Литература первой половины Х icon

Литература первой половины Х


Смотрите также:
Литература первой половины 19 века» Контрольная работа «Русская литература первой половины 19...
Зарубежная литература первой половины XX века...
Проблемы становления немецкой литературы в XVII веке. «Книга о немецкой поэзии» М...
Реферат по теме Живопись Франции середины ХIХ в...
I. Литература древнерусского государства XI первой половины XIII вв...
Вопросы к семинарам и диспутам по произведениям первой половины 19 века...
Проблемы художественного метода и идея синтеза в русском литературном процессе конца ХIХ первой...
Проблемы художественного метода и идея синтеза в русском литературном процессе конца ХIХ первой...
Проблемы художественного метода и идея синтеза в русском литературном процессе конца ХIХ первой...
А. Г. Прокофьева Оренбург, Оренбургский гос пед университет...
Literatura 548. narod...
Тест. Литература первой половины XIX века. (Лирика А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова) Часть 1...



Загрузка...
скачать




Содержание

(разделы, темы)

Литературные произведения

Кол – во часов

Дата проведения

Оборудование урока

план

факт

Введение (2 час)

Литература ХIХ века



Введение. Русская литература ХIХ века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы ХIХ века (свобода, духовно – нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала). Выявление уровня литературного развития




1















1










^ Литература первой половины ХIХ века



А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина – три принципа пушкинского творчества. Национально – историческое и общечеловеческое содержание лирики




1







презентация



Романтическая лирика А.С.Пушкина периода южной и михайловской ссылок. Трагизм мировосприятия и его преодоление

«Погасло древнее светило…», «Подражание Корану», «Демон»

1







презентация



Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина

«Поэт», «Поэту», «Осень», «Разговор Книгопродавца с Поэтом»

1












Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений

«Вольность», «Свободы сеятель пустынный…», «Из Пиндемонти»

1












Философская лирика А.С.Пушкина. Тема жизни и смерти. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории

«Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Отцы пустынники и жены непорочны…», «Элегия», «…Вновь я посетил…»

1












Подготовка к домашнему сочинению по лирике А.С.Пушкина




1







презентация



Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность – основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека»




1












Образ Петра I как царя – преобразователя в поэме «Медный всадник»




1












Социально философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России




1












Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина




2


























М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца




1







презентация



Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта

«Нет, я не Байрон, я другой…»

1












Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова

«Молитва»

1












Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворений

«Валерик», «Сон», «Завещание»

1












Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. «Как часто пестрою толпою окружен…» как выражение мироощущение поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном мире человеческих отношений

«Как часто пестрою толпою окружен…»

1












«Выхожу один я на дорогу…»

1












Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова. Подготовка к домашнему сочинению по лирике М.Ю.Лермонтова




2


























Классное сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова




2







презентация

















Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Романтические произведения. Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

1







презентация



Два начала в композиции сборника: сатирическое и эпико – героическое. Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» - идиллия и сатира, «Вий» - демоническое и ангельское)

«Миргород»

1












Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики.

«Петербургские повести»

1












Н.В.Гоголь «Невский проспект». Петербург как мифический образ бездушного и обманного города. Обучение анализу эпизода

«Невский проспект»

1












Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»




1












Н.В.Гоголь «Портрет» . Место повести в сборнике «Петербургские повести»




1












Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя




2
























^ Литература второй половины ХIХ века



Обзор русской литературы второй половины ХIХ века. Россия второй половины ХIХ века. Общественно – политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика.

Мировое значение русской классической литературы




1







презентация



И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. Роман «Обломов». Место романа в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». Особенности композиции романа. Социально – нравственная проблематика.

«Обломов»

1












Обломов – «коренной народный наш тип». Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову.




1












«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе.




1












Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н.А.Добролюбова, «Обломов» Д.И.Писарев)




1












А.Н.Островский. Жизнь и творчество. Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара - «отец русского театра»




1







презентация



Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Народные истоки драмы. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Смысл названия и символика пьесы




1












Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей. Прием антитезы в пьесе




1












Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Трагедийный фон пьесы




1












Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно – поэтическое и религиозное в образе Катерины. Протест Катерины против «темного царства». Духовное самосознание Катерины. Нравственная проблематика пьесы




1












А.Н.Островский в критике. Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Домашнее сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза»

Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве»

1












И.С.Тургенев. Жизнь и творчество.

«Отцы и дети». История создания романа




1







презентация



Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа




1












Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя




1












Любовь в романе «Отцы и дети»




1












Анализ эпизода «Смерть Базарова»




1












Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе




1












Критика о Тургеневе

Д.И.Писарев «Базаров»

1












Зачетная работа за первое полугодие




1












Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт – романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева – слияние человека с Природой и Историей, с «божеско – всемирной жизнью» и его неосуществимость.

«Selentium!», «Не то, что мните вы, природа…»,

«Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…»

1







презентация

1














Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно – реалистической детализацией)

«Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…»

1












Любовь как стихийная сила и «поединок роковой» основной жанр – лирический фрагмент («осколок» классических монументальных и масштабных жанров – героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы и архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений

«О, как убийственно мы любим…», «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое…»)

1












А.А.Фет. Жизнь и творчество. Двойственность личности и судьбы Фета – поэта и Фета – практического помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа

«Даль», «Это утро, радость эта..», «Еще весны дущистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Заря прощается с землею…»

1







презентация



Красота обыденно – реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы ее достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета. Домашнее сочинение по лирике Фета

«Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Певице»

1












А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтические традиции

«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…»

1












Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество. Некрасов – журналист. Противоположность литературных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма




1







презентация



Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта

«В дороге», «Еду ли ночью по улице темной…», «Надрывается сердце от муки…»

1












Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца – народолюбца

«Рыцарь на час», «Умру я скоро…», «Блажен незлобивый поэт…»

1












А.Н.Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу

«Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Музе», «О Муза! Я у двери гроба…», «Поэт и Гражданин»

1












Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики

«Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей…», «Тройка», «Внимая ужасам войны…»

1












Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Широта тематики и стилистическое многообразие

«Кому на Руси жить хорошо»

1












Образы крестьян и «народных заступников» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»




1












Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.

Домашнее сочинение по творчеству Некрасова

1












М.Е.Салтыков – Щедрин. Жизнь и творчество. Сатирико – гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как отрицательная национальная черта.

«История одного города»

1







презентация






1












Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа




1












Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество. Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя – просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир




1







презентация



Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого




1












«Война и мир» - вершина творчества Л.Н.Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно – стилистическое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии

«Война и мир»

1







презентация



Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова




1












Рационализм Андрея Болконского и эмоционально – интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым




1












Нравственно – психологический облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи




1







презентация



Семья Ростовых и семья Болконских




1












Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» - просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости.




1












Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий




1












Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления.




1












Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души»




1












Своеобразие религиозно – этических и эстетических взглядов Толстого. Художественные особенности романа. Подготовка к домашнему сочинению




1












Анализ эпизода из рома Л.Н.Толстого «Война и мир». Всемирное значение Толстого – художника и мыслителя, его влияние на русскую и мировую литературу

Домашнее сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

1







презентация



Ф.М.Достоевский. жизнь и творчество. Достоевский, Гоголь и «натуральная школа»




1







презентация



«Преступление и наказание» - первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно – авантюрная основа, ее преобразование в сюжете произведения




1












Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно – нравственных и социальных представлений.




1












«Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.




1












Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта.

Исповедальное начало как способ самораскрытия души.




1












«Двойники Раскольникова». Полифонизм романа и диалоги героев.




1












Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе. Достоевский и его значение для мировой литературы

Домашнее сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

1












Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа

«Очарованный странник»

1







презентация



Н.С.Лесков «Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость – основные мотивы повествования Лескова о русском человеке

«Тупейный художник»

1












Катерина Кабанова и Катерина Измайлова (по пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)




1












А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры – сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией и изображение «маленького человека»

«Человек в футляре»

1







презентация



Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов

«Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Студент», «Случай из практики», «Черный монах»

1












Многообразие философско – психологических проблем в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего – темы и проблемы рассказов Чехова

«Ионыч»

1












Особенности драматургии А.П.Чехова. «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов

«Вишневый сад»

1












Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Разрушение дворянского гнезда




1












Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы




1












Зачетная работа за 2 полугодие




1










^ Из литературы народов России (1 час)



Коста Хетагуров. Жизнь и творчесвто осетинского поэта. Стихотворение из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н.А.Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскогоязычных произведениях поэта

«Осетинская лира»

1










^ Из зарубежной литературы (2 час)

Обзор зарубежной литературы второй половины ХIХ века



Основные тенденции в развитии литературы второй половины ХIХ века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм. Ги де Мопассан. Слово о писателе. «Ожерелье» - новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета. Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки.

«Ожерелье»

1







презентация



Генрик Ибсен. Слово о писателе. Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь – игра и героиня – кукла. Обнажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма

Артюр Рембо. Слово о писателе. «Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонность к деформации образа. К смешению пропорций, стиранию граней между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка

«Кукольный дом»


«Пьяный корабль»

1












Итоговый урок. Нравственные уроки литературы ХIХ века




1










ИТОГО

102 час













Контрольные работы

2 час













Домашнее / классное сочинение

6 / 3
















Скачать 173,03 Kb.
оставить комментарий
Дата17.10.2011
Размер173,03 Kb.
ТипЛитература, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх