Повышение познавательного интереса и уровня сформированности ключевых компетенций icon

Повышение познавательного интереса и уровня сформированности ключевых компетенций


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Задачи зимней сессии: обеспечить более полную самореализацию учащихся...
План работы шмо учителей филологического цикла моу «Поспелихинская сельская средняя...
«Площади» очень важна в курсе геометрии. Одной из ее...
-
Задачи: Провести анкетирование, выяснить, что учащиеся знают о происхождении времени...
Вопросы по химии...
Урок решения одной задачи...
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории и во внеклассной работе...
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории и во внеклассной работе...
А тест; б доказательство: работа, свидетельствующая о конкретных результатах...
План развития Государственного бюджетного образовательного учреждения центра образования №1883...
План развития гбоу цо №1602 участвующего в реализации пилотного проекта по развитию общего...



Загрузка...
скачать

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №55 г. Томска

Педагогический проект

«Имитационные дидактические игры на уроках химии»








Сфера реализации проекта:

основная школа: повышение

познавательного интереса

и уровня сформированности

ключевых компетенций


Организация исполнитель:

МОУ гимназия №55

города Томска


Руководитель проекта:

Архипова Елена Леонидовна

учитель химии


База выполнения проекта:

8-10 класс, 26 человек


Срок выполнения проекта:

начало –сентябрь 2008год

окончание – декабрь 2011год

продолжительность – 3 года







г. Томск




Глава 1.

Обоснование проекта. Постановка проблемы.

То, что я слышу, я забываю.

То, что я вижу, я запоминаю.

То, что я делаю сам, я понимаю.

Конфуций

Первостепенная задача образовательного учреждения сегодня – достижение нового качества образования. В общегосударственном плане новое качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. В педагогическом плане – это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, сколько на развитие личности, ее компетентности. Образовательное учреждение, каждый учитель должны сформировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. современные ключевые компетенции, что позволит им преобразовать свой потенциал в жизненный ресурс. В соответствии с инициативой президента Д.А.Медведева: «Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». В сегодняшней ситуации важно вовлечение старшеклассников как важнейшего стратегического ресурса экономического развития России в процесс получения технического образования, усиление естественно - математического, технического профиля.

Осложняет образовательную ситуацию снижение интереса обучающихся к изучению естественнонаучных дисциплин. По данным опроса старшеклассников, большинство из них считает, что они «бесполезны и никогда не пригодятся в жизни», несмотря на то, что естествознание – это наука об окружающей действительности, с которой человек находится в постоянной взаимосвязи. Анализ результатов выбора обучающимися предметов для ЕГЭ свидетельствует о снижении числа выпускников, сдающих химию, так же, как и снижение числа желающих получить техническое образование. В чем же причины снижения у обучающихся интереса к химии? Таких причин можно выделить несколько:

  1. Химия как школьный предмет труден и малопонятен для школьников, так как традиционная система обучения направлена на развитие памяти, а не мышления. Не всегда звучат вопросы «почему?», «каким образом?», «зачем?» и «где мне это может пригодиться?». Так задерживается развитие познавательной активности ученика.

  2. Недостаточная профессиональная ориентация. Большинство обучающихся связывают химические знания лишь с профессией врача, фармацевта, химика, что значительно препятствует выбору других профессий, требующих глубоких знаний по химии.

  3. Зачастую изучение химии сводится к абстрактному запоминанию формул и уравнений, которое препятствует материалистическому пониманию мира, что приводит к типичным несчастным случаям в быту из-за неправильного использования химических продуктов (кислот, лекарств, растворителей, красителей и др.).

Как избежать этого? Как сделать учение интересным для обучающихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству? Как изжить скуку на уроке, которая, по мнению отечественного педагога М.В. Остроградского, « … является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком…». Необходим поиск эффективных способов и условий, способствующих развитию познавательного интереса, повышению мотивации учения и формированию высокого уровня ключевых компетентностей как новых образовательных результатов, влияющих на профессиональный, а по сути, жизненный выбор обучающихся.

Собственный опыт активного использования современных образовательных технологий позволяет нам формировать у обучающихся умение мыслить, формулировать проблему и находить пути её решения, формировать такие ключевые компетенции, как

информационная, коммуникативная и компетентность разрешения проблем, используя коммуникативно - деятельностный подход на основе игровых технологий, в частности имитационных дидактических игр. Почему игра? Потому что любая игра – это модель жизни. В соответствии с этим в игре моделируются реальные или возможные жизненные события, ситуации, могут демонстрироваться различные формы поведения и решения проблем. В подростковом возрасте ярко выражено стремление к самоутверждению, самовыражению, к примериванию на себя позиции взрослого, той или иной профессии. Эти качества могут явиться мощным стимулом мотивации учения, если создать условия для их развития. Как нам представляется, имитационные дидактические игры позволяют обучающимся стать участниками событий, развивают их умения взаимодействовать в коллективе, наработать некоторый опыт применения своих знаний, умений в конкретных ситуациях, тем самым формируют и проявляют их ключевые компетентности. К тому же, эти игры относятся к интерактивным, когда обучение основано на собственном опыте участников, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого учебного материала и профессионального опыта, «провоцируя» познавательную активность.

^ Отсюда идея данного проекта: использование имитационных дидактических игр как метода повышения познавательного интереса, развития ключевых компетентностей обучающихся при изучении химии.

Однако анализ учебно-методических комплектов по химии показал отсутствие заданий, решение которых показывает значимость приобретаемых знаний по предмету, их практическую направленность, то есть заданий, имитирующих события (ситуации), воспроизводящие различные виды человеческой деятельности. Анализ литературы по методике использования игровых технологий позволил сделать следующие выводы:

  • на современном этапе в школьном образовательном процессе активно используются игровые технологии, но имитационные дидактические игры используются редко и бессистемно;

  • отсутствует методика использования имитационных дидактических игр в обучении химии;

  • отсутствует анализ эффективности их применения в образовательном процессе.

Сформулированные выводы определяют актуальность данного проекта и выявляют противоречие между практической потребностью в образовательных технологиях, активизирующих познавательный интерес обучающихся, в том числе и имитационных дидактических играх, - и отсутствием дидактических материалов, практики по их продуктивному использованию.

Данное противоречие позволяет сформулировать проблему: недостаточное использование имитационных дидактических игр как метода обучения не способствует повышению познавательного интереса обучающихся и уровня сформированности их ключевых компетентностей.


Глава 2.

Цель и задачи проекта. План реализации проекта.


Современный учитель, отвечая запросам времени, находится в постоянном поиске новых способов, условий, способствующих формированию (развитию) ключевых образовательных компетенций, позволяющих выпускнику быть конкурентноспособным, готовым учиться в течение всей своей жизни. Этот поиск привел к созданию проекта «Имитационные дидактические игры на уроках химии».

^ Цель проекта: повышение познавательного интереса и уровня сформированности ключевых компетентностей на основе использования имитационных дидактических игр в обучении химии.

^ Объектом исследования выбрана урочная и внеурочная деятельность обучающихся с использованием имитационных дидактических игр в обучении химии.

Предметом исследования является динамика изменения уровня развития познавательного интереса и уровня сформированности ключевых компетентностей обучающихся в условиях применения имитационных игр при изучении химии.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что использование имитационных дидактических игр в обучении химии способствует повышению познавательного интереса и уровня сформированности таких ключевых компетентностей обучающихся, как коммуникативная, информационная, компетентность постановки и решения проблемы.

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой определены следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать методическую и психолого-педагогическую литературу об особенностях имитационных дидактических игр (ИДИ) и определить возможность их использования с целью развития познавательного интереса обучающихся, развития (формирования) ключевых компетентностей в процессе обучения химии.

  2. Разработать модель урока с использованием имитационных дидактических игр.

  3. Сформировать банк имеющихся в практике и авторских имитационных дидактических игр для их использования на уроках химии.

  4. Апробировать созданные имитационные дидактические игры в урочной и внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с поставленной целью.

  5. Осуществить мониторинг влияния использования имитационных дидактических игр на повышение познавательного интереса, уровня сформированности ключевых компетентностей.


^ Ожидаемые результаты реализации проекта

Педагогические:

  • достижение позитивной динамики роста числа обучающихся с высоким уровнем познавательного интереса, учебной мотивации, ключевых компетентностей;

  • повышение успеваемости обучающихся по химии;

  • повышение числа обучающихся, выбравших химию для сдачи экзамена по выбору в форме ЕГЭ.

Методические:

  • создание модели урока с использованием имитационных дидактических игр;

  • формирование банка авторских имитационных дидактических игр, используемых на уроках химии;

  • оформление методических рекомендаций по использованию имитационных дидактических игр;

  • создание сборника «Имитационные дидактические игры на уроках химии».


Условия реализации проекта

Информационные:

  • литературные источники библиотечных фондов города;

  • интернет-ресурсы;

  • интернет-сообщество «Сеть творческих учителей».

Научно – методические:

  • научное консультирование Глуховой Е.С., к.пс.н., доцента ТГУ по вопросу психолого-педагогических оснований использования имитационной дидактической игры в обучении;

  • повышение квалификации по теме «Компетентностный подход в обучении химии»;

  • разработка способов диагностики результатов проекта.



Организационные:

  • совместная деятельность с педагогом - психологом гимназии Шарыповой Е.В. по организации мониторинга влияния использования имитационных дидактических игр на повышение познавательного интереса, уровня сформированности ключевых компетентностей;

  • сотрудничество с кафедрой химии СГТА.

Материально-технические:

  • приборы и реактивы химической лаборатории гимназии, химической лаборатории СГТА;

  • интернет, компьютерное обеспечение;

  • дидактические интерактивные и видеоматериалы, виртуальная химическая лаборатория.


^ Перспективный план реализации проекта




Задачи

Исполнители

Ожидаемые результаты

Сроки

Информационно-аналитическая деятельность






Изучить и проанализировать методическую и психолого-педагогическую литературу по проекту

Архипова Е.Л.

Сформированные представ-ления об эффективности использования ИДИ, пост-роение модели урока с использованием ИДИ

Сентябрь –

ноябрь

2008 г



Проанализировать структуру построения имитационных игр

Архипова Е.Л.

Созданная адаптированная структура ИДИ

Ноябрь

2008 г



Изучить психолого-педагоги-ческие аспекты организации и проведения имитационных игр

Архипова Е.Л.

Психолог гимназии Шарыпова Е.В.

Выявленные психолого-педагогические принципы построения ИДИ, создана модель урока с исполь-зованием ИДИ

Ноябрь

2008

Организационная, организационно-методическая, техническая деятельность



Создать авторские ИДИ для апробации в эксперименталь-ном классе

Архипова Е.Л.

Банк авторских ИДИ для 8-х классов

Декабрь 2008 – апрель 2009



Определить базу эксперимента (классы)

Архипова Е.Л.

Наличие классов

Январь 2009



Проведение диагностики по определению уровня познава-тельного интереса обучающих-ся экспериментальной и конт-рольной групп на начало эксперимента

Архипова Е.Л.

Шарыпова Е.В.

Анализ результатов входного мониторинга, составление диаграммы

Январь 2009



Продолжить создание авторс-ких ИДИ для 8-11 классов

Архипова Е.Л.

Созданный банк ИДИ для 8-11 классов

Сентябрь 2010 – май 2011

Опытно-экспериментальная и учебно-методическая деятельность



Апробировать авторские ИДИ


Архипова Е.Л. Шарыпова Е.В.

Повышенный уровень позна-вательной активности и сформированных ключевых компетентностей

Январь 2009 – май 2011



Промежуточный мониторинг влияния использования ИДИ на повышение уровня познава-тельного интереса и сформи-рованности ключевых компе-тентностей

Архипова Е.Л.

Шарыпова Е.В.

Позитивная динамика поз-навательного интереса и уровня сформированности ключевых компетентностей

Январь 2010, декабрь 2010, май 2011



Корректировка модели урока с использованием ИДИ


Архипова Е.Л.


Повышение эффективности применения ИДИ в соот-ветствии с целью проекта

Январь 2009 – декабрь 2010

Изучение результатов реализации проекта



Результаты реализации проекта на каждом этапе

Архипова Е.Л.

Шарыпова Е.В.

Статистические данные, диаграммы

Январь 2009 – май 2011



Изучение динамики уровня познавательного интереса и сформированности ключевых компетентностей обучающихся

Архипова Е.Л.

Психолог гимназии Шарыпова Е.В.

Статистические данные, диаграммы, коррекция мето-дики использования ИДИ на уроках и во внеурочной деятельности

Май 2011

Оформление результатов



Анализ результатов реализации проекта

зам.директора по НМР Пекшева Н.А.

Архипова Е.Л.

Аналитические данные

Сентябрь - декабрь 2011



Представление результатов проекта

Архипова Е.Л.


Выступление на кафедре

Май 2011



Оформить методические рекомендации по использо-ванию имитационных дидак-тических игр на уроках химии

Архипова Е.Л.


Методические рекомендации

Сентябрь – октябрь 2011

Издательская деятельность



Подготовка сборника «Использование ИДИ на уроках химии»

Архипова Е.Л.

Наличие сборника

Октябрь 2011



Глава 3.


Способы реализации проекта


Поисковый этап (2008 – 2009 учебный год)


Для решения первой задачи была изучена игровая деятельность в целом как способ эффективного обучения и ИДИ как один из методов этой деятельности.

Как известно, в качестве средства активного обучения детей и взрослых игра стала использоваться достаточно давно. Однако игровая деятельность долгое время применялась разово или бессистемно. Первые обучающие игры появились в нашей стране уже в конце XVIII века. В 1793 была издана игра по освоению детьми азбуки. То, что игра может быть «серьезной», прослеживается уже в 19 веке. В 1886 году успешно применяется игра капитана Н.А. Сыкалова для обучения солдат уставу царской армии, а также военные игры, которые служили для того, «чтобы разбудить внимание молодых военнослужащих и уменьшить трудности при обучении». Именно тогда появляются первоначальные разработки теории игры мыслителями 19 века В.Вундтом и Ф.Шиллером, Г.Спенсером. Педагогический феномен обучающихся игр рассматривается в трудах К. Д. Ушинского и А.С. Макаренко. Как метод обучающие игры получили распространение в 70-е годы XX века. В.Ф.Шаталов утверждает, что «таких возможностей, которые раскрывает перед педагогом игра в плане оценки творческих задатков учащихся, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок». Являясь развлечением, игра способна перерасти в творчество, обучение, модель типа коммуникации человеческих отношений. В ней органично заложена познавательная задача и осуществляется самостоятельный поиск знаний, позволяющий решать не только компетентностные задачи, но и присваивать некоторый жизненный опыт, проявляющий познавательный интерес. Имитационные игры берут свое начало из военных и детских ролевых игр, а самой первой имитационной игрой считают - шахматы.

Каково состояние имитационных игр сегодня и как они различаются? Анализ литературы по данному вопросу показывает, что единой классификации нет, наблюдается тесная взаимосвязь и взаимопроникновение в структуре деловой и имитационной игр.

Самой полной считают классификацию П.И.Пидкасистого и Ж.С.Хайдарова отраженную в схеме 1.


Схема 1.




Как видно из схемы 1, имитационные игры классифицируют на военные, деловые и дидактические. В образовательном процессе применяют имитационные дидактические игры. Имитационная дидактическая игра (ИДИ) – это вид имитационной игры обучающего характера, в основу которой заложены события (ситуации), воспроизводящие нормы человеческой жизни и деятельности, приближенные к реальным условиям или интерактивные интеллектуальные имитации (моделируемая фантазией авторов игры среда обитания).

Для определения эффективности имитационной дидактической игры были изучены её особенности. Под эффективностью понимается устранение причин снижения интереса обучающихся к химии, а также возможность формирования (развития) ключевых компетентностей обучающихся. К тому же, ИДИ позволяет использовать различные технологии, приемы и методы, которые повышают интерес обучающихся к предмету. Все приемы, оказывающие влияние на учебную деятельность в целом и на познавательные мотивы, в частности, можно разделить на две составляющие (таблица 1):

  1. Мотивация содержанием, к которой отнесем все приемы, связанные с отбором, изложением, представлением учебного материала.

  2. Мотивация процессом, под которой подразумевается совокупность различных средств, методов, приемов, связанных с организацией учебной деятельности школьников.


Таблица 1


^ Используемый прием

Вид мотивации

Результат

Элементы занимательности:

новизна, необычность, неожи-данность, странность, несоот-ветствие прежним представле-ниям.

^ Мотивация содержанием:

использование различных приемов, ситуаций, ярких фактов, которые вызывают положительное эмоциона-льное состояние.

Удивление обучающихся — сильный стимул познания, его первичный элемент.

^ Анализ жизненных ситуаций:

хозяйственной, бытовой, экстремальной.



Мотивация содержанием:

обучающимся важно знать причины, по которым им предлагают решить ту или иную задачу. Эти причины должны быть для них значимыми, иметь непо-средственную связь с жизнью, причем это должны быть не только бытовые, а близкие к увлечениям, жизненным проб-лемам обучающихся ситуации. Важно показать возможность разрешения описанной жиз-ненной проблемы путем использования знаний, умений и навыков, полученных на уроке.

Проявленный обучающимися личностный смысл, что очень важно в развитии позна-вательного интереса и ключевых компетентностей.



^ Анализ профессиональных ситуаций (связанных с химическими знаниями)


Мотивация содержанием:

обучающимся важно быть причастными к той или иной профессиональной ситуации.


Снимается недостаток профес-сиональной ориентации, что способствует более осмыс-ленному выбору профессий, требующих глубоких знаний по химии.

^ Моделируемая фантазией авторов игры среда обитания

Мотивация содержанием:

в ИДИ можно моделировать самую разнообразную среду, в том числе сказочную или фантастическую.

Создается возможность через разнообразие игровых сред обитания проявить свои знания, умения, компе-тентности в нестандартной ситуации.

^ Создание проблемных ситуаций


Мотивация процессом:

учебный материал намного лучше усваивается в том случае, когда для его получения была проделана определенная работа, были преодолены какие-то труднос-ти. Поэтому для организации такой работы можно исполь-зовать противоречия между имеющимися знаниями и возможностями решения конкретных задач.

Умение обучающихся фор-мулировать проблему, видеть пути и способы ее решения, проявленный к ней интерес, сформированные компетент-ности.

^ Ролевой подход


Мотивация процессом:

возможность выступить в роли другого человека позволяет выйти из жестких рамок, взглянуть на ситуацию с разных сторон.

Тем самым проявить свои творческие способности, и сформированные компетент-ности, что являются обра-зовательным результатом реализации данного проекта

Дискуссия

Мотивация процессом

Проявленный уровень комму-никативной компетентности обучающихся.


Таким образом, в результате проведенного анализа методической и психолого-педагогической литературы об особенностях имитационных дидактических игр (ИДИ) был сделан вывод о возможности их использования как метода, способствующего развитию познавательного интереса и ключевых компетентностей обучающихся, основанных на

  • умении пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, применять исследовательские навыки;

  • способности творчески и системно мыслить, конструктивно взаимодействовать;

  • умении принимать коллективные решения в условиях неопределенности образовательной ситуации;

  • овладении некоторыми профессиональными умениями и навыками.

Кроме того, имитационные дидактические игры позволяют выделить лидеров, развить сплоченность группового взаимодействия.


^ Структура ИДИ и модель урока с использованием ИДИ.


Для того, чтобы приступить к созданию авторских ИДИ, были изучены структура построения ИДИ, возможность разработки модели урока с использованием ИДИ и психолого-педагогические условия её проведения. Поскольку в литературе нет единства по вопросу о сущности ИДИ и методике ее конструирования, то нет и общепринятого представления о ее структуре. Как правило, авторы исходят из своего эмпирического опыта и здравого смысла, конструируя игру или заимствуя ее структурные компоненты у других авторов. На основе анализа общих принципов построения ИДИ нами была создана собственная структура и выделены основные составляющие ее игрового процесса: игроки, организатор игры (учитель-предметник), материал по изучаемой теме (проблеме), экспериментальная ситуация, которую образует игровая обстановка, сценарий и регламент игры.

Разработка ИДИ начинается с построения двух моделей – имитационной и игровой, которые войдут в сценарий. ^ Имитационная модель — это деятельность специалиста (обучающегося) в учебном процессе, имитирующем определенную ситуацию (событие), то есть объект имитации. Имитационная модель задает предметный контекст игры и представляет её идею-замысел. Игровая модель представляет собой работу участников игры с имитационной моделью, то есть воплощает её идею-замысел и задает социальный контекст игры.

Соотношение игровой и имитационной моделей наглядно представляют в виде пересечения трех окружностей в схеме 2.


Схема 2.







В свою очередь имитационная и игровая модели состоят из следующих компонентов, представленных в схеме 3.

Схема 3.




Как видно из схемы 3, построение имитационной модели начинается с выбора объекта имитации. Обычно выбирается наиболее типичный фрагмент образовательной ситуации, требующей системного применения разнообразных умений и навыков, компетентностей обучающихся.

^ Система оценивания обеспечивает контроль принимаемых решений и самоконтроль, предполагает содержательную оценку, обеспечивает соревновательный характер игры, позволяет оценивать деятельность и личностные качества участников игры, а также успешность работы игровых групп. Вначале это самооценка играющих, затем групповая взаимооценка и завершает процесс оценка учителя или группы экспертов.

^ Методическое обеспечение включает в себя четыре вида обеспечения: информационное, техническое, организационное и подразумевает тщательную подготовку учебно-методической документации.

^ Игровая модель содержит сценарий, правила, цели, функции игроков. В состав игровой модели непременно входит педагогическая модель. Игровая модель имеет игровые цели, педагогическая модель имеет две группы целей — обучающие (или дидактические) и воспитательные.

Важный элемент сценария — способ генерирования событий, определяющий динамику и характер развития игрового процесса, а также описание в словесной или графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков и педагога, ведущего игру.

^ Правила игры включают регламент, инструкции для игроков, систему оценивания. Практика показала, что их не должно быть слишком много, не более 5—10; они могут быть представлены на плакатах, на слайдах, в раздаточном материале и т.д. Характер правил должен обеспечивать воспроизведение реального и делового контекстов игры.

^ Функции игроков определяются и могут меняться в зависимости от целей урока и выбранной имитационной модели игры.

Модель урока с использованием имитационных дидактических игр.


Имитационные игры проводятся в основном в три этапа:

  • первый этап – это анализ и диагностика проблемы или противоречия;

  • второй этап – игровая деятельность в роли активных участников изучаемого процесса;

  • третий этап – создание своего варианта проекта или своего варианта решения проблемы (противоречия).

На основе выделенных этапов и анализа имеющихся в практике имитационных игр нами была составлена модель урока с использованием имитационных дидактических игр на уроках химии и дана характеристика каждого из её элементов, отраженная в схеме 4.

Схема 4




Как показывает схема 4, урок начинается с введения в игру. До начала игрового процесса следует познакомить участников со смыслом, целями и задачами проводимой игры, общим регламентом, правилами, провести инструктаж, консультирование (если это необходимо).

^ Психологический настрой необходим для раскрепощения обучающихся, создания комфортной атмосферы, пробуждения интереса к предстоящей деятельности, создания диалоговой ситуации. На этом этапе большую роль играет мотивационная деятельность педагога, направленная на проявление личностного смысла обучающихся в предлагаемом содержании игры. Для этого существуют различные игротехнические приемы погружения: разработка визитной карточки, комплемент партнерам по игре и т.д. Лучше, когда прием будет созвучен с предстоящей деятельностью. В своей практике часто используем прием «приглашение высказаться». К обсуждению можно предложить интересное высказывание, отрывок из произведения, пословицы и поговорки, воспользоваться музыкальными или изобразительными средствами. Например, при проведении ИДИ «Способы получения металлов» было предложено высказывание Георга Агриколы: «Если бы не было металлов, человек влачил бы самую омерзительную жизнь на земле», а на уроке «Расчеты по химическим уравнениям» - отрывок из песни «Волшебник-недоучка» («…сделать хотел грозу, а получил козу…»). Важно, чтобы предложенный прием был простым для обсуждения, обязательно интересным и способствовал хорошему эмоциональному настрою, что способствует развитию познавательного интереса, мотивации учения.

^ Изучение ситуации. В основе ИДИ лежит коллективное решение обучающимися проблемной задачи. На уроках химии она может быть технической, профессиональной, повседневной, требовать конкретного решения или носить рекомендательный характер. Не следует предлагать очень сложное задание, так же, как и слишком простое – необходимо найти «золотую середину». А.Эйштейну приписывается такое высказывание: «Нужно стремиться все максимально упростить, не упрощая при этом слишком». На этом этапе у обучающиеся формируются важные качества: умение видеть проблему или противоречие и ставить перед собой задачи, излагать и аргументировать свою точку зрения. Принимая коллективное решение, обучающиеся приобретают навыки работы в группе, учатся соотносить свои устремления с интересами других. Таким образом, происходит формирование их коммуникативной компетентности.

^ Игровой процесс - соответствует выбранному сценарию на основе образовательной ситуации согласно поставленным целям урока. Здесь может быть организована межгрупповая дискуссия, на которой каждая команда участников игры предлагает и защищает свой вариант решения рассматриваемой в игре проблемы. Игровой процесс формирует представление о деятельности (профессиональной, бытовой, экстремальной), показывает необходимость практической направленности решения проблемы (противоречия). В рамках нашего предмета большое внимание отводится химическому эксперименту. При этом эксперимент также не должен содержать слишком простых или сложных действий, потому что сложное задание приводит к потере познавательного интереса. В ходе игрового процесса обучающиеся учатся применять свои знания и умения на практике, заполнять необходимые документы, сотрудничать в команде, распределять обязанности, принимать коллективное решение, тем самым развивая и проявляя такие ключевые компетентности, как коммуникативная, информационная, компетентность постановки и решения проблемы.

^ Подведение итогов - игра получает логическое завершение, происходит система оценивания, выявляются лучшие в «профессии». При проведении ИДИ мы практикуем самооценку по разработанным критериям. Также каждая группа по результатам игры выбирает особо отличившегося ученика.

^ Выход из игры (рефлексия) - по окончании игры следует провести рефлексию, которая помогает оценить деятельность обучающихся и успешность игры. Разбор игры (рефлексия) — это не столько подведение итогов, сколько анализ причин, обусловивших фактические ее результаты (характер группового взаимодействия). Здесь нами используется схема Р. Бейла. Им выделяется два вида функций поведения, необходимого для успешного проведения игры: функция решения задачи и функция оказания поддержки. Выполнение функций решения задачи – это достижение намеченных целей. Поведение, определяемое задачей, включает выдвижение и принятие предложений, мнений, информации. Функции оказания поддержки связаны с эмоциональным и социальным климатом коллектива. Они обеспечивают сплоченность, которая облегчает достижение групповых целей. Эти функции реализуются в таких формах поведения, как дружеские или недружеские действия, согласие или несогласие, драматизация или демонстрация напряжения. В конце следует попросить ребят попробовать сформулировать вывод (урок), который следует извлечь на будущее.

Представленная модель универсальна, её можно изменять в зависимости от целей и условий проведения игры. В неё органично вписываются «случайные ситуации», которые обычно заранее моделируются нами «на всякий случай».

^ Внедренческий этап (2009 – 2011 учебный год)

Апробация ИДИ и психолого-педагогические условия её проведения

Результаты первого этапа послужили основой организации проектной деятельности на втором этапе (внедренческом, 2009 – 2011 учебный год), где решалась задача апробации созданных нами имитационных дидактических игр в урочной и внеурочной деятельности обучающихся с целью достижения высокого уровня познавательного интереса, мотивации учения, сформированности ключевых компетентностей обучающихся.

В результате апробации ИДИ был сделан вывод о том, что предложенная структура ИДИ и модель урока с её использованием подвижны, в них можно вносить необходимые дополнительные элементы на разных этапах игры.

В ходе апробации нами были выделены обязательные психолого-педагогические принципы, обеспечивающие достижение педагогических целей и комфортный психологический климат взаимодействия участников игры:

  1. ^ Принцип имитационного моделирования предполагает разработку: а) имитационной модели производства, производственной ситуации, бытовой ситуации, моделируемой фантазией авторов игры средой обитания или события; б) игровой модели профессиональной или бытовой деятельности. Наличие этих двух моделей необходимо для создания предметного и социального контекстов будущего образовательного процесса.

  2. ^ Принцип проблемности содержания игры и ее развертывания означает, что в предметный материал игры закладываются учебные проблемы, выстроенные в виде системы игровых заданий, в которых содержится тот или иной тип противоречий, разрешаемых обучающимися в процессе игры, что приводит к выходу из проблемной ситуации.

  3. ^ Принцип личностного взаимодействия требует вовлеченности участников учебного процесса в совместное «проживание» учебно-познавательных и эмоционально-нравственных ситуаций на основе собственных позиций каждого субъекта обучения. При этом формируются смыслообразующие мотивы познавательной деятельности, познание становится для ученика желанным, добровольным, приобретает положительную эмоциональную окрашенность, стимулирует и поддерживает волевые усилия.

  4. ^ Принцип совместной деятельности основывается на имитации производственных функций специалистов через их ролевое взаимодействие, так как игра предполагает общение, основанное на субъект-субъектных отношениях.

  5. ^ Принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров в игре есть необходимое условие переживания и разрешения проблемной ситуации. Участники игры задают друг другу вопросы. Система рассуждений каждого из партнеров обусловливает их взаимное движение к совместному решению проблемы. Обучающиеся неоднозначно реагируют на одинаковую информацию, что порождает диалог, обсуждение и согласование позиций, познавательных интересов, что способствует их развитию, проявлению ключевых компетентностей.

  6. ^ Принцип двуплановости игровой учебной деятельности дает возможность внутреннего раскрепощения личности, проявления творческой инициативы. Суть его в том, что «серьезная» деятельность, направленная на обучение и развитие обучающегося, реализуется в «несерьезной» игровой форме, что позволяет снять напряжение, тревожность в овладении таким сложным предметом, как химия.

  7. ^ Принцип самообучения на основе рефлексии. Очень важно побуждение к рефлексии. Каждый берет то, что ему нужно, и столько, сколько он может взять в силу своего созревания. Рефлексия позволяет осознать метод, который привел к результату, способствует систематизации, обобщению конкретных способов деятельности, что открывает возможности для целостного развития личности и самообучения.

На основе созданной структуры ИДИ и модели урока нами были разработаны и апробированы следующие имитационные дидактические игры, отраженные в таблице 2.


Таблица 2.

^ Название игры

Содержательный компонент строится …


Класс

«Галилео»

на основе темы «Молярная масса. Молярный объем»

8

^ Название игры

Содержательный компонент строится …

Класс

«История воздухоплавания в России»

на основе темы «Расчеты по химическим уравнениям»

8

«Фармацевтическая фирма»

на основе темы «Приготовление растворов заданной концентрации»

8

«Таинственная группировка»

на основе темы «Оксиды»

8

«Химия и краски»

на основе темы «Реакции ионного обмена»

8

«Исследование свойств кислот»

на основе темы «Химические свойства кислот»

8

«Химические удобрения»

на основе темы «Применение солей»




«Размещение предприятий металлургического комплекса» (интегрированный урок химия + география)

на основе темы «Способы получения металлов»

9

«Пункты приема вторсырья»

на основе темы «Производство алюминия»

9

«Бакчарское железорудное месторождение»

на основе темы «Получение и применение железа»

9

«Загрязнение водоемов»

на основе темы «Качественные реакции на катионы и анионы»

9

«Перспективы использования газо-моторного топлива в целях умень-шения загрязнения атмосферного воздуха»

на основе темы «Природные источники углеводородов и их использование»

10

«Производство резины»

на основе темы «Диеновые углеводороды. Каучук»

10

«Контрольная закупка»

на основе темы «Углеводы»

10

«Автомобильная промышленность»

на основе тем «Применение металлов», «Защита от коррозии».

11

«Составления рациона питания»

на основе тем «Массовые доли компонентов смеси», «Растворы».

12



Глава 4.

Мониторинг влияния ИДИ на успешность обучения химии в достижении позитивной динамики развития познавательного интереса и ключевых компетентностей обучающихся


Ведущая задача этапа апробации использования ИДИ в преподавании химии – это осуществление мониторинга их влияния на повышение уровня познавательного интереса и ключевых компетентностей. Апробация ИДИ началась в январе 2009 года. Экспериментальным классом стал 8Б класс, контрольным (в котором уроки химии проводились без использования имитационных дидактических игр) – 8А класс. Выбор обучающихся именно этой параллели наиболее целесообразен, так как изучение химии начинается с 8 класса.

Для определения эффективности применения имитационных дидактических игр использовались: анкетирование (начальное, промежуточное), интервьюирование, анализ успеваемости, наблюдение за участием обучающихся в игровом взаимодействии на уроке, в конкурсах и олимпиадах разного уровня.

Результаты проведенной анкеты показали, что обучающиеся этих классов на начало эксперимента имели практически одинаковый уровень познавательного интереса. Промежуточные срезы выявили значительное повышение познавательного интереса в экспериментальном классе по сравнению с контрольным. Для определения динамики развития познавательного интереса было проведено анкетирование обучающихся на основе опросника Ч.Д. Спилберга. Результаты представлены в диаграммах 1,2.


Диаграмма 1




Диаграмма 2




Как показано в диаграммах 1 и 2, действительно при практически одинаковых показателях входного мониторинга (в контрольном классе с высоким уровнем познавательного интереса 22% обучающихся, в экспериментальном – 23%) через год показатели экспериментального класса выросли на 7% с высоким уровнем, с низким уровнем, наоборот, снизились на 4% в сравнении с контрольным классом общий рост показателя познавательного интереса составил 7% (в контрольном классе -4%). На конец 1 полугодия 2009-2010 учебного года показатели повышения уровня познавательного интереса в экспериментальном классе составил 5% по высокому уровню, 4% - по низкому уровню, в контрольном классе при этом отмечается снижение показателя по высокому уровню на 4%. Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что использование ИДИ действительно способствует повышению уровня познавательного интереса у обучающихся.

Увеличение числа обучающихся, проявляющих познавательную активность на уроках с использованием ИДИ, подтверждается педагогом - психологом гимназии Шарыповой Еленой Владимировной, осуществляющей наблюдения за деятельностью обучающихся во


время игры по следующим параметрам:

  • общая активность группы;

  • степень организованности;

  • интеллектуальная активность;

  • эмоциональная напряженность;

  • особенности групповой динамики (лидерство, принятие решения);

  • степень инициативности и реальный вклад каждого участника.

Для определения уровня сформированности ключевых компетентностей мы воспользовалась опытом самарских учителей. Для этого в диагностической карте урока ключевые компетентности, над развитием которых мы работали целенаправленно (информационная, коммуникативная и компетентность разрешения проблем), были разделены на аспекты, представленные тремя уровнями: высокий, средний, низкий. Данная карта заполнялась в ходе каждой игры по результатам наблюдения образовательной деятельности каждого обучающегося. За время реализации проекта в экспериментальном классе было проведено восемь уроков с использованием ИДИ. Анализ диагностических карт показал, что использование ИДИ на уроках химии способствует повышению уровня сформированности ключевых компетентностей. Особенно ярко это проявляется в формировании коммуникативной компетентности и компетентности разрешения проблем. Однако некоторые аспекты коммуникативной компетентности, такие, как «письменная коммуникация» и «публичное выступление», развились незначительно. В какой – то степени это объясняется спецификой самого предмета, где больше опытов, лабораторных, нежели «письменной коммуникации», но в дальнейшем предполагаются более высокие достижения и в этом. Результаты мониторинга представлены в диаграмме 3.


Диаграмма 3




Представленные в диаграмме 3 результаты позитивного роста высокого и среднего уровней сформированности ключевых компетентностей убедительно доказывают эффективность использования ИДИ на уроках химии как метода повышения уровня сформированности компетености обучающихся.


Таким образом, на основе анализа результатов осуществленного мониторинга были сделаны следующие выводы:

  • увеличилась познавательная активность обучающихся;

  • увеличилось число обучающихся, способных к самообучению;

  • понизился уровень тревожности;

  • повысился уровень ответственности за достижение совместного результата;

  • увеличилось количество обучающихся, имеющих высокий уровень познавательного интереса, мотивации учения;

  • отмечена позитивная динамика роста числа обучающихся с высоким уровнем сформированности ключевых компетентностей;

  • увеличилось количество обучающихся, умеющих формулировать проблему и осуществлять ее постановку;

  • формируются умения определять приоритеты проблемы, трудности и «тупики», находить варианты и возможности решения задачи, вносить коррективы (поправки, дополнения) в материалы, предлагаемые учителем;

  • выражены умения делать рекомендации, давать советы и пр.

При этом качественная успеваемость обучающихся выросла на 12%, в то время как в контрольном классе – на 5%, что отражено в диаграмме 4.


Диаграмма 4





Данные диаграммы подтверждают позитивную динамику роста качественной успеваемости в экспериментальном классе (от 59% до 69%) в сравнении с контрольным классом, где качественная успеваемость замедлила свой рост за последние полгода. Проведенный анализ диаграммы 3 позволяет сделать вывод о том, что росту качественной успеваемости в экспериментальном классе также способствует использование ИДИ.

К тому же, активизировалась проектно – исследовательская деятельность обучающихся в области естествознания, в том числе и химии. На наш взгляд, этому также способствовало использование имитационных дидактических игр, в которых они имитировали профессиональную деятельность экологов, лаборантов, химиков-аналитиков, сотрудников СЭС и других профессий, что вызвало их потребность участвовать в ИДИ не только в урочной, но и внеурочной деятельности. При этом отмечается возросшее число участников и призеров городских, региональных, всероссийских конференций, конкурсов как проявление высокого уровня познавательного интереса и сформированных ключевых компетентностей, что отражено в диаграмме 5.


Диаграмма 5

Полученные результаты диаграммы 5 позволяют сделать вывод, что сочетание имитационных дидактических игр с другими активными формами обучения способствует повышению познава-тельного интереса, мотивации учения и достижению высокого уровня сформи-рованности ключевых компетентностей.

Таким образом, в результате апробации использования авторских ИДИ, организации рефлексии обучающихся по их результатам сделано заключение, что имитационные дидактические игры как метод обучения действительно способ-ствуют развитию высокого уровня познавательной активности, поддержи-ваемой переживаемым чувством удовольствия от проявления интеллектуальных и духовных сил, что способствует формированию ключевых компетентностей. Отработанная методика использования ИДИ отражена в модели урока, что составляет методический результат реализации проекта.


Глава 5.

Оценка и анализ результатов проекта

Заключительный этап

Ведущая задача данного этапа -

  1. Описание авторской методики создания имитационных дидактических игр в обучении химии.

  2. Оформление выводов и методических рекомендаций по методике использования имитационных игр в обучении химии с целью подтверждения гипотезы проекта.

  3. Описание системы психологического сопровождения использования имитационных дидактических игр.

  4. Выпуск сборника имитационных дидактических игр с описанием методических рекомендаций по их проведению.

Таким образом, проект еще не завершен, но результаты реализации предыдущих этапов позволяют увидеть и оценить его практическую значимость:

  1. Разработаны авторские имитационные дидактические игры для развития познавательного интереса обучающихся на различных этапах обучения химии, которые могут быть использованы также в других общеобразовательных учреждениях, на курсах повышения квалификации педагогических работников.

  2. Разрабатываются методические рекомендации для учителей по использованию имитационных дидактических игр с целью развития познавательного интереса обучающихся в процессе обучения химии.

Достоверность и обоснованность результатов проектной деятельности подтверждаются:

  • результатами мониторинга апробации авторских ИДИ;

  • длительностью проведения исследования (три года);

  • положительной оценкой учителей и обучающихся результатов проведения имитационных дидактических игр;

  • позитивными отзывами обучающихся о влиянии ИДИ на повышение качества их обучения.

Результаты реализации проекта представляются и обсуждаются на семинарах на базе гимназии, школах передового опыта по темам: «Формирование ключевых компетентностей в деятельной форме», «Игровые технологии как форма компетентностного урока».

По теме проекта имеется 1 публикация.


^ Возможные риски использования ИДИ в образовательном процессе


  • Риск не уложиться во времени при жестком регламенте игры. Путь преодоления этого риска - тщательная подготовка урока с использованием ИДИ, четкая постановка его целей и задач при построении игровой модели.

  • Отсутствие у обучающихся навыков проблемного изучения материала урока, умений участвовать в дискуссии, необходимой компетентности может привести к неэффективному или неправильному решению, принятому группой. Для снятия этого риска необходимо до проведения уроков с ИДИ познакомить обучающихся с правилами группового обсуждения проблемы и принятия решений.

  • Если игру ведет преподаватель, не владеющий коммуникативной компетентностью, то участники, как правило, демонстрируют негативный опыт общения. Это наносит существенный ущерб коммуникативному потенциалу её участников или, в лучшем случае, не приводит к новому опыту.

  • Презентуя результаты деятельности, участники не всегда могут донести их преимущества из-за неразвитой коммуникативной культуры и слабых презентационных умений. Этому их нужно специально учить.


Несмотря на риски, достигнутые результаты (цель проекта) свидетельствуют об успешности использования ИДИ как метода повышения познавательного интереса и ключевых компетентностей обучающихся.


Список литературы:

  1. Баранов П.В., Сазонов Б.В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности – М., 2003

  2. Блинова Т.Л. Имитационные дидактические игры как средство развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения математике в общеобразовательной школе. – Екатеринбург, 2003

  3. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. – М., 1998.

  4. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. Москва, «Сфера», 2007.

  5. Селевко Г.К. Игровые технологии/ Школьные технологии. М., №2, 2006.

  6. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб., 2003.

  7. Смолкин А.М. Методы активного обучения: Науч.- метод. пособие. – М.,1991.

  8. Рысьева Т.Г. Система дидактических игр как средство развития познавательной самостоятельности школьников, Ижевск, УдГУ, 2003

  9. Рысьева Т. Г., Русских Н. А. Возможности имитационной игры в обучении и развитии школьников при изучении темы “Окружающая среда и здоровье человека” // Валеология: проблемы и перспективы развития / Тезисы международной научно - практической конференции. Ижевск: УдГУ, 1998. с. 106-108.

  10. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога – М., 2006

  11. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии – М., 1989




Скачать 376.73 Kb.
оставить комментарий
Дата17.10.2011
Размер376.73 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх