Учебно-методический комплекс по дисциплине «История мирового искусства» Для студентов, обучающихся по специальности 350400 «Связи с общественностью» icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине «История мирового искусства» Для студентов, обучающихся по специальности 350400 «Связи с общественностью»


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине Теория и практика связей с общественностью для...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Современная пресс-служба для специальности 350400...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Конфликтология Для направления/специальности 350400...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Конфликтология Для направления/специальности 350400...
Учебно-методический комплекс по специальности: 350400 Связи с общественностью Санкт-Петербург...
Учебно-методический комплекс по специальности: 350400 Связи с общественностью Санкт-Петербург...
Учебно-методический комплекс по специальности: 030602...
Учебно-методический комплекс дисциплины «история мирового искусства» для студентов...
Учебно-методический комплекс по специальности: 030602...
Учебно-методический комплекс по специальности: 030602...
Учебно-методический комплекс по специальности: 030602...
Учебно-методический комплекс по специальности: 030602...



Загрузка...
страницы:   1   2
скачать





РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ


ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


Кафедра массовых коммуникаций


Учебно-методический комплекс по дисциплине

«История мирового искусства»

Для студентов, обучающихся по специальности 350400 «Связи с общественностью»


Москва 2009г.


Составитель: доктор филологических наук Трофимова Г.Н.


Календарный план учебных занятий


Неделя

Тема

Часы

Лекция

Практическое занятие

лекция

Практ.

работа

Самост. работа

1 неделя

Сущность и природа искусства. Искусство и «паблик рилейшнз»

Основные сведения о теории и истории искусства. История искусства как предмет изучения.

2

1

2

2 неделя

Процесс художественного творчества. Восприятие художественного произведения

Основные принципы художественного творчества. Проблемы интерпретации.

2

1

2

3 неделя

Искусство как общественное явление. Система искусств. Виды искусства

Искусство как функционирующая система.

2

1

2

4 неделя

Происхождение искусства. Первобытное искусство

Первобытное искусство в пиар-работе

2

1

2

5 неделя

Искусство Древнего Востока

Искусство Древнего Востока в пиар-работе

2

1

2

6 неделя

Искусство Древнего Египта

Искусство Древнего Египта в пиар-работе

2

1

2

7 неделя

Искусство Древней Индии

Искусство Древней Индии в пиар-работе

2

1

2

8 неделя

Искусство Древнего Китая

Искусство Древнего Китая в пиар-работе

2

1

2

9 неделя

Искусство Японии

Искусство Японии в пиар-работе

2

1

2

10 неделя

Промежуточная аттестация




2







11 неделя

Искусство Древней Греции

Искусство Древней Греции в пиар-работе

2

1

2

12 неделя

Искусство Древней Греции

Искусство Древней Греции в пиар-работе

2

1

2

13 неделя

Искусство эллинизма

Искусство эллинизма в пиар-работе

2

1

2

14 неделя

Искусство Древнего Рима

Искусство Древнего Рима в пиар-работе

2

1

2

15 неделя

Искусство Древнего Рима

Искусство Древнего Рима в пиар-работе

2

1

2

16 неделя

Искусство Византии. Раннехристианское искусство

Искусство Византии. Раннехристианское искусство в пиар-работе

2

1

2

17 неделя

Искусство Византии. Раннехристианское искусство

Искусство Византии. Раннехристианское искусство в пиар-работе

2

1

2

18 неделя

Искусство западноевропейского Средневековья

Искусство западноевропейского Средневековья в пиар-работе

2

1

2

19 неделя

Искусство западноевропейского Средневековья

Искусство западноевропейского Средневековья в пиар-работе

2

1

2

20 неделя

Итоговая аттестация




2

0

0

21 неделя

Классическое мусульманское искусство

Классическое мусульманское искусство в пиар-работе

2

1

2

22 неделя

Искусство Африки, Австралии и Океании

Искусство Африки, Австралии и Океании в пиар-работе

2

1

2

23 неделя

Искусство Северной и Южной Америки

Искусство Северной и Южной Америки в пиар-работе

2

1

22

24 неделя

Русское искусство Х-ХVII вв.

Русское искусство Х-ХVII вв. в пиар-работе

2

1

2

25 неделя

Русское искусство Х-ХVII вв.

Русское искусство Х-ХVII вв. в пиар-работе

2

1

2

26 неделя

Искусство Возрождения

Искусство Возрождения в пиар-работе

2

1

2

27 неделя

Искусство Возрождения

Искусство Возрождения в пиар-работе

2

1

2

28 неделя

Промежуточная аттестация




2

0

0

29 неделя

Искусство Нового Времени (XVII в)

Искусство Нового Времени (XVII в) в пиар-работе

2

1

2

30 неделя

Искусство Нового Времени (XVII в)

Искусство Нового Времени (XVII в) в пиар-работе

2

1

2

31 неделя

Искусство Просвещения (XVIII в.)

Искусство Просвещения (XVIII в.) в пиар-работе

2

1

2

32 неделя

Искусство Просвещения (XVIII в.)

Искусство Просвещения (XVIII в.) в пиар-работе

2

1

2

33 неделя

Искусство романтизма, искусство ХIХ вв.

Искусство романтизма, искусство ХIХ вв. в пиар-работе

2

1

2

34 неделя

Искусство романтизма, искусство ХIХ вв.

Искусство романтизма, искусство ХIХ вв. в пиар-работе

2

1

2

35 неделя

Русское искусство XVIII – ХIХ в.

Русское искусство XVIII – ХIХ в. в пиар-работе

2

1

2

36 неделя

Русское искусство XVIII – ХIХ в.

Русское искусство XVIII – ХIХ в. в пиар-работе

2

1

2

37 неделя

Искусство ХХ в.

Искусство ХХ в. в пиар-работе

2

1

2

38 неделя

Искусство ХХ в.

Искусство ХХ в. в пиар-работе

2

1

2

39 неделя

Современное искусство

Современное искусство в пиар-работе

2

1

2

40 неделя

Итоговая аттестация




2

0

0

Итого

80

36

72

Всего

188



Описание курса


Пояснительная записка

Изучение истории мирового искусства как дополнительной учебной дисциплины будущими специалистами по связям с общественностью имеет большое значение для их профессионального становления. Освоение мирового культурного богатства, понимание тенденций развития искусства у разных народов, изучение коммуникационных возможностей памятников искусства – это необходимый компонент современного профессионального пиар-образования.

Программа курса основана на изложении основных понятий и принципов истории искусства, знакомства с основными периодами в развитии искусства, характерными для каждого из этапов произведениями и его авторами.


^ Цель курса:

Дать учащимся комплексное представление о развитии мирового искусства, показать роль искусства в жизни личности и общества, проанализировать современное состояние искусства, определить место и значение искусства в деятельности специалистов по связям с общественностью, а также получить навыки использования символов мирового искусства в творческой пиар-деятельности и освоить практику пиар-деятельности в сфере искусств.


^ Содержание курса:

На лекционных занятиях изучаются в хронологическом порядке основные периоды развития мирового искусства. Лекции сопровождаются показом иллюстративного материала. В качестве самостоятельной работы студенты подготавливают и читают на лекциях доклады о произведениях искусства и о мировых музеях и выставках, а также отчитываются о посещении музея и участвуют в проведении музыкальных салонов.


^ Организационно-методическое построение курса.

Курс состоит из лекций, самостоятельной работы студентов в виде подготовки докладов, посещения выставок и музыкальных салонов, а также индивидуальных академических консультаций. Проводится два письменных тестирования на основе пройденного материала и по дополнительной литературе. Студенты должны принять активное участие в обсуждении практических работ.

Программа курса «История мирового искусства» рассчитана на 108 часов аудиторных занятий. Курс состоит из 72 часов теоретических лекций и 36 часов самостоятельной работы, которая включает в себя выступления студентов с докладами, проведение учебных тематических литературно-музыкальных салонов, посещение студентами музеев, выставок и концертов и ряд других творческих работ.


^ Условия и критерии выставления оценок:

Посещение лекций, обязательное участие в аттестационно-тестовых испытаниях, качество подготовки выступлений и сообщений, активное участие в проведении музыкальных салонов.


^ Балльная структура оценки:

Активная работа на семинарах – до 5 баллов за 1 семинар

Доклад – до 15 баллов (2-й семестр)

Сообщение о посещении выставки, музея – до 15 баллов (1-й семестр)

Внутрисеместровая аттестация – до 25 баллов

(в форме тестов на основе пройденного материала и по дополнительному материалу)

Участие в проведении музыкальных салонов – до 14 баллов

Реферативный обзор интернет-источников по одному из изученных периодов развития мирового искусства – до 15 баллов

Итоговое испытание (тест) – до 35 баллов

Всего – 144 балла


^ Шкала оценок:





Оценка


Неудовлетвор.

Удовлетвор.

Хорошо

Отлично

Оценка ECTS

F(2)

FX(2+)

E(3)

D(3+)

C(4)

B(5)

A(5+)

Мак. сумма баллов







































































































4

144

Менее 49

49-72

73-84

85-96

97-120

121-132

133-144














































































































Пояснение оценок

А

Выдающийся ответ

В

Очень хороший ответ

С

Хороший ответ

D

Достаточно удовлетворительный ответ

Е

Отвечает минимальным требованиям удовлетворительного ответа



Оценка 2+ (FХ) означает, что студент может добрать баллы только до минимального удовлетворительного ответа

F

Неудовлетворительный ответ (либо повтор курса в установленном порядке, либо основание для отчисления)



^ Темы лекций и семинарских заданий

Тематика лекций

Неделя 1:

Лекция №1. Сущность и природа искусства. Искусство и «паблик рилейшнз» - 2 часа.

Сущность искусства: различные точки зрения. Искусство как вид творческой деятельности. Искусство как воспроизведение, преображение и оценка действительности. Научное и художественное познание. Художественный образ - специфическая форма отражения и идейно-эмоциональной оценки действительности. Образ времени и общества в произведении искусства. Наивность и субъективность. Искусство и культурный контекст в работе специалиста по связям с общественностью с массовой аудиторией. Роль произведений искусства в формировании имиджа организации.

Литература обязательная:

  1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.

  2. Базен Ж. История истории искусства. От Вазари до наших дней. М., 1986.

  3. Вся история искусства. М., 2006.

  4. Гамбрих Э. История искусства. М., 1998.

  5. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1,2. М., 1986-1990.

  6. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982.

Литература дополнительная:

  1. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб., 1999.

  2. Сорокин ILA. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Неделя 2:

Лекция №2. Процесс художественного творчества. Восприятие художественного произведения.

Процесс художественного творчества. Эмоциональное и рациональное в творчестве. Концепции художественного творчества. Природа эстетического восприятия. Понятие красоты. Прекрасное, возвышенное и безобразное. Интерпретация и роль рецепиента в освоении смыслов. Художественный вкус и его роль в восприятии произведений искусства. Проблема эстетического переживания и наслаждения. Авторский пафос и катарсис.

Литература обязательная:

  1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.

  2. Базен Ж. История истории искусства. От Вазари до наших дней. М., 1986.

  3. Вся история искусства. М., 2006.

  4. Гамбрих Э. История искусства. М., 1998.

  5. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1,2. М., 1986-1990.

  6. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982.

Литература дополнительная:

  1. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб., 1999.

  2. Сорокин ILA. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Неделя 3:

Лекция №3. Искусство как общественное явление. Система искусств. Виды искусства.

Искусство и другие формы общественного сознания. Искусство и религия, искусство и мораль, искусство и политика, искусство и философия. Технический прогресс и развитие искусства. Искусство в системе массовых коммуникаций. Искусство в работе специалиста по связям с общественностью. Проблема классификации искусств в истории. Искусства временные, пространственные, изобразительные, выразительные, простые, синтетические. Архитектура, живопись, скульптура, музыка, литература, театр, хореография, кино - виды искусства. Взаимодействие искусств. Научно-техническая революция и возникновение новых видов искусства.

Литература обязательная:

  1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.

  2. Базен Ж. История истории искусства. От Вазари до наших дней. М., 1986.

  3. Вся история искусства. М., 2006.

  4. Гамбрих Э. История искусства. М., 1998.

  5. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1,2. М., 1986-1990.

  6. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982.

Литература дополнительная:

  1. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб., 1999.

  2. Сорокин ILA. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Неделя 4:

Лекция №4. Происхождение искусства. Первобытное искусство.

Специфика первобытного мышления - высокая степень слияния индивида и окружающей его природы, мышление по аналогии, объяснение от противного, ссылка на пример наивный взгляд на мир. Миф как форма родоплеменного осмысления окружающего мира. Концепции происхождения искусства. Миф и обряд. Инсценировка мифа в обряде и возникновение первобытного предтеатрального искусства. Первые зачатки архитектуры - дольмены, менгири, кромлехи. Первобытность в современной культуре.

Литература обязательная:

  1. Вся история искусства. М., 2006.

  2. Гамбрих Э. История искусства. М., 1998.

  3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1,2. М., 1986-1990.

  4. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982.

  5. Тайлор Э.Б. Первобытная культура, М., 1989

Литература дополнительная:

  1. Сорокин ILA. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

  2. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985

Неделя 5:

Лекция №5. Искусство древнего Востока.

Культура древнего Востока - важнейший этап в культурном развитии человечества. Истоки развития шумерской литературы: устное народное творчество, культовые и литературные тексты. Архитектурные сооружения шумеров и аккадцев. Расцвет строительства: зиккураты и их значение. Развитие изобразительного искусства (керамика, глиптика-искусство резьбы на печатях), его повествовательность и орнаментализм. Искусство Вавилона. Искусство хеттов и хурритов.

Литература обязательная:

  1. Искусство Древнего Востока (Памятники мирового искусства). – М.: Искусство, 1968

  2. Искусство скифских племен Северного Причерноморья. // История искусства народов СССР. Т.1. М., 1971

  3. История искусства зарубежных стран в 3-х томах. М., 1980.

  4. Раевский Б.А. Мир скифской культуры. М., ЯСК. 2006. 598 стр. (переиздание монографий 1977 и 1985 годов с предисловием)

  5. Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации». Этруски: итальянское жизнелюбие. – М.: Терра-книжный клуб, 1998

Литература дополнительная:

  1. Древние культуры Средней Азии и Индии. Л., 1984

  2. История искусства. Первые цивилизации. – Барселона – Москва: ОСЭАНО – Бета-Сервис, 1998

  3. Шкурко А.И. Звериный стиль в искусстве и культуре лесостепной Скифии (VII—III вв. до н. э.). Автореф.дисс. … к.и.н. М., МГУ. 1975

Неделя 6:

Лекция № 6. Искусство Древнего Египта.

Роль фараона в жизни древнеегипетского царства. Обожествление правителя, возникновение культа фараона. Архитектура и скульптура Египта, ее масштабность и грандиозность. Древнее царство: пирамиды - Джосера,Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена). Развитие скульптуры, достижение мастерства в обработке различных материалов. Установление строгих канонов, определенных типов композиции, принципа раскраски в скульптуре. Типизация скульптурного портрета. Условность скульптуры и живописи Египта. Реализм в малых скульптурных формах. Среднее царство. Рельефы и росписи Среднего царства - основные сюжеты. Новое царство. Строительство храмов. Карнакский и Луксорский храмы. Тесная зависимость архитектуры и религиозного культа. Реализация идеи беспредельного могущества фараона. Искусство бальзамирования и мумификации. Зачатки театра - возникновение религиозной драмы, мистерий.

Литература обязательная:

  1. Всеобщая история искусств

  2. История искусства зарубежных стран в 3-х томах. М., 1980.

  3. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982.

Литература дополнительная:

  1. Искусство Древнего Египта. М., 1976.

  2. Кинк Х.А. Художественное ремесло древнейшего Египта и сопредельных стран. М., 1976

  3. Флиттнер Н.Д. Искусство и искусства Двуречья и соседних стран. М-Л., 1958.

Неделя 7:

Лекция №7. Искусство Древней Индии.

Индийская культура как культура живых ценностей - "живая древность". Традиционность культуры Индии. Этапы развития индийской культуры. Возникновение индийской цивилизации (V-IV тыc.до н.э.). Городская культура Хараппской цивилизации, искусство бронзового века, ее источники и особенности. Буддийское искусство. Распространение буддизма при Ашоке и строительство культовых памятников: реликварии - ступы, колонны - стамбухи, скальные храмы - чайтьи. Ступа в Санчи, Стамбаха Ашоки, комплекс в Аджанте. Развитие искусства при династии Гупта (320-535т). Тесное слияние архитектуры и скульптурного оформления в культовых сооружениях. Возникновение скульптур Будды в храмовых сооружениях.

Литература обязательная:

  1. Всеобщая история искусств

  2. История искусства зарубежных стран в 3-х томах. М., 1980.

Литература дополнительная:

  1. Древние культуры Средней Азии и Индии. Л., 1984.

  2. Ильин Г.В. Религия древней Индии. М., 1959

Неделя 8:

Лекция №8. Искусство Древнего Китая.

Археологические источники культуры Древнего Китая. Гадальные кости, содержание надписей на них. Искусство эпохи Чжоу. Идеализация этого периода в китайской культуре. Китайский буддизм. Буддизм чань (дзен). Рационализация буддизма в Китае. Китайская опера и цирк. Музыкальное искусство. Дворцы и храмы Древнего Китая. Китайская керамика и текстиль. Традиции китайской живописи. Декоративно-прикладное искусство.

Литература обязательная:

  1. Всеобщая история искусств

  2. История искусства зарубежных стран в 3-х томах. М., 1980.

Литература дополнительная:

  1. Кучера С. Древнейшие и древние культуры Китая: Неолит, палеолит М., 1988.

Неделя 9:

Лекция №9. Искусство Японии.

Искусство зрелого Средневековья. Эпоха монастырей. Светское дворцовое строительство. Дворцово-парковые ансамбли. Скульптурный портрет. Японская пейзажная живопись. Ямато-э. Керамика и прикладное искусство. Японский театр. Каллиграфия и роспись на ширмах. Живопись на свитках. Искусство гравюры. Скульптурная миниатюра нэцкэ. Садово-парковое искусство.

Литература обязательная:

  1. Вся история искусства. М., 2006.

  2. Гамбрих Э. История искусства. М., 1998.

  3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1,2. М., 1986-1990.

Литература дополнительная:

  1. Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве в 2-х томах. М., 1937.

  2. Иофан Н.А. Культура древней Японии. М.., 1974.

  3. Сорокин ILA. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Неделя 11,12:

Лекция №10. Искусство Древней Греции.

Мировоззренческая картина мира. Греческая мифология: основные этапы развития. Роль мифологического начала в художественной культуре Древней Греции. Греческая религия как религия красоты. Эстетизм, скульптурность древнегреческой религии. Пантеон богов и их символы.

Греческое искусство - основные этапы развития. Общественная роль искусства в греческой культуре. Учение о мимезисе как основе искусства. Классификация видов искусства у Аристотеля ("Поэтика"). Искусство как средство очищения души.

Высшая ценность - человек, совершенный физически и духовно ("калокагатия"). Поиски "золотого сечения", канона в архитектуре и скульптуре. Основные ордерные системы в архитектуре. Скульптура (Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель). Керамика. Чернофигурная и краснофигурная техника. Формы сосудов.

Литература и театр. Происхождение трагедии. Афинский театр. Эсхил, Софокл, Еврипид. Музыка в культуре Древней Греции.

Античность как тип культуры. Античность как гармония, норма, мера, эстетическая форма. Античность и Возрождение, античность и Просвещение. Значение античности для мировой культуры.

Литература обязательная:

  1. Вся история искусства. М., 2006.

  2. Гамбрих Э. История искусства. М., 1998.

  3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1,2. М., 1986-1990.

  4. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982.

  5. Татаркевич В. Античная эстетика. М., 1977.

Литература дополнительная:

  1. Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве в 2-х томах. М., 1937.

  2. Сорокин ILA. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Неделя 13:

Лекция №11. Искусство эллинизма.

Эллинизм как синтез культур. Рост грамотности, образования в период эллинизма. Создание библиотек (Александ­рийская библиотека). Специфика эллинистического искусства: сосуществование одновременно официаль­ного, придворного искусства и искусства "частного человека". Аполлоновское и дионисийское начало в эллинской культуре.

Литература обязательная:

  1. Вся история искусства. М., 2006.

  2. Гамбрих Э. История искусства. М., 1998.

  3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1,2. М., 1986-1990.

  4. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982.

  5. Татаркевич В. Античная эстетика. М., 1977.

Литература дополнительная:

  1. Сорокин ILA. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.


Неделя 14,15:

Лекция №12. Искусство Древнего Рима.

Искусство народа Древней Этрурии. Эволюция развития римской культуры.

Римское искусство - синтез древнеиталий-ской, этрусской, греческой традиций. Римская государственность как эстетический идеал.

Грандиозность, декоративность, помпезность римского зодчества. Строительство амфитеатров, императорских форумов, терм, базилик и т.д. Вилла - сочетание архитекту­ры, скульптуры, живописи, природы (сады).

Литература обязательная:

  1. Вся история искусства. М., 2006.

  2. Гамбрих Э. История искусства. М., 1998.

  3. Искусство Древнего Рима. Т.1, П. М., 1985.

  4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1,2. М., 1986-1990.

  5. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982.

  6. Татаркевич В. Античная эстетика. М., 1977.

Литература дополнительная:

  1. Михайлов Б.П. Витрувий и Эллада. М., 1967.

  2. Сорокин ILA. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.


Неделя 16,17:

Лекция №13. Раннехристианское искусство. Искусство Византии.

Основные противоречия культуры поздней античности: переходность, пестрота, проникновение ближневосточной культуры в греко-римскую. Кризис античного рационализма. Встреча двух культур - античной и христианской, культуры разума и культуры чувства, веры. Христианство и искусство. Предпосылки новой теории искусства. Простота, естественность, нравственность - главные эстетические ценности. Акцент на нравственно-воспитательную функцию искусства. Применение античных форм для выражения нового содержания в искусстве. Развитие церковной музыки. Процесс систематизации многослужебных напевов, оформление церковного ритуала. Создание грегорианского хорала.

Молитва как образец и идеал художественного творчества. Влияние молитвы на все виды и жанры раннехристианского искусства.

Живопись римских катакомб, ее классификация. Изображение Иисуса, символика его образа. Расширение христианской тематики в искусстве, введение обширных евангельских циклов (IV-V вв.). Формирование ветхозаветной и новозаветной иконографии. Возникновение культа Богоматери. Изображение Богоматери в искусстве. Образы апостолов, мучеников.

Образование византийского государства. Византийское искусство - синтез античной, восточной, христианской культуры. Основные категории византийской эстетики (слово, свет, символ, образ).

Место искусства в Византийском государстве. Роскошь, декоративность, "византийская форма", ориентализм византийского искусства. Главные формы византийской живописи: монументальная храмовая живопись (мозаика и фреска), иконы, книжная миниатюра. Мозаичные циклы - иллюстрация основных догматов христианства. Возникновение византийских лицевых подлинников. Развитие архитектуры. Строительство базилик. Храм Св. Софии в Константинополе - венец ранневизантийского зодчества. Расцвет художественного ремесла в Византии. Период иконоборчества. Музыка Византии.

Литература обязательная:

  1. Вся история искусства. М., 2006.

  2. Гамбрих Э. История искусства. М., 1998.

  3. Искусство Византии, ч.1. М., 1984.

  4. Искусство Византии, ч. II. М., 1989. И.

  5. Искусство Византии, ч. III. М., 1991 г

  6. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982.

Литература дополнительная:

  1. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1,2. М., 1986-1990.

  2. Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. М., 1987.

  3. Сорокин ILA. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Неделя 18,19:

Лекция №14. Искусство Западноевропейского Средневековья.

Средние века: ощущение бытия и картина мира. Идея миропорядка и всеединства - мир как целое, иерархически упорядоченное. Средневековая символика. Универсальность символизма: природа как хранилище символов (минералы, растения, животные), числовая символика и цветовая символика.

Монастыри как очаги средневековой культуры, религиозной жизни, интеллектуальности, ремесел, искусства, производства и образцового хозяйства.

Принцип "семи свободных искусств", принцип "трех начал" (школа, скрипторий, библиотека). Основные этапы искусства средних веков. Специфика средневекового искусства: этапы, стили. Каролингское Возрождение, обращение к античности - основная черта ка­ролингской культуры. Характеристика романского и готического стиля. Изобразительное искусство романского периода.

Городское искусство зрелого средневековья (XI-XIII вв.). Синтез искусств в эпоху средневековья. Расширение библейской тематики в искусстве: возникновение образа Христа как страдающего мученика.

Рыцарство и рыцарский идеал как светский эстетический и нравственный идеал.

Творчество трубадуров и миннезингеров. Развитие театра. Церковь и театр. Театральность литургии.

Музыка Средневековой Европы.

Литература обязательная:

  1. Вся история искусства. М., 2006.

  2. Гамбрих Э. История искусства. М., 1998.

  3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1,2. М., 1986-1990.

  4. Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

  5. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982.

Литература дополнительная:

  1. Культура Возрождения и Средние века. М., 1993.

  2. Ротенберг Е.И. Искусство готической эпохи: система художественных видов. М., 1979.

  3. Сорокин ILA. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Неделя 21:

Лекция №15. Классическое мусульманское искусство.

Искусство арабских стран. Исламское искусство. Византийское и персидское влияние. Культовые сооружения. Планировка ранних арабских мечетей. Мечеть Амра в Фустате. Роль орнамента в искусстве Халифата. Арабески, геометриче­ский, эпиграфический фриз (декоративная надпись). Архитектурные ансамбли: Каира (гробницы Мамлюков), Мавританской Испании (Замок Альгамбра). Каллиграфическое письмо. Прикладное искусство: текстильное производство, ковроткачество, изготовление керамики, выделка оружия. Специфика музыки и театра в исламской культуре.

Литература обязательная:

  1. Арабское средневековое искусство и литература. Сб.статей зарубежных ученых. М., 1978.

  2. Вся история искусства. М., 2006.

  3. Гамбрих Э. История искусства. М., 1998.

  4. Грюнебаум Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М., 1981.

  5. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1,2. М., 1986-1990.

  6. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982.

Литература дополнительная:

  1. Крачковский И.Ю. Арабская поэзия. М.-Л., 1956.

  2. Сорокин ILA. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Неделя 22:

Лекция №16. Искусство стран Африки, Австралии и Океании. – 2 часа.

Связь африканских религий и искусства. Значение миниатюрной скульптуры в африканской мифологии. Ритуальные маски, статуи, мебель, текстиль, глиняные изделия, изготовление бус, браслетов и других украшений, плетение корзин и изделия из металла. «Африканский стиль» в современном интерьере. Африканское влияние на творчество Пабло Пикассо и становление кубизма. Искусство Дагомеи. Культура народа йоруба. Традиционное и придворное искусство региональной Африки. Народная музыка и живопись. Современное австралийское и островное искусство.

Литература обязательная:

  1. Всеобщая история искусств

  2. Дэвидсон Б. Африканцы. М., 1975

  3. Искусство народов Африки. М., 1975

  4. История искусства зарубежных стран в 3-х томах. М., 1980.

  5. Мириманов В. Б. Африка. Искусство. М., 1967.

  6. Мириманов В. Б. Искусство Африки. - «Искусство», 1965, № 9

  7. Мириманов В. Б. Первобытное и традиционное искусство. Москва - Дрезден, 1974

Литература дополнительная:

  1. Котляр Е. С. Миф и сказка Африки. М., 1975

  2. Никонов И.Е. Древние культуры Северной и Восточной Африки. М., 1979

Неделя 23:





Скачать 446.84 Kb.
оставить комментарий
страница1/2
Дата18.10.2011
Размер446.84 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх