Художественные тексты icon

Художественные тексты


Смотрите также:
Особенность художественного текста (как текста художественного произведения)...
Тема Обязательные художественные тексты...
Рабочая программа по английскому языку юриспруденция, Государствоведение...
Художественные тексты дл обязательного чтения по курсу «История русской литературы конца 19...
Польско-русские фонетические соответствия...
Перечень книг, которые необходимо подготовить заранее (в нескольких экземплярах для одной...
Литература. Вариант №1 Шифр...
Презентация курса «Стилистика русского языка»...
Сказка это удивительный жанр. Русский философ Ильин сказал: «Сказка это сон, приснившийся нации»...
Актуальность исследования...
Учебно-методический комплекс филологический анализ художественного текста для студентов 4 курса...
«минусинский медицинский техникум» тексты для чтения по английскому языку для студентов...



Загрузка...
скачать
Современный литературный процесс в России

Список литературы по курсу «Современный литературный процесс в России» 2003/2004 уч. год

Художественные тексты


  1. Основная литература

Айтматов Ч. Плаха.

Аксенов В. Москва ква-ква.

Акунин Б. Азазель.

Астафьев В. Веселый солдат. Людочка. Пролетный гусь.

Ахмадулина Б. Друзей моих прекрасные черты. Стихи.

Белов В. Привычное дело.

Битов А. Пенелопа. Человек в пейзаже.

Бродский И. Часть речи.

Владимов Г. Верный Руслан.

Еременко А. Горизонтальная страна.

Ерофеев В. Москва - Петушки.

Есин С. Имитатор.

Кибиров Т. Сквозь прощальные слезы. Л.С. Рубинштейну.

Коляда Н. Амиго.

Кушнер А. Четыре десятилетия.

Маканин В. Буква «А» (Удавшийся рассказ о любви).

Пригов Д. Написанное с 1990 по 1994.

Пелевин В. Чапаев и Пустота.

Петрушевская Л. Крапива и Малина. Две сестры. Волшебная ручка; Время ночь.

Распутин В. Пожар; В ту же землю…; Сеня едет.

Рубинштейн Л. Появление героя. «Мама мыла раму».

Солженицын А. Эго, Настенька, Молодняк; Крохотки. В круге первом.

Сорокин В. Голубое сало.

Толстая Т. Кысь.

Улицкая Л. Медея и ее дети. М., 2001.


^ 2. Дополнительная литература

Стихи Б.Ахмадулиной, И.Бродского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Вс.Некрасова, Д.Пригова, Л.Рубинштейна, А.Еременко, И.Жданова, И.Холина, Г.Сапгира, Т.Кибирова, А.Кушнера.

Астафьев В. Пролетный гусь // Новый мир. 2001. № 1.

Пелевин В. Т.

Трифонов Ю. Другая жизнь.

Солженицын А.И. Август Четырнадцатого // Солженицын А.И. Красное Колесо: повествование в отмеренных сроках: В 10 т. М., 1993. Т.1-2.

3. ^ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

I. ОСНОВНАЯ

1. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3 кн. М., 2001.

2. Давыдова Т.Т., Сушилина И.К. Современный литературный процесс в России. Учебн. пособие. М., 2007.

3. Нефагина Г.Л. Русская проза конца XXвека. Учебн. пособие. М., 2003.

4. Русские писатели 20 века. Биографический словарь/ Под ред. И.О. Шайтанова. М., 2009.


^ II. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

3. История русской литературы ХХ века (20-90-е годы). Основные имена. Учебн. пособие для филол. факультетов ун-тов. М., 1998.

Голубков М.М. История русской лит. критики XX века (1920-1990-е годы). М., 2008.

Громова М.И. Русская драматургия конца ХХ – начала ХХI века: учебное пособие. – М., Флинта, 2005.

Зайцев В.А. Русская поэзия ХХ века: 1940–1990-е годы. М.,2001.

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3 кн. М., 2001.

Лейдерман Н.Л. Постреализм: теоретич. очерк. Екатеринбург, 2005.

Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000.

Нефагина Г.Л. Русская проза конца XXвека. Учебн. Пособие. М., 2003.

Очерки русской литературы ХХ века. Ч.1, кн. 2. Поэзия 40—60-х годов. М., 1994. С. 73—100.

Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. М., 2001.

Струве Г. Русская литература в изгнании. Париж-Москва, 1996.

Черняк М.А. Массовая литература XX века. М., 2007.

Эпштейн М. Постмодерн в России. М., 2000.


^ III. ОБЩИЕ РАБОТЫ

Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. С.384–391.

Ильин И.П. Постмодернизм: Словарь терминов. М.: INTRADA, 2001.

Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. М.: Прогресс, 2000. С.427–457.

^

Тема 1. Двучастные рассказы А.И.Солженицына


1.Почему рассказы «Эго», «Настенька», «Абрикосовое варенье» и «Молодняк» названы двучастными?

2.Каково время и место действия этих произведений?

3.К какому тематически-проблемному течению можно отнести их?

4.Есть ли мотивы, объединяющие три рассказа в цикл?

5.Найдите онтологическую символику в рассказе «Эго».

6.В чем заключается идейно-художественная роль детали?

7.Проанализируйте язык рассказов А.И.Солженицына: есть ли поэтическая образность, индивидуально-авторские неологизмы в области лексики, синтаксиса? Использует ли писатель народные пословицы и поговорки? Охарактеризуйте образ языка прозы Солженицына.

Литература: Кузьмин В.В. Поэтика рассказов А.И. Солженицына. Тверь, 1999. Есть компьютерный вариант.

Спиваковский П.Е. История, душа и «эго» // Лит. Обозрение. М., 1996. № 1. С.48-50.
^

Тема 2. Своеобразие сюжета и конфликта в повести В.Распутина «Живи и помни»


1.Какова проблематика повести «Живи и помни»?

2.В чем причина дезертирства Андрея Гуськова?

3.Какое место в ряду образов распутинских героинь занимает образ Настены? Сравните ее с Дарьей и другими старухами из повести «Прощание с Матерой».

4.Есть ли в «Живи и помни» психологизм? Проанализируйте наиболее важные в этом отношении эпизоды.

5.Какова проблематика повести «Прощание с Матерой»?

6.В чем своеобразие изображения здесь «малой родины»?

6.Как раскрывается в произведении проблема крестьянской культуры?

7.Есть ли в повести символика?

8.Каков творческий метод Распутина — новый реализм или символический реализм?

Литература

Панкеев И.А. Валентин Распутин: По страницам произведений. М., 1990.

Смирнова А.И. Натурфилософские мотивы в прозе В. Распутина. М., 2006.

Тема 3. Типы народных героев в рассказах В.П.Астафьева "Людочка" и «Пролетный гусь»

1.Что, по Вашему мнению, стоит за самоубийством Людочки и Марины?

2.Как Вы понимаете вывод парня, умирающего в больнице, о том, что Люда его предала?

3.Согласны ли Вы с такой мыслью Люды: "В беде, в одиночестве люди все одинаковы"?

4.С какими проблемами связан образ отчима Люды?

5.Как решаются в рассказах проблема «человек и среда» и проблема религиозной веры?

6.В чем, по мнению писателя, выход современной российской провинции из кризисного состояния? Согласны ли Вы с таким решением проблемы?

7.К какому идеологическому и стилевому течению в современной литературе можно отнести эти произведения?

8. Каковы жанровые разновидности рассказов писателя?

Литература

Астафьев В.П. Пастух и пастушка. - М., 1989; Людочка.

Астафьев В.П. Пролетный гусь // Новый мир. 2001. №  1.

[Апухтина В.А.] В.П.Астафьев//Статьи о русской литера­туре.- М., 1996. - С.425-431.

Большакова А.Ю. Астафьев В.П. // Русские писатели 20 века: Биогр. словарь. М., 2000. С.46-49.

Бриксман Т.Я. Виктор Петрович Астафьев. Жизнь и творчество. Библиографический указатель. – М., 1999.

Ланщиков А. Виктор Астафьев. М., 1992.


Тема 4. Философская лирика И.Бродского: поэтические традиции, картина мира, лирический герой

  1. Какую традицию в русской поэзии продолжает И.Бродский?

  2. Есть ли у него классические жанры?

  3. Есть ли в картине мира у Бродского метафизическое?

  4. Что стоит за абсурдом в поэзии Бродского?

  5. В чем Бродский-поэт видит смысл жизни?

  6. Охарактеризуйте понимание смерти поэтом.

  7. Художественная функция стилизации в «Письмах римскому другу» Бродского.1

  8. Как поэтическая индивидуальность Бродского проявляется в стихах на тему любви?

  9. Что можно сказать о языке Бродского-поэта?



^

Стихотворения И.Бродского



Рождественский романс, Диалог, Холмы, 20 сонетов к Марии Стюарт (сонет YI), Колыбельная Трескового Мыса, Письма к Римскому другу, …и при слове «грядущее» из русского языка <…>, Я входил вместо дикого зверя в клетку <…>, Колыбельная, - Что ты делаешь, птичка, на черной ветке <…>.

Литература

Бродский И.А. Стихотворения и поэмы (Основное собрание). // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://brodsky.da.ru/

Бродский И.А. Искусство поэзии / Свен Биркертс; Paris Revue, 1982, № 83 // Бродский И.А. Большая книга интервью. М.: Захаров, 2000. С.94–96.

Бродский И.А. Набережная неисцелимых: Тринадцать эссе: Пер. с англ. М.: СП «Слово», 1992.

Волков С. Диалоги с Иосифом Бродским. М., 1998. С.256.

Винокурова И. Иосиф Бродский и русская поэтическая традиция // Русская поэзия XX века. М., 1998. С.130.

Жолковский А.К. «Я вас любил…» Бродского // Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994.

Крепс М. О поэзии Иосифа Бродского. 1984. Ann Arbor (Mich.): Ardis, 1984.

Спиваковский П.Е. Экзистенциальная аксиология в творчестве Иосифа Бродского // Филологический сборник. М., 1998.

Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной…»: Система пейзажных образов в русской поэзии…

[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://a88.narod.ru/index.html


Тема 5. Поэзия шестидесятников

Лирическая героиня Б.А. Ахмадулиной

1. Какие основные особенности поэзии Ахмадулиной выделил И. Бродский?

2. Назовите основные темы и мотивы лирики Ахмадулиной.

3. В чем своеобразие тем природы и дружбы в ее стихах?

4. Охарактеризуйте лирическую героиню Ахмадулиной.

5. На какие поэтические традиции опирается поэт?


Тема 6. Поэты — лианозовцы: темы, соотношение текста и примечаний к нему, основные концепты

Д.А. Пригов, И. Холин, Вс. Некрасов

1. Охарактеризуйте постмодернизм в поэзии.

2. Назовите основные темы поэзии лианозовцев.

3. Чьи стихотворения можно назвать «барачными»?

4. В чем заключается художественная роль примечаний в стихах Вс. Некрасова?

5. Используют ли поэты-концептуалисты поэтическую образность и формы поэтического синтаксиса?

6. Приведите примеры концептов из советской массовой культуры, переосмысленных Вс. Некрасовым и Л. Рубинштейном.

Литература

1.Ильин И.П. Постмодернизм//Современное зарубежное лите­ратуроведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. - М., 1996. - С.259-268.

2.Хализев В.Е. Теория литературы. - Изд-во Московск. ун-та, 1991.

3.Эпштейн М. Истоки и смысл русского постмодерниз­ма//Звезда. - 1996. - N 8. - С.166-188.


Тема 7. Традиции народной и литературной сказки в сказочной прозе Л.С.Петрушевской

  1. Соотнесите сказки Л. Петрушевской с типологией народной сказки (о животных, волшебная, кумулятивная, докучная, сатирическая).

  2. Как использует писательница поэтику народной сказки?

  3. Чем отличаются сказки Л. Петрушевской от народных? Сравните художественное пространство и время ее сказок с аналогичными чертами поэтики фольклорной сказки.

  4. Сравните портретные и пейзажные описания ее сказок с аналогичными чертами поэтики фольклорной сказки.

  5. Какие проблемы поставлены в сказках Л. Петрушевской?

  6. Определите характерные для ее сказок типы действия. Ограничивается ли писатель фабулой или прибегает к сюжетам?

  7. Определите типы сказочных героев в сказках Л. Петрушевской.

  8. Какую роль играют герои каждого типа в действии сказки?

  9. Есть ли характеры у героев сказок Л. Петрушевской?

  10. В чем состоит своеобразие речи героев сказок Л. Петрушевской?

  11. Какие из ее сказок в жанровом отношении являются собственно сказками, а какие ближе к басням или рассказам?

  12. Назовите наиболее и наименее удачные из ее сказок.


Литература

Нефагина Г.Л. Русская проза конца XXвека. учебн. пособие. М., 2003.

Петрушевская Л.С. Настоящие сказки. М., 1997;

Петрушевская Л.С. Счастливые кошки. М., 2001;

Петрушевская Л.С. Чемодан чепухи. М., 2001.

Давыдова Т.Т. Сумерки реализма (О прозе Л. Петрушевской) // Русская словесность. 2002. № 7. С. 32-36.

Зуева Т.В. Волшебная сказка. М., 1993.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб., 1996.

Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969.


Тема 8 Преодолевшие концептуализм (Т. Кибиров)

  1. С какими литературными направлениями и поэтами прошлых эпох ведет диалог поэт?

  2. Как он относится к советской эпохе?

  3. Каковы темы и жанры его лирики? Соотнесите с классической традицией цикл сонетов к Саше Запоевой.

  4. Каким предстает образ лирического героя?

  5. Охарактеризуйте парафразис как прием его поэзии.

    Литература

    Поэты-концептуалисты: избранное. Дмитрий Александрович Пригов, Лев Рубинштейн, Тимур Кибиров. М., 2002.

    Тимур Кибиров без фиговых листочков и вне тусовок: Беседа поэта с О. Натолока // Лит. газ. 1996. 27 ноября. №48. С.5.

    [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www.ruthenia.ru/nemzer.






Скачать 82,09 Kb.
оставить комментарий
Дата17.10.2011
Размер82,09 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх