса не удастся. Что делать, когда ребенок потерял интерес или просто устал? Уговорить, заставить или просто бросить занятие? Думается, есть другой путь.

Необходима постоянно присутствующая активность (помощь) взрослого, который, образно говоря, не толкает ребенка сзади, не тянет насильно и не тащит на себе, а идет рядом и подает руку именно там, где ребенок не может пройти сам. По нашему мнению, педагог должен и может помогать ребенку на всем протяжении творческого занятия, но роль его различна на разных этапах. Важнейшим условием доведения творческого процесса до конца является то, что в моменты энергетического спада, естественной усталости (или фрустрации) взрослый «подключает» свою активность и помогает ребенку преодолеть закономерные для данного процесса препятствия.

Кроме того, задача педагога ввести ребенка в мир культуры и оказать поддержку каждому ребенку в индивидуальном самоопределении. Эта задача может быть решена, если педагог помогает ребенку:

- освоить социокультурный опыт человечества на примере конкретной предметной области, в которой он (педагог)является безусловным мастером;

  • найти наиболее приемлемые для конкретного ребенка формы творческого самовыражения;

  • развить мотивацию к творчеству как одной из наиболее «здоровых» и созидательных форм реализации личностного потенциала ребенка, выхода его энергии.

Не менее важную роль на творческом занятии играет группа. По мнению социолога В.В. Абраменковой, группа обладает мощной энергией влияния и выполняет множество функций, среди которых функция социализации, функция формирования ценностных ориентаций, оценочная функция и т.д. К юношескому возрасту группа приобретает свойство референтности, т.е. способности быть субъектом влияний на развитие личности (В.В.Абраменкова 2000, с.189); именно сверстники обеспечивают преимущественно индивидуализацию ребенку, задают зону его вариативного развития (Там же, с. 329). Детская субкультура играет уникальную роль в построении ребенком картины мира, целостной системы отношений.

Исследователь групповой психотерапии К. Рудестам пишет: «В сфере межличностных отношений, во время игры и творчества, в интимные моменты человек испытывает потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком… Группа оказывается микрокосмом, обществом в миниатюре, отражающим внешний мир и добавляющим ингредиент реализма в искусственно создаваемое взаимодействие …. Аффективные переживания, происходящие в искусственно созданной обстановке, могут естественно переноситься во внешний мир» (К. Рудестам 1993, с. 23). Ученый отмечает следующие преимущества группы:

- возможность получения обратной связи и поддержки, «принятие ценностей и потребностей других … «Реакции других на тебя и тебя на других в группе могут облегчить разрешение внутренних конфликтов вне группы. Значимая обратная связь оказывает влияние на оценку индивидуумом своих установок и поведения, формирование его Я-концепции» (Там же, с. 23 – 24);

- облегчение процесса самоисследования и интроспекции. «Часто люди знают, чего они хотят, но требуется соучастие и принятие их группой, чтоб стала возможной попытка самораскрытия. Когда такая попытка самораскрытия и изменения поощряется другими, то, как следствие, усиливается уверенность в себе» (Там же, с. 23).

Особенно велико влияние группы в подростковый период развития личности. Хотим мы этого или нет, но именно в группе отрабатываются различные виды поведенческих умений. Творческая деятельность не будет полноценной, если ребенок не научится выражать свои чувства, восприятия и желания, связанные с взаимоотношениями, а также давать эмпатический ответ, то есть сигнал о понимании собеседника. Исследователи психологии творчества Р.М. Грановская и М.С. Крижанская заметили, что присутствие других усиливает мотивацию каждого участника так, что он усваивает их оценки, получает от них дополнительный репертуар решений, принимает более рискованные стратегии поведения. При грамотном ведении группы ее деятельность происходит на двух уровнях: осознаваемого и переживаемого. Основа постижения собственных проблем – это сопереживание подобным же состояниям другого. «Тогда человек начинает ощущать, что его трудности можно преодолеть, они ему по плечу, он сможет найти выход из положения и принять оптимальное решение. У него растет уверенность в себе, самостоятельность, независимость, спонтанность в поведении, повышается самооценка. Взаимодействие с единомышленниками и оппонентами стимулирует творческие процессы. Кроме того, групповое развитие и обучение, взаимный обмен идеями утоляют интеллектуальную любознательность, доставляют истинно духовное наслаждение» ( Р.М. Грановская, Ю.С.Крижанская 1994 , с. 101).

В некоторых педагогических технологиях учитывается фактор группы. Так, в педагогической технологии мастерских обязателен этап, который называется «социализацией», когда педагог организует работу в группе и просит детей поделиться своими идеями и обсудить полученные результаты, прийти к общему мнению, подготовить выступление от группы; при необходимости предлагает дополнительные задания (сопоставление, сверка, оценка, коррекция ранее полученных результатов). Также в этой технологии присутствует этап «Афиширование»: предъявление коллективных работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с результатами групповой работы. Учитель организует обсуждение полученных в ходе групповой работы результатов, даёт необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий( Педагогические мастерские 1995).

Бесспорно, именно в группе развивается умение общаться. В последнее время часто используются понятия «эмоциональный интеллект» и «социальный интеллект» (владение своими эмоциями и понимание чувств других), а вслед за ними пришло и понятие «одаренность в общении». Создать условия для развития этих умений и способностей – творческая задача для учителя. Это возможно, если рядом с ребенком находится педагог-фасилитатор. С.Л. Братченко представил пять основных «искусств» педагога-фасилитатора:

  • искусство уважения;

  • искусство понимания;

  • искусство помощи и поддержки;

  • искусство договора;

  • искусство быть собой.

Каждое из этих «искусств» требует от педагога, помимо высочайшего профессионализма, развития таких способностей, как «эмпатия и интуиция» (С.Л. Братченко 1999).

В целом, человеческий фактор образовательной среды трудно переоценить. При подготовке к встрече с детьми я рекомендовала бы всем педагогам ответить на «Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем» К. Роджерса (эта маленькая замечательная работа – манифест гуманистической педагогики).

Обладаю ли я следующим:

- умение входить во внутренний мир ребенка, непредвзято, эмоционально и личностно откликаться на него;

  • способность самому быть личностью, строить эмоционально насыщенные, неролевые отношения;

  • умение обнаружить интересы ребенка, следовать им, «куда б они ни вели»;

  • умение способствовать сохранению живого интереса ребенка к себе и миру;

  • способность самому быть творческим человеком и стимулировать любознательность ребенка;

  • умение принять и поддержать и «несовершенные» творческие идеи и самих беспокойных и нестандартных детей;

  • способность помогать ребенку расти целостным человеком, «чувства которого порождают идеи, а идеи – чувства»( (К.Роджерс 1987, с.22-24).

Таковы, на наш взгляд, особенности социальной и психологической составляющих творческой среды. В приложении 2 приведен пример коллективной работы над концепцией образовательного учреждения, отражающей данные аспекты. Познакомившись с ней, можно приступить к построению программы творческого обучения.


Задания для студентов.


1. В зарубежной литературе 20 века традиционно выделяют три основные подхода к понятию «творчество»: психоаналитический подход, где творчество рассматривается как результат внутриличностных конфликтов (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг), психометрический подход, изучающий творчество как продуктивный способ мышления (А. Айзенк, Дж. Гилфорд, Е. Торренс, М. Резнулли) и экзистенциально-гуманистический, при котором творчество рассматривается как реализация естественного творческого потенциала личности (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй, Э. Фромм, Дж. Бюджентал, М. Чиксентмихайи и др.). Интересы отечественных психологов чаще сосредоточены на более прикладных темах: связь творчества и развития (Л. С. Выготский, Я.А. Пономарев и др.), связь творчества с структурой личности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.М. Козленко и др.), возможности развития креативности, в частности творческого мышления (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, А.М. Матюшкин и др.) Как вы считаете, какой из походов необходимо учесть на этапе проектирования образовательной среды?


^ 2. Гуманистически настроенные философы, психологи, педагоги рассматривают жизнь человека как процесс личностного становления и самосозидания. Прочтите высказывания ученых о влиянии творчества на личность и приведите примеры из собственной практики, которые подтверждают правильность данных теоретических посылок.

А) Карл Роджерс: «Творчество всегда оставляет след индивида на своем продукте, но этот продукт – не сам индивид или его материалы, а результат отношений между ними. Я понимаю под творческим процессом создание с помощью действия нового продукта, вырастающего, с одной стороны, из уникальности индивида, а с другой, обусловленного материалом, событиями, людьми и обстоятельствами жизни» (К. Роджерс 1994, с.411-412).

Б) Эрих Фромм: «Делает ли столяр стол, создает ли ювелир элемент драгоценного изделия, выращивает ли крестьянин свое зерно, рисует ли художник картину, - в процессе творения человек объединяет себя с миром» (Э. Фромм 1991, с. 34).

В) Абрахам Маслоу: «Самоактуализация – это …прорыв, в котором все силы личности чрезвычайно эффективно сливаются воедино, доставляя интенсивное удовольствие, когда человек обретает единство, преодолевая разорванность, больше открыт ощущениям, отличается неповторимостью, экспрессией и спонтанностью, более полно функционирует, обладает большими творческими способностями и большим чувством юмора, способен подняться над эго, более независим от своих низших потребностей и т.д. Во время этих «прорывов» он становится в большей мере самим собой, лучше реализует свои потенциальные возможности и приближается к самому сердцу своего Бытия, становится более полноценным человеком »(А. Маслоу 1997, с.132).

Г) М. Чиксентмихайи: «Поток – это полная вовлеченность в деятельность, исчезновение стандартной концепции себя без потери контроля над телом или психикой, чувство гармонии с окружением, забывание своих проблем, потеря чувства себя как отдельной личности. В результате этих переживаний происходят существенные изменения в ценностно- смысловой сфере личности, уходят многие проблемы, исчезают психологические защиты»( (Буякас Т.М. 1995, с.56.)

3. А.В. Хуторской исследовал, как влияет творческая деятельность на развитие ребенка. По мнению ученого, личностные качества учащегося, которые претерпевают изменения в процессе творчества, можно объединить в три блока:

^ А)Креативные качества: воображение, самобытность, чувство новизны, интуиция, вдохновленность, инициативность, придумывание.

Б)Когнитивные качества: логическое познание, эмоционально-образное познание, символотворчество, смысловое видение, разнонаучное видение, умение задавать вопросы, прогнозирование.

В) Методологические качества: целеполагание, целеустремленность, планирование, нормотворчество, работоспособность, рефлексия, самооценка (А.В.Хуторской 2000, с. 298 – 299).

^ Дополните этот список теми качествами, которые связаны с коммуникативными умениями.


4. В работах В.Н. Дружинина дано описание среды, в которой могла бы актуализироваться креативность (способность творчески проявлять себя в ситуации новизны). По мнению ученого, такая среда обладает высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариантностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых; многовариантность обеспечивает возможность их нахождения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты. Специальные исследования в дошкольных и школьных учреждениях привели ученого к выводу, что креативная среда должна иметь три параметра: низкая степень регламентации поведения, предметно-информационная обогащенность, наличие образцов креативного поведения» (В.Н. Дружинин 2000, с.89). Расскажите, как в вашем образовательном учреждении реализуются названные критерии.


5. Рассмотрите понятие «творческое пространство» в понимании преподавателей школы № 734 г. Москвы (Школа самоопределения 1994. с.349-370). Какие условия, по вашему мнению, необходимы в школе для того, чтобы каждый учащийся мог ощущать себя свободной суверенной личностью, индивидуумом?


6^ . Автор учебника «Педагогика творчества» В.И. Андреев называет следующие препятствия творчеств:

- со стороны учителя - авторитарный стиль педагогов, информативно-алгоритмические методы преподавания, догматический стиль обучения, жесткий контроль и т.д.

- со стороны ребенка - личностные (психологические) - низкий мотив, неверие в собственные силы, лень, равнодушие к успеху, лидерству, слепая вера в авторитет, отсутствие воображения и т.д.; физиологические - переутомление, слабое здоровье, несоблюдение режима сна и отдыха, отсутствие достаточного комфорта в помещении(Андреев В.И. 2000). Дополните список условий, препятствующих творчеству, исходя из собственного опыта.


7. Разработайте программу творческого обучения для цикла занятий ( от 2 до 48 часов). Укажите предметную область и форму организации творческой деятельности(факультатив, студия, кружок и т.д)





оставить комментарий
страница1/3
Дата18.10.2011
Размер0,75 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх