Проблема реализма и основные концепции соотношения языка и реальности в аналитической философии ХХ века icon

Проблема реализма и основные концепции соотношения языка и реальности в аналитической философии ХХ века



Смотрите также:
Программа вступительного испытания по предмету религиоведение для поступающих на основные...
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине на основную образовательную...
Вопросы к кандидатскому экзамену по истории и философии науки...
Проблема соотношения морали и права в философии и. А. Ильина...
§ Познание и язык. Проблема определения...
Лекция античная философия проблема генезиса философии...
Программа учебной дисциплины становление неклассической философии во второй половине XIX...
Вопросы по истории зарубежной литературы ХХ века...
Реферат (темы)...
Основные зарубежные психологические концепции ХХ века...
Проблема социальной реальности в классической и марксистской философии 09. 00...
С. А. Смирнов Осудьбе антропологии в философии ХХ века...



страницы:   1   2   3
скачать
На правах рукописи


МАКЕЕВА Лолита Брониславовна


ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗМА И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ

СООТНОШЕНИЯ ЯЗЫКА И РЕАЛЬНОСТИ В АНАЛИТИЧЕСКОЙ

ФИЛОСОФИИ ХХ ВЕКА

Специальность 09.00.03 – история философии




АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук


Москва 2011

Работа выполнена на кафедре истории философии факультета философии ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


^ Официальные оппоненты: доктор философский наук, профессор Васильев Вадим Валерьевич

доктор философских наук

Никифоров Александр Леонидович

доктор философских наук, профессор Филатов Владимир Петрович


^ Ведущая организация: Российский университет дружбы народов


Защита состоится «_____» ____________ 2011 г. в ______ часов на заседании диссертационного совета Д 212.048.12 при ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» по адресу: 109028, г. Москва, Малый Трехсвятительский пер., д. 8/2, ауд. 102.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» по адресу: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20.


Автореферат разослан «______» ______________2011 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат философских наук, доцент Гаспарян Д.Э.

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Аналитическая философия, возникшая в начале ХХ века, знаменовала собой «радикальный разрыв с одурманивающей метафизической традицией»1, однако одни аналитические философы восприняли этот разрыв как безоговорочный отказ от метафизики в любых ее формах, а для других он означал создание метафизических теорий принципиально нового типа. Именно в построении новой метафизики видели свою задачу Б. Рассел и те философы, прежде всего У.В.О. Куайн и П. Стросон, которые в середине ХХ века, после тридцати лет безраздельного господства в аналитической философии антиметафизических настроений, возглавили движение по реабилитации метафизики.

Усилия Куайна, Стросона и ряда других философов, среди которых следует упомянуть Р. Чизома, У. Селларса и Н. Прайора, не прошли даром. Начиная с 1960-х годов интерес аналитических философов к метафизике неуклонно растет, и сейчас вряд ли можно найти какое-либо другое философское направление, где бы метафизические и онтологические проблемы пользовались столь повышенным вниманием.

Метафизика имеет долгую историю, в ходе которой не только происходила смена одних метафизических теорий другими, но и существенно изменялись представления о ее предмете, задачах и методах. Метафизика, разрабатываемая в рамках аналитической философии, которую, следуя традиции, будем для краткости называть «аналитической метафизикой», образует новый этап в развитии этой отрасли философских исследований, поскольку философы данного направления по-новому осмыслили природу метафизического исследования и предложили новые способы решения метафизических проблем. Так, в представлении аналитических философов задача метафизики состоит в поисках ответа на вопрос, какова структура и содержание реальности, т.е. каковы наиболее общие роды или категории сущего. Это означает, что когда они говорят о метафизике, они часто имеют в виду онтологию – учение о бытии как таковом2, и, более того, следует отметить, что они не проводят принципиального различия между бытием и существованием3, т.е., иначе говоря, сфера бытия и сфера сущего для них совпадают. Аналитические философы предложили и новый метод решения метафизических проблем. С их точки зрения, философы не обладают особой способностью (будь то интеллектуальная интуиция или мистическое чувство), которая открывала бы им доступ к бытию; единственный инструмент, которым они могут пользоваться при решении каких бы то ни было философских проблем, включая метафизические, это анализ языка. Только анализируя наши суждения или высказывания о мире, которые мы признаем за истинные, мы можем составить представление о том, какого рода объекты и сущности обладают реальным существованием. За этим подходом к решению метафизических проблем стоит вера в то, что наиболее общие особенности реальности запечатлены в общей структуре языка и могут быть выявлены в ходе ее анализа. Таким образом, аналитическая метафизика оказывается в такой же мере затронутой «лингвистическим поворотом», как и все другие области исследования в аналитической философии.

Однако если метафизик рассматривает реальность через «призму» языка, то не означает ли это, что он обречен иметь дело только с миром, изначально организованным и оформленным концептуальной схемой этого языка, и поэтому вопрос о том, какова реальность сама по себе, независимо от того, с помощью какого языка мы ее описываем, просто утрачивает смысл? Поиски ответа на этот вопрос приводят к выводу, что обосновать веру в анализ языка как инструмент онтологических исследований можно лишь разъяснив связь между языком и реальностью. Это объясняет, почему проблема соотношения языка и реальности стала ключевой для аналитической метафизики, ибо в решении данной проблемы заключалось оправдание самой этой метафизики. Неслучайно поэтому многих представителей аналитической метафизики в значительно большей степени заботило решение указанной проблемы, чем выстраивание собственно онтологической концепции.

Сказанное означает, что в аналитической метафизике особую остроту приобретает проблема истолкования и обоснования реализма. Следует отметить, что аналитические философы не только предложили новый – основанный на анализе языка – тип метафизики, но и внесли существенные изменения в понимание такой важной метафизической позиции, как реализм.

Как известно, первое из наиболее известных употреблений термина «реализм» в философии связано со средневековым спором об универсалиях, ставшим важным событием в схоластическом философствовании. Реалисты отстаивали объективное и независимое от познающего субъекта существование универсалий, а их противники – в лице номиналистов и концептуалистов – видели в них лишь присутствующие в человеческом уме общие имена или понятия. Во многом благодаря Канту4 реализм стали воспринимать как представление о том, что в нашем опыте мы воспринимаем предметы, существование и природа которых не зависит от нашего восприятия. При таком истолковании реализм противостоит уже не номинализму и концептуализму, а идеализму, ставящему существование внешних вещей в ту или иную зависимость от познающего субъекта. Именно в таком ключе понимали реализм представители разнообразных реалистических течений в англо-американской философии (неореализма, критического реализма и др.), возникших на рубеже ХХ века как «реакция» на абсолютный идеализм доминировавшего в тот период неогегельянства и отражавших стремление философов создать философию, согласующуюся со здравым смыслом и наукой. Вместе с тем, уже на этом этапе в число воспринимаемых (в широком смысле) предметов стали включать не только внешние вещи, но и сущности другого рода (универсалии, абстрактные объекты вроде суждений, чисел и т.п.), и реализм, таким образом, постепенно приобрел более широкое значение: его стали связывать с признанием реального и независимого от сознания существования каких бы то ни было объектов и сущностей. В результате реализм стал очень неоднородным философским направлением, поскольку совершенно очевидно, что реалист относительно абстрактных объектов и реалист относительно вещей внешнего мира могут быть непримиримыми противниками.

Эта неоднородность реализма еще более усилилась в рамках аналитической философии. Если первые аналитические философы, такие, как Б.Рассел, Дж. Мур и др. еще представляли себе реализм как определенную позицию в философии восприятия, то во второй половине ХХ века баталии между реалистами и их противниками перекинулись и в философию науки, и в этику, и в философию сознания, но главным их полем стала философия языка. Учитывая, что язык, будучи творением человека, представляет собой чрезвычайно богатый и сложный феномен, проявляющийся в огромном многообразии форм, и, более того, человечество накопило большой опыт конструирования новых языков в разных областях: в науке, искусстве, технологии и т.п., – рассмотрение реальности через «призму» языка неизбежно приводит к тому, что такая «призма» калейдоскопически множит образы мира и, соответственно, порождает великое разнообразие реалистических концепций. Для обозначения реализма, обосновываемого в рамках аналитической метафизики, мы будем использовать термин «аналитический реализм»5.

Поскольку реализм, как ключевая метафизическая позиция, находится на переднем фронте философских баталий наших дней и поскольку исследование такой его современной разновидности, как аналитический реализм, напрямую касается вопроса о связи между языком и реальностью, анализ выдвинутых в аналитической философии ХХ века концепций соотношения языка и реальности и теорий, в которых осмысляется природа реализма, представляет собой важную и актуальную задачу.

^ Степень разработанности темы. Исследованию аналитической философии уделялось и уделяется немало внимания в отечественной философской литературе. Важный вклад в ее изучение в историко-философском ключе внесли работы А.Ф. Бегиашвили, И.С. Нарского, А.С. Богомолова, М.С. Козловой, Н.С. Юлиной, А.Ф. Грязнова, С.В. Никоненко, Л.А. Бобровой, Т.Н. Панченко и др., в которых прослежены ее истоки и основные этапы развития, проанализированы идеи ее ведущих представителей. В теоретико-методологическом плане концепции и аргументы, разработанные в аналитической философии, стали предметом анализа в трудах В.А. Лекторского, В.С. Швырева, В.В. Петрова, А.Л. Никифорова, З.А. Сокулер, В.В. Целищева, А.Л. Блинова, В.Н. Садовского, В.П. Филатова, Е.Е. Ледникова, Е.Д. Смирновой, Р.И. Павилениса и многих др. В условиях, когда произведения западных философов, включая аналитиков, по большей части были малодоступны для отечественных философов, исследования перечисленных авторов служили своего рода «окном» в мир современной аналитической философии.

Вместе с тем, в отечественной философии в течение длительного времени доминировало представление об аналитической философии как о направлении, объявившем войну метафизике в любых ее проявлениях. Не в последнюю очередь это было обусловлено тем, что интерес исследователей в нашей стране был преимущественно обращен к неопозитивизму и творчеству Л. Витгенштейна и его последователей в рамках кембриджской школы лингвистической терапии и оксфордской школы обыденного языка, а именно эти две ветви аналитической традиции и отличаются своими жесткими антиметафизическими установками6. Можно сказать, что первую брешь в таком восприятии аналитической философии пробила книга Н.С. Юлиной «Проблема метафизики в американской философии ХХ века: Критический очерк эмпирико-позитивистских течений», опубликованная в 1978 г. Определенное отражение онтологическая проблематика аналитической философии нашла в книге «Проблемы онтологии в современной аналитической философии», опубликованной в 1988 г. под редакцией Т.А. Кузьминой. Важную роль в осмыслении специфики постановки онтологических проблем в рамках аналитической философии сыграли работы Е.Е. Ледникова, Е.Д. Смирновой и В.Н. Карповича, посвященные онтологическим аспектам логико-семантических и лингвистических исследований, а также работы В.Л. Васюкова и Е.Г. Драгалиной-Черной, в которых осуществляется построение «формальных онтологий» для различных логических языков. В этой связи следует также упомянуть опубликованный в 1978 г. под редакцией В.В. Целищева сборник статей «Логика и онтология». В последние годы аналитический подход к решению метафизических и онтологических проблем обсуждается и разрабатывается в работах А.П. Огурцова, Н.В. Головко, В.А. Ладова, В.А. Суровцева, Борисова Е.В., Золкина А.Л. и др. Тем не менее, если аналитическая философия в западных странах переживает сегодня всплеск увлечения метафизикой, то у нас работ по этой проблематике, как историко-философских, так и теоретических, крайне мало, хотя в этой связи нельзя не отметить исследования Н.С. Юлиной, Д.И. Дубровского и В.В. Васильева по философии сознания, в которых в частности анализируется и понимание современными философами метафизических и онтологических аспектов проблемы психического.

Из всех реалистических направлений в современной философии наибольшее внимание в отечественной философской литературе получил научный реализм. Проблемы, поднятые в ходе дискуссий между научными реалистами и их противниками, были подвергнуты анализу в работах В.Н. Поруса, Е.А. Мамчур и А.А. Печенкина. Ряд концепций аналитического реализма, а именно разработанные А. Айером, Дж. Макки, П. Стросоном и М. Даммитом, нашли освещение в статьях А.Ф. Грязнова. Однако в целом современный реализм остается малоизученной темой в отечественной философии.

Творчеству философов, о которых идет речь в диссертационном исследовании, посвящены работы многих отечественных авторов. Значительным вкладом в осмысление логико-семантических и философских идей Г. Фреге стали исследования Б.В. Бирюкова и основанные на этих исследованиях переводы ряда произведений немецкого мыслителя, а также работы П.Н. Мирошниченко, Бессонова А.В. и Е.Д. Смирновой. Крупнейший английский философ ХХ века Б. Рассел незаслуженно обойден вниманием в нашей философской литературе. Помимо глав в учебниках и справочной информации в философских словарях и энциклопедиях, у нас была опубликована только одна монография Ф.С. Колесникова, посвященная его творчеству. Философия Л. Витгештейна достаточно глубоко и обстоятельно исследована в трудах М.С. Козловой, А.Ф. Грязнова, З.А Сокулер, В.Г. Кузнецова, В.П. Руднева и др. Хотя у нас не публиковалось отдельных книг о творчестве Р. Карнапа, его логико-семантические и философские идеи были предметом анализа в монографиях, написанных о логическом позитивизме В.С. Швыревым и И.С. Нарским, и в статьях Д.П. Горского, Б.С. Грязнова, Л.Б. Баженова, Е.П. Никитина, А.Л. Никифорова и многих др. Среди тех, кто занимался изучением и критическим анализом философии У.В.О. Куайна, следует отметить В.В. Петрова, В.А. Лекторского, В.В. Целищева, Л.А. Боброву, В.Ф. Самсонова, Е.Г. Виноградова и П.С. Куслия. Анализ философских взглядов П. Стросона осуществлен в работах М.С. Козловой, Т.Н. Панченко, В.Н. Брюшинкина и В.А.Чалого. Некоторые аспекты философской концепции Д. Дэвидсона исследованы в работах В.В. Петрова, А.Л. Блинова, А.З. Черняка и др.

Если теперь обратиться к западной философской литературе, касающейся вопроса о связи между языком и реальностью (или между языком и онтологией), то нельзя не поразиться ее изобилию, однако доля публикаций обобщающего или историко-философского характера в ней не столь велика. В определенной мере это можно объяснить тем, что на протяжении долгого времени в аналитической философии историко-философские исследования вообще не пользовались популярностью7 и практически не появлялись работы о ее собственной истории, тем не менее в последние десятилетия ситуация стала меняться. В начале 1980-х годов вышла книга А.Дж. Айера «Философия в двадцатом столетии», книга К.М. Муница «Современная аналитическая философия», а из недавно опубликованных следует отметить работы А. Стролла, С. Сомса и др.8, которые хотя и написаны, как книга Айера, скорее, в полемическом, а не историко-философском, ключе и в которых выстраивается логика развития представлений аналитических философов лишь по отдельным темам, но в них обсуждается вопрос о соотношении языка и реальности. Однако наибольший интерес в этой связи представляет переведенная на русский язык книга Г. Кюнга «Онтология и логический анализ языка», а также исследования обобщающего характера по проблемам философской логики и философии языка, среди которых нужно упомянуть работы Э.К. Грейлинга, Я. Хакинга, М. Девитта, Л. Линского, Р.Дж. Нельсона, Б. Эбботт и др.

Вместе с тем, чаще вопрос о связи между языком и реальностью обсуждается в работах, в которых анализируются взгляды отдельных аналитических философов. Поэтому помимо оригинальных работ рассматриваемых в диссертации философов важным источником для изучения их творчества послужили исследования, публикуемые в серии «Библиотека современных философов» («The Library of Living Philosophers») под редакцией П.А. Шилппа (1939-1981), которого затем сменили Л.Э. Хан (1981-2001) и Р. Оксьер (2001-); в частности в диссертации использовались тома из этой серии, посвященные Б. Расселу (1944), Р. Карнапу (1963), У.В.О. Куайну (1998), П. Стросону (1998), Д. Дэвидсону (1999) и М. Даммиту (2007). С середины 1990-х годов Кембриджским университетом выпускается серия так называемых «Спутников по философии, религии и культуре» («The Cambridge Companion to Philosophy, Religion and Culture»), в рамках которой вышли сборники статей о творчестве Г. Фреге (2010), Б. Рассела (2003), Л. Витгенштейна (1997), Р. Карнапа (2007) и У.В.О. Куайна (2004), представляющие интерес для изучения философских идей перечисленных философов. В последние десятилетия были предприняты попытки систематического сравнения взглядов некоторых крупнейших аналитических философов, например Витгенштейна, Куайна и Дэвидсона9, которые позволяют глубже понять их место и роль в развитии аналитической философии. В целом же среди практически необозримого массива критических и комментаторских трудов, в которых исследуются взгляды рассматриваемых в диссертации философов относительно языка, онтологии и реальности, следует отметить работы Б. Страуда, Э. Лепора, П.М.С. Хакера, П. Хилтона, И. Дилмана, Х.-Й. Глока, Р.Ф. Гибсона и др.

Западная философская литература по проблеме реализма также весьма обширна. Дискуссии между сторонниками и противниками реализма уже несколько десятилетий не затихают в самых разных областях философии – от метафизики и философии языка до этики и эстетики; не менее оживленным является обсуждение и самой специфики современного реализма. Помимо Даммита и Патнэма, концепции которых анализируются в диссертации, в исследованиях по этой проблеме активное участие принимают также Дж. Макдауэлл, К. Райт, М. Девитт, М. Лаукс, М. Миллер, В. Хейл и др.

Что же касается дискуссий вокруг научного реализма, то порожденная ими литература поистине безгранична. С 1960-х годов публикации по проблемам, поднятым в ходе этих дискуссий, занимают первые страницы в ведущих журналах по философии и истории науки. В этой области есть уже немало обзорных и обобщающих работ, в которых осмысляется природа и история научного реализма; более того, практически в любом современном учебнике по философии науки присутствует раздел, посвященный спору между сторонниками и противниками научного реализма. При проведении диссертационного исследования использовались работы по данной теме таких авторов, как Х. Патнэм, Р. Харрé, Р. Бойд, А. Масгрейв, У. Ньютон-Смит, Л. Лаудан, А. Файн, Дж. Уоррол, С. Псиллос и др.

^ Объект и предмет исследования. Объектом исследования является становление и развитие аналитической метафизики в ХХ веке, основанной на представлении о том, что ключом к решению метафизических и онтологических проблем служит анализ языка.

Предметом исследования выступают основные концепции соотношения языка и реальности в аналитической метафизике ХХ века и сформулированные в их рамках подходы к обоснованию реализма, а также философские теории, касающиеся природы реализма.

^ Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы проследить развитие представлений аналитических философов о природе и путях обоснования реализма, рассмотрев его в более широком контексте – в контексте эволюции их идей о связи между языком и реальностью и проанализировав ряд концепций о природе реализма, сформулированных в рамках аналитической метафизики.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

– выявить наиболее общие и важные отличительные особенности аналитической метафизики ХХ века;

– очертить круг проблем, обсуждаемых аналитическими философами при решении вопроса о соотношении языка и реальности;

– описать основные тенденции в осмыслении аналитическими философами феномена языка, природы значения языковых выражений, связи между значением и истиной, характера логики, лежащей в основании языка, и критериев существования разного рода объектов и сущностей;

– охарактеризовать, как изменения в понимании аналитическими философами природы языка влияли на решение вопроса о связи между логической и концептуальной структурой языка и онтологическим строением мира, взяв в качестве предмета рассмотрения позиции в этом вопросе таких философов, как Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап, У.В.О. Куайн, П. Стросон, Д. Дэвидсон и М. Даммит;

– раскрыть специфику аналитического реализма, рассмотрев концепции соотношения языка и реальности ведущих аналитических философов ХХ века, и охарактеризовать его основные виды;

– реконструировать понимание реализма в рамках аналитической философии на примере концепций семантического реализма М. Даммита и внутреннего реализма Х. Патнэма;

– определить место и роль аналитического реализма в споре между научными реалистами и их противниками в современной философии науки.

^ Методология исследования. Выполнение поставленных в диссертации задач предполагает использование целого комплекса научно-исследовательских методов. С одной стороны, поскольку диссертационное исследование в целом носит историко-философский характер, в нем применяются:

– источниковедческий метод при работе с первоисточниками и комментаторской литературой;

– историко-дескриптивный метод для достижения максимально возможной непредвзятости и объективности в изложении взглядов рассматриваемых аналитических философов.

С другой стороны, проводимое в рамках диссертации историко-философское исследование имеет проблемную направленность, т.е. главным предметом изучения служит то, как решали определенные проблемы (прежде всего проблемы соотношения языка и реальности и обоснования реализма) выбранные для рассмотрения аналитические философы. Это требует использования следующих методов:

– метода теоретической реконструкции, который предполагает определенную переформулировку взглядов анализируемых философов, выявление их допущений и предпосылок в свете тех проблем, решение которых составляет основной предмет изучения в диссертации. Применение метода теоретической реконструкции обусловлено также тем, что диссертационное исследование охватывает очень длительный период в развитии аналитической философии, по сути, с момента ее возникновения до дискуссий, проводившихся в последние десятилетия ХХ века в философии языка, метафизике и философии науки. В связи с этим главное внимание уделяется выстраиванию определенной логики развития идей по соответствующим темам, когда учитываются лишь наиболее существенные аспекты, а детали, иногда столь важные для исторического исследования, оказываются вне поля зрения.

– метода сравнительного анализа, предполагающего переформулировку концепций рассматриваемых философов в терминах, допускающих их сопоставление друг с другом, и обеспечивающего возможность типологических обобщений.

^ Научная новизна исследования. Диссертационная работа представляет собой первое в отечественной историко-философской литературе целостное исследование эволюции взглядов аналитических философов ХХ века на соотношение языка и реальности. Впервые осуществлен анализ проблемы реализма (его природы и способов обоснования) в контексте рассмотрения основных концепций, предложенных в рамках аналитической метафизики по вопросу о связи между языком и реальностью. Кроме того, в ходе исследования получены следующие новые для отечественной философской литературы результаты:

– в противовес сложившимся в нашей стране представлениям об аналитической философии как антиметафизическом направлении показано, что метафизическая и онтологическая проблематика образует одну из ключевых составляющих в тематическом поле этого философского направления; охарактеризованы истоки и основные отличительные черты аналитической метафизики;

– выявлена взаимозависимость между логическими, семантическими и онтологическими идеями в философских концепциях Г. Фреге, Б. Рассела, раннего Л. Витгенштейна, Р. Карнапа, У.В.О. Куайна, П. Стросона, Д. Дэвидсона и М. Даммита; показано, как разработанные этими философами логико-семантические концепции определяют их подход к решению онтологических проблем;

– выделены и охарактеризованы наиболее влиятельные «модели» соотношения языка и реальности, предложенные в рамках аналитической философии ХХ века;

– дано развернутое и целостное изложение программ создания систематической теории значения для естественного языка, выдвинутых Д. Дэвидсоном и М. Даммитом; проведен сравнительный анализ этих программ;

– выявлена роль понятий референции и истины в различных моделях соотношения языка и реальности; показано, как в зависимости от того, какое из этих понятий берется в качестве фундаментального при описании связи между языком и реальностью, а какое – в качестве производного, создаются разные концепции реализма и, соответственно, выстраиваются разные стратегии его обоснования;

– на основе анализа концепций «семантического реализма» М. Даммита и концепции «внутреннего реализма» Х. Патнэма выявлены особенности аналитического реализма, а также определена его роль в дискуссиях между сторонниками и противниками научного реализма в философии науки ХХ века.

^ Положения, выносимые на защиту.

(1) Чтобы представление об аналитической философии ХХ века было адекватным, необходимо учитывать, что в ее развитии значительную роль играло обсуждение метафизических и онтологических проблем.

(2) Ключевое место в аналитической метафизике занимает вопрос о том, связан ли язык с реальностью и, если связан, то каким образом. Можно ли на основе анализа языка судить о структуре и содержании реальности? Ответ именно на этот вопрос служит обоснованием самой этой метафизики. В ходе развития аналитической философии предложено несколько решений вопроса о соотношении языка и реальности, которые представляют значительный интерес для осмысления природы аналитического реализма.

(3) В эволюции аналитической метафизики отчетливо проявляются две тенденции. Одна тенденция, которую можно обозначить как «лингвистическое кантианство», связана с признанием того, что язык, а стало быть, и мышление являются одним из факторов, формирующих мир, в котором мы живем. Другая тенденция выражает стремление аналитических метафизиков найти выход к объективной реальности как таковой и попытаться, учитывая всю сложность эпистемической ситуации, в которую помещены люди, ответить на вопрос, что же мы можем знать о независимом от нас в онтологическом плане мире. Борьба этих двух тенденций образует главный «нерв» аналитической метафизики.

(4) В зависимости от того, какое понятие – истины или референции – играет определяющую роль в решении вопроса о соотношении языка и реальности, выделяются два вида аналитического реализма – реализм истины и реализм референции10, которые характеризуются разными способами обоснования.

(5) Осмысление специфики аналитического реализма наиболее ярко представлено в концепциях М. Даммита и Х. Патнэма. Согласно концепции семантического реализма М. Даммита, реалистическая позиция необходимым образом связана с принятием трансцендентного понятия истины, однако из этой концепции вытекает ряд парадоксальных следствий, что свидетельствует о ее несостоятельности. Анализ концепции внутреннего реализма Х. Патнэма показал, что реализм даже в таком «неметафизическом» истолковании содержит в себе метафизическое допущение в виде понятия эпистемически идеальных условий, однако попытка соединить это метафизическое допущение с когерентной теорией истины делает внутренний реализм Патнэма непоследовательным.

(6) Дискуссии по поводу онтологического статуса теоретических объектов, проходившие в философии науки ХХ века, показали, что аналитический реализм не может служить прочным основанием для реалистической интерпретации научного знания.

^ Теоретическая и практическая значимость результатов исследования обусловлена тем, что содержащийся в нем материал позволяет сформировать новый взгляд на развитие аналитической философии в ХХ веке, преодолеть сложившиеся в отечественной философской литературе стереотипы в восприятии этого направления философской мысли как преимущественно антиметафизического, заложить основы для осмысления специфики аналитической метафизики в ее современных формах. Предложенный в диссертации подход к рассмотрению природы аналитического реализма создает теоретические и методологические предпосылки для дальнейшего изучения реалистических концепций в философии наших дней.

Материал и выводы, представленные в диссертационной работе, могут быть использованы при написании учебных пособий по современной западной философии, при подготовке лекционных курсов и спецкурсов, а также при проведении семинарских занятий по философии языка, онтологии и истории аналитической философии.

^ Апробация работы. Результаты диссертационного исследования представлены в двух монографиях, а также в статьях и других публикациях общим объемом около 48 п.л.

Отдельные положения и выводы диссертации нашли отражения в выступлениях автора на (а) Международной конференции «Онтология возможных миров», организованной Центром фундаментальных исследований ГУ-ВШЭ (Москва, 28-29 октября 2009 г.), доклад «Возможные миры: метафизика и здравый смысл»; (б) заседании научно-теоретического семинара «Логика и философия языка» в ИФРАН (Москва, 5 октября 2010 г.), доклад «Референция, истина и обоснование реализма», а также на методологических семинарах, проводимых в секторе современной западной философии ИФРАН в 2002-2008 гг.

Результаты, представленные в диссертации, были получены в ходе исследований, проведенных в рамках проектов, поддержанных российскими научными фондами: (а) «Научный реализм: подходы, проблемы, перспективы» (индивидуальный исследовательский проект 06-01-0076 Научного фонда ГУ-ВШЭ, 2006); (б) «Философия ХХ века в зеркале интеллектуальных биографий ведущих мыслителей» (коллективный исследовательский проект 06-03-00209а РГНФ, 2006-2007); (в) «Реализм в аналитической философии ХХ века» (индивидуальный исследовательский проект 09-01-0077 Научного фонда ГУ-ВШЭ, 2009); (г) «Онтология возможных миров» (коллективный проект 68 Центра фундаментальных исследований ГУ-ВШЭ, 2009).

Материалы диссертационного исследования в течение нескольких лет использовались для чтения следующих учебных курсов: (а) «Современная философия» (магистратура по программе «Философская антропология» на факультете философии НИУ-ВШЭ); (б) «Онтология и теория познания» (бакалавриат факультета философии НИУ-ВШЭ); (в) «История зарубежной философии» (бакалавриат факультета философии НИУ-ВШЭ).

^ Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух частей, заключения и библиографического списка. Первая часть включает четыре главы, разделенные на семнадцать параграфов (по четыре параграфа в первых трех главах и пять параграфов в четвертой главе). Вторая часть содержит три главы.

^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность рассмотрения проблемы реализма в контексте эволюции представлений аналитических философов ХХ века о связи между языком и реальностью, освещается степень разработанности данной темы в отечественной и зарубежной философской литературе, определяются объект и предмет исследования, излагаются цели, задачи и методологические основания работы, формулируются положения, выносимые на защиту, раскрывается научная новизна, а также теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.

В




оставить комментарий
страница1/3
Дата17.10.2011
Размер0,57 Mb.
ТипАвтореферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх