Образовательные программы теория и методика преподавания изобразительного искусства 2009/10 учебный год icon

Образовательные программы теория и методика преподавания изобразительного искусства 2009/10 учебный год



Смотрите также:
Образовательные программы теория и методика преподавания изобразительного искусства 2009/10...
Образовательные программы теория и методика преподавания музыки 2009/10 учебный год воронеж 2009...
Образовательные программы теория и методика преподавания математики 2009/10 учебный год воронеж...
Образовательные программы теория и методика преподавания русского языка и литературы 2009/10...
Образовательные программы теория и методика преподавания математики 2009/10 учебный год Выпуск 2...
Образовательные программы теория и методика преподавания русского языка и литературы 2009/10...
Образовательные программы теория и методика преподавания музыки 2009/10 учебный год Выпуск 2...
Образовательные программы теория и методика преподавания технологии 2009/10 учебный год Выпуск 2...
Теория и методика преподавания иностранных языков 2009/10 учебный год воронеж 2009...
Образовательные программы теория и методика преподавания иностранных языков 2009/10 учебный год...
Образовательные программы теория и методика преподавания иностранных языков 2009/10 учебный год...
Теория и методика преподавания химии и биологии 2009/10 учебный год воронеж 2009...



страницы:   1   2   3   4
скачать
ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ


КАФЕДРА ИСТОРИИ,

ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЫ


УТВЕРЖДАЮ




Ректор ВОИПКиПРО

__________________


Профессор Ю.А. Савинков


« 29 » 12 2009 год


Дополнительные профессиональные

образовательные программы


ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

ПРЕПОДАВАНИЯ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА


2009/10 учебный год


Выпуск 2


ВОРОНЕЖ 2009




УДК 74.266

ББК 70(07)

Д68


Ответственный редактор

^ Б.Я. Табачников




Д68

Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания изобразительного искусства. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж :
ВОИПКиПРО, 2009. – 64 с.


Дополнительные профессиональные образовательные программы для повышения квалификации учителей изобразительного искусства отражают современные подходы к формированию содержания общего образования и составлены на основе требований действующего государственного образовательного
стандарта.

Программы составлены на модульной основе и предполагают возможность выбора учителями изобразительного искусства модулей и блоков для включения их в учебно-тематический план курсов повышения квалификации.

Используются со второго семестра 2009/10 учебного года.


^ Печатается по решению кафедры истории, философии и культуры ВОИПКиПРО.


УДК 74.266

ББК 70(07)


ã ВОИПКиПРО, 2009



32-Ж

Блок

^ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»


Пояснительная записка


Блок предназначен для обеспечения повышения квалификации учителей изобразительного искусства.

^ Цели и задачи:

- углубление теоретической и практической подготовки учителей. Ознакомление их с передовым опытом творчески работающих учителей, расширение знаний и умений и использование их в учебном процессе;

- моделирование форм и методов приобщения учащихся к художественной культуре разных народов;

- включение инноваций в содержание, методику и организацию учебно-воспитательного процесса;

- получение знаний о новейших достижениях в художественно-эстетическом образовании;

- освоение новых технологий и передового педагогического опыта в сфере художественного образования;

- повышение своей профессиональной компетентности.

^ Учебно-тематический план




Тема

Кол-во часов

Форма

занятия

1.

Роль предметов художественно-эстетического цикла в формировании и развитии личности школьника

2

лекция

2.

Отражение философско-этических

проблем в художественно-культурном наследии

2

2

лекция

семинар

3.

Эстетическая концепция художественного образа в искусстве и в художественной педагогике

2

2

лекция

семинар

4.

Основы восприятия и понимания иконописи: искусствоведческий аспект

2

2

лекция

семинар

5.

Урок как форма организации художественно-познавательной и творческой деятельности учащихся

2

лекция


6.

Формирование представлений учащихся об окружающем мире средствами декоративно-прикладного искусства

2

2

лекция

практика

7.

Роль и место игры на уроках изоискусства

2

2

лекция

семинар

8.

Новые педагогические технологии в преподавании изоискусства

2

2

лекция

семинар

9.

Художественно-педагогический анализ произведений искусства

2

семинар

10.

Итоговое занятие

2

семинар




Итого

32





^ Содержание тем


Тема 1. Роль предметов художественно-эстетического цикла в формировании и развитии личности школьника.

Новое педагогическое мышление в преподавании искусства. Формирование творчески активной личности, художественное развитие личности ребенка, приобретение опыта решения творческих задач и эмоционально-оценочного отношения к миру.

^ Тема 2. Отражение философско-этических проблем в художественно-культурном наследии.

Прекрасное как центральная эстетическая категория. Отношение к нему Платона, Августина, Канта. Античность. Средневековье. Возрождение. Категории эстетики. Виды и функции искусства. Понятие художественного опыта, его свойства. Отличие метафорического языка искусства от понятийного языка науки.

Сущность искусства, отличие от науки и религии. Происхождение искусства. Формы его проявления в различных культурах. Искусство XVII–XIX вв. Стили в искусстве. Эволюция русского искусства: от древнерусского до современного.

^ Тема 3. Эстетическая концепция художественного образа в искусстве и в художественной педагогике.

Определение понятия «художественный образ» в его отношении к понятиям «произведение искусства» и «творчество». Специфика художественного образа в изобразительном искусстве, выразительные средства. Содержание и форма. Подходы и принципы художественной педагогики.

^ Тема 4. Основы восприятия и понимания иконописи: искусствоведческий аспект.

Древнерусская живопись в истории национальной культуры. Евангельские сюжеты. Изображение Христа и Богоматери. Методика преподавания темы.

^ Тема 5. Урок как форма организации художественно-познавательной и творческой деятельности учащихся.

Цели урока: учебная, развивающая, воспитывающая. Композиция урока. Особенности структуры урока. Урок искусства – урок-образ.

^ Тема 6. Формирование представлений учащихся об окружающем мире средствами декоративно-прикладного искусства.

Необходимость обращения к художественному познанию в педагогической практике. Специфика художественного образа в народном декоративном искусстве. Методика работы с детьми по созданию образов окружающего мира в декоративной работе.

Понятие «окружающий мир». Три сферы окружающего мира.

Народное декоративное искусство, как форма художественного творчества. Совокупность средств народного декоративного искусства и их возможности в отражении окружающего мира.

Педагогический потенциал народного декоративного искусства.

^ Тема 7. Роль и место игры на уроках изоискусства.

Игра, классификация игр, условия и принципы организации. Роль игры в решении художественно-педагогических задач. Специфика игровой ситуации на уроке изоискусства.

^ Тема 8. Новые педагогические технологии в преподавании изоискусства.

Концепция личностной ориентации в современном образовании. Теоретические подходы и механизмы реализации. Личностные функции и личностная ситуация. Моделирование художественно-творческого процесса.

^ Тема 9. Художественно-педагогический анализ произведений искусства.

Особенности художественного анализа как профессиональной деятельности. Анализ произведения искусства на уроке. Методы художественно-педагогического анализа произведений искусства: художественно-педагогической драматургии; проблемно-поисковый; перспективы и ретроспективы; художественно-педагогической импровизации.


^ Контрольные процедуры


Текущий контроль успеваемости осуществляется в процессе выполнения практических заданий, в ходе которых выясняется степень понимания слушателями материала и проводится совместный поиск ответов на проблемные (спорные) вопросы.


Список литературы


1. Юнина Е.А. Педагогическая психология: социально-личност­ное образование / Е.А. Юнина. – Пермь : ПРИПИТ, 2004.

2. Искусство и школа / сост. А.К. Василевский. – М., 1981.

2. Неменский Б.М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский. – М. : Просвещение, 2007.

3. Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М., 1987.

4. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству / В.С. Кузин. – М., 1977.

33-Ж

Модуль

^ «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ»


Пояснительная записка


Модуль предназначен для повышения квалификации учителей изобразительного искусства.

^ Цели и задачи модуля – знакомство слушателей с основными законодательными документами, стандартами, основными положениями Концепции модернизации Российского образования, изучение нормативных документов и литературы, требований, предъявляемых к учителям художественно-эстетического цикла, содержащихся в нормативно-правовых документах.


^ Учебно-тематический план




Тема

Кол-во часов

Форма

занятия

1.

Концепция художественного образования и образовательной области «Искусство» в условиях модернизации и реформирования российского образования, приоритетный национальный проект «Образование»

2

2

лекция

семинар

2.

Место предметов художественно-эстетического цикла в предпрофильном и профильном обучении

2

семинар

3.

Основные положения базисного учебного плана и образовательный минимум по предмету «Изобразительное искусство». Программное обеспечение

2

семинар




Итого

8




^ Содержание тем


Тема 1. Концепция художественного образования и образовательной области «Искусство» в условиях модернизации и реформирования российского образования, приоритетный национальный проект «Образование».

Новое педагогическое мышление в преподавании искусства. Формирование творчески активной личности, художественное развитие личности ребенка, приобретение опыта решения творческих задач и эмоционально-оценочного отношения к миру.

^ Тема 2. Место предметов художественно-эстетического цикла в предпрофильном и профильном обучении.

Прекрасное как центральная эстетическая категория. Отношение к нему Платона, Августина, Канта. Античность. Средневековье. Возрождение. Категории эстетики. Виды и функции искусства. Понятие художественного опыта, его свойства. Отличие метафорического языка искусства от понятийного языка науки.

Сущность искусства, отличие от науки и религии. Происхождение искусства. Формы его проявления в различных культурах. Искусство XVII–XIX вв. Стили в искусстве. Эволюция русского искусства от древнерусского до современного.

^ Тема 3. Основные положения базисного учебного плана и образовательный минимум по предмету «Изобразительное искусство». Программное обеспечение.

Определение понятия «художественный образ» в его отношении к понятиям «произведение искусства» и «творчество». Специфика художественного образа в изобразительном искусстве, выразительные средства. Содержание и форма. Подходы и принципы художественной педагогики.

^ Список литературы


      1. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы (с методическими рекомендациями)» / под руководством и ред. Б.М. Неменского.

      2. Программа «Изобразительное искусство» / В.С. Кузин и др.

      3. «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства», 1–8 кл. / под ред. Т.Я. Шпикаловой, Н.М. Сокольниковой, Н.Н. Светловской, Л.В. Ершовой, Г.А. Величкиной.

      4. Эксперимент: новое содержание образования : примерные программы среднего (полного) общего образования: «Искусство». – М. : Просвещение, 2005.

      5. Учебно-методический комплект под редакцией Б.М. Неменского.

      6. Челышева Т.В. Предпрофильная подготовка девятиклассников: Образовательная область «Искусство» / Т.В. Челышева. – М. :
        АПКиПРО, 2003.

      7. Челышева Т.В. Образовательная область «Искусство» в контексте эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования : методические рекомендации / Т.В. Челышева, Л.В. Ламыкина. – М. : Новый учебник, 2003.

      8. Челышева Т.В. Профильное обучение в школе. Художественно-эстетический профиль : учебно-методическое пособие / Т.В. Челышева, Л.В. Ламыкина. – М. : АПКиПРО, 2004.



34-Ж

Блок

^ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ»


Пояснительная записка


Блок предназначен для повышения квалификации учителей изобразительного искусства.

Задачи курса – показать, каким образом взаимодействие искусств используется как эффективное средство повышения эмоционального и методического уровня урока. Как организовать продуктивное общение и создать благоприятный психологический климат на уроке. Познакомить с формами и методами организации креативной среды на уроке.

Программа блока нацелена на углубление теоретической и практической подготовки учителей. Ознакомление их с передовым опытом творчески работающих учителей, расширение знаний и умений и использование их в учебном процессе

Целью программы блока является включение педагогов в решение следующих задач:

- изменение стереотипа мышления, связанного с недооценкой роли искусства в жизни и деятельности человека;

- моделирование форм и методов приобщения учащихся к художественной культуре разных народов;

- повышение художественной грамотности учителей-сов­местителей и развитие практических навыков по изобразительной деятельности;

- включение инноваций в содержание, методику и организацию учебно-воспитательного процесса.

^ Учебно-тематический план




Тема

Кол-во часов

Форма

занятия

1.

Творческая деятельность учителя на уроке изоискусства как педагогическая проблема

2

2

лекция

практика

2.

Формирование креативности школьников

2

семинар

3.

Проблемные, интегрированные, нестандартные уроки. Взаимодействие искусств на уроке изоискусства

2

2

лекция

семинар

4.

Актуальные проблемы преподавания изоискусства в современной школе, пути их разрешения

4

круглый стол

5.

Итоговое занятие

2

семинар




Итого

16





^ Содержание тем


Тема 1. Творческая деятельность учителя на уроке изоискусства как педагогическая проблема.

Творческая активность личности. Организация продуктивного общения и создание благоприятного психологического климата на уроке. Формы и методы организации креативной среды на уроке.

^ Тема 2. Формирование креативности школьников.

Комплексный междисциплинарный анализ сущности креативности, уточнение понятия «креативность» в контексте социализации личности. Креативность: во-первых – как качество личности, формируемое в процессе социализации; во-вторых – как система универсальных способностей, которыми человек пользуется в процессе жизнетворчества, то есть как фактор успешной социализации.

Анализ креативности с точки зрения компонентно-интегративного строения (выявление определяющих ее компонентов; определение связей между компонентами, перспективу их взаимовлияния; изучение механизма интеграции компонентов в единую психическую структуру).

^ Тема 3. Формирование креативности школьников.

Интегративный характер предмета «Изобразительное искусство». Интегрированный и проблемный урок как средство наиболее продуктивного усвоения материала. Специфика и особенности проблемных уроков по искусству. Особенности проблемной ситуации. Содержание и методика сравнения эффективности традиционного и проблемного обучения. Работа педагога по подготовке проблемного урока.

Взаимодействие искусств – эффективное средство повышения эмоционального и методического уровня урока.

^ Тема 4. Формирование креативности школьников.

Обсуждение проблем преподавания изобразительного искусства и черчения в школе. Обмен опытом. Дискуссия.


^ Контрольные процедуры


Текущий контроль успеваемости осуществляется в процессе выполнения практических заданий, в ходе которых выясняется степень понимания слушателями материала и проводится совместный поиск ответов на проблемные (спорные) вопросы.


Список литературы


  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс / В.И. Андреев. – Казань, 1997.

  2. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества / Г.С. Батищев. – СПб., 1997.

  3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М., 2002.

  4. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества / В.А. Бухвалов. – М. : Просвещение, 1993.

  5. Бьюзен Т. Могущество Творческого Интеллекта / Т. Бьюзен. – Мн. : ООО «Попурри», 2004.

  6. Введение в педагогическую деятельность / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. – М. : Академия, 2000.

  7. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания / Н.М. Гнатко. – М., 1994.

  8. Грецов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов / А.Г. Грецов. – СПб .: Питер, 2007.

  9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб., 1999.



35-Ж

Блок

^ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСА»


Из блока выбираются темы по актуальности и запросам слушателей: всего 24 часа.


Учебно-тематический план




Тема

Кол-во часов

Форма

занятия

1.

Виды художественных техник, их использование в условиях современного урока

2

2

лекция

семинар

2.

Художественная обработка материалов

2

2

лекция

семинар

3.

Работа по теме «Одежда от древности до наших дней»

2

2

лекция

семинар

4.

Тема «Пейзаж» в программе. Уроки на пленэре

2

2

лекция

семинар

5.

Работа по теме «Бумажная пластика»

2

2

лекция

семинар

6.

Основы композиции. Работа над сюжетной картиной

2

2

лекция

семинар

7.

Аппликация на уроке изобразительного искусства

2

2

лекция

семинар

8.

Программный материал по скульптуре

2

2

лекция

семинар

9.

Поэтапное формирование графических умений и навыков

2

2

лекция

семинар

10.

Архитектура и монументальные виды искусства

2

2

лекция

семинар

11.

Практические занятия по методике преподавания различных тем школьного курса

4

4

лекция

семинар

^ Содержание тем


Тема 1. Виды художественных техник, их использование в условиях современного урока.

Знакомство с различными художественно-изобразитель­ными техниками. Практические занятия по их освоению. Варианты использования по различным программным темам.

^ Тема 2. Художественная обработка материалов.

Приемы художественной обработки искусственных и природных материалов: соломка, дерево, кожа, гобелен и т.д.

^ Тема 3. Работа по теме «Одежда от древности до наших дней».

Функции одежды: утилитарная и эстетически-социальная. Мода. Стили разных эпох.

Тема 4. Тема «Пейзаж» в программе. Уроки на пленэре.

Методы и приемы изображения природы. Организация работы на пленэре. Художественные образы природы. Трансформация настроения в образ. Перспектива. Основные методы построения пространства на плоскости и обоснование законов линейной перспективы. Картинная плоскость, горизонт, главная точка схода, перспектива прямых линий углов, геометрических углов, геометрических фигур и тел. Построение теней.

^ Тема 5. Работа по теме «Бумажная пластика».

Методы формирования объемно-пространственного мышления детей посредством освоения приемов работы и техники бумажной пластике. Методика обучения различным приемам работы с бумагой. Моделирование объектов растительного, животного мира, мира техники.

^ Тема 6. Основы композиции. Работа над сюжетной картиной.

Композиционные приемы в сюжетно-тематических работах. Основы композиции. Организация работы над композицией. Методы сбора и использования подготовительного материала, исполнение эскиза. Ритмика. Цветоведение. Взаимодействие масс, цвета, тона. Взаимосвязь линии, цвета, тона. Многофигурные композиции. Жанровые варианты.

^ Тема 7. Аппликация на уроке изобразительного искусства.

Актуальность использования техники аппликации в приобщении учащихся к миру искусства. Особенности работы в технике аппликации (роль силуэта; колорит; выразительные композиционные средства; передача пространства; техника безопасности; приемы вырезания).

^ Тема 8. Программный материал по скульптуре.

Приемы работы с пластилином, глиной. Каркас. Роспись на примере дымковской игрушки.

Тема 9. Поэтапное формирование графических умений и навыков.

Поэтапное формирование графических навыков. Графическая линия как одна из основ изобразительного искусства. Различные графические техники. Линейный рисунок (набросок) и длительный рисунок. Методика поэтапного выполнения рисунка. Практический анализ произведений графики.

Работа с различными материалами: гуашь, акварель, тушь, мелки, пастель, карандаш. Тиражная графика. Монотипия.

^ Тема 10. Архитектура и монументальные виды искусства.

Знакомство учащихся с композиционными основами, направленными на развитие чувства соразмерности и гармонии в создании пространственной среды.

^ Тема 11. Практические занятия по методике преподавания различных тем школьного курса.

Обобщение опыта работы учителей-практиков.

36-Ж

Модуль

^ «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

ШКОЛЬНИКА»


Пояснительная записка


Цель спецкурса – дать представление о личностно-ориентированном подходе к формированию творческих способностей школьника. В содержании курса освещается интегративный подход к анализу природы креативности, что позволяет процесс развития творческих способностей сделать системным, целенаправленным и личностно-ориентированным, а их диагностику более объективной.

Задача спецкурса – оказание помощи учителю в организации психолого-педагогических условий развития творческих способностей школьника, знакомство с различными формами ее эффективного применения в практической работе.


^ Учебно-тематический план




Тема

Кол-во часов

Форма

занятия

1.

Теория развития творческих способностей. Креативность как научная проблема

1

1


лекция

семинар

2.

Анализ интегративной природы креативности

1

1

лекция

семинар

3.

Модель психолого-педагогических условий развития творческих способностей школьника

2

круглый стол

4.

Итоговое занятие

2







Итого

8





^ Содержание тем


Тема 1. Теория развития творческих способностей. Креативность как научная проблема.

Изучение природы творчества и креативности в философии, психологии, педагогики и др. Исторический аспект. Сравнительный анализ понятий «творчество» и «креативность»; «творчество» и «деятельность». Природа и структура творческого процесса.

^ Тема 2. Анализ интегративной природы креативности.

Оценка креативности как комплекса когнитивных и личностных особенностей. Выделение следующих аспектов:

- выявление определяющих ее компонентов;

- определение связей между компонентами, перспектива их взаимовлияния;

- изучение механизма интеграции компонентов в единую личностную структуру.

^ Тема 3. Модель психолого-педагогических условий развития творческих способностей школьника.

Причины, препятствующие развитию креативности, «барьеры» развития. Сохранение заложенного природой в творческой сути человека. Различные способы восприятия и передачи информации. Формирование и развитие личностных качеств, определяющих ее творческий потенциал.


^ Контрольные процедуры


Текущий контроль успеваемости осуществляется в процессе выполнения практических заданий, в ходе которых выясняется степень понимания слушателями материала и проводится совместный поиск ответов на проблемные (спорные) вопросы.

Список литературы


        1. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества / Г.С. Батищев. – СПб., 1997.

        2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М., 2002.

        3. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания / Н.М. Гнатко. – М., 1994.

        4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб., 1999.

        5. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб., 1999.

        6. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. – М., 1997.



37-Ж

Модуль

^ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГА»


Пояснительная записка


Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности обусловлен тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач. В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования.

Цель курса – знакомство с современными взглядами на проблему педагогического творчества, опытом нестандартного подхода к решению профессиональных задач; освоение базовых техник развития креативности; способствование личной самореализации.


^ Учебно-тематический план




Тема

Кол-во часов

Форма

занятия

1.

Теоретические основы организации творческой деятельности. Креативность как научная проблема

2

1

лекция

семинар

2.

Основные техники креативности

1

1

1

лекция

семинар

практика

3.

Итоговое занятие

2







Итого

8





^ Содержание тем






оставить комментарий
страница1/4
Дата17.10.2011
Размер0,65 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх