Задачи урока: Обобщить знания учащихся о культуре серебряного века; Систематизировать знания о поэзии серебряного века icon

Задачи урока: Обобщить знания учащихся о культуре серебряного века; Систематизировать знания о поэзии серебряного века


Смотрите также:
Задачи урока: подвести учащихся к пониманию художественных ценностей новых направлений в науке и...
Курс: Русская литература 20 в. Раздел: Русская поэзия периода серебряного века Тема урока...
Курс: Русская литература 20 в. Раздел: Русская поэзия периода серебряного века Тема урока...
Задачи урока: показать разнообразие поэтического мира на примере двух стихотворений поэтов...
Лекция. Поэзия “серебряного века в контексте истории...
Задачи: Обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина...
«тирания политики» и идея общественного служения в культуре серебряного века...
Темы вашего учебного проекта...
Задачи: познакомить с перепиской М. Цветаевой и Б. Пастернака...
Задачи урока Образовательные: углубить и систематизировать знания учащихся о силах трения...
Задачи : систематизировать и обобщить знания исторических фактов и событий через навыки...
Программа дисциплины Философия театра в эстетике Серебряного века для направления 031400...



«Этот мир очарований, этот мир из серебра…»

Приемы анализа лирического текста

Семинар-практикум в 11 классе


Задачи урока:

  • Обобщить знания учащихся о культуре серебряного века;

  • Систематизировать знания о поэзии серебряного века;

  • Совершенствовать навыки системно-комплексного анализа лирического произведения;

  • Развивать эстетический вкус и чуткость к поэтическому слову;

  • Совершенствовать навыки работы в группах.

Оснащение урока:

  • Мультимедийный проектор, экран, системный блок;

  • Презентация, выполненная в программе Mikrosoft PowerPoint;

  • Портреты поэтов серебряного века и букет цветов перед ними;

  • Выставка поэтических сборников, книга пародий «Парнас дыбом»;

  • Раздаточный материал: тексты стихов, схема анализа лирического произведения, вопросы к анализу стихов.

Содержание урока:

На экране – слайд презентации с темой урока.


^ 1. Оргмомент и вводное слово учителя.

Рождение стиха

Максимилиан Волошин

Бальмонту

В душе моей мрак грозовой и пахучий…

Там вьются зарницы, как синие птицы…

Горят освещенные окна…

И тянутся длинны,

Протяжно-певучи

Во мраке волокна…

О, запах цветов, доходящий до крика!

Вот молния в белом излучье…

И сразу все стало светло и велико…

Как ночь лучезарна!

Танцуют слова, чтобы вспыхнуть попарно

В влюбленном созвучье.

Из недра сознанья, со дна лабиринта

Теснятся виденья толпой оробелой…

И стих расцветает цветком гиацинта,

Холодный, душистый и белый.

Язык поэзии – особый язык. Им владеют настоящие Мастера – такими Мастерами были поэты серебряного века. Вы встречались с их произведениями на уроках литературы и, наверное убедились: чтобы понимать их язык тоже нужно мастерство. Мастерство читателя, владеющего приемами анализа лирического текста.

Я убеждена, что за годы учебы вы овладели многими секретами этого мастерства. И предлагаю вам сегодня проверить себя – чтобы во всеоружии подойти к выпускным экзаменам, которые уже не за горами.

Итак: цель нашей встречи – систематизировать имеющиеся у вас навыки анализа лирического стихотворения. А помогут нам в этом Великие Мастера – поэты серебряного века.

Но прежде…


2. Повторение и обобщение знаний о культуре серебряного века (сопровождается слайдами презентации):

  1. Характеристика модернистских течений;

Задание 1. О каком модернистском течении идет речь:

  • «Ни одного ясного слова, только намеки, недоговаривания. Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой.» символизм

  • «Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание.» футуризм

  • «Для нас … вес ничтожнейшего все-таки несоизмеримо больше отсутствия веса, небытия, и потому перед лицом небытия – все явления братья.» акмеизм


Задание 2. Определите течение по его характеристике:

- 1 -

  • Поэтика намека и иносказания;

  • Отношение к слову как шифру некоей духовной тайнописи, знаковое наполнение обыденных слов;

  • Апология мига, мимолетности, в которых отражается Вечность;

  • Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной Красоты;

  • Глубокий историзм, с позиций которого видятся и современные события;

  • Изысканная образность, музыкальность и легкость слога.

Символизм

- 2 -

  • Освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности, «радостного любования бытием»;

  • Стремление придать слову определенное, точное значение, основывать произведения на конкретной образности, требование «прекрасной ясности» («кларизма»);

  • Обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;

  • Поэтизация мира первозданных эмоций. Акмеизм

- 3 -

  • Отрицание гармонии как принципа искусства;

  • Культ техники, индустриальных городов;

  • Словесные деформации, напряженный интерес к «самовитому слову», к неологизму, к игровому началу;

  • Пафос эпатажа;

  • Абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника. Футуризм




  1. Представители поэтических школ;


Задание 3. Исправьте неточности в предложенных списках:

  • Символисты: Д.Мережковский, З.Гиппиус, В.Соловьев, В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, М.Волошин, И.Бунин, А.Блок, А.Белый…

  • Акмеисты: Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, В.Ходасевич, М.Кузмин, Г.Иванов, С.Есенин…

  • Футуристы: В.Хлебников, В.Маяковский, Д.Бурлюк, И.Северянин, Б.Пастернак, И.Анненский, М.Цветаева…

Ответ:

Не принадлежали к этим течениям: И.Бунин, С.Есенин, Саша Черный, М.Волошин, М.Цветаева, В.Ходасевич…


  1. Перекличка с другими видами искусства (на слайдах репродукции художников начала XX века, демонстрация сопровождается музыкальными фрагментами из произведений русских композиторов):

    • Символизм (Бакст, Врубель, Борисов-Мусатов, Глазунов)

    • Футуризм (Малевич, Гончарова, Кандинский, Прокофьев)

    • Акмеизм (Головин, Жуковский, Серебрякова, Кустодиев, Лядов)

    • Модернизм в целом (Грабарь, Куинджи, Кустодиев, Скрябин)

    • Реализм (Крамской, Левитан, Поленов, Чайковский)

3. Поэтические индивидуальности серебряного века (особенности стиля): комментарий к пародиям из сборника «Парнас дыбом»

  • Игорь Северянин

  • Владимир Маяковский

  • Константин Бальмонт

  • Николай Гумилев

  • Валерий Брюсов

  • Анна Ахматова

(тексты стихов и пародий см. в приложении)

При работе опираются на предложенную учителем схему анализа стихотворения:

  • Общее впечатление, настроение и интонация.

  • Ритм, темп, мелодика, стихотворный размер.

  • Рифма и ее особенности.

  • Строфика, принципы выделения строф.

  • Ключевой образ и приемы его создания:

  • аллитерации,

  • эпитеты и ключевые слова,

  • тропы: олицетворения, сравнения, метафоры, гиперболы…

  • фигуры речи: повтор, инверсия, риторические обороты…

  • другие специфические приемы: историко-литературные ассоциации, экзотические имена, неологизмы, необычный синтаксис.

  • Логика развития ключевого образа (композиция).

  • Фокус, т.е. смысловой или интонационный центр.

  • Художественная идея

  • Вывод исходя из задач анализа

В каждом случае учащиеся отмечают наиболее яркие приметы стиля, проявляющиеся в ритмике и мелодике стиха, особенностях рифмовки, интонировании, использовании ключевых слов и образов, неологизмов и т.п.


^ 4. Предварительные итоги: общность поэтов серебряного века

На слайде презентации поочередно появляются тезисы:

  • Все эти поэты – современники, их объединяет сама эпоха, они убеждены, что участвуют в духовном обновлении России;

  • Всем им свойственно ощущение внутреннего смятения, душевной дисгармонии;

  • Все они по-особенному трепетно относятся к слову, образу, ритму;

  • Все они новаторы в области звуковой организации и ритмико-интонационной структуры поэтического произведения;

  • Их сближает беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему…


5. Анализ стихов: работа в группах с опорой на схему анализа и вопросы.


6. Отчет групп

А.Блок «На железной дороге»

  1. Охарактеризуйте общее настроение данного стихотворения. Какие интонации преобладают?

Стихотворение А.Блока – трагично по своему общему настроению, в нем преобладают интонации тоски, горечи, разочарований.

  1. ^ Прокомментируйте смысл названия. Как оно преломляется в композиции стихотворения?

В центре внимания поэта – судьба погибшей девушки. Однако о том, что она мертва, сообщается лишь в обрамляющих стихотворение строфах, центральная часть произведения посвящена ее жизни.

  1. ^ Как изображена погибшая девушка? Через какие детали раскрывается авторское отношение к ней (обратите внимание на структуру предложений)?

Многочисленные портретные детали подчеркивают красоту и одухотворенность героини («красивая и молодая», «нежней румянец, круче локон»). Даже о погибшей говорится – «как живая». Автор рассказывает о своей героине, используя определенно-личные предложения, не называя ее имени, не употребляя местоимения «она». Отсутствие подлежащего создает ощущение, что она предельно близка и дорога ему.

  1. ^ В каких образах предстает мир, окружающий героиню? С какой целью использована метонимия («Молчали желтые и синие, в зеленых плакали и пели»)?

Иначе изображен окружающий героиню мир: это мир без людей, мир без лиц. Бездушие этого мира подчеркнуто метонимией («Вагоны шли привычной линией… Молчали желтые и синие») и пропуском подлежащего, который в этом случае играет совершенно иную роль («В зеленых плакали и пели. Вставали сонные за стеклами…»).

  1. ^ Какие эпитеты раскрывают отношение мира к героине? Как проявляется трагическая парадоксальность этого мира?

Отношение этого мира к героине передают эпитеты привычной, сонные, ровным, блеклыми, небрежною. Особенно выразителен эпитет пустынные (глаза), который, с одной стороны, контрастирует с «жадными взорами» героини, а с другой – несет в себе не только мотив пустоты (ср. с эпитетом пустынные), но и мотив безжизненности. Не случайно эти пустынные глаза не замечают героиню, не различают ее на фоне окружающего пейзажа, о чем свидетельствует ряд однородных членов: «Платформу, сад с кустами блеклыми, ее, жандарма с нею рядом». Таким образом, умершая девушка предстает перед нами как живая, а от мира живых людей веет холодом, мертвенностью.

  1. ^ Как чувствует себя в этом мире живая душа? Почему к слову «тоска» Блок подбирает эпитеты «дорожная, железная»?

Единственное чувство, которое рождается у человека в этом мире, - всепоглощающая душу тоска, которую Блок называет «дорожною, железною». Слова, которые в названии стихотворения обозначают лишь место действия, приобретают характер символов, создают ощущение тоски бесконечной и холодной.

  1. ^ С какой целью в стихотворении дважды повторено слово «скользнул» в 6-й строфе? Учтите, что по «закону золотого сечения» именно эти строки являются ключевыми.

  2. Почему юность героини названа «бесполезной»?

Живое чувство в этом мире – или маска, или случайность, что подчеркнуто дважды повторенным в изображении гусара глаголом скользнул. Поэтому ожидание любви, надежда на воплощение идеала оказываются здесь лишь «пустыми мечтами», а юность, проведенная в них, «бесполезной».

  1. ^ Какой смысл приобретает слово «больно» в последней строке? Какие художественные средства расширяют его смысл.

Сюжет этого стихотворения перекликается с произведениями русских классиков. На его связь с «Воскресением» Л.Н.Толстого указывал сам Блок. Интересны также переклички с некрасовской «Тройкой». Однако в отличие от Некрасова Блок избегает социальной конкретики. Он не указывает реальной причины гибели героини. Более того, в последней строке он употребляет по отношению к мертвой девушке слово больно, тем самым как бы смещая акцент с физической гибели человека на гибель его души в бесчеловечном мире и одновременно выражая собственную боль.

  1. ^ Почему это стихотворение Блок включил в цикл «Родина»? Как оно связано с другими стихами цикла (например, со стихотворением «Россия»)?

Многими мотивами и образами стихотворение связано с циклом «Родина», например со стихотворением «Россия» («в цветном платке» - «плат узорный до бровей»; «тоска дорожная, железная» - «тоска острожная» и т.п.), что позволяет рассматривать данное стихотворение не только как рассказ о человеческой судьбе, но и как горькие размышления поэта о трагическом пути России.

А.Ахматова «Песня последней встречи»

  1. Охарактеризуйте общее впечатление, которое производит стихотворение Ахматовой. Что ему свойственно – усложненность, вычурность формы или простота и внешняя непритязательность?

Как и большинство стихотворений Ахматовой, «Песня последней встречи» привлекает своей естественностью, простотой формы и глубиной содержания.

  1. ^ Какие интонации преобладают в стихотворении?

В нем преобладают интонации печали, тоски, одиночества, грусти, растерянности… Но нет того надрыва и трагизма, как в стихотворении А.Блока «На железной дороге».

  1. ^ Какое переживание лежит в основе стихотворения? Обратите внимание на название и на то, что в стихотворении нигде прямо чувство героини не называется.

Название стихотворения иносказательно раскрывает нам ситуацию прощания, расставания, потери. Героиня пребывает в смятении, но Ахматова избегает называть само чувство, передавая его во внешнем проявлении, в своеобразии ассоциаций, которые появляются у героини.

Так воплощается связь Ахматовой с традициями «высокого модернизма», к которому принадлежит и акмеизм: для постсимволистских течений в поэзии весьма актуальной была проблема соответствия слова тому, что оно обозначает, - и прежде всего это касается слов, передающих психические состояния человека. Ограниченный набор таких слов - «любовь», «ненависть», «волнение», «смятение» и т.п. - при неисчерпаемом богатстве оттенков душевных переживаний человека заставляет поэтов искать косвенных средств передачи всех нюансов человеческих эмоций и состояний.

  1. Как душевное состояние героини проявляется в ее поступках, ее восприятии окружающего мира? Найдите в стихотворении «говорящие детали». Почему Ахматова так «скупа» в использовании изобразительно-выразительных средств?

Любовную лирику Ахматовой отличает глубочайший психологизм. Ей, как никому, удалось раскрыть самые заветные глубины женского внутреннего мира, переживаний, состояний и настроений. Для достижения потрясающей психологической убедительности она пользуется очень емким и лаконичным приемом говорящей детали, которая, западая в память участников кульминации личной драмы, становится «знаком беды». Такие «знаки беды» Ахматова находит в обыденном мире, что дает дополнительную художественную убедительность и почти зримую достоверность чувствам и размышлениям героини.

В данном стихотворении это такие детали, как перчатка, надетая не на ту руку, три ступени, шепот осенний, темный дом, желтые свечи в спальне.

Своеобразная «скупость» Ахматовой, прозаизация лирики – еще и реакция на некоторую напыщенность и искусственность языка символистов, чего акмеисты старательно избегали в своем творчестве.

  1. ^ Каким размером написано стихотворение? Чем объяснить его выбор поэтессой? Какой художественный эффект создается ритмическим сбоем в 4 строчке?

В стихотворении использован излюбленный ахматовский размер – дольник, что становится ясно только с 4-й строчки. Этот размер имитирует эмоциональную разговорную речь, будучи очень близким к ней ритмически, но кроме того создает эффект запинки, выдающей душевное смятение героини.

  1. ^ Объясните смысл эпитета «горели свечи равнодушно-желтым огнем».

Данный пример прекрасно иллюстрирует, как в восприятии героиней внешнего мира проявляется ее внутренне состояние: свечи наделяются свойствами человека, они равнодушны к ее горю. Темный дом и образ свечей, горящих в спальне, ассоциативно связывает любовную тему с мотивом смерти. Ведь именно смерть души переживает человек всякий раз, когда теряет свою любовь…

  1. ^ В чем типичность данного стихотворения для любовной лирики А.Ахматовой?

Тема расставания, прощания с любовью; сдержанные интонации; говорящие детали; стихотворный размер – все это делает стихотворение типичным для любовной лирики Ахматовой.

7. Итоги работы. Отметки выставляются с учетом мнения экспертов, которые с начала урока контролировали активность учащихся.


8. Домашнее задание (по выбору учащихся)

  1. Оформить в виде сочинения анализ стихотворений А.Блока «На железной дороге» или А.Ахматовой «Песня последней встречи».

  2. Самостоятельно проанализировать стихи В.Маяковского «Скрипка и немножко нервно» или С.Есенина «Мы теперь уходим понемногу». Оформить работу в виде сочинения.


9. Заключение.

* * *

Марина Цветаева

Стихи растут, как звезды и как розы,

Как красота – ненужная в семье.

А на венцы и на апофеозы –

Один ответ: - Откуда мне сие?


Мы спим – и вот, сквозь каменные плиты,

Небесный гость в четыре лепестка.

О мир, пойми! Певцом – во сне – открыты

Закон звезды и формула цветка.


Я очень надеюсь, что наша встреча помогла вам убедиться в том, что вы владеете секретами читательского мастерства и умеете общаться с поэтами на их сложном, но прекрасном языке…

Спасибо за урок.







Скачать 112.02 Kb.
оставить комментарий
Дата17.10.2011
Размер112.02 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх