Программа дисциплины сд. Ф. 10. Шрифты для студентов специальности 070601 «Дизайн» («Графический дизайн») направления 070600 «Дизайн» icon

Программа дисциплины сд. Ф. 10. Шрифты для студентов специальности 070601 «Дизайн» («Графический дизайн») направления 070600 «Дизайн»


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Учебные программы дисциплин кафедры «дизайн» специальности 070601 «Дизайн» («Графический...
Учебные программы дисциплин кафедры «дизайн» специальности 070601 «Дизайн» («Графический...
Программа дисциплины гсэ...
Программа дисциплины гсэ...
Программа дисциплины сд. Ф...
Программа дисциплины гсэ...
Программа дисциплины опд...
Программа дисциплины опд. Ф. 01...
Программа дисциплины сд. Ф...
Программа дисциплины опд. Ф. 01...
Программа дисциплины сд. Ф 11...
Программа дисциплины опд. Ф. 02. История дизайна...



Загрузка...
скачать
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию





ОБНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ (ИАТЭ)


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______­­­_________C.Б. Бурухин

«____» ____________ 2008 г.


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

СД.Ф.10. ШРИФТЫ

для студентов специальности 070601 «Дизайн» («Графический дизайн»)

направления 070600 «Дизайн»


Форма обучения: очная

Объем дисциплины и виды учебной работы по очной форме в соответствии с учебным планом.


^ Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

2

3

Общая трудоемкость дисциплины

132

65

67

Аудиторные занятия

62

30

32

Лекции

31

15

16

Практические занятия

31

15

16

Курсовые работы

-







Расчетно-графические работы

-







Самостоятельные работы

70

35

35

Вид итогового контроля




зачет

зачет





Обнинск 2008


Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования


Программу составила:


Н.В. Китаева, доцент, член Союза Художников Р.Ф.


Программа рассмотрена на заседании кафедры «Дизайн» (протокол № ___ от ___2008г.)


Заведующий кафедрой

«Дизайн»


___________________ А.А. Бороздинов


“____”_____________ 2008г.


СОГЛАСОВАНО


Начальник Учебно – методического управления


___________________ Ю.Д. Соколова


Декан

факультета СЭФ


___________________ В.Н. Тябин


“____”_____________ 2008г.




    1. ^ Цели и задачи дисциплины.

Курс «История шрифта» - базовый курс, лежащий в основе таких профилирующих дисциплин, как товарный знак, фирменный стиль, книжное макетирование, основы книжной иллюстрации, упаковка, рекламный плакат, WEB-дизайн. Основные задачи курса: ознакомление студентов с историей возникновения и развитие латинских и кириллических шрифтов, с классификацией шрифтов, их морфологией, сферой их применения в современной полиграфии и рекламной продукции.



    1. ^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины



Знать:

основные группы шрифтов (антиквенные, рубленые, брусковые гарнитуры),

принципы их построения, области применения;

основные параметры шрифтов;

основные принципы визуальной четкости шрифтов;

знать историю возникновения и развитие латинских и кириллических шрифтов.

основные принципы классификации типографских шрифтов, цифровых шрифтов;

основные принципы сединения шрифта и изображения;

возможности графических редакторов по модификации стандартных шрифтов.

Уметь:

грамотно компоновать блок текста в заданном формате;

регулировать межбуквенный пробел, межсловный пробел, интерлиньяж;

воссоздавать стилевую целостность шрифта по базовым элементам и буквам;

использовать шрифт как равноправный элемент графической композиции.

^ Иметь навыки:

ручного написания разных видов шрифтов;

построения шрифта по модульной сетке;

композиционного, стилистического, цветового соединения шрифта и изображения;

проектирования декоративных шрифтов.


3. Содержание Дисциплины.

3.1. Лекции.


Вводная лекция.

Место и значение шрифта в подготовке дизайнера-графика, его профессиональной деятельности.

Древнейшая и древняя письменность.

Пиктографическое письмо, клинопись, иероглифы.

Возникновение и развитие древнейших алфавитов. Римский капитальный шрифт, маюскульное письмо, курсивное письмо, руническое письмо. Появление древнейших книг (кодексов). (2 часа).

Литература:

1. Э. Файола. Шрифты для печати и Web-дизайна. Пер. с англ.- С-П.: ББХ-Петербург, 2003 г.

2. Шпаковский Ю.Ф. Шрифты. Справочное пособие дизайнера-Минск: Харвест, 2006

Лекция 1.

Письменность средневековья и эпохи Ренессанса.

Греческое унциальное письмо, вестготское, старо-италийское и т.д. Каролингский минускул. Готические шрифты (текстура, фрактура, старо-английский шрифт) и т.д.

Возникновение книгопечатания в Западной Европе. Первая типография И. Гутенберга.

Наборные шрифты, Основные принципы ранней типографики.

Шрифты эпохи Ренессанса. Крупнейшие художники Возрождения — А. Дюрер и Г. Гольбейн как создатели шрифтов и алфавитов. Основные черты шрифтов старинной антиквы. (2 часа с продолжением на практике).

Литература:

1. Э. Файола. Шрифты для печати и Web-дизайна. Пер. с англ.- С-П.: ББХ-Петербург, 2003 г.

2. Шпаковский Ю.Ф. Шрифты. Справочное пособие дизайнера-Минск: Харвест, 2006

Лекция 2.

Шрифты Нового времени.

Основные черты новой антиквы. Появление первых изданий по типографике, формирование системы конструирования и измерения шрифтов.

Возникновение брусковых шрифтов, их характеристика, область применения. Появление рубленых гарнитур, область применения. Характеристика и сфера применения наклонных, курсивных, рукописных и декоративных шрифтов. (2 часа с продолжением на практике).

Литература:

1. Э. Файола. Шрифты для печати и Web-дизайна. Пер. с англ.- С-П.: ББХ-Петербург, 2003 г.

2. Шпаковский Ю.Ф. Шрифты. Справочное пособие дизайнера-Минск: Харвест, 2006

Лекция 3.

Появление и развитие кириллических шрифтов.

Письменность восточных славян в дохристианскую эпоху. Глаголица. Берестяные грамоты Великого Новгорода. Миссионерская деятельность Кирилла и Мефодия.

Создание кириллического алфавита. Древнерусская письменность (устав, полуустав, скоропись, вязь). Появление книгопечатания в России. Реформы Петра I в области типографики. Петровский гражданский шрифт. Развитие шрифтовой культуры в России в XVIII — XIХ веках. (2 часа с продолжением на практике).

Литература:

1. Э. Файола. Шрифты для печати и Web-дизайна. Пер. с англ.- С-П.: ББХ-Петербург, 2003 г.

2. Шпаковский Ю.Ф. Шрифты. Справочное пособие дизайнера-Минск: Харвест, 2006

Лекция 4.

Морфология шрифта.

Основные характеристики и параметры шрифта. Основные принципы визуальной четкости шрифта.

Определение шрифта, гарнитуры, контрастность, плотность, наклон шрифта, кегль, интерлиньяж, межбуквенный, межсловный пробел. Основные элементы буквенной графемы. Разборчивость шрифта. Удобочитаемость шрифта. Шрифт и цвет. (2 часа с продолжением на практике).

Литература:

1. Э. Файола. Шрифты для печати и Web-дизайна. Пер. с англ.- С-П.: ББХ-Петербург, 2003 г.

2. Шпаковский Ю.Ф. Шрифты. Справочное пособие дизайнера-Минск: Харвест, 2006

Лекция 5.

Стилевое единство гарнитуры.

Многообразие современной шрифтовой культуры. Понятие буквенной полиграммы. Основные принципы построения шрифта по модульной сетке. Базовые элементы и буквы. Шрифтовая композиция. (2 часа с продолжением на практике).

Литература:

1. Э. Файола. Шрифты для печати и Web-дизайна. Пер. с англ.- С-П.: ББХ-Петербург, 2003 г.

2. Шпаковский Ю.Ф. Шрифты. Справочное пособие дизайнера-Минск: Харвест, 2006

Лекция 6.

Шрифт и изображение.

Классификация типографских шрифтов. Цифровые шрифты. Журнальные, газетные гарнитуры. Цифровые шрифты группы Tre Tipe и Post Script. Встроенные шрифты, возможности графических редакторов по модификации стандартных шрифтов. Основные принципы соединения шрифта и изображения. (2 часа с продолжением на практике).

Литература:

1. Э. Файола. Шрифты для печати и Web-дизайна. Пер. с англ.- С-П.: ББХ-Петербург, 2003 г.

2. Шпаковский Ю.Ф. Шрифты. Справочное пособие дизайнера-Минск: Харвест, 2006.


^ 3.2. Практические занятия.

Тема 1. Написать блок текста (русская пословица из 6-7 слов) уставом или полууставом (по выбору студента). Соединить текст с орнаментальной заставкой и буквицей.

Размер планшета 50х60. Материал темпера ПВА, гуашь. (11+6 теории).

Литература

1. Файола. Шрифты для печати и Web-дизайна. Пер. с англ.- С-П.: ББХ-Петербург, 2003 г

2. Шпаковский Ю.Ф. Шрифты. Справочное пособие дизайнера-Минск: Харвест, 2006.

Тема 2. Антиквенные шрифты. Практическое занятие: написать римским капитальным шрифтом или петровским гражданским шрифтом (по выбору студента) блок текста соответствующего содержания. Фон — тонированный (светло-серый, охристый).

Размер планшета 50х60. Материал темпера ПВА, гуашь. (11+5 теории).

Литература

1. Файола. Шрифты для печати и Web-дизайна. Пер. с англ.- С-П.: ББХ-Петербург, 2003 г

2. Шпаковский Ю.Ф. Шрифты. Справочное пособие дизайнера-Минск: Харвест, 2006.

Тема: 3. Брусковые, рубленые гарнитуры. Практичское занятие: написать рубленым или брусковым шрифтом (по выбору студента) блок текста соответствующего содержания («Обнинский Государственный Технический Университет», «Выставка работ студентов кафедры «Дизайн»»). Фон — темный, текст — светлый.

Планшет — 50х50, материал — темпера ПВА, гуашь. (10+6 теории).

Литература

1. Файола. Шрифты для печати и Web-дизайна. Пер. с англ.- С-П.: ББХ-Петербург, 2003 г

2. Шпаковский Ю.Ф. Шрифты. Справочное пособие дизайнера-Минск: Харвест, 2006.

Тема: 4. Стилевое единство гарнитуры. Практическое занятие: воспроизвести по базовым буквам соответствующий шрифт декоративного характера. Создать шрифтовую композицию, используя 15-25 букв данного шрифта. Цветовое решение — произвольное.

Размер планшета 50х60. Материал темпера ПВА, гуашь. (10+5 теории).

Литература

1. Файола. Шрифты для печати и Web-дизайна. Пер. с англ.- С-П.: ББХ-Петербург, 2003 г

2. Шпаковский Ю.Ф. Шрифты. Справочное пособие дизайнера-Минск: Харвест, 2006.

3. Декоративные шрифты для художественно-оформительских работ. Составитель Кликушин Г.В.-М.: Архитектура-С, 2005.

Тема: 5. Стилевое многообразие современной шрифтовой культуры. Практическое занятие: создать шрифтовую композицию, используя один буквенный символ в различных вариантах начертания (не менее 9-10 вариантов). Цветовое решение — произвольное.

Планшет — 50х50, материал — темпера ПВА, гуашь. (11+6 теории).

Литература

1. Файола. Шрифты для печати и Web-дизайна. Пер. с англ.- С-П.: ББХ-Петербург, 2003 г

2. Шпаковский Ю.Ф. Шрифты. Справочное пособие дизайнера-Минск: Харвест, 2006.

3. Декоративные шрифты для художественно-оформительских работ. Составитель Кликушин Г.В.-М.: Архитектура-С, 2005.

Тема: 6. Шрифт как основа для создания логотипа, товарного знака. Практическое занятие: разработать 5-6 вариантов написания личной монограммы, выбрать наиболее удачный вариант. Цветовое решение — белый фон, темный шрифт.

Размер планшета 50-60. Материал тушь темпера ПВА. (11+5 теории).

Литература

1. Файола. Шрифты для печати и Web-дизайна. Пер. с англ.- С-П.: ББХ-Петербург, 2003 г

2. Шпаковский Ю.Ф. Шрифты. Справочное пособие дизайнера-Минск: Харвест, 2006.

3. Декоративные шрифты для художественно-оформительских работ. Составитель Кликушин Г.В.-М.: Архитектура-С, 2005.

^ 3.3. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен.


3.4. Курсовые проекты (работы).

Не предусмотрены.


3.5. Форма текущего контроля.


Раздел

Тема

Неделя

1

Древнерусский шрифт. Рабочий просмотр практических заданий с выставлением текущих оценок.

12

2

Антиквенные шрифты. Рабочий просмотр практических заданий с выставлением текущих оценок.

14

3

Рубленые, брусковые шрифты. Рабочий просмотр практических заданий с выставлением текущих оценок.

15

4

Письменная контрольная работа по пройденному историческому материалу.

Стилевое единство гарнитуры. Рабочий просмотр практических заданий с выставлением текущих оценок.

3


10

5

Многообразие современной шрифтовой культуры. Рабочий просмотр практических заданий с выставлением текущих оценок.

12

6

Монограмма. Рабочий просмотр практических заданий с выставлением текущих оценок.

14


^ 3.6. Самостоятельная работа.

Тема 1. Практическое задание №1. (12 часов).

Древнерусский шрифт/устав, полуустав. Самостоятельная работа на планшете: перевод в материал утвержденного фор-эскиза.

Тема 2. Практическое задание №2. (12 часов).

Антиквенные шрифты: Самостоятельная работа на планшете: перевод в материал утвержденного фор-эскиза.

Тема 3. Практическое задание №3. (10 часов).

Рубленые, брусковые шрифты: Самостоятельная работа на планшете: перевод в материал утвержденного фор-эскиза.

Тема 4. Практическое задание №4. (12 часов).

Стилевое единство гарнитуры: Самостоятельная работа на планшете: перевод в материал утвержденного фор-эскиза.

Тема 5. Практическое задание №5. (12 часов).

Стилевое многообразие современной шрифтовой культуры: Самостоятельная работа на планшете: перевод в материал утвержденного фор-эскиза.

Тема 6. Практическое задание №6. (10 часов).

Монограмма: Самостоятельная работа на планшете: перевод в материал утвержденного фор-эскиза.


^ 4. Рекомендуемая литература.

4.1. Основная литература.

1. Э. Файола. Шрифты для печати и Web-дизайна. Пер. с англ.- С-П.: ББХ-Петербург, 2003 г. ИАТЭ, электронная версия

2. Шпаковский Ю.Ф. Шрифты. Справочное пособие дизайнера-Минск: Харвест, 2006; ИАТЭ, электронная версия

3. Декоративные шрифты для художественно-оформительских работ. Составитель Кликушин Г.В.-М.: Архитектура-С, 2005; ИАТЭ, 18 экз.


^ 4.2. Дополнительная литература.

1. Искусство шрифта. Работы московских художников книги-М.: Книга, 1979 г.

2. К. Альберт. Эстетика искусства шрифта-М.: Книга, 1979 г.

3. Книгопечатание как искусство: типографы и издатели 19-20 вв. о секретах ремесла- М.: Книга, 1987 г.

4. Л. Проненко. Каллиграфия для всех-М.:Книга, 1990 г.

5. С. Смирнов. Шрифт и шрифтовой плакат-М.: Плакат, 1977 г.

6. Лебедева Е., Черных Р. Искусство художника-исполнителя. Практические советы-М.: Советский художник, 1981 г.

7. Я. Черняхов, Н. Соболев. Построение шрифтов-М.: Архитектура — С, 2005

8. Энергия шрифтов. Под ред. П. Кеглера-М.: РИП-Холдинг, 2005 г.

9. 1000 способов шрифтового дизайна-М.: РИП-Холдинг, 2005 г.

10. Ю. Гордон. Книга про буквы от А до Я-М.: Студия Арсения Лебедева , 2006 г.


4.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.

Не предусмотрены.


5. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Кабинет для теоретических и практических занятий (рабочие столы, демонстрационные доски, планшеты).




Скачать 110.95 Kb.
оставить комментарий
Дата18.10.2011
Размер110.95 Kb.
ТипПрограмма дисциплины, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
не очень плохо
  1
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх