3. Особенности исторической традиции китайской цивилизации icon

3. Особенности исторической традиции китайской цивилизации


2 чел. помогло.
Смотрите также:
Китай Древняя, огромная...
Китай, реферат...
Китай реферат по географии...
3. 1 Рельеф и полезные ископаемые...
Программа человек и природа в китайской культуре объем учебной нагрузки и виды отчетности...
Тема Историческая психология в контексте современной психологической науки...
Бакалаврская программа история китайской иммиграции в азии. Гиб...
1. Условия и предпосылки развития китайской цивилизации...
Методика проведения урока. Класс: 5 Название курса: "Древний Восток"...
Общие положение китайской внешней политики 3...
План I. Особенности Китайской архитектуры стр. 2 II...
Тематика семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета специальность...



Загрузка...
скачать
ПЛАН:

1. Введение.

2.Краткая географическая справка.

3. Особенности исторической традиции китайской цивилизации.

4. Особенности геополитики и геофилософии Китая.

5. Особенности менталитета нации.

6. Путь реформ китайского правительства.

7. Проблемы развития Китая на современном этапе.

8. Внешняя политика Китая в современных условиях.

9. Заключение.


1.Введение.

Вступив в ХХI век, человечество оказалось в мире, где научно-технический прогресс, информационные технологии, системы обучения существенно размыли географические границы пространства. В связи с этим назрела необходимость формирования нового подхода к геополитике, геополитике основанной на многомерности пространства коммуникаций и связей. И, хотя советская экономическая наука не опиралась на общие геоэкономические и геополитические принципы, изучая и создавая свою специфическую, изолированную от внешних рынков геоэкономику и геополитику, но все же на территории бывшего СССР и сейчас во всех странах, образовавшихся после его распада существовали и существуют ученые и философы, чья основная цель – изучение геополитики и геоэкономики в условиях современного, мобильного коммуникативного пространства. Геополитика, согласно классическому определению – географический разум государства: его природные, географические возможности, возможности расширения или изменения сил влияния. Но сама по себе геополитика в современном мире существовать не может. В настоящий момент она тесно переплетена с геоэкономикой. Геоэкономика – наука о государственной стратегии развития, достижения могущества преимущественно экономическим путем, методами перераспределения ресурсов и мирового дохода.

Мыслящее человечество на протяжении всех времен думало о выборе стратегии, модели для упрочнения своего геоэкономического и геополитического положения. И самым печальным заблуждением стала уверенность некоторой части искателей в том, что чужую модель развития можно перенести без изменений на другую географическую, этническую, историческую поверхность, не только с другими природными, но и культурными, генетическими традициями, с другим уровнем межличностных коммуникаций. И в связи с этим крайне интересен, уникален опыт Китая, пристально изучаемый ныне. Но и модель китайского «экономического чуда» невозможно рассматривать как панацею для развивающихся государств, не забывая о том, что Китай и история его развития – единственный в своем роде пример практически непрерывного развития государства-цивилизации на протяжении четырех тысяч лет. И в культурологическом аспекте Китай аналогичен не какой-либо отдельной стране, а крупным объединениям разных наций - например, Западной Европе.


^ 2.Краткая географическая справка.

Китай – огромная страна, расположенная в Центральной и Восточной Азии. На севере Китай граничит с сибирскими степями, а на юге с тропическими джунглями. На западе страны расположена обширная зона пустынь и плоскогорий.

Территория Китая занимает 9.597.000 км 2 . Береговая линия Китая имеет протяженность более 4000 км.

Страна делится на 22 провинции (плюс Тайвань), 5 автономных районов и 3 города центрального подчинения.

Крупнейшие города - Шанхай, Пекин (столица), Тяньцзинь, Сянган, Шеньян, Гуанчжоу.

По численности населения Китай занимает первое место среди государств мира 1,2 млрд. человек. Несмотря на то, что уровень прироста населения строго регулируется государством в сторону замедления, численность населения Китая продолжает расти.

Китай – народная республика. Высшим органом государственной власти является Всекитайское собрание народных представителей, а его постоянно действующий орган – постоянный комитет. Глава государства - председатель КНР.


^ 3. Особенности исторической традиции китайской цивилизации.

Китай – последняя классическая империя с этнически разнообразным населением. 94 % общей численности населения составляют китайцы (ханьцы), но и численность этнических меньшинств по европейским меркам весьма внушительна – более 70 млн. человек. Численность населения - основной гарант сохранения культурных, этнических, мировоззренческих традиций Китая. Даже иноземные захватчики, делавшие попытки покорить страну, в ней ассимилировались. Главная особенность Китая - совпадение границ культуры, религии и государства. Мировоззрение и менталитет китайской цивилизации – уникальны. Именно благодаря исторической традиции, ее стабильности, ориентированной на порядок, гармонию и справедливость коммунистический ныне Китай остается великой страной, берущей из западного мира технологии и рационалистический подход, но сохраняющей азиатскую мудрость и мировоззрение. Именно поэтому невозможно рассматривать экономическую и политическую ситуацию в Китае, упуская из виду основополагающие принципы философии и религии этой страны.

С 59 года нашей эры по 1928 год в Китае просуществовал государственный культ Конфуция. Но и сейчас, конфуцианство – один из столпов, на которых основано нынешнее положение страны. Ведь «Великий архитектор китайских реформ» Дэн Сяопин, воспитанный на его традициях, за основу социализма с китайской спецификой принял социальную утопию Конфуция «Общество малого благоденствия». Конфуций стал основоположником китайской традиции управления, согласно которой управление есть исправление прежде всего себя. Путь к успеху, по Конфуцию, лежит через трудолюбие, честность, талант. Но не заслуги, а Служение отечеству есть основная привилегия человека, улучшение себя для служения отечеству – главная его цель. Путь переустройства общества Конфуций видел в улучшении его элиты, предполагая, что управлять государством должна интеллектуальная элита, а люди физического труда – подчиняться им. При этих условиях выигрывает государство, а, следовательно, и его граждане.

Другим, во многом противоположным конфуцианству, течением является школа легистов. В их знаменитом трактате «Книга правителя области Шан» декларируются принципы первенства закона, как средства создания единого социального пространства, управляемого центральной властью. В этом случае все граждане общества обязаны служить государству, каждый с определенными функциями, не испытывая влияния корпоративных, родственных, привилегированных групп. Установлены обязанности и правила для каждой из социальных групп, выстроена прямая властная вертикаль, свободная от внешних влияний. Деятельность всех социальных групп подчинена системе долгосрочных приоритетов, а не сиюминутной выгоде. Сила государства в этом случае обеспечивается союзом верховной власти с народом и их борьбой с клановостью и корыстью.

Если конфуцианство немыслимо без подчеркивания роли преемственности и традиций, то легизм связан с идеей преобразования и реформ. Легисты исходили из стремления идти на любые контакты, если они выгодны государству.

Сосуществование в китайской истории этих двух, практически противоположных, но направленных к одной конечной цели течений явилось важным фактором долголетия и успешности китайского государства.


^ 4. Особенности геополитики и геофилософии Китая.

Как одну из удивительных особенностей китайской геополитики следует отметить и концепцию «центр-периферия-пограничье», традиционно соблюдаемую государством. Издревле география играла важную роль при строительстве и украшении жилища. Так, например, трон императора всегда был обращен на юг – источник небесной энергии, а при богослужении император обращал лицо на север. Ритуальным являлось для китайцев само понятие границы, стены, отделяющей жизнь от смерти. Не случайно китайцы придавали огромное значение возведению стен и ворот. С них начинали строительство города, разделяя пространство, внося в него порядок.

Если в западной геополитической концепции устройства мира «центр-периферия» пограничная зона отсутствует, то в китайской концепции понятие «граница» имеет четкие визуальные параметры. Даже архитектура древнего Китая подчинена этому принципу (в центре столицы расположен Запретный город, а сама столица ограждена от периферии).

Территориально-административная структура древнего Китая состояла из трех зон – центральной (внутренней, более урбанизированной, где располагалась столица), промежуточной (периферийной, со средним уровнем развития) и внешней (пограничной, которая отличалась уровнем развития и более прогрессивными формами организации производства).

В истории Китая сотни городов являлись столицами в разные периоды времени. Практически все они располагались главных геоэкономических и геополитических осей Восток-Запад и Север-Юг, а главная столица - на их пересечении. При этом столица как важнейший коммуникативный узел меняла свое географическое положение, привязываясь к природным рубежам (рекам, горным хребтам, побережьям), а направление Восток-Запад дважды за свою историю перерастало в крупнейшую для своего времени мировую коммуникацию – Великий Шелковый Путь.

Современный же Китай не так привязан к естественным рубежам, но по-прежнему ориентирован на коммуникативные пути. Вдоль коммуникационной оси Север-Юг и на пересечении с осью Восток-Запад расположена центральная зона Пекин - Гуанджоу (в нее входит самая населенная провинция Сычуань). Как и в древнем государстве в эту зону входит столица, зона является срединной по уровню экономического развития.

Восточная зона с Шанхаем и провинциями, расположенными вдоль великого канала и скоростной железнодорожной трассы Пекин – Шанхай, занимает приморское, пограничное положение. Она наиболее открыта внешнему миру, новым технологиям и коммуникациям, наиболее развита экономически.

Западная зона – бывший Великий Шелковый путь, наименее экономически развита, но перспектива возрождения древнего коммуникационного Пути открывает перед Китаем удивительные возможности дальнейшего экономического развития.

Китайская концепция этноцентризма сложилась в VII-VI вв. до н.э. из противопоставления древних китайцев и окружающих их «варварских племен». И конфуцианство предлагало воздерживаться от контактов с варварами, но если и контактировать с ними, то лучше воевать, а если воевать, то лучше делать это чужими руками, с помощью других варваров. Подобная геополитическая концепция была взята на вооружение в средние века. Но в это же время легисты, проповедовавшие контакты с внешним миром для выгоды государства, разъясняли, что при этом народы заимствуют друг у друга только отдельные обычаи или предметы быта, а не идеологию. Как отмечалось выше, именно сосуществование взаимоисключающих начал и позволило Китаю сохранить особое положение в мире – с одной стороны, безусловно, коммуникационный узел, а с другой - приверженность традициям, создание барьеров, стремление сохранить уникальное государство. Это великолепно подтверждают два исторических памятника древней цивилизации – Великая китайская стена и Великий Шелковый путь. Стена, граница, имела очень важную функцию не только географическую (преграждала путь варварам в страну и жителям из страны), но и, как уже упоминалось, имела ритуальное значение, символизируя собой барьер против чужеродных заимствований в духовной сфере. А Великий Шелковый путь, покрывая огромные территориальные пространства, нес не только торговую функцию, но и способствовал интенсивному информационному и культурному обмену, создавая коммуникационные связи. В настоящий момент очевидно, что китайское государство не только не отошло от древних принципов изоляции и заимствования, но и продолжает неуклонно следовать этой традиции, заставляя весь мир удивляться эффективности единения противоположностей.


^ 5. Особенности менталитета нации.

Менталитет китайской нации сложился две тысячи лет назад и с тех пор изменился очень незначительно. Легистская политика умело сочетается с конфуцианскими традициями. Инновации и открытость – с древними традициями и уважением к интеллекту. Все древнее историческое наследие используется для решения стратегической задачи- воссоединения государства в единых границах. Вне зависимости от формы власти, отдельный человек никогда не считался в Китае высшей ценностью. Человек всегда воспринимается как часть более крупной и важной общности – семьи, рода, клана, нации, государства. Традиции такого отношения к личности явно отличны от европейского,

в котором интересы непосредственно личности весьма важны. Таково же и отношение китайцев к реформам. Даже изменив коренным образом режим, приняв коммунистическую концепцию, правительство не отказалось от основных принципов построения государства, взяв за основу труды древних. Культ сильного государства и приоритет его интересов над собственными интересами человека, важность социального долга, необходимость принесения пользы своей стране – все это великолепно вписалось в коммунистическую идею. Для китайца очень важно принести пользу своей стране, а не получить сиюминутную финансовую (либо какую-то другую) выгоду. В этом и есть коренное отличие китайского подхода к работе, предпринимательству от европейского и американского, где основными интересами являются интересы корпорации и личности.

И в этой связи очень важно отметить, что, согласно учению того же Конфуция, управлять государством должны самые образованные и добродетельные люди – от этого выиграют все. Отсюда проистекает и очень важный принцип ответственности элиты перед обществом. Вековые традиции селекции (система экзаменов на чин, глубокое уважение к людям интеллектуального труда и их глубокое понимание ответственности за свой труд) сформировали в Китае совершенно отличную от других элиту – государственную и интеллектуальную. И эта элита отлично понимает, что в соответствии с принципами Пути и Стены необходимо привлекать в страну инвестиции, информировать мир о себе, не растворяясь в этом мире, не теряя индивидуальности древней цивилизации. Политика открытой экономики Китая началась именно с информации мира о своей истории и культуре и с создания в своей стране условий для размещения в ней капиталов. Особо показательными в этом аспекте являются успехи китайских спортсменов и проведение следующей летней Олимпиады в Пекине – столице коммунистического государства.


^ 6. Путь реформ китайского правительства.

Советский Союз в свое время приложил немало усилий для насаждения в Китае принципов марксизма, явно чуждых древней цивилизации. Но в конце 40-х годов в Китае началась все же реформа, связанная с проведением в жизнь административного социализма. В 50-70 годы ХХ-го века страна с помощью СССР осуществила индустриализацию, создала тяжелую и оборонную промышленность. Руководство КНР достаточно быстро оценило недостатки советской модели хозяйствования, игнорирование ею стран иного лагеря, и стало искать свой, китайский путь построения социализма. Потерпев экономический крах во времена «Большого скачка», к концу 70-х годов прошлого века Китай пришел с уникальной концепцией экономической реформы, взяв за основу геополитическую формулу –«одна страна-две системы». Дэн Сяопином «великим архитектором китайских реформ» была сформулирована цель – построение рыночной экономики при соблюдении принципов коммунистической идеологии. Дэн Сяопин смог не только сформулировать цель, но и предложить стратегию реформ – реформ нелиберальных, с опорой на сильное государство, под жестким контролем – направленных на формирование государственно-регулируемой экономики. Государство строго контролирует импорт и экспорт материально-технических и социокультурных ценностей. Однако при этом Китай последовательно воплощает в жизнь идею воссоединения в единых границах государства.

Успешно воссоединены с Китаем Гонконг и Макао, очередь за Тайванем. Геостратегической целью будущего является создание мирового китайского экономического пространства «Большого Китая», включающего в себя кроме КНР Тайвань, Сингапур и 55 миллионов китайской диаспоры, рассеянной по миру. Для достижения этой цели Китай выбрал поэтапный путь создания и развития свободных экономических зон, территориально благоприятных для взаимопроникновения социализма и капитализма. Экономическое развитие страны происходит постепенно от локальных свободных экономических зон к открытым городам и районам, от приморской (внешней) зоны к внутренним районам страны.

В результате благоприятного инвестиционного климата 25% всех иностранных инвестиций в Азию приходится на Китай, эта страна занимает второе место в мире (после США) по объему привлеченного капитала. А китайская диаспора в мире ежегодно производит продукции на сумму, сопоставимую с национальным валовым продуктом КНР. Налоговая политика страны стимулирует как привлечение иностранного капитала, так и производство экспортной продукции. В результате этого Китай встретил ХХI век с валовым продуктом, составляющим почти триллион американских долларов, а его валютные резервы составляют 140 миллиардов американских долларов. Получая явную выгоду от диаспоры, рассеянной по миру, Китай исключительно мудро относится к своим соотечественникам, защищая, согласно Конституции честь и достоинство всех выходцев из Поднебесной. Сильнейшие клановые, земляческие связи, почитание древних традиций и забота о благе своей страны даже за ее пределами идут только во благо развитию экономики Китая.

^ 7. Проблемы развития Китая на современном этапе.

Конечно же, не следует полагать, что в китайской модели реформ все безупречно. Каждая страна сталкивается с внутренними и внешними противоречиями и помехами, и Китай в этом смысле не исключение. А основы этих проблем лежат опять же в древних традициях (либо их отсутствии).

Уважение к семье, крепкие клановые связи, семейственность бизнеса - дань древним традициям конфуцианства, но оборотная сторона таких устоев – коррупция и доминирование неформальных связей в деловых отношениях. И хотя государство жестко борется с коррупцией (смертные приговоры за взяточничество и коррупцию не редки и широко афишируются), исторические корни ее настолько же глубоки, как и традиции конфуцианства. Эти же корни имеет и другая (широко известная нам по фильмам) проблема Китая. С открытием свободных экономических зон, притоком капитала из Гонконга и Макао в Китай вернулась китайская мафия. Знаменитые триады, действующие по всему миру и практически полностью уничтоженные в КНР коммунистическим режимом, в период реформ инвестируют свой капитал, либо капитал подконтрольных им структур в экономику Китая. Покуда этот капитал работал на экономические реформы, власть старательно закрывала глаза на его криминальное происхождение, но со временем процесс криминализации бизнеса и уровень коррумпированности чиновников возрос до такой степени, что стал представлять реальную угрозу социальной стабильности страны. Поэтому власти крайне жестоко борются с этими явлениями, так же как и с контрабандой, уровень которой в Китае очень высок.

Нынешняя цель китайской геополитики - присоединение к государству Тайваня, но эта задача представляется не настолько легко выполнимой. Современный Тайвань давно находится в другой социально-экономической плоскости, и каждое последующее поколение воспитывается уже не в коммунистических и конфуцианских традициях, а в системе либеральных ценностей. Ощущая себя отдельной нацией, тайванцы рассматривают Китай не как желанную родину, а как страну с другой политической системой, с более низким уровнем жизни и экономики.

Но кроме этих проблем страна наполнена так же и внутренними противоречиями – правительство Китая не всегда в силах справиться с противоречиями между динамичной открытой экономикой, притоком не только новых технологий, но и новых мыслей, ценностей и требованиями коммунистического режима. Такие понятия как «демократия», «права человека», привносимые с Запада, провоцируют волны народного недовольства жесткой коммунистической политикой страны. И, хотя, государство силовыми мерами регулирует эти конфликты, они часто возникают, особенно в среде образованной молодежи. Уровень жизни в крупных городах и свободных экономических зонах Китая достаточно высок (а по сравнению с серединой прошлого века он вырос в десятки раз), но в аграрных, внутренних районах страны уровень жизни и быта еще достаточно низок, что провоцирует конфликт между районами страны и отток человеческих ресурсов из аграрных областей.

^ 8. Внешняя политика Китая в современных условиях.

История развития Китая, его лидерство, затем дробление, колонизация и стремление к воссоединению вырабатывают совершенно уникальную внешнюю политику страны. В ХХI веке с ним уже нельзя не считаться, не принимать во внимание обширные гуманитарные и экономические ресурсы этой страны. Но и сам Китай не стремится объединяться в коалиции с любыми другими странами, входить в крупные торговые или политические объединения, четко проводя политику Стены, наращивая политическую, военную и экономическую мощность, оттягивая на себя центр геополитического влияния в Азии. Китай реально осуществляет экономическую экспансию в Юго-Восточную Азию и постсоветское пространство. Китайская диаспора контролирует 90% экономики Индонезии, 75% в Таиланде, 60% - в Малайзии и полностью в Сингапуре. В других странах региона выходцы из Поднебесной занимают прочные деловые и экономические позиции, при этом, не забывая о процветании своей исторической родины. Катастрофическая экономическая ситуация на Дальнем Востоке России, удаленность его от столицы государства, с одной стороны, и экономический бум северо-востока Китая с другой стороны обуславливают новую геополитическую и геоэкономическую ситуацию на территории России. Огромная слаборазвитая и малонаселенная территория от Байкала до Сахалина вызывает неуклонный интерес Китая, входит в сферу его экономико-политических задач. Если учесть, что Китай соседствует с самыми слабозаселенными российскими регионами, а население самого Китая в 8 раз превышает население России – этот интерес становится весьма понятен. Усугубление кризиса региональной политики России, падение уровня жизни на фоне успешно развивающейся экономики Китая и уже начавшегося продвижения китайской диаспоры на территорию Дальнего Востока создают почву для местного сепаратизма, попыток создания особой зоны, независимой от федерального центра России.


9. Заключение.

Современный Китай – демонстрирует всему миру единство геоэкономики, геополитики и геостратегии, совершенно отличное от общепринятых мировых канонов. Невзирая на неудачи середины прошлого века, Китай последовательно реализовал концепцию, позволившую избежать вмешательства международных финансовых структур в политику и экономику своей страны. Основываясь на использовании местных культурных, исторических, религиозных особенностей, отказываясь от слепого заимствования чужого опыта, от внедрения на азиатскую почву чуждых ментальных ценностей, выработав модель контактов, сочетающую в себе открытость материальных коммуникаций и закрытость для духовных преобразований, Китай последовательно выполняет главную геополитическую задачу – воссоединение в единое государство и расширение территориального и экономического господства в Юго-Восточной Азии и политического влияния в мире. В основе головной стратегии «одна страна-две системы» заложена глубокая традиция развития древней цивилизации, опыт философов, ученых и правителей всех времен. И даже коммунистическая составляющая идеологии китайского государства перекликается с мудростью предков, с отношением человека к работе, а правителя к ответственности перед народом.

В последнее время опыт Китая пристально изучается как сторонниками, так и противниками его пути. Однако при этом не следует забывать, что это опыт другой культуры, другой нации, древнего этноса, отличного от всех прочих. И то, что хорошо в рамках одной культуры, может дать непредсказуемый результат в другой.


Список литературы:


  1. Все страны мира Энциклопедический справочник/Автор-составитель Родин И.О., -М: «Вече», 2003.

2. Дергачев В.А. Геоэкономика (Современная геополитика). –К.: «Вира-Р», 2002.

3. Дергачев В.А. Цивилизационная геополитика (Геофилософия). –К.: «Вира-Р», 2004.

4. Михеев В. Китай и азиатский регионализм. – Международная жизнь, 1999, №9.


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ПРЕДМЕТУ « »


НА ТЕМУ: « »


Студент:


Руководитель:




Скачать 158.26 Kb.
оставить комментарий
Дата17.10.2011
Размер158.26 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

хорошо
  2
отлично
  3
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх