А. С. Стрельцов научная школа кгпу им. К. Э. Циолковского: русская философия в системе русской культуры основная научная проблематика: исследование места и роли русской философии в становлении и развитии основ культур icon

А. С. Стрельцов научная школа кгпу им. К. Э. Циолковского: русская философия в системе русской культуры основная научная проблематика: исследование места и роли русской философии в становлении и развитии основ культур


Смотрите также:
План: Антропоцентризм русской философии Персонализм Бердяева; учение о личности, свободе...
Ю. Ю. Булычев история русской культуры...
Из программы курса «История русской философии» мгу. Две беспредельности были во мне...
Зеньковский Василий Васильевич История русской философии...
Программа дисциплины дпп. Р...
Студенческая научная работа: " Роль Философии в становлении и развитии личности "...
История русской культуры осенний семестр...
Консервативный характер политической культуры царской России...
И др. История Русской церкви Макарий (Булгаков), митр...
Русская словесность между православием и пантеизмом...
Монография опубликована при финансовой поддержке гранта кгпу 01-04-1/ФН...
Утверждаю



Загрузка...
скачать


А.С. Стрельцов

НАУЧНАЯ ШКОЛА КГПУ ИМ. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО: РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ


Основная научная проблематика: исследование места и роли русской философии в становлении и развитии основ культуры России.


Исследование прошлого, отечественной истории, истории развития русской культуры в современной России имеет свою ценность не только потому, что заставляет нас обратиться к корням и не забывать о них, но и потому, что оно дает импульс, своеобразный толчок дальнейшему социальному движению, ставит новые вопросы к истории для того, чтобы найти современные ответы. История не кладбище прошлого, она великий учитель Будущего. Прошлое оживет новой жизнью, если мы подойдем к нему с задачей определения тех нереализованных возможностей, которые, безусловно, в нем были. И засияют новым цветом наши дела и люди.

Большое значение в этом процессе принадлежит русской классической философии, но не той философии, которая стыдливо оглядывается на другие системы и хочет быть похожей на них, а философии действительно близкой и нужной народу. «Если русская философия хочет еще сказать что-нибудь значительное, верное, глубокое русскому народу и человечеству вообще, - после всех пережитых блужданий и крушений…, она должна возжелать ясности, четкости и жизненности. Она должна стать убедительным и драгоценным исследованием духа и духовности».1 Современная ситуация в обществе заставляет пересмотреть исторический материал «заброшенной со времен славянофилов» русской философии и русской культуры.

Сегодня все чаще выходит на первый план требование новых принципов познания в гуманитарных науках. Современная социальная ситуация, как представляется, нуждается в целостном интегральном осмыслении, не разделении, а сочетании основных ее смысловых проявлений. На смену прежним установлениям социально-классового, нормативно-политичес-кого подхода и обобщающему анализу явлений культуры в современном обществознании утверждаются приемы и методы исследования, учитывающие национальное своеобразие и конкретную специфику отечественной культуры. Вместо деления различных феноменов духовной культуры по признаку «прогрессивности» или «реакционности», выстроенному на основе проекции на живую ткань культуры заранее сформулированных и жестко фиксированных социально-классовых характеристик, современный этап развития теории культуры исходит из представления о ее живом единстве в многообразии связей, точек сопряжения, взаимодействия и интегральной взаимосвязи философии, религии, науки, образования и воспитания как элементов этого важного социального образования. Такое решение убеждает нас больше всего в том, что общество создает его культура, то, что делает человека человеком, общество – обществом. Экономика, политика, нравственность оказываются только сферами применения и реализации культурных программ и принципов. Отбросьте культуру, если это возможно сделать, вы не получите ничего, ибо без культуры общения – нет общества, без культуры хозяйствования – нет экономики, без культуры власти – нет политики, без культуры воспитания – нет общества. Это иллюзия, что общество начинается с законов, оно начинается с культуры принятия законов общества.

Современное российское общество находится в состоянии кризиса, и, по нашему мнению, выход из него нужно искать в культуре, в преобразованиях образа жизни человека, его культурных основ. Все остальные сферы жизнедеятельности общества потянуться в этом процессе за культурой.

Сама культура представляет собой сложное явление, имеющее свою структуру. Мифология, философия, религия, наука, образование – являются элементами культуры, которые исторически сочетаются в разных вариантах, придавая то одному, то другому элементу наибольшую значимость. Гипертрофирование роли одного из них ведет к перекосам, однобокости культуры и, соответственно, общества. История это подтверждает. Средние века вели к усилению роли религии, и получили костры инквизиции. Преобладание политики над экономикой и всем обществом дали жесточайшее давление ее на общество, которое стало однобоким, и породило одномерного человека. Можно продолжить примеры, но дело не в количестве фактов, а в качестве их содержания, которое зависит от способа, типа мышления, присущего эпохе, от способа философствования, от преобладающей в это время философии, ибо философия, выступая общей методологией познания, дает универсальную картину мира. От того, какую философию изберут, примут, положат в основу культуры, зависит сама культура и общество, построенное на ее основе. Диалектическая философия не позволяет культуре превращаться в абсолют, обновляет ее, обогащает вливанием новых культур. Метафизическая – ведет к стагнации и умиранию, самолюбованию и пренебрежению к другим культурам. Философия – главное светило в культуре (В. Межуев), ибо она светит не только изнутри, но и снаружи, задает априоризм культурной онтологии, составляет остов культуры, ее категориальную архитектонику: Мир, Человек, Общество, Добро, Зло, Благо, Бог – категории философии и культуры. Их содержание – предмет философского и культурологического анализа, культура использует и развивает результаты этого анализа, создавая, в свою очередь, питательный материал для философских обобщений.

Нужны новые смысловые характеристики и философии, и культуре в их органическом единстве, в интегральной взаимосвязи. Необходимо исследовать единый философско-культурологический континуум духовной жизни общества, в котором, ни в коем случае, не должны применяться рыночные приоритеты, характерные для современной массовой культуры. Эти проблемы выливаются в поиск адекватных историческим и социальным условиям культурных основ общества, тем более, что исторический опыт развития отечественной философии и особенно культуры последних двух столетий свидетельствует о накопленном в их недрах огромном духовном потенциале, который можно направить на преодоление кризисных явлений в современном обществе.

Богатейший материал по исследованию национальных особенностей русской культуры дает нам русская философия. Ставя в центре своих исследований человека, русские философы В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Ф.М. Достоевский, С.Л. Франк, Л.Н. Толстой, братья Трубецкие и братья Киреевские, кстати, имеющие прямое отношение к Калуге и многие другие раскрывали черты и особенности русской национальной культуры. Сегодня вышли из печати глубокие исследования философии культуры в России: «О России и русской философской культуре», составитель М.А. Маслин (М.1990), Г.П. Федотов «Судьба и грехи России» (1991-1992), А.А. Корольков «Русская духовная философия» (СПб.1998), П.М. Бицилли «Трагедия русской культуры» (2001), В.К. Егоров «Философия культуры России: контуры и проблемы» (М.2002), И.В. Кондаков «Культурология: история культуры России» (М.2003) и другие.

Вместе с тем, в современной научной литературе по теории и истории отечественной культуры отсутствуют специальные исследования, посвященные интегральной взаимосвязи русской философии и культуры. Настоящая научная школа ориентирована на восполнение имеющегося пробела в современной научной литературе. С нашей точки зрения, на современном этапе развития теории и истории культуры проблема органической взаимосвязи русской философии и культуры заслуживает особого внимания.

Культура явление синтетическое, сложное, ее природа в неком синтезе духовных качеств людей и в организации их жизнедеятельности. Для ее познания нужны особые приемы и «априорные» методологические формы (методоллогемы). Основные, глубинные характеристики культуры можно получить только на стадии укоренения философии в культуре, и только с помощью философии, которая органически входит в ту или иную культуру, определяя ее специфику.

Представляется оправданным искать национальные черты культуры в ее связи с философией как основной инструментальной базы познания общества и формирования ее культуры. Русская философия в этом смысле демонстрирует особенности российской и никакой иной культуры, тем более, что русская философия строилась не по национальной принадлежности авторов, а по стилю философских спекуляций, по национальным характеристикам философствования, имеющим метанациональную природу.

Самостоятельное место и значение русской философии и культуры в мировом культурном процессе определяются через особенности философствования в России: онтологический статус познания, поиск единой Истины-правды, связь с религией православия. Эти особенности создают и оригинальную культуру, особый образ жизни, освоение природы и использование ее внешних и внутренних условий для развития человека и создания специфических форм организации общественной жизни России.

Центральная идея России, рожденная ее философией и культурой и исходящая из противоречивости русской души, состоит не в споре и сравнении с Западом, а в том, что вскрыла русская философия: в России постоянно происходит борьба между поиском свободы человека и желанием превратить ее в произвол, разгул, политический и моральный прессинг, безудержную вольность, антисоциальный героизм. На примере истории России возникает потребность определения закона необходимого соответствия принципов организации общества форме психологического характера народа;

^ Цели исследования.

  • Определение новых параметров исследования культуры России в ее единстве с развитием русской философии ХIХ и начала ХХ веков с целью поиска перспективных идей для современного состояния российского общества.

  • Разработка основных положений интегрального анализа теории и истории культуры, через выделение в качестве приоритетных методологических допущений: единства пространственно-временного и социального континуума; органического целого философских и социокультурных связей; функционального совпадения методоллогем русской философии и культуры; совместной практической реализации интегрального единства культуры и философии в литературе, педагогике, морали, в исполнении своих общественных функций.

  • Реконструкция и семантический анализ понятий: «культура», «диалектика элементов культуры», «национальная культура России», «философский процесс», «философская культура», «русская философия» «философия в России», а также рассмотрение их взаимосвязи и взаимовлияния.

  • Определение национальных традиции русской философии и их значения для формирования культуры России, раскрытие существенных связей русской культуры и отечественных традиций философствования.

  • Проведение исследования онтологических точек сопряжения философии и культуры, разграничение специфики их предметов, методов и общественных функций.

  • Исследование историософии русской культуры в применении к специфике россиеведения и культурософского содержания русской мысли, раскрытие освобождающего характера философского знания в русской культуре и общественной жизни.

  • Определение мировоззренческих точек сопряжения русской религиозной философии и культуры ХIХ и начала ХХ вв. как наиболее зрелого этапа развития духовной жизни России.

  • Исследование роли классической русской литературы в разрешении интегральных проблем философии и культуры;

  • Проведение через интегральную взаимосвязь русской философии и культуры поиска перспективных путей исторического развития России.

Исторические перспективы развития российского социума во многом определяются дальнейшим совершенствованием путей духовной свободы и культурно-воспитательного прогресса, взаимообогащением всех элементов культуры при особой роли синтеза русской философии и построенной на ее методологической основе культуры России.





Объединение проблемных полей исследования русской философии ХIХ-ХХ вв. и культуры России дает возможность значительно продвинуть задачу изучения и повышения уровней философской рефлексии современного общества и его культурного развития, ведет к их обоюдному движению вперед, совершенствованию процессов воспитания и всего общественного организма.

^ Ведущие ученые школы:




Доктор философских наук, профессор, Стрельцов Анатолий Степанович, член Президиума РФО при РАН РФ, Депутат Законодательного Соб­рания Калужской области, председатель комитета ЗС по социальной политике, тема докторской диссертации: «Интегральная взаимосвязь русской философии и культуры» (МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003 год), 140 научных и научно-популярных работ. Из них следующие: Монография: «Великое служение русской религиозной философии». Рецензенты: д.ф.н. проф. Еремин Ю.В. (Москва МУГТУ), д.ф.н. заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, Маслин М.А.. Калуга, КГПУ им К.Э. Циолковского. 2007. 19,7 п.л.





Учебное пособие для студентов и аспирантов «Философия в контексте русской духовной культуры», Калуга, КГПУ им К.Э. Циолковского.2005. 8,5 п.л. Монография «Философия и культура в русской мысли ХIХ- нач. ХХ вв.», Москва. 2003. Московский философский фонд. 16,25 п.л. «Разочарованный славянофил» земли калужской. Константин Николаевич Леонтьев // Калужские вехи временных лет. Под редакцией К.Г. Никифорова. Калуга. 2004. С.119-151. Современное прочтение темы о старом и новом // Философия и будущее цивилизаций. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005г.) С.322-323. и др.

Кандидат философских наук, доцент Аулова Елена Петровна, тема кандидатской диссертации: «Идеи философии истории в наследии И.В. Киреевского» (Москва, РАО). Основные публикации: «Проблема синтеза восточной и западной культур под эгидой

православия – исходный пункт историософии И.В. Киреевского» //Оптина пустынь и русская культура. Калуга: Эйдос,2000. С.42-45. Концепция органического общества И.В. Киреевского как реминисценция традиций восточно-христианского любомудрия //Труды 1У –х Всероссийских чтений, посвященных братьям Киреевским. Калуга: Эйдос, 2001. С. 292-299. Идеи философии славянофилов - исток русской религиозно-идеалистической философии культуры XIX-XXвв. //Философия. Наука. Культура. Выпуск №3, -М.: Издательство МГУ, 2003. –С. 71-83. Киреевские чтения, доклад «Философско-этические идеи Киреевского и философия всеединства», Сб. V Всероссийские чтения «Оптина пустынь и русская культура», посвященные братьям Киреевским. Материалы чтений. Калуга, 2004. с. 83-84. «Философия культуры В.С.Соловьева //Тезисы VI Международных чтениях, посвященных братьям Киреевским Калуга, КГПУ им К.Э.Циолковского, 2006. – С 68-72. Историческое мышление Хомякова// Конференция преподавателей КГПУ, февраль 2007 год Научные труды КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2007, Калуга, ИД «Эйдос» 2007, С87-90.




Кандидат философских наук, доцент Грушевицкая Татьяна Георгиевна. Закончила философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова в 1987 году.

Тема диссертации: «Эволюция философских взглядов В.И. Вернадского». (МГУ, 1991).

Публикации:

Космизм – специфическая черта российского мировоззрения // Сборник научных трудов к 50-летию КГПУ им. К.Э. Циолковского. Калуга, 1998. С. 23-28 . Космизм в России и идеи В.И. Вернадского // Философия в современной культуре: состояние и перспективы. Межвузовский теоретический сборник. Ульяновск, 1998. С. 91-98 (0,5 п.л.) Ценности русской культуры и их трансформация в современных условиях // Проблемы и перспективы социального образования в современной России: Материалы научно-практической конференции. Калуга, КГПУ, 2006. С. 41-49 (0,5 п.л.). Этнология. Учебник. М.: Академия, 2003. - 320 с. (в соавторстве)

Культурология. Теория культуры. Учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2004. - 365 с. (в соавторстве) Культурология. Учебник. М.: Юнити-Дана, 2007. - 687 с. (в соавторстве).


Кандидат философских наук, ст. преподаватель кафедры истории России, Берговская Ирина Николаевна, тема диссертации «Философия К.Н. Леонтьева в социокультурном контексте». (Институт философии РАН, 2004). Основные публикации: «К проблеме определения места философской системы К.Н. Леонтьева в русской философии» // Философия преподавания философии: Материалы и тезисы докладов всероссийской научно-практической конференции. Калуга, 2000.Кудиново в жизни К.Н. Леонтьева // История философии. № 6. М., 2000. «К.Н. Леонтьев: Кудиново - Оптина пустынь» // Проблемы археологии, истории, культуры и природы Козельского края. Вып. 3-4. Калуга, 2001.«Особенности «субъективного» понимания православия в философии К.Н. Леонтьева // История философии. № 9. М., 2002. «Закон сохранения организованного культурного разнообразия» как системообразующий элемент философской концепции К.Н. Леонтьева // V Всероссийские чтения «Оптина пустынь и русская культура», посвященные братьям Киреевским: Материалы чтений. Калуга, 2004.





«К.Н. Леонтьев: опыт философской биографии» // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса: в 5 т. Т. 2. М., 2005 «Константин Николаевич Леонтьев» // Калужская классическая гимназия (1804-1918). Калуга, 2005. «Константин Леонтьев» // История Калуги в лицах. Калуга, 2005. «Из истории русской дипломатической миссии на Балканах и Ближнем Востоке: К.Н. Леонтьев о судьбах России и славянства» // Вопросы археологии, истории, культуры и природы Верхнего Поочья: Материалы I Всероссийской научной конференции 5-7 апреля 2005 г. Калуга, 2005. «Категория нации в учении о национальной самобытности К.Н. Леонтьева // Сборник научных работ лауреатов областной стипендии им. Е.Р. Дашковой. Вып. 1. Калуга, 2006. «Православная культура в истории Калужского края. Мультимедийное учебное пособие // Калуга: КОИПКРО, 2006. 375 Мб. «Традиции народного представительства и парламентаризм в интеллектуальном дискурсе России во второй половине XIX – начале XX вв.» // Научно-практическая конференция, посвященная 100-летию парламентаризма в России: Материалы конференции. Калуга, 2006. «Нация как культура: категориальный анализ учения о национальной самобытности К.Н. Леонтьева // VI Международные чтения «Оптина пустынь и русская культура», посвященные братьям Киреевским: тезисы чтений. Калуга, 2006. «Балканский вопрос» в дипломатической переписке К.Н. Леонтьева // Исторический поиск: альманах. Минск, 2008 (в печати).




Кандидат философских наук, доцент кафедры философии и политологии КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана, Гречишникова Нина Петровна. Тема кандидатской диссертации: Философия в России первой половины ХУIII века. (МГУ, 1996 год). Основные публикации: учебное пособие для студентов «Основные течения в философии российского просвещения», КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана. Калуга, 2007. 5 п.л. Статьи: Взаимосвязь православия и русской культуры в 18-19 веках// «Оптина пустынь и русская культура», выпуск №3, Калуга, 1999г. «Генезис ненаучных концепций в русской философии»// Философия и будущее цивилизаций. Тезисы докладов и выступлений IY Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005г.) С.223-224. Место евразийства в новейшей российской истории // У всероссийские чтения «Оптина пустынь и русская культура», посвященные братьям Киреевским. Калуга 2004г., С.79-81.

Под руководством и при участии ученых школы проводятся всероссийские чтения «Оптина пустынь и русская культура», посвященные братьям Киреевским. Калуга – Оптина пустынь, 1996-2006 гг. Проведено шесть конференций и выпущено шесть сборников тезисов и один сборник трудов конференции (2004г).

^

Научные связи школы:





г. Москва. МГУ им. М.В. Ломоносова, кафедра истории рус-ской философии фило-софского факультета, заведующий кафедры доктор философских наук, профессор, заслу-женный профессор МГУ Михаил Алексан-дрович Маслин.


г. Санкт-Петербург. Российский государ-ственный педагогичес-кий университет им. А.И. Герцена, кафедра философской и психо-логической антрополо-гии, заведующий кафедрой Корольков Александр Арка-дьевич, Действитель-ный член (академик) Российской академии образования, доктор философских наук, профессор, член Союза писателей России, лауреат премии Президента РФ в области образования за монографию «Русская духовная философия» (2002), лауреат Всероссийской литературной премии «Александр Невский» за книгу «Пророчества Константина Леонтьева» (2007), В последние годы опубликовал моног-рафии: «Духовная антропология», Изд. СПбГУ, 2005; «Духов-ный смысл русской культуры», Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. Член редколлегий журналов «Известия РГПУ им. А.И.Герцена», «Философия образования» (Новосибирск), «Философия права» (Ростов-на-Дону), «Всерусский собор», «Родная Ладога» (Санкт-Петербург), «Розмысл» (Бийск), серии книг «Русский путь.pro et contra», ответственный редактор серии «Русская педагогика» (Санкт-Петербург, Изд. «Алетейя»).

Председатель научно-методического совета межвузовской ассоциации духовно-нравствен-ного просвещения «Покров». Участвовал в первой конференции, посвященной наследию К.Н.Леонтьева (январь 1991, Калуга), в Киреевских чтениях.





Татьяна Николаевна Кандаурова, кандидат исторических наук, ведущий научный сот-рудник Российского Инс-титута Культурологии РАН, заведующая аспи-рантурой РИК, более 300 публикаций по истории России 19 века, истории культуры, исторической информатике и биографике.


На кафедре философии и социологии КГПУ им.К.Э. Циолковского готовятся диссертации следующими аспирантами:


Екатерина Викторовна Семенова, тема диссертации: Литературно-философский синтез как феномен культуры России Х1Х века. Лауреат премии III степени им. Е.Р. Дашковой (2007г).

Публикации:

«Методологические точки сопряженности русской литературы и философии в культуре России» // Научные труды КГПУ им. К.Э. Циолковского, серия «Гуманитарные науки», Калуга, 2007. стр. 38-42; Философская система мира в лирике Ф.И. Тютчева // Философия в современном мире: сборник аспирантских работ №6. – Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2007. – С. 84-89;О некоторых аспектах взаимовлияния русского языка и отечественной философии // Мы россияне. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. – Калуга: Институт повышения квалификации работников образования, 2007. – С. 9-12.


Ольга Валентиновна Сенина, тема дис-сертации: Сергий Булгаков: от фило-софии к религии (духовная ценность цельности челове-ческого миро-воззрения).

Публикации:

Сенина О.В. С.Н. Булгаков о философском познании религиозного откровения // Философия в современном мире: сборник аспирантских работ № 5. – Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2006. – С. 57 – 64.

Сенина О.В. Место С.Н. Булгакова в русской религиозной философии // Философия в современном мире: сборник аспирантских работ № 6. – Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2007. – С. 80 – 84.

Сенина О.В. Философия между наукой и религией (по материалам русской религиозной философии) // Философия, наука, культура. Выпуск 1: сборник статей слушателей, соискателей кафедры философии ИППК МГУ – М.: Издательство МГУ, 2006. – С. 215 – 224.

Сенина О.В. Иван Васильевич Киреевский о религиозных основаниях русской философии // Тезисы VI-х Всероссийских чтений, посвященных братьям Киреевским: - Калуга, КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2006. - С. 40 – 44.


1 Ильин И.А. Путь к очевидности. Мюнхен.1957. С.100.




Скачать 150.21 Kb.
оставить комментарий
Дата17.10.2011
Размер150.21 Kb.
ТипИсследование, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх