«Музей и технологии туризма» icon

«Музей и технологии туризма»



Смотрите также:
«Музей в России больше, чем музей», такими словами Владимир Толстой...
Гольденберг М. Л. директор нм рк...
План лекционных занятий Тексты лекций в полном объеме опубликованы в учебном пособии ( 1) Ушаков...
План лекционных занятий Тексты лекций в полном объеме опубликованы в учебном пособии ( 1) Ушаков...
Доклад директора моу «Гимназия №4»...
Доклад директора моу «Гимназия №4»...
Доклад директора моу «Гимназия №4»...
Доклад на eva-2004...
Московская прогулка 7 дней (классический тур)...
Корпоративное повышение квалификации специалистов сферы туризма по технологии продаж туристского...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Технологии выездного туризма» Специальность: 100103...
Рабочая учебная программа по дисциплине Технология выездного туризма для специальности Социально...



скачать









Проектно-аналитический семинар

МЕНЯЮЩИЙСЯ МУЗЕЙ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ:

Что хотят и что могут современные музеи России?


Благотворительный фонд Владимира Потанина

Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ

при организационном участии Ассоциации Менеджеров Культуры


Краткое содержание проектных заявок


Номинация «Музей и технологии туризма»


  • Мультимедийный путеводитель «Петропавловская крепость во времени и пространстве» как виртуальный тур в прошлое крепости

Государственный музей истории Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург


Для развития нового направления в сфере музейного туризма – виртуального исторического туризма – использовать технологии виртуальной реальности, создав электронные исторические реконструкционные модели первого архитектурного сооружения Санкт-Петербурга – Петропавловской крепости.

Виртуальный тур по Петропавловской крепости предоставит посетителям ГМИ СПб интересную возможность представить, как выглядела Петропавловская крепость на различные исторические моменты: от первоначальной деревянно-земляной крепости, первых кирпичных сооружений до современного ее состояния. Высокая степень реалистичности трехмерного изображения позволит создать эффект «погружения» в историческую эпоху.

Пользователи мультимедийного путеводителя получат возможность перемещаться в виртуальном пространстве, самостоятельно определять маршруты движения по модели, менять ракурсы осмотра любых объектов крепости, приближать или удалять объекты, подробно рассматривать отдельные детали и получать сопутствующую информацию в виде текстовых описаний.



  • "Зырянский Мир – музей под открытым небом" (инновационные технологии сельского краеведческого музея, как фактор создания туристской инфраструктуры)

Краеведческий музей села Ыб, Республика Коми, Сыктывдинский район


В качестве исходного объекта выбрано старинное коми село Ыб. Первые упоминания датируются 1586 годом. Это самое протяженное село в Европе и составляет 18 километров. Основными достопримечательностями села Ыб, наряду с традиционными коми-домами с утварью и орудиями труда, являются: 14 природных родников, 5 часовен, церковь, женский монастырь, выход горючих сланцев, выход отложений юрского периода, Шойноягский могильник III века н.э., чудское городище, можжевеловое озеро.

В основу проекта положена идея трансформации села Ыб в «музей под открытым небом». Краеведческий музей села выходит за рамки общепринятых представлений, превращаясь из административного здания в ландшафтно-архитектурный комплекс, экспонатами которого становятся уклад жизни данной этнографической группы.



  • ^ Остров Орхидей

МУК «Городской музей Г.И. Шелехова», Иркутская обл., г. Шелехов


В Ангаро-Саянском флористическом регионе, к которому принадлежит Шелеховский район, произрастает 32 вида орхидных. На территории острова Березовый (Иркутская обл., Шелеховского района, п. Пионерский) произрастает 11 видов орхидных. Например: Башмачок крупноцветковый, Б. настоящий, Бровник одноклубневой, Любка двулистная, Ятрышник шлемоностный, Тулотис буреющий и др.) Массовое цветение орхидей наблюдается в июне, число цветущих экземпляров 10-12 на 1 м2, это является уникальным явлением не только для Иркутского региона. О наличии и уникальности острова в настоящее время известно узкому кругу специалистов, отдельным жителям п. Пионерский и диким туристам

В рамках проекта «Остров орхидей» планируется создание цивилизованной туристической инфраструктуры, включая информационное и рекламное сопровождение, серии мероприятий и технических решений по обеспечению доступа к нему и одновременно охране уникального острова и прилегающих территорий. В рамках проекта будет налажено сотрудничество с жителями поселка Пионерский по перевозке туристов, благоустройству территории и развитию их предпринимательских инициатив по изготовлению и продаже сувениров.


  • ^ Петербург Достоевского

Аудиоэкскурсия + путеводитель с картой

Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского, г. Санкт-Петербург


Идея проекта «витает в воздухе»: Достоевский – визитная карточка Петербурга. Тема «Петербург Достоевского» вызывает живой интерес у школьников, студентов, гостей города. Проект предполагает комплект из театрализованной аудиоэкскурсии и карты с путеводителем (которые могут быть использованы и отдельно). Одиночный экскурсант покупает диск (120 руб.) или кассету (40 руб.) с экскурсией и начинает прогулку по местам Достоевского от Сенной площади. Экскурсия представляет собой полуторачасовой спектакль. Управляемый голосами ведущих петербургских актеров, экскурсант совершает прогулку по местам произведений писателя, погружаясь в неповторимую атмосферу города 19 века. Звуковая партитура создает картину прошлой эпохи (шарманка, лошади, рыночные зазывалы, уличное пение и т.д.). Спектакль воссоздаст особенности городской жизни 19 века, расскажет историю домов, озвучит наиболее важные для восприятия города Достоевского страницы его произведений.



  • ^ Музей мастеров Шевелевых и каргопольской глиняной игрушки в сфере этнотуризма в г. Каргополе Архангельской области.

Автономная некоммерческая организация «Музей мастеров Шевелевых и каргопольской глиняной игрушки», Архангельская обл., г. Каргополь


Музей мастеров Шевелевых и каргопольской глиняной игрушки был создан здесь в 2003 г. благодаря инициативе семьи Шевелевых и гранту Президента РФ. Уже действует первая очередь экспозиции, проводятся выставки, лекции, экскурсии, мастер-классы по традиционным ремеслам. Предложены услуги сувенирной лавки и семейной пасеки.

В рамках данного проекта предполагается проведение обустройства музея современным оборудованием, предоставление информации о его деятельности туроператорам; качественное улучшение условий приема посетителей и увеличение перечня изделий, услуг и видов деятельности музея, в том числе разработка новых туристических маршрутов по городу и его окрестностям с использованием для этих целей средств гранта, а также имеющегося интеллектуального и финансового семейного и партнерского ресурса. Проект позволит также реализовать услуги музейной гостиницы на 8 мест с русской баней и питанием из блюд традиционной северной кухни.



  • «Ансамбль карельских деревень»

МУ «Олонецкий национальный музей», Республика Карелия, г. Олонец


Проект «Ансамбль карельских деревень» направлен на возрождение семи исторических деревень Южной Карелии, представляющих архитектурный и этнографический интерес, осваивающих азы развития сельского туризма.

Центром ансамбля становится деревня Большая Сельга (в переводе с карельского «selga» - спина, возвышенность.) Это деревня с хорошо сохранившейся исторической системой застройки, а также особой колоритной национальной средой. Музей обеспечивает гармоничное включение в структуру живой деревни элементов туристического бизнеса, не нарушая традиционного уклада деревни, возвращая предметы культурного наследия в естественную среду и вступая в отношения с местным сообществом на условиях взаимопонимания и согласия.


  • ^ Ярмарка ремесел в стенах средневековой крепости”

Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей - заповедник “Изборск”., Псковская обл., Печерский р-н, г. Изборск


Музей берет на себя инициативу организации Ярмарки как имиджевого и торгового события, безусловно, привлекательного для туристов и турфирм, дающего стимул социальной и экономической активности местного сообщества – мастеров-одиночек, представителей мелкого и среднего бизнеса, учреждений и органов власти. Достижение главной цели – привлечение всех возможных ресурсов для развития территории возможно только через объединение сил всех партнёров. Ярмарка станет началом программы интерактивного событийного туризма, поможет созданию нового турпродукта – интерактивных же этнографических выставок и экспозиций, будет способствовать расширению инфраструктуры обслуживания посетителей. Анализ опыта, полученного после проведения ярмарки в 2004 г. показывает, что эта акция, задуманная как разовое мероприятие, должна стать постоянной.


  • ^ Сеть музейных визит-центров Нижегородской области

Некоммерческое партнерство НП НЦГ «Нижегородский Центр Гостеприимства»,

г. Нижний Новгород


Проект является партнерским проектом основных музеев трех малых городов Нижегородской области - Семеновского историко-художественого музея (Семенов – родина Хохломы), Балахнинского краеведческого музея (Балахна) и Павловского исторического музея (Павлово), которые уже имеют опыт совместного исполнения ряда грантов и проектов.

Проект ориентирован на создание при музеях сети визит-центров (МВЦ). К основным функциям МВЦ относятся: оказание информационно-туристских услуг различным клиентским группам (местное население, школьники, туристы, виртуальные туристы); создание туристского сайта города, туристское картирование района, подготовка описаний объектов туризма, подготовка и структурирование массива информации по рынку оказываемых туристских услуг; постоянная актуализация и индексация имеющихся информационных источников (сайты и порталы партнеров, буклеты, путеводители, другая рекламная полиграфия); работа с органами власти, формирование (или участие) районных программ развития туризма, инициация (или исполнение) заказов к местным бюджетам на модернизацию инфраструктуры туризма; взаимодействие с партнерами, другими музеями, властью, бизнесом (туриндустрия) и общественными организациями в области туризма; функционирование как местного центра гостеприимства.



  • ^ Путешествие в компании с Гением

ГМПЗ «Музей-усадьба Л.Н.Толстого «Ясная Поляна», Тульская обл., Щекинский р-н,

д. Ясная Поляна


Контент Пространства Гения актуализирует семантику культурно-образовательного туризма. Предлагаемое ностальгическое «Путешествие в гиперреальность» (У.Эко) по железной дороге знакомит с этим пространством с помощью наиболее демократического, «дешёвого и удобного» (Л.Толстой) способа передвижения. Этот вид транспорта наиболее удачно передаёт пафос путешествия, нежели автобус или автомобиль. Репрезентируемый проект предусматривает создание специального турмаршрута, способного охватить Пространство Гения в логике географического развития (Ясная Поляна, ст. «Козлова Засека», ст. «Лазарево», Пирогово, ст. «Кресты», Покровское, ст. «Бастыево», Спасское-Лутовиново).

Это путешествие позволит соприкоснуться с антитезными литературно-мемориальными модулями (Ясная Поляна и Спасское-Лутовиново) с их genius loci и genius temporis. Существующий железнодорожный маршрут: Москва – ст. «Козлова Засека» носит незавершённый, половинчатый характер, требующий развития и продолжения. В современной топографии глобального массового туризма Ясная Поляна и Спасское-Лутовиново в полной мере ассоциируются с аутентичностью и с cultural travel. Путешествие по железной дороге в мир Толстого и Тургенева продемонстрирует не только особый тип «настоящего» путешествия, но и возможность поливариантного перемещения по Пространству Гения.


Номинация «Музей и новые образовательные программы»



  • Межмузейный проект экологического образования «Помой-ка»

Тверской государственный объединённый музей, г. Тверь


Музей воспринимается многими как "пыльный склад забытых вещей" - "помойка". Мы отправим на помойку это клише, побудив воспринять его как социально значимый институт, который может вторгаться в действительность и решать ее проблемы. Проект инициирует межмузейную программу экологического образования населения и борьбы за чистоту окружающей среды: "помой-ка!" (приведи в порядок) свой город, улицу, парк, лесной массив, железнодорожные станции…


  • ^ Детский музей на колесах

Музейно-выставочный центр “Находка”(МВЦ “Находка”), г. Находка


Приобретая новую роль в социально-культурной среде, сегодня музей берет на себя важные функции организации детского досуга, нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. К сожалению, тесные помещения Детского музея не позволяют в полной мере реализовывать эти задачи. Поэтому выходом из создавшегося положения может стать осуществление проекта “ДЕТСКИЙ МУЗЕЙ НА КОЛЕСАХ”, для исполнения которого необходима финансовая поддержка Благотворительного фонда В.Потанина. Выделенные средства будут использованы для приобретения орг.техники, изготовления технического ин-вентаря, оборудования, комплекса новоделов, интерактивного вспомогательного фонда, на финансовую поддержку исполнителям проекта, на оплату транспортных и хозяйственных расходов.



  • «От Полюса до Полюса - Образование через приключения»

ФГУ «Российский государственный музей Арктики и Антарктики», г. Санкт-Петербург


Создание уникального информационного канала для молодежи России, открывающего возможность знакомства с природными условиями полярных районов планеты, особенностями повседневной жизни полярников в экстремальной обстановке, научно-исследовательских программах России в Арктике и Антарктике путем непосредственного общения с российскими исследователями, работающими в полярных районах на наземных и дрейфующих станциях, морских экспедициях и т.п.



  • ^ Соседи по планете

Северо-Осетинский Государственный Объединенный Музей истории, архитектуры и

Литературы, г. Владикавказ


В настоящее время общепризнанно, что «экологическое воспитание и образование должны быть сквоз­ным и многоступенчатым и при этом осуществляться на протяжении всей жизни человека, непрерывно обогащая его знаниями в соответствии с новейшими научными данными и конкретной экологической ситуацией». Как показывает проведенный нами анализ, применяемых в РСО-Алания, образовательных программ, все они, по разным причинам, в значительной степени рассчитывают на учреждения дополнительного образования: музеи, кружки юннатов и т.п. Музейная образовательная программа «Соседи по планете» призвана дополнять тот объем экологических и природоохранных знаний, который дают детский сад, школа, колледж, ВУЗ, до объема «соответствия с новейшими научными данными и конкретной экологической ситуацией», опираясь на музейные экспозиционные и фондовые материалы, укрепляя принципы экологического мышления и этики.


  • ^ Мобильная образовательная площадка

«Музейный экран(чик)»

ГУК «Смоленский государственный музей-заповедник», г. Смоленск


Проект предполагает создание на базе музейной веб-студии образовательной мультимедиа площадки – стационарного и передвижного варианта. В качестве первоначального содержательного компонента будут разработаны два краеведческих мультимедиа цикла, включающих: выездную мультимедиа лекцию (с постановкой заданий учащимся), интегрированный мультимедиа показ и музейную экскурсию, закрепляющую компьютерную викторину-тест.

Название «Музейный экран(чик)» происходит из аналогии с традиционной музейной технологией «музейный чемоданчик» - набор экспонатов и наглядного материала, которые используются на выездных лекциях. К современным детям, воспитанным на экранной культуре, и подход требуется соответствующий – в комплект к «чемоданчику» лектор берет и «экранчик» (плюс ноутбук и проектор).

Особенность проекта в его четкой направленности на запросы целевой аудитории – смоленские городские и сельские школы. Все проектные предложения, форма и тематика занятий строятся на основе широкомасштабного опроса специалистов всех средних школ Смоленска в рамках информационных дней для сферы образования


  • «Бумажный» проект

Ботанический музей Российской Академии Наук Ботанического института им.

В.Л. Комарова РАН, г. Санкт-Петербург


В коллекции Ботанического Музея хранятся образцы бумаг более чем из 100 видов растений из различных регионов мира. Широкий спектр представленных материалов о бумаге актуален как в социокультурных, так и в экологических аспектах. Вопросы взаимодействия природы и человека, традиций и современности, промышленности и творчества важны для жителей Санкт-Петербурга всех возрастов и социальных категорий, так как актуализируют проблемы взаимоотношений Человека и Природы.

«Бумажный» проект» включает в себя цикл из 3 выставок: «Бумага – история, традиции, современность», «Жизнь бумажного листка», «Art-Paper», на которых будут представлены историко-этнографические, современные и авторские техники изготовления бумаги. Выставки будут сопровождаться творческими образовательными программами.


  • ^ Уроки Леонардо

Волгоградский музей изобразительных искусств, г. Волгоград


Проект «Уроки Леонардо» состоит из цикла занятий по естественно-научным дисциплинам и включает в себя уроки по физике, химии и математики для детей среднего школьного возраста и урок «Окружающий мир» для детей младшего школьного возраста.

Сфера применения коллекции художественного музея традиционно воспринимается только в русле гуманитарного образования, что сокращает возможности использования её в образовательном процессе и как следствие ограничивает возможности по созданию программ адресованных публике.

Современные дети при получении знаний преимущественно ориентированы на практичность, техническую грамотность и свободное владение компьютером. Художественный музей оказывается на периферии их интересов.

Не секрет, что знания получаемые детьми в школе представляют собой большой объём теоретического материала. Большая часть этой информации рассматривается как необходимая дань для получения аттестата и бесполезный груз в реальной жизни. Для изменения этого стереотипа музей превращается в средневековую лабораторию. Побывав на «Уроке Леонардо» дети в атмосфере музея увидят, как физические и химические законы были открыты или использованы при создании художественных произведений. На уроке детям наглядно демонстрируются разделы механики, оптики, свойства материалов их взаимодействие. В процессе занятий используются интерактивные методики, позволяющие детям проводить некоторые опыты самим.


  • «Глиняное детство человечества»

Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург


Суть проекта состоит в том, чтобы путем экспериментального моделирования воссоздать гончарные технологии эпохи неолита лесной зоны Евразии и включить эти материалы в учебные курсы специализированных образовательных учреждений.

Проект предполагает восстановление рецептур глиняного теста, способов формовки, сушки и обжига керамических изделий, подбор инструментов для их орнаментации и реконструкцию технических приемов нанесения декора, а также изготовление реплик древних керамических изделий с тем, чтобы вместе с собственно археологическим материалом представить их на итоговой выставке.

Выставка познакомит учащихся и всех желающих с керамикой древнего населения лесной зоны Евразии. Для участия в проекте отобраны материалы эпохи неолита – ямочно-гребенчатой культуры Волго-Окского междуречья, культуры сперрингс Карелии, сыалахской, белькачинской и ымыяхтахской культур Якутии, кондонской, малышевской и вознесеновской культур юга Дальнего Востока России. Это самые малоизвестные керамические культуры эпохи неолита в нашей стране, которые вместе с тем поражают яркостью образов своего керамического искусства.


  • ^ Образовательная программа «Культура жизни от и до» на базе отдела археологии ВИЭМ для детей 7-18 лет

Всероссийский историко-этнографический музей (ВИЭМ), Тверская обл., г. Торжок


Образовательная программа «Культура жизни от и до» трех уровневая. Идея проекта – привить культурное отношение подростка к окружающему миру. К тому миру, в котором он в данный момент находится. На первом уровне – это мир привычный для подростка – город, в котором он живет, история, культура и т.д. На втором – непривычный (лес, поле, другой город), непривычная среда обитания. На третьем – сохранение культуры и культурно-исторических ценностей и показ своих знаний в мини музейной экспозиции.

Проект реализуется на основе археологического кружка при отделе археологии музея. Программа рассчитана на 10-12 детей из разных социальных групп населения, а также на подростков из приютов и детских домов.

Программа основана на разных видах археологических исследований, которые дают возможности для проявления творческих и организаторских способностей подростков, как во время раскопок или разведок, так и во время создания музейных экспозиций.


Номинация «Совместные музейные программы»


  • Земский врач Чехов

Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова,

Комитет здравоохранения Чеховского района Московской области, Моск. обл., Чеховский

р-н, с. Мелихово


А.П.Чехов был не только писателем, но и врачом, и общественным деятелем. Под договором о приобретении имения стоит подпись «Врач А.П. Чехов». В свое время, Антон Павлович оборудовал мелиховский врачебный участок.

Музей не имеет экспозиции, показывающей медицинскую деятельность писателя, но обладает определенными ресурсами для ее создания. Село Мелихово не имеет фельдшерского пункта, где жителям, в основном пенсионерам, оказывалась бы первичная медицинская помощь.

Идея проекта состоит в том, чтобы совместно с Комитетом здравоохранения Чеховского района Московской области воссоздать фельдшерский пункт А.П.Чехова, одновременно расширяя тематику экспозиции музея-усадьбы и представляя новые сервисы посетителям музея и местным жителям, задавая те высочайшие стандарты качества жизни, которые были при докторе Чехове.


  • ^ Фотовыставка «Мой взгляд на Кремль»

Федеральное Государственное Учреждение «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», г. Москва


В 2006 году Музеям Московского Кремля исполнится 200 лет. Московский Кремль, в основном, ассоциируется у людей, как центр политической власти России. В юбилейном году Музеи Московского Кремля инициируют организацию фотовыставки, которая продемонстрирует Московский Кремль, как музейный центр мирового значения. Музеи Московского Кремля предлагают средствами Интернет привлечь к организации фотовыставки миллионы людей, которые посещали Кремль и фотографировали его, фиксировали так, как они его видели и воспринимали - исторические памятники, музейные экспозиции и выставки, реставрации памятников, церковные литургии, кремлевские яблони и цветы, кремлевских соколов, живые картинки и т.п., одним словом, фиксировали Московский Кремль как историко-культурный объект, а не как политический. Фотовыставка будет организована в два этапа: первый этап – фотоконкурс, второй этап – фотовыставка и фотоальбом.


  • «Музей, поделившийся зрением»

Новосибирский государственный краеведческий музей, г. Новосибирск


Для незрячих и слабовидящих людей, число которых в нашей стране постоянно увеличивается, актуальным, также как и для других граждан, является интерес к истории и культуре своего края.

В современных условиях основной информационной, культурно-исторической базой российского общества остаются музеи и библиотеки.

Новосибирский государственный краеведческий музей, выступая, как содержательный донор и региональный хранитель значительных информационных ресурсов, сознает важность поиска путей работы с данной категорией пользователей. Новым стратегическим направлением в решении проблем доступа к информации музей видит в использовании накопленного опыта других организаций. Освоенные Новосибирской областной специальной библиотекой для незрячих и слабовидящих передовые технологии выпуска нового поколения комплексных изданий предоставляют уникальные возможности для знакомства с музейными коллекциями в реальном и виртуальном форматах.


  • ^ VI Красноярская музейная биеннале

«Перемещение ценностей : ценность перемещения»

платформа «Северный завоз»

ГУ Красноярский культурно-исторический музейный комплекс, г. Красноярск


VI Красноярская биеннале в целях расширения масштаба события и освоения новых перспектив развития инициирует и реализует свои программы посредством системы специально проектируемых мест-платформ презентации актуальных культурных ценностей. Биеннале замышляется и организуется как пакет сетевых проектов, задающих сообщительность различных традиций, поэтик и стратегий. Эти площадки принадлежат разным уровням социо-культурного пространства: от института до региона.

^

Среди них региональная экспо-платформа "Северный завоз"


Это - программа внедрения мирового измерения в региональную идентику Сибири. «Сибирь» позиционируется как всеобщий ресурс воображения.

Материально, платформа представляет собой баржу, груженую контейнерами «16-тонниками». На барже размещается около 20-ти «экспозиционных боксов».

Внутри контейнера-«домика» создается экспозиция-инсталляция, отрабатывающая один из заданных по общему сценарию сюжетов. С одной стороны, сюжетная типология определяется бытовыми подробностями северных перевозок, как правило, жизненно-важных для «крайних» людей. С другой стороны, посредством баржи транслируется историческая вина и надежда: например, память зэков, ссыльных, каторжан. В таком путешествии во времени найдется место и для воительной тяги казацкой ватаги и утопических грез беглых староверов.


  • ^ Великий железный путь России

Муниципальное учреждение культуры «Городской краеведческий музей»,

Челябинская обл., г. Златоуст


В ХVIII – ХIХ вв. основным производителем железа и стали в нашей стране был Урал. Уральский металл обеспечивал потребности армии, флота и развивающейся промышленности. Единственным транспортом для доставки продукции в центр был речной.

Караваны барок с изделиями Златоустовских горных заводов, во время весеннего половодья уходили по бурной реке Ай, затем плыли по рекам Уфе, Белой, Каме, Волге. По системе каналов, бурлаки вели их на Москву и Петербург. Эта интереснейшая страница истории забыта. Не сохранилось ни одной барки.

Мы планируем построить две точных копии этих судов. Одно будет установлено на старом заводском пруду, как плавучий музей, другое совершит плавание от Златоуста до Петербурга. В городах по пути экспедиции будут проводиться презентации реконструированной барки, выставки современной продукции предприятий Златоуста, Сатки, Кусы.



  • ^ Экспозиция под открытым небом «Байкальский сад»

Музей природы Бурятии, г. Улан-Удэ


Проект предполагает создание долговременных партнерских связей в процессе создания экспозиции под открытым небом– дендросквера «Байкальский сад» – особой музейно-образовательной и рекреационной среды в центре города.

В ходе реализации проекта будет создан дендросквер в центре г. Улан-Удэ, который станет ядром создания системы партнерских взаимоотношений музея природы Бурятии, администрации города, ВУЗов города и общественных организаций.

В рамках проекта будут проведены семинары, конкурс проектов по отдельным участкам дендросквера, работа со СМИ, создание дендросквера и его презентация.


  • ^ Виртуальный музей России

Государственная Третьяковская галерея, г. Москва


«Виртуальный музей России» – это комплексный проект, включающий:

1. создание нового сайта www.virtualmuseum.ru –площадки для размещения виртуальных выставочных проектов, позволяющих знакомить огромную интернет-аудиторию с богатейшим культурным наследием, хранящимся в столичных и региональных художественных музеях нашей страны;

2. разработку и размещение на сайте www.virtualmuseum.ru виртуальной выставки, посвященной 150-летию крупнейшего художника рубежа XIX–XX веков Михаила Врубеля.


  • «Епифанская мануфактура»

Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле», Тульская обл., Куркинский р-н, п/о Шаховское


Проект предусматривает создание мануфактуры по производству аутентичной сувенирной и сопутствующей продукции необходимой для музея-заповедника «Куликово поле». Главным отличием этого «предприятия» от стандартного промышленного производства заключается в том, что мы не предполагаем создания новых производственных мощностей, требующих значительных капиталовложений. Производство будет организовано на дому, на базе Епифанской средней школы, Кимовской школы искусств и Епифанского историко-этнографического музея.


  • ^ 9-я ежегодная конференция АДИТ-2005 в Казани «Культурное многообразие в едином информационном пространстве»

Национальный музей Республики Татарстан, г. Казань


Конференция АДИТ-2005 в Казани, помимо основных целей, призвана продемонстрировать тот факт, что Национальный музей РТ является реальным лидером не только городского, но и республиканского значения, в области сохранения культурного наследия и обеспечения широкого доступа к нему и, как следствие, привлекает внимание общественности, СМИ и серьезных партнеров из сфер бизнеса, управления и общественных инициатив.

Конференция проводится в год празднования 1000-летия Казани и в атмосфере отмечаемого 200-летнего юбилея Казанского университета. Эти две исторические даты привлекут к участию не только российских, но и зарубежных партнеров, что сделает АДИТ - 2005 заметным событием культурной и научной жизни города.


  • ^ Реально-виртуальная фотовыставка «Простые лица»

Муниципальное учреждение культуры «Коношский районный краеведческий музей», Архангельская обл., пос. Коноша


Коношский районный краеведческий музей организует стационарную фотовыставку «Простые лица», связанную с именем лауреата Нобелевской премии Иосифа Бродского, который в 1964-65 годах был в ссылке в Коношском районе, работал разъездным фотографом, снимал простых коношан. На выставке будут представлены фотоснимки Бродского-фотографа, фотографии Бродского и его коношских приятелей. Коношская районная библиотека им. И.Бродского создаст виртуальный аналог выставки. Он будет демонстрироваться на сайте библиотеки, а также в деревнях района в форме передвижной выставки.


  • ^ Минин и Пожарский. Балахна и Зарайск.

Государственный историко-архитектурный, художественный и археологический музей «Зарайский кремль», Московская обл., Зарайск

Балахнинский государственный краеведческий музей, Нижегородская обл., г. Балахна


Партнерский проект, связанный с новым федеральным праздником – 4 ноября. (спасение Отечества нижегородским ополчением под командованием Минина и Пожарского). Балахна является родиной Минина, поэтому интегратором и основным исполнителем темы «Минин» является Балахнинский музей. Князь Пожарский был воеводой Зарайска, интегратором по теме «Пожарский» выступает Зарайский музей. Тема «Нижегородское ополчение» интерпретируется в области туризма и разрабатывается НЦГ.

Проект предполагает создание информационных киосков в Зарайском и Балахнинском музеях, разработку web-сайта на основе того же материала и проведение комплекса мероприятий, связанных с празднованием 4 ноября.

Очень позитивно, что актуальную тему 4 ноября начинают разрабатывать учреждения культуры, а не квази-патриотические организации, которые могут исказить суть нового, пока не имеющего традиций государственного праздника.


  • «Победный формат» (к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне)

Региональная общественная организация «Институт проблем гражданского общества»,

г. Москва, г. Волгоград


Проект «Победный формат» является частью международного проекта «Живые голоса истории», посвященного 60-летию Победы в ВОВ, который реализуется с сентября 2004 г. сообществом более чем 500 организаций и учреждений – музеев, библиотек, вузов, школ, СМИ, общественных организаций, предпринимательских структур, действующих по разработанному Институтом проблем гражданского общества общему плану и под его руководством (приложение 1).

В рамках проекта студенты, школьники, молодые ученые, активисты НПО и др. записывают на аудиопленку воспоминания участников боевых действий, узников концлагерей, жителей оккупированных территорий, блокадников, детей военного времени и оказывают им социальную и другую помощь, проводятся различные тематические просветительские мероприятия, конкурсы, конференции и т.д. Особая роль в проекте отведена музеям, на базе которых, в т.ч. филиальной, осуществляется значительная часть проектной деятельности. В настоящее время в проекте участвуют 56 музеев – государственных и частных, многопрофильных и узкотематических, находящихся в региональных центрах и отдаленных поселках. Музеи проводят встречи ветеранов с молодежью, в процессе которых осуществляется запись воспоминаний, семинары для добровольцев, дискуссии, пресс-конференции, а также участвуют в подобных мероприятиях, организуемых другими участниками проекта, выступают в качестве координаторов и информационных центров проекта.


  • ^ Интермузейная выставка «Непрочитанные письмена»

Национальный музей Республики Коми, г. Сыктывкар


Музеи Республики Коми, Вологодского края, Пермской области обладают целым рядом уникальных памятников, связанных со Стефаном Пермским, и этническим своеобразием культуры региона. Создание единой выставки на основе этих коллекций позволило бы показать роль легендарного миссионера в формировании самобытной культуры региона.

Особенность проекта - это создание через пространственное обыгрывание знаков стефановской азбуки и мультимедийной композиции определенной модульной основы, позволяющей, как в универсальной матрице представить памятники из собственных собраний музеев, на фоне виртуальных копий экспонатуры из других музеев, библиотек, архивов. Проект «Непрочитанные письмена» позволит, не перевозя уникальные экспонаты из музея в музей, представить образ Стефана как определенный культурный феномен региона. Принцип организации выставки, может стать универсальной основой для расширения проекта и показа его не только в музеях-организаторах (Сыктывкар, Вологда, Пермь), но и в других городах региона (Великий Устюг, Сольвычегодск, Архангельск, Яренск и др.), позволяя даже самым небольшим музеям, которые по многим причинам не могут позволить себе участие в больших проектах, позиционировать себя в общем культурном пространстве региона.


Номинация «Технологии музейной экспозиции»


  • Русская Швейцария

Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей,

Московская обл., г. Звенигород


Оригинальный проект выставки-сопоставления ландшафта двух регионов (подзаголовок проекта "Реальная Россия - виртуальная Швейцария"). Его важной отличительной чертой является направленность на улучшение качества жизни на территории через переосмысление ее брендов.

В экспозиции с помощью создания двух параллельных экспозиционных рядов будут сопоставлены реалии и артефакты города Звенигорода XIX-XXI вв. и виртуальные образы схожих малых городов швейцарских кантонов, исторический “старт” которых в XIX в. начинался в практически одинаковых условиях.

Виртуальная «мечта-Швейцария» будет манить посетителя с плазменных экранов, размещенных в залах. Наблюдение жизни в городках Швейцарии будет сделано с помощью уличных web-камер.

По замыслу авторов, "экспозиция станет одной из площадок обсуждения моделей развития Звенигорода: “дачная столица”, “лас-вегас”, “швейцарский городок”, встречи мнений горожан, дачников, чиновников города на круглых столах, привлечет внимание общественности к судьбе одного из древнейших городов Подмосковья, позволит начать разговор о построении модели будущего Звенигорода на основе опыта и примера непротиворечивого, гармоничного процесса развития швейцарских городов".


  • ^ Новый музей – новая экспозиция

Музей истории русского платка и шали, Московская обл., г. Павловский Посад


Проект интерактивной экспозиции нацелен на "создание контекстно-интерактивной среды представления музейной коллекции": демонстрация предметов в среде бытования, создание возможностей "функционального освоения" музейного предмета посетителями.

Для интерактивного общения посетителей с экспонатами в игровой форме посетителей вводят в интерьер и предлагают:

    • участие в «рукотворном создании и украшении ткани (прядение нити, ткачество, набойка рисунка, обвязка платка бахромой»;

    • творческую работу с предметом (например, манера ношения и способы завязывания платка и т.д.);

    • участие в театрализованных представлениях совместно с актерами народного театра и фольклорных ансамблей.

Авторы предполагают, что проект может стать стимулом развития индустрии туризма в Павловопосадском районе. В него вовлечены местные мастера декоративно-прикладного искусства и общественные организации.



  • ^ Возвращение Кропоткина

Музей-заповедник "Дмитровский кремль", Московская обл., г. Дмитров


"Дом Кропоткина в Дмитрове" является одним из отделов музея-заповедника "Дмитровский кремль". Проект предлагает в высшей степени оригинальную идею создания мемориально-образной экспозиции, по-новому раскрывающей личность известного русского философа как провозвестника современной "сетевой демократии", т.е. развития сетевых "горизонтальных" политических организаций, Интернет-сообществ, субкультур, творческих индустрий, национальных диаспор, профессиональных сообществ.

Поэтому центром экспозиции станет экран, отображающий жизнь в самом свободном от государственного контроля пространстве – Интернете: на экране посетитель будет видеть на меняющихся порталах непрерывно дискуссии, идущие «вживую» на разных языках в интернет-чатах, в гэстах и на форумах.

Живой глобальный Интернет-экран будет олицетворять торжество идей Петра Кропоткина и будет сопряжён с символом конечности его земной судьбы – мемориальной комнатой – кабинетом, в котором в 1921 году умер вернувшийся из эмиграции князь. На нескольких экранах - путешествия Кропоткина в эмиграции: кадры кинохроники о тех странах, где ему довелось побывать, встречах с известными политическими деятелями.

Существенно, что в ходе реализации проекта будет создан единственный музей, посвященный великому ученому, чьи идеи в настоящее время востребованы мировой общественностью.


  • ^ Интерактивная экспозиция под открытым небом с виртуальным гидом «Выборгский замок сквозь века истории».

Государственный музей «Выборгский замок», Ленинградская обл., г. Выборг


Выборгский замок – уникальный историко-архитектурный памятник, единственный островной замок на территории России. Основанный в средние века (кон. XIII века), он на протяжении последующих столетий неоднократно менял свой облик. О том, как формировался комплекс замковых построек, как менялось значение замка во времени, расскажет интерактивная экспозиция под открытым небом с виртуальным гидом «Выборгский замок сквозь века истории». Это будет сеть автономных мобильных компьютерных мониторов с процессорами (модулей), расположенных в ряде зданий Замкового комплекса. Просмотр и управление будет осуществляться посетителями со стороны улицы с помощью специальных блоков управления с минимальным количеством кнопок. Модули будут демонстрировать исторические этапы формирования замкового комплекса тематическими блоками с краткой исторической информацией об объекте, его использовании в прошлом и настоящем, военной истории, жизни и быте на Замковом острове. Информация будет представлен на двух языках – русском и английском. Предполагается оборудование интерактивных просмотровых площадок для остановки туристических групп и одиночных посетителей на «значимых» местах Замкового острова с привязкой к информационным мониторам. Таким образом, Выборгский замок будет осуществлять взаимодействие с каждым посетителем, удовлетворяя индивидуальные интересы всех категорий посетителей.


  • «Выбор истории. История выбора».

Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, г. Ярославль


Проблема выбора сопровождает человека на протяжении всей жизни, на любом уровне: бытовом, социальном, политическом, - но далеко не всегда выбор делается осознанно. Огромное количество факторов влияния часто приводит к ощущению предопределенности выбора, а, следовательно, к пассивности жизненной позиции. Но, несмотря на это субъективное ощущение, исторический путь страны определяется выбором не только харизматических лидеров, но и рядовых граждан. Россия находится в состоянии перманентного выбора, не только политического, но и экзистенциального. Особенно ярко это проявляется во времена кризисов.

Музей предлагает актуализировать эту проблему с помощью проекта «^ Выбор истории. История выбора». Проект подразумевает моделирование ситуаций выбора на разных уровнях: от выбора исторического пути страны до выбора спутника жизни.

Основные составляющие проекта:

  • выставка «Выбор истории. История выбора» моделирует исторический выбор региона и страны в переломные моменты. Посетитель помещается в ситуацию исторического кризиса, получая возможность через выбор сценария (маршрута) осмотра выставки осознать существование различных трактовок истории. Выбранный посетителем сценарий («роль») определяет возможность доступа к той или иной информации, что позволяет ему самостоятельно интерпретировать предметы и события с определенной точки зрения;

  • мультимедийная компьютерная программа «Сослагательное наклонение», демонстрирующая альтернативность путей истории, возможные варианты развития событий (действует в рамках выставки);

акции, раскрывающие аспекты понятия «выбор», привлекающие внимание к актуальным для каждого человека проблемам: выбор профессии, выбор спутника жизни, политический выбор.


  • ^ Этапный пункт – «Музей арестантского быта»

Игринский краеведческий музей, республика Удмуртия, п. Игра


Посёлок Игра – районный центр в Удмуртии. В Игре пересекаются важные транспортные магистрали, имеющие федеральное значение, идущие с севера на юг и с запада на восток. Самая важная магистраль – Сибирский тракт, дорога, связывающая центр России с Сибирью. Вдоль Сибирского тракта сохранились исторические и культурные объекты – церкви, ямщицкие избы, базарные площади, этапные пункты, но многое уже безвозвратно утрачено. В Игринском районе д. Бачкеево чудом сохранился один из исторических памятников – этапный пункт, построенный в 1837 г. он практически не перестраивался. Последний этап прошёл в 1900 г. Именно в этот период Сибирский тракт был дорогой горя и слез. По нему прошли декабристы и их жены, народовольцы, тысячи каторжан и ссыльных. Подобного музея в республике еще нет. Это должна быть запоминающаяся экспозиция, правдиво отражающая историю нашей родины, пусть и не совсем приятные ее моменты.

Посетившие музей туристы удивлены сохранившимся зданием. У данного музея арестантского быта большие перспективы, так как Министерством культуры УР разработан проект «Сибирский тракт – сквозь границы», который предполагает создание музея под открытым небом на всем протяжении Сибирского тракта с последующей организацией туризма. Игринским краеведческим музеем разработан экскурсионно-туристический маршрут «Клубок дорог», который активно пропагандируется в районе и республике. Этапный пункт в д. Бачкеево также включен в этот маршрут.


  • ^ Чайковский – денди русской музыки

Государственный Дом-музей П.И.Чайковского, Московская обл., г. Клин


Необычайно изящный экспозиционный проект, представляющий П.И.Чайковского как "денди" - законодателя стиля и вкуса своей эпохи. Проект направлен на формирование новых стандартов жизни и повышение культуры повседневности.

П.И.Чайковский был не только выдающимся композитором, но и законодателем стиля и вкуса своей эпохи. Он посещал гимнастический зал, заказывал одежду в лучших магазинах Парижа, Лондона, Петербурга. В музее хранится большое собрание предметов гардероба Петра Ильича, начиная с концертных фраков и заканчивая домашними тапочками. Плюс аксессуары - духи, сигары, мундштуки, трубки и т.д. Музей планирует подготовить экспозицию, дополненную такими элементами как запах, звук, речь. Например, наполнить залы ароматом любимого табака, парфюмов и благовоний - Чайковский очень любил запах ландышей и даже посвятил этому цветку стихотворение собственного сочинения, знал толк в сигарах. Кроме того, музей хотел бы дополнить визуальный ряд звуковым - не только соответствующими фрагментами из произведений композитора, но и его рассуждениями о красоте. Чайковский часто философствовал на эту тему в своей переписке с Надеждой Филаретовной фон Мекк. Мы хотели бы записать выдержки из его писем в исполнении актера-чтеца. Экспозиция будет сопровождаться показами мужских коллекций одежды в дендистском стиле и концертами.


  • ^ Аудио гид «Остров Кнайпхоф»

Государственный Центр современного искусства/Калининградский филиал (КФ ГЦСИ),

г. Калининград


Проект предполагает создание виртуальной экспозиции острова Кнайпхоф на основе специализированного художественного аудиогида. Остров Кнайпхоф - это некогда плотно застроенный центр старого Кёнигсберга, а сегодня пустотная парковая зона, единственная материальная часть которой – Кафедральный собор с могилой Иммануила Канта. Аудио гид будет включать звуковые ландшафты города разных эпох и периодов - прусский, орденский, вторая мировая война, стройки социализма, современный Калининград, а также маршрут известного философа Иманнуила Канта. Уникальность данного проекта заключается в том, что наряду с историческими данными в звуковой ряд будут включены спецэффекты и произведения современных авторов. Таким образом, аудиогид позволит совершить прогулку по историческому центру города, путешествуя во времени и пространстве. Финальный этап проекта - формирования стенда аудиоэкскурсии в музее Кафедрального собора. Презентация проекта подразумевает демонстрацию аудиогида, лекции экспертов и концерт.


  • «Музей – кино - история» - программа музейных киноэкспозиций из киноархивов Пермского края

Государственное областное учреждение культуры «Пермская государственная

художественная галерея», г. Пермь


Проект предлагает внедрение новой формы музейной экспозиции - с использованием документальных кино-видеоархивов, созданных на отечественных кино- и телестудиях в течение последних ста лет.

В рамках проекта предлагается провести обучающий семинар для музейных работников Пермского края, в результате которого специалисты получат навыки работы с базой данных по аудиовизуальным архивам Пермского края. Музеи Пермского края получат в свое распоряжение «пилотную» киноэкспозицию, составленную из архивных кино-видеоматериалов (при участии специалистов киностудии «Новый курс» (Пермь).

В рамках проекта предполагается составить соответствующую требованиям музейной работы базу данных на около тысячи документальных фильмов и архивных материалов о Пермском крае, находящихся в разрозненных местах хранения. В результате музейные работники, вовлеченные в проект, смогут оперативно составлять согласно своим задачам тематические кино-подборки материалов.


Номинация «Музейные исследования»


  • Создание виртуальной экспозиции «Исламская рукописная книга из собрания Музея редких книг и рукописей научной библиотеки МГИМО (У) МИД России»

Музей редких книг и рукописей Научной библиотеки Московского государственного

института международных отношений (университет) МИД России, г. Москва


Манускрипты из коллекции МРК МГИМО являются, по мнению специалистов-востоковедов, одними из самых древнейших и интереснейших в Москве не только в научном плане, но и в художественном отношении. Многие из них с этой точки зрения уникальны: они прекрасно иллюминированы, украшены великолепными миниатюрами, имеют роскошные художественные переплеты. Манускрипты переписаны известными каллиграфами и представляют собой шедевры восточной (арабской, персидской и турецкой) каллиграфии.

В Москве экспозиции, посвященные искусству Ислама в целом, и искусству исламской художественно оформленной книги в частности, совершенно отсутствуют. МРК МГИМО является ведомственным музеем, доступ в который возможен только для сотрудников института, а также для гостей вуза и студентов в ходе специальных экскурсий. Между тем собрание МРК по своему значению выходит за рамки закрытого ведомственного музея, эта коллекция, ведущая свое начало со времен Лазаревского института восточных языков, гораздо более значима и по своему уровню соответствует музею европейского масштаба.


  • «Заполярная Игарка: архив возрождает город»

Игарский краеведческий комплекс «Музей вечной мерзлоты»,

Красноярский край, г. Игарка


Основная идея проекта – завершение музейного исследования, способного переломить затянувшуюся негативную социально-культурную и экономическую ситуацию в лучшую сторону, остановить процесс умирания некогда процветавшего города за Полярным кругом.

Суть проекта – обнаруженные, доселе неизвестные факты из истории первоначального строительства Игарки носят характер ошеломляющего открытия, имеющего взрывной характер эмоционально-психологического воздействия на население города в положительном ключе, с выходом на экономические рычаги возрождения города.

Идеи, заложенные в проекте Игарки 30-х годов, позволяют новыми глазами взглянуть на историю родного города, увидеть точки опоры для духовного и экономического развития социума, довольно закрытого и оторванного от «Большой земли». В 1931 г. рабочий посёлок Игарка был преобразован в город, и архитектор И. Леонидов создал проект застройки будущего «форпоста на Севере». Леонидов известен своей «космической архитектурой», ему удается передать ощущение бесконечного пространства Космоса через архитектурные образы. Градостроительно-философские идеи, созвучные леонидовским, существовали и во Франции 18 в., где архитектором К.-Н. Леду спроектирован и построен город Шо. В обоих случаях речь шла о «городах будущего», своеобразных «городах Солнца», местах коллективного труда, благополучия и процветания.


  • ^ Знаковый ландшафт: чувственный город

Костромской государственный объединенный художественный музей (КГОХМ),

г. Кострома


Проект направлен на формирование индивидуального облика Костромы, в основе которого - знание о знаковом ландшафте города, полученное в результате исследования.

Итогом изучения городской среды должна стать карта не знаков-объектов (памятники, природные ландшафты, городская застройка и т.д.), а знаков-«отображений», фиксирующих эмоциональное личное восприятие горожан своего постоянного места обитания. Знаковый ландшафт в нашем понимании воссоздает «субъективный» чувственный облик городской среды, указывающий на пустоты, проблемные зоны (дефициты) и места, «расцвеченные» личными переживаниями и отношениями горожан (культурные ресурсы/запасы). Такое вскрытое восприятия города становиться культурной платформой для конструирования развивающегося управляемого городского бренда.

Результаты исследования будут обобщены и представлены на специальной выставке-акции, в издании и в рамках публичной кампании по проблемному обсуждению итогов с участием городской и региональной общественности



  • ^ Исследование «Музеи и региональные туристические рынки»

Некоммерческая организация "Фонд «Культурная столица»

Ассоциация музеев России (АМР), г. Тольятти


Идея проекта – с помощью исследования помочь региональным музеям позиционироваться на региональном туристическом рынке, а туроператорам увидеть в музеях ресурсного и технологического партнера.

Сегодня музеи проводят политику активного включения в деятельность туристического бизнеса, однако эта политика пока малоэффективна с рыночной и управленческой точки зрения. Проект в этой связи – попытка на примере двух региональных ситуаций помочь музеям дать ответ на вопрос о критериях (факторах), способах (технологиях) и стратегиях действия на туристических рынках.

К проекту планируется привлечь субъектов туристической деятельности, чтобы совместно обсудить проблемы и перспективы реальной взаимовыгодной кооперации и попытаться сформировать работающие схемы такой кооперации.

По итогам исследования должны быть прорисованы зоны экономического и ресурсного партнерства, элементы общих инфраструктур и, самое главное, проекты возможной совместной деятельности субъектов музейной и туристической сфер.

Таким образом, исследование – это способ организации диалога и прояснение траекторий действия и музеев, и турбизнеса.

В рамках исследования планируется описать основные тенденции региональных туристических рынков, указать на возможности и ограничения действия музеев в сфере региональной туристической политики.


Номинация «Социальные сервисы для людей с ограниченными возможностями»


  • Летний сад « Копани»

Муниципальное некоммерческое учреждение культуры « Музей истории культуры

Камбарского района», Республика Удмуртия, г.Камбарка

В данном Проекте идет работа с социально-уязвимой группой населения – инвалидами различной степени заболеваемости. Таких людей в городе у нас много. Город Камбарка с 13-тысячным населением расположен на юге Удмуртии. У него есть своя удивительная история. Город– это не искусственный механизм, который можно создавать на бумаге, а живой механизм , где желание и действие людей в силах изменить то место, где они живут.

В черте города строится завод по уничтожению химического оружия. В связи с хранением люизита , в городе неблагоприятная экологическая обстановка, смертность населения в два раза превышает рождаемость. В последние годы отмечается явная тенденция к резкому росту психических, неврологических и психосоматических заболеваний у жителей города.

Поэтому сотрудники музея хотят создать комфортное пространство для данной категории населения, привлекая их в музей, заинтересовав историей, раскрывая их творческие способности, при этом у этих людей должно исчезнуть чувство ненужности обществу, чувство безысходности .



  • ^ Искусство для здоровья

Фонд поддержки социально-культурных программ «В поисках гармонии»,

г. Санкт-петербург


Основная цель социокультурной деятельности российских музеев - ввести стандарты Европейского сообщества по созданию доступной среды для депривированных групп населения. Являясь лидером среди российских музеев в деле социокультурной реабилитации людей «с проблемами»1, Государственный Русский музей решает эту проблему через: а) оснащение музея современными техническими устройствами, б) разработку специальных гуманитарных программ, ориентированных на потребности и возможности данных категорий населения.

В настоящее время ГРМ полностью оснащен необходимыми техническими устройствами (пандусы, подъемники, указатели и пр.) для комфортного пребывания и беспрепятственного перемещения людей с ограниченными физическими возможностями к объектам музейной инфраструктуры и информации. С 1992 года успешно работают арт-терапевтические2 программы по социальной адаптации, творческой реабилитации и интеграции в общество депревированных групп населения средствами изобразительного искусства и художественного творческого самовыражения.


Проекты по военной тематике


  • Организация водного туристского маршрута «События советско-финляндской (1939–1940 гг.) и Великой Отечественной (1941–1945 гг.) войн на Карельском перешейке».

Музей-крепость «Корела», г. Приозерск Ленинградской области


Пилотный туристский маршрут - девятидневный поход на лодках типа «Пела» по реке Вуокса (общая протяжённость маршрута — 90 км) — современный туристский продукт для всех, кто интересуется историей Карельского перешейка и владеет навыками организованного туризма. Маршрут проложен по местам реальных боевых действий советско-финляндской и Великой Отечественной войн. Туристы смогут посетить полуразрушенные объекты линии Маннергейма, мемориалы, памятники, а также увидеть красивейшие уголки природы Карельского перешейка:

Проект предполагает размещение маршрута на сайте ЛО ГУК «Музейное агентство», продажу путёвок в рамках туроператорской и турагентской деятельности ЛО ГУК «Музейное агентство», закупку туристического инвентаря и снаряжения, баков для мусора, оборудование мест для палаточных лагерей в пунктах ночёвок, костровищ и совершение лодочного похода по реке Вуоксе.


  • ^ Создание музейного аттракциона в музее-диораме «Прорыв блокады Ленинграда»

Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда», г. Санкт-Петербург


Проект направлен на расширение экспозиционных возможностей диорамы «Прорыв блокады Ленинграда», связанных с созданием музейного аттракциона на преддиорамной площади. Площадка открытого хранения фондов с уникальными экспонатами – танками, принимавшими участие в боях операции «Искра», игровая зона, где посетители получат возможность использовать в образовательных и развлекательных целях как современные компьютерные технологии, так и традиционные игровые формы, такие, как тир, сделают музей привлекательным для туристов, интересующихся военной историей и любящих батальную живопись.

В специальном павильоне разместятся:

- площадка открытого хранения боевой техники периода Великой Отечественной войны, в т.ч. танков, принимавших участие в боях за прорыв блокады и поднятых со дна Невы в 2004-2005 гг. в районе легендарного Невского пятачка (охранной зоны музея-заповедника);

- тир, где посетители музея смогут ощутить себя «ворошиловским стрелком» и «сдать нормы ГТО»;

- интерактивная образовательная зона с возможностями выполнения тематических заданий.

Проектом предусматривается создание игровых компьютерных программ на материале экспозиции, 3D моделей объектов, находившихся в полосе прорыва блокады в январе 1943 г.


  • ^ Партнерский сетевой социо-культурный проект

«Художник и Оружие» (современное искусство в военных музеях)

Музей Воздушно-десантных войск «Крылатая гвардия», г. Екатеринбург


Международный художественный проект «Художник и Оружие», имеющий успешную презентацию в рамках «Российской выставки вооружения» (Нижний Тагил, 2004) и научной межрегиональной конференции «Толерантность в условиях цивилизации локальных войн» (Екатеринбкрг, 2004) доказал важность и актуальность широко озвученной им социальной проблемы современного общества – «милитарии сознания».

Главная презентационная идея предлагаемая для конкурса – создание сетевой музейной программы «Военно-художественных музеев» на базе международного художественного проекта «Художник и Оружие». Содержание программы – создание межинституционального и интеркультурного диалога военных музеев и культурных институций, представляющих современное искусство и как итог - резонирование в разных регионах России актуальнейшей социальной проблемы, которая приобретает особое значение в юбилейном, 2005 году – 60-летия Победы.



1 Федеральный закон от 24 нобяря 1995 г. № 181-Ф3 « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

2 В 2003 году авторы арт-терапевтической программы ГРМ «Шаг навстречу» были удостоены Государственной премии в области литературы и искусства.







Скачать 411,87 Kb.
оставить комментарий
Дата17.10.2011
Размер411,87 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх