Программа по литературе для 5-9 классов Введение 5 класс icon

Программа по литературе для 5-9 классов Введение 5 класс


Смотрите также:
Рабочая программа галимуллиной Ильгамии Рашитовны учительницы первой квалификационной категории...
Рабочая программа по литературе 9 класс Количество часов в году 102 ч...
Рабочая программа по литературе для 5 – 11 классов...
Рабочая учебная программа среднего (полного) общего образования по литературе (10 б класс)...
Рабочая учебная программа среднего (полного) общего образования по литературе (10 а класс)...
Рабочая программа педагога Закиевой Лейсан Инзилевны...
Рабочая программа по литературе 8 класс...
Рабочая программа по литературе 5 класс...
Рабочая программа по литературе 9 класс...
Рабочая программа по литературе 7 класс пояснительная записка...
Рабочая программа по литературе. 7 Класс пояснительная записка...
Рабочая программа по литературе 8 класс...



Загрузка...
скачать
ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

для 5-9 классов

Введение


5 класс

Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни чело­века и общества (родина, край, искусство, нравственная па­мять). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).

Из мифологии

Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию ми­ра. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

^ Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на ос­трове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

^ Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологиче­ский сюжет; мифологический герой; мифологический персо­наж.

Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выбороч­ное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

^ Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изо­бразительном искусстве и книжной графике.

Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихо­творений из античной поэзии.

^ Из устного народного творчества

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в вол­шебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление пре­пятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказ­ка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от вол­шебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».

^ Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (разви­тие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпи­теты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.

^ Развитие речи: работа со словарями, составление словар­ной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.

Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.

^ Из древнерусской литературы

Создание первичных представлений о древнерусской лите­ратуре.

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические собы­тия, факты жизни государства и отдельных князей и их отраже­ние в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерус­ского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.

^ Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.

28


Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литера­туры.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы.

^ Басни народов мира


Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Ли­сица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хи­трость, сообразительность, глупость, жадность; элементы ди­дактизма в басне.

^ Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

^ Русская басня

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравствен­ная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просве­щение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

^ В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».

АЛ. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Во­рона и Лиса».

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отно­шение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Те­матика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

^ СВ. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

^ Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсце­нирование басни.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова.

Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Кры­лову»); сбор материалов о баснописцах региона.

^ Возможные виды внеурочной деятельности: «В литератур­ной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; уст­ный журнал «Дедушка Крылов».

Из литературы XIX века

^ А.С. ПУШКИН

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Сти­хотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи бога­тырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народ­ной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее от­личия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, под­лость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людми­ла» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразитель­ных средств.

^ Теория литературы: первое представление о пейзажной ли­рике; риторическое обращение; фольклорные элементы.

Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наи­зусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.

^ Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произ­ведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.

Краеведение: литературная викторина («Пушкинские ме­ста в Москве и Петербурге»).

^ Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.

30


Поэзия XIX века о родной природе

А.А. Фет. «Чудная картина...»

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Весен­ние воды».

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!.. >> И.З. Суриков. «В ночном».

^ М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворе­ние «Бородино ». История создания стихотворения. Бородин­ская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонто­ва. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.

^ Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письмен­ный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Боро­динском поле», составление кадров кинофильма (мульт­фильма).

^ Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстра­циями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве.

Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина»).

н.в. гоголь

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судь­бе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отраже­ние в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

^ Теория литературы: мифологические и фольклорные моти­вы в художественном произведении; фантастика; сюжет; ху­дожественная деталь, портрет, речевая характеристика.

^ Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор мате­риала для изложения с творческим заданием, формулировка уча­щимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

^ Связь с другими искусствами: выставка «Различные изда­ния повести Н.В. Гоголя».

Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Го­голя».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сце­нария, инсценирование фрагментов повести.

^ И.С. ТУРГЕНЕВ

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; об­раз Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Со­циальная несправедливость, бесправие, беззаконие, доброде­тельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».

^ Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).

^ Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставле­ние персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.

^ Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур­сия «Спасское-Лутовиново».

^ Н.А. НЕКРАСОВ

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение авто­ра к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка ».

Теория литературы: фольклорные элементы в художе­ственном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).

^ Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, ра­бота со словарями.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.

32

Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».)

^ Л.Н. ТОЛСТОЙ

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Ясно­полянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедли­вость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жи­лин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. От­ношение писателя к событиям.

^ Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка выво­да, дискуссия.

Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.

Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна»).

^ А.П. ЧЕХОВ

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы созда­ния характеров и ситуаций; отношение писателя к персона­жам. Жанровое своеобразие рассказа.

^ Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), ко­мическая ситуация, ирония; роль детали в создании художе­ственного образа; антитеза, метафора, градация.

^ Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористическо­го произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».

Из литературы XX века

^ И.А. БУНИН

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влия­ние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема при­роды и приемы ее реализации; художественное богатство стихо­творения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.

^ Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур­сия «Литературный Орел».

^ Л.Н. АНДРЕЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпи­зода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

Теория литературы: тема, эпизод, финал.

Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; состав­ление вопросов; письменный ответ на вопрос.

^ А.И. КУПРИН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.

Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

А.А. БЛОК

Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово).

34


Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом... »: образная система, художественное свое­образие стихотворения.

^ Теория литературы: антитеза.

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использо­ванием ключевых слов, альтернативное изложение.

Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово.

^ С.А. ЕСЕНИН

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... » — по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.

^ Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олице­творение (развитие представлений о понятиях).

Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ху­дожественными и документальными фотографиями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур­сия «Константинове — Москва».

^ А.П. ПЛАТОНОВ

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Ни­кита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.

^ Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пере­сказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

^ П.П. БАЖОВ

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдох­новение). Приемы создания художественного образа.

^ Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся. Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.


н.н. носов

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.

Развитие речи: пересказ.


^ Е.И. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон пе­туха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ре­бенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспита­ние чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

^ Теория литературы: юмор (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.

^ Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.

Родная природа в произведениях писателей XX века


Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

В.Ф. Б о к о в. «Поклон »;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »;

Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи век люби» (отрывок).

Из зарубежной литературы

Д. ДЕФО

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновен­ные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отры­вок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчи­вость, смекалка, доброта), характеристика жанра.

^ Теория литературы: притча, приключенческий роман, ро­ман воспитания, путешествие (первичные представления о дан­ных понятиях).

Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

^ Х.К. АНДЕРСЕН

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

Теория литературы: волшебная сказка (развитие представ­лений), авторский замысел и способы его характеристики.

^ Развитие речи: различные виды пересказов, письменный от­зыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

^ Возможные виды внеурочной деятельности: написание сце­нария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.

М. ТВЕН

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобио­графические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Теория литературы: юмор, приключения как форма дет­ской фантазии.

^ Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письмен­ный отзыв о герое.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

^ Ж. РОНИ-СТАРШИЙ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоцио­нальный мир доисторического человека.

Развитие речи: составление плана, письменная и устная ха­рактеристика героя.

^ ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Ска­зание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоя­тельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрос­лых).

Теория литературы: рассказ (развитие представлений).

Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.

^ А. ЛИНДГРЕН

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Аённеберги» (отрывок).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.

Итоговый урок

Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).

^ Для заучивания наизусть

И.А. Крылов. Басня — на выбор.

А.С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и

о семи богатырях».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).

Н.А. Некрасов. Одно из стихотворений — по выбору.

Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX века.

А.А. Блок. «Летний вечер».

И.А. Бунин. Одно из стихотворений — по выбору.

С.А. Есенин. Одно из стихотворений — по выбору.

Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века.

^ Для домашнего чтения

Античные мифы

Ночь, Луна, Заря и Солнце.

Нарцисс.

38


Сказания русского народа

Устроение мира. Первая битва Правды и Кривды. Рожде­ние Семаргла, Стрибога. Битва Семаргла и Черного Змея.

^ Детская Библия

Русское народное творчество

Сказки: «Лиса и журавль», «Ворона и рак», «Иван кре­стьянский сын и чудо-юдо», «Поди туда не знаю куда, при­неси то не знаю что».

Загадки, частушки, пословицы, поговорки.

Литературные сказки

В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.Н.Толстой (1—2 по

выбору).

Сказки братьев Гримм, Ш.Перро, Х.К.Анд ерсена (1—

2 по выбору).

^ Из древнерусской литературы

Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.

Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина.

Из литературы XVIII века

М.В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк...»

^ Из литературы XIX века

И.А. Крылов. «Ларчик», «Обоз». К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Е.А. Баратынский. «Водопад». А.С. Пушкин. «Кавказ», «Выстрел». М.Ю. Лермонтов. «ВеткаПалестины», «Пленныйры­царь», «Утес».

А.В. Кольцов. «Осень», «Урожай». Н.В. Гоголь. «Заколдованное место». Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника». Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». И.С. Тургенев. «Бежин луг», из «Записок охотника». В.М. Г а р ш и н. «Сказка о жабе и розе». А.А. Фет. «Облакомволнистым...», «Печальнаябереза». И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь». Я.П. Полонский. «Утро».

А.Н. Майков. «Весна», «Осенние листья по ветру кру­жат...».

Ф.И.Тютчев. «Утро в горах».

Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке. Из ка­детских воспоминаний». А.Н. Островский. «Снегурочка». Из литературы XX века

М. Горький. «Дети Пармы», из «Сказок об Италии». А.И. Куприн. «Чудесный доктор».

И.А. Бунин. «Щире, грудь, распахнись...», «Деревен­ский нищий», «Затишье», «Высоко полный месяц сто­ит. ..», «Помню долгий зимний вечер...». И.С. Соколов-Микитов. «Петька», «Зима». М.М. Пришвин. «Моя родина». А.Т. Твардовский. «Лес осенью». К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...» Е.И. Носов. «Варька». В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Бело-

грудка» — по выбору.


7 класс Введение


Знакомство со структурой и особенностями учебника. Свое­образие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.

^ Теория литературы: литературные роды.

Из устного народного творчества

Былины

«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Со­ловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отра­жение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

^ Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонал-сей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).

^ Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на во­просы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).

^ Русские народные песни

Обрядовая поэзия {«Девочки, колядки!..», «Наша Масле­ница дорогая...», «Говорили сваты на конях будут »); лириче­ские песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; свое­образие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные пред­ставления и судьба народа в народной песне. Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, много­образие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.

Краеведение: песенный фольклор региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник, «посиделки» в литературной гостиной, устная газета.

Из древнерусской литературы

Из «Повести временных лет » («И вспомнил Олег коня свое­го »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, ре­лигиозность.

^ Теория литературы: эпические жанры и жанровые образо­вания в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).

Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элемен­тами сочинения.

Связь с другими искусствами: иконопись, оформление па­мятников древнерусской литературы.

Из литературы XVIII века

^ М.В. ЛОМОНОСОВ

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, кото­рых ожидает... » (из «Оды на день восшествия на всероссий­ский престол ее величества государыни императрицы Елиса-веты Петровны, 1747 года»), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвеще­нии, русском языке; вера в творческие способности народа. Те­матика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

^ Теория литературы: ода; тема и мотив.

Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с репродукциями (портреты М.В. Ломоносова).

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур­сия: Холмогоры — Москва — Германия — Петербург.

Возможные виды внеурочной деятельности: час размыш­ления «М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист».

^ Г.Р. ДЕРЖАВИН

Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отра­жение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со сти­хотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихо­творении.

^ Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообра­зие лирики.

Развитие речи: чтение наизусть.

^ Д.И. ФОНВИЗИН

Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеоб­разие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

^ Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как лите­ратурный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литера­турное направление (создание первичных представлений); классицизм.

^ Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: театральное искусство (те­атральные профессии, авторский замысел и исполнение [трак­товка]; актер и режиссер; режиссер и художник).

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка.

Из литературы XIX века


^ А.С. ПУШКИН

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Ча­адаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа («Туча»). Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в лето­писном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — пред-

52

53сказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема Рос­сии в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «мас­сы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая ис­тория создания произведений.

^ Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, об­разный мир поэмы, группировка образов, художественный об­раз и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), Жанровое образование — дружеское по­слание.

^ Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наи­зусть; сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур­сия «Маршрутами декабристов».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям поэта и литературе о нем; час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин».

^ М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Ва­сильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независи­мость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в соз­дании характеристики героя. Фольклорные элементы в произ­ведении. Художественное богатство «Песни...».

^ Теория литературы: жанры лирики; углубление и расшире­ние понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произве­дении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.

^ Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.

Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.

54

Возможные виды внеурочной деятельности: день в истори­ко-литературном музее «Москва Ивана Грозного».

н.в. гоголь

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чи­новничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.

^ Теория литературы: сатирическая повесть, юмористиче­ские ситуации, «говорящие» фамилии.

Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для ха­рактеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.

^ Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипли­кация).

Возможные виды внеурочной деятельности: заочная лите­ратурно-краеведческая экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя».

^ И.С. ТУРГЕНЕВ

Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характери­стика книги «Записки охотника». Многообразие и слож­ность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; худо­жественное богатство стихотворения.

Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).

^ Н.А. НЕКРАСОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений

55поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Пи­сатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, лю­бовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

^ Теория литературы: диалоговая речь, развитие представле­ний о жанре поэмы.

Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристи­ки героев, цитатный план, элементы тезисного плана.

^ Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.

Возможные виды внеурочной деятельности: историко-крае-ведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Си­бирскими дорогами декабристок».

^ М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил », «Дикий помещик» и од­на сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказ­ки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа поме­щика. Позиция писателя.

^ Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатириче­ский персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатири­ческих сказок; мораль; своеобразие художественно-вырази­тельных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).

^ Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба земле­пашца в изображении поэтов XIX века»:

А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»;

Н.П. Огарев. «Сторона моя родимая...»;

И.С. Никитин. «Пахарь»;

А.Н. Плещеев. «Скучная картина!..»;

А.Н. Майков. «Сенокос», «Нива»;

М.Л. Михайлов. «Труня», «Те же всё унылые карти­ны...» и др.

56

^ А.Н. ТОЛСТОЙ

А.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское от­ношение к героям.

^ Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).

Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, со­ставление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.

^ Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: литературно-музыкальная композиция «Го­род русской славы, ратных подвигов».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария литературно-музыкальной композиции.

^ Н.С. ЛЕСКОВ

Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков — писатель будущего». Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.

^ Теория литературы: своеобразие стиля повести. Рас­ширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.

Связь с другими искусствами: образ Левши в русском ис­кусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).

А.А. ФЕТ

Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; наблюдатель­ность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.

^ Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бес­союзие).

Развитие речи: чтение наизусть.

Произведения русских поэтов XIX века о России

А.С. П у ш к и н. «Два чувства дивно близки нам... » Н.М. Языков. «Песня ». И.С. Никитин. «Русь ».

57А.Н. Майков. «Нива».

А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...»

^ А.П. ЧЕХОВ

Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблаче­ние беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, само­уничижения. Своеобразие сюжета, способы создания обра­зов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.

^ Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений). ■•

Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.

^ Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора «Над чем смеетесь?». Возможно привлечение произведений других авторов, например:

М.М. Зощенко. «Обезьяний язык»;

А.Т. Аверченко. «Открытие Америки»;

Н.А. Тэффи. «Воротник», «Свои и чужие» и др.

Из литературы XX века

^ М. ГОРЬКИЙ

Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характе­ра мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятель­ства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, рав­нодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.

^ Теория литературы: развитие представлений об автобио­графической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.

^ Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

58

Возможные виды внеурочной деятельности: конференция «М. Горький и русские писатели (Л. Толстой, А. Чехов)».

^ И.А. БУНИН

Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о свое­образии поэзии. «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл на­звания; доброта, милосердие, справедливость, покорность, сми­рение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понима­ния художественной идеи рассказа.

^ Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихо­творении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, вырази­тельное чтение, различные виды пересказа.

^ А.И. КУПРИН

Рассказы «Куст сирени», «Allez!». Взаимопонимание, взаимо­выручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основ­ная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.

^ Теория литературы: рассказ (развитие представлений), ди­алог в рассказе.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.

^ Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в лите­ратурной гостиной или дискуссионном клубе «Что есть добро.-та?» — по материалам изученных и самостоятельно прочитан­ных произведений, по личным наблюдениям и представлениям.

^ В.В. МАЯКОВСКИЙ

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Вла­димиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихо­творения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

^ Теория литературы: автобиографические мотивы в ли­рических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).

Развитие речи: выразительное чтение.

59^ С.А. ЕСЕНИН

Стихотворения: «Отговорила роща золотая...», «Я поки­нул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство ро­дины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотво­рениях поэта.

^ Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпи­тет, оксюморон, поэтический синтаксис).

Краеведение: литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам».

^ Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.

Возможные виды внеурочной деятельности: литератур­но-музыкальный вечер или час в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи С.А. Есенина», вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин».

^ И.С. ШМЕЛЕВ

Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рас­сказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.

^ Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза.

Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.

^ М.М. ПРИШВИН

Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

Теория литературы: подтекст, выразительные средства ху­дожественной речи, градация.

Развитие речи: составление тезисов.

^ К.Г. ПАУСТОВСКИЙ

Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная зе­мля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказ­чика в произведении.


^ Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.

Развитие речи: изложение с элементами рассуждения.

Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лириче­ская проза о малой родине).

^ Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, ду­ховный труд — основное нравственное достоинство человека.

^ Теория литературы: выразительно-художественные сред­ства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологи­ческие средства (роль глаголов и местоимений).

Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лек­сики стихотворения по заданной тематике.

^ А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.

^ Теория литературы: композиция лирического стихотворе­ния и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

^ Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в лите­ратурной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне по­этов XX века»:

А.А. Ахматова. «Клятва», «Песнямира»;

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщи­ны...»;

А.А. Сурков. «В землянке»;

М.В. Исаковский. «Огонек», «Ой, туманы мои...» и др.


Лирика поэтов — участников Великой Отечественной войны


Н.П. Майоров. «Творчество»;

Б.А. Б о г а т к о в. «Повестка»;

М. Д ж а л и л ь. «Последняя песня»;


Bс. H. Л о б о д а. «Начало ». Особенности восприятия жиз­ни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны.

Возможные виды внеурочной деятельности: устный лите­ратурный журнал «Имена на поверке».

^ Б.Л. ВАСИЛЬЕВ

Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравствен­ной убогости, лицемерия. v

^ Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.

Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные ви­ды комментирования эпизода.

^ В.М. ШУКШИН

Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рас­сказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Микро­скоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя.

^ Теория литературы: способы создания характера.

Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение.

^ Связь с другими искусствами: деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер).

Краеведение: Сростки — малая родина писателя.

Возможные виды внеурочной деятельности: день В.М. Шук­шина в школе.

^ Русские поэты XX века о России

А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»

М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»


Я.В. Смеляков. «История». А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были...» А.Я. Яшин. «Не разучился ль...» А.А. Вознесенский. «Муромский сруб». А.Д.Дементьев. «Волга».

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.

^ А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей», «Ли­ния», «Самолет», «Самолет и планета», сказка «Маленький принц» — по выбору. Добро, справедливость, мужество, порядоч­ность, честь в понимании писателя и его героев. Основные со­бытия и позиция автора.

^ Теория литературы: лирическая проза (развитие представ­лений), правда и вымысел.

Связь с другими искусствами. Сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств. Рисунки детей по мотивам «Малень­кого принца».

^ Я. КУПАЛА

Основные биографические сведения. Отражение судьбы бело­русского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Але-ся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы.

^ Развитие речи: сопоставительная характеристика оригина­ла и переводов.

Для заучивания наизусть

М.В. Ломоносов. Из «Оды на день восшествия на все­российский престол...» (отрывок).

Г.Р. Д е р ж а в и н. «Властителям и судиям» (отрывок). А.С. Пушкин. 1—2 стихотворения — по выбору. М.Ю. Лермонтов. «Родина».

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок).

А.А. Фет. Стихотворение — по выбору. С.А. Есенин. Стихотворение — по выбору. Из стихов о России поэтов XIX века. 1—2 стихотворения — по выбору.

Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...» А.Т. Тв а р д о в с к и й. «На дне моей жизни...» У. Ш е к с п и р. Один сонет — по выбору.

^ Для домашнего чтения

Из устного народного творчества

Былины: «Святогор и Илья Муромец», «Рождение бога­тыря». Из древнерусской литературы

«Повесть временных лет» («Единоборство Мстислава с Редедею»), «Житие Сергия Радонежского».


^ Из литературы XVIII века

Г.Р. Державин. «Признание».

Из литературы XIX века

А.С. Пушкин. «19 октября» ( «Роняет лес багряный свой убор...»), «19 октября 1827 г.» («Бог помочь вам, друзья мои...»).

М.Ю. Лермонтов. «Панорама Москвы», «Прощай, не­мытая Россия».

И.С. Тургенев. «Первая любовь».

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пискарь», «Коняга».

А.П. Чехов. «Смерть чиновника». В.Г. Короленко. «Парадокс», «Слепой музыкант».

Из литературы XX века

М. Г о р ь к и й. «В людях».

И.А. Бунин. «Цифры».

В.В. Маяковский. «Адище города».

Б.Л. Васильев. «Вам привет от бабы. Аеры».

В.П. Астафьев. «Родные березы», «Весенний остров».

А.Т. Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины..

«Дом у дороги».

В.А. Солоухин. «Ножичек с костяной ручкой».

К. Б у л ы ч е в. «Белое платье Золушки».

В.М. Шукшин. «Забуксовал».

Ф.А. Искандер. «Петух ».

Дж.Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи».


8 класс

Введение

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведе­ния в культурном наследии страны. Творческий процесс.

^ Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды лите­ратуры.

Из устного народного творчества

Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разинидевка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с представле­ниями и исторической памятью и отражение их в народной пе­сне; песни-плачи, средства выразительности в исторической пе­сне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

^ Теория литературы: песня как жанр фольклора, историче­ская песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Развитие речи: различные виды чтения, составление слова­ря одной из исторических песен.

Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.

Краеведение: запись музыкального фольклора региона.

^ Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фоль­клорным коллективом, вечер народной песни.

Из древнерусской литературы

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Алексан­дра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произве-

дениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, откры­тость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематиче­ское многообразие древнерусской литературы.

^ Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, форму­лировки и запись выводов, наблюдения над лексическим соста­вом произведений.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Из литературы XVIII века

^ Г.Р. ДЕРЖАВИН

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

^ Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.

^ Н.М. КАРАМЗИН

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

^ Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное на­чало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

^ Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, форму­лировка и запись выводов, похвальное слово историку и писате­лю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».

66

^ Из

литературы XIX века

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники

В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невырази­мое», «Сельское кладбище».

К.Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...», «Смерть Ермака ».

К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение и

в дикости лесов...», «Мой гений».

Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...», «Разуверение», «Муза».

А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соло­вей...»), «Романс», «Идиллия».

Н.М. Языков. «Пловец », «Родина ».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Систе­ма образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

^ Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.

Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

^ Связь с другими искусствами: работа с музыкальными про­изведениями.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литера­турной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».

^ А.С. ПУШКИН

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотво­рения: «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о

68

Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Само­стоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, воль­нолюбие, осознание предначертанья, независимость, литера­тура и история). Система образов романа. Отношение писате­ля к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.

^ Теория литературы: послание, песня, художественно-выра­зительная роль частей речи (местоимение), поэтическая инто­нация, исторический роман.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, со­ставление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение. ^ Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и му­зыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.

Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в лите­ратурной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».

^ М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основ­ные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выраже­ния; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова »(В. Белинский).

^ Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпиче-ская поэма; роль вступления, лирического монолога; романти­ческое движение; поэтический синтаксис (риторические фигу­ры). Романтические традиции.

^ Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, со­ставление цитатного плана, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями. Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур­сия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе». /

69Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетиче­ского воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник».

^ Н.В. ГОГОЛЬ

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая ис­тория пьесы, русское чиновничество в сатирическом изобра­жении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чи­нопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушнога отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

^ Теория литературы: драма как род литературы, своеоб­разие драматических произведений, комедия, развитие по­нятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантасти­ческий элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.

^ Развитие речи: различные виды чтения и комментирова­ния, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.

^ Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ин­сценировка, сценическая история пьесы.

Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.

^ Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в ли­тературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем сме­ялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».

^ И.С. ТУРГЕНЕВ

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведе­ния писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и траги­ческое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Леи: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность харак­тера — основное в образе героини.

^ Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.

70

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.

^ Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фраг­ментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется уча­щимися).

^ Н.А. НЕКРАСОВ

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотво­рении.

^ Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); вырази­тельные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.

^ Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составле­ние словаря для характеристики лирического персонажа.

Связь с другими искусствами: использование музыкаль­ных записей.

А.А. ФЕТ

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...». Гармония чувств, единство с миром при­роды, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.

^ Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.

Возможные виды внеурочной деятельности: литератур­ный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века»:

Н.И. Г н е д и ч. «Осень»;

П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»;

А.Н. Плещеев. «Отчизна»;

Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью»;

И.З. Суриков. «После дождя»;

71И.Ф. А н н е н с к и й. «Сентябрь», «Зимний романс» и др.

^ А.Н. ОСТРОВСКИЙ

Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

^ Теория литературы& драма.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

Связь с другими искусствами: прослушивание грамзапи­си, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков.

л.н. толстой

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чув­ство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

^ Теория литературы: автобиографическая проза, компо­зиция и фабула рассказа.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.

Из литературы XX века

^ М. ГОРЬКИЙ

Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», рассказ «Ма­кар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и лож-

11

ные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

^ Теория литературы: традиции романтизма, жанровое свое­образие (песня, сказка), образ-символ.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитат­ный план, сочинение с элементами рассуждения.

^ Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся, кинематографические версии ранних расска­зов М. Горького.

Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси».

^ В. В. МАЯКОВСКИЙ

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в сти­хах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

^ Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литера­турной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер ».

Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викто­рина по материалам конкурсных работ учащихся.

^ О серьезном с улыбкой (сатира начала XX века)

Н.А. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; че­ловек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

^ Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сати­ра, ирония, сарказм (расширение представлений о поня­тиях).

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, состав­ление словаря лексики персонажа.

^ Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Яне ищу гармо­нии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.

^ Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..». Ц

^ В.П. АСТАФЬЕВ

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рас­сказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рас­сказчика.

^ Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к со­чинению, подбор эпиграфа.

Краеведение: выставка «На родине писателя» (по матери­алам периодики и произведений В.П. Астафьева).

^ Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали »:

А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились...»;

Д.С. Самойлов. «Перебирая наши даты...»;

М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»;

К.М. Симонов. «Жди меня»;

П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы);

О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников»;

М. Д ж а л и л ь. «Мои песни», «Дуб»;

Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»;

Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.

^ А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью даль» (главы из поэмы). Рос­сия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художе­ственное своеобразие изученных глав.

^ Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардов­ского.

Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.

Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).

^ Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:

А.А. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит...»;

В.В. Хлебников. «Мнемало нужно...»;

Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;

М.В. Исаковский. «Катюша»;

М.А. Светлов. «Веселая песня»;

А.А. Вознесенский. «Слеги»;

Р.И. Рождественский. «Мне такою нравится зе­мля...»;

B.C. Высоцкий. «Я не люблю» и др.

^ В.Г. РАСПУТИН

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уро­ки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повество­вания. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на гра­ницы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

^ Теория литературы: развитие представлений о типах рас­сказчика в художественной прозе.

Развитие речи: составление словаря понятий, характери­зующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.

Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на ки­ноэкране.

Из зарубежной литературы

^ У. ШЕКСПИР

Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульет­та ». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь,

74

75

проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.

Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).

Связь с другими искусствами: история театра.

^ М. СЕРВАНТЕС

Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основ­ная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

^ Теория литературы: роман, романный герой.

Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, со­общения учащихся.


Для заучивания наизусть

Г.Р. Державин. «Памятник».

В.А. Жуковский. «Сельское кладбище» (отрывок).

Н.М. Языков. «Пловец».

А.С. Пушкин. «И.И. Пущину».

М.Ю. Лермонтов. «Смерть Поэта».

Н.А. Некрасов. «Тройка».

А.А. Фет. «Учись у них: у дуба, у березы...»

В.В. Маяковский. Стихотворение — по выбору.

С.А. Есенин. «Той ты, Русь, моя родная...»

Б.Л. Пастернак. «Во всем мне хочется дойти...»

Н.А. Заболоцкий. Стихотворение — по выбору.

А.Т. Твардовский. «За далью даль» (отрывок).


^ Для домашнего чтения

Из устного народного творчества

«В темном лесе, в темном лесе...», «Уж ты ночка, ты не ченька темная...», «Ивушка, ивушка, зеленая моя!..».

Из древнерусской литературы

Из «Моления Даниила Заточника», «Поход князя Игоря Святославовича Новгородского на половцев».

Из литературы XIX века

И.А. Крылов. «Кошка и Соловей». В.А. Ж у к о в с к и й. «Кубок». К.Ф. Рылеев. «Державин». П.А. Вяземский. «Тройка».

Е.А. Баратынский. «Мой дар убог, и голос мой негро­мок...», «Муза».

А.С.Пушкин. «Муза», «Золото и булат», «Друзьям», «Вновь я посетил...»

М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Маскарад». Н.В. Гоголь. «Портрет».

И.С. Тургенев. «Три встречи», «Вешние воды», «Пер­вая любовь».

Н.А. Некрасов. «Коробейники», «Душно! без счастья и воли...», «Ты всегда хороша несравненно...», «Де­душка».

А.А. Фет. «На заре ты ее не буди...», «Буря на небе вечер­нем...», «Я жду... Соловьиное эхо». Л.Н. Толстой. «Холстомер».

^ Из литературы XX века


М.Горький. «Сказки об Италии».

А.А. Ахматова. «Вечером», «Вечерние столы, часы пе­ред столом...», «Проводила друга до передней...». М.И. Цветаева. «Генералам 1812 года». С.А. Есенин. «Письмо матери». Б.Л. Пастернак. «Быть знаменитым некрасиво...» А. Г р и н. «Бегущая по волнам». В.П. Астафьев. «Ангел-храните ль».

Я.В. Смеляков. «Хорошая девочка Аида». В. Ш а л а м о в. «Детский сад». В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин», «Волки». В.Ф. Тендряков. «Весенниеперевертыши». Д.С. Лихачев. «Заметки о русском».

Из зарубежной литературы

В. Г ю г о. «Девяносто третий год».


9 класс

Введение

Подведение итогов изучения литературы в средних клас­сах. Своеобразие изучения литературы в 9 классе; историко-литературный процесс. Литературные направления, школы, движения. Периодизация литературного процесса. Развитие литературы от устного народного творчества, древнерусской литературы, литературы XVIII к XIX и XX векам. Литература и история; этические и эстетические взгляды.

^ Теория литературы: литературная ситуация, историко-лите­ратурный процесс, литературное направление.

Развитие речи: запись выводов, составление тезисов.

Из зарубежной литературы


^ У. ШЕКСПИР (обзор)

Жанровое многообразие драматургии У. Шекспира. Пробле­матика трагедий. Высокое и низкое, сиюминутное и общечелове­ческое, доброе и злое в трагедии «Гамлет». Центральный кон­фликт пьесы. Образы Гамлета и Офелии в трагедии и русском искусстве XX века.

^ Теория литературы: трагедия.

Развитие речи: различные типы чтения и пересказа; дис­куссия.

Связь с другими искусствами: трагедия «Гамлет» на те­атральных сценах мира и в кино.

Ж.Б. МОЛЬЕР

Краткие сведения о драматурге. «Высокая комедия» Ж.Б. Мольера (обзор). Тематика и проблематика комедий Моль­ера. Комедия «Мнимый больной»: основной конфликт пьесы; объекты уничтожающего смеха; группировка образов в комедии.

Связь с другими искусствами: комедии Ж.Б. Мольера на сценах русских театров и в кино.




оставить комментарий
Дата17.10.2011
Размер0.5 Mb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

средне
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх