Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7-х классах на 2011-2012 учебный год. Учебник-хрестоматия в 2-х частях icon

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7-х классах на 2011-2012 учебный год. Учебник-хрестоматия в 2-х частях


Смотрите также:
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8-х классах на 2011-2012 учебный год...
Тематическое планирование уроков литературы в пятых классах...
Тематическое планирование уроков литературы в пятых классах...
Тематическое планирование курса литературы на 2011-2012 учебный год учитель: Лобова И. А...
Календарно-тематические планирование уроков литературы в 7-х классах на 2009-2010 учебный год...
Календарно-тематическое планирование уроков русской литературы на 2010/11 учебный год IX класс...
Календарно-тематическое планирование уроков по литературе в 5 классе Количество годовых часов 85...
Календарно тематическое планирование на 2007 2008 учебный год составлено на основе...
Календарно-тематическое планирование уроков обж2010-2011 учебный год (предмет)...
Календарно-тематическое планирование Предмет физика класс 8 учебный год 2011 2012...
Тематическое планирование уроков литературы в 10 классе...
Календарно тематический план по русской литературе в 10б классе на 2010 -2011 учебный год...



Загрузка...
скачать
Утверждаю

Л.А.Наумов

Согласовано

Л.Л. Вишневская


Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7-х классах на 2011-2012 учебный год.

Учебник-хрестоматия в 2-х частях под редакцией Г.И. Беленького, 7-е издание, исправленное, Москва 2008.

Программа к учебнику под редакцией Г.И. Беленького

Учитель: Д.М. Герасимова

Месяц

уч.

недели

урока, тема урока

ЗУН

Термины

Сентябрь

1

  1. Вступ. урок. Основные понятия литературы. Пространство и время в литературе.

  2. ТЕСТ на усвоение материала пройденного в 6-м классе. Роды, виды и жанры литературы.

Учащиеся должны:

- Различать литературные роды, виды и жанры

- Знать определения и описывать основные особенности лироэпического рода литературы

- Знать основные особенности поэмы как жанра лироэпического рода литературы

- Уметь отличать поэму от баллады

- Определять и формулировать художественные особенности языка поэмы

Баллада

Вид литературы Гипербола Жанр

Композиция

Песнь

Повтор

Род литературы

Сказ

Сказка литературная и народная

Тема

Фольклор Экспозиция

Эпос

Сентябрь

2

^ «МИНУВШЕЕ ПРОХОДИТ ПРЕДО МНОЮ…»

  1. Особенности лироэпического рода литературы. М. Ю. Лермонтов. Детство, интерес будущего поэта к истории, народным преданиям, сказкам и былинам. «Песня про царя Ивана Васильевича…» Характеристика времени Ивана Грозного. Композиция «Песни…». Главные действующие лица поэмы. Несправедливость поступков героев с точки зрения христианской морали.

  2. Тема «народной правды» тех времен (домостроевские основы жизни купца Калашникова). Образ Ивана Грозного, его роль в поэме. Калашников, человек из народа – преступник или герой?

Сентябрь

3

  1. «Песня про царя Ивана Васильевича…» и устное народное творчество. Былинные традиции в поэме. Связь произведения с временем Лермонтова. Р.Р. Сочинение. Темы: «Каким и как изображен Иван Грозный в первой (третьей) главе «Песни…»; «Калашников и Кирибеевич в последней сцене поэмы»; «Песня…» и устное народное творчество (по одной из глав)».

  2. А. К. Толстой «Василий Шибанов». Краткая биография (повторение изученного в VI классе). Тема русской старины в творчестве поэта: «Князь Серебряный», «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Борис» и т.д.







Сентябрь

4

  1. «Василий Шибанов». Историческая основа и авторские отступления. Смысл названия (почему поэт выделяет Василия Шибанова). Тема верности и предательства. Образ царя в балладе Толстого и в «Песне…» Лермонтова, сопоставление.

  2. ^ Основные особенности эпического рода литературы. Н. В. Гоголь. «Тайны» мастерства писателя. Гоголь-историк. Повесть «Тарас Бульба». «Вслед за автором» - принципы анализа литературного произведения. Особенности стиля писателя – единство «силы смеха» и «лирической силы». Образ Запорожской Сечи. Тема «Родины» в творчестве Гоголя. Историческая основа повести.

Учащиеся должны:

- Знать определение и описывать основные особенности эпического рода литературы

- Знать виды и жанры эпоса, их отличия

- Формулировать специфику исторических литературных произведений

- Понимать разницу между исторической действительностью и исторической основой художественного произведения

Понимать место и роль авторского художественного вымысла в историческом произведении

- Уметь пересказывать сюжет и основные эпизоды

Октябрь

5

  1. Нравы и обычаи Запорожской Сечи. «Беспрерывное пиршество», «разгульное море» и вместе с тем «кузница воли и героизма казаков» (Г. Гуковский).

  2. Образы сыновей Тараса, различия между ними. «Мазунчик» Андрий, психологические истоки предательства. Сцена встречи Андрия с прекрасной полячкой – борьба любви с чувством долга. Сравнительная характеристика Остапа и Андрия. Противопоставление автором сыновей одного отца. Портрет Остапа.

Октябрь

6

  1. Центральный эпизод повести – вторая битва под Дубном. Динамика и драматизм батальных сцен. Полководческий талант Тараса – центральной фигуры эпизода. Сцена казни Андрия. Сопоставление отношения к Андрию отца и автора. Финальный бой Остапа. Казнь запорожцев – последний подвиг сына Тараса. Смерть «старого атамана». Финал повести, размышления автора о народе-герое. Тема патриотизма.

  2. Характер литературного героя. Значение описания переживаний и раздумий, внутренней речи персонажей. Приемы раскрытия характера героя на примере действующих лиц повести Гоголя.

произведения

- Уметь анализировать различные композиционные части произведения и определять значения этих частей для всего произведения в целом

Уметь определять авторскую позицию

Уметь выделять и формулировать в прочитанном произведении тему, идею, проблематику

- Находить в тексте средства создания образов и характеров героев

Уметь характеризовать героя изучаемого произведения на основании его поступков, с помощью портрета, речи и т.д.

- Уметь определять значение пейзажа для раскрытия характера героя

Автор

Авторская позиция

Внутренний монолог

Герой

Идея

Конфликт

Концовка

Кульминация

Персонаж

Поэтика

Прототип

Сюжет

Сопоставление

Сравнение

Темпоритм

Троп

Эпизод

Эпитет

Октябрь

7

  1. Р.Р. Обучающее сочинение «Тарас Бульба – герой повести Н.В. Гоголя». Тема, идея, композиция сочинения, логика, последовательность и доказательность текста учащихся. Разница между сочинением и изложением. План работы. Умение обобщать наблюдения за характерами литературных героев.

  2. Вн. чт. Н. В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Октябрь

8

  1. ТЕСТ на знание основных понятий и терминов литературы.

  2. А. С. Пушкин «Полтава». Художественное своеобразие поэмы – слияние исторических и семейно-бытовых событий. Прототипы героев поэмы «Полтава». Страницы русской истории в произведениях Пушкина, «Песнь о вещем Олеге».

Ноябрь

9

  1. Жанровое своеобразие поэмы и ее герои. Образы Марии, Кочубея и Мазепы. Необычная строфика произведения. Р.Р. Устный рассказ учащихся на одну из тем: «Судьба Кочубея», «Вероломный гетман». Язык поэмы – текстуальный анализ и сравнение первого и второго описания украинской ночи.

  2. Полтавский бой – кульминационные события произведения. Значение метафоры и звукописи в раскрытии глубинного смысла поэтической картины битвы. Образ Петра I и его врагов. Отношение автора к недругам России через изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, олицетворения). Голос поэта в произведении, авторские отступления.

Учащиеся должны:

- Определять жанровую принадлежность произведения и уметь доказывать свою правоту

- Уметь характеризовать героя эпического произведения на основании его поступков

- Знать композиционные особенности эпических произведений

- Уметь выделять эпизоды и различные композиционные части, анализировать их с точки зрения значения для произведения в целом

- Сопоставлять героев, темы, идеи одного или нескольких изучаемых произведений

- Определять идейно-художественную роль деталей




Ноябрь

10

  1. Вн. чт. А.С. Пушкин роман «Арап Петра Великого», стихотворения «Пир Петра Первого», «Перед гробницею святой…»

  2. Н. С. Лесков. Темы, герои, особенности языка произведений писателя. Лесков-рассказчик. «Человек на часах (1839 г.)», тема нравственного выбора «в борьбе между служебным долгом и состаданием».

Ноябрь

11

  1. Композиция рассказа. Стремительное развитие событий во времени. Анализ событий и участия в них персонажей. Проблематика рассказа – «ложь во спасение», авторское отношение к такой лжи. Лесковский «герой-праведник».

  2. Вн. чт. Н. С. Лесков «Пугало», «Зверь», «Тупейный художник», «Грабеж».

Ноябрь

12

  1. Адм. к/р.

^ «ХУДОЖНИК – ГОЛОС СВОЕЙ ЭПОХИ»

  1. И. С. Тургенев. Особенности тургеневского рассказа: сжатость во времени, устремленность действия к центральной сцене, прием противопоставления, связь картин природы с идейным замыслом произведения, незавершенность финала.

Декабрь

13

  1. «Бирюк, глубина содержания через совершенство формы. Противоречивость натуры Бирюка, драматизм его судьбы. Описание грозы, звукопись. Анализ портрета лесника и обстановки избы, роль художественных деталей.

  2. «Стихотворения в прозе». Художественное своеобразие миниатюр Тургенева. «Как хороши, как свежи были розы…», отличие стихотворения Тургенева от других лирических произведений и их родство.




Завязка

Загадка

Интерьер

Конфликт

Очерк

Пейзаж

Персонаж

Повесть

Поговорка

Портрет

Пословица

Предание

Пролог

Развитие действия

Развязка

Рассказ

Роман

Сюжет

Трилогия

Цитата

Эпиграф

Эпилог

Декабрь

14

  1. Жанровые особенности «Стихотворений в прозе», история их создания и публикации. «Щи», обращение писателя к духовному миру русского крестьянина. «Памяти Ю. П. Вревской», «Воробей», «Русский язык». Вн. чт. И. С. Тургенев рассказ «Свидание».

  2. ^ Основные особенности лирического рода литературы. Н. А. Некрасов, детство и ранняя юность поэта. Любовь к русскому народу и сострадание ему как основной мотив творчества Некрасова.

Учащиеся должны:

Знать определение и основные особенности лирики как рода литературы

- Знать жанры лирики и уметь отличать их друг от друга

- Уметь различать произведения лирического и лироэпического родов литературы

- Уметь определить и охарактеризовать

лирического героя произведения


Декабрь

15

  1. Р.Р. – «Железная дорога», конкурсное чтение отрывков из стихотворения. Вера поэта в неисчерпаемые силы народа. Тема истинной роли труда в истории человечества. «Железная дорога» и устное народное творчество. Анализ стихотворения, значение композиции для развития темы.

  2. «Долюшка женская» в стихах Некрасова. «Орина, мать солдатская» - трагическая судьба сына через восприятие горюющей матери. «В полном разгаре страда деревенская…». Протест поэта против долготерпения народа. Поэтическая речь стихотворения, оригинальность строфики.

Январь

16

  1. М. Е. Салтыков-Щедрин, писатель-сатирик. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», особенности сатирического повествования, иносказания, гипербола, гротеск.

  2. Авторская ирония. Прием переплетения фантастики и реальности. Образы генералов и «тунеядца»-мужика. Вн. чт. М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик».

Учащиеся должны:

- Знать определения понятий «сатира», «юмор», «ирония» и уметь отличать их друг от друга


Январь

17

  1. А. П. Чехов «На мельнице». Психологизм рассказа. Искусство создания портрета героя. Авторская позиция, композиция рассказа.

  2. Характеристика мельника. Сопоставление Бирюкова и Бирюка Тургенева. Сочинение на тему: «Алексей Бирюков в отношениях с родными».

- Определять средства создания комических характеров и положений в произведении

- Знать особенности языка сатирических и юмористических произведений

- Владеть понятиями «гипербола», «гротеск» и определять значение их использования для произведения в целом

Гипербола

Гротеск

Деталь художеств.

Ирония

Комизм Комическое Сатира

Юмор


Январь

18

  1. «Хамелеон». Особенность речи действующих лиц, значение художественной детали в рассказе. Говорящие фамилии – традиционный прием русских сатириков.

  2. «Унтер Пришибеев», «Толстый и тонкий». Сатира и юмор. Хамелеонство – явление чеховской и современной действительности. Вн. чт. А. П. Чехов «Репетитор», «Гриша», «Злоумышленник».

Февраль

19

  1. К/р. Самостоятельная письменная работа по произведениям раздела «Художник – голос своей эпохи».

^ СТРАНИЧКИ ПОЭЗИИ. ЗАПЕЧАТЛЕННЫЕ МГНОВЕНИЯ

  1. Ф. И. Тютчев, певец природы. «Весенняя гроза», «Песок сыпучий по колени…», «Тихой ночью, поздним летом…». Особенности анализа стихотворного текста: размер, ритм, рифма. А. А. Фет «Мотылек мальчику», «Сосны», «Осенняя роза». Мастерство художественной формы в единстве с лирическим содержанием.

Учащиеся должны:

- Уметь определять и формулировать авторскую позицию в лирике

- Знать средства художественной выразительности и изобразительности

- Уметь анализировать стихотворный текст: определять размер, способы рифмовки, ритм, рифму и их значения для идейного содержания произведения

Аллегория

Амфибрахий

Анапест

Дактиль

Инверсия

Литота

Метафора

Олицетворение Пейзаж

Песня

Пиррихий

Размер стихотворный

Ритм стихотворный

Рифма

Синекдоха

Стих

Стихотворение

Строфа

Хорей

Ямб

Февраль

20

  1. Я. П. Полонский. Стихотворные психологические новеллы поэта. «Дорога», сопоставление со стихотворением А. С. Пушкина «Зимняя дорога». Р.Р. Выразительное чтение стихотворений Ф. И. Тютчева, Я. П. Полонского, А. А. Фета по выбору.

  2. ТЕСТ на знание особенностей анализа поэтического текста.

Февраль

21

^ «ХОЧУ, ЧТОБ КАЖДЫЙ ИЗ ЛЮДЕЙ БЫЛ ЧЕЛОВЕКОМ»

  1. Л. Н. Толстой «Детство». Время и пространство в повести. Особенности повествовательной манеры писателя. Жесты и позы героев как средство портретной характеристики. Р.Р. Пересказы «Хлебная уборка на ржаном поле», «Доезжачий Турка на охоте», «Николенька на назначенном месте».

  2. История жизни Натальи Савишны. Образ няни в произведении Толстого и в стихотворениях А. С. Пушкина «Няне» и «Зимний вечер».

Учащиеся должны:

- Уметь определять и формулировать темы и идея, объединяющие всю историю русской литературы

- Знать и формулировать предпосылки появления того или иного героя, характера

- Знать основные особенности автобиографической литературы

- Уметь анализировать текст с точки зрения стилистики русского языка

- Определять значение пейзажа для раскрытия внутреннего душевного состояния героя произведения

- Формулировать основные идеи литературы, посвященной теме детства, взросления и становления личности человека




Февраль

22

  1. Глава XIX «Ивины». Тема социального неравенства. Мастерство портрета в повести. Завершение темы матери, начатой с выдуманного Николенькой сна о ее смерти.

  2. «Отрочество». Параллелизм в описании картин природы и душевных переживаний героя. Стилистический анализ текста. Аналитическая беседа: «начало отрочества» Николеньки; «моральная перемена», происшедшая в нем; «уяснение сознанием» зла социального неравенства в окружающей жизни.

Март

23

  1. Р.Р. Классное сочинение на одну из тем: «Страницы повестей «Детство» и «Отрочество», вызвавшие у меня особенный интерес»; «Кто из героев повестей мне особенно симпатичен? Почему?»; «Почему в отрочестве Николенька так много внимания уделял «моральной деятельности»?».

  2. Ф. М. Достоевский «Мальчики». Главы из романа «Братья Карамазовы». Нравственные проблемы произведения: борьба добра и зла, сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему. Ситуация нравственного выбора, размышления о нравственном и безнравственном поступке.

Март

24

  1. Образ штабс-капитана Снегирева. Взаимопонимание, сострадание, духовное единение отца и сына. Анализ глав «Надрыв в избе», «И на чистом воздухе».

  2. Главы «Жучка», «У Илюшиной постельки», «Илюша». Роль портрета, описания интерьера для понимания образа Илюши. П/р на тему: «О чем заставляет задуматься трагическая судьба Илюши Снегирева?»







Март

25

  1. Незаурядный характер Коли Красоткина. Значение нравственных понятий: самолюбие, самолюбование, самомнение, самодовольство, самоутверждение, самоосуждение. Заключительная глава. Алеша Карамазов. Слово Алеши у «Илюшиного камушка».

  2. Р.Р. Подготовка к творческой работе - сочинению. Устное словесное рисование: «Какое воспоминание в понимании Достоевского можно назвать «хорошим воспоминанием»?»

Апрель

26

  1. М. Горький «Детство», первая часть автобиографической трилогии. Писатель и рассказчик в произведении. Становление характера героя в противостоянии «свинцовым мерзостям жизни».

  2. Стилистический анализ текста: емкость сравнений и эпитетов. Бабушка Акулина Ивановна. Портрет деда Каширина, роль сравнений из мира живой природы. Отношение героя-рассказчика к Циганку. Восприятие музыки героями повести. Сцена пожара, сравнение с пожаром в романе «Дубровский».

Апрель

27

  1. Чуткость и милосердие Алеши. Портретная характеристика Хорошего Дела. Музыкальность и яркая метафоричность описания летней ночи, слияние человека с природой. Р.Р. Составление плана повести «Детство». Сочинение.

  2. Адм. к/р.

Апрель

28

^ СОДРУЖЕСТВО ИСКУССТВ

  1. К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Краткое сообщение о Григе. Эмоциональность и изящество рассказа. «Старый повар». Тема силы музыки, ее воздействия на подсознание человека. «Исаак Левитан». Анализ очерка. Роль эпитетов и метафор в произведении. Искусство писателя передать музыку и красоту живописи через слово.

^ ПЕРЕКЛИЧКА ЭПОХ

  1. Особенности драматического рода литературы. Ж. Б. Мольер, драматург, оказавший большое влияние на европейскую и русскую литературу. «Мещанин во дворянстве». Жанровые особенности комедии. Журден и его наставники. Создание комических характеров и ситуаций.

Учащиеся должны:

- Знать определение, основные особенности и жанры драмы как рода литературы

- Уметь определять авторскую позицию в драме, понимать значение термина «ремарка»

- Знать композиционные и художественные особенности драмы

Акт

Действие

Диалог

Драма

Комедия

Монолог

Пьеса

Ремарка

Реплика

Трагедия

Явление

Апрель

29

  1. Смысл названия произведения. Построение сцен, речь действующих лиц, вставные музыкальные номера, близость комедии «Мещанин во дворянстве» к фарсу. Современность пьесы. Р.Р. Инсценировка отрывков.

  2. И. А. Крылов, баснописец, прозаик и драматург. «Урок дочкам». Композиция драматического произведения, авторский ремарки. Идейный замысел комедии.

Май

30

  1. К/р – драма как род литературы, основные особенности на примере пройденных произведений.

^ В МИРЕ ФАНТАСТИКИ И ПРИКЛЮЧЕНИЙ

  1. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Лирико-философское фантастическое произведение о любви, истинных и мнимых ценностях. «Взрослость» и «детскость» как характеристика определенного отношения к жизни. Образ дома в сказке.

Учащиеся должны:

- Знать основные этапы истории зарубежной литературы

- Определять общие для русской и зарубежной литературы темы, идеи, сюжеты и образы

Фантастика

Май

31

  1. Рей Брэдбери «Каникулы», «Земляничное окошко». Мысль автора о том, что главную ценность для человека представляет человек.

  2. Обзор пройденного материала и рекомендации для летнего чтения.

  3. – 65. – Резервные уроки.

Развитие речи - 10 уроков

Внеклассное чтение – 6 уроков

Административные контрольные работы – 2 урока

Всего - 65 уроков




Скачать 149.41 Kb.
оставить комментарий
Дата17.10.2011
Размер149.41 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх