Учебное пособие Нижний Новгород 2007 Балонова М. Г. Искусство и его роль в жизни общества: Учебное пособие. Нижний Новгород: Издательство ввагс, 2007. 53 с icon

Учебное пособие Нижний Новгород 2007 Балонова М. Г. Искусство и его роль в жизни общества: Учебное пособие. Нижний Новгород: Издательство ввагс, 2007. 53 с


Смотрите также:
Учебное пособие Нижний Новгород 2003 удк 69. 003. 121: 519. 6 Ббк 65. 9 (2) 32 5...
Учебное пособие Нижний Новгород 2010 Печатается по решению редакционно-издательского совета гоу...
Учебное пособие Рекомендовано методической комиссией механико-математического факультета для...
Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией финансового факультета для...
Учебное пособие Нижний Новгород 2010 ббк к курникова М. В...
Учебный курс Нижний Новгород 2003 удк 69. 003. 121: 519. 6 Ббк 65. 9 (2) 32 5...
Учебное пособие Издательство фгоу впо вгавт н. Новгород, 2007...
Учебное пособие Нижний Новгород 2011 Министерство образования и науки РФ государственное...
Учебное пособие Нижний Новгород 2003 удк 502 (075. 8) Ббк 65. 9(2)28...
Учебное пособие Нижний Новгород 2002 удк 502/504 ббк...
Учебное пособие Нижний Новгород 2003 удк ббк к дмитриев М. Н., Иванов А. В...
Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией подготовительного факультета...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать
Волго-Вятская академия

государственной службы


Кафедра философии


_______________________________________________________


М. Г. Балонова


Искусство и его роль в жизни общества


Учебное пособие


Нижний Новгород 2007


Балонова М. Г. Искусство и его роль в жизни общества: Учебное пособие.

Нижний Новгород: Издательство ВВАГС, 2007. – 53 с.


Учебное пособие предназначено для студентов очного отделения факультета управления, экономики и права.


Содержание


Введение………………………………………………………...3

  1. Искусство в пространстве культуры…………………….....4

    1. Художественная культура

как подсистема культуры…………………………………..4

    1. Изучение искусства………………………………….7

    2. Проблема происхождения искусства……………….9

    3. Искусство и иные формы культуры………………..10

2. Природа художественного образа…………………………15

3. Виды искусства……………………………………………..18

4. Искусство как создание эстетических ценностей………..25

4.1 Эстетические ценности,

их роль в жизни человека и общества……………………25

4.2 Катарсис………………………………………………..29

5. Функции искусства…………………………………………30

6. Пути искусства в ХХ веке………………………………….37

6.1 Модернизм и постмодернизм

в искусстве ХХ века……………………………………….37

6. 2 Элитарное и массовое искусство…………………….42

Заключение…………………………………………………….47

Литература для самостоятельного изучения………………...47

Вопросы для самоконтроля…………………………………...49

Приложение. Г. Успенский «Выпрямила»…………………..51

Примечания……………………………………………………53




Введение

Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов над темой «Искусство и его роль в жизни общества» в курсе культурологии. Большой объем литературы по данному вопросу, ее неравноценность, противоречивость представленных в ней точек зрения, разрозненность материала создают определенные трудности при его изучении. Цель учебного пособия – помочь студенту разобраться в сущности, законах функционирования и общественной роли искусства, знакомство с которым является важнейшем условием духовного развития человека.

Значимость темы в курсе культурологии определяется особым местом искусства в сфере культуры. Искусство как плод художественной деятельности запечатлевает общий характер культуры, в которой оно создается, к которой принадлежит и которую целостно представляет. Таким образом, изучение искусства разных народов и разных эпох при условии понимания его сущности позволяет понять общий характер соответствующих культур.

В учебном пособии определяется место искусства в пространстве культуры, дается представление о его видах, природе художественного образа, рассматривается вопрос об эстетическом в искусстве, уделяется внимание обзору его основных функций. Отдельный раздел пособия посвящен искусству ХХ века и актуальной проблеме «Элитарное и массовое искусство». Как показывает практика, эта тема вызывает интерес слушателей, в то же время являясь достаточно сложной для самостоятельного ознакомления.

В пособии студентам предлагаются вопросы для самоконтроля и список литературы по вопросам эстетики, искусствознания, философии, социологии, психологии искусства, включающий как доступные учебные пособия, так и работы для углубленного изучения темы. В Приложении дан рассказ Г. Успенского «Выпрямила», который в образной форме иллюстрирует роль искусства в жизни людей.


… Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным,

ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и смелый мастер,

сформировал себя в образе, который ты предпочтешь…

О высшее и восхитительное счастье человека,

которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет!

Пико дела Мирандола


^ 1. Искусство в пространстве культуры



    1. Художественная культура как подсистема культуры


Художественная культура является подсистемой культуры. Это совокупный способ, продукт и принцип организации художественной деятельности, которая включает в себя все процессы, протекающие вокруг искусства – создание, хранение, восприятие и т. д. – и процессы, обеспечивающие его успешное функционирование – воспитание художников, публики, критики и т. д.

^ Сущность художественной культуры заключается в том, что творец (профессионал, любитель, народный умелец) благодаря своим развитым чувствам образно познает и образно же моделирует какой-то фрагмент реальности, а затем передает это зрителю или слушателю в эстетически выразительной форме. Художественная культура охватывает все население. Так, многие люди в молодости пишут стихи и музыку, рисуют, некоторые продолжают делать это на протяжении всей жизни. Но только то, что создано выдающимися мастерами своего дела в сфере художественной деятельности, хранится в веках как имеющее наивысшую ценность для общества и составляет искусство. Искусство – часть художественной культуры, ее вершина.

^ В художественном творчестве духовное и материальное проникают друг в друга, образуют нечто третье, они не просто соединяются, как в сферах материального и духовного производства, а взаимно отождествляются: так, стол как утилитарный, материальный предмет может быть выполнен из дерева, металла, пластика. Однако невозможно представить «Рабочего и колхозницу» В. Мухиной выполненной из дерева или собор святого Михаила Архангела в Нижегородском кремле созданным из бетона. Эту духовно-материальную целостность, нерасчлененность и называют художественностью. Это мышление в материале, посредством цвета, слова, звука, движения. Содержание, заключенное в произведении искусства, нельзя без потерь передать средствами другого вида искусства или просто по-другому («пересказать»). Известно высказывание Л. Н. Толстого, который в ответ на просьбу кратко передать суть романа «Анна Каренина» ответил, что для этого необходимо повторить роман слово в слово. Единство формы и содержания – закон художественного мышления.


Схема 1


Схема 1 условно иллюстрирует место художественной культуры и искусства в эпицентре культуры. На определенном этапе развития природы рождается новая форма бытия – человек, который перестает быть существом только биологическим, природным, но становится и существом общественным. Человек синтезирует в себе природное и социальное начала. Соединение биологического и общественного в человеке является не механическим, но органическим, неделимым.

Этот синтез становится возможным благодаря принципиальным отличиям деятельности человека от деятельности животных. Основные законы деятельности людей не передаются генетически, как это происходит у животных, а транслируются с помощью механизма социального наследования. Его работа состоит в том, что накапливаемый человечеством опыт отделяется от самих людей, обретая самостоятельное предметное существование, то есть опредмечивается в вещах, произведениях философии, науки, искусства, религии. Именно благодаря им каждым последующим поколением наследуются вырабатываемые людьми ценности, знания, умения. Так возникает культура, и человек становится единством биологического, социального и культурного.

Необходимость и важность изучения искусства и его роли в жизни общества объясняется тем, что искусство как плод художественной деятельности запечатлевает общий характер культуры (скажем, первобытной, средневековой и т. д.), в которой оно создается, к которой принадлежит и которую целостно представляет. Искусство имеет аналогичную культуре структуру, так как образно раскрывает то, что связывает культуру с природой, обществом и человеком. Таким образом, изучение искусства разных народов и разных эпох позволяет понять общий характер соответствующих культур.

Показательной является точка зрения В. Г. Белинского о том, что «Евгений Онегин» А. С. Пушкина является «энциклопедией русской жизни». Точно также энциклопедиями своей эпохи стали произведения художников итальянского Возрождения, тем более что если брать совокупность всех творений определенной эпохи, а не произведения только одного крупного автора, картина мира определенного времени становится более выразительной. Для своей культуры искусство – это портрет, самосознание. Для других типов культуры искусство играет роль языка, позволяющего одной культуре проникать в глубинную суть других и тем самым обеспечивать взаимопонимание, диалог культур. По выражению Ф. Ницше, «подлинным выражением жизни является не история, а искусство».

^ Слово искусство многозначно. В качестве художественного творчества оно было отграничено от искусства в более широком смысле этого слова (умение, мастерство, ремесло – мастерство плотника, врача и т. д.) мыслителями XVIII-XIX вв. Так, Гегель отмечал принципиальное различие между «искусно сделанными вещами» и «произведениями искусства»i.

Мы назовем искусством художественную деятельность и то, что является ее результатом (произведение). «Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их»ii.

Искусство имеет творческий характер. ^ Творчество – это инициативная одухотворенная деятельность людей и их групп во имя сохранения и упрочения имеющихся ценностей, главное же – во имя их обогащения. Творческое начало присутствует едва ли не во всех формах деятельности людей – вплоть до повседневного общения. Но наиболее полно реализуются творческие импульсы и способности людей в сферах общественно значимой деятельности: научной, производственной, государственно-политической, философской и, конечно же, художественной. Не случайно искусство принято называть художественным творчеством.


^ 1.2 Изучение искусства


Изучением искусства занимаются многие науки. Особое место среди них занимает эстетика. Она исследует искусство как таковое, как особый способ освоения действительности, особую художественно-образную сферу человеческой деятельности, то есть целостное бытие искусства.iii Эстетика и искусствознание – две различные науки: по предмету исследования эстетика исследует законы художественного творчества, которые являются общими для отдельных видов искусств; искусствознание нацелено на рассмотрение своеобразия каждого конкретного произведения и его уникальности, особенности. По подходу к произведению искусства – эстетика оперирует методами и категориями философской мысли, искусствознание опирается на анализ и обобщение эмпирического материала. При этом они обогащают друг друга. Эстетика без искусствознания превратилась бы в умозрительную науку, а искусствознание без эстетики выглядело бы разрозненным знанием. Разделы искусствознания – история искусства, теория искусств, художественная критика.

Исследованием феномена искусства занимаются и другие гуманитарные, «гибридные» дисциплины: социология искусства, психология искусства, философия искусства, культурология искусства. Социология искусства рассматривает его как общезначимую ценность, указывая на две сферы художественной жизни общества: система художественного производства и система художественного потребления.

Психология искусства выявляет наиболее общие закономерности, характерные для всех видов художественного творчества, устанавливает механизмы становления личности творца, а также анализирует формы воздействия искусств на человека.iv Одной из наиболее известных работ в этой области является «Психология искусства» Л. С. Выготского (1896-1934).

Философия искусства – дисциплина, связанная одновременно и с эстетикой, и с философией, отличающаяся еще более высокой степенью обобщений, систематичностью, внутренней взаимосвязью категорий и понятий. Труды под названием «Философия искусства» есть у Ф. Шиллера, В. С. Соловьева, И. Тэна и др.


^ 1.3 Проблема происхождения искусства


Проблема происхождения искусства остается открытой и актуальной по сей день. В современной науке наиболее обоснованным считается представление, что искусство возникает в первобытном обществе как социально обусловленный способ человеческой деятельности, с помощью которого люди стремились решать какие-то практические задачи своей жизни. Несомненно, важную роль в происхождении искусства сыграл труд (трудовая теория). Именно он предоставлял человеку материальные средства для воплощения своих идей: совершенствование рук, появление речи. Согласно археологическим данным, зарождение первобытного ис­кусства происходит 45-40 тыс. лет назад, когда формируется вид Homo Sapiens.

Появление искусства связывают с магическими и мифологическими представлениями. Ю. Б. Борев считает, что мифы послужили историческим переходом от магических реалий к искусству.v Мифологические и магические образы были основным содержанием обрядовых действий, наскальной живописи, скульптуры. Ритуалы обеспечивали лучшую трудовую деятельность, удачную охоту. Люди рисовали, плясали, пели потому, что считали эти действия способствующими успеху в их повседневных делах, в их взаимоотношениях с природными силами.

Первобытное искусство было синкретичным. Оно существовало в нераздельном единстве с другими формами материальной и духовной деятельности, в нем сосуществовали мифологический, практический и игровой аспекты; живопись, музыка, слово, танец не разделялись; не было в древности и разделения между творцами и потребителями искусства. Постепенно искусство выделяется из этого синкретического единства как самостоятельная сфера духовной деятельности.

В магических ритуалах древних людей, безусловно, присутствует игровое начало. Теория происхождения искусства как игры рассматривается в трудах многих исследователей (Ф. Шиллер «Письма об эстетическом воспитании», Г. Спенсер «Основание психологии», Й. Хейзинга «Homo ludens»).

^ К другим теориям могут быть отнесены следующие: художественного инстинкта, иллюзионистская, социальная, географическая и др. Теория художественного инстинкта рассматривает искусство как биологическую функцию. Отголоски подобной теории встречаются у Ч. Дарвина, Р. Гюнтера, Г. Маркелова. Согласно ей, искусство в человеческом обществе имеет общие корни с «искусством» животных (строительство гнезд, красочное оперение, танцы и т. д.)

К. Ланге указывает на другой художественный инстинкт – потребность человека обманываться. ^ Иллюзионистская теория полагает, что искусство - чудесный обман, доставляющий наслаждение человеку.

Пример теории социального происхождения искусства – суждения А. Ф. Еремеева: искусство – не проявление природы, а продукт общественных условий, поэтому оно социально по своей самой сущности. Вывод сделан на основании того, что искусство – творение уже сформировавшегося человека, поскольку оно возникло в эпоху верхнего палеолита, то есть в эпоху появления подлинного человеческого общества, и воплощает новую ступень освоения действительности, которая соответствует высокому уровню развития человека.vi


^ 1.4 Искусство и иные формы культуры


Место, роль, значение искусства в разных социально-исторических ситуациях понималось по-разному. Часто бывало так, что искусство понималось как явление подчиненное, служебное: по отношению к государству (эстетика Платона), к религии и морали (средневековье как эпоха господства церкви), к данностям рассудка (рационализм классицизма и Просвещения), к официальной политической идеологии (30-50-е гг. в СССР). Эти мнения односторонни и исторически исчерпаны. С течением времени становилось все яснее, что искусство обладает независимостью (пусть и относительной) от иных явлений общественной жизни, что оно имеет собственное предназначение.

Уникальность, самоценность и свобода искусства были провозглашены немецкой эстетикой рубежа XVIII-XIX вв. (например, И. Кантом). Мыслители и художники эпохи романтизма говорили, что искусство обладает огромной и благой силой воздействия на духовную жизнь личности, общества, человечества. Мыслители-романтики зачастую даже преувеличивали возможности и общественную роль художественной деятельности, ставили искусство над иными формами культуры, включая науку и философию. «Философия, - писал Шеллинг, - достигает высочайших высот, но в эти выси она увлекает как бы частицу человека. Искусство же позволяет целостному человеку добраться до этих высот».vii Романтики разработали миф о всесилии искусств. Противоположная точка зрения возникает в ХХ в., и ее яркое проявление – высказывание А. Камю (1957 г.): «Художник должен прежде всего ответить на вопрос… не является ли искусство в наши дни ненужной роскошью?».viii

Безусловно, истина лежит посередине. Искусство, чья значимость для человечества огромна и уникальна, в то же время не нуждается в иерархическом возвышении над иными формами человеческой деятельности, оно находится в ряду равноправных ему граней культуры (наука, философия, мораль, политика, нравственно-практическое сознание, личностное общение и т. д.).

^ Так, искусство взаимодействует с политикой: все мы знаем времена жестокого контроля и цензуры в сфере искусства, господство в нем идеологических установок, диктуемых властью, что, безусловно, ограничивает либо сводит на нет свободу творца.

Существует точка зрения, которая провозглашает абсолютную автономность искусства от других сфер культуры (в особенности от политики, идеологии, социальной жизни). Она реализуется в лозунгах «чистое искусство» или «искусство для искусства». Так, по словам С. Булгакова, истинное искусство свободно в своих путях и исканиях, оно «само себе довлеет, само по себе ищет, само себе закон». Приверженцы этих позиций ориентируются на полную изоляцию искусства от внехудожественной реальности. В критике такого подхода Н. А. Бердяев справедливо утверждал, что свобода художника не может быть беспредметной. «Все сферы человеческого творчества, - полагает мыслитель, - …имеют единое духовное питательное лоно», искусство – «не просто сладкие звуки, а служение».ix Художник осознанно или неосознанно выражает интересы определенных социальных слоев, групп, классов, партий, мировоззрение определенной эпохи.

^ Искусство и религия Существуют целые периоды в истории, по отношению к которым можно говорить о полном подчинении искусства религиозному мировоззрению. Это искусство средних веков, буддистское и мусульманское искусство. Задача подобной художественной деятельности и ее плодов - приближение человека к Богу.1 У религиозного искусства свои черты: оно символично, канонично, чаще всего обезличено.

Характерным примером религиозного искусства и его особенностей является русская православная икона, при создании которой, как полагают верующие, рукой иконописца водит Бог. Это влечет за собой индифферентное отношение к конкретному автору произведения.

В иконописании органично реализовано стремление в земных образах, материальными средствами передать сверхреальное. Каждый тип иконы («Богоматерь Одигитрия», «Преображение», «Благовещение» и др.) строится по сложившимся канонам, большинство из которых в России восходят к византийским образцам. Иконописцы, и средневековые, и современные, намеренно отступают от законов привычной нам линейной перспективы, часто работают чистым, локальным цветом, в их произведениях отсутствует светотеневая моделировка, реальные портретные и пейзажные черты и т. д. Благодаря такому подходу иконописное произведение, в отличие от работы светского живописца, становится не отражением, зеркалом реального мира, а символом, знаком, посредством которого человек соприкасается с Богом. «Несхожесть» мира на иконе и мира реального – нарочитая, ведь икона – символ мира вечного, горнего.

^ Связь искусства и философии очень глубокая: искусство, как и философия, является самосознанием культуры. Мировоззрение, философия определенной эпохи отражаются в искусстве и символизируются им. Особенно это хорошо заметно в практике модернизма начала ХХ века. В России XIX века в литературных произведениях часто не только поднимались философские вопросы, но и формировались картина мира, философская система (так, например, можно говорить о философии Ф. М. Достоевского, которая запечатлена в его художественных произведениях).

^ Искусство и техника также взаимодействуют, что особенно ярко проявляется в наше время (примерами могут служить фотография, кино, телевидение, эстрада и т. д.) Так, театр сегодня – не только игра актеров и работа режиссера, но и световое, музыкальное оформление спектакля.

^ Искусство и наука В античности, когда не существовало еще дифференцированного разделения на сферы культуры, греческий термин «tehne» означал и науку, и ремесло, и искусство. Наука опирается на логическую систему доказательств, тогда как искусство в строгости мышления не нуждается. Цель науки - познание мира рациональными методами, а для искусства познание действительности - лишь одна из функций.

Знаменитый испанский социолог и философ Х. Ортега-и-Гассет рассматривает искусство и науку как взаимно незаменимые сферы жизнедеятельности. По его словам, «трагедия науки порождает искусство». Там, где беспомощен научный метод, возникает метод художественный. По мнению философа, художник воссоздает не просто вещи в своих произведениях, но ту питательную среду, которая позволяет длиться вечно жизни этих вещей.x

^ Научный метод проявляет себя в абстрагировании и обобщении. Художественный – в конкретизации и индивидуализации. Научная закономерность или научный вывод апеллируют лишь к сознанию, исключают всякую двусмысленность, неясность. Наличие последних в работе ученого свидетельствует о ее незавершенности. Произведение художника допускает бесчисленное множество толкований и в этом смысле неисчерпаемо. Каждое поколение включает сообщение художника в контекст своего опыта, своей культуры, своей системы ценностей. «Способность прямого воздействия на подсознание и сверхсознание зрителя представляет одну из самых характерных черт искусства, придает ему особую убедительность, избавляет художника от необходимости логических доказательств истинности своего сообщения о мире и человеке».xi

По мысли Гегеля, «более глубокий интерес к художественным произведениям вызывается тем, что содержание расширяется и открывается по-иному даже в пределах тех же самых форм. Все естественно существующее есть нечто абсолютно единичное с любой его стороны и в любой его точке. Представление же обладает в себе определением всеобщности, и все то, что восходит к нему, уже благодаря этому получает характер всеобщности в отличие от природной разрозненности».xii


^ 2. Природа художественного образа


Базовое отличие науки и искусства в том, что наука оперирует понятиями, а искусство воздействует на человека посредством художественных образов. Понятия фиксируют общие, повторяющиеся свойства реальности, игнорируя ее неповторимо-индивидуальные черты. Образ, по определению А. А. Потебни, это воспроизведенное представление,xiii в нем целостно соединены конкретное и типичное, общее и единичное, чувственное и абстрактное.

Художественный образ – то новое, чего не было в природе. «В художественном произведении, - писал В. Короленко, - мы имеем мир, отраженный, преломленный, воспринятый человеческой душой. Это не просто беспочвенная иллюзия, - а это новый факт, новое явление вечно творящей природы».xiv Важнейшей чертой художественного образа является то, что в нем выражается эмоционально-ценностное отношение к объекту. Знание об объекте служит в нем лишь фоном, на котором вырисовываются переживания, связанные с этим объектом.

Следовательно, с помощью изобразительно-выразительных средств автор должен не столько поведать о событии, но внушить аудитории переживания, впечатления, связанные с ним. Но художник не может заставить человека переживать какие-то чувства, просто назвав их или даже подробно описав. Предположим, мы желаем передать другу впечатление о фильме. Для этого мало пересказать его сюжет, необходимо эмоционально насытить рассказ, возможно, преувеличить некоторые черты, подключить фантазию. Например, если мы пытаемся передать впечатление от сцены автомобильной погони, мало сообщить скорость, с которой передвигалась машина преследователей. Можно сказать о том, что у вас возникло ощущение, будто водитель превратился с автомобилем в одно целое, в зале чувствовался запах разогретой резины, было ощущение, что автомобиль вот-вот вырвется за пределы экрана к зрителям…

Следовательно, художественный образ создается при активном участии воображения. Он не просто воспроизводит единичный факт, но сгущает, концентрирует существенные для автора стороны жизни во имя ее оценивающего осмысления. Воображение художника - не только психологический стимул его творчества, но и некая данность, присутствующая в произведении. В последнем наличествует вымышленная предметность, не имеющая полного соответствия себе в реальности.

Художественный образ тяготеет к всеобщности, типизации. Например, прочитав стихотворение С. Есенина «Песнь о собаке», мы запомним описанный поэтом случай не как происшествие из жизни отдельной собаки, и даже не как трагическое начало, присутствующее в жизни подобных ей созданий. Этот образ войдет в наш духовный опыт как осознание трагического начала в целом. Конечно, подобное воздействие присутствует лишь в выдающихся произведениях искусства. С. Есенин достигает его за счет создания художественного образа, в котором присутствуют искусно подобранные детали, умолчания, метафоры. Кроме того, в стихотворении «Песнь о собаке» действие разворачивается на фоне подспудно присутствующей картины мира, характерной для народной культуры с ее мифологическим мышлением. Эта картина мира на бессознательном уровне близка человеку, воспитанному на русской культуре, что способствует органичному восприятию деталей произведения.

Другой важной чертой художественного образа является его условность. До сих пор распространено мнение, что произведения искусства прежде всего должно передавать сходство с действительностью. В этом заключается «теория подражания» (по греч. — мимесиса), которая сформировалась еще в античные времена. Но не фотографичность, не иллюзорность, не натурализм в изображении – первоочередные задачи художественного творчества. Гёте сказал, что если художник очень похоже нарисует пуделя, то можно порадоваться появлению еще одной собаки, но не произведения искусства.

Когда мы читаем «Анну Каренину» Толстого, мы понимаем, что истории в том виде, которую рассказал нам автор, не происходило (либо в деталях присутствует полное/частичное несовпадение с реальностью), что автор усилил какие-то черты героев, конфликта и т. д. Вместе с тем, признавая условность, мы отвлекаемся от нее, чтобы погрузиться в мир переживаний, которые нам дарит художественное произведение. Наиболее ярко это отвлечение проявляется при восприятии фантастического (или с элементами фантастики) произведения искусства. Наиболее доступным опять же будет пример с литературным произведением («Мастер и Маргарита» М. Булгакова).

Символичность художественного образа заключается в том, что в его конкретно-наглядной форме заключается большее, что изображено. Черты символа – значительность (всеобщность) смысла, неполнота явленности этого смысла и связанные с нею «семантическая текучесть» (А. Ф. Лосев), неопределенность и многозначность. В связи с последней характеристикой можно определить его отличие от аллегории. Если, например, можно утверждать однозначно, что Фемида – аллегория правосудия, то символ истолковать однозначно невозможно. Его трактовка будет зависеть от того, в каком культурном, историческом, мировоззренческом и т. д. контексте находится человек, его постигающий.

Так, например, известная картина русского художника К. Петрова-Водкина «Купание красного коня» может быть воспринята буквально, то есть как условное (с учетом намеренно допущенных отступлений от жизненных реалий), декоративное изображение сцены из сельской жизни. Если же смотреть на это произведение в контексте особенностей эпохи, в которую оно создавалось, то красный конь становится символом наступающего ХХ века с его апокалипсическими ожиданиями, а также восходит к образам русской народной культуры.

Необходимо добавить, что художественные образы, созданные искусством, нередко стано­вятся общепринятыми культурными символами, как, например, Гамлет, Отелло, Фауст, Обломов, Манилов и т. д.


^ 3. Виды искусства


Разграничение видов искусства осуществляется на основе элементарных, внешних, формальных признаков произведений. Аристотель отмечал, что виды искусства различаются средствами подражания («Поэтика», глава 1). Примерно в том же духе высказывались Лессинг и Гегель. По словам Н. А. Дмитриевой, границы между видами искусства определяются «формами, способами художественного выражения»xv (в слове, в видимых изображениях, в звуках и т. п.). Гегель выделил и охарактеризовал пять так называемых великих искусств. Это архитектура, скульптура, живопись, музыка, поэзия. Наряду с ними существуют танец и пантомима (искусства телодвижения), а также постановочная режиссура – искусство создания цепи мизансцен (в театре) и кадров (в кино): здесь материальным носителем образности являются сменяющие друг друга во времени пространственные композиции.

^ Классификация по способу материального бытия подразделяет искусства на пространственные и временные2. Архитектура, декоративно-прикладное искусство, скульптура, живопись и графика относятся к искусствам пространственным. Все они оперируют объемно-пластическими материалами в трехмерном или двухмерном пространстве. Их также называют пластическми искусствами. Между собой они различаются знаковой природой.

Архитектонические искусства (архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн) ничего конкретно не изображают; художественный образ строится в них неизобразительным путем. Мысли, чувства, настроения людей, следовательно, они передают косвенным, ассоциативным путем.

Скульптура, живопись и графика являются изобразительными искусствами, в них принцип создания художественной формы строится на изображении (с помощью линий, красочного пятна, объема и т. д.) Важно: они изображают не впечатления от предметов (как, например, литература), а подобия самих предметов в их зримом бытии.

Архитектура в большей степени, чем другие искусства, связана с внехудожественными, утилитарными формами деятельности людей. Хорошо известно определение сущности зодчества, данное еще римским архитектором Витрувием: прочность, польза и красота. Эта истина остается незыблемой по сей день. Разнообразие форм архитектуры порождается многообразием ее функций. Она подразделяется на три относительно самостоятельных разновидности: зодчество, архитектура крупных форм и архитектура малых форм. В первую группу входят такие жанровые разновидности, как жилые постройки, общественные сооружения (культовые сооружения, спортивные и зрелищные сооружения, административные здания).

С крупными архитектурными формами связан богатый мир экстерьеров – ограды, решетки, фонари, киоски и пр. Сейчас это специализированная область благоустройства городских площадей, улиц, садов, парков, дорог и т. д.

Третью разновидность архитектуры составляют промышленные и монументальные объекты – заводы, фабрики, комбинаты, метро, набережные, обелиски… Это не здания с характерной для них замкнутой художественной структурой. Их отличает сложность конструкции, масштаб, значительная роль в градостроении. Само градостроительство есть своеобразный вид архитектонического творчества, своего рода «архитектурная режиссура», организующая городские ансамбли, организмы селений, районов, точно отражающая общественные процессы и их взаимосвязи.

Скульптура (часто это понятие приравнивают к понятию «пластика») – вид изобразительного искусства, произведения которого объемны, имеют трехмерную форму. С древних времен сама деятельность скульптора осознавалась как акт творения, подобный библейскому. В творчестве скульптора мысль не разобщается с материалом, порождая образ как сотворенную пространственную реальность. «Именно в пластике идея и чувственное явление сливаются в совершенном единстве и потому ее часто считали проявлением искусства, творчества как таковых. Не случайно могучий взлет искусства пластики в античной культуре философ Гегель полагал высшей точкой художественного развития вообще».xvi

Поскольку скульптура пространственна, основной ее задачей становится передача существования и движения формы в пространстве. Они и являются основным предметом скульптуры. Творчество скульптора заключается в том, что из глыбы мрамора, из куска дерева и т. д. извлекать образ живого существа.

Живопись – один из основных и древнейших видов изобразительного искусства. Наиболее полное развитие она получила с распространением техники масляной живописи (XV в.). Сфера живописи по сравнению со скульптурой, несомненно, более широка. Она не ограничена только художественным изображением живых существ, в ее силах передать почти любые явления, почти весь видимый мир. На холсте можно запечатлеть и масштабное сражение, и закат над озером, и взгляд, полный радости.

Живопись, как и скульптура, передает живое в статичном, общее – в конкретно зримом, развертывающееся во времени действие - в единовременном. Мгновение, которое останавливает художник, как правило, является синкретическим, концентрирующим весь характер действия. В отличие от скульптуры, оперирующей объемами, основные средства живописца – цвет, линия, светотень, но, прежде всего, художник видит объект через призму цвета. Именно красочное пятно является основным изобразительно-выразительным средством живописного произведения.

Графика из всех видов изобразительного искусства наиболее парадоксальна. С одной стороны, этот вид искусства очень демократичен. С произведениями графического искусства мы встречаемся буквально на каждом шагу (книги, афиши, газеты, объявления, упаковки и пр.) Но в то же время это наиболее массовое искусство является элитарным, так как очень немногие знатоки понимают графику, разбираются в ней и умеют ценить ее.

Обычно, говоря о графике, указывают на то, что это искусство черного и белого (черная линия на белой поверхности). Но в то же время можно сказать о том, что в какой-то книге яркие, многоцветные иллюстрации.

Графика появилась еще в древние времена, но в качестве самостоятельного вида изобразительного искусства выделилась поздно, на рубеже XIX-XX вв. Созданные до этого времени произведения графического искусства из широко известных являются, прежде всего, эскизами и набросками (например, относящиеся к эпохе Возрождения).

Понятие графики противоречиво. Чаще всего исследователи называют основным признаком графики активное использование линии в противоположность точке как основе живописи. Другое, уже упомянутое определение графики, также получившее распространение, - искусство черного и белого. Например, такой точки зрения придерживался выдающийся советский художник-график В. А. Фаворский. Еще один подход к делению живописи и графики – по характеру основы: если работа выполнена на холсте, она относится к живописи, если на бумаге – к графике. В зарубежном художественном обиходе критерием является печать. Если рисунок или живописное произведение воспроизведены в печати или для этого выполнены, они становятся графикой вне зависимости от особенностей художественного языка или материала. Кроме всего сказанного, такие техники, как гуашь, акварель, пастель, относят и к живописи, и к графике.

Картина проясняется, если разделить понятия графики и графичности. Живописное произведение может оказаться по характеру графичным, а графическое произведение – быть живописным в силу использованных выразительных средств (как, например, живописным характером обладает серия пастельных работ Э. Дега, посвященная танцовщицам). Самыми типичными проявлениями графичности являются: линеарность, сведение к минимуму цветовых отношений (при этом совершенно не обязательно использование только черного и белого цветов), «воздух белой бумаги».

^ Временные искусства в системе художественной культуры – литература и музыка, те виды искусства, произведения которых развертываются во времени.

^ Искусство слова – ему неоднократно отдавалось первенство среди всех других искусств. Слово практически всемогуще по своим изобразительным и выразительным возможностям, тогда как живопись и музыка односторонне отражают зримый и слышимый аспект бытия, с одной стороны; с другой стороны, поскольку язык является основным средством общения людей, литература кажется самым простым и общедоступным видом искусства.

Художественная речь отличается от нехудожественной отношением к словесному материалу: в художественной речи автор реализует установку на эстетическое воздействие, что ведет к максимальной организованности словесно-художественной формы. Вместе с тем, словесное художественное произведение не равно его словесным образам. Слово не исчерпывает образа, оно служит лишь материальным основанием, за которым скрывается словесно-образный смысл. Главными источниками образности слова являются его многозначность в художественном контексте, иносказательность, метафоричность, способность вызывать разнообразные ассоциации.

При помощи слова можно воссоздать не только зрительно воспринимаемую реальность, но и то, что доступно другим органам чувств – слуху, осязанию, обонянию. С помощью слова можно передать эмоциональное, интеллектуальное состояние человека.

Традиционно в литературе выделяют три рода: эпический, лирический и драматический.

Музыка – вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований. Музыка – специфическая разновидность звуковой деятельности людей. С другими разновидностями, например с речью, ее объединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и служить средством общения людей и управления их поведением. Вместе с тем, музыка, сохраняя некоторое подобие звуков реальной жизни, отличается от них строгой высотной и временной (ритмической) организованностью.

Из различных видов эмоций музыка воплощает главным образом настроения, но в музыкальном содержании также широко представлены эмоциональные стороны интеллектуальных и волевых качеств личности (и соответствующих процессов). Это позволяет музыке раскрывать не только эмоциональные состояния людей, но и их характеры. В максимально конкретном (но не переводимом на язык слов), весьма тонком и заразительном выражении эмоций музыка не знает себе равных. Именно на этом основании широко распространено определение музыки как «языка души» (А. Н. Серов).

Сравнительно ограниченное место в содержании музыки занимают наглядные образы конкретных явлений действительности, что обусловлено меньшей способностью слуха по сравнению со зрением информировать человека о конкретных материальных признаках предметов. И все же в музыке нередко встречаются пейзажные, портретные зарисовки, картины из жизни. Причем в музыкальном произведении можно как передать звуки реального мира (например, пение птицы в «Соловье» Алябьева), так и ассоциативно сформировать определенную картину (например, путем включения в музыкальную ткань звуков, напоминающих пение птиц, создать у слушателя образ леса).

Музыке доступно содержание разных родов: эпическое, драматическое, лирическое. При этом в силу ее неизобразительной природы музыке ближе всего лирика. Музыка может быть синтезирована со словом, пением (вокалом), сценическим действием, что обогащает ее и в формальном, и в содержательном аспектах.

Кроме пространственных и временных искусств, выделяют также пространственно-временные, зрелищные искусства в системе художественной культуры. Это пантомима и танец, цирк и театр, кино и эстрада. Их художественный материал предметен, включен в пространственную среду и работает только в этой среде. Но при этом он не статичен, а живет во времени, развивается, трансформируется, видоизменяется. Существуя в пространстве сцены, арены, экрана, эти искусства, в то же время, представлены на обозрение публики, ориентированы на визуальное восприятие, что позволяет их назвать также зрелищными искусствами.

Зрелищные искусства – синтетичные по своей природе. В них соединяются как противоположные, так и близкие по своим характеристикам искусства. Так, например, театр объединяет на сцене искусство слова и пантомиму; кроме того, актерское мастерство на сцене окружено и поддержано архитектурой, музыкой, живописью.

^ Необходимо отметить, что в разные исторические эпохи ведущими оказываются различные виды искусства. Так, в Древнем Египте ведущую роль играли архитектура и скульптура, что объясняется религиозными воззрениями этой культуры, прежде всего заупокойным культом. В эпоху романтизма ведущими видами искусства становятся живопись, музыка, поэзия как наиболее «свободные» искусства, менее всего связанные с прессингом материала. Архитектура же теряет то место, которое она занимала в классицистический период. Это связано с тем, что романтики, в отличие от представителей предшествующих художественных направлений, стремились работать не на заказ, а по велению собственного сердца. Значительные же архитектурные сооружения могли быть созданы лишь по заказу состоятельных людей, обладающих своими предпочтениями и вкусом.





оставить комментарий
страница1/3
Дата18.10.2011
Размер0.61 Mb.
ТипУчебное пособие, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх