Уроки 60 65 icon

Уроки 60 65


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Валуева Ольга Павловна педагог-новатор...
План Отличительные черты нетрадиционного обучения. Роль нетрадиционного обучения в образовании...
Тема: «Нетрадиционные уроки»...
Уроки. Английский. Шаг 1-3 Программы из серии «НЕсерьезные уроки. Английский»...
Уроки математики к и М. 1 кл. Часть1...
«Годовой календарный круг праздников»...
Методическое пособие кэлектронным урокам «Комбинаторика. Статистика. Теория вероятностей»...
* Уроки по 45 минут...
* Уроки по 45 минут...
* Уроки по 45 минут...
Уроки и уроки праздники Тема: Явыбираю кашу...
Урок литературы в 6 классе Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать
Уроки 60 - 65


Задание на дом. Прочитать краткую биографическую справку о М.Е.Салтыкова-Щедрина: и его сказки «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь», «Коняга».

Выполнить в тетради №2 задание 34.


Урок 60. Сказки М. Салтыкова-Щедрина


Тексты к уроку.

М.Салтыков-Щедрин.

Сказки.

Пропала совесть (фрагмент).

1869. Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил.

1869. Дикий помещик.

1883. Премудрый пискарь.

1885. Коняга.




«Пропала совесть.<…>. Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее. Легче сделался ход человека; ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать».

^ М. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть».


Вопросы для проверки домашнего задания.


1. Определите основной эмоциональный тон сказок.

2. Какие качества мужика в сказке «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил» рассказчик высмеивает?

3. Почему одичал помещик?

4.Какие явления жизни нашли свое отражение в сказке «Премудрый пискарь»?

5. Как относится рассказчик к Коняге?


У. Творческий путь Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина кратко описан в ваших учебниках. Сегодня мы остановимся на обсуждении его сказок. Но к творчеству писателя вы еще вернетесь в старших классах.


^ МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

(1826–1889)

Михаил Евграфович Салтыков (псевдоним – Н. Щедрин) родился и вырос в Тверской губернии в помещичьей семье. Учился в частном пансионе, затем в Царскосельском лицее, который готовил из детей аристократов будущих чиновников.

Окончив в 1844 году лицей, Салтыков поступил на службу в Петербурге. К этому времени у наблюдательного и чуткого юноши пробудился протест против жестокости и бесчеловечности, против порядков, процветавших в самодержавно-крепостнической России. Мировоззрение его формировалось в основном под влиянием В. Г. Белинского.

В первых опубликованных повестях Салтыкова – «Противоречия» (1847), «Запутанное дело» (1848) – звучит мысль о необходимости преобразования общественного строя. За свои обличительные повести писатель заплатил семью годами ссылки в Вятку (1848–1855). Там он близко познакомился с жизнью провинциальной России, что повлияло на все последующее творчество писателя.

По возвращении из ссылки Салтыков публикует «Губернские очерки», на которых он впервые поставил псевдоним – Н. Щедрин. Эту книгу прочитала вся грамотная Россия; Салтыков стал широко известен.

После ссылки он продолжал служить: в 1858 – 1861 годах был вице-губернатором в Рязани и Твери. В 1862 году вышел в отставку, но через два года вновь вернулся на государственную службу. Окончательно Салтыков уволился в 1868 году, убедившись в том, что служебная деятельность не позволяет улучшить положение дел в стране.

С редакцией Некрасовского «Современника» он сотрудничал с начала 60-х годов, а затем вместе с поэтом редактировал «Отечественные записки». После смерти Некрасова был ответственным редактором журнала вплоть до его закрытия в 1884 году. Закрытие журнала стало большим ударом для Салтыкова-Щедрина.

Среди лучших произведений писателя – «История одного города» (1869–1870), «Господа Головлевы» (1875–1880), «Сказки» (1879–1880).

Цикл «Сказок» – одна из самых популярных книг Салтыкова-Щедрина. Первые сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»(1869), «Дикий помещик» (1869) и «Премудрый пискарь» (1869) вышли в журнале «Отечественные записки». После закрытия «Отечественных записок» сказки появлялись, в основном, на страницах газеты «Русские ведомости». Два далеко не полных сборника сказок были опубликованы в 1886–1887 годах.

Салтыков-Щедрин сознательно подчинил свое творчество общественным задачам. К какому бы литературному жанру он не обращался – аллегорическая сказка, сатирический очерк, роман-хроника, политический фельетон-памфлет – содержание его произведений отличалось политической остротой и сатирическим пафосом. В своих сатирических произведениях он блестяще использовал гротеск1. По словам писателя, сатира «провожает в царство теней всё отжившее», исходя из «идеалов будущего».


Сказки.


Примечание. Для обсуждения на уроке учитель может выбрать три сказки.


^ У. Каков основной эмоциональный тон сказок?

Д. Едкая насмешка.

У. Да, в своем творчестве писатель едко высмеивал дурные стороны жизни современного ему общества. М.Горький писал: «Невозможно понять историю России во второй половине XIX века без помощи Щедрина».

Щедрин любил Россию и глубоко страдал, видя то, что происходило вокруг, глубоко переживал, что желанные преобразования не выполняются.

^ Пропала совесть.

Одна из его сказок называлась – «Пропала совесть». Фрагмент начала этой сказки стал эпиграфом нашего урока.


«Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать, и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка. Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее. Легче сделался ход человека; ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать».


А далее совесть стали находить разные люди, и все старались поскорее от нее избавиться. И вот последнему ее нашедшему мещанину совесть предложила


«…отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем!. Авось он меня, неповинный младенец, приютит и выхолит, авось он меня в меру возраста своего произведет да и в люди потом со мной выйдет – не погнушается.

По этому ея слову все так и сделалось. Отыскал мещанинишка маленькое русское дитя, растворил его сердце чистое и схоронил в нем совесть.

Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет неробкая и захочет распоряжаться всем сама».


Эта сказка чуть ли не единственное произведение, в котором писатель рисует светлый идеал будущего. В основном же Салтыков-Щедрин, прежде всего, писатель-обличитель общественных пороков. Это обличение по-особому звучит в его сказках.

В чем особенность щедринских сказок? Какие литературные и фольклорный жанры лежат в их основе?

Д. Сказки Щедрина похожи на народные бытовые сказки и сказки о животных, в которых высмеиваются дурные качества людей. По этому же признаку они похожи на басни.

^ У. А какой прием использовал писатель, создавая образы своих героев? Этот прием характерен и для басен.

Д. Иносказание. В баснях под животными подразумеваются люди, их отношения и характеры.

У. Да, иносказание или аллегория. Кто же аллегорически изображен в сказках Щедрина, которые вы читали дома?

В «Повести о том, как мужик двух генералов прокормил» мужик – это народ, а генералы – те, кто им правит и живет за его счет.


? На какой из видов народных сказок ориентировался писатель, создавая это произведение?

Какие явления жизни осмеиваются в сказке?

Есть ли в этой сказке герой, которому сочувствует рассказчик?

Как рассказчик относится к мужику?

Какие художественные приемы использует автор для характеристики героев?


То же и в сказке «Дикий помещик»: помещик-паразит и народ.


? Какова основная идея сказки:

В чем она схожа и чем отличается от идеи сказки «Как мужик двух генералов прокормил»?

Накануне отмены крепостного права многие помещики стремились избавиться от непокорных крестьян, сдавали крепостных в рекруты, переселяли в Сибирь. Будучи в 1858–1862 годах вице-губернатором Твери и Рязани, Салтыков-Щедрин приложил много сил для борьбы с «помещичьем бредом». Эти впечатления отразились в сказке «Дикий помещик». В чем именно это выразилось?


В сказке «Премудрый пискарь» главный герой - малодушный перепуганный обыватель, который «жил и дрожал – только и всего».


? Какие явления жизни нашли свое отражение в сказке? Как их оценивает рассказчик? Как выражаются эти оценки?

На самом ли деле «пискарь» мудрый (премудрый) или он перемудрил?


«Коняга». Коняга (народ-труженик) и Пустопляс (интеллигент-болтун) – родные братья. Коняга трудится, а всякие пустоплясы вокруг пляшут, ничего не делают, только болтают.


? Каков эмоциональный тон сказки? Изменяется ли он от начала к концу произведения?

Что символизируют собой образы Коняги и поля?

Кого имел в виду автор, создавая образы «пустоплясов»? Какую роль они играют в сказке?

Кто такие «пустоплясы»?


У. Какие основные приемы, кроме аллегории, создания образов использовал Щедрин в своих сказках?

^ Итоги обсуждения.

Главный прием - гиперболизация - преувеличение тех или иных черт или явлений. И часто это преувеличение доходит до гротеска – предельного преувеличения, придающего образам фантастический характер.


Задание на дом. Прочитать краткую биографическую справу о Ф.М.Достоевском и его роман «Бедные люди».

Выполнить в тетради №2 задания 35, 36 и 37.


Уроки 61-62. Ф. Достоевский. «Бедные люди»

^ Акцентное вычитывание эпического текста»


Текст к уроку.

Ф.Достоевский «Бедные люди».



«А скажу я вам, родная моя, что я хоть и темный человек, глупый человек, пожалуй, но сердце-то у меня такое же, как и у другого кого».

Девушкин из романа«Бедные люди».


Вопросы для проверки домашнего чтения.


  1. К какому жанра относится произведение?

  2. Чем помогает выбор жанра пониманию замысла автора?

3. О чем говорит имя и фамилия героя?

4.Как оценивает себя главный герой??

5. Чем отличается отношение Девушкина к Варе и отношение Вари к Девушкину?


^ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ

(1821–1881)

Федор Михайлович Достоевский родился в Москве в семье военного врача. В 16 лет он переехал в Петербург и поступил в военно-инженерное училище. По окончании училища некоторое время служил, но вскоре вышел в отставку, мечтая стать писателем.

Первый роман Достоевского «Бедные люди» (1845) удостоился высокой похвалы В. Г. Белинского и Н. А. Некрасова. Обратившись к жанру «роман в письмах», писатель передал «слово» своим героям – Макару Девушкину и Вареньке, и показал сложность и богатство внутреннего «мира маленького человека».

Тогда же Достоевский вошел в кружок М. В. Петрашевского (1821–1866). Участники этого кружка выступали против самодержавно-крепостнического режима и увлекались утопическим социализмом Запада. В 1849 году петрашевцы были арестованы и приговорены к смертной казни. Вместе с другими осужденными Достоевского ввели на эшафот, прочитали смертный приговор, палач накинул на них белые саваны, солдаты подняли ружья. И только тогда было объявлено о замене казни каторгой.

После несостоявшейся казни Достоевский, по его словам, испытал «перерождение убеждений». В конце концов, он пришел к выводу, что интеллигенция оторвана от народа, что идеи революционеров-демократов и социалистов не состоятельны. Писатель ищет соединения с народом в «почвенничестве» – преклонении перед патриархальной целостностью народа. Новый символ веры писателя – Иисус Христос. Идея не просто страдания, но идея необходимости добровольного принятия страдания – центральная в его новых произведениях.

Десять лет Достоевский провел в Сибири. Четыре из них – годы каторги, о которой он позже рассказал в «Записках из мертвого дома».

Тяжело больной писатель в 1859 году вернулся в Петербург, где его ждали новые несчастья: смерть жены, двоих детей и любимого брата, постоянные и мучительные поиски денег. Достоевский много работает.

Из-под его пера выходят романы «Униженные и оскорбленные» (1861), «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1869), «Бесы» (1871–1872), «Братья Карамазовы» (1879–1880), публикует «Дневник писателя» (1873–1881). Вместе с братом издает журналы «Время» (1861–1863) и «Эпоха» (1864–1865).

Особое место в творчестве писателя занимает роман «Преступление и наказание». Главный конфликт романа – столкновение и противоборство христианского и атеистического мировоззрения, «логики сердца» и «логики разума


У. С творчеством Федора Михайловича Достоевского вы встречаетесь впервые. Произведения этого писателя в силу своей философской глубины и нового метода отражения внутреннего мира человека существенно повлияли на развитие не только русской, но и мировой литературы. Но чтение текстов Достоевского – трудное чтение. Оно требует высокого уровня читательской культуры. С его значительными произведениями вы познакомитесь в старших классах. А сейчас мы будем беседовать с вами о самом первом романе Достоевского. Он написал его в 1845 году, а затем еще трижды перерабатывал.

Молодой Достоевский, еще никому не известный автор, принес рукопись своего романа писателю Д.В. Григоровичу (1822 – 1899/ 1900), который сотрудничал в это время в редакции журнала «Современник». Григорович показал роман Н.А..Некрасову, руководителю журнала. Чтение рукописи так захватило их, что они, не отрываясь, читали роман целую ночь. А, едва дождавшись утра, поспешили к Достоевскому, чтобы лично сообщить ему о том глубочайшем впечатлении, которое произвел на них роман.

На следующий день Некрасов передал рукопись В.Г. Белинскому со словами: «Новый Гоголь явился!»

^ Акцентное вычитывание романа.

Жанр.

У. К какому жанру обратился Достоевский, создавая свое произведение?

Д. Это роман в письмах.

У. С какими произведениями этого жанра вы уже знакомы?

^ Д. Роман Руссо «Юлия или Новая Элоиза». Роман Гете «Страдания юного Вертера».

У. Что заставило Достоевского обратиться к этому жанру? Почему он отказался от рассказчика?

Д.

У. Выбрать форму романа в письмах его побудило желание, нигде не выказывая «рожи сочинителя», передать слово самим героям, предоставив им полную свободу выявления своего внутреннего мира и отношения к окружающему, а также своего «слога», той неповторимой речи, в которой выражается характер. Отвечая своим критикам, Достоевский писал: «Во всем они привыкли видеть рожи сочинителя; я же моей не показывал. А им и невдогад, что говорит Девушкин, а не я, и что Девушкин иначе и говорить не может». Отвергая упрек в растянутости романа, он мотивировал ее также особенностями избранной им формы, рассчитанной на изображение не столько внешних событий, сколько их отражения в сознании героев, взятом в движении и смене душевных состояний.

^ Смысл заглавия.

У. Как вы понимаете смысл заглавия романа? Оно имеет только прямой смысл? Говорит только о нищите героев или о чем-то еще?

Д. Нет, еще и переносный: бедные в смысле несчастные, те, кого жалко.

У. А если бы роман был назван по именам героев?

Д. Достоевскому важны были именно люди. А имена героев – это уже конкретные люди.

^ Имя и фамилия героя.

У. Какой прием использовал Достоевский, придумывая имя и фамилию своему герою?

Д. Прием «говорящая фамилия».

У. О чем вам говорит имя и фамилия героя?

^ Д. Он блаженный – Макар. Он нежный, робкий, как девушка.

У. Прежде чем мы приступим к акцентному вычитыванию текста, отметим, что еще во времена Достоевского некоторые критики упрекали автора в том, что его роман слишком затянут. Мы так не думаем, но вынуждены были по ряду причин напечатать роман в сокращении.

^ Письма: Апреля 8 – Апреля 9.

У. Так как же относятся друг к другу Девушкин и Варенька?

Д. Девушкин ее любит, на все готов ради нее. А Варенька испытывает по отношению к нему благодарность и в то же время жалеет его. Они поддерживают друг друга.

^ У. Обратили ли вы внимание на то, что читает Девушкин и о чем это говорит?

Д. Он читает нежные стишки, где всё хорошо, всё в розовом свете.

У. Достоевский указывает на ту литературу, которая сформировала душевный мир его героя.

Письмо Июня 12.

У. Чем переписывание Девушкина отличается от переписывания Башмачкина? Какую роль играет упоминание о переписывании в реализации замысла романа?

Д.

У. В чем Девушкин видит «наибольшую гражданскую добродетель»? Как вы думаете, является ли он на самом деле «достойным» человеком?

Д.

У. Обратите внимание на эпиграф урока. Что этими словами Девушкина подчеркивает автор?

^ Д. Что Девушкин такой же, как все: сердце, то есть чувства, душа у него такие же, как у других.

У. Иными словами, Достоевский не просто сделал героем романа «маленького человека». Писатель стремиться показать, что все люди способны одинаково глубоко переживать, испытывать сложные и сильные чувства.

Достоевский не просто хотел вызвать жалость к «маленькому человеку», он показал, что его герой, несмотря на низкое социальное положение, обладает глубоким и сложным внутренним миром.

Письмо Июля 1.

Проверка в тетради №2 задания 36.

Задание 35

Прочитайте фрагмент письма Девушкина от 1 июля из романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди». Подчеркните в тексте слова, которыми Девушкин выражает свое отношение к повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель».

Напишите, какую роль в раскрытии внутреннего мира Девушкина играет этот эпизод?


Теперь я «Станционного смотрителя» здесь в вашей книжке прочел; ведь вот скажу я вам, маточка, случается же так, что живешь, а не знаешь, что под боком там у тебя книжка есть, где вся-то жизнь твоя как по пальцам разложена. Да и что самому прежде невдогад было, так вот здесь, как начнешь читать в такой книжке, так сам всё помаленьку и припомнишь, и разыщешь, и разгадаешь. И наконец, вот отчего еще я полюбил вашу книжку: иное творение, какое там ни есть, читаешь-читаешь, иной раз хоть тресни – так хитро, что как будто бы его и не понимаешь. Я, например, – я туп, я от природы моей туп, так я не могу слишком важных сочинений читать; а это читаешь, – словно сам написал, точно это, примерно говоря, мое собственное сердце, какое уж оно там ни есть, взял его, людям выворотил изнанкой, да и описал всё подробно – вот как! Да и дело-то простое, Бог мой; да чего! Право, и я так же бы написал; отчего же бы и не написал? Ведь я то же самое чувствую, вот совершенно так, как и в книжке, да я и сам в таких же положениях подчас находился, как, примерно сказать, этот Самсон-то Вырин, бедняга. Да и сколько между нами-то ходит Самсонов Выриных, таких же горемык сердечных! И как ловко описано всё! Меня чуть слезы не прошибли, маточка, когда я прочел, что он спился, грешный, так, что память потерял, горьким сделался и спит себе целый день под овчинным тулупом, да горе пуншиком захлебывает, да плачет жалостно, грязной полою глаза утирая, когда вспоминает о заблудшей овечке своей, об дочке Дуняше! Нет, это натурально! Вы прочтите-ка; это натурально! Это живет! Я сам это видал, – это вот всё около меня живет; вот хоть Тереза – да чего далеко ходить! – вот хоть бы и наш бедный чиновник, – ведь он, может быть, такой же Самсон Вырин, только у него другая фамилия, Горшков. Дело-то оно общее, маточка, и над вами и надо мной может случиться. И граф, что на Невском или на набережной живет, и он будет то же самое, так только казаться будет другим, потому что у них все по-своему, по высшему тону, но и он будет может случиться, и со мною то же самое может случиться.


У. Девушкин делится с Варенькой своими впечатлениями от прочтения повести Пушкина «Станционный смотритель». Какую роль играет этот эпизод для понимания внутреннего мира Девушкина? Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить повесть Пушкина.

Что подчеркивает Пушкин заглавием повести?

^ Д. Должность героя.

У. Акцент Пушкин делает на социальном положении героя. И как относится рассказчик Белкин к герою?

Д. Он сочувствует герою.

У. Повествование Вырина «сильно тронуло сердце рассказчика». Белкин проявляет сентиментальное сочувствие маленькому человеку. И вот Девушкин читает повесть. Какую же роль играет этот эпизод для понимания внутреннего мира Девушкина?

^ Итог обсуждения. Этот эпизод позволяет Достоевскому показать живое воздействие на душу простого человека настоящей литературы, правдиво и проникновенно изображающей его трагическую судьбу и душевные переживания. И хотя Пушкин, по мнению Девушкина. «выворотил изнанкой» его собственное сердце, гуманизм Пушкина и его глубокое участие в судьбе Вырина находят в душе Девушкина благодарный отзвук. Девушкин и сам так же бы написал, он сам так же чувствует.

Но, если сравнить Вырина и Девушкина, то Вырин по преимуществу рассказывает о внешних событиях своей жизни, а Девушкин по преимуществу раскрывает свой внутренний мир.

Письмо Июля 8.

Проверка в тетради №2 задания 36.

Задание 36

Прочитайте фрагмент письма Девушкина от 8 июля из романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди». Подчеркните в тексте слова, которыми Девушкин выражает свое отношение к повести Н. В. Гоголя «Шинель».

Напишите, почему Девушкину так не понравилась эта повесть?


Книжку вашу1, полученную мною 6-го сего месяца, спешу возвратить вам и вместе с тем спешу в сем письме моем объясниться с вами. Дурно, маточка, дурно то, что вы меня в такую крайность поставили. Позвольте, маточка: всякое состояние определено Всевышним на долю человеческую. Тому определено быть в генеральских эполетах, этому служить титулярным советником; такому-то повелевать, а такому-то безропотно и в страхе повиноваться. Это же по способности человека рассчитано; иной на одно способен, а другой на другое, а способности устроены самим Богом. Состою я уже около тридцати лет на службе; служу безукоризненно, поведения трезвого, в беспорядках никогда не замечен. Как гражданин, считаю себя, собственным сознанием моим, как имеющего свои недостатки, но вместе с тем и добродетели. Уважаем начальством, и сами его превосходительство мною довольны; и хотя еще они доселе не оказывали мне особенных знаков благорасположения, но я знаю, что они довольны. Дожил до седых волос; греха за собою большого не знаю. Конечно, кто же в малом не грешен? Всякий грешен, и даже вы грешны, маточка! Но в больших проступках и продерзостях никогда не замечен, чтобы этак против постановлений что-нибудь или в нарушении общественного спокойствия, в этом я никогда не замечен, этого не было; даже крестик выходил – ну да уж что! Всё это вы по совести должны бы были знать, маточка, и он должен бы был знать; уж как взялся описывать, так должен бы был всё знать. Нет, я этого не ожидал от вас, маточка; нет, Варенька! Вот от вас-то именно такого и не ожидал.

Как! Так после этого и жить себе смирно нельзя, в уголочке своем, – каков уж он там ни есть, – жить водой не замутя, по пословице, никого не трогая, зная страх Божий да себя самого, чтобы и тебя не затронули, чтобы и в твою конуру не пробрались да не подсмотрели – что, дескать, как ты себе там по-домашнему, что вот есть ли, например, у тебя жилетка хорошая, водится ли у тебя что следует из нижнего платья; есть ли сапоги, да и чем подбиты они; что ешь, что пьешь, что переписываешь?.. Да и что же тут такого, маточка, что вот хоть бы и я, где мостовая плоховата, пройду иной раз на цыпочках, что я сапоги берегу! Зачем писать про другого, что вот де он иной раз нуждается, что чаю не пьет? А точно все и должны уж так непременно чай пить! Да разве я смотрю в рот каждому, что, дескать, какой он там кусок жует? Кого же я обижал таким образом? Нет, маточка, зачем же других обижать, когда тебя не затрогивают! Ну, и вот вам пример, Варвара Алексеевна, вот что значит оно: служишь-служишь, ревностно, усердно, – чего! – и начальство само тебя уважает (уж как бы там ни было, а все-таки уважает), – и вот кто-нибудь под самым носом твоим, безо всякой видимой причины, ни с того ни с сего, испечет тебе пасквиль. Конечно, правда, иногда сошьешь себе что-нибудь новое, – радуешься, не спишь, а радуешься, сапоги новые, например, с таким сладострастием надеваешь – это правда, я ощущал, потому что приятно видеть свою ногу в тонком щегольском сапоге, – это верно описано! Но я все-таки истинно удивляюсь, как Федор-то Федорович без внимания книжку такую пропустили и за себя не вступились. Правда, что он еще молодой сановник и любит подчас покричать; но отчего же и не покричать? Отчего же и не распечь, коли нужно нашего брата распечь. Ну да положим и так, например, для тона распечь – ну и для тона можно; нужно приучать; нужно острастку давать; потому что – между нами будь это, Варенька, – наш брат ничего без острастки не сделает, всякий норовит только где-нибудь числиться, что вот, дескать, я там-то и там-то, а от дела-то бочком да стороночкой. А так как разные чины бывают и каждый чин требует совершенно соответственной по чину распекания, то естественно, что после этого и тон распеканции выходит разночинный, – это в порядке вещей! Да ведь на том и свет стоит, маточка, что все мы один перед другим тону задаем, что всяк из нас один другого распекает. Без этой предосторожности свет бы не стоял и порядка бы не было. Истинно удивляюсь, как Федор Федорович такую обиду пропустили без внимания!

И для чего же такое писать? И для чего оно нужно? Что мне за это шинель кто-нибудь из читателей сделает, что ли? Сапоги, что ли, новые купит? Нет, Варенька, прочтет да еще продолжения потребует. Прячешься иногда, прячешься, скрываешься в том, чем не взял, боишься нос подчас показать – куда бы там ни было, потому что пересуда трепещешь, потому что из всего, что ни есть на свете, из всего тебе пасквиль сработают, и вот уж вся гражданская и семейная жизнь твоя по литературе ходит, всё напечатано, прочитано, осмеяно, пересужено! Да тут и на улицу нельзя показаться будет; ведь тут это всё так доказано, что нашего брата по одной походке узнаешь теперь. Ну, добро бы он под концом-то хоть исправился, что-нибудь бы смягчил, поместил бы, например, хоть после того пункта, как ему бумажки на голову сыпали: что вот, дескать, при всем этом он был добродетелен, хороший гражданин, такого обхождения от своих товарищей не заслуживал, послушествовал старшим (тут бы пример можно какой-нибудь), никому зла не желал, верил в Бога и умер (если ему хочется, чтобы он уж непременно умер) – оплаканный. А лучше всего было бы не оставлять его умирать, беднягу, а сд­лать бы так, чтобы шинель его отыскалась, чтобы тот генерал, узнавши подробнее об его добродетелях, перепросил бы его в свою канцелярию, повысил чином и дал бы хороший оклад жалованья, так что, видите ли, как бы это было: зло было бы наказано, а добродетель восторжествовала бы, и канцеляристы-товарищи все бы ни с чем и остались. Я бы, например, так сделал; а то что тут у него особенного, что у него тут хорошего? Так, пустой какой-то пример из вседневного, подлого быта. Да и как вы-то решились мне такую книжку прислать, родная моя. Да ведь это злонамеренная книжка, Варенька; это просто неправдоподобно, потому что и случиться не может, .чтобы был такой чиновник. Да ведь после такого надо жаловаться, Варенька, формально жаловаться.


У. Девушкин согласен, что в повести «Шинель» многое, как и в повести «Станционный смотритель», написано верно. Тогда почему же «Шинель» вызывает возмущение героя? Начнем тоже с названия. Что подчеркивает Гоголь названием повести?

^ Юля. Не шинель служит Акакию Акакьевичу, а он ей, человек сравнивается с вещью, вещь становится его символом.

Дина. Шинель воплощает ничтожное счастье в этой уродливой жизни.

У. Автор подчеркивает своим заглавием, что Акакий Акакьевич беден духовно, он жалок. Его можно пожалеть, но пожалеть «сверху вниз». Он »существо», которое можно сравнить даже с мухой.

Что же это за человек, если его счастье так ничтожно? (Кстати, и сегодня ничтожное тряпичное счастье существует, но Башмачкин действительно мерз, тогда как сегодня некоторые страдают не от отсутствия «шинели», а от отсутствия «фирменной» шинели).

Так почему же так возмутился Девушкин?

Дима. Мир духовный драгоценен, а мир повседневный – не тронь, это мое, не нужно это писать. Не нужно «подглядывать» за человеком в его бытовых неурядицах, ему от этого стыдно.

^ Катя. Герой Гоголя – пародия.

Лена. Девушкин не очень любит жизнь такую, какая она есть, в душе своей он романтичен, и, возможно, поэтому не по душе ему была «Шинель» Гоголя – Девушкин упорно не хочет видеть правду.

^ Д. Он видит в Башмачкине карикатуру на себя. Ему обидно, что его показывают таким ничтожным.

У. Да, повесть Гоголя для Девушкина – клевета, пасквиль, осмеяние, унижение всей его жизни. И хотя вначале Девушкин даже согласен с тем, что верно описано, но потом все равно заявляет – «неправдоподобно».

^ Итог обсуждения. Суровая и безжалостная по отношению ко всяческим спасительным иллюзиям правда Гоголя, с одной стороны, вызывает у Девушкина протест. С другой – способствует уяснению им безнадежности своего положения.

^ У. Как характеризует Девушкина его желание получить в повести «хороший конец»?

Д. Он хочет, чтобы «зло было бы наказано, а добродетель восторжествовала».

У. Девушкин наивный читатель. Но не только в этом дело. Здесь проявляется важный момент творчества Достоевского, который раскрыл Михаил Михайлович Бахтин (1895 – 1975):


«Девушкин увидел себя в образе героя «Шинели», так сказать, сплошь исчисленным, измеренным и до конца определенным: вот ты весь здесь, и ничего в тебе больше нет и сказать о тебе больше нечего. Он почувствовал себя безнадежно предрешенным и законченным, как бы умершим до смерти, и одновременно почувствовал и неправду такого подхода. Этот своеобразный «бунт» героя против своей литературной завершенности дан Достоевским в выдержанных примитивных формах сознания и речи Девушкина.

Серьезный, глубинный смысл этого бунта можно выразить так: нельзя превращать живого человека в безгласный объект заочного завершенного познания. В человеке всегда есть что-то, что только сам он может открыть в свободном акте самосознания и слова, что не поддается овнешняющему заочному определению».


Человек – не объект, который можно описать, человек – субъект, он живет, страдает, и, следовательно, нельзя ставить точку, утверждать, что он исследован, раскрыт до конца. И в этом величайшее открытие Достоевского и его новое слово в литературе. Здесь же и начало внутреннего спора Достоевского с критическим направлением в реализме.

И эта особенность позиции Достоевского вытекает из основной задачи Достоевского-художника – раскрыть самосознание героя. Писателю важен сам человек, во всей полноте и непредсказуемости. Вот и название «Бедные люди» - не социальное положение волнует писателя, а именно люди, их всечеловеческое «нутро», проявляющееся вопреки социальным условиям.

Вот что об этом писал Бахтин:


«Достоевский изображает не «бедного чиновника», но самосознание бедного чиновника. <…> То, что было дано в кругозоре Гоголя как совокупность объективных черт, слагающихся в твердый социально-характерологический облик героя, вводится Достоевским в кругозор самого героя и здесь становится предметом его мучительного самосознания: даже сама наружность «бедного чиновника», которую изображает Гоголь, Достоевский заставляет самого героя созерцать в зеркале. <…> Мы видим не кто он есть, а к а к он осознает себя… Так гоголевский герой становится героем Достоевского.<…> Ведь в конце концов это Акакий Акакьевич, освещенный самосознанием, обретший речь и «вырабатывающий слог».


Если сравнивать Гоголя и Достоевского, то Гоголь по преимуществу социальный писатель, а Достоевский – психологический.

Письмо Сентября 9.

У. Эпизод с пуговкой критики считают одним из высших художественных достижений писателя. Почему? (Читает фрагмент.)

Д.

У. Какую роль в повести играет эпизод с «его превосходительством»? Ожидаем ли мы от этого героя такое поведение?

^ Д. Нет, мы ждем, что Девушкина сейчас уволят. Но начальник почему-то его пожалел. Он дал денег, помог разрешить неразрешимую ситуацию.

У. А почему пожалел? Какое значение тут имеет пуговка?

^ Д. Эпизод с пуговкой помог увидеть всю глубину несчастья, безысходность положения человека.

У. И это важный момент и для развития действия, и для характеристики героя. Если сравнить «его превосходительство» со «значительным лицом» в повести «Шинель», то в чем их различия?

Д. У Гоголя получается, что «значительное лицо» - неплохой человек, но должность его испортила. И он накричал на Башмачкина, а потом пожалел об этом.

У. «…одно значительное лицо скоро почувствовал что-то вроде сожаления. Сострадание было ему не чуждо». А как ведет себя «его превосходительство» у Достоевского? В чем различие?

Дима. У Гоголя высокий чин порабощает человека, не дает ему раскрыться полностью. А у Достоевского высокий чин –человек, способный на деятельное сочувствие. Его поступок – неожиданноасть и для Девушкина, и для всех окружающих.

У. Гоголя интересует прежде всего социальный статус: чин портит человека. А Достоевский ставит обоих героев в человеческие отношения: одному стыдно за свой вид, другому стыдно, что обстоятельства могут довести человека до такого состояния.

^ Проверка задания 37 в тетради №2.

Задание 37

Критики по-разному встретили роман Ф. М. Достоевского «Бедные люди».

Демократы заявили о появлении «нового Гоголя». Белинский указывал на горячее сочувствие автора его бедным героям, глубокое понимание им «трагического элемента» изображения жизни, внутренней красоты и благородства души бедняков, на «простоту» и «обыкновенность» построения романа без каких бы то ни было «мелодраматических пружин» и «театральных эффектов». Подчеркнув, что в лице Макара Алексеевича изображен не человек, «у которого ум и способность придавлены, приплюснуты жизнью», но натура, в которой заключено «много прекрасного, благородного и святого». Приветствуя эту гуманную мысль, Белинский писал: «Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди, ваши братья!»

Реакционная критика встретила роман крайне враждебно. Так, например, один анонимный рецензент, относя роман к «сатирическому роду», издевательски писал: «Роман <…> не имеет никакой формы и весь основан на подробностях утомительно однообразных, наводит такую скуку, какой нам еще испытывать не удавалось. Подробности да подробности в романе похожи на обед, в котором вместо супа сахарный горошек, вместо говядины, соуса, жаркого и десерта сахарный горошек. Оно, может быть, и сладко, может быть, и полезно, но в таком смысле, в каком подчивают сластями кондитерских учеников: чтобы поселить отвращения к сахарным произведениям».

Что вы думаете по этому поводу?

В чем вы видите значение романа?





оставить комментарий
страница1/3
Дата17.10.2011
Размер0,55 Mb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх