Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений Омск icon

Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений Омск


1 чел. помогло.

Смотрите также:
Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений Омск...
Методическое пособие Саратов 2008 г...
Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений Омск...
Учебное-методическое пособие омск 2008 Печатается по решению...
Учебное-методическое пособие омск 2008 Печатается по решению...
Учебно-методическое пособие для специалистов системы дошкольного образования по организации...
Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для самостоятельной работы студентов Омск...
Учебно-методическое пособие для студентов...
Методическое пособие для учителей, психологов, воспитателей общеобразовательных учреждений...
Задачи и практические ситуаций по курсу (Учебно-методическое пособие для студентов...
Учебное пособие Учебно-методическое пособие для магистров направления подготовки 030300...
Учебное пособие Учебно-методическое пособие для студентов специальности 030301...



страницы:   1   2   3
скачать
Омское областное общественное объединение

«Содружество»София»


«Праздники России»


Учебно-методическое пособие

для образовательных учреждений


Омск

2011


Печатается в рамках работы по проекту «Педагоги Омска – за нравственный город»


Колодина Е.М. «Праздники России»: Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений. – Омск, 2011. – 40 с.


Пособие “Праздники России” содержит обширный материал о праздниках Годового календарного, церковного и гражданского кругов, разнообразные методические рекомендации по организации проведения праздников в школах и дошкольных учреждениях с целью духовно-нравственного и социального развития личности ребенка посредством приобщения его к культурно-историческим традициям России, обретения им духовно-нравственного опыта, основанного на традициях Православия.

Учебно-методическое пособие “Праздники России” предназначено для педагогических работников образовательных учреждений: преподавателей, учителей, классных руководителей, кураторов, воспитателей. Материал пособия адресован также широкому кругу читателей, проявляющему интерес к православной культуре и вопросам духовно-нравственного воспитания в семье и образовательных учреждениях.






© Колодина, Е.М., 2011




© Омское областное общественное

объединение «Содружество «София»,

2011












«Путь в родную культуру и сегодня лежит

через народный праздник и традицию

его проживания.»

Елена Суворина, к.ф.н., доцент ТГУ

Введение


Духовно-нравственное развитие и воспитание в системе образования сегодня предполагает воссоздание единого воспитательного пространства основанного на традиционной для Российской цивилизации духовно- нравственной культуре православия.

Организация и проведение общешкольных, классных и других коллективных праздников историко-культурной направленности, способствующих духовно-нравственному и гражданско-патриотическому становлению воспитанников может стать значимой традицией образовательного учреждения.

Основной целью методических материалов данного пособия является целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка посредством приобщения его к культурно-историческим традициям России, обретения им духовно-нравственного опыта, основанного на традициях Православия.

Для достижения основной цели предполагается реализация важных разноплановых задач.

Обучающие задачи связаны с механизмом целостного познания ребенком окружающего мира и направлены на развитие нравственного сознания:

- познакомить детей с христианскими православными духовно-нравственными ценностями и понятиями (о Боге, мироустроении и миропорядке), системой нравственных норм, с историей, праздниками и традициями Православной Церкви опосредованно через организацию проведения праздников и других событий Годового календарного круга (ГКГ), Годового церковного круга (ГЦК) и Годового гражданского круга (ГГК);

- содействовать освоению подрастающим поколением отечественных православных традиций государственного, общественного и семейного уклада жизни.

Воспитательные задачи связаны с механизмом нравственного поступка, формированием мотивационной (эмоционально-волевой) сферы личности и направлены на формирование нравственного поведения:

- воспитывать позитивное отношение к миру, жизнерадостность и доверие;

- воспитывать чувства сопричастности и доверия к Богу, благоговения к святыням, стремление подражать высоким образам евангельских сюжетов;

- воспитывать у детей чувства любви и уважения к Родине, своему народу и его культуре, бережного отношения к родной природе;

- воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним, доброжелательность и добросердечность;

- воспитывать чувства почтения и любви к родителям, послушания и благодарности к родителям и педагогам;

- воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда и бережное отношение к результатам труда.

- формировать духовно-нравственные качества (добродетели).

- устраивать все события по программе так, чтобы участники были не зрителями или пассивными присутствующими, а активно включались в устроение самих событий, имели возможность реализовывать в жизни те духовные основы и нравственные нормы, о которых узнали на занятиях по ДНК. Таким образом формировать индивидуальные свойства личности на базе культурно-исторической и духовно – нравственной самоидентификации.

Развивающие задачи связаны с формированием внутреннего (духовно-душевного) мира и механизмом нравственной оценки и выбора (в процессе самоанализа и самооценки) и направлены на развитие нравственной позиции:

- содействовать развитию творческой духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на духовно-нравственное назначение человека как «созидателя» путем формирования любви к Богу, святым, развития интереса к образцам подвига благочестия и героизма;

- развивать у детей способности различать нравственное и безнравственное («хорошее и плохое») в сказке, рассказе и в жизни путем приобщения к традициям православной духовной культуры и традиционному укладу жизни;

- развивать социальную сферу, формировать способности к сопереживанию, сорадованию и адекватному проявлению этих чувств;

- способствовать развитию телесной сферы, бережного отношения к

своему здоровью и здоровью других людей;

- развивать навыки самооценки и самосовершенствования.

Целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка происходит путем освоения традиционного отечественного содержания образования и воспитания.

Основой содержания методических материалов по духовно-нравственному воспитанию пособия «Праздники России» является православная культура, историко-культурные традиции Российской цивилизации. В данном пособии рассматриваются понятия Годового календарного круга, Годового церковного круга, и Годового гражданского круга и раскрывается духовная символика, связывающая все воедино и превращающая отдельные праздники в единую, цельную и неделимую систему – Годовой круг. В соответствии с которым, проживаются жизненные события, планируется и строится вся воспитательно-образовательная деятельность с детьми в процессе осуществления разных видов деятельности.

Важнейшей особенностью пособия является то, что оно не только наполнено высшими духовно-нравственным и культурным содержанием, здесь все становится действенным и значимым. Так, изготовление поделок и рисунков значимо потому, что они предназначены для близких людей: для родителей или друзей. Ознакомление с добродетелями исторических личностей и сказочных героев предполагает в дальнейшем возможность реализовывать в жизни те духовные основы и нравственные нормы, о которых дети узнали на занятиях.

Другими словами, содержание воспитания и обучения должно иметь свое практическое воплощение по отношению к Господу, близким, природе, самому себе (2).

В пособие также включены различные сценарии праздников, имеющих важнейшее историко-культурное значение (будут опубликованы позже). Приведены пояснения их социокультурного и духовно-нравственного смыслов.

К пособию разработан мультимедийный информационно-методический диск, в котором собран обширный материал по данной тематике..


Годовой круг и главное средство духовно-нравственного

развития личности ребенка


Жизнь христиан в миру, число которых всегда было значительно больше монашествующих и пустынников, была не менее духовно и нравственно устроена. Имела свои нормы, образцы. Устроение мирской жизни являлось следствием крепко устроенной церковной, богослужебной жизни, хранения постов, следования христианским праздникам и событиям.

Годовой календарный круг (ГКК) – это особая циклическая система жизнедеятельности человека, основанная на смыслах духовной и ритмах природно-материальной жизни, это русская национальная система организации астрономического года как завершенного жизненного цикла. ГКК – исторически сложившаяся система жизнедеятельности русского православного народа, закрепленная как феномен его культуры. Она имеет свой набор обязательных событий, особую структуру и свое содержание, что определяло жизнь человека во всех ее проявлениях на протяжении тысячелетий. Основные качества ГКК – непрерывность, целостность, динамичность. Природно – материально - это четыре времени года, постепенно сменяющие друг друга, соединенные в непрерывной динамике и целостно (в единстве) повторяющиеся после своего завершения. Это вся совокупность временных и пространственных природных изменений, диктующих человеку законы и принципы его жизнедеятельности.

Таким образом, годовой круг в основе своей имеет естественные природные ритмы смены времени года. Это влечет за собой смену форм поведения человека, его отношений с внешним миром по мере его взросления по числу прожитых годовых кругов. Ученик сегодня в школе проживает одиннадцать таких кругов. Каждый год-круг он «умирает» как ученик, скажем, первого класса и «рождается» как ученик второго класса. Это повторяется одиннадцать раз и все на ином, новом уровне (2).

Создание Церковного календарного круга шло с учетом богатых традиций народа и в единстве с хозяйственным циклом. При этом ведущим делался дух, представленный религией как учением о духовно нравственном становлении человека земного (6, с. 84).

Самым важным стержнем ГКК является православное вероучение во всей его полноте. С позиций христианства весь год представляет собой систему событий, проживая и переживая которые человек проходит путь постепенного, поэтапного восхождения к Богу.

Церковь предложила не только смыслы года, соединяющие по своей сути природу, человека и Бога, но седмицы — недели, представив ее тоже как цикл-фазу. В неделе, например, есть свои однодневные посты по средам и пятницам. В воскресенье работать не положено. Каждый день седмичного круга посвящался какому-нибудь духовному событию. В церковном календаре существует суточный круг, включающий вечерню, повечерье, полунощницу, утреню, часы, литургию. Этот круг начинается с 18 часов вечера.

Наконец, народ имел еще один календарь — гражданской социальной жизни. Это календарь человеческой истории, результат социализации человека. Через этот календарь человек врастает в свой род, нацию, историю, общество.

Вот так в единении всех трех типов календарей и создавался единый ритм года, ритм всей жизнедеятельности людей. Они не противоречили друг другу, а взаимно дополняли, каждый в этой жизненной системе выполнял свою функцию, играл свою роль. Эта триада — Народно-хозяйственный, Церковный и Гражданский календари — являют собой уникальное явление человеческой культуры.

Основой годового календарного, гражданского и церковного кругов являются праздники. Они дают отсчет времени и определяют пространство в его физическом и духовном смысле, в котором и через ощущение которого живут русские люди. Праздник – это одна из важнейших составляющих человеческого существования, как учеба, труд и отдых. Праздник как феномен культуры содержит в себе все ее элементы: музыку, песни, знаки, символы, обряды, ритуалы, лексику, церемонии, костюмы, вещи – атрибуты, игру и проч. Любой праздник имеет свой смысл, духовную, религиозную основу. Праздники непременно связывают человека с обществом, со средой, через них поддерживается связь личных и общественных событий.

Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка является введение его в православную культурную традицию, а также народную культуру через воспроизведение годового цикла праздников, труда, игр, использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек), через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями на евангельские сюжеты и т.п.


Педагогика праздника


Праздники сопровождают жизнь каждого человека любой национальности и любых религиозных мировоззрений. История не знает ни одного человеческого общества, даже самого древнего, еще не имевшего никакого государственного строя и жившего племенем, у которого бы не было праздников.

В русской традиции праздники были сакральным временем, почитались как необычные, возвышающие человека над буднями, воспитывающие его. Именно поэтому они переполнены обычаями, правилами, обрядами, несущими особый духовный и общественно-исторический смысл. Через праздники шло мощное усвоение культурных традиций и ценностей, придающих смысл всему человеческому существованию, отличному от животного.

Праздник – это одна из важнейших составляющих человеческого существования, как учеба, труд, и отдых. Праздник это как микрокосм и универсум культуры содержит в себе все её элементы – музыку, песни, знаки, символы, обряды, ритуалы, лексику, церемонии, костюмы, вещи-атрибуты, игру и проч. «Праздник – это путь к образованию» (А. Адамский).

Педагогика праздника – это и совершенная форма образования, которая «содержит обязательные представления о высших ценностях, о смысле бытия, о духе, о судьбе, исторической роли своего народа, дает питание чувствам духовно-исторического родства» (В.Ю. Троицкий). Праздник – механизм передачи этих переживаний и понятий будущим поколениям. «…Праздники – это и есть Родина» (М.И. Воловикова). И культурное самопознание и самосознание тех, кто его сегодня начинает воссоздавать.

«Праздник сохраняют в культуре как драгоценность, потому что в нем – одно из важнейших условий сохранения жизнеспособности народа» (2, с. 49).

Народный праздник – лучшее на планете, для каждого народа свое, иногда протяженное во времени, особым образом организованное проживание со-БЫТИЯ или череды событий, имеющих определенный смысл. Это и самый точный, необходимый компенсаторный, восстановительный механизм. Лучший, потому что вписан в конкретную человеческую природу на уровне оформленных конкретных социально-этнических культурных архетипов. «Мы от души праздновали праздники с папуасами Ириан-Явы. Но удовольствия и результата, как от наших русских праздников, не получали, потому что там все было вписано в иную психофизику и ментальность», - свидетельствует этнолог Г.Базлов.

Символика праздника, смысл каждого действия, их эстетика и т.д. запечатлевается участниками, особенно детьми. И отзывается на уровне генетического «архетипа культуры», т.е. врожденных психологических структур, «изначально определяющих отношение человека к жизни согласно той культуры, в которой жили его предки. Архетип культуры – это «вечная память» о своей личной и общественной истории, это «сигнальная наследственность», над которой нет контроля сознания» (свящ. Алексий Мороз).

Значение праздников для традиционной отечественной культуры исследовали философы и культурологи: В. Белов, А. Коринфский, Ю. Лотман, А. Камкин. О педагогическом потенциале праздников писали: К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, С.А. Рачинский. Так в «Книге для учащих» в сборнике «Родное слово» К.Д. Ушинский пишет, что праздники в жизни ребенка занимают особое место: «Пусть каждый припомнит свое детство, – читаем у К.Д. Ушинского, – и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в годовой детской жизни и что и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. Церковь со своими торжественными обрядами, природа со своими годовыми переменами и семья со своими праздничными обычаями, веселостями и хлопотами – вот три элемента, озаряющие в моей памяти каждый праздник моего детства. И как тускло и серо были бы это детство, если бы из него выбросить праздники! Я полагаю, что и теперь дети, – по крайней мере, в тех семействах, которые не очистили своего быта до совершенной бесцветности изгнанием из него всех добрых обычаев и всей поэзии старины, – живут так же, как жили когда-то и мы, и что крашенки, березки, сирень, вербочки так же наполняют и будут наполнять жизнь русского ребенка» (12, с. 352).

Народный праздник всегда имеет религиозную основу, о чем могут не подозревать неискушенные участники. Религия – как «действующая причина в мире бытия» (В.И. Несмелов), связь-отношение с миром невидимым, духовным по поводу метафизических, надчеловеческих, заданных свыше предельных категорий Рождения, Жизни и Смерти (бессмертия).

Христианство заложило, можно так сказать, научно-технологические ос-новы проведения праздников.

Во-первых, оно их систематизировало и привело в соответствие друг с другом, устранило противоречия.

Во-вторых, провело классификацию и иерархически расположило по степени значимости, выделив великие, средние и малые.

В третьих, определило порядок службы и проведения всех праздников.

Этой колоссальной работой христианские ученые и служители Церкви задали как бы алгоритм празднеств, который, как показала жизнь, настолько сообразен Небу и Земле, что его до сих пор никому, даже в материалистическую эпоху не удалось разрушить или заменить другим. Новые праздники создавались и проводились все по тем же основаниям.

«Праздник не праздность, а празднование – отрадное ликование духа ради сознания великих милостей Божиих», говорит святитель Феофан (13, с.421). Любой праздник имеет свой смысл, духовную религиозную основу. Праздники непременно связывают человека с обществом, со средой, через них поддерживается связь личных и общественных событий.

Великие праздники имеют свою внутреннюю структуру. В них вы-деляют: предпразднество, празднество, попразднество и отдание праздника.

Предпразднество — это дни, предшествующие празднику, когда верующие готовятся к достойной встрече его, готовятся в земном, материальном смысле и в духовном — молитвой, постом или покаянием. Все двунадесятые праздники имеют только один такой «переходной» от буднего труда к празднику день, за исключением Рождества Христова, у которого пять дней предпразднества и Богоявления — четыре дня (14, с. 385).

Затем идет само празднество, его центральная заглавная часть. Это пик эмоций, радости, общения, отдание смыслу празднуемого события своих устремлений.

Попразднество — это продолжение праздника после самого праздника, это дни, специально предназначенные для прославления тех, кто послужил реализации празднуемого события, способствовал свершению великого события. Так, после дня Рождества Богородицы совершается попразднество на котором чествуются праведные Иоаким и Анна (родители Пресвятой Богородицы); после Рождества Христова празднуется собор Богородицы, а после Крещения Господня — собор святого пророка Иоанна Предтечи. Почти все двунадесятые праздники имеют попразднества протяженностью 1-8 дней (51, с. 370).

Особая часть праздника — отдание его. Отдание праздника — последний день попразднества (14, с. 260). Это особо торжественный день прощания с праздником и перестройки сознания на трудовые будни.

Вот так, психологически глубоко, осмысленно, высоконравственно и безупречно со стороны современной теории управления, выстраиваются праздники.

Это совсем не то, что мы сегодня выделяем в структуре светских праздников: «подготовку, проведение и подведение итогов», это гораздо глубже и тоньше, более очеловечено, с большим знанием человеческой психологии.

Так же технологично проработаны народом и народные праздники. Вот описание святок в одном из источников.

—Начинаются святки наведением чистоты, поскольку очищению от всякой нечисти, скверны, нечистой силы славяне придавали особое значение. В дни перед праздником сжигались старые и ненужные вещи, окроплялись святой водой дома, скот и т.д.

—В предпраздничные дни особо строго запрещалось ссориться, сквернословить, упоминать о смерти, совершать предосудительные поступки. Все обязаны друг другу делать только приятное. Это правило распространялось и на сам праздник.

—Во время праздника проводились сходки — общинные собрания, на которых обсуждались важнейшие хозяйственные вопросы, намечался порядок работы. Сходка заканчивалась пиршеством.

—В праздник устраивались различные увеселения. Ему сопутствовало, по возможности, богатое питание. Святки — это святые 12 дней от Рождества Хри-стова до Крещения — перестраивали жизнь людей на новый жизненный этап, переводили в новую фазу (2).

И так прописан каждый праздник, воплощающий в действиях и поступках какие-то знания и смыслы. В них расписаны женская и мужская традиции поведения, связь с природой и трудом, отношения семьи, родных и общества в целом, межпоколенные отношения, индивидуальное, групповое и массовое участие.

В традициях русских праздников — богатый стол, украшение дома, ношение лучших нарядов, музыка, стихи, пение, драматизация. И все-таки не это в них главное. Как сказал святой: «Праздник не праздность, а празднование, т.е. отрадное ликование духа ради сознания великих милостей Божиих».

Христианство и народная культура слились не только в праздниках, но и в иных событиях (Великий пост, Масленица и др.).

В Православии же ГКК имеет следующие акценты.

Церковный год начинается 14 сентября. А главным праздником осени является Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября),

наиболее значимым праздником лета — День Святой Троицы, т.е. Пятидесятница, празднуемая на пятидесятый день после Пасхи, что приходится на июнь.

Таким образом, фазы внутри годового круга складывались так:

от Рождества Пресвятой Богородицы до Рождества Христова,

от Рождества Христова до Пасхи,

от Пасхи до Святой Троицы,

от Троицы до Рождества Богородицы.

Наличие фаз внутри года, представляющих единство природного и христианского деления, позволяет представить весь год в некоем движении, а повторение года за годом как непрерывную повторяющуюся смену фаз. Это позволяет рассматривать год как цикл, т.е. время, требующееся для совершения одного набора неповторяемых событий, ведущих к изменению возраста и статуса человека. Циклы повторяются, но человек, их проживающий, уже другой, более развитый физически, психически и духовно, более взрослый. Всякое повторение событий для него — это новое и более глубокое постижение жизненных смыслов. Цикл позволяет возвращаться к исходному состоянию, но уже выросшего человека. Цикличность как бы организует развитие человека, как части природы и явления духа в определенной последовательности и с определенной периодичностью.

В праздниках Православная Церковь, в лице верующих членов ее выражает свою веру в Бога, и свое понимание мира.

В Церкви: "Кто празднует чистым сердцем, тот празднует с Ангелами", - Филарет Митрополит Московский, поэтому перед праздником каждый христианин старается исповедоваться и причастится, чтобы его праздник был украшен присутствием Ангелов.

В православной традиции метафизические категории Рождения, Жизни и Смерти (бессмертия) проживаются как духовные феномены в различных праздниках. Главные из них – Рождество и Пасха (Светлое Христово Воскресение). Каждый праздник несет свои тончайшие нюансы, создает особую атмосферу и свое особое настроение-переживание.

^ Пасха, являясь смысловой и духовной доминантой годового и недельного («воскресный день») календарного круга, напоминает нам о вечной победе добра над злом, света над тьмой, жизни над смертью. Пасхальные события открывают и делают личностно-причастным переживание-понимание смысла предательства и жертвенной любви, смерти и воскресения, спасения души и жизни вечной. Празднику Пасхи предшествует длительный (восемь недель) подготовительный период. Семь недель – Великий пост. И одна неделя перед началом поста как именно подготовка к посту – масленичная. Поэтому масленица – преддверие Великого поста – имеет переходящий характер как Пасха, т.е. отмечается всегда в разные дни календаря, но всегда ровно за неделю до начала поста. Масленица вне контекста Рождества и Пасхи не имеет самостоятельного значения и не может его иметь, как не может жизнь быть без рождения, смерти и воскресения. С праздником Масленицы традиционно связывают проводимые на масленичной неделе концерты и ярмарочные мероприятия. Он знакомят детей с яркими особенностями праздничных традиций нашей культуры, образцами народного творчества и ремесел.

За Пасхой следуют 12 Великих праздников по церковно-славянски именуемых двунадесятыми:

1. Рождество Пресвятой Богородицы — 8 сентября (21 сентября н/с).

2. Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря н/с).

3. Благовещение, т.е. ангельское возвещение Пресвятой Деве Марии о во-площении от Нее Сына Божия — 25 марта (7 апреля н/с).

4. Рождество Христово — 25 декабря (7 января н/с).

5. Крещение Господне (Богоявление) — 6 января (19 января н/с).

6. Сретение Господне — 2 февраля (15 февраля н/с).

7. Преображение Господне — 6 августа (19 августа н/с).

8. Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) — в последнее воскресенье перед Пасхой.

9. Вознесение Господне — в сороковой день после Пасхи.

10. Сошествие Святаго Духа на апостолов (Пятидесятница) , или день Святой Троицы — в пятидесятый день после Пасхи.

11. Воздвижение Креста Господня— 14 сентября (27 сент. н/с).

12. Успение Божией Матери — 15 августа (28 августа н/с).

К великим недвунадесятым праздникам относятся:

Обрезание Господне (Новый год с/с) — 1 января (14 января н/с).

Покров Божией Матери — 1 октября (14 октября н/с).

^ Рождество Иоанна Крестителя — 24 июня (7 июля н/с).

Усекновение главы Иоанна Крестителя — 29 августа (11 сентября н/с).

Средние и малые церковные праздники посвящены памяти святых, икон Божией Матери, событиям церковной истории. Из других праздников наиболее чтимы:

^ Иконы Казанской Божией Матери — 22 октября (4 ноября н/с).

Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла — 29 июня (12 июля н/с).

Святого апостола Иоанна Богослова — 8 мая (21 мая н/с) и 26 сентября (9 октября н/с).

Святителя Чудотворца Николая — 9 мая (22 мая н/с) и 6 декабря (19 декабря н/с).

^ Итак, в годовом круге мы видим четыре фазы постепенного, неторопли-вого восхождения к вере:

от поклонения Божией Матери,

через познание жизни Иисуса Христа и Его Заповедей,

а далее — через духовное укрепление к достойному выполнению своей земной миссии. Если вдумчиво вести духовно-нравственное воспитание через познание, проживание и переживание этих праздников, можно быть уверенным в успехе всей учебно-воспитательной работы школы. Обрывочное празднование Рождества, Пасхи, которое уже проводится в некоторых школах, мало что дает и, более того, превращает их в обычные плотские увеселения, бессмысленные гулянья. Именно духовные символы, сама жизнь Богочеловека Иисуса Христа, связывают все воедино и превращают отдельные праздники в единую, цельную и неделимую систему — Годовой круг (2).

Удивительно гармонично развито все в мире: духовные начала, природные начала, труд, кормящий человека, и сам человек, и его отдых настолько взаимосвязаны, органично едины и целостны, что изменение любого из них влечет за собой изменение всех других. Создать такой талантливый календарь, не владея научными методами, а лишь наблюдая жизнь, мог очень терпеливый, не суетный и трудолюбивый народ, обладающий хорошей смекалкой, наблюдательностью и памятью. Искусственно создать такую систему практически невозможно. Наши предки хорошо разбирались во времени: в настоящем они видели прошлое, а будущее повторяло их настоящее. Все воспринималось в цикле. Смысл цикла был тот же: умирание — возрождение — умирание — возрождение... С природными циклами ото-ждествлялась и жизнь людей: ребенок перерождался в юношу, юноша — в мужчину, мужчина — в деда, предки повторяли себя во внуках.

Ряд событий года очень сильно сориентирован на семью, семейные отношения и их создание. Это

октябрьские Трофимовы вечера по выбору невест и женихов;

день Параскевы — для молитвы о хорошем женихе (ноябрь);

день Анастасии — покровительницы беременных (январь);

день бабок-повитух и рожениц (январь);

день памяти младенцев (январь),

дни сватовства и свадеб, девичий праздник — Красная Горка (4 мая),

неделя жен-мироносиц,

июль — Летние Кузьминки — женский праздник песни.

Точно также, в определенное время христианство благословляет совершение брака, а в другие периоды не допускает его совершения. Так, не совершается венчание накануне среды, пятницы и воскресения, двунадесятых и великих праздников, во время Рождественских святок, в продолжении масленицы и Пасхальной седмицы, во все посты, а также в дни памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября).

В школьной практике уже прижились такие праздники как Святки, Покровская ярмарка, Праздник Урожая. Все дело в их полноте, правильном толковании. Через трудовые ритмы и народные праздники наши люди формировались как труженики, пытливые и работящие, открытые и хлебосольные. Через все эти виды труда и праздники дети приучаются наблюдать за птицами, животными, домашними цветами, аквариумом. Им становится понятнее и доступнее вода и снег, солнце и ветер. Дети вживаются в природу, что и становится основой их экологической культуры и характера человека-созидателя. Праздник осени перекликается с праздником Покрова и темой благодатного урожая.

Для школы очень важно знать специфически свои праздники, связанные с учением детей. Таких праздников пять.

В конце сентября (30 числа) празднуется память Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Детей пострадавших за Христа, которые предпочли принять смерть, но не изменить своим духовным идеалам. Такая стойкость и верность высшим духовным ценностям, достойна подражания каждым человеком. Кроме того, Вера, Надежда, Любовь, София — это высшие элементы духовности, т.е. основные духовные качества человека.

Осенью празднуется ^ Михайлов день (память святого архистратига Михаила и прочих сил бесплотных 21 ноября). Архистратиг Михаил является главой всех ангельских сил, почитается как покровитель движения человека ко Христу. Считается, что глава умных сил может помочь учащимся в укреплении умственных способностей, улучшении памяти и результативности учебы. Кроме того, каждый человек от Крещения имеет своего Ангела-хранителя, который помогает ему в духовном развитии, пробуждает совесть, ведет по пути спасения ко Христу. Михайлов день является также днем памяти Ангела-хранителя каждого человека.

^ 14 декабря празднуется день пророка Наума, прозываемого в народе Наум-грамотник. До революции существовала даже такая поговорка: «Наум наставит на ум».

Зимой к «учебным» праздникам одновременно с полным правом можно отнести ^ Богоявление (19 января), именуемое когда-то Просвещением, а также широко известный Татьянин день (25 января) - праздник всех студентов и дата основания первого в России университета.

В феврале 12 числа празднуется собор Вселенских учителей и святителей — Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Ну, чем не день учителя? Причем в самом высоком смысле этого слова.

К весенним учебным праздникам относится ныне возрождающийся ^ День памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия как День славянской письменности и культуры.

У каждого православного христианина есть свой




оставить комментарий
страница1/3
Дата17.10.2011
Размер0,58 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх