Пособие строится по следующему плану: Номер контрольной работы, тема icon

Пособие строится по следующему плану: Номер контрольной работы, тема


Смотрите также:
Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по семейному праву...
Методические рекомендации по написанию и оформлению контрольной работы...
Темы контрольных работ (для заочного отделения) по дисциплинам «Управленческие решения»...
Оглавление 1 методические рекомендации по выполнению контрольной работы структура и содержание...
Методические указания по выполнению контрольной работы...
«Психология»
Методические указания по выполнению контрольной работы Для выполнения контрольной работы...
Инструкция по выполнению контрольной работы. Правила выбора варианта контрольной работы...
Методические указания по выполнению контрольной работы Для студентов всех специальностей II...
Методические указания по выполнению контрольной работы Дисциплина...
Программа дисциплины Контрольные задания и методические указания по выполнению домашней...
«Использование современных информационных и коммуникационных технологийв учебном процессе»....



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать
Введение


Задача данного пособия – дать студентам практический материал по основным темам курса, показать методы и приёмы его анализа.

Цель контрольных работ – помочь студенту закрепить прослушанный на лекциях учебный материал, в соответствии с заданиями проанализировать предложенные текстовые материалы, выделить изучаемые языковые явления, дать им характеристику, научить студентов пользоваться словарями и справочниками.

Пособие строится по следующему плану:

  1. Номер контрольной работы, тема

  2. Перечень заданий по данной теме

  3. Схемы и образцы разбора

  4. Тексты к заданиям для анализа

  5. Литература

Задания для всех студентов общие, к каждой теме даётся 10 вариантов текстов. По каждой теме студент выполняет один вариант.

Для выполнения контрольной работы вначале необходимо внимательно познакомиться с заданиями, затем подобрать нужную литературу и словари, повторить теоретический материал.

Работа выполняется в отдельной тетради с соблюдением всех требований орфографического режима и указанием использованной литературы. Разбор всех видов выполняется по принятым схемам и образцам.


Семестр 3

Контрольная работа 1


/Фонетика/

Задания:

1.Затранскрибируйте текст в соответствии с нормами литературного произношения


2.Сделайте фонетический разбор одного, двух – трехсложного слова в следующем порядке:

а) укажите количество звуков и букв,

б) охарактеризуйте каждую фонему (гласные - ударные, безударные, согласные -глухой или звонкий , твердый или мягкий),

с) укажите случаи ассимиляции (озвончения, оглушения, смягчения )


3.Разделите слова ( из задания № 2) на слоги, каждый слог охарактеризуйте : ударный- безударный, открытый- закрытый, прикрытый – неприкрытый.


4.Опредилите ударение в словах ( из задания № 2): подвижное или неподвижное.


Образец выполнения

1.Береч природу -долг каждого человека

[б'ир'эч'ьпр'ироду долк каждава ч'илав'эка]

2.Беречь [б'ир'эч']- 6 букв,5 звуков

гласные Е -[и] безударный ,обозначен буквой Е

Е -[э] ударный, обозначен буквой Е

согласные Б-[б']-парный звонкий, парный мягкий

Р-[р']-непарный звонкий, парный мягкий

Ч-[ч']- непарный глухой, непарный мягкий


согласные Б,Р - смягчаются перед -е-

3. природу -при-ро-ду -3 слога

ПРИ - безударный, открытый, прикрытый

РО - ударный, открытый, прикрытый

ДУ - безударный, открытый, прикрытый


4.прирóду-ударение неподвижное: прирóда - прирóдный.


Вариант №1


^ КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

Настоящая воспитанность проявляется, прежде всего, у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.

Если со знакомыми вы вежливы, а с домашними раздра­жаетесь по каждому поводу,- вы невоспитанный человек.

Если вы не считаетесь с характером, психологией, привыч­ками и желаниями своих близких,- вы невоспитанный чело­век.

Если уже во взрослом состоянии вы как должное прини­маете помощь родителей и не замечаете, что они сами уже нуждаются в помощи,- вы невоспитанный человек.

Если вы громко заводите радио и телевизор или просто громко разговариваете, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже маленькие дети),- вы невоспи­танный человек и никогда не сделаете воспитанными своих детей.

Если вы любите шутить над женой (мужем) или детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то тут уж вы (извините меня!) просто глупы...

Воспитанный человек во всех отношениях не ведёт себя «громко», экономит время других, строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос»...

^ По Д. С. Лихачёву


Вариант № 2


Самый неразговорчивый, суровый и даже чёрствый чело­век в минуту тяжкую, забыв про свои зрелые года, закричит вдруг, взывая о помощи к существу, к которому в беспечаль­ные и благополучные для себя времена мог быть и равнодуш­ным, и невнимательным: «Мама!»

Из всех слов — это единственное, которое не нуждается в переводе на иные языки.

Кто не знает о том, что мать ложится позже всех в семье и просыпается раньше всех? Если детство твоё проходило в деревне и к тому же ты был не один, а в компании тех, о которых говорят «семеро по лавкам», то ты не можешь, хотя бы время от времени, не воскрешать чудесною силою памяти благословенный образ твоей матери. Сколько дел переделает она за день — и на поле и на огороде, а на вечер их остаётся ещё больше: надо встретить и подоить корову, а ещё прежде принести из лесу мешок - крапивы и запарить её, собрать под одну крышу детишек, накормить их, уложить спать, перестирать с них всё, развесить на просушку, натаскать к печке дров, замесить тесто…

Пока речь шла о женщине-матери. Одной этой святой её «обязанности» достаточно, чтобы низко склонить перед нею голову. Но она ещё и Великая Труженица, наша женщина!

Оттого ли, что я сам родился и вырос в деревне, оттого ли, что в последние десять лет меня все более, всё нетерпе­ливее тревожит и волнует этот образ, но я с чувством восхи­щения и восторга думаю о Крестьянке, о бессмертном подвиге женщины-колхозницы.


По М. Алексееву


Вариант 3 №

^ УЧИТЕСЬ ПЛАВАТЬ


Активное плавание приносит огромную пользу. Например, у пловцов самые большие цифры жизненной ёмкости лёгких: до 7 литров — раза в два больше среднестатистических норм. А ведь жизненная ёмкость лёгких, их объём, считается одним из основных показателей здоровья человека. Плавание хорошо и тем, что при интенсивной работе в воде на преодоление её сопротивления расходуется масса энергии. Это особенно важно в наш век, когда условия жизни диктуют хроническую, физическую недогрузку при столь же регулярных психических Р' перегрузках. Плавание требует значительных больших мышеч­ных усилий и расхода времени, чем движение в воздушной среде. При этом нагружаются практически все мышцы тела, и нагружаются равномерно, «мягко». Вот почему у пловцов длинные и эластичные мышцы, прорисовывающие классические контуры фигуры.

Помимо «мышечной радости», которую даёт плавание, вод­ная среда совершенно по-особому воздействует на тело: легко массирует кожу, прорабатывает каждую мышцу, подкожные капилляры и нервные окончания. Ещё один важный оздоровительный фактор в плавании — закаливание, особенно плавание в открытых бассейнах.

Чисто внешне постоянных посетителей бассейнов объеди­няет один признак — хорошая осанка, подтянутость и лёгкая походка, Это – несомненное влияние плавания, при котором тело находится в горизонтальном положении и при каждом взмахе рук как бы вытягивается вперёд.


Вариант № 4


^ ИСКУССТВО НЕ СТАРЕТЬ. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ОНО?


Почему одни люди живут до глубокой старости, другие — нет?

Одни, как деревья, умирают стоя, а другие — на больничной койке от хронических болезней?

Извечные вопросы, извечно требовавшие своего ответа. Каков же этот ответ сегодня, в наше время?

Здоровье никому не гарантировано само по себе. Думать о нём надо каждому самому всю жизнь. И особенно в молодо­сти, а не в старости, как считают многие. По принципу: каков фундамент — таково и здание. Прежде всего нужно помнить старинную заповедь восточных табибов (лекарей) о том, что доктором сам себе должен быть человек. Речь идёт о безле­карственной медицине.

Враг номер один — гипокинезия — малоподвижный образ жизни. Ещё Платон называл движение «целительной частью медицины», а Плутарх —«кладовой жизни».

Следует избегать того, что раздражает и возбуждает: шум, ссоры, бурные дискуссии, нервирующие телепередачи. Беречься таблеток, особенно снотворных. Их заменители — успокаива­ющие, монотонные занятия, к примеру, стихи, арифметические действия. Умение накапливать положительные эмоции, потен­циал которых в человеке должен стократ превышать отрица­тельные. Это отдельная глава в овладении искусством не ста­реть.

Наслаждаться пением птиц, созерцанием набухшей почки или цветущей розы—это тоже надо в себе воспитать. Вспом­ните «Сад камней» японских философов.

Очень важные факторы—взаимная улыбка, похвала, доброе слово, внимание, милосердие. Это здоровье. И, наоборот, брюзжание, сетование, злость - это преждевременная ста­рость.

И ещё. Самое жестокое из всех зол, какое может накликать на себя человек, - зависть. Завистливый не может быть счастливым,— так гласят древние книги.

Итак, физическое и психическое здоровье – верный путь к долголетию.


Вариант № 5


^ НА КРАЮ ПУСТЫНИ

Славен Узбекистан городами, богатыми древними архитек­турными памятниками. Достаточно вспомнить Бухару, Самар­канд, как в воображении сразу возникают величественные дворцы и мавзолеи, замысловатые купольные и башенные ансамбли. Но есть на севере республики, на краю пустыни Кызылкум, заповедный город, в котором вся глиняная, камен­ная, майоликовая роскошь Востока как бы собрана воедино. Это Хива.

Первые восторженные отзывы о Хиве оставили нам араб­ские путешественники в Х веке. Ныне сюда поездами и само­лётами спешат туристы из многих стран мира. За крепост­ными стенами Ичан - Калы - внутреннего города, в который можно попасть лишь через ориентированные на четыре сто­роны света ворота с могучими запорами, словно законсерви­рованы века. В нетленном виде сохранились узкие улочки со слепыми глинобитными фасадами, ажурные порталы переме­жаются строгими колоннами минаретов. На площади всего в 25 гектаров находится около двух десятков памятников ста­рины. Вот дворец одного из правителей, насчитывающий 160 комнат, двориков, террас- айванов, украшенных резьбой по дереву, изразцами и росписью. Вот таинственный караван-са­рай. Вот инженерная загадка—подземное водохранилище - сардоба или не менее интригующая своим устройством обще­ственная баня.

Хива привлекательна не только для любителей экзотики. С ее историей связаны такие имена, как аль-Хорезми, чьи ма­тематические трактаты еще в XII веке были переведены на латинский язык и практически послужили предтечей совре­менных компьютеров, или — Пахлаван - Махмуд, непревзойдён­ный борец XIV века, который заслужил всенародную славу силой не только своих рук, но и ума.

Не редкость в Хиве и карнавалы, героем которых стано­вится легендарный Ходжа Насреддин. В такие дни на древних улицах города как бы оживает сама история.


Вариант № 6

^ СКАЗКА ИЗ ГЛИНЫ


. Традиция изготовления глиняной игрушки в Узбекистане зародилась в глубокой древности. При раскопках среднеазиат­ских городищ и поселений, как, например, Афросиаба- древ­него Самарканда, археологи находят фигурки лошадок, пти­чек. Их «возраст» - почти 2 тысячи лет.

Глиняные звери, всегда фантастические, даже если и назы­ваются лев, барашек, конь, демонстрируются ныне на многочис­ленных художественных выставках.

Центры, где сохраняется и продолжается старинное народ­ное искусство,— это селение Уба в Бухарской и Касбы в Кашкадарьинской областях, города Самарканд и Денау. Многим знакомы имена народных умельцев: Хамро Рахимовой, которая лепила круторогих баранов, лошадок с длинными шеями, «тербача» (дитя льва); Амбар Саттаровой—из светлой глины, она делала фантастических лошадей — птиц на колёсах.

В собрании ленинградского Эрмитажа хранятся бухарские игрушки XII века, некоторые из них абсолютно схожи по форме с современными изделиями народных мастеров Узбе­кистана. И сопоставляя их, поражаешься стойкости традиций в народном творчестве.


Вариант № 7


^ ОЗЕРО В НЕБЕСНЫХ ГОРАХ


Это кажется чудом: утром над синим простором Иссык-Куля будто висят в небе снежные вершины Терскей -Алатау.

В переводе с киргизского Иссык-Куль значит «тёплое озе­ро». Оно никогда не замерзает. Расположено оно на высоте 1608 м, протянулось с запада на восток на 178 м, а глубина доходит до 700 м.

Нигде в стране нет такого удивительного сочетания гор и воды: с обеих сторон Иссык-Кульская котловина зажата гран­диозными горными хребтами Кунгей-Алатау и Терскей-Алатау. Здесь великолепные условия для отдыха: солнечных дней больше, чем на Кавказе и в Крыму, а водный простор и снеж­ные горы смягчают среднеазиатскую жару. Идеально чист воз­дух. Пустынные берега Иссык-Куля тянутся на сотни километ­ров, на одного отдыхающего здесь приходится 100 м2 пляжа. Чуть солоноватая вода на редкость чиста и прозрачна: в глу­бине озера можно разглядеть даже остатки древних городов. Недалеко от озера есть ущелья редкой красоты.

На берегах Иссык-Куля построены турбазы, дома отдыха, санатории. Хорошая 1000-километровая автомобильная дорога опоясывает озеро. Экскурсионные автобусы развозят туристов и отдыхающих по наиболее живописным местам. В ущелье Барскаун—большой водопад. На курорте Джеты-Огуз с радо­новыми источниками-«семь братьев»- семь причудливых красных скалю.

На озеро Иссык-Куль можно добраться автобусом или са­молетом.


По Ф. Патрунову


Вариант № 8


^ ЧИНАРЫ УЛУГБЕКА


Знаменитый падишах и выдающийся учёный-астроном XV века Улугбек очень любил охоту. У него был друг Мирзо Сайд Ахмад, которого в народе звали Хазрат Бешир, что значит «любимец бога» (потому что вырос он без молока матери, и якобы бог сохранил ему жизнь). А недалеко от Самарканда у Хазрата Бешира был кишлак, вокруг которого стояли горные леса, било много прозрачных родников. Улугбек очень любил своего друга и часто приезжал к нему охотиться, С ним он мог говорить и о философии, и о поэзии, и о тайнах природы.

Однажды во время пира Улугбек рассказал своему другу о новом чуде. У себя в Самарканде он велел разбить такой сад, который простоит тысячу лет. Сад из удивительного дере­ва - чинары. Саженцы этого дерева недавно привезли из вла­дений отца падишаха - из Кабула.

Хазрат Бешир попросил десять саженцев для своего киш­лака. Улугбек улыбнулся и согласно наклонил голову.

Через некоторое время падишах выполнил своё обещание.

В караване, который вышел из Самарканда в сторону Аман-,кутана, шла лошадь, нагруженная невиданными саженцами.Чтобы по дороге они не высохли, их везли в специальных хурджунах, сделанных из коры дерева и наполненных землёй.

Саженцы добрались благополучно. Возле кишлака Хазрата Бешира на открытом берегу Кашкадарьи караван остано­вился. Хозяин уже встречал своего друга. Улугбек велел своим нукерам копать ямы. Когда ямы были готовы, падишах поднял руки для молитвы... И не успела ещё закипеть вода в чайнике над костром, как сотня молодых чинар протянула свои ветки к ярко-синему небу.

Деревья, посаженные Улугбеком, стоят и по сей день и тянутся к небу огромными светлыми колоннами. Но теперь их не сто — теперь вырос уже на этом месте целый лес. За полтысячи -лет чинары (ещё их называют платанами) распростра­нились по всему Узбекистану.


По Акрамджону Аминову


Вариант № 9


^ ХЛЕБ — ЭТО ЖИЗНЬ


Хлеб на твоем столе—достаток. Кажется, тонок стебель, на котором вызревает колос, а держит на себе всё человече­ство. Хлеб щедр. Он отдаёт тебе, человек, свою силу, в которой соки земли и тепло солнца, свежесть серебряных дождей и бес­крайняя голубизна российских просторов.

Хлеб—это жизнь. Знаешь ли ты, сколько стоит горсть пше­ницы? Не спеши угадывать — ошибёшься. Лучше спроси об этом у старших. Они скажут тебе, что хлеб неизмеримо выше всех обычных понятий о нем. Есть грань такая; жить или не жить. В тяжёлые военные годы кусок хлеба иногда спасал жизнь человеку. Вот и выходит, что никакие ценности не могут сравниться с хлебом. Горсть пшеницы дороже куска золота,

Потому-то хлебороб у нас всегда был в почёте: растить хлеб — главная профессия на земле. А растить его совсем не легко. Представьте себе шахматную доску с множеством полей-клеток. За доской сидят двое — Природа и Человек. При этом белыми всегда играет Природа, за ней право первого хода; она определяет начало весны, жару, заморозки-,. Чтобы в этих условиях не проиграть, Человек должен правильно ответить на любой неожиданный ход Природы. В его распоряжении, как у всякого шахматиста, много различных ходов, но всякий раз нужно найти единственно правильный. Только тогда будешь с урожаем...


Вариант № 10


Человек выбирал зёрна из пшеничного колоса и бросал в рот. Они были вкусны, он разжёвывал их с охотой, проглатывал чуть сладковатую кашицу. Одно зерно уронил, но под­нимать его не стал: в руке зажат большой пучок желтеющих, полных спелых зёрен колосьев. Переступая, человек ненаро­ком примял оброненное зерно, оно погрузилось в рыхлую зем­лю, сильно увлажнённую вчерашним ливнем.

Человек был зорок, памятлив и наделён любопытством. Он наперечёт знал все деревца, кустики, злаки, что росли по бере­гу реки, близ пещеры, где он и ещё с десяток людей его рода не так давно обосновались. Спустя неделю, возвращаясь с охоты, он углядел на том месте, где обронил зерно, крохотный росток. Росток был ярко-зелёный и торчал, как шильце, задор­но. А ещё через несколько дней шильце развернулось, стало листком и к нему прибавилось ещё три листочка. А когда образовался и созрел колос, человек сорвал его и насчитал столько зёрен, сколько пальцев на руках и ногах человече­ских. Из одного зерна выросло двадцать. А если в землю бро­сить двадцать зёрен?..

Так или не так начиналось десять тысяч лет назад земле­делие? В точности мы никогда, наверное, это не узнаем, но считается, что оно начиналось приблизительно так.

По М. Ивану


Контрольная работа № 2

(Словообразование)

Задания:

1. Произведите морфемный разбор слов (по указанию преподавателя).

Порядок морфемного разбора:

1) определите часть речи; у изменяемых слов выделите окончание и основу, определите тип основы: производная или непроизводная


2) к данным словам подберите родственные слова и выделите корень


3) выделите приставки и суффиксы, определите их значение (словообразующие, формаобразующие)

4) отметьте случаи чередования (при наличии)


Порядок словообразовательного разбора


1. назовите часть речи

2. выделите основу и словообразовательные средства

3. определите способ словообразования


Образец выполнения:

Морфемный разбор:

Пробудились - глагол прошедшего времени, множественного числа, возвратный. основа – пробудил ... сь, окончание-И(мн.ч.), основа-производная

Пробудились, будить,бужу-корень буд (буж)

Суффикс - û (инф), л (пр. вр. формообразовательный)

префикс - про, постфикс -сь.


^ Словообразовательный анализ:


Пробудились - производное слово - пробудиться- глагол, начальная форма, основа словообразовательная (буди-), словообразовательное средство -ся –постфикс, -про-префикс, способ словообразования

-приставочно – суффиксальный.


Вариант 1


^ МОЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд — даже самый грубый — возвышается до творчества.

М. Горький


КАК ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ ПО ДУШЕ?


Когда мы терпим неудобства, имея дело с ротозеем-шофером или педантом-педагогом, дело, видимо, прежде всего не в том, какие они люди, а в том, на своем ли они месте. Педантизм, официальность, скрупулезность, своего рода мелоч­ность могут помешать педагогу и, наоборот, помочь в работе бух­галтеру. Ротозей за рулем — прямая опасность для пешеходов, по это качество будет почти незаметным, скажем, у садовника. Выходит, как человек выполняет работу, какова его отдача, во многом зависит от того, кем он стал.

Как ни странно, в детстве каждый точно знал, что ему нуж­но. Девочки мечтали о профессии врача, учителя, мальчики хотели стать летчиками, капитанами дальнего плавания... Но шло время, мечты менялись... И вот дети выросли. Они закан­чивают школу. Что же делать? Кем быть? Ждать выпуска, а потом пойти в любой вуз или техникум, на предприятие и уже там узнать о том, что представляет собой профессия, которую ты получишь? Или разобраться заранее?

В одной из школ десятиклассники решили провести диспут на тему «Моя будущая профессия».

— Почему обязательно вуз? Разве на свете нет профессий, не требующих высшего образования?

  • Путь к интересной работе лежит через знания...

  • Самое интересное — получить профессию «в наследство»
    от отца или матери...

  • Талант прежде всего...

  • Человек — господин своего призвания...

Как же найти профессию по душе? Как быть уверенным в правильности своего выбора?

Вероятно, так: если хочешь быть настоящим врачом, а не называться им, поработай сначала санитаром; влечет тебя ро­мантика геологов, попробуй поработать в партии, потаскать мешки, приборы. Будущему педагогу прямо-таки необходимо проверить себя на комсомольской, пионерской, кружковой ра­боте.

Ну, а если молодой человек одинаково хорошо способен тру­диться в нескольких профессиях? Тогда, наверное, следует из­брать профессию, наиболее нужную обществу в данный момент. Правильный выбор принесет максимум пользы обществу в радость, удовлетворение каждому вступающему на самосто­ятельный путь.


Вариант 2

^ ВАЖНАЯ ПРОБЛЕМА


О том, как человеку найти себя, люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории. Но всегда симпатии были на стороне тех, кто стремился не к должностям и почестям, а к усовершенствованию своего ремесла. Вот что писал об этом, например, В. Белинский: «Честный и по-своему умный сапожник, который в совершенстве обладает своим ре­меслом и получает от него все, что ему нужно для жизни, выше плохого генерала, выше педанта-ученого, выше дурного стихо­творца».

Выше не только нравственно: от того, насколько человек на месте, зависит и благополучие близких ему людей, и процве­тание государства, в котором оп живет. Нашел себя человек или нет, раньше, вообще говоря, мало кого интересовало. Сегодня проблема поиска места в жизни уже не может не волновать общество: слишком выросли взаимосвязи людей, слишком много у них стало совместных дел, и каждый не нашедший себя ста­новится тормозом.

Отрадно, что этой проблемой занялись ученые. В некоторых лабораториях пашей страны ведутся исследования по професси­ональной ориентации, прицельному поиску талантов, но уповать далеки от завершения.

Даже если будет создана система моральной помощи, такой же, как, скажем, медицинской, то и она поможет избежать толь­ко грубых ошибок, «лечить», так сказать, легкие формы болез­ни. Во всех других случаях человек остается наедине с самим собой, и этого нельзя забывать. И здесь очень важно правильно ориентировать человека, дать понять, что без самого активного участия лично каждого проблему поиска места в жизни не ре­шить. Нужно искать свое место — свой труд, который принесет глубокое удовлетворение себе и максимальную пользу обществу.

Ищущим нужно быть честными по отношению к себе, более критичными к советам слишком заботливых родителей, не идти на поводу у моды, не переоценивать, но и не недооценивать соб­ственные способности.


Вариант 3


Педагогика — сложная наука, и я не берусь говорить о ее законах. Однако мне думается, что педагогика — это и жест учителя, и его улыбка, и его голос, и манера держать себя, и, наконец, его одежда.

Учитель воспитывает этические и эстетические вкусы ученика. Мне кажется, стоит подумать над тем, чтобы в школах бы­ли созданы «уголки хорошего вкуса», над тем, чтобы в каждой учительской было большое зеркало, в котором педагог смог бы оглядеть себя, прежде чем идти на урок, к детям. Ведь он стоит перед классной доской так, как актер на сцене перед зрителями, на него смотрят испытующе и пристально? Я бы сказала так: учитель должен импонировать детям. Кто, как учитель, может показать ребенку, как вести себя в обществе, среди товарищей, старших? Кто как не учитель, может служить приме­ром «хорошего топа» и, если угодно, даже хорошей, красивой походки. Это последнее, кстати, не такая уж мелочь, как может показаться на первый взгляд. Ведь подтянутый, свежий, акку­ратный облик ко многому обязывает. Учитель — не унылый схоласт, он не может ограничиться лишь миром учебников и тетрадей.

У педагогов и актеров много общего. Так, по-моему, и для тех, и для других действует одно и то же правило: когда они работают, творят перед людьми, ничто не должно и не может отвлекать их от прямого дела. В этот момент надо отбросить в сторону плохое настроение, какую-либо личную неурядицу, для нях следует подыскать другое место и время. Мы многое требуем от педагога, но ему надо помогать, ста­раться улучшить его быт — это долг нашей совести. Школу, учителя следует окружить всенародной заботой, любовью, вниманием: они заслужили этого. Учитель воспитывает юных граж­дан, в его руках, в его сердце, в его душе, перед его глазами — будущее страны

(По В. Марецкой)

ВАРИАНТ 4.


^ ВРАЧЕБНОЕ СЛОВО

Слово врача — как много оно значит для человеку нуждающегося во врачебной помощи! Не зря же великий русский врач Боткин сказал, что если больному после беседы с врачом не станет легче, то это плохой врач.

Врач и пациент... Ведь их встреча всегда начинается с бе­седы. Как же-важно слово для больного человека каким вни­манием, жадно и нетерпеливо ждет больной человек этого сло­ва. Ждет в надежде, что сейчас рассеются все его беды, несча­стья. Исчезнут вдруг возникшие осложнения, жизнь войдет :-привычный круг. Слово врача позволит ему заняться любимые делом, вернет в его дом покой и радость жизни. С какой на­деждой всегда ждет больной человек этого слова от врача Ведь иногда в такой ситуации слово — это приговор больному - человеку.

А выслушивать приговор себе, своему здоровью, своим надеждам, своему будущему всегда трудно, для этого требуются стойкость и мужество. И разные люди при этом ведут себя по-разному. Одни с достоинством и внешним спокойствием — если кто-то попытается убедить меня, что это истинное, а не внешнее спокойствие, я не поверю. Психически здоровый человек в ожи­дании своего приговора не может оставаться спокойным. Силь­ный волевой человек может скрыть свое волнение под маской внешнего спокойствия. Такие сильные натуры встречаются не редко. И все же они волнуются. Очень волнуются. Выражается волнение по-разному: интонацией голоса, поворотом головы, взглядом, улыбкой, чуть заалевшими щеками, иногда — вдруг появившейся бледностью. Их ничто не интересует, им безраз­лично дальнейшее...

Слабые натуры в тех же ситуациях никнут. Теряют всякую надежду. Слезы. Истерика. Некоторые впадают в безразличие.

Разные люди. Разные реакции на приговор судьбы. Именно судьбы. Ведь от того, как сложится дальнейшее самочувствие человека, его здоровье, зависит и его дальнейшая судьба. Пока человек здоров, ему все нужно. И дом. И работа: И общение с людьми. Его все интересует: погода, одежда, мода, люди. Пришла болезнь — пришла беда. Все отходит на задний план. Только болезнь, только стремление избавиться от нее. И это вполне естественно. Человеку свойственно быть здоровым, пол­ноценным. Это его норма. Ведь болезнь — это ненормальное состояние. Человек не может и не должен мириться с ней.

И вот у разных людей различная реакция на это ненормаль­ное состояние, на слово врача, порой определяющее дальнейшую судьбу больного человека.

Каким же продуманным и ответственным должно быть его слово! Каким осторожным и бережным! Каким осмотритель­но

(Я. Цивьяну)


Вариант 5

^ ВЕРНОЕ ОРУЖИЕ ВРАЧА

Если вы попытаетесь по взгляду, по выражению ли­ца, топу речи определить мысли и чувства, владеющие вашим другом или родителями, вы вторгнетесь в область психологии.

Если же вы, желая установить свойства неизвестного веще­ства, подвергнете его какому-либо воздействию — вы поступи­те как экспериментатор.

Осматривая, выстукивая, выслушивая тело человека, вы дей­ствуете как врач-терапевт (от греческого слова «терапия», что означает лечение болезней лекарствами, диетой, физическими методами и т. д.).

Заметьте, во всех трех случаях вы ищете какие-то признаки, позволяющие проникнуть за плотные, непроницаемые покровы, сковывающие истину. Вы набираете факты. Сопоставляете их, пытаетесь найти существующие между ними связи. И на этой основе у вас возникает представление о состоянии здоровья исследуемого человека и необходимом лечении, причем, не видя того, как работают сердце, легкие, печень и другие органы.

Почувствовав недомогание, к кому за помощью обращается заболевший? К врачу-терапевту, или, как говорят в обиходе, к доктору по внутренним болезням. Терапевты — пехота медици­ны, се основное ядро. Почему не хирург? Казалось бы, просто: больной говорит, где у него примерно болит. Хирург разрезает, смотрит и. Но делается это лишь в особых, можно сказать, в исключительных обстоятельствах. Ибо нет в природе более сложной, гармонично отлаженной живой материи, чем организм человека. И нарушать эту гармонию механическим втор­жением медики решаются лишь в строго ограниченных случаях.

Современный терапевт вооружен для обнаружении скрытой внутри человека болезни немного сильнее, чем детектив для поиска преступника.

И все же для своевременного обнаружения ряда болезней в их зачаточном состоянии даже современный врач не имеет еще в достаточной степени нужных ему приспособлений и приборов. Но не потому, что их не хотят или не могут изготовить инже­неры. Просто никто не знает, какие требования к ним следует предъявлять. Это сможете определить вы — будущие врачи.

Истинный врач —это не только знаток своего дела, но и наблюдательный и пытливый человек, интересующийся всем происходящим в мире и в обществе. Самые первые орудия сво­его производства врачи создали прежде всего потому, что обла­дали этими качествами.


Вариант 6


^ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ МОЛОДОГО СОВРЕМЕННИКА


Искусство важно для нас прежде всего как одно из важнейших средств приобщения личности к социальной жизни и социальным проблемам народа. Недаром народная мудрость говорит: если наука делает из человека специалиста, то искус­ство формирует из специалиста человека.

Сейчас трудно представить себе человечество без искусства. Искусство возникло еще в глубокой древности, когда первобыт­ный человек создавал легенды, танцы, песни, рисунки. Он лю­бовно украшал орудия труда, оружие, одежду — первоначаль­ные формы художественной деятельности, которая способство­вала сплочению коллективов людей, развивала их духовно. С помощью рисунков, песен, танцев человек пытался объяснить для себя окружающий его таинственный мир.

Труд был основой искусства: он давал искусству его содер­жание. Кроме того, в процессе труда развивались ум, чувства и рука человека. Само творчество произведений искусства было разновидностью труда. Надо помнить о том, что -искусство соз­давалось не только людьми, но и для людей. Его творения ока­зывают определенное воздействие на жизнь людей. Произве­дения искусства с самого начала выступали как эталон цен­ности, как хвала таланту и умению творца.

Произведения искусства предоставляют человеку возмож­ность наслаждаться красотой. У него свои особые средства, оно отличается от науки.

Наука отражает жизнь в объективных научных теориях, гипотезах, расчетах и т. п., а искусство — в живых картинах, в художественных" образах.

Искусство обладает исключительной способностью эмоционально воздействовать на человека. Подлинные произведений
искусства потрясают душу, вызывают слезы, восторг, негодование. Искусство вводит нас в мир, в который, кроме него, нас
никто не введет. Искусство открывает путь к знанию. Бессмертные произведения великих писателей, композиторов, художников помогают нам познавать историю, жизнь. Так, например,
события Отечественной войны 1812 года оживают в романе
Л. Толстого «Война и мир», романы О. Бальзака, помогли ему узнать историю Франции не в меньшей степени, чем научные исследования. Благодаря произведениям живописи мы знакомимся с жизнью и бытом людей, живших в прошлом.

Искусство – воспитатель нравственных идеалов. Оно помо­гает нам оценить отношения друг к другу, красоту благородства, самопожертвования во имя счастья других, торжества справед­ливости и, напротив, безобразие подлости, предательства Ис­кусство помогает формированию личности человека. Книги, кар­тины, музыка, фильмы, спектакли оказывают на нас огромное влияние, делая нас намного лучше и богаче.


Вариант 7

^ ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН

Жителям Вены хорошо знаком этот пожилой коре­настый человек с широколобым обветренным лицом и взлохма­ченными волосами. Ежедневно, в любую погоду, он выходит из дому. Чувствовать простор, видеть небо так же необходимо, как писать музыку. Быстрыми шагами идет он вдоль крошеч­ного вала. Смотрит на низко бегущие тучи, видит, как гнутся под ветром деревья, беспокойно летают птицы. Но птичьего крика и шума ветра он не слышал. Бетховен глух...

Это началось еще в ту пору, когда к нему пришла слава. Он знаменитый пианист и композитор. В музыке его глубокие чувства стремительный порыв. Ровесник французской революции, Бетховен вдохновлен идеями свободы, равенства и брат­ства людей. Он полон сил, больших музыкальных замыслов. И тут его настигает несчастье, самое страшное для музыкан­та,— глухота. Будет ли он сломлен судьбой? Кто победит, в этой схватке отчаяние или воля к жизни и творчеству? И воля художника побеждает.

В мучительной борьбе с недугом рождается симфония. Эту симфонию Бетховен хотел посвятить «великому полководцу ре­волюции» — Наполеону. По, узнав, что Наполеон провозгласил себя императором, Бетховен приходит в ярость. Сверху донизу композитор разрывает лист, па котором написано посвящение. Симфония теперь будет называться «Героическая».

Глухота усиливается. Бетховену все трудней бывать с людьми, и только общение с природой, как и в детстве, напол­няет его счастьем. Мир звуков несет он теперь в себе самом. И тот прекрасный мир открывается в .музыке «Пасторальной симфонии. В ней — журчание ручья и гомон птиц, живые шу­мы набежавшей грозы и простой напев пастушьего рожка. Годы идут, пи один звук из окружающего мира не проникает к Бетховену.

Давно уже смолкли залпы революции, императоры и коро­ли прочно сидят на своих престолах, и их министры изгоняют даже тень свободы. Но Бетховен верен себе, независим и сво­бодолюбив, как прежде. Повстречавшись па прогулке с авст­рийской императрицей и герцогами, Бетховен заставляет расступиться и проходит, едва прикоснувшись к шляпе. Гордец? Нет, он не гордец.

«Истинный художник лишен гордости,— писал Бетховен.— Он видит что искусство безгранично, он чувствует, как далеко ему до цели».

Искусству посвящена вея жизнь Бетховена. Погруженный в работу, он забывает о сне, о здоровье. Часто болеет, живет в нужде. Он одинок, по сколько любви к людям, как много веры в добро в этом вспыльчивом и хмуром па вид человеке! В эту пору он создает последнюю, девятую симфонию. Гимном «К радости» заканчивается она. Звучит широкая, светлая мелодия. В эту музыку Бетховен вложил всю свою любовь к людям и веру в их свободу и счастье.


Вариант 8

^ Десять заповедей студентам и молодым ученым

Профессору, доктору технических наук А. Бергеру на протяжении многих лет пришлось читать лекции студентам, инженерам, руководить научными работниками, и он поде­лился некоторым своим опытом с начинающими специалиста­ми и студентами.

^ Первая заповедь. Записи лекций, конспект изучаемой книги или статьи надо делать на одной стороне листа и лучше все­го на листах, вынимающихся из тетради, блокнота, папки. Это дает возможность удобно дополнять написанное из других источников, комбинировать листки в зависимости от новой за­дачи и. т. д.

^ Вторая заповедь. Систематизировать записи, материалы сле­дует по наиболее удобной для данной отрасли знаний схеме.

Третья заповедь. Необходимо соблюдать этапы изучения ма­териала:

а) ознакомление, перелистывание, чтение аннотации и вы­водов;

б) чтение материала как романа, с некоторыми пометками
карандашом на полях;

в) изучение с карандашом в руке и конспектирование;

г) самопроверка усвоенного — делаются выводы при закрытой книге.

^ Четвертая заповедь. О консультациях. Они в основном су­ществуют трех видов, а именно:

а) слушатель не понял чего-то на лекции и показывает свой конспект;

б) слушатель заявляет: «Проработал такой-то вопрос не. Только по конспекту, но и по книгам — лектора и других авто­ров, там сказано не совсем то, что было сказано лек­ции (или даже совсем не то). Кто прав?»;

в) слушатель заявляет: «Я не согласен ни с вами, ни с другими авторами, я думаю так-то».

Не бояться высказать свое мнение.

^ Пятая заповедь. Ничего не фетишизировать. Как бы пи был велик в глазах слушателя авторитет лектора или авторитет автора изучаемой книги, ничего не брать на веру, все надо понять с предельной ясностью.

Если лектор или автор по какому-либо вопросу говорит или пишет: «То-то и то-то вредно, не годится, не рекомендуется»,— нужно это с уважением усвоить, но вместе с тем голова дол­жна работать и в обратном направлении: «А что если это все-таки сделать? Ведь ядом можно отравить, но ядом в опреде­ленных условиях и в определенной дозе можно и лечить».

^ Шестая заповедь. Основы науки надо, усвоить так, чтобы уже никаким гипнозом их нельзя было из вас вытравить. В каждой области науки есть разделы, которые специалист дан­ной области не имеет права забыть.

^ Седьмая заповедь. Помнить, что нет истины в последней ин­
станции, что наука пределов не знает, что всякий вопрос можно расширить, обобщить и углубить, то есть учесть не учтенное другими авторами.

^ Восьмая заповедь. Усвоить, что в науке отрицательный вывод не менее ценен, чем положительный.

Девятая заповедь. Не быть односторонним. Научный работник должен непрестанно повышать свой идейно-политический уровень и общую культуру, посещать музеи, выставки, театр, кино, посильно заниматься спортом и воспитывать в своих пи­томцах уважение к родителям, к старшим, к женщине и т. д.

^ Заповедь десятая и последняя. Ежедневно перед сном спра­шивать себя, что сделано за день и что надо сделать завтра; для творческой работы старайтесь отводить утренние часы (от 6 часов утра).


Вариант 9





оставить комментарий
страница1/3
Дата17.10.2011
Размер0,74 Mb.
ТипЗадача, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх