Художественный мир рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Проблематика, сюжетно-композиционные особенности, система образов рассказа icon

Художественный мир рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Проблематика, сюжетно-композиционные особенности, система образов рассказа


Смотрите также:
Урок по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет"...
Нашего проекта «Художественный мир рождественского рассказа»...
Литература (урок развития речи) Тема : Подготовка к сочинению по рассказу А. И...
«Влияние музыки Л. Бетховена на произведения классической литературы...
Задачи: Обучающие Познакомить с жизнью и творчеством современного писателя Б. Екимова...
«Тема любви в повести А. И. Куприна \ Гранатовый браслет»...
Проблематика и поэтика рассказа А. И. Куприна...
«Талант любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»...
Проблемное задание классу в конце урока сказать, чем можно объяснить такую оценку повести А. М...
Рассказ А. И. Куприна «Гранатовый браслет»...
Задачи: Дать понятие контраста в литературе как художественного приема...
Урок 44 (105) Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича»...



Загрузка...
скачать
Министерство образования и науки РБ

Заиграевский отдел районного образования

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ново-Онохойская средняя общеобразовательная школа


671300 РБ, Заиграевский район, п. Онохой, ул.Школьная 33


Разработка открытого урока литературы, проведённого на базе Онохойской средней общеобразовательной школы №1 в 11-ом классе учителем русского языка и литературы Ново-Онохойской средней школы высшей категории Закаменных В. Ф.


п. Онохой

2009 – 2010 уч. год


Тема урока. Художественный мир рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Проблематика, сюжетно-композиционные особенности, система образов рассказа.

^ Цели урока: 1. - углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна.

- познакомить учащихся с историей создания рассказа «Гранатовый браслет».

- на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа
провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику
рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие
художественных образов.

2. - совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного
произведения, развивая умение выделять главные, существенные моменты
в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи
произведения, делать самостоятельные выводы.

- работая над анализом произведения, формировать у учащихся
собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым
способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять
собственную точку зрения.

- развивать навыки исследования художественного текста.

3. - на примере главного героя воспитывать лучшие человеческие качества.

- воспитывать внимательное отношение к слову.

Ход урока.

  1. Орг. момент. Объяснение целей и задач урока.

Сегодня мы продолжаем с вами изучение творчества А. И. Куприна. На

прошедшем уроке вы говорили о жизни писателя, рассмотрев творчество в общих чертах. На сегодняшнем же уроке наша задача будет заключаться в том, чтобы более детально подойти к этому вопросу: мы остановимся на изучении и анализе рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

Перед непосредственным анализом произведения мне бы хотелось напомнить вам о том, что, знакомясь с произведениями литературы, искусства, не нужно делать поспешных выводов: сложно, непонятно.... Помните: чтобы понять, нужно, по замечанию Л. Н. Толстого, «заставить ум свой действовать со всею ему возможною силою».


  1. ^ Литературная пятиминутка, поэтический настрой.



Почти каждый урок литературы мы с ребятами начинаем с проведения поэтической минутки. Сегодня я попросила провести такую «минутку» для вас ___________________

Он прочтёт стихотворение А. С. Пушкина «Я вас любил…». (Выразительное прочтение учащимся стихотворения А. С. Пушкина)


^ III. Переход к теме урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Я думаю, вы поняли, что выбор данного стихотворения неслучайный - тему любви в литературе считают «вечной», к ней обращались многие писатели: и поэты, и прозаики. А. И. Куприн в этом случае не исключение, а, скорее всего, подтверждение. Но необходимо отметить, что каждый из них по-своему раскрывал её. Как же эта тема раскрывается Куприным в рассказе «Гранатовый браслет»? Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо раскрыть проблематику, рассмотреть сюжетно-композиционные особенности и систему образов данного произведения. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова В. Львова- Рогачевского: «В творчестве Куприна отразилась жизнь во всём её бесконечном разнообразии, не столько жизнь в целом, сколько в осколках, в вихре случайностей… У него жадность коллекционера, только собирает он не редкие монеты, а редкие случаи жизни». Убедиться в достоверности слов В. Львова- Рогачевского нам позволит знакомство с историей создания этого произведения.

2. ^ Ознакомление учащихся с историей создания рассказа «Гранатовый браслет». Сообщение ученика «История создания рассказа А. И. Куприна» (индивидуальная домашняя работа учащегося).

«Гранатовый браслет» имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. «L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato». Соната Бетховена «Аппассионата", одно из самых напряжённых, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем. 15 октября 1910 года Куприн писал о сюжете рассказа своему другу, критику Ф. Д. Батюшкову: «Это – помнишь – печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жолтикова, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова (Д. Н. – теперь губернатор в Вильно)». (Прослушивание фрагмента «Аппассионаты») В опубликованных недавно мемуарах «На чужбине» писателя Льва Любимова, сына Д. Н. Любимова, мы можем прочесть:

«В период между первым и вторым замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчёркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся ей в любви. Письма эти долго сохранялись в моей семье… Анонимный влюблённый, как потом выяснилось – Жёлтый (в рассказе Желтков) писал, что он служит на телеграфе…, в одном письме он сообщал, что под видом полотёра проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку. Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил её, хоть она никак не реагировала на его изъяснения…

Вначале эти письма всех забавляли, но потом… моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюблённого телеграфиста. И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец отправились к Жёлтому. Всё это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Жёлтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже… ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения, глядя «с недоумением и жадным, серьёзным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в Жёлтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти. Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Жёлтый принял браслет и угрюмо пообещал не писать больше моей матери. Этим всё и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно».


3. Аналитическая беседа сопоставительного характера.

- Мы увидели, что рассказ А. И. Куприна имеет реальную основу. Как вы думаете, почему Куприн художественно преобразил реальную историю? (Отступая от подлинных событий, Куприн сумел создать произведение, полное больших обобщений. Положив в основу своего рассказа «случай из жизни» и несколько изменив его, автор сумел достигнуть типизации. И таким образом он отстаивал своё право писателя быть художником, а не просто репортёром жизни).

- Завершая рассказ трагической развязкой, Куприн хотел оттенить силу великой любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет». Как вы думаете, достиг ли своего замысла писатель?


4. ^ Работа аналитического характера по тексту произведения.


а) Аналитическая работа над жанровой соотнесённостью произведения.
Беседы с учащимися по вопросам:


  • Жанр своего произведения А. И. Куприн определил как рассказ. Скажите,
    пожалуйста, что называется рассказом? (Рассказом называется небольшое
    повествовательное произведение, посвященное какому-нибудь отдельному событию в жизни человека, без детального изображения того, что с ним было до и после этого события).

  • Что вы знаете о композиции рассказа? (В композиции рассказа можно выделить
    следующие части: экспозиция, завязка, кульминация, развязка).

- Объясните, что представляют собою вышеназванные части. (Экспозиция -
вступительная, исходная часть сюжета, где автор даёт первоначальное представление о
времени, месте действия и герое. Завязка - событие, с которого начинается действие и от
которого зависит развитие последующих событий. Кульминация - момент наивысшего
напряжения в развитии действия. Развязка - событие, которым заканчивается действие).

б) ^ Аналитическая работа по сюжету и композиции рассказа.

(Далее совместно с учащимися работаем над сюжетно-композиционной схемой рассказа, при помощи которой и будет идти дальнейшая аналитическая работа. На доске и в тетрадях рисуем // чертим сюжетно-композиционную схему рассказа, определяя какому пункту схемы соответствует тот или иной эпизод произведения. В момент построения схемы обсуждается каждый пункт, соответствующий тому или иному эпизоду).

  • Есть ли в рассказе «Гранатовый браслет» экспозиция?

  • Какова роль экспозиции в рассказе? (Она «погружает» читателя в художественное
    время и художественное пространство: даёт первоначальное представление о времени, о
    месте действия, о герое).

- Что в этот момент мы узнаём о главной героине повествования? Как автор характеризует её?

- Какой эпизод рассказа является завязкой рассказа?

- Как развиваются события дальше? Какие моменты в развитии действия можно
выделить особо?


  • В чём заключается их роль? Как в этих эпизодах проявляются характеры героев рассказа?

  • Какова художественная функция подробной детализации отдельных моментов?

- Какой эпизод рассказа можно обозначить как кульминационный? Почему?

- Чем заканчивается рассказ? Что является развязкой?

- Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании этого настроения играет музыка? (Финал рассказа элегический, проникнутый чувством светлой грусти, а трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера, ей открылось нечто недоступное ранее, та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет». Герои «любили друг друга только одно мгновение, но навеки». В пробуждении души Веры большую роль сыграла музыка: через музыку её душа словно соединилась с душой Желткова).

- Какие особенности в композиции рассказа «Гранатовый браслет» можно отметить?

в) ^ Аналитическая работа по тематике рассказа «Гранатовый браслет».

- Как вы определили тематику рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет»? Какие темы поднимает автор в своём произведении? (Тему межчеловеческих отношений: тема любви, тема дружбы, тема ненависти, эгоизма, чёрствости. Кроме этого автор обращается и к теме «маленького человека». Образ Желткова помогает раскрыть эту тему, традиционную для русской литературы. В «Гранатовом браслете» нет острой критики буржуазного общества. Господствующие классы обрисованы в мягких тонах. Но в сопоставлении с громадным чувством маленького чиновника Желткова выясняется очерствение души людей, считающих себя выше Желткова. Николай Николаевич Булат-Тугановский в рассказе выступает как человек, символизирующий всё дурное, что бывает в аристократии. Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, но силой своей любви встаёт над мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. Он оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его. Любовь стала страданием, единственным смыслом его жизни).

г) ^ Определение авторской идеи как итог всей аналитической работе над рассказом.


- Какова авторская идея, выраженная в рассказе? (Частный случай поэтизирован А. И. Куприным. Автор рассказывает о любви, которая повторяется, по его мнению, «только один раз в тысячу лет». Любовь, по Куприну, «всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчёркивают их красоту. Можно сказать, что в «Гранатовом браслете» выразилась мечта самого Куприна об идеальном, неземном чувстве. А. И. Куприн писал, что он стремился «показать духовно преображающую, просветляющую силу всепоглощающего чувства любви»).

IV. Заключение. Обобщение результатов работы. Подведение итогов. Выводы.




Скачать 95,97 Kb.
оставить комментарий
Дата18.10.2011
Размер95,97 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  3
хорошо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх