Экзаменационные билеты по информатике 9 класс билеты составлены по вестник образования россии icon

Экзаменационные билеты по информатике 9 класс билеты составлены по вестник образования россии


13 чел. помогло.
Смотрите также:
Экзаменационные билеты контролируют усвоение содержания курса биологии основной школы...
Обществознание: экзаменационные билеты с ответами для 9 класса...
Ответы на экзаменационные билеты по истории России (9 класс)...
Примерные билеты. История россии – 9 класс....
Экзаменационные билеты по литературе 9 класс.  ...
Пояснительная записка Предлагаемые экзаменационные билеты соответствуют обязательному минимуму...
Билеты предоставлены....
Билеты + ответы на экзаменационные билеты по Культуре Башкортостана за курс 9 класс....
Экзаменационные вопросы и экзаменационные билеты...
Экзаменационные билеты для проведения итоговой аттестации за курс...
Экзаменационные билеты по электробезопасности ОАО «xxx»...
Экзаменационные билеты по химии «Вестник образования России»...



МОУ Плесская средняя общеобразовательная школа.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ 9 КЛАСС


Билеты составлены по

ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Март 6 `2007


Плес. 2011 год.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ 9 КЛАСС.


Билет № 1.

1. Понятие информации. Виды информации. Язык как способ представления информации. Естественные и формальные языки. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.

2. Построение линейного алгоритма и его реализация в среде учебного исполнителя. Демонстрация полученного алгоритма в среде учебного исполнителя.


Билет № 2.

1. Измерение информации. Алфавитный подход. Единицы измерения информации.

2. Создание документа при помощи текстового редактора.


Билет №3.

1. Дискретное представление информации: двоичные числа, двоичное кодирование текста в памяти компьютера. Информационный объем текста.

2. Создание рисунка при помощи графического редактора Paint.


Билет № 4.

1. Дискретное представление информации: кодирование цветного изображения в компьютере. (Растровый подход). Представление и обработка звука. Понятие мультимедиа.

2. Набрать текст, содержащий таблицу, при помощи текстового редактора.


Билет № 5.

1.Процесс передачи информации, источник и приемник информации, канал передачи информации. Скорость передачи информации.

2. Создание презентации при помощи программы Microsoft PowerPoint.


Билет № 6.

1. Понятие алгоритма. Исполнитель алгоритма. Система команд исполнителя. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов. Блок – схемы.

2. Создание базы данных.


Билет № 7.

1. Основные алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл. Изображение их на блок – схемах. Вспомогательные алгоритмы.

2. Создание электронной таблицы.


Билет № 8.

1. Величины : константы и переменные, типы величин. Присваивание, ввод и вывод величин. Линейные алгоритмы работы с величинами.

2. Решение задачи по теме «Системы счисления».


Билет № 9.

1. Процессор. Его назначение и основные характеристики.

2. Форматирование текстового документа помощи текстового редактора.


Билет № 10.

1. Представление о программировании. Языки программирования. Примеры несложных программ с линейной, ветвящейся и циклической структурой.

2. Решение задачи по теме «Количество информации»


Билет № 11.

1. Основные компоненты компьютера, их функциональное назначение и технические характеристики. Программный принцип работы компьютера.

2. Построение циклического алгоритма и его реализация в среде учебного исполнителя. Демонстрация полученного алгоритма в среде учебного исполнителя


Билет № 12.

1. Программное обеспечение компьютера, состав и структура. Назначение операционной системы. Командное взаимодействие пользователя и компьютера. Графический пользовательский интерфейс.

2. Решение задач связанных с файловой системой.

Билет № 13.

1. Понятие файла и файловой системы. Основные операции выполняемые с файлами и папками. Понятие об архивировании и защите от вирусов.

2. Организация поиска в готовой базе данных.


Билет № 14.

1. Информационные ресурсы общества. Основы информационной безопасности и права.

2. Создание графика или диаграммы при помощи электронной таблицы.


Билет № 15.

1. Технологии работы с текстовыми документами. Текстовые редакторы. Назначение и возможности. Основные структурные элементы текстового редактора. Понятие гипертекста.

2. Решение задачи на составление вычислительного алгоритма с использованием команды (операции) ветвления.


Билет № 16.

1. Технология работы с графической информацией. Растровая и векторная графика. Прикладные программы для работы с графикой. Аппаратные средства ввода и вывода графической информации. Графический редактор: основные инструменты.

2. Решение задачи по теме «Системы счисления»


Билет № 17.

1. Табличные базы данных. Системы управления базами данных и принципы работы с ними. Условия поиска в базе данных.

2. Построение циклического алгоритма и его реализация в среде учебного исполнителя. Демонстрация полученного алгоритма в среде учебного исполнителя.


Билет № 18.

1. Технология обработки информации в электронных таблицах. Структура электронной таблицы. Типы данных: числа, формулы и текст. Графическое представление данных.

2. Построение линейного алгоритма обработки величин и его реализация в системе программирования. Демонстрация полученного алгоритма


Билет № 19.

1. Основные принципы организации и функционирования компьютерных сетей. Интернет. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей. Назначение и возможности электронной почты. Поиск информации в Интернете.

2. Построение циклического алгоритма обработки величин и его реализация в системе программирования. (Вычислительный алгоритм с использованием циклов). Демонстрация полученного алгоритма


Билет № 20.

1. Понятие модели. Информационная модель. Виды информационных моделей. Реализация информационных моделей на компьютере.

2. Построение алгоритма с использованием вспомогательного алгоритма и его реализация в среде учебного исполнителя. Демонстрация полученного алгоритма в среде учебного исполнителя.


К Р А Т К И Е О Т В Е Т Ы.

Билет 1.

ИНФОРМАЦИЯ для человека - это сведения, которые он получает из различных источников. Высшей формой информации являются ЗНАНИЯ. Все знания можно разделить на две группы. ДЕКЛОРАТИВНЫЕ – начинаются со слов «Я знаю, что …» и ПРОЦЕДУРНЫЕ – начинающиеся со слов «Я знаю, как …».

Формы преставления информации человеком: текст на естественном языке (в устной или письменной форме), графическая форма (рисунки, схемы, чертежи, диаграммы), символы формального языка (математические формулы, ноты, химические формулы, дорожные знаки).

Действия которые человек может выполнять с информацией называются ИНФОРМАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ. Их три:

1. ХРАНЕНИЕ. Человек использует два вида памяти: быстрая – мозг и внешняя – книги фильмы и т.д.

2. ПЕРЕДАЧА. Процесс передачи информации происходит по следующей схеме: источник → канал передачи → приемник.

3. ОБРАБОТКА. Она состоит в получении новой информации, изменении формы представления информации, сортировке информации, и поиске информации.

Большую часть информации человек получает, используя различные ЯЗЫКИ. Язык – это знаковая форма представления информации. Языки бывают : ЕСТЕСТВЕННЫЕ – русский, английский, и т.д. и ФОРМАЛЬНЫЕ – профессиональные, нотная грамота и т.д. (В учебнике 8 класс: § 1 Информация и знания, § 2 Восприятие информации и языки, § 3 Информационные процессы.)

(Здесь и далее И. Семакин «Информатика. Базовый курс. Учебники 8 и 9 классы» Издательство БИНОМ 2006 год.)


Билет 2.

Алфавитный подход позволяет измерить информационный объем текста на некотором языке, не связанный с содержанием текста. Под алфавитом мы будем понимать набор букв и знаков, используемых в тексте. Полное число символов в алфавите принято называть мощностью алфавита (обозначается латинской буквой N). Например: мощность русского алфавита равна 54 (33 буквы+10 цифр+11 знаков препинания, скобки и пробел.)

При алфавитном подходе считается, что каждый символ текста имеет определенный информационный вес. Информационный вес каждого символа зависит от мощности алфавита. В компьютере используется алфавит содержащий всего два символа 0 и 1. Первой цифрой обычно отображают состояние отсутствия электрического сигнала в цепи, не намагниченный участок на жестком диске, отразивший луч лазера участок компакт диска. Второй цифрой противоположное состояние. Цифры 1 - 0 называются БИТАМИ (английское BINARY IGIN - двоичная цифра) При таком кодировании каждой цифре или букве, соответствует последовательность из 8 нулей и единиц - называется Бай­том (или BYTE). Поэтому количество информации измеряется в БАЙТАХ.

1 байт = 8 бит

Мощность такого алфавита равна числу комбинаций восьмиразрядных двоичных кодов т.е.

2 8= 256 знаков.

Для больших объемов информации используют приставки: килобайты (1 кб = 1024 байт), мегабайты (1Мб = 1024 Кб), гигабайты (1 Гб = 1024 Мб)

(В учебнике 8 класс: § 4 Количество информации .)


Билет 3.

В компьютере используют следующий способ измерения информа­ции. Он связан с длинной сообщения и не учитывает его содержания. Информация кодируется с помощью последователь­ности сигналов двух видов (намагничено - не намагничено, включено - выключено, есть или нет напряжения). Первое состояние принято обозна­чать цифрой 1 второе 0. Такое кодирование называется двоичным кодированием. Цифры 1 - 0 называются БИТАМИ (английское BINARY IGIN - двоичная цифра) При таком кодировании каждой цифре или букве, соответствует последовательность из 8 нулей и единиц - называется Бай­том (или BYTE). Поэтому количество информации измеряется в БАЙТАХ.

1 байт = 8 бит

Мощность такого алфавита равна числу комбинаций восьмиразрядных двоичных кодов т.е.

2 8= 256 знаков.

Все символы компьютерного алфавита пронумерованы от 0 до 255. каждому номеру соответствует восьмиразрядный двоичный код от 00000000 до 11111111. Этот код – просто номер символа в записанный в двоичной системе счисления. Международным стандартом стала таблица кодировки ASCII. Правда стандартной в этой таблице является только первая половина т.е. символы от 0 до 127. Сюда входят буквы латинского алфавита, цифры, знаки препинания, и некоторые другие символы. Остальные 128 символов выделены под национальные языки. При таком кодировании одному знаку соответствует один байт. Однако существуют кодировки (например Unicode) при котором одному символу соответствует 2 байта.

Буквы в такой таблице располагаются по алфавиту, а цифры по возрастанию. Строчные и заглавные буквы имеют различные порядковые номера. (В учебнике 8 класс: § 13 Тексты в компьютерной памяти.)


Билет 4.

Информация выводимая на экран хранится в двоичном виде в видеопамяти. Так как изображение при растровом способе кодирования представляет собой мозаику из точек (пикселей) то необходимо поместить в видеопамять информацию о цвете каждого пикселя. Эта информация называется код пикселя. Для получения черно-белого изображения без полутонов пиксель может принимать только два состояния: светится или не светится. Тогда для его кодирования достаточно 1 бита памяти. (1- белый, 0- черный).

На цветном экране все разнообразие красок получается из сочетания трех базовых цветов: красного, зеленого и синего. Из трех цветов можно получить восемь комбинаций. (черный, синий, зеленый, голубой, красный, розовый, коричневый, белый.) Для кодирования восьмицветного изображения необходимо три бита.

Шестнадцать цветов можно получить изменяя интенсивность (яркость) свечения базовых цветов. Добавив один бит к трем битам 8-ми цветной палитры можно получить шестнадцать цветов.

Большее количество цветов получается при раздельном управлении интенсивностью базовых цветов. Причем интенсивность может иметь более двух уровней.

В общем виде количество цветов определяется по формуле: K = 2 b (где К – количество цветов, b – количество бит для их кодирования).

Непрерывная форма представления звука называется аналоговой формой. (грампластинка, магнитная лента). В компьютере звуковая информация хранится в дискретном виде. Запись звука происходит через микрофон, а воспроизведение через акустические колонки или стереонаушники. Для преобразования аналогового сигнала в дискретный двоичный код служит звуковая карта.




Мультимедиа – это интерактивные (диалоговые) системы, обеспечивающие одновременную работу со звуком, анимированной компьютерной графикой, статическими видеоизображениями высокого качества и текстом. Мультимедиа приложения требуют больших объемов памяти. Поэтому для них используют CD диски объемом 700 Мб и DVD диски объемом от 4,7 до 20 гб.

(В учебнике 8 класс: § 20 Как кодируется изображение, § 23 Что такое мультимедиа, § 24 Аналоговый и цифровой звук, § 25 Технические средства мультимедиа .)


Билет 5.

Распространение информации между людьми происходит в процессе ее передачи. Передача может происходить при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи: телефона радио, телевидения, компьютерной сети.

В передаче информации всегда участвуют две стороны: есть источник и есть приемник информации. Источник передает (отправляет) информацию, а приемник ее получает (принимает). Читая книгу или слушая учителя, ученик является приемником информации. Отвечая на уроке или работая над сочинением ученик является источником информации.

Передача информации от источника к приемнику всегда происходит через канал связи. При непосредственном разговоре – это звуковые волны, при переписке – почтовая связь. В процессе передачи информация может искажаться или теряться, если информационные каналы имеют плохое качество или на линии связи действуют помехи (шумы).

Прием и передача информации происходит с разной скоростью. Количество информации, передаваемое за единицу времени, называется скоростью передачи информации, или скоростью информационного обмена. Эта скорость может выражаться как в битах в секунду (бит/с) или байтах секунду (байт/с). Максимальная скорость передачи информации по каналу связи называется пропускной способностью канала связи. Например: скорость чтения – 37,5 байт/с, скорость речи – 17 байт/с, скорость передачи по оптическому световоду свыше 50 000 000 байт/с (50 Мбайт/с).

(В учебнике 8 класс: § 3 Информационные процессы .)


Билет 6.

Слово «алгоритм» происходит от имени выдающегося математика средневекового востока Мухаммеда аль-Хорезми. Алгоритм - это конечная последовательность элементарных действий приводящая, к решению поставленной задачи. Свойства алгоритма:

  1. Дискретность. Алгоритм состоит из последовательности команд, только выполнив одну команду можно переходить к следующей.

  2. Конечность. Алгоритм должен содержать конечное число элементарных выполняемых предписаний.

  3. Точность (определенность). Каждая команда должна определять однозначное действие исполнителя.

  4. Понятность. Каждая команда должна быть понятна исполнителю.

  5. Универсальность(массовость). Алгоритм должен быть единым для всех допустимых исходных данных.

Способы записи алгоритма:

  1. Словесное описание,

  2. На алгоритмическом языке понятном компьютеру,

  3. В виде блок-схемы.

Тот, кто выполняет алгоритм является исполнителем алгоритма. Им может быть: человек, компьютер, робот и т.д. Каждый исполнитель имеется перечень команд, которые он может исполнять. Такой перечень называется системой команд исполнителя (СКИ). Поэтому алгоритм должен содержать только команды из этого перечня.

Язык блок – схем:

Начало/конец алгоритма Ввод/вывод Ветвление Цикл Вспомогательный алгоритм

информации





Присваивание:




(В учебнике 9 класс: § 27 Определение и свойства алгоритма. .)


Билет 7.

Алгоритм может быть реализован в виде комбинаций трех базовых алгоритмических конструкций:

1. Линейной структуры. В ней действия выполняются последовательно друг за другом.

2. Разветвленной структуры. В ней предусмотрено разветвление последовательности действий в зависимости от результата проверки какого-то условия. Условие – это некоторое логическое выражение, относительно которого можно сказать, правдиво оно или ложно. Если условие принимает значение истина, то выполняется Оператор1, в противном случае – значение ложь – выполняется Оператор2. Оператор1 и Оператор2 могут представлять собой группу операторов, а также могут быть условными операторами. В случае отсутствия Оператора2 получается конструкция с неполным ветвлением.

3. Алгоритм циклической структуры. Алгоритм в котором предусмотрено неоднократное выполнение одной и той же последовательности действий. Эту последовательность называют телом цикла. Самым простым случаем является цикл, когда количество повторений точно известно. Такой цикл называют циклом со счетчиком.

В алгоритме допускается неограниченное соединение структур и их вложение друг в друга, что позволяет проектировать сложные алгоритмы.

При проектировании сложного алгоритма некоторые отдельные последовательности операторов для решения подзадачи можно выделить в подпрограмму (вспомогательный алгоритм). Его структуру можно разрабатывать отдельно от основной программы. Это позволяет создать библиотеку стандартных процедур и выполнять разработку программы несколькими людьми одновременно.


Линейный алгоритм: Ветвящийся алгоритм Циклический алгоритм:







(В учебнике 9 класс: § 29 Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы § 30 Циклические алгоритмы, § 31 Ветвление и последовательная детализация алгоритма.)


Билет 8.

Компьютер работает с информацией, хранящейся в его памяти. Отдельный информационный объект (число, символ, таблица и пр.) называют величиной. Существуют три типа величин с которыми работает компьютер: числовой, символьный, логический. Числовые величины делятся на константы – которые записываются десятичными значениями, хранятся в ячейке оперативной памяти и в процессе программы не изменяются, и переменные – которые как и в математике изображаются символическими именами (идентификаторами), могут быть целыми и дробными (вещественными) и могут в процессе выполнения программы изменять свои значения.

В линейный алгоритм работы с числовыми величинами входят четыре действия:

1. Объявление (регистрация) величин. Для этого используется команда

ПЕРЕМЕННАЯ <список переменных>:<тип переменных>:

2. Ввод информации в компьютер. Для этого используется команда

ВВЕСТИ <список переменных>;

3. Операция присваивания. При помощи ее производятся вычисления, а результат вычислений помещается в ячейку памяти с указанным именем. Знак := называется присвоить.

<переменная> := <выражение>;

4. Вывод результатов вычисления на экран. Для этого используется команда

ВЫВЕСТИ <список переменных>;

Рассмотрим пример программы сложения двух произвольных целых чисел.

^ ПРОГРАММА СЛОЖЕНИЕ;

ПЕРЕМЕННАЯ А,В,С:ЦЕЛАЯ;

НАЧАЛО

ВВЕСТИ(А,В);

С:=А+В;

ВЫВЕСТИ (С);

КОНЕЦ.

(В учебнике 9 класс: § 33 Алгоритмы работы с величинами, § 34 Линейные вычислительные алгоритмы.)


Билет 9.

Процессор - это устройство, обрабатывающий информацию и управляю­щее работой всех остальных частей компьютера. Современные процессоры выполняются в виде одной микросхемы и называются микропроцессорами. В следствие увеличения скорости работы процессора их оснащают собственным вентилятором охлаждения. Характеристики процессора:

1. Частота на которой работает процессор. Частота - это коли­чество электрических сигналов за единицу времени. Чем больше частота прохождения сигналов, тем больше информации может обработать компь­ютер. Частота измеряется в мегагерцах. Первые персональные компьютеры имели частоту 4.77 МГц, современные - от 1000 МГц. до 3000 МГц и более. (от 1 ГГц до 3 ГГц.) (Надо помнить что это внутренняя частота работы процессора, а сам компьютер работает с меньшей частотой.)

2. Разрядность - т.е. сколько бит составляет одно машинное слово (число одновременного обрабатываемых битов). Оно может содержать 8,16,32,64 бита. Чем больше (длиннее) машинное слово, тем больше ин­формации можно обработать за одну операцию. Большинство современных процессоров для персональных компьютеров 32 разрядные, однако в продажу недавно поступили и 64 разрядные процессоры.

От РАЗРЯДНОСТИ и ЧАСТОТЫ зависит БЫСТРОДЕЙСТВИЕ компьютера, т.е. число элементарных операций в секунду.

Основными частями процессора является АРИФМЕТИКО-ЛОГИЧЕСКОЕ УСТ­РОЙСТВО (АЛУ) - выполняет команды получаемые процессором; УПРАВЛЯЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО - занимается приемом и передачей информации от процессора к устройствам ; РЕГИСТРЫ - собственная маленькая память для хранения результатов промежуточных вычислений (их как правило 16 или 32). Как правило все современные процессоры имеют сверхбыструю память – КЭШ и встроенный МАТЕМАТИЧЕСКИЙ СОПРОЦЕССОР.

Современная промышленность выпускает двух и четырех ядерные процессоры. Где в одном кристалле находятся два или четыре процессора работающих параллельно, что позволяет повысить производительность процессора и компьютера в целом.

(В учебнике § 9 Как устроен персональный компьютер.)


Билет 10.

Под алгоритмом, в случае, когда исполнителем является компьютер, можно понимать последовательность команд для процессора. Программирование рассматривается как кодирование – реализация одного или нескольких взаимосвязанных алгоритмов не некотором языке программирования. В более широком смысле слова программирование – процесс создания программ, т.е. разработка программного обеспечения.

Существует много различных языков программирования:

  1. Машино ориентированные языки. К ним можно отнести Ассемблер.

  2. Языки программирования высокого уровня Pascal, Basic.

  3. Объектно ориентированные языки Delphi, Visual Basic, C++.

  4. Языки описания баз данных SQL, FoxPro.

  5. Языки разработки приложений для Интернета HTML. И многие другие.

Первоначально будущая программа набирается на одном из языков программирования в текстовом редакторе. Затем текстовый файл, содержащий программу, переводится (транслируется) на язык машинных команд и сохраняется в виде исполняемого файла. Программа для перевода называется транслятором. Она является неотъемлемой частью любой современной системы программирования. Часто этот процесс называю компиляцией. Существует другой способ перевода, который называется интерпретацией. В нем программа одновременно с переводом сразу же выполняется. Что позволяет ускорить процесс выполнения программы, но при этом переведенный код не сохраняется в исполняемом файле.

Программы могут содержать все виды алгоритмических конструкций. Рассмотрим примеры несложных программ линейной, ветвящейся и циклической структуры.

Линейная программа.

Умножение двух произвольных целых чисел:

^ ПРОГРАММА СЛОЖЕНИЕ;

ПЕРЕМЕННАЯ А,В,С:ЦЕЛАЯ;

НАЧАЛО

ВВЕСТИ(А,В);

С:=А*В;

ВЫВЕСТИ (С);

КОНЕЦ.


Ветвящаяся программа.

Определить, какое из двух целых чисел введенных с клавиатуры больше. Предусмотреть случай когда числа равны.

^ ПРОГРАММА СРАВНЕНИЕ;

ПЕРЕМЕННАЯ А,В:ЦЕЛАЯ;

НАЧАЛО

ВВЕСТИ(А,В);

ЕСЛИ (A>B) ТО ВЫВЕСТИ(‘Первое число больше’);

ЕСЛИ (A
ЕСЛИ (A=B) ТО ВЫВЕСТИ(‘Числа равны’);

КОНЕЦ.


Циклическая программа.

Вывод 10 целых натуральных чисел от 1 до 10.

^ ПРОГРАММА ЦЕЛЫЕ_ЧИСЛА;

ПЕРЕМЕННАЯ i:ЦЕЛАЯ;

НАЧАЛО

ДЛЯ i:=1 ДО 10 ВЫПОЛНЯТЬ ВЫВЕСТИ(i);

КОНЕЦ.

(В учебнике 8 класс: § 10 О системном ПО и системах программирования, В учебнике 9 класс: § 34 Линейные вычислительные алгоритмы, § 36 Алгоритмы ветвящейся структуры, § 39 Программирование циклов .)


Билет № 11.

Современный персональный компьютер в настольном варианте состоит из следующих частей:

1. ^ Системный блок. Внутри которого находятся:

Процессор - устройство управляющее работой компьютера. Оперативная память - устройство где находится программа в момент исполнения. Материнская плата – на которой монтируются процессор и оперативная память. К материнской плате подключаются Видеокарта (адаптер монитора) для управления выводом информации на экран, и Звуковая карта –для работы со звуковой информацией. Блок питания – служит для понижения напряжения. Дисковод - устройство в которое вставляется гибкий магнитный диск (дискета). Она служит для долговременного хранения информации и переноса информации с одного компьютера на другой. Накопитель на жёстком магнитном диске (винчестер) - уст­ройство для долговременного хранения информации. CD (DVD) - привод для "лазерного" диска. В настоящее время чаще всего пишущий.

2. Монитор - устройство визуального отображения информации.

3. Клавиатура - устройство для ввода информации в компьютер.

4. Манипулятор "мышь" - устройство для управления компьютером. Монитор, клавиатура и "мышь" - служат для диалога между человеком и компьютером.

5. Принтер - устройство для вывода информации на бумагу. Прин­теры делятся на:

а) Струйные - изображение получается путём выпрыски­вания на бумагу из микроскопических отверстий специальной краской

б) Лазерные - изображение при помощи луча формируется на специальном барабане, а затем с него преносится на бумагу.

9. ^ Сканер - специальное устройство для ввода информации с бума­ги в компьютер.

10. Модем - устройство для подключения компьютера к компьютер­ной сети через телефонную линию. Служит для преобразования цифрового сигнала компьютера в аналоговый телефонной сети.

Основные характеристики:

компьютера - быстродействие (количество элементарных операций в секунду).

процессора – частота (в герцах), разрядность (в битах)

оперативной памяти – объем (в байтах)

видеопамяти – объем (в байтах)

жесткий диск, дискета, компакт диск – объем (в байтах) и скорость записи/чтения (в байтах в секунду)

монитор – размер по диагонали (в дюймах) и размер пикселя (в миллиметрах)

принтеры – скорость печати (в страницах в минуту), цветность, шумность, размер бумаги.

модем – скорость передачи (бит/секунду)

Современный компьютер использует программный принцип управления. Программа когда компьютер выключен хранится во внешней памяти. Когда компьютер включен, программа находится в оперативной памяти, где ее выполняет процессор. Результаты работы программы отображаются на устройствах вывода. Человек может вмешиваться в выполнение программы через устройства ввода информации.

(В учебнике 8 класс: § 7 Как устроен персональный компьютер, § 8 Основные характеристики компьютера, § 9 Программное обеспечение компьютера.)


Билет 12.

Современные компьютеры работают, выполняя ПРОГРАММУ. Программа - это набор инструкций, понятных компьютеру, для решения той или иной задачи. Например: создания рисунка, исполнения мелодии, показа видеофильма, игры в шахматы и т.д. Всю совокупность программ называют ПРОГРАММНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ.

Его можно разделить на три группы:

1. Системное программное обеспечение. Операционная система (управление компьютером), драйвера устройств(управление внешними устройствами), архиваторы (сжатие информации), антивирусы (борьба с компьютерными вирусами) .

2. Прикладные программы. Графические редакторы (рисование), текстовые редакторы (набор текстов), электронные таблицы (автовычисления и представление информации в табличной форме), СУБД (хранение и поиск информации), игры (развлечение и досуг) и т.д.

3. Системы программирования. Служат для создания новых программ.

Операционная система - это программа обеспечивающая функциониро­вание всех компонентов компьютера, управление компьютером, его ресур­сами , обеспечивающая диалог пользователь - компьютер. Она загружается автоматически при включении питания. Операционные системы работают с пользователем в одном из двух вариантов: в командном режиме (когда пользователь набирает команды с клавиатуры) и в графическом режиме (когда пользователь управляет компьютером при помощи мыши). В настоящее время существует множество различных операционных систем для компьютеров - Windows, Unix, Linux. Однако наибольшей популярностью у пользователей персональных компьютеров пользуется операционная система Windows компании Microsoft. На компьютерах как правило устанавливается одна из следующих версий: Windows 98, Windows ME, Windows NT, Windows 2000, и самая новая разработка Windows XP.

Windows XP графическая многозадачная, многопоточная операционная система нового поколения. Она по замыслам авторов должна стать важной мастью архитектуры Microsoft.NET, предполагающей создание компьютерной сети, включающей все используемые человеком устройства: серверы, настольные и карманные компьютеры и даже бытовые приборы. Она сохранила основные элементы присущие всем предыдущим версиям. К основным элементам управления относят: РАБОЧИЙ СТОЛ (область экрана на которой выполняются прикладные программы), ПАНЕЛЬ ЗАДАЧ (для отображения запущенных на выполнение программ), КНОПКА ПУСК (запуск прикладных программ), значки: МОЙ КОМПЬЮТЕР (работа с дисками, файлами, настройка компьютера), КОРЗИНА (временное хранение удаленных файлов), МОИ ДОКУМЕНТЫ (хранение документов, таблиц, рисунков и т.д.), элементы интерфейса: МЕНЮ (список действий, из которых пользователь может выбрать нужные), ЗНАЧЕК – (маленький рисунок соответствующий тому или иному объекту или действию).

(В учебнике 8 класс: § 9 Программное обеспечение компьютера, § 10 О системном ПО и системах программирования, § 12 Пользовательский интерфейс.)


Билет 13.

Вся информация на внешних устройствах памяти хранится в виде ФАЙ­ЛОВ. Файл- это однородная по своему назначению и имеющая имя совокуп­ность информации. В них могут хранится : готовые к исполнению програм­мы, тексты программ, тексты документов, рисунки , мелодии, видеофильмы, данные, и т.д. Каждый файл имеет следующие характеристики:

1.ИМЯ ( зависит от операционной системы ) в ОС Windows 95/98/2000/Ме/ХР - до 256 символов , можно ис­пользовать русские буквы.

2.ТИП (РАСШИРЕНИЕ ИМЕНИ) - отделяется от имени точкой и содержит от 1 до 3 латинских символов или цифр. Служит для определения назначе­ния файла.

3.РАЗМЕР ФАЙЛА - в байтах (килобайтах, мегабайтах)

4.ДАТА и ВРЕМЯ ПОСЛЕДНЕГО ОБНОВЛЕНИЯ (СОЗДАНИЯ).

Список всех файлов размещенных на диске называют КАТАЛОГОМ. В сов­ременных компьютерах используется ДРЕВОВИДНАЯ структура каталога. Т.е. в корневом(главном) каталоге имеется несколько подкаталогов, в которых тоже могут быть подкаталоги и т.д. В современных ОС подкаталоги называют ПАПКАМИ.

При работе с файлами их можно объединять в группы Для этого ис­пользуют знаки: * -любое число символов в имени или расширении, ? -один произвольный символ. ( Например : Все файлы имеющие в расширении 2 буквы *.?? или все файлы начинающиеся на букву А: А*.* )

Иногда требуется указывать ПОЛНОЕ ИМЯ ФАЙЛА. Оно включает : Имя устройства на котором находится файл, путь к нему по каталогам, имя и расширение.

Пользователь может выполнять следующие операции с файлами: создание и просмотр (при помощи какой либо программы), удаление, переименование, копирование, перемещение (средствами операционной системы).

Файлы и папки имеющие большой размер можно сжать, используя специальные математические методы. Такой процесс называется архивацией, а программа, выполняющая эту операцию – архиватором (WinRaR, WinZip).

При работе с файловой системой всегда существует угроза заражения компьютерным вирусом. Вирус – это специальная программа, которая может воспроизводить саму себя и выполнять вредоносные действия. По этому все новые файлы и папки необходимо проверять на вирусы при помощи специальных программ – антивирусов. (Касперский, DrWeb).

(В учебнике § 11 О файлах и файловых структурах.)


Билет № 14.

Ресурс – это запас или источник некоторых средств. Информационные ресурсы – это знания, идеи человечества и указания по их реализации, зафиксированные в любой форме, на любом носителе информации. Между информационными ресурсами и всякими иными ресурсами существует важное различие: всякий ресурс, кроме информационного, после его использования исчезает. Использование информационных ресурсов влечет за собой создание новых ресурсов. Применительно к отдельному государству говорят об национальных информационных ресурсах. Они включают: библиотеки (библиотечная сеть России насчитывает 150 тысяч библиотек, в ряде библиотек сформированы электронные информационные ресурсы), архивы (архивный фонд Российской Федерации пополняется на 1,6 миллиона документов, в государственных архивах создано и поддерживается более 400 баз данных), центры научно-технической информации (включают специализированные издания, патентные службы и т.д.), отраслевые информационные ресурсы (имеются у любой промышленной и социальной или иной сферы общества).

Жизненно важной для общества становится проблема информационной безопасности действующих систем хранения, передачи и обработки информации.

Виды компьютерных преступлений: несанкционированный доступ к информации (путем подбора шифров и паролей, кража шифров и паролей при помощи троянских программ), нарушение работоспособности компьютерной системы (при помощи компьютерных вирусов или взлома компьютерных систем), подделка, искажение или изменение, т.е. нарушение целостности информации (внесение изменений в существующие документы с целью извлечения выгоды), хищение денежных средств с электронных счетов.

Основные меры по защите от компьютерных преступлений: технические и аппаратно-программные (создание систем устойчивых к воздействию со стороны), административные и юридические (создание нормативно правовой базы в области компьютерной безопасности и компьютерных преступлений). Важнейшая научно-техническая задача в области информатики: разработка технологии создания защищенных автоматизированных систем обработки информации.

К защите информации так же относятся осуществление авторских и имущественных прав на интеллектуальную собственность. Программное обеспечение и базы данных являются интеллектуальной собственностью разработчиков. Его использование должно оплачиваться.

(В учебнике 9 класс: § 48 Информационные ресурсы современного общества, § 49 Проблемы формирования информационного общества.)


Билет № 15.

ТЕКСТОВЫЙ РЕДАКТОР - это программа предназначенная для подготовки и редактирования текстов при помощи компьютера.

Текст обрабатываемый текстовым редактором хранится в оперативной памяти компьютера и визуально может быть представлен в виде рулона бумаги , длина которого в большинстве случаев не позволяет целиком просматривать его. Поэтому экран можно рассматривать как окно, через которое виден фрагмент текста. На экране виден специальный знак - текстовый курсор. Он указывает в каком месте экрана будут выводится набираемые символы.

Результат работы редактора можно записать в виде файла (с расши­рением имени .TXT (Блокнот), .DOC (Word) или .DOCX (Word 2007), а копия текстового файла до внесения в него последних изменений с расширением .BAK).

Основные возможности текстовых редакторов : набор текста (с использованием автопереноса) ; экранное редактирование ( внесение изменений в набранный текст); работа с фрагментами текста (выделение, фрагмента ,копирование, перемещение, удаление , выделение в отдельный файл.); сохранение текста в виде файла на диске; форматирование ( выравнивание правого и левого краев текста) ; печать текстов на принтере (различными шрифтами, организация и нумерация страниц); построения таблиц; многооконность ( работа с несколькими текстами одновременно); проверка орфографии в создаваемом тексте; вставка в текст рисунков.

Интерфейс большинства текстовых редакторов похож друг на друга. В нем можно выделить следующие части (с верху вниз). Строка заголовка окна, в которой отображаются название редактора и имя открытого файла. Строка меню, для управления текстовым редактором. Панели инструментов, для быстрого выполнения отдельных команд (к основным командам относят: выбор шрифта, выбор размера шрифта, начертание, выравнивание, межстрочный интервал, нумерованный и маркированный списки, создать, открыть, сохранить, вывод на бумагу, предварительный просмотр, вырезка, копирование, вставка, отмена). Рабочее поле, где набирается и редактируется документ, и строка состояния в которой отображается рабочая информация.

В связи с развитием сети Internet большинство редакторов получили возможность работать с ГИПЕРТЕКСТОМ. Т.е. текстом, в котором установлены смысловые связи между страницами и другими документами.

(В учебнике 8 класс: § 14 Текстовые редакторы . § 15Работа с текстовым редактором, § 16 Дополнительные возможности текстовых редакторов.)


Билет 16.

ГРАФИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР - это программа, предназначенная для создания рисунков при помощи компьютера. Современные графические редакторы об­ладают огромными возможностями. Это: создание и редактирование рисун­ков при помощи графических примитивов (прямоугольник, линия, ломаная линия, окружность); создание цветных рисунков; вставка в рисунки текс­та; работа с фрагментами рисунка; (удаление, переворот, искажение, увеличение и т.д.); вывод рисунка на принтер и сохранение рисунка на диске. Графические редакторы делятся на два главных типа:

- битмаповые (bitmap - битовая карта) изображение кодируется запоминанием цвета каждой точки. Позволяют обрабатывать фотографии. К ним относят Paint, Photo Shop.

- векторные изображение кодируется запоминанием отдельных команд. Используются чаще всего для технической графики. К ним относят Corel Draw. Это два различных способа кодирования информации и перевод файлов из одной формы в другую достаточно большая проблема.

Интерфейс графи­ческих редакторов достаточно различен. Но все они имеют: рабочее поле (там где рисуют); графический курсор (тем чем рисуют); цветовую палитру (для изменения цвета рисования); панель инструментов (для выбора инс­трументов рисования); управляющее меню (для работы с диском и измене­ния режимов работы редактора).

Графические редакторы имеют возможность работать с ЦВЕТНЫМИ ПРИНТЕРАМИ, СКАНЕРАМИ (ввод информации с бумаги в компьютер), ГРАФОПОСТРОИТЕЛЯМИ (ПЛОТТЕР), ЦИФРОВЫМИ ФОТОАППАРАТАМИ (позволяющими записывать фотографии на устройства внешней памяти).

Помимо программ создающих статические изображения существуют программы для создания движущихся изображений – компьютерной анимации.

Для работы с графикой требуется наличие на компьютере мощной видеокарты (видеоадаптера). Ее основной назначение работа с информацией выводимой на монитор. Видеокарта состоит из видеопамяти и дисплейного процессора. Видеопамять предназначена для хранения двоичного кода изображения выводимого на экран. Дисплейный процессор управляет выводом информации на экран монитора, избавляя от этого центральный процессор компьютера. Современные дисплейные процессоры по своим характеристикам не уступают центральному процессору.

Для качественного отображения графической информации нужен хороший монитор. Сейчас используются жидкокристаллические мониторы. Изображение на экране получается из совокупности множества светящихся точек – видеопикселей. Пиксели на экране образуют сетку из горизонтальных строк и вертикальных столбцов, которая носит название растр. Размер графической сетки MxN определяет разрешающую способность экрана, от которой зависит качество изображения. Для современных мониторов она должна быть не менее 1024 х 768 пикселей.

(В учебнике 8 класс: § 18 Компьютерная графика, § 19 Технические средства компьютерной графики, § 21 Растровая и векторная графика, § 22 Работа с графическим редактором растрового типа.)


Билет 17.

Информационные структуры, содержащие взаимосвязанные данные о ре­альных объектах и хранящиеся во внешней памяти компьютера называют БА­ЗАМИ ДАННЫХ. Базы данных содержащие информацию в виде прямоугольной таблицы называют РЕЛЯЦИОННЫМИ. Каждую строчку такой таблицы принято называть ЗАПИСЬ, пересечение строки и столбца называют ПОЛЕ. Базы данных содержащие информацию в виде дерева называют ИЕРАРХИЧЕСКИМИ. Базы данных содержащие информацию в виде сети называют СЕТЕВЫМИ.

Комплекс средств, языковых, программных, предназначенных для поддержки определенных баз данных называют СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ (СУБД). Основной функцией СУБД является поддержание связей меж­ду данными, выполнение операций размещения или поиска в соответствии с поступающими запросами. К основным возможностям СУБД можно отнести: создание и редактирование БД; просмотр БД; поиск информации по запросу; упорядочивание информации (числовой по возрастанию/убыванию, тексто­вой по алфавиту) вывод на принтер найденной информации; объединение БД; удаление БД.

Большинство СУБД имеют два интерфейса. Экранный интерфейс - для пользователя не программиста. В нем все команды даются через систему меню или комбинации клавиш. Программный интерфейс - позволяет работать с БД из программ написанных на различных языках программирования. Он используется профессионалами программистами для создания специализиро­ванных систем.

При создании реляционной базы данных нужно указать: ее имя, ко­личество полей, и их тип. Поля могут иметь следующие типы: числовые (дробные и целые), текстовые, дата и время, денежные, счетчик, гиперссылка, вставляемый объект (например: рисунок).

Наиболее часто используемой операцией в СУБД является поиск запи­сей по заданным условиям. Здесь используется понятие активной записи, как записи удовлетворяющей условиям поиска. Если условия не заданы, то все записи считаются активными. Поиск в БД производится согласно ключа (ЗАПРОСА). Который представляет собой указание столбца, в кото­ром производится поиск, операции сравнения (<,>,=,<=,>=,<>), и значе­ния по которому производится поиск. Условия бывают простые и сложные. Сложные условия содержат одно или несколько простых условий объединенных связками И и ИЛИ. Связка И указывает на пересечение простых условий. Чтобы все сложное условие выполнилось необходимо выполнение каждого простого условия входящего в его состав. Связка ИЛИ указывает на объединение простых условий. Для того чтобы выполнилось сложное условие достаточно, выполнения одного из простых условий, входящих в состав сложного условия.

(В учебнике 9 класс: § 10 Основные понятия, § 11 Что такое система управления базами данных, §12 Создание и заполнение баз данных, § 13,14 Условия выбора … §15 Сортировка, удаление и добавление записей.)


Билет 18.

ЭЛЕКТРОННАЯ ТАБЛИЦА (ТАБЛИЧНЫЙ ПРОЦЕССОР) - это программа, предназначенная для автоматиза­ции расчётов и представления результатов в виде таблицы. Файл создаваемый при помощи этой программы так же носит название электронной таблицы. Электронная таблица Microsoft Excel создает файл с расширение .XLS (.XLSX для Excel 2007)

К основным возможностям электронных таблиц относят: создание линейных и прямоу­гольных таблиц из числовых данных, формул и текстовых сообщений; вы­полнение расчётов по формулам; редактирование созданных таблиц; сохра­нение таблиц на диске и вывод их на печать; работа с фрагментами таб­лиц; представление результатов расчётов в виде графиков.

Интерфейс большинства электронных таблиц похож друг на друга. В нем можно выделить следующие части (с верху вниз). Строка заголовка окна, в которой отображаются название программы и имя открытого файла. Строка меню, для управления электронной таблицей. Панели инструментов, для быстрого выполнения отдельных команд (к основным командам относят: выбор шрифта, выбор размера шрифта, начертание, выравнивание, объединить ячейки, денежный формат, количество знаков после запятой, создать, открыть, сохранить, вывод на бумагу, предварительный просмотр, вырезка, копирование, вставка, отмена). Рабочее поле, где набирается и редактируется таблица, и строка состояния в которой отображается рабочая информация.

Таблица представляет собой набор ячеек, которые образуются путём пересечения столбцов и строк. Столбцы именуются буквами А, В,С и т.д., а строки цифрами. Отсюда адрес ячейки записывается так: А1 , С12. Ячейки можно объединять в блоки, которые обозначаются указанием левой верхней ячейки и через двоеточие правой нижней ячейки. Например: А4:С4. Пользователь может заносить в ячейки: формулы, числовые данные, поясняющий текст. Наибольший интерес в электронных таблицах представляют формулы. В электронных таблицах Excel формула должна начинаться со знака =. В них для автоматизации вычислений указываются не числовые данные (хотя можно и их) а адреса ячеек, в которых эти числовые данные находятся, что позволяет при изменении числовых данных не вносить изменения в формулы. В готовой таблице при из­менении числовых данных происходит автоматический пересчет по всем формулам, связанным с ячейкам, где хранятся эти данные. В формулах можно использовать основные математические операции +, -,*, /. А также встроенные функции: СУММА(блок); КОРЕНЬ(ячейка).

По числовым данным можно строить различные графики и диаграммы. Для этой цели служит мастер диаграмм.

(В учебнике 9 класс: § 18 Что такое электронная таблица, § 19 Правила заполнения электронной таблицы, § 20 Работа с фрагментами. Относительная адресация, § 21 Деловая графика. Относительная адресация.)


Билет 19.

Компьютерная сеть - это система обмена информации между компьюте­рами. Сети бывают: 1) локальными – когда компьютеры соединяются через адаптер сети (сетевую карту) проводами. Такое соединение возможно на небольшом расстоянии – в одном здании, компьютерном классе, на заводе. 2)телекоммуникационные - для её организации компь­ютеры соединяют через модем и линию связи на большом расстоянии.

МОДЕМ - это устройство преобразующее цифровой сигнал компьютера в аналоговый линии связи и наоборот. (Модулятор - демодулятор). Основной характеристикой модема является скорость передачи/приема информации, которая измеряется в битах в секунду (бит/с). Для организации работы такой сети используются специальные компьютеры – серверы. Сервер сети - это мощный компьютер, оснащенный специальным прог­раммным обеспечением для управления работы сетью. Работа сетей подчиняется определенным протоколам – стандартам на представление и преобразование передаваемой по сетям информации.

Internet - глобальная компьютерная сеть объединяющая многие ло­кальные, региональные, и корпоративные сети и включающая десятки мил­лионов компьютеров. Каждый компьютер в сети имеет уникальный 32 битный цифровой IP адрес. Которому соответствует уникальное буквенное имя. Все адреса регистрируются в организации которая называется InterNIC. В сети Internet различают несколько видов серверов: WEB-серверы - на которых находятся WEB-страницы; FTP-серверы - файло­вые архивы (позволяют через Интернет пополнять программное обеспечение компьютера); DNS-серверы - преобразуют буквенный адрес в цифровой; Поч­товые серверы - служат для работы электронной почты (E-mail). Для поиска информации используют специальные поисковые серверы (Yandex, Rambler, Апорт)

Основу Internet составляет WWW, технология гипертекста. WWW - это десятки миллионов серверов содержащих WEB - страницы. Набор WEB стра­ниц объединенных общей темой и общими ссылками называют WEB сайтом. Для создания WEB страниц используется специальный язык - HTML.

Адрес WEB сайта школы выглядит так (один любой) :

WWW.Плес.Иваново.RU (Географический адрес)

WWW.Школа.Плес.Иваново.EDU (Образовательное учреждение)

Адрес электронной почты нашей школы мог бы выглядеть так:

Школа@Плес.Иваново.RU

Для работы в Интернете необходима специальная программа – браузер (Например: Internet Explorer. Opera). Она необходима для правильного отображения Web страниц.

К основным услугам Интернет относят: размещение своей и поиск чужой информации, электронная почта, телеконференции, доски объявлений, форумы прямого общения, Интернет телефония, Интернет радио и телевидение.

(В учебнике 9 класс: Глава 1 . Передача информации в компьютерных сетях, § 1,2,3,4,5.)


Билет 20.

Модель – это некоторое упрощенное подобие реального объекта. Модели бывают:

1. Натурными. Это физическое подобие некоторого материального предмета. Например, манекен - подобие человека.

2. Информационными. Информационная модель – это его описание. Метод описания может быть различным: словесным графическим, математическим. Построению информационной модели предшествует системный анализ, задача которого выделить существенные части и свойства объекта, связи между ними. Информационные модели одного и того же объекта, предназначенные для различных целей, могут быть совершенно различными.

Наиболее простыми информационными моделями являются вербальные (словесные) модели. Чаще всего они представляют описание, какого либо объекта или явления на естественном языке. Графические информационные модели представляют собой различные рисунки, чертежи, схемы, графики.

Еще одной распространенной формой представления информационной модели является прямоугольная таблица, состоящая из столбцов и строк. Таблицы делятся на два вида: «объект-объект» и «объект-свойство». В-первых отражается взаимосвязь между различными объектами. Во-вторых – одна строка содержит информацию об одном объекте или событии.

Математическая модель отражает взаимосвязь между составными частями объекта при помощи математических формул, законов физики, химии.

Современным инструментом моделирования является компьютер. Главное преимущество компьютера перед человеком – способность к быстрому счету. Современные компьютеры считают со скоростями в сотни, тысячи, миллионы и даже миллиарды операций в секунду. Компьютерная математическая модель – это программа, реализующая расчеты состояния моделируемой системы по ее математической модели. Использование компьютерной математической модели называют вычислительным экспериментом. Вычислительный эксперимент в некоторых случаях может заменить реальный физический эксперимент. Важным свойством компьютерных математических моделей является визуализация результатов расчетов при помощи компьютерной графики.

(В учебнике 9 класс: § 6 Что такое моделирование, § 7 Графические информационные модели, § 8 Табличные модели, § 9 Информационное моделирование на компьютере.)




Скачать 340.29 Kb.
оставить комментарий
Дата27.09.2011
Размер340.29 Kb.
ТипЭкзаменационные билеты, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  2
не очень плохо
  1
средне
  2
хорошо
  2
отлично
  15
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх