Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100. 68 Педагогическое образование (Литературное образование) Томск 2011 icon

Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100. 68 Педагогическое образование (Литературное образование) Томск 2011


Смотрите также:
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100...
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 050100...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 050100...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 050100...
Программа к собеседованию для абитуриентов...
Программа вступительных испытаний по направлению 050100...
Программа вступительных испытаний по направлению 050100...
050100 педагогическое образование, магистерская программа литературное образование...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 050100...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 050100...
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050200 «Физико-математическое...



Загрузка...
скачать
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


УТВЕРЖДЕНО

Ректор ТГПУ _______________

«31» января 2011 г.





Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100.68 Педагогическое образование (Литературное образование)


Томск – 2011


Пояснительная записка

Программа вступительного испытания в магистратуру по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование (Литературное образование) составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование (Литературное образование). Вступительные испытания проводятся в форме собеседования. Поступающему в магистратуру предлагается ответить на три вопроса: два по истории русской литературы и один по методике преподавания литературы.

^ Требования, предъявляемые к поступающему в магистратуру


Поступающий в магистратуру должен продемонстрировать уровень подготовки, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование (Литературное образование), то есть:

  • владеть основными литературоведческими понятиями и требованиями в практике анализа художественного текста;

  • знать историю возникновения и трансформации важнейших категорий поэтики (направление, художественный метод, стиль, дискурсивные практики, жанр, автор и т.д.);

  • иметь представление об истории классического и современного литературоведения, тенденциях, основных направлениях и закономерностях развития литературы;

  • уметь соотносить историческое развитие литературы с ее современным состоянием;

  • знать основные категории методики обучения литературе, уметь проектировать свою деятельность в рамках какой-либо технологии, проектировать различные виды уроков литературы.


^ Критерии оценивания ответов на экзамен


- 80 – 100 баллов заслуживает поступающий, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, свободное владение терминологией, усвоивший взаимосвязь основных понятий дисциплин в их значении для приобретаемой профессии;

- 50 – 79 баллов заслуживает поступающий , обнаруживший полное знание учебного материала, показавший систематический характер знаний по дисциплинам;

- 30 – 49 баллов заслуживает поступающий, обнаруживший знание основного программного материала, но допустившего погрешности при ответе на экзамене;

- до 29 баллов выставляется поступающему, обнаружившему значительные пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в ответах на вопросы.

К погрешностям принципиального характера следует отнести: отсутствие знаний по содержанию вопросов экзаменационного билета, отсутствие навыков анализа текстов, несформированность понятийного аппарата, отсутствие умения систематизировать приобретенные знания, отсутствие навыков анализа, умения обобщать изученный материал и делать выводы, недостаточный уровень культуры речи.


^ Содержание разделов программы

1. "Слово о полку Игореве"

Своеобразие древнерусской литературы. Основные проблемы изучения древнерусской литературы. История открытия и изучения "Слова о полку Игореве". Основная идея «Слова», его жанровое, сюжетно-композиционное своеобразие. Способы выражения авторской позиции, особенности стиля. Образ Бояна. Способы изображения природы, образ русской земли. Образная система в Слове. Сочетание христианских и языческих мотивов в «Слове».

^ 2. Классицизм. Особенности русского классицизма.

Классицизм как художественный метод. Своеобразие русского классицизма. Социально-исторические и философские предпосылки. Рационалистическая философская основа. Нормативность поэтики классицизма. Тематика и проблематика произведений. Основные представители классицизма в русской литературе.

^ 3. Романтизм как общеевропейское направление в литературе и искусстве. Особенности русского романтизма начала ХIХ века.

Эстетика романтизма как следствие философских, историко-социальных и эстетических факторов. Особенности русского романтизма. Разновидности русского романтизма (элегический, эпикурейский, философский, гражданской ориентации и др.). Жуковский как родоначальник русского романтизма. Жуковский – переводчик. Поэтическое творчество К.Н. Батюшкова. Эстетика декабристского романтизма. Романтизм в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.

^ 4. Комедия „Горе от ума“ А.С. Грибоедова. Традиции и новаторство.

Проблематика, природа конфликта. Традиции классицизма, просветительского реализма, романтизма в комедии. Реализм комедии. Неоднозначность оценки образа Чацкого В.Г. Белинским, А.С. Пушкиным, А.И. Герценом, И.А. Гончаровым, ее причины.

^ 5. Лирика А.С. Пушкина: основные этапы развития.

А.С. Пушкин в контексте мировой и западноевропейской литературы. Ранняя лирика Пушкина. Особенности пушкинского романтизма. Проблематика и поэтика зрелой лирики Пушкина. Поэтическое новаторство А.С. Пушкина.

^ 6. Роман А.С. Пушкина „Евгений Онегин“: проблема метода и жанра

История создания романа. Традиции романтизма и черты реализма в романе. Образ автора. Своеобразие композиции, строфики, стиха. Белинский о романе.

^ 7. Роман М.Ю. Лермонтова „Герой нашего времени“: творческий метод, жанр, особенности психологизма.

Осмысление творческого метода Лермонтова в современном литературоведении. Роман «Герой нашего времени». Особенности композиции. Тип героя. Мастерство психологического анализа. С. Шевырев, В.Г. Белинский о романе.

8. "Мертвые души“ Н.В. Гоголя: жанровое своеобразие.

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Замысел, история создания. Жанровая специфика. Проблематика, особенности конфликта. Сатирическое и лирическое начало в поэме. Образ автора. Образ народа. Полемика вокруг «Мертвых душ».

^ 9. Типологические черты тургеневского романа. Роман „Отцы и дети“.

Тургенев-романист: «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети». Типологические особенности тургеневских романов: жанр, герой, конфликт, художественное время и пространство, психологизм, повествовательная манера. Оценка творчества И.С. Тургенева в «реальной» и «органической» критике.

^ 10. „Война и мир“ Л.Н. Толстого как роман-эпопея.

Этапы творческого и идейного развития писателя. «Диалектика души» в раннем творчестве Толстого. «Война и мир». История создания романа. Философия истории. «Мысль народная». Положительные герои. Жанровое своеобразие романа-эпопеи. « Оценка творчества Л.Н. Толстого в работах Н.Г. Чернышевского, А.В. Дружинина («эстетическая критика) и Д. Мережковского (религиозно-философская критика).

^ 11. Нравственно-философская проблематика романа Ф.М. Достоевского „Преступление и наказание“. Ракольников как герой-идеолог.

Нравственно-философская проблематика романа. Оппозиция наполеонизма и христианства. «Идея» Раскольникова. Преемственные связи Раскольникова с героями русской и мировой литературы. М.М. Бахтин о полифонии романа Достоевского. Проблемы атеизма и своеволия, христианства и смирения. Мировое значение Достоевского.

^ 12. Эволюция прозы А.П. Чехова.

Личность и мировоззрение. Эстетика Чехова. Начало творческого пути. Проблематика и поэтика ранних рассказов. Произведения Чехова 2-ой половины 80-х гг. Лирическое начало, углубление нравственно-философского содержания. «Степь» как этапное произведение. «Скучная история» как предкризисное, предсахалинское произведение Чехова. Значение поездки на Сахалин. Ее роль в творчестве писателя. Творчество 1890-1900-х гг. Важнейшие проблемы эпохи и человеческого бытия («Дуэль», «Палата № 6», «Черный монах», «Дом с мезонином» и др.). Изображение русской деревни («Мужики», «Новая дача», «В овраге»). Маленькая трилогия («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»), ее идейно-художественное своеобразие. Тема ухода из старой жизни в творчестве конца 1890-х – начала 1900-х годов. Особенности повествования, открытые финалы чеховских произведений, символика («По делам службы», «Дама с собачкой», «Архирей», «Невеста»).

^ 13. Русский символизм: эстетика, этапы развития, представители.

История символизма, его периодизация, типология, представители. Манифесты “старших” символистов (Д. Мережковского, В. Брюсова, К. Бальмонта). Идеалистическая философия как основа философии символизма. Своеобразие “младосимволизма”. Панэстетизм. Символ и миф как средство расширения художественного образа. Философия и поэтика символа Неомифологизм в поэтике символистов. Идея теургии у В. Соловьева и символистов. Принцип мифологизации как основа творчества.

Общая характеристика творчества “старших” символистов. “Младосимволизм” и идея жизнетворчества. Манифесты и творчество “младших” символистов. Кризис символизма в 1910-е годы.

^ 14. Творческая эволюция А. Блока.

Особенности художественного мира и идея пути. Основные темы и мотивы “трилогии вочеловечивания”. Эволюция лирического героя. Судьба России в поэзии Блока. Образ Страшного мира. Поэма “Двенадцать”.

^ 15. Акмеизм: эстетика, поэтика, представители.

Литературные манифесты акмеистов. Связи с символизмом и его преодоление. Установка на слово как таковое. “Вещное” восприятие мира и формирование “поэтики реалий”.

Раннее творчество О. Мандельштама (сборник “Камень”). Темы Петербурга, греко-римско-итальянской культуры. Творчество А. Ахматовой 1910-х годов. Тема любви и образ лирической героини в сборниках “Вечер”, “Четки”, “Белая стая”. Творчество Н. Гумилева. Эволюция лирического “я” поэта. Проблематика и поэтика основных сборников.

^ 16. Русский футуризм.

Своеобразие русского авангарда 1910-х годов. Философия и эстетика футуризма. Эгофутуризм и творчество И. Северянина. Кубофутуризм (В. Хлебников, В. Маяковский, А. Крученых, Д. Бурлюк, В. Каменский). Бунт против традиций в манифестах футуристов. Языковое экспериментаторство. Раннее творчество В. Маяковского. Основные темы и мотивы ранней лирики. Художественное своеобразие поэмы “Облако в штанах”. Художественный мир Велимира Хлебникова. Специфика “заумного” языка. Образы и мотивы славянского фольклора.

^ 17. Художественное многообразие прозы 1920-1930-х годов.

Проза первых лет революции. Отказ от традиционно романных способов организации материала с сюжетом - судьбой частного человека в центре; многообразие поисков новых форм выражения современности в художественной прозе 1920-х гг. Усиление самостоятельной значимости фрагмента, эпизода, отдельных лиц-деталей в монтажной композиции, представляющей состояние мира, взвихренного революцией. Проза с сюжетом, моделирующим социальный эксперимент на основе утопии и антиутопии. Изменение функций автора. Его "исчезновение" в актуализации сказовых тенденций. Трансформация романных форм.

^ 18. Литература периода Великой Отечественной войны: основные тенденции развития эпоса, лирики, драмы.

Специфика периода Великой Отечественной войны (1941-1945) в истории русской литературы: следование традициям предшествующего периода, актуализация архаических форм и появление новых тенденций. Публицистические жанры, их особенности. Развитие лирических жанров: стихотворная сатира, баллады военных лет, исповедальная лирика. Пути развития лиро-эпического жанра, "Василий Теркин" А. Твардовского –народно-героический эпос военных лет. Творческая история поэмы "Василий Теркин". Особенности поэтики. Активизация романтической традиции в прозе и драматургии.

^ 19. Лирика 1960-х годов: пафос, проблематика, поэтика. Расцвет творчества поэтов военного поколения (С. Наровчатов, М. Дудин, Б. Слуцкий, Ю. Друнина, Д. Самойлов, Е. Винокуров, С. Орлов, А. Межиров и др.). Идейно-художественные поиски нового поэтического поколения рубежа 1950-1960-х гг. (А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, Н. Рубцов и др.). "Авторская" песня (Б. Окуджава, А. Галич, В. Высоцкий и др.).

^ 20. Постмодернизм в отечественной литературе 1960-х годов

Постмодернизм как проявление кризисного состояния мира и человека в нем и констатация распада бытия и/или создание новой, «иной», культуры (современное литературоведение о феномене постмодернизма).

Вен. Ерофеев „Москва-Петушки“, С. Довлатов „Заповедник“, Т. Толстая „Кысь“, проза В. Пелевина, лирика И. Бродского.

^ 21. Инновационные технологии обучения литературе. Условия выбора технологии обучения.

Открытое образовательное пространство (возможность появления различных образовательных инициатив в рамках изменения целей, содержания, технологий, форм образования) как объективный фактор развития инновационной деятельности в обучении. Виды образовательных технологий: диалог, метод проектов, дебаты, информационно-коммуникативные технологии. Мониторинг образовательной ситуации как необходимое условие выбора технологии обучения.

^ 22. Методы и приемы обучения литературе (методы формирования ключевых компетенций школьников).

Основания для выделения методов обучения: активность субъектов в образовательной деятельности. ^ Репродуктивный метод, формы его реализации (лекция, беседа, конференция и т.д.), приемы (комментированного, выразительного чтения, анализ эпизода, контекстный анализ). Продуктивный метод и его формы (урок-проблематизация, урок-диалог), приемы (проблемный вопрос, составление карты первичных смыслов, оформление смыслов в тексты).

^ 23. Принципы обучения литературе.

Научность – ориентация в построении курса на передовые идеи наук, связанных с школьным литературным образованием. Интегративность – соединение в обучении основ гуманитарного знания (философии, культурологии, литературоведения педагогики психологии социологии). Природосообразность – ориентация в освоении курса на психолого-педагогические особенности обучаемых. Проектность – организация обучения в ориентире на активность и самостоятельность обучаемых, включение их в проектирование собственной образовательной деятельности.

  1. ^ Цели обучения литературе.

Имеют комплексный характер: соединяют в себе обучающие, развивающие аспекты. Обучающие цели – предполагают освоение определенного круга понятий, теорий литературоведения и их реализацию в практике изучения литературы (знаниево-когнитивная компетентность). Развивающие цели – достижение в процессе обучения литературе эффектов развития личности: мышления, ценностно-смысловой сферы (деятельностно-смысловая компетентность).

  1. ^ Особенности содержания обучения в филологическом образовании.

Соединение в содержании обучения двух моментов: психолого-педагогического и предметного в проектировании образовательной деятельности. Психолого-педагогический момент: учет возрастных особенностей обучаемых, своеобразия их эстетического развития. Предметные основания – ориентация на художественную специфику изучаемого текста.

^ 26. Основные типы уроков литературы.

Урок-задание: авторитарный тип учебной деятельности, доминирующая позиция учителя; категории «норма», «функции», «иерархия», «распределение» как определяющие в характеристике модели. Урок-проблематизация: лидерский тип взаимодействия, проблемная ситуация как основа урока; активная позиция учащихся, рефлексия в структуре модели. Урок-диалог: партнерский тип взаимодействия, смыслодеятельность, помогающие отношения; учитель как организатор и партнер, рефлексия в рамках модели урока.

^ 27. Основные структурные элементы уроков литературы.

Формирование и формулирование цели и задач уроков. Выбор содержания, стратегии и тактики анализа художественного произведения на уроке. Организация совместной деятельности педагога и учащихся (авторитарная, лидерская, партнерская). Организация анализа результатов (оценивание, рефлексия).

^ 28. Современные средства оценивания результатов обучения литературе.

Выбор средств оценивания результатов обучения: ориентация на характер образовательной деятельности (репродуктивная и продуктивная). Оценивание на уроке-задании: тестирование различных видов (открытое, закрытое); отметка в оценивании. Рефлексия на уроках: содержание, цели и задачи рефлексии; способы ее организации (рефлексивные листы, методики).

^ 29. Методика преподавания литературы в полиэтнической и поликультурной среде.

Формирование открытого образовательного пространства педагогом: ориентация на разные цели и ценности образования; проектирование различных форм обучения; учет национальных особенностей развития культуры и языка. Принципы толерантности и гуманизма в обучении.

^ 30. Организация внеклассной работы по литературе (группы индивидуального развития, факультативы, кружки, литературные гостиные и т.д.).

Принципы организации внеклассной работы: ориентация на профилизацию, индивидуализацию обучения. Группы индивидуального развития: принципы комплектования, виды организации учебной деятельности (уроки, практикумы, экскурсии, презентации ит.д.). Факультативы как форма литературного образования. Кружки и литературные гостиные в средней и старшей школе: особенности организации и проведения.


Вопросы к вступительному испытанию в магистратуру


  1. Проблематика и поэтика „Слова о полку Игореве“.

  2. Классицизм. Особенности русского классицизма.

  3. Романтизм. Особенности русского романтизма.

  4. Комедия „Горе от ума“ А.С. Грибоедова. Традиции и новаторство.

  5. Лирика А.С. Пушкина: основные этапы развития.

  6. Роман А.С. Пушкина „Евгений Онегин“: проблема метода и жанра.

  7. Роман М.Ю. Лермонтова „Герой нашего времени“: творческий метод, жанр, особенности психологизма.

  8. "Мертвые души“ Н.В. Гоголя: жанровое своеобразие.

  9. Типологические черты тургеневского романа. Роман „Отцы и дети“.

  10. „Война и мир“ Л.Н. Толстого как роман-эпопея.

  11. Нравственно-философская проблематика романа Ф.М. Достоевского „Преступление и наказание“. Ракольников как герой-идеолог.

  12. Эволюция прозы А.П. Чехова.

  13. Русский символизм: эстетика, этапы развития, представители.

  14. Творческая эволюция А. Блока.

  15. Акмеизм: эстетика, поэтика, представители.

  16. Русский футуризм.

  17. Художественное многообразие прозы 1920-1930-х годов.

  18. Литература периода Великой Отечественной войны: основные тенденции развития эпоса, лирики, драмы.

  19. Лирика 1960-х годов: пафос, проблематика, поэтика.

  20. Постмодернизм в отечественной литературе 1960-х годов (Вен. Ерофеев „Москва-Петушки“, С. Довлатов „Заповедник“, Т. Толстая „Кысь“, проза В. Пелевина, лирика И. Бродского).

  21. Инновационные технологии обучения литературе. Условия выбора технологии обучения.

  22. Методы и приемы обучения литературе (методы формирования ключевых компетенций школьников).

  23. Принципы обучения литературе.

  24. Цели обучения литературе.

  25. Особенности содержания обучения в филологическом образовании.

  26. Основные типы уроков литературы.

  27. Основные структурные элементы уроков литературы.

  28. Современные средства оценивания результатов обучения литературе.

  29. Методика преподавания литературы в полиэтнической и поликультурной среде.

  30. Организация внеклассной работы по литературе (группы индивидуального развития, факультативы, кружки, литературные гостиные и т.д.)


Рекомендуемая литература


  1. Богданова, О.Ю. и др. Методика преподавания литературы : Учебник для вузов [Текст] : Под ред. О. Ю. Богдановой. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2002.

  2. Доманский, В.А. Литература и культура : Культурологический подход к изучению словесности в школе : [Текст] : Учебное пособие / В.А. Доманский. – М.: Флинта, 2002.

  3. История русской литературы XIX века. 1800–1830-е годы: В 2 ч. :учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Филология".- М.: Владос, 2001.- 286.

  4. История русской литературы ХХ века (1920-1990-е годы). Основные имена. Учебное пособие для студентов филологич. факультетов. / Отв. ред. С. И. Кормилов. Московский.гос. ун-т. М. : Московский университет. 1998.- 480 с.

  5. Кременцов Л.П. Русская литература XIX века, 1801–1850 :учебное пособие для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов./ Л.П. Кременцов. - М.: Флинта , 2005. – 247 с.

  6. Кулешов В.И. Русская литература ХIХ века./ В.И.Кулешов.-М.: Просвещение, 2000.- 289 с.

  7. Лебедев Ю. Русская литература XIX века: 2-я половина./ Ю.В. Лебедев.- М.: Просвещение, 1990. – 512 с.

  8. Методика преподавания литературы [Текст] : хрестоматия-практикум : [учебное пособие для вузов] / авт.-сост. : Б. А. Ланин. - М. : Академия, 2003.

  9. Мусатов В. В. История русской литературы первой половины ХХ века (советский период): учебное пособие. / В.В.Мусатов. – М.: Высшая школа. 2001. – 310 с.

  10. Русская литература рубежа веков (1890 – начало 1920-х годов) : в 2 кн. / ИМЛИ РАН. М. : Наследие. 2001. Кн.1 – 2.

  11. Щенников Г.К., Щенникова Л.П. История русской литературы XIX века (70-90-е гг. ) : учебное пособие для вузов по специальности "Русский язык и литература"./ Г.К. Щенников, Л.П. Щенникова.- М.: Высш. шк., 2005. – 383 с.

  12. Якушин Н.И. Русская литература. Вторая половина XIX века: учебное пособие для студентов высших учебных заведений: [по специальности 032900 "Русский язык и литература"]. / Н.И. Якушин.-М.: Владос, 2005. – 267 с.

  13. Якушин Н.И. Русская литература. Первая половина XIX века. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: [по специальности 032900 "Русский язык и литература"]. М.: Владос, 2001.-590 с.



Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по напралению 050100.68 Педагогическое образование (Литературное образование), магистерская программа — Литературное образование




Скачать 149,59 Kb.
оставить комментарий
Дата17.10.2011
Размер149,59 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх