Филология(русский язык, литература) Исследовательская работа Притча о Блудном сыне и ее отражение в искусстве и литературе ( на примере произведения А. С. Пушкина «Станционный смотритель») icon

Филология(русский язык, литература) Исследовательская работа Притча о Блудном сыне и ее отражение в искусстве и литературе ( на примере произведения А. С. Пушкина «Станционный смотритель»)


8 чел. помогло.
Смотрите также:
Введение Повесть «Станционный смотритель»...
«Филология. Русский язык и литература»...
Программа аттестационных испытаний Филологический факультет Бакалавриат по направлению...
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. М.: Росмэн. Под редакцией проф...
Учебно-методический комплекс по дисциплине правоведение для специальности «Филология (Русский...
Учебно-методический комплекс «Просеминарий по литературе» Учебно-методический комплекс...
Методические разработки «Чтобы добыть драгоценное слово» Поделимся опытом Участвуем в воспитании...
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению «филология»...
Языку и литературе...
Методические рекомендации по государственной аттестации выпускников специальности 031001...
Учебно-методический комплекс по дисциплине...
Учебно-методический комплекс для студентов II III курсов филологического факультета по...



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 9 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»


Филология(русский язык, литература)


Исследовательская работа

Притча о Блудном сыне и ее отражение в искусстве и литературе

( на примере произведения А.С. Пушкина «Станционный смотритель»)




^ Работу выполнила:

Шайхлисламова Татьяна,

ученица 7 Бкласса

Руководитель:

учитель русского языка и

литературы

Тарамалы Юлия Олеговна


г. Нижневартовск

2010г.

^

Аннотация научной работы:



Исследовательская работа Шайхлисламовой Татьяны «Притча о Блудном сыне и ее отражение в искусстве и литературе ( на примере А.С. Пушкина «Станционный смотритель») носит исследовательский характер, рассматривая одну их главных проблем: отношение в семье ( отношение детей и родителей, умение принимать правильные решения в семье, умение слушать и услышать своих родителей и детей ).

Какую роль в нашей жизни играют родители? Чему они стремятся научить детей? Почему отношения детей и родителей часто складываются непросто?

Родители дают жизнь детям, воспитывают их, стараются научить добру, любви, честности, хотят, чтобы они стали настоящими людьми, получили образование, продолжили их род и т. д. Но отношения детей и родителей часто складываются непросто из-за разницы взглядов на жизнь, несходства мнений, вкусов, из-за того, что дети стремятся поскорее стать самостоятельными и не слушают советов родителей, хотят делать все по-своему, как им кажется, лучше, чем предполагают старшие. Отсюда нередко споры и даже ссоры. А в конечном итоге чаще всего правы оказываются все-таки родители. Только чтобы понять их правоту, дети должны пройти нелегким путем ошибок.

Тема сбившегося с пути и покаявшегося за тем человека актуальна в любое время и для любого возраста. И, конечно же, она затронута в главном путеводителе человека – Библии. Притча о блудном сыне едва ли не самая популярная из всех евангельских притч.


Цель работы:

- выявить на примере художественных произведений причины непонимания между детьми и родителями;

- рассмотреть образ «блудного сына» и разобрать его значение;

- найти в образе «блудного сына» положительные и отрицательные стороны. Показать свое отношение к притче «о блудном сыне».

^ Задачи исследования - выяснить, как взаимоотношения в семье влияют на нравственное становление детей, всегда ли благодарны дети своим родителям, любящим их, вырастившим их; понять истоки разразившихся трагедий.

В работе есть ответы на главные вопросы:

- Почему Библию называют вечной книгой?

- Где мы впервые встречаемся с историей блудного сына?

- Как вы понимаете значение слова «Блудный»?
^

Рецензия руководителя:


Исследовательская работа Шайхлисламовой Татьяны, ученицы 7 Б класса МСОШ № 9 с УИПОО «Технология» - «Притча о блудном сыне и ее отражение в искусстве и литературе ( на примере произведения А.С. Пушкина «Станционный смотритель») представляет собой системный подход в изучении одной из главных проблем «отцов и детей» в обществе.

Проблема «отцов» и «детей» не раз поднималась в русской классической литературе. Она является лишь частью той бесконечной естественной борьбы «старого» с «новым», исход которой всегда трудно предопределить. Кроме того, в семье человек получает первые знания о жизни, поэтому от взаимоотношений в семье, между родителями и детьми, зависит то, как в будущем человек будет относиться к другим людям, какие нравственные принципы изберет для себя, что для него будет самым главным и святым.

К раскрытию этой проблеме обращаются все: и художники и писатели. Но все они раскрывают «образ блудного сына» по-разному: в одних произведениях она представлена более ярко, в других обозначена лишь намеками для более полного раскрытия образа героя. Трудно сказать, кто первый поднял эту проблему. Она настолько жизненна, что, кажется, существовала всегда на страницах литературных произведений, включая в себя целый ряд важных нравственных проблем.

Татьяна своей работой заставила вновь обратиться и задуматься над вопросом: « ^ Какой я сын ( дочь) ?

Что для меня значат родители?

Бесспорно работа Шайхлисламой Татьяны достойна высокой оценки в качестве научно-исследовательской работы.

^ План исследования

Предмет изучения: образ блудного сына в искусстве и литературе ( на примере произведения А.С. Пушкина «Станционный смотритель»).

^ Гипотеза исследования

Евангельская притча о блудном сыне является стержнем для истолкования повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель".

Результаты исследования

  1. Определение основных мотивов повести "Станционный смотритель" и притчи о блудном сыне




"Станционный смотритель"

Мотив

^ Притча о блудном сыне

"Дуня стояла в недоумении..."

выбора пути

"По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону.."

"Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали"

ухода из отчего дома

"..младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону.."

"Ямщик, который вез его, сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте"

своеволия и ослушания

"И сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение."

"Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы"

греха и праздности

"..и там расточил имение свое, живя распутно.."

«Авось, — думал смотритель, — приведу я домой заблудшую овечку мою»

блужданий

"..сын твой, расточивший имение свое с блудницами.."

"Дуня подняла голову... и с криком упала на ковер"

страдания

"Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться..";"..я умираю от голода .."

"Вот летом проезжала барыня, так та спрашивала о старом смотрителе и ходила к нему на могилу"

возвращения в отчий дом

"Встал и пошел к отцу своему.."

"..как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала..."

раскаяния

"Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим.."

"— Приходила, — отвечал Ванька, — я смотрел на нее издали. Она легла здесь и лежала долго"

прощения, милосердия

"И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и побежав пал ему на шею и целовал его.."


Выводы

  • Мы выявили основные мотивы повести, которые помогли нам определить библейский источник: мотивы своеволия и ослушания, выбора пути, ухода, греха, блужданий, страдания, наказания, раскаяния,прощения, милосердия.

  • На основе анализа мотивной структуры повести мы пришли к выводу, что история жизни пушкинской героини повторяет путь от греха к покаянию блудного сына из библейской притчи.

  • По нашему мнению, притча углубляет и расширяет идейно-художественное своеобразие произведения, открывая возможности для более пристального изучения основных образов повести и более интересной их интерпретации.

  • Притча имеет непреходящее значение:учит нас..



Содержание :

Филология(русский язык, литература) 1

Притча о Блудном сыне и ее отражение в искусстве и литературе 1

( на примере произведения А.С. Пушкина «Станционный смотритель») 1

Аннотация научной работы: 2

Рецензия руководителя: 3

Введение


Чти отца своего и матерь свою,

Да благо ти будешь, и долголетен будешь ти на земле

5-я заповедь Божия

Какую роль в нашей жизни играют родители? Чему они стремятся научить детей? Почему отношения детей и родителей часто складываются непросто?

Родители дают жизнь детям, воспитывают их, стараются научить добру, любви, честности, хотят, чтобы они стали настоящими людьми, получили образование, продолжили их род и т. д. Но отношения детей и родителей часто складываются непросто из-за разницы взглядов на жизнь, несходства мнений, вкусов, из-за того, что дети стремятся поскорее стать самостоятельными и не слушают советов родителей, хотят делать все по-своему, как им кажется, лучше, чем предполагают старшие. Отсюда нередко споры и даже ссоры. А в конечном итоге чаще всего правы оказываются все-таки родители. Только чтобы понять их правоту, дети должны пройти нелегким путем ошибок.

Тема сбившегося с пути и покаявшегося за тем человека актуальна в любое время и для любого возраста. И, конечно же, она затронута в главном путеводителе человека – Библии. Притча о блудном сыне едва ли не самая популярная из всех евангельских притч.

Притчи – это аллегории, в которых слушатели должны узнать себя. Это не просто житейские иллюстрации нравственных истин, а обращение к совести человека: понимаешь ли ты, что с тобой происходит. Вот краткое содержание притчи:

«У некото­рого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: "Отче! дай мне следующую мне часть имения". И отец разделил им имение.

По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

Придя же в себя, сказал: "Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;

Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: Отче! я согрешил против неба и перед тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих".

Встал и пошел к отцу своему».

«И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: "Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим". А отец сказал рабам своим: "Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откор­мленного теленка и заколите: станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся". И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, при­звав одного из слуг, спросил: "Что это такое?" Он сказал ему: "Брат твой пришел, и отец твой заколол откормлен­ного теленка, потому что принял его здоровым". Он рас­сердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: "Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка".

Он же сказал ему: "Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». [1, С.372, 374]

Суть притчи о блудном сыне такова: типичная история, которая случается со многими людьми. У многих непослушные дети. В чем выразилось непослушание сына?

Он младший, значит, в отличие от старшего, он не приумножил их имение – дом, хозяйство. Значит, он не имеет права требовать то, что не заработал. И как добр отец, который, несмотря на это, выделил ему часть.

По обычаям того времени, именно младший сын должен был находиться при родителях, опекать их в старости. Но он уходит, нарушает этот обычай, закон. Почему отец не удерживал сына? Отец, видимо, понимает, что запрет может привести к тому, что сын возненавидит отца и все равно сделает по-своему. Он не настаивает на своей воле, он не хочет любви и почитания «из под палки». В этом проявляются и его мудрость, и его любовь. Но сын еще не в состоянии оценить этого. Вскоре от отцовского имения ничего не осталось: «…расточил имение свое, живя распутно». За преступлением следует наказание. Только тогда, когда на него обрушиваются несчастья, он начинает понимать, что натворил. Обращаясь к отцу, сын говорит: «…я согрешил против неба и пред тобою». В Святом Писании речь идет о двойной вине. Сын своим поступком и поведением не просто нанес ущерб хозяйству и имению, не только причинил боль отцу, который переживал за него, но он нарушил духовно-нравственный закон, заповедь, полученную от Бога. Это заповедь пятая: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле…».

В Евангелии написано: «Пришед же в себя…» - как будто он был «не в себе», в глубоком обмороке – и вдруг все увидел в истинном свете. Опомнился и ужаснулся тому, что он наделал. Осудил себя.

Притча заканчивается словами об общей радости, ведь освобождение от греха, возвращение человека на путь добра – радость.

Перед притчей в Евангелии есть очень важные слова: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии».

В 15-й главе Евангелия от Луки, где притча изложена, речь идет о трех потерянных предметах: о потерянной овце, о потерянной драхме и потерявшем себя сыне. Замечаем, что действие движется от меньшей потери к большей. Овца дешевле драхмы, драхма «дешевле» сына.

В жизни каждого из нас есть маленькие потери и большие. Соответственной есть малая радость, которую испытываешь, найдя потерянную недорогую вещь, а есть великая радость.

Но если овцу и драхму надо найти, то сын сам должен понять свою вину, раскаяться в содеянном и прийти, то есть оплакать свое прежнее поведение и принять решение измениться. А это значит, что он свободно делает выбор: покончить со злом или продолжать греховную жизнь.

Путь к исцелению у всех один: прозреть, обвинить себя, иметь мужество признать ошибки, принять решение изменить себя.

Сила воздействия библейской притчи о блудном сыне так велика, а тема актуальна, что к ее сюжету вновь и вновь обращаются прославленные художники всех столетий. Знаменитые полотна позволяют еще наглядней увидеть сцены из притчи и глубже прочувствовать ее смысл.


^ Глава 1. Притча о Блудном сыне и ее отражение в искусстве


Перед нами картина нидерландского художника Хемессена.

Здесь запечатлена одна из сцен из жизни блудного сына: сцена в таверне, где молодой человек сидит в веселой компании между подгулявшими женщинами. Пьяные люди, опрокинутые стулья, драка у дверей, разлитое вино на полу – все говорит о том, что собравшиеся забыли о чувстве собственного достоинства, нравственных нормах и заповедях Господних. Молодой человек – блудный сын с любопытством, интересом и некоторым недоумением наблюдает за происходящим; он все еще не похож на своих сотрапезников, но слишком велико тлетворное дыхание порока, чтобы не коснуться не устоявшегося в жизни юноши…

Картина И. Босха изображает молодого изможденного человека, бредущего по дороге.




Он долго жил в полуразрушенном кабаке при дороге, где предавался беспутству. Полный раскаяния он направляется домой. Последний раз он оглядывается на дом, где забывал заповеди отцовы. Никто не провожает его, таких заблудших не раз видели обитатели этого непристойного заведения, их дальнейшие судьбы никого не волнуют. И бредет этот неприкаянный странник, полный горьких мыслей и постыдных воспоминаний, неведомо куда…

Посмотрим, как изображает этот момент из жизни блудного сына французский художник XIX века Пюви де Шаванн.

Вся фигура блудного сына выражает глубокую печаль, удрученность, раскаяние: он наг, сир и беден, голова его со стыдом опущена, руки прижаты к груди, словно в молитве. Он уже осознает, что вел неправедную жизнь, что согрешил «против неба и отца», и готов покаяться.

Сцена возвращения блудного сына домой всегда привлекала живописцев. Это центральная, кульминационная сцена притчи, так как именно в ней выражена главная ее идея – идея покаяния и прощения. Здесь безошибочно выделяется знаменитая сумрачная картина Рембрандта.

^ В утешение – а не на страх –

Создавалась такая картина

«Возвращение блудного сына»

Ты повесь у кровати в ногах.


Будешь видеть теперь, засыпая,

Как судьба ни кромсай, ни крои –

Есть на свете обитель такая,

Где ты сложишь обиды свои.

(Наталья Хаткина)




Глубина переживаемого героями момента чувствуется в позе упавшего и прильнувшего к нему сына, замершего в безмолвном раскаянии. Его рубище, бритая голова и потрескавшиеся ступни ног рассказывают о том позоре и мытарствах, которые он пережил на чужбине. Отец же с любовью обнимает своего сына, которого, может, уже не чаял увидеть. Его старческие руки гладят плечи сына и сквозь ветхое рубище ощущают ту степень горя, которого хлебнул его неразумный ребенок вдали от дома и любящих родителей. Он жалеет заблудшего и радуется, что сын снова с ним.

Вот как видят сцену возвращения блудного сына другие художники.





Глава 2. Отражение притчи о блудном сыне в литературе (А.С. Пушкин «Станционный смотритель»)

Глава 2. I. Тема «отцов» и «детей» в произведении А.С. Пушкина «Станционный смотритель».


Интерпретация притчи о блудном сыне есть и в русской литературе. Сюжет о дочерней неблагодарности лежит в основе произведений Пушкина и Тургенева («Станционный смотритель» - «Степной король Лир»).

У Пушкина обыденно-реалистический характер конфликта меняется и переходит в другую сферу - нравственную и философскую. «Смиренную, но опрятную обитель» станционного смотрителя Самсона Вырина, этого «сущего мученика четырнадцатого класса» украшает ряд картинок. Они изображали историю блудного сына. Их четыре: на первой «беспокойный юноша» спешит принять благословение и деньги от «почтенного старика в колпаке и шлафроке»; на второй гравюре юноша «сидит за столом, окружённый ложными друзьями и бесстыдными женщинами», на третьей – герой, потеряв друзей и деньги, пасёт свиней. Он раскаивается в содеянном. На последней картинке изображено возвращение блудного сына в отчий дом.

В этом скромном доме счастливо живёт Самсон Вырин со своей дочерью Дуней. Дуня – это единственная отрада старика. Проезжий гусар увозит с собой красавицу Дуню. Что её ждёт? У Вырина нет сомнений: «Не её первую, не её последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою».

Старик заболел от горя. А оправившись от болезни, едет искать свою Дуню: «Авось, - думал смотритель, - приведу я домой заблудшую овечку мою». Он хочет вернуть домой дочь, поддержать её, уберечь от большого зла. Самсон Вырин уже простил её, как простил в библейской притче отец своего заблудшего сына. Но ни Дуня, ни гусар Минский не поняли его порыва, глубины отцовской любви.

Исходя из логики развития романтического произведения, Дуня должна была бы погибнуть, но всё происходит наоборот. Легенда о блудном сыне, представленная в немецких картинках на стене дома Вырина, не оживает в реальности.

Оказавшись в тупике и чувствуя свою полную беспомощность, герои смиряются и уповают на волю Провидения. Самсон Вырин в «Станционном смотрителе» "удаляется от зла" и совершает благо, то есть доживает свою одинокую жизнь тихо и скорбно. Потеряв свою Дуню и отчаявшись, пушкинский герой пребывает в смирении, которое можно приобрести только тогда, когда лишишься всего. Отвергнутый Дуней, Самсон Вырин полагается на Божью волю. Станционный смотритель так и не испытал радости возвращения "блудной дочери", и неизвестно, как умер он - прощая или проклиная её. Страдания Самсона Вырина не вознаграждаются при жизни Высшей силой. Более того, "зло" в лице Минского – его обидчика - также остаётся безнаказанным. Но пушкинский герой вовсе не "маленький человек", каким его принято считать. Это, прежде всего трагическая личность, с цельной и нравственной позицией, которая никогда "душу свою не продаст за комфорт". Не будет преувеличением назвать образ Самсона Вырина одним из самых "тишайших и христианнейших". Вырин отчаялся, мысли о возможном несчастье дочери губили в нем желание жить. Он спился, так и не узнав, как сложилась судьба Дуни.

Пушкинский повествователь не осуждает и не обвиняет «бедного смотрителя». Он, как отец из евангельской притчи, мудро смиряется перед жизнью.

Дуня же, сама став матерью, приезжает к уже умершему отцу, долго лежит на его могиле. Она вернулась, но простить ее за отсутствие, за принесенные страдания, порадоваться за нее – некому. Она опоздала, и ей не испытать той радости от родительского прощения, как это случилось с сыном в библейской притче.

Мотив вины и искупления - один из основных лейтмотивов обеих повестей. "Искушение не есть зло, но добро. Оно хороших делает ещё лучше. Это горнило для очищения золота",- (святой Иоанн Зла­тоуст).

В финале повести Дуня всё же приходит на моги­лу своего отца, раскаивается младшая дочь поме­щика Харлова, понимая, что она предала его.

Запоздалое раскаяние блудной дочери свиде­тельствует лишь о том, что оно могло бы намного раньше "осветить" её "заблудшую душу" и спасти отца от неминуемой гибели и душевных страданий.

Самсон Вырин способен к самопожертвованию. Но он наказан за ослепление родительской любовью. Самсон лишается до­чери, всё более и более отдаляется от нее и несет "груз" трагической вины, безропотно отдаваясь воле Всевышнего.

Высокое духовное восхождение, на которое под­нялся пушкинский герой, наступает именно в тот момент, когда он отказывается от мщения.

Отсутствие "духовного света", видимо, не позво­лило дочери станционного смотрителя прийти к жи­вому отцу и покаяться. Отчасти Самсон Вырин вино­вен и сам: он не воспитал в Дуне "страх Божий", и она жила, не боясь Божьей кары за "презрение" отца своего. Как сказал Достоевский, "совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнрав­ственного".

Тема трагизма индивидуального человеческого су­ществования проходит через всё творчество Пушки­на. Приходя в соприкосновение с тайными законами жизни, улавливая их интуицией художника, он, как и Тургенев, открывает перед нами трагические высо­ты бытия, утверждая нравственные идеалы добра, веры, любви.

Одной из самых важных граней проблемы «отцов и детей» является благодарность. Тема благодарности поднята в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Перед нами развертывается трагедия отца, нежно любящего свою единственную дочь.

Дом у дороги – это не только почтовая станция, но и перекресток человеческих судеб. Смотрителю приходится иметь дело с людьми разного рода и звания, при этом нет никакой возможности сказать свое слово. Да и кто захочет быть добродушным и терпеливым, когда вдаль зовет дорога, срочные дела. Во всех издержках, задержках, погоде должен быть кто-то виноват. Станционный смотритель – «сущий мученик четырнадцатого класса, ограждённый своим чином токмо от побоев, и то не всегда… Покою ни днём, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе… Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага» (интересно, что автор с уважением относится к сословию станционных смотрителей и повесть одного из них называет драгоценной) (9,229). Отсюда понятно, что Вырин должен быть покладистым, смиренным (мягкий, податливый характер вырабатывается постепенно). Долгие годы службы развили в нем терпение и наблюдательность, неприятности и страдания не смогли вытеснить из его сердца доброту и доверие к людям. Жена у него умерла, и всю свою любовь Самсон отдавал подрастающей красавице дочери, с нею же связывал и свое счастье. Смог ли бы Вырин распоряжаться курьерской линией, не имея к тому задатков? Нет, конечно. Медали на ленте – особый знак: участвуя в боях, солдат неоднократно проявлял мужество. Подняться из низов до чина смотрителя сможет не каждый. Четкость, решительность – основа его характера.

Перед нами предстает образ человека твердого в своих убеждениях, но в силу сложившихся обстоятельств утратившего былой пыл, задор, сникшего под ударами судьбы, потерявшего жизненную опору, надежду на завтрашний день, – спившегося. Такое происходит, если нет поддержки друга, близкого, жены, а судьба сыграет злую шутку.



2.

Характеристика Дуни.

Вырин один воспитывает дочь. Дуне четырнадцать лет, она очень красива и поражает рассказчика при встрече. Думаем, что здесь уместно будет напомнить, что имя Евдокия (Авдотья – простонародный вариант) восходит к новозаветному греческому evdokia и обозначает «успех». Можно с полной уверенностью сказать, что толкование имени Дуни полностью соответствует героине. Своим успехом она обязана прежде всего самой себе.

Впервые «маленькая кокетка» является перед нами на почтовой станции при обстоятельствах, которые не оставляют сомнения: она не просто выросла на большой дороге, а сформирована ею. Дуня понимает, что привлекательна, осознает свое влияние на окружающих, умеет поддержать разговор: «курьеры, фельдъегеря с нею по получасу заговаривались». Она является своеобразным громоотводом: «Бывало, барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихает и милостиво со мной разговаривает» (9,232). Ясно, что завоевать любовь проезжающего чиновника сложно, но вряд ли она готовит себя для деревенской жизни. Догадливая, смышленая, освоившая некоторые азы любовной игры, она, может быть, до конца еще не осознает, как должна поступить. Но уже обманывает отца, поддерживая игру Минского.

Девушка не принадлежит ни дому, ни отцу. Все это непрочно. Что ждет ее, дочь чиновника 14 класса, если отец умрет, не успев выдать ее замуж? Дом, в котором они живут, казенный, сбережений больших отец не оставит, их у него нет.


3.

Трагедия отца.

Какой видится Вырину судьба дочери? Не случайно стену в доме украшают картинки, воспроизводящие библейскую притчу о блудном сыне. Так, как в этих картинках рассказана история блудного сына,- так верит смотритель, и потому, что он верит именно так, ему уже все вещи видятся в неверном свете. Отец как бы смиряется с тем, что красота Дуни может обернуться грехом. Вариант судьбы Дуня – Минский просто не мог существовать в его голове: велика сословная пропасть. Не мог представить Вырин, что его дочь стала бы содержанткой и в любой момент могла быть выброшена на улицу. И все-таки на побег из дома Дуню подтолкнул сам отец. Перед нами пушкинская интерпретация притчи о блудном сыне, новая и интересная.

Дуня уезжает с Минским. Она не предупредила отца, да и не могла предупредить, он сам за нее сделал выбор: дочь выполнила его волю – села в коляску. Потом все решилось само собой: плачущая в дорожной кибитке девушка, «по своей охоте» уезжающая из отцовского дома. Куда? — неважно; с кем? — с повесой-гусаром, которого она полюбила, когда для нее настала пора любви. Плакала всю дорогу, потому что с кровью и болью отрезала прошлое, в котором остался ее отец.

Вырин тем временем ждал Дуню, волновался, «сердце его начинало ныть, ныть, и беспокойство овладело им до такой степени, что он не утерпел и сам пошел к обедне» (9,233). Подходя к церкви, увидел он, что народ уже расходился, но Дуни не было. В мучительном волнении ожидал он возвращения тройки, на которой отпустил её. Ямщик приехал к вечеру один и хмелен, с убийственным известием: «Дуня с той станции отправилась далее с гусаром» (9,234). Как мог отреагировать отец? Бедному Вырину стало так плохо, что он заболел сильной горячкою. Поправившись, взял отпуск на два месяца и отправился за своею дочерью. Каждый отец так бы поступил. Вот и Самсон Вырин решил не сдаваться.

Но как ни велико расстояние между смотрителем почтовой станции и гусарским ротмистром, в Петербурге оно еще более увеличивается, а конфликт раскрывает свою истинную сущность. В передней барина Минского ожидает его пробуждения «старый солдат». И к ротмистру он простирает руку с мольбой о том, что ему дороже жизни, в попытке отвести перст судьбы от своей дочери. Сверток «смятых ассигнаций», оказавшийся за обшлагом смотрителевой шинели, говорит о пропасти, отделяющей коллежского регистратора от похитителя его «дитяти». Сцена на Литейной, когда Минский, «сильной рукою схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу» из комнат, занимаемых его дочерью, доказывает, что в Вырине он не угадывает человека, а боль старого отца не встречает отзыва в его барской душе.

Вырин решил отступиться, раз уж такова его судьба. Три года жил он без Дуни, не знал: жива ли, нет ли. Эта неизвестность о судьбе дочери таит в себе для бедного отца особую горечь, питает его безотрадные мысли: «Всяко случается. Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе и бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою» (9,236). Через года смотритель умер, похоронили Самсона Вырина на местном кладбище.

А.Д.Чегодаев в книге «Наследники мятежной вольности» пишет: « Главный герой повести – безусловно, трагическая фигура, но его трагедия тяжела вдвойне, потому что она мнимая, ошибочная. Смотритель так привык смотреть на картинки с историей блудного сына, висящие на стене его скромного жилища, что совершенно убежден, что его дочка, уехавшая с проезжим офицером, погибла. Он настолько усвоил это, что просто не может представить себе, что его Дуня не только не пропала, а, наоборот, нашла свое счастье, какого никогда не нашла бы, если б осталась навсегда в отцовском доме на глухой станции. Смотритель спивается и умирает от воображаемой им трагедии» (12).

Действительно, как было не поверить, когда Минский, разысканный им в Петербурге, искренне сказал: «…не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово»? как было не поверить, когда, ворвавшись в квартиру Минского, он увидал: «В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости. Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы. Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею любовался».(9,236) Вырин любуется своей дочерью, а видит вторую иллюстрацию истории блудного сына, где «яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами». Отец не в силах угадать, что теперь инициатива в руках его дочери, что Дуня вот-вот решит главный вопрос своей жизни.

Если притча о блудном сыне играет такую большую роль в жизни Вырина-христианина, то он должен понять, что необходимо смириться во имя счастья дочери. Дуня, бежав с Минским, вышла на путь своего счастия; Минский действительно любит ее, и она – его. Все пошло бы как нельзя лучше. Если бы ложная идея не застилала глаза смотрителю, он постарался бы с самого начала узнать о намерениях Минского и тотчас успокоился бы, и все было бы по-хорошему: он был бы счастлив счастьем Дуни. Благочестивому обману притчи автор в своей повести противопоставляет живую правду. В действительности осмеян, оскорблен и с позором изгнан сам Вырин, он наказан за ослепление родительской любовью и погибает от осознания выброшенности из жизни Дуни.

Исследователи ищут ответа на вопрос, нашла ли Дуня свое счастье, а ответа Пушкин не дает, потому что не это было для него существенным. Счастлива Дуня или нет, уйдя из отцовского дома, она нашла свою судьбу. Какова же эта судьба, Пушкин не проясняет, ибо повесть его не о Дуне, а о том, как ее отъезд с Минским сказался на третьем человеке, на отце.



4.

Вывод: «Станционный смотритель».

В «Станционном смотрителе» отец и дочь как бы меняются местами. Он уезжает из дома с надеждой вернуть Дуню, а возвращается униженный, ни с чем. Его дочь, наоборот, отправилась в путь, полная сомнений, а вернулась в карете, с нянькой и моськой — явные приметы процветания. Смело можно утверждать: дети изменились, потому что изменились отцы.

И по мере того как Дуня в усложненном виде повторяет историю блудного сына, мы начинаем понимать бесконечную сложность живой жизни. Восстанавливая со слов участника и очевидцев разыгравшуюся уже не на «картинках», а наяву драму, рассказчик не обвиняет: он размышляет, сочувствует и сострадает ее героям, ведет за собой читателя в самую сердцевину трагических событий. А случившееся со смотрителем — именно трагедия, трагедия отца, в которой сталкиваются «равновеликие силы».


^ Глава 3. Образы неблагодарных детей в современной поэзии.


Недавно я прочитала стихотворение современного поэта из Махачкалы Михаила Пенса, которое произвело на меня очень сильное впечатление. И, выполняя эту работу, я просто не могу не привести его здесь, настолько оно оказалось созвучным данной теме

Ждущие


Я знаю мать-старушку. У нее

Сыночек есть - единственное чадо.

Он мог бы стать опорою ее,

Он мог бы... Но судьба порой нещадна.


Давным-давно покинув дом родной,

Где каждый угол только им и дышит,

Он маме, одинокой и больной,

Словечка даже, сколько лет не пишет.


Но мать есть мать: она лишь им живет,

Им, невзирая ни на что, любимым,

Ищет его, и по ночам зовет

В заветных чувствах милым и родимым.


А дни идут...

А весточки все нет,

Как нет конца терпенью и мученью...

Хотя бы с кем-нибудь прислал привет.

Для матери - и это утешенье.


И вдруг явился почтальон с письмом,

С письмом от сына!

Сердце задрожало,

И мать в благоговении немом

Конверт к груди трепещущей прижала.

Потом читала адрес чуть дыша

И узнавала вязь любимых строчек,

И пела материнская душа:

«О маме вспомнил дорогой сыночек...»


Ох, ожиданья тяжкое ярмо!

Как утаишь тут радость от подружки?

Еще не распечатано письмо -

А слух уже пополз по деревушке...


И не было потом конца стыду,

Отчаянью, сердечному терзанью,

Когда прочла; «Мамань, попал в беду,

Деньжат пришлите».

Вот и все посланье...


Как этот сын, и мы, видать, не раз

О любящем нас Боге вспоминаем,

Когда приходит злополучный час

А в час благополучный... забываем.


А Он, как мать: Он постоянно ждет

От нас, детей, взаимного вниманья.

Доверчивой молитвы чистый мед

И верности, и Богопочитанья.


Неблагодарные дети, оказывается, вспоминают о своих покинутых родителях, пишут им, иногда даже приезжают. Приезжают за помощью, попав в беду (как герой М. Пенса), а не за родительским благословением или прощением…

Черствость по отношению к родителям, слишком позднее раскаяние, к сожалению, особенно актуально в наши дни. Соотнести все выше сказанное с сегодняшним днем мне поможет сухая и неумолимая статистика: жалобы на одиночество среди старых людей сегодня занимают первое место, и только на втором находятся проблемы здоровья. Среди одиноких стариков на селе 88% - женщины, 12% - мужчины. В Москве сейчас живут 140 000 одиноких стариков. А в некоторых регионах их численность достигает уже 30% от их общего числа.

Потрясает репортаж И. Севергина и З. Умаровой «Усыновление стариков», опубликованный на страницах «Российской газеты». Проблема брошенных стариков рассматривалась на государственном уровне: три года назад в нашей стране запущен проект «Приемная семья для пожилых людей». Но в русской деревне без всяких программ искони брали стариков в семьи! И брали не ради льгот или денег, они еще законами не предусмотрены. Просто есть среди нас люди, которые, по словам корреспондентов, «сумели сохранить в себе столько доброты, что хоть академию милосердия здесь открывай». [,с.9]. История стариков, выброшенных на улицу, истязаемых собственными детьми и внуками, ставших обузой для них, вновь и вновь заставляют вспомнить о вечных истинах и библейских заповедях. «Чти отца своего и матерь свою, да благо ты будешь, и долголетен будешь ты на земле», «Блудный сын – досада отцу своему и огорчение для матери своей».

Пусть библейская притча о блудном сыне, произведение живописи и литературы послужит всем детям предостережением, предохранят от тяжкого груз вины перед теми, кто дал им жизнь, согревая любовью и заботой.


Заключение.


Завершая работу можно прийти к выводу, что проблема отцов и детей не раз поднималась в русской классической литературе. Тема эта стара как мир. Является она лишь частью той бесконечной естественной борьбы старого с новым" из которой новое не всегда выходит победителем, и трудно сказать, хорошо это или плохо. Кроме того, в семье, от своих родителей человек получает первые знания о жизни, об отношениях между людьми, поэтому от взаимоотношений в семье, между родителями и детьми, зависит то, как в будущем человек будет относиться к другим людям, какие нравственные принципы изберет для себя, что для него будет самым главным и святым.

Пушкин изучил извечную проблему "отцов и детей" с позиций своего времени, своей жизни.

Проблема "отцов и детей" актуальна в наши дни. Она остро встает перед людьми, которые принадлежат к разным поколениям. "Дети", открыто выступающие против поколения "отцов", должны помнить, что лишь терпимость друг к другу, взаимное уважение помогут избежать серьезных столкновений.

Как важно успеть сказать родителям, что мы их любим, принести им не одни неприятности, а хоть немного счастья. Подумайте об этом. Даже если человек совершил дурной поступок, но понял и раскаялся, это не значит, что он плохой человек. Его можно и нужно простить. Главное, чтобы его раскаяние было осознанным и искренним.

И хотя ждут Дуню в карете сыновья – юные барчата, кажется, что не о зарождении новой жизни ведётся рассказ, а о начале новой истории блудного сына. Возможно, повесть “Станционный смотритель” – это предостережение писателя современникам, людям XIX века, для которых евангельские притчи утратили религиозный смысл, перестали быть живым нравственным уроком, превращаясь лишь в часть быта.


Литература


1 - Арапович Б., Маттелмяки В. Детская Библия, библейские рассказы в картинках. – М.: Изд. Российское Библейское общество, 1992.

2 – Гумелев Н. С. Блудный сын. - // Гумилев Н. С. Избранное. – М.: Панорама, 1995. – С. 127 – 130

3 – Паустовский К. Г. Телеграмма. - //Литература: 8 класс: учеб. хрестоматия для общеобразовательных учреждений /авт. – сост. Г. И. Беленький. – М.: Просвещение, 2000. – С. 389 – 400.

4 – Копач В. П. «Зарубки на сердце» (Рассказ Паустовского К. Г. «Телеграмма»). - //Русский язык и литература. - №3. – 2005. – С. 23 – 27.

5 – Пушкин А. С. Станционный смотритель. - //Пушкин А. С. Повести Белкина. – М.: Дрофа. – 2003. – С. 68 – 74.

6 - Тургенев И. С. Степной король Лир. – М.: Дрофа. - 2001.

7 – Соловей Т. С. Притча о блудном сыне и ее изучение в сопоставлении с другими произведениями литературы и искусства. - //Уроки литературы. - №12. – 2005. – С. 4 – 10. – (Приложение к журналу «Литература в школе»).

8 – Шекспир У. Король Лир. - // Шекспир У. Гамлет. Король Лир. – М. Искусство. – 1969. – С. 197 – 346.

9. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т. 1. – М., 1953

10 Гоголь Н.В. Записки сумасшедшего // Гоголь Н.В. Повести. – М., 1986

11. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М., 1957

12 Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. – М., 1981

13. Мануйлов В.А. Летопись жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. – М.-Л., 1964

14 О русском реализме XIX века и вопросах народности литературы. – М.-Л., 1960

15. Пушкин А.С. Станционный смотритель // Пушкин А.С. Избранные сочинения. В 3-х тт. – Калининград, 1999. Т. 3

16. Фохт У. Р. Пути русского реализма. – М., 1963

17.Блохина Л.В. Мировая художественная культура: Пособие для учителя. – Минск, 2002

18.Великие художники Нидерландов XV – XVII веков. – М.: Олма-пресс Образование, 2004

19.Махотин С.А. Рембрандт. История о сыне мельника, ставшем великим художником. – М.: Белый город, 2004.




Скачать 311,86 Kb.
оставить комментарий
Дата17.10.2011
Размер311,86 Kb.
ТипЛитература, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
средне
  2
хорошо
  2
отлично
  10
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх