Рабочая программа по литературе 5 класс пояснительная записка icon

Рабочая программа по литературе 5 класс пояснительная записка


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Рабочая программа по литературе 7 класс пояснительная записка...
Рабочая программа по литературе. 7 Класс пояснительная записка...
Рабочая программа по литературе 9 класс Пояснительная записка...
Рабочая программа по литературе в 5 классе Пояснительная записка...
Учебная рабочая программа по литературе в 7 классе Пояснительная записка...
Приказ № от августа 2010 г. Рабочая программа по литературе (10 класс) пояснительная записка...
Рабочая программа 5 класс пояснительная записка...
Пояснительная записка литература, 5 класс...
Рабочая программа по литературе пояснительная записка рабочая программа основного общего...
Рабочая программа по литературе 5 класс Пояснительная записка...
Рабочая программа основного общего образования по литературе пояснительная записка...
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на основе программы по литературе...



Загрузка...
скачать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 5 КЛАСС


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвеще­ние, 2008).

Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в нее включены для изучения дополнительные произведения: В.А. Жуковский «Спящая царевна»; А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»; П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»; С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»; Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

В рабочую программу из вышеперечисленных включены для изучения произведения: В.А. Жуков­ский «Спящая царевна», А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев».

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предме­та «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник-хрестоматию, обеспечивающий процесс обучения.

Виды контроля:

  • промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, разверну­тый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсцени­рование;

  • итоговый (за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, прове­ряющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.


Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» ска­зок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литерату­ры (начальные представления), пьеса - сказка; автобиографичность литературного произведения (на­чальные представления).

Учащиеся должны уметь:

  • воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

  • отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

  • видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

  • выявлять основную нравственную проблематику произведения;

  • определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

  • прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

  • воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведе­нии, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

  • различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и лите­ратурная сказка, загадка, басня, рассказ);

  • пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

  • ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);

  • выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанро­вое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

  • подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;

  • словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

  • аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

  • видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;

  • написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и ли­тературных впечатлений;

  • сочинять небольшие произведения фольклорного жанра - сказки, загадки, басни и т.д.;

  • создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.

Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе Для учащихся:

  1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

  2. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2006.

  3. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.

  4. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СР-РОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

  5. Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов. - СПб.: Про­свещение, 2004.

  6. Обернихина Г.А., Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.

  7. Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.

  8. Сочини сказку. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.

  9. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы: М.: Просвещение, 2006.



1 полугодие

п/п

Тема урока

Кол-во ча­сов

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки учащихся

Виды контроля

Домашнее задание






















1

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества

1

Писатели о роли книги в жизни челове­ка и общества. Книга как ду­ховное заве­щание одного поколения дру­гому. Книга художествен­ная и учебная. Структурные элементы учебной книги (обложка, ти­тул, форзац, сноски, оглав­ление); созда­тели книги (ав­тор, художник, редактор, корректор, на­борщик и др.)

^ Знать, что такое художественная и учебная литература, структурные элементы учебной книги; понимать значение Книги, ее роль в жизни че­ловека и общества, особен­ности литературы как учеб­ного предмета и вида ис­кусства, значение преди­словия, послесловия, ог­лавления, сносок; уметь находить в учебнике-хрестоматии «Литература» необходимый для занятия материал, отвечать на во­просы по прочитанному тексту, составлять его план

Объяснить значение слов А.С. Пушкина «Чтение - вот лучшее учение». Составить план статьи. Составить план статьи учебника

Подготовить пересказ учеб­ной статьи по плану.

Подобрать по­словицы и поговорки о книге и чтении. Объяснить по­словицы об учении (зада­ние 2, стр. 6). Индивидуаль­ное задание: придумать не­большой рас­сказ, используя одну из посло­виц (поговорок)

2

Русский фольклор. Малые жанры

1

Коллектив­ность творче­ского процесса в фольклоре. Отражение в русском фольклоре на-

^ Знать малые жанры фольклора: пословицы, по­говорки, загадки; понимать язык произведе­ний устного народного творчества (сжатость и муд­рость народной речи), мно-

Ответить на вопросы: по­чему у каждо­го народа свой фольк­лор?

Как помогает

Подготовиться к конкурсу на знание посло­виц, поговорок, загадок: подоб­рать пословицы и поговорки










родных тради­ций, представ­ление о добре и зле. Вариа­тивная приро­да фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Малые жанры фольклора

гозначность смысла посло­виц и поговорок, объяснять смысл прямой и аллегори­ческий; понимать, как соби­рают фольклор, почему он не исчез с появлением письменной литературы; уметь отгадывать загадки, давать определение малым жанрам, отличать друг от друга малые жанры фольк­лора, различать пословицы и поговорки

понять раз­ницу между пословицей и поговоркой пословица «Поговорка -цветочек, по­словица -ягодка»? Придумать и описать си­туацию, ис­пользуя как своеобраз­ный вывод пословицу или поговорку

сгруппировать их тематически, нарисовать ил­люстрации к известным за­гадкам

3

Детский фольклор

1

Детский фольклор: за­гадки, частуш­ки, приговорки, скороговорки, считалки, по­тешки. Игро­вые основы детского фольклора. Игра и считал­ка. Небылицы как игровой жанр фолькло­ра. Основные приемы созда­ния небылиц

^ Знать жанры детского фольклора;

понимать принципы по­строения или создания произведений каждого жан­ра; уметь объяснить при­надлежность конкретного текста к определенному жанру, самостоятельно создать считалку, небыли­цу, загадку

Конкурс на лучшее чте­ние скорого­ворки. Кон­курс на инте­ресную за­гадку. Опи­сать люби­мую игру, включив в нее считалку

Придумать свою небылицу, опираясь на знание основ­ного ее закона (абсурдная ко­мическая игра в невозможное)


4

Сказка как

особый

жанр

фольклора

1

Сказка как вид народной про­зы. Виды ска­зок: волшеб­ные, сказки о животных, бы­товые. Нраво­учительный и философский характер сказ­ки. Соотноше­ние реального и фантастиче­ского в сказоч­ных сюжетах. Сказители. Со­биратели ска­зок (обзор). Народная муд­рость сказок

Знать жанровые особен­ности, виды сказок; тради­ционных персонажей вол­шебных сказок, присказки -небылицы, характерные для сказок обороты речи (постоянные эпитеты, ска­зочные зачины и концовки); понимать особенности на­родных сказок, особенности оказывания сказок (народная речь - лексика, ритм, сла­женность, напевность), в чем заключается мастерство сказителей; знать известных русских исполнителей устно­го народного творчества, собирателей сказбк; уметь определять харак­терные для сказок обороты речи в самостоятельно прочитанных сказках, ис­пользовать при оказывании сказок, сопоставлять эпизо­ды сказок, сказочных героев с их изображением в живо­писи и графике

Определить вид сказки по названию. Ответить на вопрос: по­чему и вол­шебные сказ­ки, и сказки бытовые и о животных на­зываются сказками? Оказывание любимых сказок

Подготовить оказывание сказки, исполь­зуя «Секреты мастерства ска­зителей» (сказ­ки на выбор: «Пузырь», «Со­ломинка и Ла­поть», «Лиса и Журавль» и др.)

5

«Царевна-лягушка» -встреча с волшебной сказкой

1

Художествен­ный мир сказки «Царевна-лягушка», Иван царевич, его помощники и противники. Истинная кра­сота Василисы Премудрой

^ Знать, к какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка»;

понимать: общее движе­ние сюжета, идею сказки и характеры ее героев; что такое художественный пе­ресказ, находить отличия в вариантах сказки; уметь определять особен­ности (фольклорной волшеб-

Составление плана «Осо­бенности вол­шебной сказ­ки». Разгады­вание кросс­ворда «Имя сказочного героя»

Подготовить сказывание сказки с ис­пользованием сказочных осо­бенностей (за­чин, устойчи­вые сказочные выражения, по­стоянные эпи­теты и др.)
















ной сказки (зачин, концовка, повторы, постоянные эпите­ты); истолковывать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки, сопос­тавлять иллюстрации худож­ников с текстом сказки







6

«Царевна-лягушка» -сказка о мудрости и красоте

1

Народная мо­раль сказки. Поэтика вол­шебной сказки. Сказочные формулы. Изо­бразительный характер вол­шебной сказки. Фантастика в волшебной сказке

Понимать тайны сказочной поэтики (напряженность сюжета, неожиданность его поворотов - от «кручины» Ивана-царевича к его тор­жеству, от «лягушки» к Пре­красной и Премудрой Васи­лисе), народную мудрость, переданную в сказке (никто не знает истинной ценности обретенного), как совокуп­ность художественных приемов и изобразительно-выразительных средств по­могают раскрыть и вопло­тить замысел сказки; иметь представление о системе образов сказки и приемах ее создания; уметь составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим), формулировать мораль сказки

Составить план харак­теристики главных ге­роев

Приготовить:

1) выразительное чтение эпизода «Василиса
Премудрая на пиру»;

2) рассказ о Василисе Премудрой или
Иване-царевиче (на
выбор), использовать в ходе
пересказа высказывание

М. Горького о главных героях (учебник)

7

Сказка о животных «Журавль и цапля». Бы­товая сказка

1

Народные представления о справедли­вости в сказках о животных.

Понимать жанровые осо­бенности сказки о живот­ных, иносказательный смысл бытовых сказок (сю­жеты, реальная основа);




Иллюстрации сказок




«Солдат­ская

шинель»




Иносказатель­ный смысл сказки «Жу­равль и цап­ля». Животные как герои ска­зок. Сюжеты и реальная ос­нова бытовых сказок. Отли­чие бытовой сказки от сказ­ки о животных

уметь объяснять отличие сказки о животных (живот­ные не помощники, а глав­ные герои) и бытовой сказ­ки (отражен быт, повсе­дневная жизнь) от волшеб­ной







8

^ Урок вне­классного чтения.

Мои люби­мые сказки

1

Русские на­родные сказки, собранные для детей Л.Н. Тол­стым, А. Афа­насьевым, В. Аникиным. Русские ска­зочники. Сек­реты мастер­ства

Понимать, что жанровые особенности сказки помо­гают сказителям воспроиз­вести ее содержание; уметь определять, какие особенности сказки отно­сятся к жанру, какие - к композиции, сюжету, дока­зывать, используя сказоч­ные формулы, принадлеж­ность сказки к определен­ному виду, обосновывать свою иллюстрацию и соот­носить ее с текстом худо­жественного произведения, отбирать материал для устного рассказа

Конкурс на знание на­родной сказ­ки. Защита собственных иллюстраций к сказкам

Подготовить свой собствен­ный сборник сказок, дать ему название, включить в него сказки разных видов, офор­мить обложку, нарисовать иллюстрации

9

^ Урок разви­тия речи.

Создание

волшебной

сказки

1

Сюжет, компо­зиция сказки. Сказочные формулы. По­стоянные эпи­теты. Гипербо­ла. Сравнение

Уметь создавать волшебную сказку, учитывая особенности жанра (разви­тие сюжета, конфликт, зачин и концовка, действия героев, повтор эпизодов, употребле­ние речевых оборотов и средств художественной вы­разительности)

Написание чернового варианта сказки

Оформить сказ­ку письменно

10

«Подвиг от­рока киев­лянина и хитрость воеводы Претича»

1

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты рус­ских летопи­сей. «Повесть временных лет» как лите­ратурный па­мятник. «Под­виг отрока ки­евлянина и хитрость вое­воды Прети­ча». Герои ле­тописного ска­зания. Фольк­лор и летописи

^ Знать определение понятия «летопись», понимать, когда возникла древнерусская литература; основную мысль «Повести временных лет»; уметь коротко передать содержание статьи учебника; каким вы представляете героя? Какие объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям)


Чтение по ролям. Со­ставление цитатного плана

Подготовить пересказ по ци­татному плану

11

М.В. Ломо­носов. Сло­во о писате­ле. «Случи­лись вместе два астро­нома в пи­ру...»

1

Краткий рас­сказ о жизни писателя (дет­ство и годы учения, начало литературной деятельности, Ломоносов -ученый, поэт, художник, гра­жданин). «Слу­чились два ас­тронома в пи­ру...» - науч­ные истины в поэтической форме, стихо-

Понимать значимость личности М.В. Ломоносова, осмысление понятий астроном, весьма, слыл, оте очаг; имен Коперник, Птолемей; знать определение теоретико-литературных понятий:. роды литературы (эпос, лирика, драма), объяснять литературные слова, устаревшие по написанию уметь оперировать ими в речи, подбирать к ним синонимы, объяснять смысл прочитанного стихотворения , читать выразительно

Подготовить рассуждение: согласны ли вы с тем, что псевдоучени­ям, размыш­лениям и со­мнениям Ло­моносов про­тивопоставил житейский, практический опыт просто­го человека?

Подготовить сообщение о Ломоносове, выразительное чтение стихо­творения, отве­тить на вопрос: «Почему А.С. Пушкин назвал Ломоно­сова «первым нашим универ­ситетом».










творение как юмористиче­ское нравоуче­ние. Роды и жанры литера­туры










12

Русские басни. Бас­ня и ее ро­дословная. Басня как литератур­ный жанр

1

Жанр басни. Истоки басен­ного жанра (Эзоп, Лафон-тен, русские баснописцы XVIII века). Ал­легория, мо­раль в басне. Басня и сказка

Знать жанровые особенно­сти басни,

знать определение понятий «басня», «мораль», «алле­гория», «олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена отечественных баснопис­цев);

уметь определять, к како­му роду литературы отно­сятся басни, находить жан­ровые особенности басни, объяснять отличие басни от сказки

Чтение по ролям. Вик­торина на знание басен И.А. Крылова

Дополнительное задание (по желанию):

Прочитать про­заический пе­ресказ Л.Н.Толстым басен Эзопа («Отец и сыно­вья», «Царь и рубашка», «Ры­бак и рыбка», «Лев и мышь»)

13

И.А.Крылов. Слово о бас­нописце. Басня «Волк и Ягненок»

1

Великий баснописец И.А. Крылов. Обличение че­ловеческих пороков в бас­не «Волк и Ягненок»

Знать общую картину жиз­ни И.А. Крылова (начало трудовой деятельности, как получил образование, с ка­ких произведений начал писательскую деятель­ность),

уметь составить план рас­сказа о баснописце, вос­производить его, читать

План расска­за о басно­писце. Устное словесное рисование (как про­изошла встреча Вол­ка и Ягненка). Какие выра-

Подготовить чтение басни в лицах, сообще­ние о Крылове (ответить на вопрос: «Поче­му именно бас­ни заняли ос­новное место в творчестве













басню, объяснять ее жан­ровые и языковые особен­ности, объяснять отноше­ние автора к Волку и Ягнен­ку, понимать характер их поведения, сопоставлять литературный текст с иллю­страциями, объяснять алле­горический смысл басни

жения басни могут исполь­зоваться в различных ситуациях?

Крылова?»). Нарисовать ил­люстрации к басне «Волк и Ягненок»

14

И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом»

1

Образы живот­ных и их роль в басне. Обли­чение воинст­вующего неве­жества, жад­ности, хитрости в баснях Кры­лова. Аллего­рия как основа художествен­ного мира бас­ни. Способы выражения морали

Понимать, что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, их смысл, на­ходить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крыло­ва в речи;

уметь устанавливать ассо­циативные связи с произ­ведениями живописи, со­поставлять басни Крылова с баснями других авторов

Инсцениро­ванное чтение

Выразительное чтение басен (одну из них наизусть). На­рисовать иллю­страции к басне «Свинья под Дубом». Расска­зать, как бы вы изобразили си­туацию, о кото­рой повествует И.А.Крылов

15

И.А.Крылов. Басня «Волк на псарне»

1

Аллегориче­ское отраже­ние историче­ских событий в

Знать творческую историю басни, понимать ее драма­тический конфликт, истори­ческий контекст и мораль

Ответить на вопрос: «По­чему И.А.Крылов

Выучить басню наизусть












баснях. «Волк на псарне» как повествование о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке

басни;

уметь выразительно чи­тать, при помощи интона­ции выражать чувства ге­роев (лицемерие Волка, мудрость Ловчего)

подарил бас­ню Кутузо­ву?» Чтение по ролям

Прочитать бас­ни И.А. Крыло­ва о войне 1812 года («Обоз», «Ворона и Курица») и со­поставить с басней «Волк на псарне»

16

^ Урок вне­классного чтения.

Басенный мир Ивана Андреевича Крылова

1

Тематика ба­сен И.А.Кры­лова. Сатири­ческое и нра­воучительное в басне. Образ­ный мир басен И.А. Крылова. «Бродячие сю­жеты» в бас­нях. Басня прозаическая и поэтическая. Эзопов язык

^ Знать основные мотивы творчества Крылова (нрав­ственно-социальная тема, патриотическая, тема ис­кусства и таланта); понимать нравственную оценку автором взаимоот­ношений людей из разных слоев населения, отноше­ние автора к социальному устройству общества, к го­сударственной системе; близость басни к устному народному творчеству, ее иносказательный и обоб­щенный смысл, анализиро­вать басни с одинаковым сюжетом, отмечая в них общее и различное; уметь оценивать отноше­ние автора к героям, увле­кательность и сценичность басенного сюжета, разго­ворную интонацию стихо­творного повествования, мастерство антитезы и афористичность речи; сравнивать басни прозаи­ческие и поэтические, ис­пользовать пословицы,



















афоризмы из басен Крыло­ва в собственной речи







17

^ Урок разви­тия речи.

Сочинение басни

1

Художествен­ные особенно­сти басни: при­сутствие рас­сказчика, диа­лог между дей­ствующими лицами, четкое формулирова­ние морали, проявление характеров действующих лиц

^ Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, выбрать сюжет, дей­ствующие лица, включить диалог между ними, рас­крыть в диалоге стремле­ния героев, их характеры, использовать

олицетворение, аллегорию, создавая басню; понимать, что басня не только эпический, но и са­тирический жанр

Создание басни (черно­вой вариант)

Оформить бас­ню письменно

18

В.А. Жуков­ский «Кубок»

1

Слово о поэте (детство, нача­ло творчества). Понятие о балладе. Исто­рия создания баллады «Ку­бок». Герои баллады. Нравственно-психоло­гические проблемы баллады

^ Знать сведения о поэте (детские годы, начало твор­чества), историю создания баллады, определение по­нятия «баллада», ее жан­ровые особенности; понимать поступки героев, определять реальные со­бытия и фантастические, отношение автора к героям, уметь выразительно читать балладу

Чтение по ролям

Выразительное чтение балла­ды. Подгото­вить сообщение о поэте

19

В.А. Жуков­ский -сказочник. Сказка «Спящая царевна»

1

История соз­дания сказки «Спящая ца­ревна». Черты народной сказ­ки в произве­дении В.А. Жу­ковского. Сю­жет и герои сказки. Литера­турная сказка как авторское произведение. Литературная сказка и сказка фольклорная

^ Знать историю создания сказки, сюжет и героев; понимать отличие сказки литературной от народной; уметь сопоставлять лите­ратурную и фольклорную сказки, выявлять общее и отличительное

Составление таблицы «Сходство и различие русской на­родной сказки и литератур­ной». Дока­зать, что про­изведение Жуковского -сказка

Выразительное чтение сказки «Спящая ца­ревна»

20

А.С. Пуш­кин. «Сказка о мертвой царевне и о семи бога­тырях». Борьба доб­рых и злых сил

1

Истоки рожде­ния сюжета сказки. Систе­ма образов. Противостоя­ние добрых и злых сил в сказке. Поня­тие о стихо­творной сказке

^ Знать историю рождения сюжета сказки, особенности стихотворной сказки, понимать систему образов, основные мотивы (добро и зло, противостояние красо­ты внешней и красоты ду­шевной),

уметь отбирать материал для характеристики героев

Составление сравнитель­ной характе­ристики ма­чехи и падче­рицы, цари­цы-матери. Выборочный пересказ эпизодов

Подготовить художествен­ный пересказ эпизода «Спа­сение царев­ны», иллюстра­ции к понра­вившемуся эпизоду

21

Пушкинская сказка -«прямая на­следница народной»

1

Фольклорные традиции в сказке

А.С.Пушкина. Авторская по­зиция в сказке. Сказка

А.С.Пушкина и В.А.Жуковского

Уметь делать сравнитель­ную характеристику персо­нажей, выразительно чи­тать сказку, художественно пересказывать эпизоды, объяснять выбор сцены для иллюстрации, определять сходство и отличия русской народной и литературной сказок, сопоставлять лите­ратурные сказки со сход­ным сюжетом, выявлять общее и отличительное, объяснять отношение авто­ра к изображаемому

Ответ на во­прос: почему пушкинская сказка -«прямая на­следница на­родной?» Чтение по ролям, срав­нительная характери­стика героев

Выучить наи­зусть отрывок из сказки. Под­готовить связ­ный рассказ «Что помогло Елисею в поис­ке невесты?» или «В чем пре­восходство ца­ревны над цари­цей-мачехой?» Устное сочинение по одной из тем: «Добро и зло в сказке Жуковско­го и Пушкина», «Две красави­цы» (по сказкам Жуковского и Пушкина)

22

^ Урок разви­тия речи.

Стихотвор­ная и про­заическая речь. Ритм, рифма, строфа

1

Стихи и проза. Стихотворная речь и ее при­знаки. Ритм как структурная основа стиха. Рифма, стро­фа. Способы рифмовки

^ Знать определение поня­тий ритм, рифма (перекре­стная, парная, опоясываю­щая), строфа; понимать отличие речи прозаической и стихотвор­ной, аргументировать свой ответ конкретными приме­рами из изученных произ-

Ответить на вопрос: чем стихотворная речь отлича­ется от про­заической? Составление стихотворных строк по заданным рифмам (буриме)

Подготовить сообщения:

1. Рифма. Способы рифмовки.

2. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь.
Иллюстрировать ответ примерами из изученных произведений













ведений, объяснять ритми­ческую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении, уметь, используя текст прозаической сказки и сказ­ки А.С.Пушкина, показать разницу между прозаиче­ской и стихотворной речью







23

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворе­ние «Няне»

1

Краткие сведе­ния о детстве и детских впе­чатлениях по­эта. Стихотво­рение «Няне» -поэтизация образа Арины Родионовны. Мотивы одино­чества и гру­сти, скраши­ваемые любо­вью няни, ее сказками и пес­нями

^ Знать: сведения о детстве и детских впечатлениях по­эта, о влиянии на него ска­зок няни;

уметь выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэта к няне, определять роль эпитетов и метафор в создании сло­весной картины, доказы­вать принадлежность сти­хотворения к лирике как роду литературы

Найти эпите­ты, сравне­ния, метафо­ры и опреде­лить, как они передают впечатление от ожидания няней своего питомца.

Подготовить рассказ о поэте, опираясь на книги, про­читанные само­стоятельно. Выразительное чтение стихо­творения наи­зусть

24-27

А.Погорельс-кий «Чёрная курица, или Подземные жители»

4

Фантастическое и реальное в сказке. Печальный финал и жиз­неутверждаю­щий пафос произведения

^ Знать : содержа­ние сказки,

уметь доказать принад­лежность произведения к жанру сказки, объяснить поведение действующих лиц, роль описания Петербурга, пансиона, отношение ав­тора к изображаемому, уметь устанавливать связь между прочитанным и изо­бражением художника. Какие нравственные проблемы поднимает автор?

Пересказ эпизодов сказки.

Подготовить пересказ собы­тий сказки


28

М.Ю. Лер­монтов. Слово о по­эте. Стихо­творение «Бородино». История Отечества как источник поэтическо­го вдохно­вения и на­циональной гордости

1

М.Ю. Лермон­тов: детство и начало литера­турной дея­тельности, ин­терес к исто­рии России. Историческая основа стихо­творения. Сю­жет, компози­ция, особенно­сти повество­вания. Сочета­ние разговор­ных интонаций с патриотиче­ским пафосом стихотворения

^ Знать: отдельные факты биографии поэта, условия, в которых формировался его характер, историческую основу стихотворения, понимать его героическую направленность, отношение автора к родине, уметь передать сюжет сти­хотворения, объяснить, по­чему Лермонтов построил стихотворение как диалог

Выразитель­ное чтение, самостоя­тельная ра­бота с тек­стом (выбо­рочное чте­ние, подбор цитат). Аргу­ментирован­ный ответ на вопрос: «Что важнее для автора - пе­редать исто­рическую правду о Бо­родинском сражении или дать оценку этому собы­тию, подвигу солдата?»

Подготовить сообщение о поэте, вырази­тельно читать стихотворение. Составить план эпизодов Боро­динского сра­жения по рас­сказам старого солдата

29

Образ про­стого солда­та - защит­ника Родины в стихотво­рении

«Бородино»

1

Стихотворение М.Ю. Лермон­това - отклик на 25-летнюю годовщину Бо­родинского сражения. Об­раз старого солдата - уча­стника битвы. Особенность восприятия героического сражения мо-

Уметь объяснять, какие чувства объединяют геро­ев, автора и читателей, ка­кие изобразительно-выразительные средства использует автор, описы­вая батальные сцены, через чтение передать патриотический пафос сти­хотворения, почувствовать слияние эпического и лич­ностного («мы» и «я) в ре­чевом и образном строе стихотворения, при помощи

Устное сло­весное рисо­вание, ком­ментирование художествен­ного текста. Чтение и ос­мысление ма­териала руб­рики «Пораз­мышляем над прочитан­ным». Пись­менный ответ

Выучить наи­зусть стихотворе­ние. Подгото­вить устное со­общение «Ис­торическое со­бытие, увиден­ное глазами рядового вои­на»












лодым солда­том и совре­менным чита­телем. Изобра­зительно-выразительные средства языка стихотворения. Мастерство Лермонтова в создании ба­тальных сцен

устного словесного рисова­ния воспроизвести портре­ты героев, наблюдать над речью рассказчика и опре­делять роль звукописи в описании событий, сопос­тавлять текст произведения с иллюстрациями Боро­динского сражения

на один из вопросов:

1. «В чем заключается
основная мысль стихо-
творения?»;

2. «Каким предстает пе-
ред нами защитник Родины?»




30

Н.В.Гоголь. Слово о пи­сателе. По­нятие о по­вести как эпическом жанре. Сю­жет повести «Заколдо­ванное место»

1

Краткий рас­сказ о писате­ле (детство, годы учебы, начало литера­турной дея­тельности). История соз­дания сборни­ка «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдован­ное место» -повесть, за­вершающая «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сюжет. Отра­жение народ­ных обычаев

Знать факты жизни писате­ля, связанные с историей создания сборника «Вечера на хуторе...», сюжет повес­ти «Заколдованное место», представлять обстановку и место действия, обычаи украинского народа; уметь использовать текст повести, сопоставляя свои впечатления и "изображен­ное на репродукциях картин А.И. Куинджи и И.Е.Репина, иметь представление о жанре повести; анализиро­вать своеобразие языка произведения

Составление вопросов к учебной ста­тье.

Составление таблицы «Язык повес­ти», плана повести

Подготовить: небольшой рассказ о Н.В.Гоголе; краткий пере­сказ содержа­ния повести. Инд. задание: подготовить пересказ были­чек, преданий, легенд, родст­венных сюжету повести; инсце­нирование эпи­зодов

31

Реальное и фантастиче­ское в сюже­те повести

1

Поэтизация народной жиз­ни в повести Н.В. Гоголя.

^ Знать определение теоре­тических понятий: юмор, фантастика;

уметь определять их роль

Составление таблицы «Способы достижения

Подготовить пересказ эпи­зода от лица деда.










Сочетание ре­ального и фан­тастического, светлого и мрачного, ко­мического и лирического в повести. Жи­вописность языка гоголев­ской прозы. Понятие о фантастике

в повести, выделять смы­словые части художествен­ного текста, составлять план, пересказывать по плану, характеризовать речь рассказчика, объяс­нять, как Гоголь сочетает в повести обыденное и фан­тастическое, страшное и смешное

юмористиче­ского эффек­та в повес­ти».

Инсцениро­вание ЭПИЗО­ДОВ.

Ответить на вопрос: как соединились вымысел и реальность в повести?

Прочитать
другие повести
из сборника
«Вечера на ху-
торе близ
Диканьки»

32

^ Урок вне­классного чтения.

Урок-презентация других по­вестей сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

1

Обзор содер­жания повес­тей «Ночь пе­ред Рождест­вом», «Май­ская ночь», «Пропавшая грамота». Ха­рактерные чер­ты повести: сочетание юмора и ли­ризма, реаль­ности и фанта­стики

^ Знать, какие еще повести входят в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», иметь общее представле­ние об их содержании, ху­дожественном своеобразии; уметь строить монологиче­ское высказывание, пере­сказывать эпизоды

Устные фан­тастические рассказы (до­машнее зада­ние). Выпи­сать слова и выражения, передающие колорит на­родной речи (повесть «Ночь перед Рождест­вом»). Пере­сказ смешных эпизодов из повести «Май­ская ночь, или Утопленница»

Прочитать ста­тью в учебнике о Н.А.Некра­сове, составить к ней вопросы, прочитать сти­хотворение «На Волге»

33

^ Урок

контроля.

Тест за первое полугодие

1

Творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермон­това, Н.В. Го­голя; теорети­ко-литератур­ные понятия:сравне-ния, ги­пербола, эпитет,метафоразвукопись, фантастика, юмор, стихо­творная и про­заическая речь, роды ли­тературы (ли­рика, эпос), жанры: сказка, басня, лето­пись, баллада

Знать содержание изучен­ных произведений, опреде­ления теоретико-литературных понятий, уметь определять в тексте (его фрагментах) изобрази­тельно-выразительные средства, отличать речь прозаическую и стихотвор­ную, использовать перво­начальные представления о стихосложении (ритм, рифма, строфа) при выборе ответа

Подготовка к тесту









Скачать 289,36 Kb.
оставить комментарий
Дата17.10.2011
Размер289,36 Kb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  5
хорошо
  1
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх