Учебное пособие Ростов-на-Дону «феникс» 199 7 ббк ю952 Л64 удк 615. 856 (071) icon

Учебное пособие Ростов-на-Дону «феникс» 199 7 ббк ю952 Л64 удк 615. 856 (071)


Смотрите также:
Учебное пособие удк 347. 965 (071. 1) Ббк 67. 99(2)...
Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс»...
Учебное пособие Ростов-на-Дону 2003 удк 4 с ббк 81. 2 Рус...
Учебное пособие Ростов-на-Дону...
Учебное пособие Ростов-на-Дону 2004 удк чувиков С. В...
Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 6-е, переработанное и дополненное)...
Учебный курс по культурологии. Ростов-на-Дону: феникс, 1996. 8 Хачатурян В. М...
Пособие Ростов-на-Дону удк 50(075. 8) Ббк 20я73 ктк 100 с 13....
Учебное пособие. В 2 т...
Практикум по высшей математике : учебное пособие / Б. В. Соболь; Н. Т. Мишняков; В. М. Поркшеян...
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Ростов н/д феникс 2001 608 с...
Учебное пособие удк 159. 9(075) Печатается ббк 88. 2я73 по решению Ученого Совета...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
скачать

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

M. E. Литвак

Из Ада в Рай


Избранные лекции по психотера­пии

учебное пособие

Ростов-на-Дону

«ФЕНИКС»

199 7

ББК Ю952

Л64 УДК 615.856 (071)

Рецензент доктор медицинских наук В. А. Балязин

Редактор Г. И. Медведева

Л 64

Литвак М.Е.

Из Ада в Рай: Избранные лекции по психотера­пии/Учебное пособие. — Ростов н/Д.: Изд-во «Фе­никс», 1997. — 448 с.

ISBN 5-222-00037-0

В учебном пособии дан обзор основных направлений современ­ной психотерапии с кратким описанием технических приемов, а так­же раскрыты психотерапевтические идеи в отдельных философских трудах, художественных произведениях, мифологии и Библии. Отра­жен оригинальный подход автора к лечению больных неврозами, пси­хологическому консультированию и преподаванию психотерапии.

Рассчитано на врачей-психотерапевтов, психологов, педагогов. Будет интересно и широкому кругу читателей.

Л 4108110000-0010 4МО(03)-97

ББК Ю952

ISBN 5-222-00037-0

© Литвак М.Е., 1997 © Оформление. Изд-во «Феникс», 1997

Содержание

От автора.................................................................... 4

Часть I. Современные психотерапевтические

направления.......................................................... 7

Лекция 1. Место психотерапии в современной

жизни........................................................... 9

Лекция 2. Предшественники: Сократ, У.Джемс......... 24

Лекция 3 Классический психоанализ: З.Фрейд,

К.Г.Юнг, А.Адлер........................................ 36

Лекция 4. Другие школы психоанализа: В.Райх,

Ф.Перлс....................................................... 68

Лекция 5. Другие школы психоанализа

(продолжение): К.Хорни, Э.Фромм............ 88

Лекция 6. Поведенческая психотерапия:

Б.Ф.Скиннер................................................102

Лекция 7. Гуманистическое направление:

А.Маслоу, К.Роджерс..................................117

Лекция 8 Экзистенциальный анализ

и логотерапия: В.Франкл...........................137

Лекция 9. Групповая психотерапия: Д.Л.Морено.......176

Лекция 10. Трансактный анализ: Э.Берн....................187

Лекция И. Когнитивная терапия: А.Бек.....................212

Часть II. Психотерапевтические идеи в философии, литературе и религии...........................................225

Лекция 12. Психотерапия и философия: Л.А.Сенека ..230 Лекция 13. Психотерапия и философия (продол­жение): А.Шопенгауэр, Ф.Ницше..............248

Лекция 14. Психотерапия и «Божественная комедия»

Данте...........................................................322

Лекция 15. Психотерапия и «Евгений Онегин»

А.С.Пушкина..............................................356

Лекция 16. Психотерапия и древнегреческая

мифология..................................................372

Лекция 17. Психотерапия и Ветхий завет...................386

Лекция 18. Психотерапия и Евангелие от Матфея.....424

Литература..................................................................438


От автора

Философы древности определяли человека как животное, которое умеет смеяться. Юмор тес­но связан с интеллектом, особенно с его творческой частью. Поэтому несерьезно делать серьезные дела с серьезным видом. А человек с серьезным лицом пред­ставляется мне несерьезным по сути. Ничего путного с ним не придумаешь и не сделаешь. Для меня идеалом ученого и человека является мой научный руководитель профессор Борис Дмитриевич Петраков. Сколько я с ним общался, столько и смеялся. А ведь он автор несколь­ких десятков монографий. Да и подготовил 30 докторов и 49 кандидатов наук. Дай Бог ему здоровья! Как только я начал смеяться, у меня пошли книги и начали защищаться ученики. Да и метод психосмехотерапии родился.

Поэтому людям, которые редко смеются, я бы не со­ветовал приобретать эту книгу. Она вызовет у них воз­мущение ненаучностью изложения, эклектизмом, отсут­ствием четкого плана и т.д. Не стоит ее приобретать и тем, кто доволен своей жизнью и улучшать ее не хочет.

Еще Цицерон говорил, что каждый оратор должен знать, что, выходя на трибуну, он должен чему-то на­учить, повести за собой и доставить наслажде­ние. Думается, и любая книга должна выполнить эти три задачи. Ведь если книга ничему не учит, то незачем ее читать. Если после ее прочтения поведение человека не изменилось в лучшую для него сторону, то ее нельзя назвать полезной. А доставлять наслаждение необходи­мо, ибо тем самым ты выказываешь свое уважение слу­шателю и читателю.

Так вот, я буду доволен, если эта книга выполнит хотя бы третью задачу. Если даже ничему не научу, если вы и не пойдете за мной, то наслаждение, которое вы получите от прочтения книги, немного улучшит ваше настроение и, следовательно, здоровье.

^ ОТ АВТОРА

Книга написана для начинающих психотерапевтов, и идея создания принадлежит моим ученикам. С 1980 г. у меня начали формироваться представления о современ­ной психотерапии и одновременно я стал ее преподавать на факультете усовершенствования врачей. Врачи-пси­хиатры слушали меня внимательно, но когда начиналась групповая психотерапия, вели себя весьма скованно, не раскрывались. Тогда я стал привлекать к занятиям вра­чей других специальностей. Эти были побойчее. Через некоторое время в состав учебной группы я ввел боль­ных неврозами и психосоматическими заболеваниями. Дело пошло веселее.

Конечно, я старался, чтобы курс соответствовал учеб­ным программам и имел высокий научный уровень, а состав слушателей вынуждал меня проводить занятия так, чтобы материал был доступен не только профессио­налам, но и людям, по своей деятельности далеким от медицины. Постепенно у меня стало получаться. Боль­ные были довольны, так как им все было понятно. Да и ознакомившись с трудностями нашей работы, они как— то прониклись идеей психотерапии. В конечном итоге остались довольны и профессионалы. Они сразу получи­ли технику работы с больными без необходимости слож­ного перевода психологической и психиатрической тер­минологии на доступный язык, язык, который был бы понятен пациентам и всем тем, кто нуждается в психо­логической помощи.

Лекции и тренинги я стал записывать на магнито­фон. Теперь вот прослушиваю запись. При подготовке данной работы я прочел много учебников и руководств по психотерапии. Это хорошие книги. В них все написа­но правильно. Но понятны они только профессионалам. Я сам, когда был начинающим, испытывал чувство рас­терянности, самостоятельно изучая психиатрическую, психологическую и психотерапевтическую литературу. Спасибо учителям и старшим товарищам. Они меня под­держали, сказав, что и у них было то же самое. Очень хотелось бы, чтобы эта книга хотя бы частично освобо-

^ ОТ АВТОРА

дила начинающих врачей от такого чувства и от необхо­димости часто ездить на дорогостоящую учебу (хотя бы ко мне).

На этом учебном пособии нет грифа «Рекомендовано министерством...», так как не хотелось тратить ни вре­мени, ни душевных сил на хождение по кабинетам. Вот если тираж разойдется и будут получены благоприят­ные отзывы, тогда можно попытаться добиться этого грифа.

А теперь несколько слов о названии книги. Оно наве­яно «Божественной комедией» Данте. Ад — это то, что творится в душах моих подопечных, когда они обраща­ются за помощью. Пройдя через Чистилище лечения и психологической коррекции, они попадают в Рай счаст­ливой жизни.


ЧАСТЬ I

Современные

психотерапевтические направления

Место психотерапии в современной жизни

ЛЕКЦИЯ 1

Думается, сегодня психотерапевтических направ­лений так же много, как залов в Эрмитаже. Хочу показать вам некоторые из тех залов, в которых сам побывал. О многих направлениях здесь ничего не сказано (психосинтез, нейролингвистическое перепро­граммирование (НЛП), «второе рождение» и др.) Это очень интересные направления, но им я намерен посвя­тить следующую книгу.

ЛЕКЦИЯ 1

Место психотерапии в современной жизни

Если бы червяк знал устройство яблони, он не подъедал бы плодоножку. И тогда, может быть, против него не боролись бы так интенсивно. Около ме­сяца я не заглядывал в подвал, где хранились яблоки. К моему неудовольствию, почти во всех ящиках были надгрызенные мышами яблоки. Пришлось начать с ними борьбу. Им бы грызть яблоки только в нижнем ящике и, съев одно, приниматься за другое. Тогда, может быть они спокойно бы перезимовали. Короче говоря, послови­ца «Знай свое место» весьма актуальна, и не только для червей и мышей.

Я, как врач-психотерапевт, должен знать, где в сис­теме человеческих знаний находится медицина, где мес­то психотерапии в медицине и как психотерапия связа­на с другими областями знаний.

Я придерживаюсь точки зрения, согласно которой большинство болезней являются результатом неправиль­ного образа жизни. И рассматриваю больного (если, ко­нечно, болезнь не генетическая) как плохо воспитанно­го и неприспособленного к жизни человека, а область клинической медицины — как одну из ассенизационных (еще одна — места лишения свободы) ям, куда общество

ЧАСТЬ I Современные психотерапевтические направления

выбрасывает своих негодных представителей. При та­ком подходе становится ясно, что вылечить больного и не перевоспитать его — значит, почти ничего не сде­лать. Вернувшись в свою среду, он будет делать те же ошибки и опять заболеет той же или более тяжелой болезнью. Это наблюдается в практике лечения не толь­ко неврозов, но и психосоматических заболеваний, ко­торые принимают хронический характер. Кому из врачей незнакомы повторяющиеся гипертонические кризы.обос-трения язвенной болезни, инфаркты и приступы бронхи­альной астмы? В этом свете нелепыми выглядят многие расхожие мнения о враче. Вот одно из них: врач любит своих больных. Только извращенец может любить боль­ных! Что в них хорошего? Плохой внешний вид, не всегда приятный запах и постоянное нытье! Поэтому тот врач, который любит больных, напоминает мне человека, живу­щего на свалке и старающегося затащить туда как можно большее количество людей, за счет которых он живет.

Любить нужно не больных, а здоровых людей! Врач, который любит человека, а не больного, старается не дать ему свалиться в ассенизационную яму клиничес­кой медицины. Конечно, иногда приходится спускаться в нее для того, чтобы изгнать болезнь и вытащить боль­ного из ямы. Но получать удовольствие следует от того, что вытащил человека, а не от того, что был в яме. Еще большее удовольствие (хотя, к сожалению, менее опла­чиваемое) получаешь от того, что помог человеку не попасть в нее.

При таком подходе врач вынужден изучать, как про­текала вся жизнь человека. Он оказывается информиро­ванным об ошибках родителей, педагогов, начальниках и самого пациента, приведших его к болезни. И поэтому он обязан сказать и больному и обществу, чего не сле­дует делать, если хочешь остаться здоровым. А что же делать? Это лучше нас знают педагоги, родители, на­чальники! Наукой установлено, что, если педагогичес­кий и производственный процесс идет как следует, люди не болеют. Ну, а если педагоги, родители и начальники пациента не знают, что делать (ведь если бы они знали,

10

Место психотерапии в современной жизни

ЛЕКЦИЯ 1

он бы не заболел), то рассказать ему об этом должен его лечащий врач или другой представитель медицинского учреждения. Конечно, хирург, терапевт или отоларинго­лог не могут знать все приемы лечебного перевоспита-ния.но они обязаны знать, что это необходимо , а в струк­туре клинической медицины должны быть специалисты, к которым следует направить больного для коррекции ошибок воспитания после медикаментозного, хирурги­ческого и иного лечения. А еще лучше проводить ком­плексное лечение. В этом свете становится ясно, что утверждение, что нет «узких специальностей, а есть уз­кие специалисты», абсолютно верно.

Из всего сказанного вытекает, что если бы педагоги и родители воспитывали правильно, а начальники вели производственный процесс таким образом, чтобы лич­ность не невротизировалась, то может быть, роль меди­цины свелась бы к оказанию помощи при родах и не­счастных случаях. Тогда количество медиков стало бы минимальным, а освободившиеся высококвалифицирован­ные кадры начали бы заниматься производственной и педагогической деятельностью.

Теперь я, врач-психотерапевт, могу определить свое место в обществе (рисунок).

11



ЧАСТЬ I Современные психотерапевтические направления

Разберем эту схему. Опыт выдающихся педагогов (Я. Корчак, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко и др.) показывает, что правильно организованный педагогичес­кий процесс позволяет сохранить и укрепить здоровье занимающихся. В современной педагогике разрабатыва­ются системы, содержащие не только образовательные идеи, но стратегии, укрепляющие здоровье. Одна из них, знакомая мне, так и называется: «Оздоровление через образование» (Т.Ф.Акбашев, 1992). Ее надо применять и в психотерапевтической работе. С другой стороны, психотерапевтические приемы могут использоваться и педагогикой, как в самом педагогическом процессе, так и для коррекции личности самих педагогов, ибо уровень невротических реакций у этого контингента самый вы­сокий (Б.Д.Петраков, Л.Б.Петракова, 1984). Накоплен значительный опыт по применению психотерапевтичес­ких приемов в педагогическом процессе. Регулярно прово­дятся соответствующие курсы по подготовке педагогов.

То же самое можно сказать и о производстве. Нет ничего более оздоравливающего, чем правильно органи­зованный творческий труд. И здесь психотерапевтам в своей работе не стыдно использовать опыт лучших ру­ководителей производств. Трудотерапия — тот связую­щий мостик между производством и психотерапией, ко­торый может сделать более рентабельным производство и удешевить психотерапию. Мы, в свою очередь, обуча­ем руководителей производств приемам психотерапии в организационной работе.

Связь между психотерапией и общей психологией самая тесная. Ведь по отклонениям от нормы можно судить о том, каков должен быть нормальный человек. И не случайно выдающие открытия в области современ­ной психологии были сделаны врачами—психотерапев­тами (З.Фрейд, Э.Фромм, К.Юнг, Э.Берн, А.Адлер, К.Хор-ни и др.). Но и открытия психологов служили основани­ем для создания психотерапевтических систем. Таковы­ми являются гештальтпсихология, когнитивная психо­логия, гуманистическая психология.

12

Место психотерапии в современной жизни

ЛЕКЦИЯ 1

Связь психотерапии с социальной психологией на­столько очевидна, что не нуждается в длительном обос­новании. Групповая психотерапия базируется на теоре­тическом фундаменте социальной психологии, но и пси­хотерапевтические приемы формирования группы из ассоциации в коллектив используются социальными пси­хологами при работе в производственных, спортивных и педагогических коллективах.

Психотерапия связана и с физиологической наукой. Примером может быть поведенческая терапия, основан­ная на положениях И.П.Павлова. Перспективным для объяснения некоторых феноменов и положений психо­терапии является учение Г.Н.Крыжановского о гиперак­тивных детерминантных структурах. Оно открывает но­вые подходы к медикаментозному лечению при исполь­зовании личностно ориентированных методик психоте­рапии в терапии неврозов и делает более целенаправ­ленными психотерапевтические техники при лечении органических заболеваний головного мозга.

Проблемы деонтологии тесно связаны с психотера­пией. Деонтология указывает, каким должен быть врач. Психотерапия показывает, как это сделать.

Но основной областью применения психотерапии являются практически все разделы клинической ме­дицины.

А теперь пришло время дать определение психотера­пии. Сделать это не так просто. С точки зрения семан­тики самого слова, это метод лечения, которым должен (я бы сказал, вынужден) пользоваться врач любой кли­нической специальности. С другой стороны, это отдель­ная врачебная специальность, которая имеет свой пред­мет. В отечественной литературе психотерапию приня­то определять как систему лечебного воздействия с по­мощью психических средств на психику больного и через нее на весь его организм с целью устранения бо­лезненных симптомов и изменения отношения к себе, людям и труду (В.Е.Рожнов, 1985; Б.Д.Карвасарский, 1985).

13

ЧАСТЬ I Современные психотерапевтические направления

Из этого определения вытекает, что психотерапия может быть симптоматической, когда основной ее целью является снятие симптомов, и патогенетической, когда речь идет об изменении отношения личности к себе и миру. А психология определяет личность как свойство человека, делающего его носителем социальных отно­шений. Таким образом, предметом психотерапии явля­ется невротизированная и невротическая личность. Ког­да личность невротизирована конкретными обстоятель­ствами, тогда можно ограничиться симптоматической терапией. Если невротизм становится чертой характе­ра, следует прибегнуть к патогенетической терапии для изменения отношения личности к себе и миру.

Врачи древности говорили, что слово, нож и трава являются тремя «китами», на которых стоит медицина. Нож нужен, когда не помогают лекарства (травы). Пос­ледние не всегда возможно и желательно применять. Слово же используется всегда. Врач занимается психо­терапией независимо от своего желания. Здесь крайне необходима специальная подготовка. Одни благие наме­рения обязательно приведут к отрицательному антипси­хотерапевтическому эффекту.

Также следует вести подготовку медицинского пер­сонала и специальную психотерапевтическую работу с больными по методикам групповой психотерапии для обучения их приемам взаимной поддержки и профилак­тики эгротогений. А квалифицированно такую работу может проводить только профессионал-психотерапевт.

В клинику урологии на операцию по поводу травма­тической стриктуры уретры поступил больной П., 35 лет. Клиника и ее руководитель пользовались боль­шим авторитетом у населения, и больной был очень до­волен, что его мучения кончатся (ранее он несколько раз безуспешно оперировался в других лечебных учреж­дениях). Операция была двухэтапной. Первый этап про­шел благополучно. Больной с хорошим настроением ждал второго этапа. В это время кто-то из соседей по палате

14

Место психотерапии в современной жизни

ЛЕКЦИЯ 1

сказал ему, что он зря радуется и еще успеет намучиться. Вечером у него развился гипоталамический пароксизм сим-пато-адреналового типа, сопровождавшийся страхом смер­ти. Пароксизм был купирован, операция прошла успешно, но развился выраженный невроз навязчивых состояний, что привело больного к инвалидности. К счастью, психо­терапевтическое лечение оказалось эффективным.

Практически каждый больной неврозом и психо­соматическим заболеванием нуждается в психотерапев­тической помощи. Это очевидно. Но и каждый больной с заболеванием соматического профиля должен получать ее, ибо, если внутренняя картина болезни такова, что вызывает избыточную тревогу, это может неблагоприят­но сказаться на течении основного заболевания. Приме­ром тому может служить высокая до 30—40 процентов смертность от инфаркта миокарда в 50-е гг., когда насе­ление считало это заболевание смертельным. Опасно и преуменьшение больным тяжести своего заболевания, например анозогнозия при алкоголизме. В первом слу­чае больного нужно успокоить, а во втором — напугать. Это тоже входит в задачу психотерапии соматических расстройств.

Трудно представить, что у нас в стране скоро будет достаточное количество профессионалов-психотерапев­тов, так что обучение врачей других специальностей следует считать делом важным. Это нужно хотя бы для того, чтобы они своими действиями не наносили вреда и вовремя направляли больных на психотерапевтическое лечение.

Психотерапия крайне необходима и в психиатричес­ких учреждениях, где работают с больными, находящи­мися в психотическом состоянии. Чего стоит только одна часто повторяющаяся здесь фраза: «Больной, все, что вы делаете и говорите, связано с тем, что у вас психи­ческое заболевание». А у больного нет критики, и он считает себя здоровым. Коллеги! Если вас кто-нибудь

15

ЧАСТЬ I Современные психотерапевтические направления

назовет психически больным, вы будете рассматривать это как оскорбление. Вы сдержитесь, а вот у больного усилится психомоторное возбуждение, ибо к основному заболеванию прибавится невротическое состояние, свя­занное с оскорблением личности. Дозу психотропных средств придется увеличить. Так больные расплачива­ются своим здоровьем и деньгами за наши ошибки.

Необходимость психотерапии в наркологии не нуж­дается в обосновании.

Чем объяснить широкое распространение психотера­пии и потребность в ней в наше время? Динамизмом нашей жизни. Мир так быстро меняется, что даже при правильном воспитании та структура личности, которая была адаптивной десять лет тому назад, сегодня являет­ся невротизирующим фактором. Если в прошлом веке врач, окончив университет и приобретя за несколько лет опыт практической работы, мог в течение всей ос­тавшейся жизни спокойно жить на проценты от накоп­ленного профессионального капитала, то сейчас груз устаревших сведений при наличии личностной ригид­ности и нежелании использовать последние достижения науки может еще недавно авторитетного врача быстро превратить в реликт.

Современная жизнч меняет и педагогическую концеп­цию. В соответствии с ней человека необходимо научить не только чему-то конкретному, но и быстро отказываться от всего устаревшего. Т.е. следует все время развивать психологическую гибкость, менять систему отношений. А ведь, пожалуй, психотерапия — единственная наука, которая владеет техникой изменения отношения личнос­ти к себе, людям и труду. Собственно, это и является ее основной задачей. Вот почему психотерапия оказывает­ся применимой и полезной повсеместно.

В этой связи уместно определить отношения психо­терапии с религией и философией.

Религия тесно связана с нашим обществом, со всеми его институтами и личностью каждого человека. На боль­шую психотерапевтическую роль религии указывал

16

Место психотерапии в современной жизни

ЛЕКЦИЯ 1

В. Франкл, который подметил, что у верующих неврозы встречаются реже. Действительно, практически во всех религиозных учениях заложены психотерапевтические идеи. Я даже сказал бы, что одна из основных задач веры — снять то напряжение, ту тревогу, которые воз­никают у человека по мере проникновения его в тайны мира и самого себя.

Человек — единственное в мире существо, которое осознает, что оно не по своей воле появилось на этот свет и не по своей воле уйдет. Страх смерти, осознан­ный или неосознанный, является постоянным спутни­ком человека. Он является источником, из которого чер­пают энергию остальные отрицательные эмоции.

В связи с обсуждаемым вопросом я хотел бы погово­рить о чувстве одиночества. Чем выше развитие общес­тва, тем оно может быть мучительней.

Сначала человек начал понимать, что он не такой, как неживая природа. Произошло отчуждение от пос­ледней. И богами стали неодушевленные предметы. Так, в некоторых верованиях богами были то солнце, то луна, то горы, то ветры. Это был этап анимизма, который воссо­единял человека с неживой природой и успокаивал его.

Затем человек стал понимать, что он не такой, как другие животные. Тотемизм разрешил эту проблему, и богами стали животные. Это объединяло и успокаивало.

Когда человек стал понимать, что он не такой, как дру­гие люди, когда появились Я, ВЫ и ОНИ, произошло от­чуждение Я от других людей. Одним источником тревоги стало больше. Язычество разрешило эту проблему, и тогда богами стали люди. Это объединяло и успокаивало.

В наиболее развитой и увлекательной форме язычес­тво проявилось в древнегреческой культуре и мифоло­гии, которая и до сих пор является богатым духовным источником. Недаром один из римских императоров любил повторять, что все идеи появились в древней Гре­ции. По-видимому, людей с выдающимися качествами было не так много, и считалось, что те, кто ими облада­ет, пользуются покровительством богов или ведут от них

17

ЧАСТЬ I Современные психотерапевтические направления

происхождение. Это герои, как правило, полубоги-полу­люди. Смертны как люди и могущественны как боги (Ахилл, Персей, Геракл и др.).

При дальнейшем развитии цивилизации в процессе воспитания усложнились структура личности и духов­ная жизнь человека. Мощь интеллекта и духа далеко превосходила возможности смертного тела. Возникло отчуждение человека от самого себя. В одном месте со­шлись смертное тело и бессмертный дух. Появление монотеистических религий и, в частности, иудаизма и его основных ветвей — христианства и ислама, решало и эту проблему. «Я Господь, Бог твой... Не делай себе кумира... Не произноси имени Господа, Бога твоего, на­прасно...» Это указание на то, что все мы сотворены по единому Закону Божиему, на который и надо равняться, а не сотворять себе авторитетов, которые являлись бы образцами поведения, что следует заниматься своими делами, не произнося напрасно имени Бога. Это объеди­няло и успокаивало.

Теоретически все это хорошо и правильно. Действи­тельно, исполняй все заповеди и будешь процветать. Но на практике даже в рамках одной религии заповеди на­рушаются и не могут не нарушаться. Ведь когда служи­тель культа объявляет себя представителем Бога на зем­ле, волей-неволей он становится кумиром. Но ведь он только человек, а не Бог. И не удивительно, что вся история человечества пронизана религиозными война­ми и распрями. Однако виноваты не сами религиозные представления, а их толкователи. На одной из научных конференций в 1992 г. уже шла речь о православной психотерапии. Что-то это напоминает марксистско-ле­нинскую философию и мичуринскую биологию. Когда-то мы это уже проходили. И куда тогда податься католи­ку, магометанину и иудею? Но стоит ли отказываться от всего ценного, что дала нам религия? Конечно, нет! А врачу-психотерапевту не мешает знать религиозные представления своего пациента и использовать их для достижения терапевтического эффекта.

18


ЧАСТЬ I Современные психотерапевтические направления

З.Фрейд называл верующего человеком, находящим­ся в глубоком сне. Он не призывал его будить, но хотел, чтобы не усыпляли тех, кто еще не спит, и неоднократ­но повторял, что наш Бог — разум, который говорит, что наши возможности не безграничны.

З.Фрейд не возражал против заповедей религии, од­нако указывал, что к этим выводам можно прийти и без религиозных положений.

Например, заповедь «Не убий». Мне не нужно руко­водствоваться этой заповедью, если у меня все хорошо с интеллектом. Нужно только немного подумать. Если я убью ближнего своего, что из этого выйдет? Начнут преследовать. Даже если и не поймают, то я все равно буду в эмоциональном напряжении. Ничем хорошим это не кончится. И даже если меня не разоблачат, все равно мне будет плохо. Поэтому я лучше постараюсь наладить с ближним своим отношения для взаимовыгодного со­трудничества. Правда, и в Библии говорится то же са­мое. «Мирись с противником, пока ты еще на одном пути с ним».

«Не укради». Не проще ли научиться хорошо зараба­тывать? Тогда и в голову не придет красть, да и времени не будет.

«Не прелюбодействуй». Не проще ли наладить сек­суальные отношения со своим партнером? Тогда и в голову не придет желать «жецы ближнего своего». Если же эти отношения налажены не будут, то все равно будешь засматриваться на других женщин. А Иисус Христос говорит, что «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем».

Запретительный характер религиозных положений, правильных по своей сути, входит в противоречие с ис­тинной природой человека, который стремится делать именно то, что ему запрещают. Если я сейчас буду за­прещать вам просмотреть 95-ю страницу и повторю за­прет много раз, может быть, вы и не просмотрите ее, но захотите это сделать.

20

Место психотерапии в современной жизни ЛЕКЦИЯ 1

Не исключено, что, когда образованных людей с раз­витым мышлением, умеющих, не вступая в конфликт с окружающими, удовлетворять свои потребности, было немного, введение религиозных запретов имело смысл. Но сейчас, в век техники, когда мышление развито у многих людей, возникает противоречие между запове­дями, требующими бездумно соблюдать правила обще­жития, и ростом потребностей, неумением удовлетво­рять их, не входя в противоречие с обществом или са­мим собой. Все это усиливает чувство одиночества. Кроме того, представители каждой религии утверждают, что их учение является истинным, что скорее разъединяет, чем объединяет человечество. Вот тут как раз и должны сказать свое слово психология и психотерапия. А наука нам говорит, что все люди устроены одинаково, что ожог от кипятка будет примерно одинаковым и у христиани­на, и у иудея, и у магометанина. Да и психологические феномены у них такие же.

Таким образом, только наука при правильном к ней подходе может решить тяжкую проблему одиночества.

Все мы устроены по одному Закону природы (верую­щие говорят, что по Закону Божиему). Вот на него и следует равняться, его и следует изучать. Ведь и по на­уке получается, что стоит равняться не на авторитеты, а только на Законы. Как Библия, так и наука говорит, что нельзя отклоняться ни вправо ни влево. И если мы бу­дем жить не по законам авторитетов, а по Авторитету Закона, то тем самым достигнем того объединения, той трансценденции человечества, о которой мечтали все религиозные деятели. Э.Фромм справедливо заметил, что без веры жизнь бессмысленна. Вера — это тот духов­ный хребет, который должен быть у каждого свой соб­ственный. А прочным он может быть только в том случае, если его устройство соответствует Законам. И чем точнее вера отражает Законы, тем стройнее и устойчивее духовный позвоночник. Без веры человек беспомощен, бесплоден и полон страха. Вера означа­ет устойчивость.

21

ЧАСТЬ I Современные психотерапевтические направления

Сомнение — это не только неуверенность. Сомнение может стать установкой, которая определяет всю лич­ность человека. А вот на каком предмете он останавли­вается в своих сомнениях, это дело второстепенное.

Иррациональное сомнение не является реакцией ин­теллекта, а окрашивает всю интеллектуальную и эмоци­ональную жизнь человека. Самая крайняя форма — на­вязчивое невротическое сомнение, которое постоянно «вмешивается» в пустяковые вопросы. Такое сомнение всегда мучительно и свидетельствует об отсутствии цель­ности личности. Рациональное сомнение возникает тог­да, когда ставится вопрос о правильности положений, высказанных авторитетом. Такое сомнение способству­ет развитию личности человека.

И вера, как писал Э.Фромм, бывает рациональной и иррациональной. «Верую, ибо абсурдно» — девиз иррагоциональной веры. Самый поразительный феномен ирра­циональной веры в наше время — это фанатическая вера в вождей. Рациональная вера представляет собой твер­дую убежденность, основанную на плодотворной интел­лектуальной и эмоциональной деятельности. Необходи­мо верить в мощь разума, иначе не сделаешь открытия. Вера — необходимое условие всякой дружбы и любви. Также необходимо верить и в себя, в возможности сво­его ребенка. И, наконец, необходимо верить в челове­чество.

Э.Фромм указывал, что основой рациональной веры является плодотворность. Кто верит в силу, тот не ве­рит в свои возможности. История показала, что сила — самое неустойчивое из человеческих завоеваний. Раци­ональная вера не пассивна. В ней нет ничего, выходяще­го за пределы человеческого опыта. Если человека на­учили верить в любовь, справедливость и разум, то это нельзя считать рациональной верой. К рациональной вере можно отнести идеи, к которым человек пришел сам, размышляя и действуя.

И тут намечается самая тесная связь психотерапии с философией. В трудах философов от античных времен

22

Место психотерапии в современной жизни ЛЕКЦИЯ 1

до наших дней прослеживаются психотерапевтические идеи. Достаточно назвать Сократа, Сенеку, Шопенгауэ­ра, Ницше, Бердяева, которые почти прямо высказыва­ли современные психотерапевтические идеи. Философы говорили, что нужно делать, но не всегда указывали, как это сделать. Психотерапевты, занимаясь непосред­ственно лечением больных и консультированием, разра­батывая как, достигали выдающихся философских обоб­щений, и многие из них уже могли сказать что {З.Фрейд, А.Адлер, Э.Фромм, К.Хорни и др.).

И, может быть, основной задачей психотерапии явля­ется помощь конкретному человеку в формировании ра­циональной веры, коррекции духовного горба, которым он задевает других и по которому его бьют. А после коррекции психотерапия могла бы способствовать фор­мированию собственного духовного хребта, без которо­го невозможна счастливая жизнь.

ЛЕКЦИЯ 2

Предшественники: Сократ, у. Джемс

История психотерапии уходит в глубь веков и описана во многих руководствах. Повторений, по-видимому, не избежать. И на полноту изложения я не претендую. В основном буду рассматривать те пол­ожения, которые вошли в систему целенаправленного моделирования эмоций. Приводя исторические данные, я расскажу о самом методе. Не исключено, что кто-то этим и ограничится. Вообще читать учебное пособие от корки до корки как художественную книгу никто не бу­дет, и грех мне претендовать на это, но очень хотелось бы, чтобы оно читалось взахлеб.

А теперь обратимся к Сократу. Сократ (469-399 до н. э.) был сыном скульптора и сам стал бы скульпто­ром, если бы его не освободил от мастерской и не дал ему образования Критон, привлеченный его душевной красотой. Поняв, что физическая философия современ­никам безразлична, он стал рассуждать о нравствен­ной философии по рынкам и мастерским. Сама его биография и образ жизни могут служить образцом, к которому следует стремиться и нам, врачам, и нашим подопечным.

Основные положения научной психотерапии изложе­ны Сократом в диалоге «Хармид». Пересказывать антич­ных авторов дело неблагодарное — все равно получится длиннее. Перейду к цитированию. «Как не следует пы­таться лечить глаза отдельно от головы и голову — от­дельно от тела, так и не следует лечить тело, не леча душу, и у эллинских врачей именно тогда бывают неуда­чи при лечении многих болезней, когда они не призна­ют необходимости заботиться о целом, а между тем, если целое (здесь и далее выделено мною. — М.Л.) в пло­хом состоянии, то и часть не может быть в порядке. Ибо

24

Предшественники: Сократ, У. Джеймс

ЛЕКЦИЯ 2

все — и хорошее и плохое — порождается в теле и во всем человеке душою, именно из нее все проистекает, точно так же, как в глазах все проистекает от головы. Потому-то и надо прежде всего и преимущественно лечить душу, если хочешь, чтобы и голова и все осталь­ное тело хорошо себя чувствовали. Лечить же душу... должно соответствующими заклинаниями, последние же представляют собой не что иное, как Верные речи: от этих речей в душе укореняется Рассудительность, а ее укоренение и присутствие облегчают внедрение здоровья и в области головы и в области всего тела.... Пусть ни­кто не вздумает убеждать тебя излечить ему голову с помощью этого лекарства, если он прежде не даст под­лечить с помощью заговора его душу. Ныне распростра­ненной среди людей ошибкой является попытка некото­рых из них лечить либо одним из этих средств, либо другим. Он [учитель Сократа] наказывал весьма настой­чиво, чтобы я не поддавался на уговоры ни богатых лю­дей, ни знатных, ни красивых и не поступал бы вопреки этому наставлению. Я же послушаюсь его (ведь я же поклялся ему, так что мне необходимо повиноваться!), и если ты пожелаешь, согласно наставлениям чужеземца, предоставить мне душу, чтобы заговорить ее заговором, то я присовокуплю к этому и лекарство; если не поже­лаешь, то у меня нет средства помочь тебе, мой милый Хармид. Критий, услышав мои слова, воскликнул:

— Мой Сократ, головная боль была бы для юноши истинным даром Гермеса, если бы вынудила его ради головы усовершенствовать и свой разум!»

Здесь отражены современные положения о необходи­мости психотерапии во всех областях медицины, пра­вильно решена психосоматическая проблема, поставлен вопрос о необходимости комплексного лечения, заложе­ны идеи гештальттерапии, показана связь меду эмоция­ми и мышлением. Сейчас ведь уже доказано, что при творческом мышлении в кровь выбрасываются эндорфи-ны, весьма благоприятно влияющие на адаптационные процессы. А Критий указывает на сигнальное значение

25

ЧАСТЬ I Современные психотерапевтические направления

симптома и как бы намекает, что болезни возникают из-за отсутствия рассудительности, что ведет к неправиль­ному образу жизни и болезням.

Теперь позволю себе сразу перейти к XIX в. Уильям Джемс (1848—1910) — наиболее яркая фигура в ис­тории мировой психологии. Его идеи широко использо­вали основатели современных психотерапевтических на­правлений. Он — первый профессор психологии в Гар­вардском университете, создатель первой психологиче­ской лаборатории в Америке. Среди основателей науки психологии Джемсу принадлежит особое место. По сути, им обозначен целый ряд устремленных в будущее на­правлений продуктивного развития новой отрасли зна­ний. Он осознавал, что ни один исследователь не может быть совершенно объективным. Позднее эту мысль под­черкивал Э.Фромм, когда говорил, что Учитель всегда несет в себе этические импликации: если ученики верят в то, чему вы их учите, и действуют в соответствии с этой верой, ваше учение имеет реальные последствия. И я хочу, чтобы вы мне поверили (а для этого вначале хочу вас убедить). Вот почему Джемс не занимался раз­витием единого подхода.

Его философия явилась предшественницей бихевио­ризма, экзистенциальной психологии,гештальттерапии, роджеровского подхода. Он легко мирился со взгляда­ми, которые противоречили его собственным. Он указы­вал, что в каждом личном сознании мысли все время меняются. А если не меняются, то это уже не мысль, а штамп, ибо только при поверхностном подходе многое кажется повторяющейся мыслью.

«От года к году мы видим вещи в новом свете. То, что было нереальным, переросло в реальное, то, что было волнующим, стало скучным. Друзья, определявшие наш мир, стали бледными тенями, женщины, когда-то божес­твенные, звезды, ветры, воды — все переменилось».

Сознание селективно; «оно всегда интегрируется бо­лее одной частью объекта, чем другой, оно принимает и отвергает или выбирает все время, пока оно мыслит.

26

Предшественники: Сократ, У. Джеймс

ЛЕКЦИЯ 2

Что определяет выбор — это и есть тема большей части психологии». «Только то, что я заметил, формирует мой ум. Мой опыт — это то, на что я согласился обра­тить внимание. Только интерес создает акценты и аспекты, свет и тени, фон и фигуру — одним словом, воспринимаемую перспективу». Нетрудно заметить, что здесь уже намечены идеи гештальтпсихологии, в основе которой лежит целостный подход, а одним из централь­ных понятий является понятие фигуры-фона.

Вклад Джемса в психологию трудно переоценить. Он много говорил о привычках. Привычка отличается от инстинкта тем, что она создается, может быть изменена или устранена сознательным управлением. «Привычка упрощает движения, необходимые для достижения оп­ределенного результата, делает их более точными и ме­нее утомительными. Привычка уменьшает сознательное внимание, с которым исполняются наши действия. Фак­тически наши добродетели являются привычками, как и пороки. Вся жизнь есть лишь сумма привычек ... неот­вратимо влекущих нас к нашей судьбе, какова бы она ни была» (основы сценарного анализа Э.Берна).

«Обычно мы видим лишь то, что предвосхищаем, пред­полагаем», а может быть, хотим увидеть. Почему одна идея принимается, а другая отвергается? Джемс счита­ет, что частично это эмоциональное решение. Теория должна быть логичной и эмоционально приемлемой. Да и все решения должны быть эмоционально приемлемы­ми. К кому мы обращаемся за советом? Пить мне водку или нег? Я заранее знаю, что мне скажут родители, учи­теля, друзья. И если для меня эмоционально приемлемо пить водку, я за советом обращусь к тому, кто мне это посоветует. Не трудно заметить, что здесь описан один из феноменов психологической защиты, который психо­анализ назовет рационализацией.

Формирование привычки Джемс сравнивал с нама­тыванием клубка, лотерею. Как только прекращаешь наматывать, сразу начинает разматываться. Он призы­вал больше доверять разуму. «Дайте своим эмоциям прий-

27

ЧАСТЬ I Современные психотерапевтические направления

ти или дайте им уйти... и в любом случае не прида­вайте им значения. Они не имеют отношения к делу. Они лишь индикатор вашего темперамента или физи­ческого состояния (уже здесь заметен когнитивный подход. — М.Л.).

Эмоциональный взрыв — одно из средств разруше­ния укоренившихся привычек; он освобождает челове­ка, дает ему возможность попробовать вести себя по-новому. Дело не в самом событии, а в том, как реагиру­ет на него индивид».

Препятствием для личностного роста Джемс считал дурные привычки и неотреагированные эмоции. Он пол­агал, что необходимо что-то делать с эмоциональной энергией, блокирование которой ведет к заболеванию. Но он подчеркивал, что нет необходимости выражать сильные эмоции, если это может повредить другим и себе. Ибо причиненный вред в свою очередь вызовет сильную отрицательную эмоцию. Возникнет порочный круг. Но какой-то выход найти необходимо, чем и зани­мались более поздние школы психотерапии. Джемс при­зывал почаще выражать благородные чувства, но в меру, ибо каждая добродетель, если она принимает преувели­ченную форму, приносит вред своему обладателю.

Джемс выдвинул понятие о психологической сле­поте — неспособности понять другого человека. Мы не осознаем своей психологической слепоты (смотрим, но не видим), и это основной источник наших неприятнос­тей. Мы начинаем решать за других, что для них хоро­шо, что им нужно, чему их следует учить ... и впадаем в ошибку (описаны вытеснение и проекция).

Эта слепота не дает осознавать интенсивность насто­ящего момента. А ведь всегда «есть «изюминка», вкус, волнение реальности». Так мы часто теряем сознавание, контакт с природой. Здесь можно узнать принципы геш-тальттерапии — жить «здесь и теперь» и осознавание. Как подчеркивал Джемс, «нас приучают искать исклю­чительное, избранное (жить в будущем. — М.Л.) и не обращать внимания на обычное... Мы растем глухими и

28

Предшественники: Сократ, У. Джеймс

ЛЕКЦИЯ 2

нечувствительными к более элементарным и общим ра­достям и благам жизни». К другим проявлениям слепо­ты он относил неспособность выражать чувства, отсут­ствие чувства меры, попустительство собственным дур­ным привычкам.

Джемс полагал, что, когда мы воспринимаем ситуа­цию, возникает инстинктивная физическая реакция, а затем мы уже осознаем эмоцию. Эмоция, с его точки зрения, основана на узнавании этого физического чув­ства, а не исходной ситуации. Мы чувствуем печаль, потому что плачем, нам весело, потому что смеемся. Это положение подтверждается психофармакологией. Препараты создают определенное физическое состояние, и появляется соответствующая эмоция. Улыбайтесь, и вам будет весело. На основе теоретических положений Джемс разработал ряд практических рекомендаций, са­мая известная из которых «keep smiling» (держи улыб­ку). Связь эмоций с мышечными движениями и деятель­ностью внутренних органов лежит в основе современ­ной аутогенной тренировки.

Известна формула Джемса: самоуважение = успех: уровень притязаний. При отказе от последних человек испытывает такое же облегчение, как и при их удовлет­ворении. «Как прекрасен день, когда мы отказались от стремления быть молодыми или стройными. Слава богу, говорим мы, с одной иллюзией покончено. ... Уменьшите свой уровень притязаний, и у ваших ног будет весь мир».

Большой вклад внес Джемс в развитие педагогики. Он говорил.что обучение будет успешным тогда, когда содержание обучения будет соответствовать потребнос­тям и интересам учащихся или хотя бы казаться соот­ветствующим. Ученики должны осознавать связь между тем, чему они учатся и их собственными нуждами. В преподавание необходимо постоянно вводить новое. «Предмет требует обогащения, ибо от неизменного пред­мета внимание неизбежно ускользает.

Вначале следует выработать и развить у себя способ­ность, потребность и привычку учиться. На этом этапе

29

ЧАСТЬ I Современные психотерапевтические направления

содержание обучения не имеет значения. «Тогда мы сде­лаем нашу нервную систему помощником, а не против­ником. Все наши приобретения консолидируются в ка­питал, и мы легко сможем жить на проценты с этого капитала».

У.Джемс изучал и психоделические состояния. Он экспериментировал с закисью азота (веселящим газом). «У меня было чувство интенсивного метафизического озарения. Ум видит логические связи с очевидной тон­костью и внезапностью, не имеющей параллели в обыч­ном сознании. Дальнейшие исследования этих психоде­лических состояний привело к разработке таких мето­дов, как «второе рождение» (С.Грофф) и «первичный крик» (Янов).

Известны исследования У.Джемса, посвященные био­логической обратной связи. Он выдвинул положение о двух видах воли: активной и пассивной. Нас учат быть настойчивыми, упорными, преодолевать те силы, которые мешают делать то, что мы хотим. Но мы не обучены быть пассивными. Пассивная воля определя­ется как способность не вмешиваться, дать событиям происходить так, как они происходят, «не стараться». Тогда человек научается медитации, которую можно использовать даже при лечении рака, наркомании и алкоголизма.

Гипноз Джемс рассматривал как орудие для изуче­ния сознания, а не как метод лечения. Он изучал и эк­страсенсорные явления, но исследовал лишь доступные ему случаи и не создавал теоретических моделей. Он высказал предположения, что между матерью и груд­ным ребенком существует телепатическая связь, что на основе телепатии возникает чувство эмпатии.

Джемса заботило, что люди делают со своей жизнью; он был сторонником активной, вовлеченной, дей-ственнной в «гуще жизни» науки. И психотерапевты до сих пор идут по его следам. Джемс также оказал чув­ствительное влияние на образование, философию и пси­хологию. Его то принимали, то охаивали.

30






оставить комментарий
страница1/15
Дата17.10.2011
Размер4.93 Mb.
ТипУчебное пособие, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх