Сказка, с которой мы все знакомы с детства, это один из основных жанров фольклора. Любая сказка с научной точки зрения представляет собой эпическое, прозаическое (чаще всего) произведение с бытовым, icon

Сказка, с которой мы все знакомы с детства, это один из основных жанров фольклора. Любая сказка с научной точки зрения представляет собой эпическое, прозаическое (чаще всего) произведение с бытовым,


Смотрите также:
Сказка один из основных жанров устного народно-поэтического творчества...
Норберт Больц. Азбука медиа. Москва, 2011...
Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить...
Проблемы формирования и функционирования дилерской службы апк...
Сказка замечательное произведение искусства, знакомое каждому из нас с детства...
Сказка это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом, честное...
Сказка   один из древнейших жанров устного народного творчества...
Реферат по эвристике т...
«Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди»...
«творчество норма детского развития»...
Ад и рай: путеводитель по тому свету...
Сказка повествовательный фольклорный жанр, он характеризуется своей формой бытования...



Загрузка...
скачать




Муниципальное общеобразовательное учереждение

лицей № 102 города Челябинска


Сказки Салтыкова-Щедрина и русские народные сказки


Автор:

Бухарина Анастасия,7 в класс

МОУ лицей №102 г.Челябинска

Научный руководитель:

Варлакова М.Б.,учитель русского языка

МОУ лицея № 102 г.Челябинска


Челябинск

2010


Содержание

Введение

1.Что же такое сказка.

2.Какие бывают сказки.

2.1Волщебные сказки.

2.2Бытовые сказки.

2.3Сказки о животных.

3.Сказки Салтыкова-Щедрина.

4.Что же между ними общего.

5.Заключение.


Введение

Цель моей работы: раскрыть смысл сказок Салтыкова-Щедрина,рассказать про русские народные сказки и выявить что между ними общего.


^ ЧТО ЖЕ ТАКОЕ СКАЗКА

Сказка, с которой мы все знакомы с детства, – это один из основных жанров фольклора. Любая сказка с научной точки зрения представляет собой эпическое, прозаическое (чаще всего) произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенное на основе вымышленного сюжета. Очевидно, что сказка выросла из мифа. Но, если героями мифов являются всевозможные боги, то героями сказок могут быть обычные люди и животные. Еще одна характерная черта любой сказки – счастливый финал.


Сказка сопровождает человека всю жизнь: в раннем детстве нам рассказывают их родители, став постарше, мы с удовольствием читаем сами, а затем будем рассказывать их своим детям и внукам. Спросите любого человека, и он, не задумываясь, назовёт и расскажет вам с десяток сказок, а то и больше.

   Моё первое знакомство со сказкой произошло ещё в 2 года. Мне их читала мама. Но тогда мне просто было интересно слушать. Сейчас мне 13 лет, я их читаю сама. Читая сказки я учусь доброму, учусь думать и совершать хорошие поступки.


^ ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ 

   Волшебная сказка, как правило, длиннее других видов сказок.      

   В волшебной сказке человек общается с существами, каких не встретишь в жизни: Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой, многоголовым Змеем. Тут и невиданные звери: Олень - Золотые рога, Свинка – Золотая щетинка, Сивка – Бурка, Жар – птица. Все эти персонажи обла­дают невероятной силой и имеют очень страшный вид. В такой сказке все возможно!

  Положительные герои волшебных сказок – Иван - дурак, Василиса Пре­мудрая, Марья Моревна, младший сын и брат и т.д.

Помощниками положительных героев в волшебной сказ­ке выступают различные звери и птицы: добрый конь «сивка-бурка», «утка с золотым яйцом», «чудесная курица», соба­ка, кот, кошка, волк, сокол, орел, ворон, щука и др. В от­личие от сказок о животных в волшебных сказках все эти животные обладают чудодейственной силой. Именно они нередко вмешиваются в ход событий и управляют им. Яр­ким примером может служить сказка «Емеля - дурак», где такой силой обладает щука, которую поймал и потом вы­пустил в реку Емеля. После слов Емели: «По щучьему веле­нью, а по моему прошенью» — ведра с водой шли сами до­мой, топор сам рубил дрова, а они шли в избу и укладыва­лись в печь, сани без лошади ездили в лес за дровами, ду­бинки избили офицера и солдат, которых король прислал за Емелей, печь везет его к королю в город. Емеля превра­щается в красавца и женится на королевской дочери. 

В качестве врагов положительных героев действуют фантастические существа: Змей, Кощей, Лихо Одноглазое, Морской царь, Баба Яга.

Кроме живых существ героям сказки оказывают помощь в самую трудную минуту и различные чудесные предметы: скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, гусли-само­гуды, дубинка-самобойка, топор-саморуб, гудок, рожок, зо­лотое колечко, перстень, зеркальце, гребенка, щетка, по­лотенце, живая и мертвая вода и т. п. Все эти предметы в волшебных сказках обладают чудодейственной силой.

Например, в сказке «Царевна-лягушка» все трудные задания по­могает героине выполнять ее лягушачья шкура.

 В волшебных сказках кроме людей простого звания (мужика, солдата и т.д.) героями являются цари и царевичи, короли и королевичи.

Необычно в волшебной сказке и место действия героев. В отличие от бытовых сказок, события которых происходят в привычной крестьянину обстановке, действие волшебных сказок, как правило, начинается в незнакомом для крестья­нина царском дворце, а затем переносится уже в совершенно фантастический мир — за моря и океаны, в тридевятое цар­ство и тридесятое государство, в страшное подземелье и т. п..  Как правило, герой сказки дол­жен пройти через ряд испытаний.. Причем каждое последующее задание обязательно значительно труднее предыдущего.

  Таким образом, волшебная сказка очень привлекательна своим необыкновенным миром. Этот чудесный мир, его фан­тастические образы и картины удивляют и поражают. Сказки учат смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам, но делают это без скучных наставлений, просто показывают, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

 

^ БЫТОВЫЕ СКАЗКИ 

Позднее всех появились бытовые сказки. События в них, как в любых сказках вымышленные, но, в отличие от волшебной сказки, здесь всё обыкновенно, всё происходит в повседневной жизни.

В них обычно рассказывается о богатых и бедных. Бедняки в этих сказках умные, трудолюбивые, умелые, а богачи – злые, глупые, жадные и ленивые. Правда,  в этих сказках всегда на стороне бедных. Бедняки благодаря своему уму и ловкости выполняют все поручения богатых, отгадывают загадки и наказывают глупых и трусливых царей, купцов, попов.   Народ смеётся над злыми и жадными богачами и славит добрых и смелых бедняков.

 Герой обычно бедный крестьянин, работник или солдат. Самый любимый герой сказки – солдат. Ловкий, находчивый и в слове, и в деле, смелый, всё знающий, всё умеющий, весёлый, неунывающий.

Здесь нет чудес. Происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее. Конец сказки всегда восстанавливает справедливость.


 ^ СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ

 Я больше всего люблю сказки о животных, поэтому этим сказкам мне хотелось бы уделить больше внимания. В сказках о животных неправдоподобно спорят, разговаривают, ссорятся, любят, дружат, враждуют звери: хитрая «лиса – при беседе краса», глупый и жадный «волк – волчище – из-под куста хватыш», «мышка – погрызуха», трусоватый «заюнок – кривоног», по горке скок». Воеводой над лесными зверями объявляет себя кот Котофей Иванович. Курочка ряба уговаривает бабу и деда не плакать по разбитому яйцу. Петух отлично владеет косой и гонит лису из заячьей избушки.

Им присуще человеческие качества: они бывают хитрыми и глупыми, скупыми и  мудрыми, обладают способностью думать. Побеждает в таких сказках не сильный, а хитрый и умный. Всё это неправдоподобно, фантастично, сказочно.

 Жили-были дед да баба, и была у них курочка ряба – замечательная сказка! Ловко сложена – нетрудно запомнить. Коротенькая, ничего лишнего. А как много в ней действия, героев – дед, баба, курочка, мышка. Целый спектакль. Такой же спектакль – живой, интересный – и сказочка про репку. 

Сказка «Колобок» передаёт мысль: доверчивому и задорному не страшны враги, но его может погубить лесть скрытого недруга.

   Самые популярные из числа сказок о животных – сказки о лисе. Помните, как, притворившись мертвой, она проводит простоватого мужика и крадет у него рыбу, учит глупого волка ловить хвостом рыбу в проруби, вымазавшись в квашне, заставляет пострадавшего по ее вине от побоев волка везти ее на себе, при этом напевая песенку: «Битый небитого везет». В сказках лиса хитрая, льстивая обманщица, иногда и сама попадающая впросак.

Лисица всюду в сказках верна самой себе. Её хитрость вошла в пословицу: «Когда ищешь лису впереди, то она позади». Сказка говорит нам о том, что корыстная выдумка, какой бы неправдоподобной и невероятной ни казалась (хвостом рыбу ловить!), всегда найдёт глупца, который ей поверит. 

    К сказкам о животных относятся такие русские народные сказки: «Колобок», «Теремок», «Лиса и волк»,  «Лиса и заяц», «Петушок – золотой гребешок», «Медведь и лиса», «Курочка ряба», «Зимовье зверей», «Волк и коза» и другие.


^ СКАЗКИ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

Проблемы которые выражены в сказках:

Проблематика

Художественные особенности

самодержавие и угнетенный народ ( " Медведь на воеводстве ", " Орел-меценат ")

отношения мужика и барина ( " Дикий помещик ", " Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил ")

положение народа ( " Коняга ", " Кисель ")

подлость буржуазии ( " Либерал ", " Карась-идеалист ")

трусость обывателя ( " Премудрый пискарь ")

правдоискательство ( " Дурак ", " Христова ночь ")

фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика)

гротеск (переплетение фантастики и реальности)

" эзопов язык " (иносказание и метафоричность)

социальная сатира (сарказм и реальная фантазия)

обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности)

гиперболизация



Салтыков-Щедрин — один из своеобразнейших писателей русской литературы. Его творчество направлено на обличение пороков общества. Его талант прекрасно справлялся с теми задачами, которые ставила перед ним эпоха.
Взявшись за социальное обличение, он очень талантливо и виртуозно это делал. Выбрав форму сказок, писатель наполняет традиционную народную форму новым содержанием. Салтыков-Щедрин прекрасно владеет эзоповым языком, в иносказательной форме которого заключена многозначность, так нужная писателю, чтобы передать весь абсурд и несостоятельность изображаемой ситуации. “Департамент расхищений и раздач”, “гневное движение истории” — эти выражения не придуманы автором, а рождены самой эпохой, ее произволом и царящими в России беспорядками.
Сатира Салтыкова-Щедрина — это грозный и карающий смех за те страдания и несчастья, которые царствуют вокруг. “Сказки для детей изрядного возраста” — это ответ писателя-патриота на окружающую несправедливость, это его форма борьбы с нею.
В “Сказках” традиционно заложено поучение читателю. Действующие лица — животные, но вот удивительно, звери точь-в-точь как люди! Рыбы читают газеты и журналы, птицы служат в учреждениях, платят налоги и учатся в кадетских корпусах. Все это только подтверждает своеобразие “Сказок” Салтыкова-Щедрина. С мельчайшими подробностями писатель изображает жизнь животных, давая нам понять, что передает насущные проблемы России 80-х годов XIX века. Голос автора звучит очень четко, и легко проследить, как писатель относится к изображаемому. В “Повести о том, как один "мужик двух генералов прокормил” Салтыков-Щедрин клеймит ничего не умеющих, беспомощных генералов. Он с достаточной долей сарказма показывает нам ужасающую картину, как голодные генералы готовы съесть друг друга, не умея достать пищу в кишащих рыбой ручьях, в лесу, полном фруктов. Они не знают элементарного: верят, что булки растут на деревьях в том виде, в каком их подают к столу. Но вот что генералы прекрасно знают и умеют, так это эксплуатировать народ. Чтобы не погибнуть на острове, они отыскивают “лежебоку мужика”, который впоследствии все для них сделает: и пищу приготовит, и с острова вывезет домой, и платы не потребует. Но сатира писателя направлена здесь не только против генералов-эксплуататоров, но и против мужика, который покорно несет свой крест. Писатель восхищается умелым мужиком, который “суп в пригоршнях варит, силки плетет...”, но и веревку, которой его связывают генералы, он тоже изготовил.
Кормя генералов яблоками, мужик выбирает для них спелые да румяные, а себе — кислые да гнилые. Почему, откуда такая приниженность и покорность судьбе? Писатель возмущен таким положением вещей, он видит в этом “вину не только правящего класса, но и крестьян, разрешающих закабалять себя, не поднимающихся на социальный протест, довольствующихся малым.
В сказке “Самоотверженный заяц” похожая ситуация. Заяц покорно ждет, когда сытому волку придет охота его съесть. “Добрый” волк отпускает зайца домой, проведать невесту, но с обязательным условием вернуться. И заяц возвращается, покорно ждет своего часа.
В сказке “Премудрый пескарь” Салтыков-Щедрин в аллегоричной форме высмеивает трусливого интеллигента, боящегося любых перемен, происходящих в жизни. Он старается прожить так, “...чтобы никто не заметил”. Всю жизнь пескарь и не жил фактически, а пришла неминуемая смерть, и понял он всю абсурдность своего существования, а не жизни.
Но не только обличает действительность в своих произведениях Салтыков-Щедрин. В сказке “Коняга” он размышляет о судьбах крестьянства. “Коняга” не живет и не умирает”. Как бы клеймо бесконечности стоит на его труде, как и на всем существовании крестьян.
Удивительная актуальность произведений Салтыкова-Щедрина порой пугает. Благодаря своему таланту, необыкновенной прозорливости и любви к России, он смог создать произведения, которые были интересны не только его современникам, но и нам, его потомкам. Его “Сказки” зазвучали по-новому, зовя нас на борьбу с пошлостью и меркантилизмом, трусостью и равнодушием. Не об этом ли мечтал автор, создавая их?


^ ЧТО ЖЕ МЕЖДУ НИМИ ОБЩЕГО


Заимствуя у народа готовые сказочные сюжеты и образы, Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. А фантастическая форма является для него надежным способом "эзоповского" языка, в то же время понятного и доступного самым широким, демократическим слоям русского общества. С появлением сказок существенно изменяется сам адресат щедринской сатиры, писатель обращается теперь к народу.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В итоге я все же раскрыла тему сказок,подробно рассказала о них и сравнила русские народные и сказки Салтыкова-Щедрина.




Скачать 96,82 Kb.
оставить комментарий
Дата17.10.2011
Размер96,82 Kb.
ТипСказка, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх